Производство  ->  Металлургия  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Каслинское литье - металлы в искусстве

Каслинское литье, что это такое? Из исторических источников Каслинское литье это - производство художественных изделий из чугуна садовой мебели, решеток, надгробий, скульптуры, бытовых предметов на чугунолитейном заводе в городе Касли. При их производстве используются сложные технологии формовки и отливки изделий с их последующей ручной чеканкой. Но само человечество считает Каслинское литье уникальным. Каслинский чугунный павильон - один из самых замечательных экспонатов Свердловской картинной галереи. Он пленяет красотой ажурных узоров, тонкостью их отливки. В нем органически слились и техническое совершенство каслинского чугунного литья, и безукоризненное мастерство народных умельцев, сумевших покорить грубый чугун, сделать его послушным воле художника. Каслинское литье — это, несомненно, художественные вещи прикладного характера. В жестком и тяжелом металле наглядно выражено нормальное человеческое желание — жить красиво. Впечатляет как Умельцы уральского городка Касли, преобразовали грубый слиток чугуна в тонкую вязь орнамента, в фигуры интерьера и архитектурные детали. Лучшие экземпляры, изготовленные творчеством именитых художников и скромных литейщиков, можно увидеть в музеях. А триумфальный чугунный павильон, что в музее изобразительных искусств города Екатеринбурга, превосходит воображение о возможностях литья металлов. Это Настоящее Каслинское Чугунное литьё — достойное украшение достойной жизни! Настоящее Каслинское литьё завораживает четкостью своих линий и восхищает лёгкостью объёмов. Строгое изящество бархатной поверхности черного цвета и тщательное исполнение деталей отличает Настоящее Каслинское Чугунное литьё от прочих поделок из него.

Цели: Изучения истории, техники, изготовления металлов и Каслинского литья.

Задачи: Освоить, понять и вникнуть в ту информацию, которая скрыта временем производства каслинского литья.

Роль металлов в искусстве

Золото в искусстве

Златоделие. Как известно, первыми металлами, которые освоил человек, были золото, серебро, медь и свинец. Это произошло около VII -VIII тыс. лет назад. В древности ценные качества золота обусловили, развитие особой отросли алхимической деятельности – златоделия. Мифы и учения разных народов (вавилонское – о влияние звезд на судьбу человека, древнегреческие – о божественном происхождении светил, халдейское – о семи богах, семи небесах, семи различных по цвету металла и др. ) приходили во взаимодействие. Это способствовало распространению о возможности магического воздействия на неблагородные металлы с целью получения из них золото. Появилось немало способов превращения различных смесей в золото. Видный историк М. Джуа, указывает, на факт что в античные времена не был известен способ химического отделения серебра от золота, между тем сплав этих металлов – «электрон» использовали достаточно широко. В те далекие времена представления о превращении металлов, резко отличались от современных. Говоря о золоте, алхимики и ремесленники имели в виду как собственно чистый металл (современная химическая чистота вещества естественно не существовала). В III в. до н. э. алхимик Болос Демокриос из Манде указывал следующие способы превращения неблагородных металлов благородные: получение сплавов металлов, внешне напоминающих серебро или золото; использование лаков, придающих золотой и серебряный блеск покрываемым поверхностям ; нанесение слоя благородных металлов на поверхность неблагородных. Множество древних алхимических работ златоделия, описывающих рецепты, были уничтожены, когда город осаждали римляне.

Золото в древнем искусстве. Историки утверждаю, что художественная обработка металла имеет приблизительно тот же возраст, что и металлообработка вообще. В первую очередь это касается золота. Золото хорошо плавиться, отлично подается ковке. Исключительная тягучесть и пластичность металла обусловлены строением его кристаллической решетки. Изготовление ювелирных изделий из золота, несомненно, относится к наиболее выдающимся художественным ремеслам. К несчастью в истории золото всегда было ценно, и поэтому множество художественных произведений, выполненных из этого металла, было уничтожено. Но кое – что все же сохранилось. Мастера древних стран Азии и Древнего Египта были великими умельцами в обработке драгоценного металла. Исключительного мастерства в создании ювелирных изделий достигли кузнецы Древней Греции. До нашего времени дошло довольно много золотых украшений. Многие выполнены из тонких золотых пластин. Нередко древние мастера использовали тончайшую золотую проволоку. У древних народов золото нередко было связанно с культом Солнца. Например, согласно поверьям сарматов, дневное светило перемещается по небу на рогах чудесного оленя, за которым гонится божество преисподней.

Мастерство средневековых златокузнецов. В западной Европе ремесло изготовления христианских культовых предметов из драгоценных металлов начало развиваться примерно в 1000г. При монастырях на территории современной Германии и Франции формировались златокузнечные мастерские. Златокузнецы соперничали между собой в создании высокохудожественной церковной утвари: окладов для икон и Евангелий, крестов и дароносиц, небольших скульптур, сосудов, шкатулок и т. п. В XIV столетии церковь перестала быть единственным заказчиком златокузнецов, а с XV в. доля советских изделий. До наших дней сохранились очень многие ювелирны изделия Средних веков но и они позволяют понять, насколько виртуозно золотых дел мастер того времени владели приемами обработки драгоценных металлов.

