Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Экологический паспорт школы

Грустно мне размышлять о будущем -

Что увидят окрест мои внуки?

У кого же нам просить помощи?

Кто на зов наш протянет руки?

Пыль дорог, дымовая завеса

И бездушный асфальт площадей

Попросите защиты у леса,

Сохраните здоровье людей!

Наша милая малая Родина!

Как сберечь тебя и защитить?

Чтоб кивала, как в детстве смородина,

Мало просто ее любить!

Край родной мой, ты живая история,

Ты исток моих творческих сил!

Я хочу, чтобы доброе новое

Новый век в мой край приносил!

Эти прекрасные слова принадлежат поэту Галине Аксеновой и заставляют задуматься о состоянии окружающей среды, в которой мы живем.

В разные годы обучающиеся нашей школы в своих исследовательских работах неоднократно возвращались к проблемам окружающей среды нашего села.

На основании имеющихся данных о состоянии окружающей среды методический совет школы предложил создать экологический паспорт школы.

Были проанализированы географическое положение, рельеф, климат, реки, озера, болота, окружающие село, население села. Были составлены таблицы температуры июля в разное время суток; были получены дополнительные сведения о выпадении осадков, грозах, туманах; была вычислена средняя температура дня и выделен день с самой минимальной средней температурой.

Также была составлена таблица температур за январь 2004 года, получены дополнительные данные о выпадении осадков, о направлениях ветра. Была вычислена средняя температура за каждые сутки, установлены дни с самой максимальной и самой минимальной температурой за данный период.

Давая характеристику населения, обучающиеся сделали вывод, что за последние годы /2003 – 2004 - 2005 годы/ наблюдается отток населения за счет малой рождаемости и отрицательного естественного прироста.

На основании исследований, проведенных Юлей в 2003, 2004 годах и имеющихся данных за 1995 год, а также за 2005 год, была составлена диаграмма загрязненности воздуха. Оценка загрязненности воздуха проводилась по состоянию снега /работа называется «Снег - индикатор чистоты воздуха»/.

Был сделан вывод: в связи с увеличением числа котельных в селе Евгащино, увеличилось загрязнение воздуха, то есть, ухудшилась экологическая обстановка в селе. Высыпаемый на дороги из котельных шлак, летом дробится колесами машин и тракторов, превращается в пыль, что также ухудшает качество воздуха /в сухие, ветреные летние дни в селе много пыли/.

Исследованием качества воды в водоемах и скважинах села занимались обучающиеся 9-х – 10-х классов в течение пяти лет. Воду исследовали на реакцию среды, запах, наличие ионов хлора, сульфат - ионов, определяли жесткость воды, а также на содержание ионов тяжелых металлов /железа, меди, свинца/, исследовали окисляемость воды.

Содержание в воде местных источников ионов меди и свинца исследовала ученица 9 класса Нина. По результатам исследования был сделан вывод: в воде местных водоемов не содержатся ионы меди и ионы свинца, что очень важно для здоровья людей. Наличие ионов иода в воде местных источников определяла ученица 9 класса Матвеева Марина. Ее исследования показали, что содержание ионов иода меньше необходимой нормы, что отрицательно сказывается на здоровье людей. В школе много обучающихся, имеющих заболевание щитовидной железы и сопутствующих ей болезней. Данные о заболеваниях эндокринной системы были взяты в медицинском кабинете школы.

Были сделаны выводы: вода скважин села содержит много ионов хлора, имеет высокую жесткость /от 12 градусов до 20 градусов/, что говорит о плохом качестве воды села. В связи с плохим качеством воды в селе в 2004 году была смонтирована установка по очистке воды, но она в полной мере не обеспечивает население хорошей питьевой водой.

Имея данные о качестве воды нашего села была проделана работа «Качество воды и здоровье человека». Эту работу выполняла ученица 9 класса Чугаева Екатерина.

Неудовлетворительное качество воды отрицательно сказывается на здоровье обучающихся. Обучающихся с болезнями органов пищеварения - 71%, с болезнями эндокринной системы - 40%, с болезнями почек - 5%.

