Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Два портрета поэта (очерк-исследование)

Свой очерк-исследование я посвящаю портрету Александра Сергеевича Пушкина - русского поэта, прозаика, драматурга.

Уголок комнаты, обставленный старинной мебелью. Восьмиугольный столик на гнутых ножках, на нём подсвечник с полусожжённой свечой, несколько книг и портрет-миниатюра в рамке из карельской берёзы.

Это портрет Пушкина – маленького, в возрасте трёх – трёх с половиной лет. У него светлые вьющиеся волосы, тщательно причёсанные и приглаженные. Серо-голубые глаза широко открыты, взгляд живой, быстрый. Рот отчётливого рисунка, губы пухлые, верхняя чуть подлинней.

Миниатюру поэта подарил музею народный артист РСФСР Всеволод Якут. А к нему она попала так.

В 1950 году театр имени Ермоловой был на гастролях в Ленинграде. Шёл спектакль «Пушкин» по пьесе А. Глобы. Всеволод Якут играл Пушкина. Играл вдохновенно, горячо, интересно. Однажды в антракте за кулисы пришла высокая красивая женщина. Восхищённая игрой артиста, она принесла ему не обыкновенный подарок – цветы, а нечто необычное – семейную реликвию, миниатюрный портрет Пушкина-мальчика в старой овальной рамке с отбитым краем. К нему была приложена записка, рассказывающая о владельцах портрета.

Всеволод Семёнович был тронут, но от ценного дара хотел отказаться. Однако дарительница очень просила принять портрет. Она оставила свёрток, попрощалась и ушла – звенел звонок, антракт уже кончался. А когда Якут вернулся со сцены, взволнованный, утомлённый, и стал рассматривать миниатюру, он с огорчением убедился, что не запомнил фамилии дарительницы, а только её имя и отчество – Елена Александровна. Запомнил её просьбу – не публиковать портрет. Так миниатюра осталась у Всеволода Якута. Её посмотрели, о ней поговорили: одни сказали, портрет похож, другие - непохож. А потом о нем стали забывать. Затем портрет попал в музей. Там решили узнать его историю, установить подлинность.

Атрибуция портрета – это наука и не наука. Это не только знания, но и меткий глаз, интуиция.

Первая «встреча» с портретом, который надо определить, всегда самая волнующая. Первое восприятие – самое яркое и сильное. «Он» это или не «он»? Узнаёшь или не узнаёшь?

Но просто «узнать» мало – надо ещё и доказать. И вот после первого взгляда на портрет, после первого цельного впечатления наступает пора, когда надо заняться частностями, рассмотреть все детали, разобрать подробности. Тут уж мало ответить на вопрос «похож или непохож», а надо сказать, чем похож.

Половина тех, кто смотрит портрет, говорит «похож», другая половина – «непохож». Поэтому необходимо тщательно сличать, сопоставлять с известными и бесспорными портретами.

Облик Пушкина знаком всем. Его характерную внешность легко запомнить. Сохранились прижизненные портреты поэта. Множество раз он мастерски рисовал свой профиль на полях рукописей, в альбомах своих приятельниц. С большой выразительностью запечатлел скорбный облик Пушкина в конце его жизни малоизвестный художник Иван Ливен. С лица умершего скульптор С. И. Гальберг снял гипсовую маску.

Но почти все портреты Пушкина, во всяком случае все самые известные и бесспорные, созданы во второй половине 1820 –х -начале 1830-х годов, то есть когда Пушкину было около 30 лет. А ребёнку, изображённому на портрете, три- три с половиной года.

Можно ли сравнить эти портреты? Сопоставлять детское лицо, ещё не оформившееся, с определёнными, сложившимися чертами взрослого?

Известный антрополог М. М. Герасимов считает, что характерные черты обнаруживаются уже в детстве. Только ребёнку свойственна мягкость, округлость черт, иное сочетание величины лица и объёма головы.

Вспоминая внешность Пушкина, давайте посмотрим на два его прижизненных портрета, написанных знаменитыми художниками – Василием Андреевичем Тропининым и Орестом Адамовичем Кипренским, а потом сравним с ними детский портрет.

Тропинину Пушкин позировал зимой 1826/ 27 года, когда жил в Москве у своего друга С. А. Соболевского. По его желанию Пушкин был изображён в халате и с заветным перстнем на большом пальце правой руки. Но домашний костюм и естественная поза не делает портрет обыденным, будничным. При первом же взгляде нас поражает духовное богатство и сила, выраженные в лице поэта. Художник осветил почти всё лицо, повернутое к нам в три четверти. Большой чистый лоб не закрыт волосами, откинутыми назад, ноздри будто приподняты дыханьем, губы готовы разомкнуться, большие глаза, полные света, видят что-то недоступное нам. Лицо Пушкина полно жизни и мысли.