Искусство изготовления позолоты. Золото всегда было дорогим металлом, поэтому, вместо того что бы делать весь предмет из золота, использовали позолоту. Искусство изготовления очень тонки листов золота возникло давно. До нашего времени дошли древнеегипетские папирусы и другие предметы. Они украшены золотой фольгой толщиной всего 6 микрометров. (Выше было отмечено умение древних греков изготовлять тончайшие золотые пластины и проволоку. ) Согласно Плинию Старшему, древнеримские мастера золотобойного искусства из 27г золота могли получить 750 квадратных листочков площадью около 50 см2. расчеты показывают, что толщина этих листков составляла менее 4 мкм. Древняя технология в общих чертах сохранилась до наших дней. В старину тонкую золотую ленту резали на квадраты и складывали в стопку, пережимая листами пергамента большого размера. Стопку размещали на гладком граните и били по ней молотком до тех пор, пока площадь листочков не увеличится в два раза. (В современных условиях этот этап заменяют прокаткой. ) листочки разрезали на четыре части и вновь укладывали в стопку, но вместо пергамента использовали особый материал – «плевку», выделанную из бычьих кишок. Стопку зажимали в особом прессе и снова били молотком до тех пор, пока золото не расплющивалось и не начинало выступать из–под плевки. Тогда операцию повторяли: листочки снова разрезали на четыре части и снова обрабатывали молотком. Плевку предварительно очень тщательно просушивали, поскольку металл при механической обработке сильно разогревается и не удаленная влага могла закипеть и разрушить тончайшие листы. В Киевской Руси X - XI вв. для золочения куполов также использовали тончайшую фольгу. Применяли ее и в иконописи – византийской и русской. Рисунок из тонких пластинок золота, называемый в русской иконописи асист, накладывали на особый клей растительного происхождения. Место для нанесения позолоты припорашивалось очень тонко размолотым мелом, и сверху наносили раствор клея. Затем шариком и хлебного мякиша брали маленькие кусочки листового золота и прикладывали к покрытой клеем поверхности. Далее золотое покрытие полировали агатом, а чаще – волчьим, собачьим или коровьем зубом. В иконописи традиционно использовали и так называемое твердое золото. Для его получения листки металла растирали в тонкий порошок и смешивали с клеем. Полученным красителем наносили штрихи, делали обводку контуров рисунка и т. п. Помимо золочения фольгой исстари применяли и так называемое огневое золочение. На медные листы тонким слоем наносили раствор золота в ртути, а затем прогревали на жаровнях с раскаленными углями. Ртуть испарялась, а золото осаждалось на поверхности листа пленкой толщиной всего 3 – 3,5 мкм. С помощью такой золотой амальгамы были позолочены купола Успенского собора Московского Кремля, а также купол Исаакиевского собора.

Обработка серебра и создание из него произведений искусства

Свойства серебра, определяющие его применение. Серебро имеет относительно низкую температуру плавления, а по гибкости и ковкости превосходит золото. Серебро всегда применяют в виде сплавов: чистое серебро с глубокой древности использовали для самых разных, в том числе художественных, изделий. Особым качеством металла является звонкость. Серебро по звонкости заметно выделятся среди других металлов. Мастера издавна добавляли серебро в бронзу для получения колоколов с «малиновым» звоном. В наше время струны музыкальных инструментов часто делают из сплава, который на 90% состоит из серебра.

Немецкое художественное серебро. На территории Германии располагались богатые месторождения серебряной руды. В Саксонии уже в XII в. добывали большое количество, вывозили в другие европейские государства, использовали для создания различных, в первую очередь культовых предметов. В течение нескольких столетий, охвативших период Северного Возрождения (XV – XVI в. ) и эпоху барокко (XVII – XVIII вв. ), в Германии производили уникальные изделия из золоченого серебра. Этот способ стал одним из основных способов города Нюрнберг. Этот город в XVI столетии превратился в один из крупнейших идейных центров Реформации. Златокузнецы и серебряники Нюрнберга обладали незаурядной фантазией и сумели создать поразительную технологию обработки и декорирования металла. Из золота и преимущественно из золоченого серебра они делали церковную утварь, роскошные чаши, кубки, светильники, вазы, настольные украшения, рамы для зеркал. Свои работы они украшали эмалями, инкрустацией, чеканкой и рельефами. Различные области искусства тесно взаимосвязаны. Это объясняет связь серебра с гравюрой. Первыми граверами были ювелиры, работающие в технике ниелло, выполняли черчение по серебру и другим металлам. Черчение выгравированного на металле рисунка выполняли путем нанесения, на его контур смеси измельченных серебра, свинца и некоторых других компонентов. При обжиге рисунок приобретал черный цвет и рельефность. Вторым центром изготовления немецкого художественного серебра был Аугсбург – один из древнейших и богатейших немецких городов, основанный в первой половине I в. н. э. на древней римской дороге. В городе успешно развивались книгопечатанье, гравюра, скульптура, все виды декоративного искусства. Мастера Аугсбурга выполняли многообразные изделия для сокровищниц, кунсткамер и богатых пиршественных столов. В основном, они создавали особые декоративные кубки – натуралии из оправленных в серебро природных объектов: кокосовых орехов, страусинных яиц, раковин морских моллюсков наутилусов. К сожалению, большая часть средневековых произведений искусства Германии была уничтожена в период Реформации. Причем гибли сокровища церквей. Переплавляли в светское серебро, поскольку его роскошные и причудливые формы не отличались вкусами новой эпохи.

Европейское художественное серебро XVIII – XX вв. искуснейшие мастера Нюрнберга и других немецких городов работали в Париже, во Флоренции и в Вене. Это содействовало распространению искусства создания художественного серебра Европе. В первой половине XVIII столетия во Франции оформился новый художественный стиль – рококо, который также называется стилем Людовика XV. Название стиля происходит от французского слова рокайль – «раковина», «изделия из ракушек». Для рококо характерно соединения растительного орнамента с прихотливыми легкими завитками, причудливо извивающимися линиями, изящно и динамично изогнутыми раковинами. Первым альбомом гравированных рисунков, иллюстрирующих формы рококо, был создан ювелиром резчиком по дереву. В XVIII – XIV в. ведущее место в создании художественных произведений из серебра принадлежало Франции. В искусстве XIV – XX вв. преобладала мода на незолоченое серебро. Среди технических примеров основная роль была отведена литию. В то время получили распространение машинные методы обработки металла.