Ученица 11 класса Ольга проводила исследование «Экологическая обстановка и здоровье школьников». Из 90 обучающихся младших классов только 28% обучающихся имеют диагноз «Здоров». У остальных детей наблюдаются заболевания нервной, эндокринной системы, пищеварительной системы, опорно-двигательной системы. Было установлено, что одной из причин заболеваний опорно-двигательной системы /искривление позвоночника, деформация грудной клетки/ является структура мебели: крышки столов без наклона, спинки скамеек без изгибов. От недостаточной чистоты воздуха возникают заболевания дыхательных путей. Одновременно было проведено исследование причин заболевания нервной системы обучающихся. Обучающимся была предложена анкета, а также были использованы данные медицинского кабинета. Было установлено, что 68% обучающихся проводят более двух часов у телевизора или за компьютером; 10% часто употребляют алкоголь; 33% обучающихся /из 120 обследованных/ курят;

5% не занимаются физическим трудом; 31% обучающихся получает неблагоприятные впечатления дома; 38% обучающихся не занимаются спортом. На основании проделанной работы были сделаны выводы: активнее вести с родителями просветительскую работу о здоровом образе жизни в семье; в школе продолжать развивать у обучающихся навыки здорового образа жизни.

Изучением почвы занимались обучающиеся седьмого и восьмого классов: Ольга, Анастасия, Анастасия, Екатерина, Виктория. Обучающиеся определили механический состав почвы, учли засоренность посевов, составили картограмму засоренности посевов пришкольного участка, изучили водный состав почвы, определили влажность почвы, определили максимальную гигроскопическую влагу и влажность завядания. На основании полученных данных были произведены расчеты и составлена таблица. Была исследована влагоемкость, водопроницаемость почвы. Все данные были занесены в таблицу, составлен график водопроницаемости и фильтрации почв. Таблицы и графики были сделаны для водоподъемности почвы.

Были изучены физические и физико-механические свойства почвы, запасы продуктивной влаги. Обучающиеся определили реакцию среды почвенного раствора. Среда слабокислая.

Все полученные данные были занесены в таблицу. Определили скважность почвы. На основании всех данных сделали выводы: почвы вполне удовлетворительные, суглинистые, структурные, рыхлые, легко обрабатываемые с хорошей воздухопроницаемостью, водопроницаемостью, теплые с большим содержанием перегноя, со слабо-кислой реакцией, без вредных солей, с удовлетворительными запасами продуктивной влаги.

Обучающиеся 9 класса проанализировали содержание питательных элементов в почве по почвенной вытяжке и по соку растений, произрастающих на данных почвах. Все данные оформлены в виде диаграммы. Была определена объемная масса почвы, сделаны расчеты.

Для характеристики почвы был сделан почвенный разрез и данные занесены в таблицу. На основании полученных данных была сделана характеристика черноземов.

Используя данные выводы, обучающиеся сделали ряд предложений, в частности предложения о внесении перегноя, древесной золы и боромагниевых удобрений в почву.

Обучающиеся 5 класса Мария и Екатерина собрали гербарий сорных растений, произрастающих на пришкольном участке. Сделали характеристику распространения сорняков, собрали материал о вреде сорняков, произрастающих на пришкольном участке, на территории школы.

Ученицей 11 класса Юлией в 2005 году была проведена исследовательская работа о малых реках села Евгащина, была подробно изучена река Агай - приток Иртыша. К работе прилагаются фотоснимки, отражающие состояние реки в разное время года. Работа о малых реках села Евгащина была продолжена ученицей 10 класса Матюхиной Ксенией. Она изучала малые реки, расположенные на расстоянии 10 – 12 километров от села. Эти реки – левые притоки реки Иртыш, Ешевка и Потанька. На берегах этих рек любят отдыхать учащиеся нашей школы, ходить сюда в походы. Был изучен водный режим этих рек, состав и качество воды, прибрежная растительность, фауна. Так как у реки Иртыш есть и правые притоки, небольшие речки Кугулинка, Ичкыртыш, Кулнук, то изучались и эти реки. Вокруг этих рек прекрасные зленные луга, которые используются для заготовки сена жителями села.

В 2005 году в березовой роще, расположенной за селом, и являющейся охранной зоной, была проложена экологическая тропа. На тропе обозначены станции «Муравейник», «Птичий город», «Реликтовые растения», «Причуды природы», «Лекарственные растения», «Редкие и исчезающие растения». Все станции описаны, сфотографированы. Весной и осенью на этой тропе проводятся экскурсии по географии, биологии, экологии.

Работа по созданию экологического паспорта школы продолжается. Еще предстоит изучение биоты микрорайона школы. Наша местность богата глинами (желтой, серой) Предстоит изучить качество этих видов глины, их состав. Ведь в течение ряда лет глина использовалась для производства кирпича, керамической посуды, хотя качество глины не исследовалось. Не полностью дана оценка физического развития школьников, не полностью сделана характеристика ключевых участков /участков, на которых проводится мониторинг/.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)