«Сходство портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не мог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта», - писал о портрете Тропинина в майском номере журнала «Московский телеграф» Н. А. Полевой.

Художник не стремился смягчить «африканское» в лице поэта. И в портрете, и в этюде к нему вы видите ганнибаловские черты, переданные ему через мать. Выпуклый рот с полными губами, слегка выдвинутую вперёд нижнюю часть лица, верхнюю губу, чуть перекрывающую нижнюю. А также форму носа – с открытым вырезом ноздрей и прижатым кончиком. Особенности «арапского профиля (выражение самого Пушкина) ещё сильнее проступают в его автопортретах.

Портрет Кипренского написан почти одновременно с тропининским. Портрет отличается сдержанностью и поэтичностью. Пушкин на портрете Кипренского очень спокоен. У него тихий задумчивый взгляд, грустная складка губ. Скрещенные на груди руки – любимая поза поэта – подчёркивают его замкнутость в себе, сосредоточенность. Художник избегал всяких внешних выигрышных приёмов: эффектного жеста, ракурса, поворота. Он не акцентирует творческую силу, темперамент поэта.

Этот портрет также отличался большим сходством с оригиналом, что отмечали многие современники, хотя Кипренский несколько сгладил характерные ганнибаловские черты. Сам Пушкин говорит в послании к художнику:

Себя как в зеркале я вижу, но это зеркало мне льстит.

Два портрета поэта. Схожие и несхожие. Почему? Два разных художника, два взгляда на одного человека, два представления о нём. Два художника – две разные кисти. Но не только это. Дело и в самой внешности поэта.

В «Словаре достопамятных людей русской земли, составленном Бантышом-Каменским» (издан в 1847 году), написано о Пушкине со слов родных и близких:

«среднего роста, худощавый, имел в младенчестве белокурые курчавые волосы, сделавшиеся потом тёмнорусыми, глаза светлоголубые, улыбку насмешливую и вместе приятную, носил на умном лице отпечаток африканского своего происхождения, которому соответствовала живость и пылкость характера»

Итак, внешность живая, изменчивая, всегда отражающая внутреннее душевное состояние. Внешность оригинальная, неповторимая – сочетание «африканских», южных черт со светлой, северной, окраской кожи, глаз и волос.

Познакомившись с двумя портретами поэта, с воспоминаниями знавших его людей, нам легче «увидеть» его.

Вернёмся к детскому портрету. Посмотрим на него рядом с портретами работы Тропинина и Кипренского. Для большей наглядности «повернём» изображение ребёнка влево. (На обоих знаменитых портретах лицо Пушкина повёрнуто на три четверти влево.

Сначала сопоставим детский портрет с портретом работы Тропинина.

У ребёнка мы видим характерные черты Пушкина – верхнюю губу, её рисунок, форму носа. Только в детском портрете эти черты смягчены, выражены слабее. По словам М. М. Герасимова, соотношение верхней и нижней губ, линия их смыкания определяются в самом раннем детстве и не меняются с возрастом. Верхнюю пушкинскую губу отмечали ещё в детстве: о нём, сердитом, нянюшка Арина говорила не «губы надул», а «губу надул». Мы обратили внимание ещё на некоторые схожие черты. Широкий и выпуклый круглый лоб (он больше по отношению к лицу ребёнка – это особенность возраста); удлинённый разрез глаз (несколько более круглых у ребёнка); рисунок бровей (у ребёнка более дугообразных и высоких); рисунок подбородка (у ребёнка более мягкого) и, наконец, форму уха – крупного, отстающего от головы. Теперь обратим внимание на волосы. Вглядимся получше: у малыша очень густые вьющиеся волосы. Сейчас они расчёсаны и приглажены. Однако видно, как вьются отдельные волоски, как пружинят и приподнимаются отдельные прядки. В детстве у Пушкина были, как известно, светлые волосы. С возрастом они потемнели. На портрете Тропинина волосы светло-каштановые, густые, вьющиеся. Глаза у малыша светлые, серо-голубые. Если мы положим миниатюру рядом с портретом работы Кипренского, то увидим, в этом портрете меньше выступает характерное Ганнибаловское. Но если сравнить верхнюю часть лица – лоб, брови, глаза, - мы увидим сходство.

Мы сравнили детский портрет с известными прижизненными портретами Пушкина, отметили сходство, подчеркнули всё характерное. Все сопоставления и сличения приводят к выводу, что в детском портрете присутствуют все основные черты внешности Пушкина, не имеющие, естественно, ещё законченности и определённости зрелого возраста.

Такова история детского портрета поэта, долго пребывавшего в неизвестности, чудом уцелевшего в полуразрушенной снарядом ленинградской квартире, трижды менявшего владельцев и наконец попавшего в пушкинские фонды, хоть и разделённые по музеям, но объединённые любовью собирателей и хранителей к великому поэту.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)