Зеркала в истории цивилизации и серебро в производстве зеркал. К числу общих физических свойств металлов, относиться металлический блеск. Одной из наиболее известных областей применения этого свойства изготовление зеркал. Первые металлические зеркала из бронзы и серебра датированы III тысячелетиями до н. э. Они были распространены у народов Древнего Востока, позднее у древних греков и римлян. В начале нашей эры в Римской империи появились первые стеклянные зеркала с металлической подложкой из олова или сурьмы. Зеркала были крохотными, потому что в те времена отсутствовала технология получения стекол большого размера. Широкого распространения они не получили. Вновь производство началось лишь в XIII столетии. Начиная с XV в. небольшие зеркала производили в ведущем центре европейского стеклоделия – Венеция на острове Мурано. Их отраженную поверхность делали из свинцово – сурьмяного сплава, который быстро тускнел и утрачивал необходимые для зеркала свойства. В XVI столетии венецианцы изобрели, способ покрывать стекла оловянной амальгамой. Ртутно-оловянный сплав обладал хорошей отражательной способность и относительно высокой устойчивостью. Поэтому, несмотря на большую вредность (пары ртути, образующиеся в процессе амальгамирования, очень ядовиты), почти до середины XIV в. этот сплав оставался неизменным в производстве зеркал. Учитывая высокую ценность зеркал, их обычно оправляли в богато украшенные, массивные рамы, из дерева, камня, серебра, золота и другие материалы. В середине XIVв. французский химик Птижан и немецкий ученый Юстус Либих (1803 - 1873) независимо один от другого изобрели простые способы нанесения на стекло очень тонкого слоя серебра. Вскоре стали появляться серебряные зеркала на стеклянной основе. Серебряные зеркала до сих пор служат людям, однако, их стойкость к действию высоких температур и активных газообразных веществ атмосферы невысока. Поэтому в технике их по возможности заменяют родиевыми зеркалами. Отражательная способность радия несколько меньше, чем у серебра, зато такие зеркала не тускнеют.

Медь и бронза в искусстве скульптуры

Первый металл, освоенный человеком. Как вы помните, медь, подобно благородным металлам, иногда образует самородки. Ученые полагают, что именно из них в X тыс. лет назад были изготовлены первые металлические орудия труда. Благодаря мягкости и достаточно большой распространенности меди в природе начали использовать ее задолго до железа. Историки установили, что в Древнем Египте при постройке пирамид ремесленники принимали каменный инвентарь (из гранита и долерита) и медные инструменты. Металл отличался поразительной твердостью. Это позволило египтянам предположить, что уже в III тысячелетии до н. э. египтяне владели каким – то особым рецептом механической обработки меди, придавшей металлу высокую прочность. Получение сплавов меди было величайшим достижением древней металлургии и дало название целой эпохи – бронзовому веку. Смена эпох у разных народов, в различных точка земного шара происходила неравномерно, и хронологические рамки эпох можно указать лишь приблизительно. Распространение бронзы в передовых культурных центрах металлургии началось с конца IV тысячелетия до н. э. Древнейшие бронзовые изделия, найденные на территории Месопотамии (в Шумере), Турции, Ирана. В конце III тысячелетия до н. э. бронза появилась в Египте, Индии, а в середине II тысячелетия до н. э. – в Китае и Европе. В Америке бронзовый век охватил период с VI по X в. н. э. Ведущие металлургические центры здесь располагались на территории современных Перу и Боливии. Помимо бронз – сплавов меди с оловом, древние использовали и сплавы мед с цинком – так называемые латуни, более прочные и ковкие, чем бронзы. В чистом виде этот металл удалось выделить только в середине XVIII в. путем электролиза.

Свойства меди и ее сплавов. Медь – металл, сыгравший огромную роль в восстановлении современной цивилизации. Чистая медь – пластичный металл розовато – красного цвета, с плотностью 8,95 г/см3 и температурой плавления, равной 1083 °C. Она обладает высокой электрической проводимостью (на втором месте после серебра). Из сплавов меди наиболее известны вышеупомянутые бронзы (сплавы с оловом и добавками других металлов) и латуни (60% Cu,40% Zn), а также томпак (90% Cu, 20% Zn), мельхиор (68% Cu, 30% Ni, 1% Mn, 1% Fe), нейзильбер (65% Cu, 20% Zn, 15% Ni). На влажном воздухе при высоком содержании в нем углекислого газа медь медленно окисляется, покрывается платиной – пленкой зеленого цвета, которая по химическому составу являться гидроксидом меди(II) – (CuOH)2 CO3. Медь устойчива к коррозии в пресной и морской воде. Это свойство также характерно для бронз и латуней.

Бронза и бронзовое литье в Древнем мире. Сегодня оловянные сплавы меди широко применяют в машиностроении. Первые бронзовые скульптуры появились в III тысячелетии до н. э. в Месопотамии. Примерно через тысячу лет приемами бронзового литья овладели в Египте и Китае, где эта техник была усовершенствована. Чтобы получить бронзовую отливку, с вылепленной из глины скульптуры снимали глиняную составную форму, покрывали ее изнутри слоем воска и заполняли глиной. Затем в отверстие закрытой формы вливали расплав бронзы. Он вытапливал воск и занимал его место. После того как весь воск из формы вытек и расплав остывал, части формы разнимали, скульптуру извлекали и подвергали окончательной доработке (чеканке, полировке, инкрустации и т. д. ) В V – IV вв. до н. э. в Греции впервые появилась техника литья «с потерей восковой модели». Сегодня ее применяют преимущественно для изготовления скульптур среднего и большого размера. Сначала мастер лепил скульптуру из глины, потом на ее внешнюю поверхность наносил достаточно толстый слой пчелиного воска. Окончательную моделировку, проработку деталей статуи мастер вел уже по воску. Готовую модель аккуратно покрывали огнеупорным материалом. Затем через специальное отверстие в огнеупорном сое внутрь очень осторожно заливали расплав бронзы. Он вытапливал воск и занимал его место.

Бронзовое литье в России. В нашей стране бронзовое литье достигло весьма высокого уровня развития к XVI в. В 1586г. Русский литейщик Андрей Чохов отлил знаменитую «царь – пушку». В XVII столетии стало веком подлинного расцвета колокольного дела. В 1655г. Пушечных и колокольных дел мастер Александр Григорьев отлил большой успенский колокол – «редкость, превосходящая силы человеческие ». К русским мастерам иногда обращались и иностранные заказчики. В Лондоне, Праге и других городах Европы сохранились колокола, изготовленные в России. О секретах состава бронз, из которых отливали колокола с «малиновым» звоном, написано немало (известно, что в них добавляли серебро). В лучших колокольных бронзах содержится 5 – 25% олова (при избытке последнего сплав становился слишком хрупким) и не более 1% свинца мышьяка. К числу акустически вредных примесей современные исследователи относят алюминий, мышьяк, магний, висмут, цинк, железо, серу. Одной из вершин русского литейного искусства стал памятник Петру I, созданный французским скульптором Этьенном Морисом Фальконе (1716 - 1791) и впоследствии получивший название «Медный всадник» (Санкт - Петербург).

Кованая медь. Для европейской скульптуры XVIII – XIX вв. характерна особая техника обработки меди, которую называют холодной ковкой (выколоткой или дифовкой). В России эту технику также называли выбивкой. Ковка – один из способов обработки металла давлением, при котором на разогретую для повышения пластичности заготовку многократно воздействуют ударами, изменяя ее форму в желаемом направлении. В отличие от штамповки и литья по модели выкованные изделия имеют индивидуальный характер. Листы кованой (битой) меди соединяли и укрепляли на стальном каркасе. Яркие примеры крупной кованой скульптуры: статуя Свободы, Эйфелева башня, кованая колесница Аполлона, из меди, (г. Санкт – Петербург, сделана для Александрийского театра), и многое др.

Чугун в архитектуре и декоративно – прикладном искусстве

Основные сплавы железа. В технике железо используют в виде сплавов, весьма многообразных по составу и свойствам. Сталь – ковкий сплав железа с углеродом, в котором массовая доля углерода – 2%. В сталях, как правило, присутствуют примеси, влияющие на физико-химические способности слава. А специальные легирующие добавки (хром, молибден, кремний, ванадий и др. ) позволяют получать сплавы с определенными, необходимыми для разных целей свойствами. Чугун – не поддающийся ковке (его льют) сплав железа с углеродом (содержание углерода обычно превышает 2%), включая примеси кремния, марганца, фосфора и серы. Для получения легированного чугуна в качестве добавок используют хром, никель, молибден, медь, алюминий, марганец, кремний. В прошлые времена при упоминании железа, которое нужно ковать, пока оно «горячо», имели в виду не чистый металл, а сталь с низким содержанием углерода – низкоуглеродистую сталь. Именно ее, а не чистое железо ковали кузнецы.

Применение чугуна в архитектуре. В конце XVII в. тульский купец Никита Демидович Антуфьев (1656 - 1725), более известный в отечественной истории под фамилией Демидов, построил под Тулой чугуноплавильный завод. Дела на этом заводе шли очень успешно, и немного позднее, в 1702г. , по указу Петра 1 Демидову был передан казенный Невьянский завод на Урале, а также обширные земельные участки для строительства новых металлургических заводов. Демидов стал крупнейшим промышленником, создавшим собственную металлургическую «империю». К концу его жизни семья Демидовых владела 25 заводами по производству чугуна, железа (тогда так называлась сталь) и меди. Изделия из литого чугуна тяжелее бронзовых, но существенно дешевле их. Поэтому в XX в. при строительстве куполов крупных соборов архитекторы отдавали предпочтение сплаву железа. Чугунное литье произвело подлинную революцию в мостостроении. Первый чугунный мост был построен всего лишь 200 лет назад по проекту «шотландца на русской службе» архитектура Василия Ивановича Гесте. Мост соорудили из чугунных блоков, скрепленных болтами. Его название – Зеленый, или Полицейский мост.

Художественное литье из чугуна. Примерно с XV столетия в Германии, а затем и в других странах Европы вошли в обиход литые чугунные фонари и парковые ограды, скульптуры, надгробия, садовая мебель, каминные, балконные и все возможные иные решетки. В России художественное литье из чугуна начало распространяться с конца XVII столетия. Особый размах это направление декоративно-прикладного искусства приобрело в связи со строительством новой столицы. Петербург был заложен в 1703г. В том же году для города были отлиты чугунные решетки на одном из чугуноплавильных заводов. Наиболее известным в России центром художественного литья является Каслинский чугунолитейный завод. Основал его в 1747г. на берегу озера Большие Касли тульский купец Яков Коробков. Ярким примером удивительных возможностей каслинского литья Каслинский павильон, который был представлен на Всемирной выставке в Париже в 1900г. , а ныне находиться в музее Екатеринбурга. Состав чугуна для художественного литья имеет ряд особенностей. Металл должен быть текучим и достаточно легкоплавким – таким, чтобы плотно заполнять форму, не образуя пузырьков. При застывание сплав не должен изменять своего объема. Таким качеством обладает чугун с большим содержанием кремния и фосфора. Кремний обеспечивает тонкость отливки, но повышает хрупкость материала, а фосфор увеличивает легкоплавкость и способствует получению гладкой поверхности отливки. Кроме того, необходимо, чтобы в сплаве было низкое содержание серы. Она увеличивает прочность и упругость сплава, но делает его слишком густым, что препятствует заполнению сложных художественных форм. Разуметься, в распоряжении металлургов XVIII столетии не было аппаратуры, с помощи которой можно было бы контролировать состав сплава, однако мастера сохраняли и предавали по наследству рецептуры, позволяющие придавать чугуну нужные свойства.

Каслинское литье

Из истории

Каслинское литье - своеобразная отрасль русской художественной промышленности, в которой, как и в некоторых других отраслях, например, в камнерезной, искусство художника-скульптора органично сливается с искусством мастера-исполнителя. Для отливки художественных произведений употребляются бронзовые модели и особый состав чугуна, обладающий вязкостью и позволяющий, поэтому отливать с большой точностью тонкие и сложные по своему профилю вещи. После отжига первоначальные отливы приобретают качества, позволяющие обрабатывать их чеканом, что особенно важно для производства художественных изделий. Большое значение имеет и качество местного песка, идущего для формовки. Художественное литье возникло в селе Касли (Урал) в первой половине XIX века на медеплавильном заводе, основанном в середине XVIII века Демидовым. В Каслях вырабатывалась до революции самая разнообразная продукция: всевозможные хозяйственные вещи, например, котлы, кумганы, чаши, декоративные блюда, вазы с рельефным и ажурным орнаментом, настольная скульптура, бюсты, архитектурные детали, решетки и даже памятники. Славу Каслинскому заводу, выходящую далеко за пределы нашей страны (каслинские изделия неоднократно награждались и отмечались на международных выставках в Париже, Вене, Копенгагене, Стокгольме и т. д. ), создали великолепные скульптуры, в которых необычайно ярко проявились дарования и художников-скульпторов и мастеров-исполнителей. Некоторые видные скульпторы XIX века с большим увлечением работали для Каслей, к их числу принадлежат Ф. П. Толстой (1783-1873), П. К. Клодт (1805-1867), Н. И. Либерих (1828-1883), Е. А. Лансере (1848-1883), а также Н. Р. Бах (1853-1885), который провел последние два года жизни в Каслях и там умер. Велика роль в искусстве каслинского художественного литья и мастеров-исполнителей: модельщиков, формовщиков, литейщиков и особенно чеканщиков. От их искусных рук и художественного чутья в значительной мере зависят художественные достоинства чугунной скульптуры. Мастерство исполнения, в частности отделка скульптур, было доведено в Каслях до большого совершенства. Работая над произведениями, обладающими крепкой и выразительной пластикой, обобщенностью и законченностью скульптурных форм, каслинские мастера не только сохраняли в чугунных отливах великолепные качества оригиналов, но нередко подчеркивали и усиливали их. Уменье чеканщиков выбрать нужную деталь для моделировки, высокое профессиональное мастерство, чувство меры и художественный вкус, с которыми эта моделировка выполнялась, придавали каслинским скульптурам необыкновенную жизненность и теплоту. Некоторые мастера, работавшие на заводе, будучи природными художниками, самостоятельно выполняли скульптуры. Имена таких народных скульпторов и их работы дошли до нас. Так, например, работавшему на заводе во второй половине XIX века мастеру В. Ф. Торокину принадлежат скульптуры "Углевоз", "Формовщик", "Сапожник", "Крестьянка на пашне", а также известная скульптура "Старуха с прялкой", выполненная с большим чувством и проникновенно, свидетельствующая о наблюдательности мастера, об его уменье схватить и верно передать типические черты. Эта скульптура - яркий образец народного творчества. Скульптуры В. Ф. Торокина были очень популярны и выпускались массовым тиражом'. В 1921 году Каслинский завод выполнил по эскизам скульптора К. Клодта (племянника известного скульптора П. К. Клодта) серию скульптурно-утилитарных предметов, а также изделий с изображением серпа и молота. Однако в дальнейшем работа на заводе пошла довольно вяло. В 1926 году в селе Касли, кроме цеха художественного литья на Каслинском чугунолитейном заводе, была организована кооперативная артель имени Куйбышева, которая также стала выпускать художественное литье. В артель перешли некоторые старые мастера завода, ей была передана с завода часть моделей, но цех художественного литья на заводе был сохранен. В 1934 г. Челябинский облисполком принял решение развить художественное литье на Каслинском заводе, на котором продолжали работать старые мастера чугунного художественного литья: А. Молчалин, М. Игнатов, М. Торокин, А. Долганин, С. Хорошенин и др. Начинали выдвигаться талантливые мастера и из молодежи, оканчивающей школу фабрично-заводского ученичества. Во второй половине 1930-х годов к работе для Каслей более энергично привлекаются видные советские скульпторы: им даются персональные заказы, организуются конкурсы, выставки работ. В результате была создана серия новых, самых разнообразных скульптур. Однако многие скульпторы, впервые начинавшие работать для Каслей, очень часто не улавливали тех специфических особенностей, которым должна отвечать скульптура из чугуна, их вещи были недостаточно пластически выразительны, в них слабо использовались богатые возможности каслинского литья. К числу наиболее удачных работ, созданных в эти годы, принадлежат скульптура "Штангист" работы М. Манизера, скульптура "Комиссар Толмачев с красноармейцем" работы В. Симонова, композиции на темы поэмы Низами, выполненные О. Мануйловой. Но и эти скульптуры были выпущены в небольших тиражах: спрос на каслинскую скульптуру в те годы был невелик. После окончания войны, во второй половине 40-х годов, в Каслях, наряду с выполнением вещей по моделям известных скульпторов - П. Баландина ("Чапаев на коне", "Красноармеец в дозоре"), А. Посядо ("Александр Невский", "Кони на воле"), В. Шароновой ("Первый шаг", "Мальчик с овчаркой", вазы, тарелки, шкатулки и прочие бытовые предметы) - развертывается творческая деятельность местных молодых художников. Так, например, А. Гилев выполнил интересно задуманную скульптуру "Лесопосадчица", которую в дальнейшем завод стал выпускать. Скульптор изобразил женщину с лопатой в руке, только что закончившую посадку молодой елочки. Лесопосадчица повязана платком, сильно съехавшим и открывшим ее лоб и гладко зачесанные назад волосы, на ней короткая тужурка и сапоги. У "Лесопосадчицы" есть общее с такими известными скульптурами второй половины XIX века, как "Крестьянка с граблями" Н. Либериха. Этой работой Гилев как бы продолжил ту линию развития каслинской скульптуры, которая ясно обозначилась во второй половине XIX века и характеризовалась сближением каслинского художественного литья с искусством передвижников. Несмотря на то, что Гилев уделяет много внимания деталям, он не переходит, однако, в этом увлечении определенной границы. Детали в его скульптуре повествуют, но не дробят форму. Хорошие работы были выполнены в период с 1950 по 1956г. и другими молодыми скульпторами, начавшими работать в Каслях. Так, например, Н. Аникину (род. 1918г. ) принадлежит портрет Джавахарлала Неру и скульптура "Заря изобилия", А. Чиркину (род. 1930г. ) - портрет П. Бажова. Эти работы свидетельствовали о том, что в Каслях усиливалась творческая активность местных мастеров. Как и в других центрах народного искусства, здесь наблюдался процесс постепенного превращения бывших ремесленников в художников. Но особенно ценными оказались работы Н. Гореликова, начавшего работать для Каслей в 1953 году и выполнившего за 4 года серию скульптур, существенно отличающихся от всего того, что стало за последние годы обычным для Каслей. Наиболее ценными в художественном отношении среди его работ являются "Данило-мастер", "Рыбачок" и "Купальщик". Гореликов основательно изучил специфику и традиции каслинского художественного литья. Он много раз выезжал в Касли, внимательно ознакомился с коллекциями, хранящимися в музеях Москвы, Ленинграда, Свердловска, причем очень ценно то, что свой самостоятельный путь он начал с работ, вполне оригинальных и своеобразных. Его не увлекло бытописательство, которое в той или иной мере, но неизбежно приводило многих художников второй половины XIX века к изображению внешней стороны явлений. И Либерих и Обер с их занимательной повествовательностью и Клодт с его великолепной, но несколько отдаленной от жизни пластикой были хороши для своего времени. Наша эпоха выдвигала перед художниками новые задачи, успешно решить которые можно было лишь адекватными им художественными средствами. Гореликов сумел лучше других скульпторов, с одной стороны, воспринять традиции и понять специфику каслинского художественного литья, а с другой, ответить на требования современности. Его "Данило-мастер" (1953-1954) - это образ, навеянный уральскими сказами Бажова. Под влиянием этих поэтических и глубоко народных произведений Гореликов создал образ мастера-художника, вкладывающего в свой труд огромную любовь и темперамент, сильного и ловкого, поднимающего любимое ремесло до высот подлинного искусств? "Данило-мастер" Гореликова - это образ прошлого, который родился у художника, сумевшего взглянуть на это прошлое глазами человека нашего времени. Реализм восприятия органично сочетался в этом произведении с чертами приподнятой романтики, в зримых, осязаемых пластических формах оказались воплощенными лучшие черты русского народа: его широта, размах, способность самозабвенно упиваться творческим трудом. Однако при всех своих положительных качествах скульптура "Данило-мастер" была для Гореликова все же лишь первой пробой сил в области художественного чугунного литья. В ней чувствуется известная театральность позы, перегруженность скульптурного образа деталями.

История завода каслинского литья, и производство сейчас

Всего же с 1701 по 1750 гг. на Урале было основано 71 металлургическое предприятие - 27 казенных заводов и 44 частных, обеспечивших отличным, а главное, - в несколько раз более дешевым, не уступавшим по качеству дорогому европейскому, металлом все отрасли хозяйства страны. Указ Петра I от 1719г. разрешал «всем и каждому, какого бы чина и достоинства ни был, во всех местах, как на собственных, так на чужих землях, искать, плавить и чистить всякие металлы и минералы». Он же освобождал заводчиков и мастеровых от государственных налогов и рекрутчины, а их дома от постоя войск, гарантировал наследование собственности на заводы и ограждал заводовладельцев от вмешательства в их дела местных властей. Как верховный собственник полезных ископаемых,- государство, за объявленную «горную свободу», облагало заводчиков десятиной с выпускаемой продукции. Именно с этого времени также начинают зарождаться знаменитые высокохудожественные народные уральские промыслы, в основе своей содержащие разнообразные природные богатства, которыми так щедро наделен Седой Урал. Пришедшие на Урал, как со всей России, так и с иноземщины мастеровые и работные люди принесли свое умение, которое как нигде в другом месте, концентрированно, с применением исключительно местных природных материалов, получило дальнейшее многовековое развитие и всемирное признание. Такие промыслы как - художественная обработка и резьба по поделочному, полудрагоценному и драгоценному камню, златоустовское оружие, а впоследствии – гравюра на стали, ну и, конечно же, художественное, впоследствии получившее собственное определение - «КАСЛИНСКОЕ» литье навечно вошли в мировую коллекцию народных художественных промыслов. До XVII века железо в России получалось исключительно прямо из руды в сыродутных горнах, подобных кузнечным, или же в домницах, мало чем отличающихся от тех же горнов. Причем выделка железа имела характер кустарного производства, как было всюду прежде в Европе. Первый железоделательный завод в России был построен только в 1632—1638 годах. Интересно то, что в Англии в это же время правительство уже издавало указы, которыми стремилось предохранить леса от истребления «по причине страшного множества железных заводов». Металлургия там достигла рассвета.

Современные Касли являются единственным городом в мире, где находится специализированный музей художественного литья. Музей открыт в 1963 году. Основу его собрания составляет уникальная коллекция отливок, выполненных в XIX-XX вв. на Каслинском заводе. Поэтому неудивительно, что небольшой (сегодня в Каслях проживает около 20 тыс. населения) город, расположенный в северной части Челябинской области на протяжении многих десятилетий является местом паломничества российских и иностранных туристов.

История Каслинского художественного промысла. Каслинский художественный промысел по изготовлению чугунных изделий уходит корнями в далекий XVIII век, когда на Урале происходил стремительный подъем горнозаводской промышленности. 13 августа 1751 г. в Оренбургской канцелярии была составлена «купчая крепость», по которой статский советник Н. Н. Демидов купил у основателя завода Якова Коробкова Каслинский чугунолитейный и железоделательный завод за 10 500 тыс. рублей. В 1758 году, «чувствуя престарелые свои лета», Н. Н. Демидов поделил все имущество между пятью сыновьями, оставив четвертому сыну – тоже Никите Никитичу (1728 - 1804), Каслинский и Кыштымские заводы. Наследник произвел существенную реконструкцию и расширение Каслинского завода. Завод в год давал до 130 тыс. пудов чугуна, большая часть которого здесь же переделывалась в железо. В конце XVIII века Демидов перестроил домну, вместо трех деревянных кирпичных фабрик возвел четыре каменных. В таком виде Каслинский завод в 1805 году по завещанию Н. Н. Демидова, бывшего бездетным, перешел во владение его внучатого племянника – Петра Григорьевича Демидова (1740 -1826), тайного советника, заводовладельца, обер-директора Коммерческого училища в Санкт-Петербурге. К этому времени в Каслях было 570 домов и проживало 2 914 крепостных. С конца 1815 года все работы на заводе выполнялись под руководством местного литейного мастера Никиты Захаровича Теплякова. В Каслях в больших количествах отливались казаны, котлы, рукомойники, лотки, утюги и разных видов чаши. В период с 1843 по начало 1850-х гг. производство художественного литья на Каслинском заводе переживает свое второе рождение. Из Горного правления для обучения местных формовщиков были выписаны вольнонаемные специалисты-литейщики, предложившие новый способ покрытия отливок и значительно расширившие ассортимент художественной продукции. В конце 1840-х гг. стали выпускать подсвечники трех видов: черные, лаковые и бронзовые. Помимо узорчатых тарелок, производились молочники и марочницы нового образца, садовые диваны и чугунные кресла. Но развитие производства художественного литья в Каслях сдерживалось из-за отсутствия на заводе квалифицированного модельщика и профессионального скульптора, который сумел бы перевести орнаментированный рисунок с чертежа в деревянную или металлическую модель. Не случайно управляющему Кыштымским горным округом Ф. Е. Петрову пришлось отказаться от изготовления памятника Александру I для Александровского прииска Миасского завода. Каслинцы отлили только бронзовые украшения памятника при непосредственном участии Афанасия Никифоровича Тарханова – искусного резчика и модельщика из Билимбаевского завода, специально присланного в Касли по распоряжению Главного начальника уральских горных заводов генерала В. А. Глинки. Все крупные детали памятника (плинт, ступени, «подперки», днище, коробку, базу, колонну, капитель) отлили на Златоустовском казенном заводе и в феврале-марте 1850 г. перевезли на Александровский прииск. 30 августа 1850 г. памятник Александру I был открыт и освящен, но чугунный бронзированный бюст царя, отлитый позднее также в Златоусте, был установлен на нем лишь в июне 1851 г. В начале 1850-х гг. сестры - заводовладелицы М. Л. Харитонова и Е. Л. Зотова не смогли договориться о совместном управлении заводами. Предвидя пагубные для округа последствия двойного управления, Ф. Е. Петров 1 мая 1850 г. сложил с себя полномочия управляющего, а 15декабря того же года было введено двойное управление Кыштымским горным округом. По доверенности М. Л. Харитоновой уполномоченным по ее делам был назначен Яков Григорьевич Головин, муж ее старшей дочери Александры Петровны, а управляющим заводами – надворный советник Дмитрий Филимонович Аверьянов. Управляющим со стороны Зотовой стал титулярный советник Лев Николаевич Деханов. Оба управляющих имели равные права, в любой момент один мог отменить распоряжение другого, что порой приводило к дезорганизации. После смерти Головина доверенность на «безотчетное заведование и правление» заводами со стороны М. Л. Харитоновой была выдана ее зятю и личному поверенному в заводских делах генерал-майору Г. В. Дружинину. С его именем исследователи связывают организацию в Каслях производства круглой скульптуры и подбор моделей, так называемых кабинетных вещей, отливка которых началась в 1852–1853 гг. С 1860-х гг. выпуск «кабинетного» литья стал производиться под заказ с обязательной предварительной оплатой половины стоимости работ. Активно велись поиски стилистики и ассортимента изделий, пополнялся набор моделей. Новые требования, предъявляемые к жилому интерьеру, изменившиеся вкусы общества (интерес к классицизму сменился ориентацией на стиль историзма) и запросы рынка обусловили увеличение выпуска подсвечников разнообразной формы, декоративных ваз и тарелок, пепельниц и лотков, курительных и чернильных приборов, подчасников, кронштейнов и пр. Качество «кабинетного» литья значительно улучшилось. По своей отделке и уровню исполнения оно не уступало аналогичным бронзовым вещам, но было существенно дешевле и более доступно покупателю. В 1870-е гг. определяются главные направления в каслинском литье («кабинетное», мемориальное, архитектурное и бытовое), складываются основные особенности его стиля: четкость силуэта, тщательная отделка деталей, передача фактуры различных материалов, высококачественная матовая окраска. Наиболее точную характеристику каслинскому литью дал страстный поклонник и знаток искусства каслинских мастеров профессор Борис Васильевич Павловский: «каслинские отливки обладают великолепными художественными, пластическими качествами, не уступая в лучших своих образцах бронзе. Техническая безукоризненность отливок, а, следовательно, и художественная, эстетическая выразительность чугунного камерного, или, как тогда говорили, «кабинетного», литья объясняется тремя факторами. Прежде всего, высокими качествами чугуна, способного выявить и передать все мельчайшие детали, своеобразие лепки скульптурного оригинала Во-вторых, особым, неповторимым природным качеством формовочных песков. Природа щедро одарила ими Касли. И третьим, главным слагаемым успеха и славы стало уникальное, неповторимое мастерство каслинских рабочих – подлинных художников, превративших тяжелый грубый чугун в тончайший, податливый, как черный воск, материал пластики».

В настоящее время даже самая простая, обыденная вещь, изготовленная на Каслинском заводе в ХIХ–начале ХХ в. , представляет интерес для антикваров, а многие изделия, авторов которых, к сожалению, установить уже практически невозможно, оцениваются теперь как художественные произведения. Зато на таких отливках стоят личные клейма династий каслинских формовщиков – Агеевых, Ахлюстиных, Бугаевых, Быковых, Варгановых, Владимировых, Востротиных, Голуновых, Дунаевых, Захаровых, Игнатовых, Кашириных, Козловых, Кузнецовых, Лазаревых, Лежневых, Мачалиных, Мочалиных, Перминых, Плотниковых, Резанцевых, Ремезовых, Самойлиных, Самолиных, Свистуновых, Столбиковых, Теплековых, Тепляковых, Тимофеевых, Тарокиных, Сорокиных, Трофимовых, Халдиных, Хорошеиных, Хорошениных, Черняевых, Широковых и других, навсегда вошедших в историю Каслей. Их руками и вдохновением создавались поистине прекрасные вещи. С началом Первой Мировой войны производство художественного литья было прекращено и сам завод был переориентирован на выпуск военной продукции, а с 1920 года вновь возобновлено в небольших количествах. В концу 20-х началу 30-х годов XX-го века производство художественного и архитектурного литья начинает расширятся и в 1934г. был создан специальный цех художественного и архитектурного литья (полностью обновленный, расширенный и модернизированный в конце 80-х гг. XX-го века) , перед которым была поставлена задача - обновление тематики художественной продукции, с целью отражения в ней современности. С 1935 года завод выполняет заказы на поставку архитектурного крупногабаритного литья (городские художественный фонари; набережные, мостовые, парковые ограждения-решетки, городские скамьи, урны и прочее) для мостов, бульваров и парков г. Москвы, Московского метрополитена, а также других крупных областных центров. Почти трехвековая история завода, талант художников, мастеров-формовщиков, литейщиков, чеканщиков, мастеров по окраске изделий сделали каслинское чугунное литье уникальным явлением в художественной промышленности России, подлинным достоянием русской культуры и отечественной истории, ярким образцом мировой художественной практики. Сегодня, как и более чем полтора века назад наши изделия выполнены по оригинальной технологии, в лучших традициях каслинского художественного литья, продолжаемого двенадцатым поколением каслинских мастеров.

Художественные изделия Каслинского завода оставили заметный след в декоративно-прикладном искусстве России. Мастера, работавшие над созданием малой чугунной пластики, завоевали для завода всемирную славу, что доказали многочисленные награды и премии на лучших международных выставках. Пользуясь передовым европейским опытом и развивая лучшие национальные традиции, каслинское чугунное литье внесло большой вклад в развитие русской культуры. Изделия каслинских мастеров прекрасно вписывались в любой интерьер — будь то богатые дворянские дома или скромные жилища разночинной интеллигенции. Широкий и разнообразный ассортимент Каслинского завода отвечал самым взыскательным требованиям и пристрастиям рынка художественной продукции. Чуткое реагирование на новые веяния моды и изменения эстетики позволили заводу оставаться ведущим предприятием в своей отрасли на протяжении почти века. На примере Каслинского завода прослеживается развитие новых капиталистических отношений в России. Мастера, работавшие над созданием художественных образов, ориентировались не только на эстетические идеалы красоты эпохи и свои личные предпочтения, но и на запросы потребителей. Если мастер слепо следовал конъюнктуре, то, как правило, его изделия уступали в художественном отношении; если же он не отвечал требованиям заказчиков, то в этом случае страдал он сам. Такой порядок на рубеже веков привел к тому, что падение художественных вкусов и снижение эстетической требовательности со стороны покупателей вылилось в конфликт между искусством и промышленным производством.

Вывод: Осуществила цели и задачи. Изучила историю каслинского литья, разобралась в информации изготовления смеси для скульптур и много другого, и пришла к выводу, что каслинское литье, по сути, уникально, по составу и по плавке.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)