Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Коллективный портрет класса

Я учусь в 4 классе – это выпускной класс начальной школы. Нас всего 6 человек и каждый представляет собой личность. Что же интересует, волнует, каковы желания, что дороже всего в жизни, что хотели бы изменить в своей жизни мои одноклассники? Я решила исследовать эту проблему, чтобы составить более полное и точное представление о моих одноклассниках, когда на классном часе Ирина Николаевна предложила нам обсудить модель выпускника начальной школы.

Мои исследования

В ходе опроса ребятам (5 человек) я задавала вопросы и получила следующие результаты:

На вопрос: «Что волнует, интересует тебя, когда ты думаешь о себе?» ребята отвечали: не умею общаться, шутить; у меня мало друзей; я допускаю много ошибок; задаюсь вопросом: хорошо или плохо я поступаю? не люблю, когда мной командуют.

Мы немного поиграли «В кого бы ты хотел превратиться и почему?»

В волшебника, хочу исполнять желания. В волшебницу, она может делать добро.

В кошку, потому что она ласковая.

Несмотря на нашу «взрослость» нас по-прежнему привлекает игра, а поэтому мы с удовольствием фантазируем. «Если бы ты стал волшебником, какие три желания выполнил бы?»

Ответы школьников разделила на несколько групп: а) для людей вообще:

- чтобы в мире не было войн (4 ч. ); чтобы был мир существовал долго и не было загрязнений природы (2 ч. ) ; чтобы все люди были здоровы (3 ч. ); чтобы все люди были одинаково богаты (1 ч. ); в) для семьи:

- дала бы здоровье своей сестре (1 ч. ); дал бы денег своей семье (1 ч. ); д) для себя:

- хочу быть отличницей (1 ч. ); хочу иметь собаку (1 ч. ); хочу иметь кошку (1 ч. );

Проанализировав ответы моих одноклассников, я увидела, что на первое место выходит необходимость защищённости.

Какие же духовные ценности приоритетны у учащихся нашего класса?

Провела анкетирование «Что тебе дороже всего в жизни?»

(жизнь, дружба, доброта, любить родителей, семья, охранять природу, хорошо учиться, получить образование, иметь много денег, хорошая работа, книги, помогать людям, любить Родину, здоровье, друзья, дружба, совесть, честность, уважение, милосердие, преданность, справедливость и т. д. ) Расположить ответы по значимости.

Так как семья называется всеми ребятами как особая ценность в их жизни, следующие вопросы были о семье.

На вопрос: «Что тебе больше всего нравится в твоей семье?» ребята отвечают: любим друг друга, справедливость, согласие, доброта, честность, юмор, дружба, взаимопомощь.

Вот ответы на уточняющий вопрос: «А что пожелали бы вы своей семье?»

Понимания, быть более дружелюбнее, счастья, здоровья, много денег, вместе отмечать праздники, был бы еще братик, иметь собаку.

Обсуждая вопрос: «К кому бы обратился за помощью, советом, поддержкой?» ответы моих одноклассников показывают, что всем нам нужна семья, дом, в котором нам комфортно, надежно, спокойно. Хочется, чтобы нас любили, понимали, уважали.

Друг, дружба занимают большое место в нашей жизни. Поэтому интересно было узнать: «Что тебе нравится в друге, с кем бы и почему ты хотел дружить, кого считаешь настоящим другом?»

Вот ответы: мне нравится его спокойствие, имеет чувство юмора, честный, добрый, весёлый, если я ошибаюсь, она поправляет меня, тот, кто не предаст и не обманет.

Народная мудрость гласит «Здоровье дороже богатства»

На вопрос: «Что необходимо делать, чтобы прожить долго и счастливо много лет» ребята ответили:

На вопрос: «Чем вы любите заниматься в свободное от учебы время?»

Ответы:

Из диаграммы видно: что кружки предпочитают посещать девочки, заниматься спортом, в основном, предпочитают мальчики, за исключением плавания – здесь все посещают бассейн.

В основном ребята стали посещать секции и кружки только тогда, когда пошли в школу.

Мало читаем, в основном программный материал или то, что задано. Если надо найти информацию к уроку, то в основном пользуемся Интернетом.

Анкета «Почему вы учитесь?» обвести кружком номера любых трёх ответов.

1. Я учусь потому, что на уроке интересно.

2. Я учусь потому, что заставляют родители.

3. Я учусь потому, что хочу больше знать.

4. Я учусь, чтобы потом хорошо работать.

5. Я учусь, чтобы доставить радость родителям.

6. Я учусь, чтобы не отставать от товарищей.

7. Я учусь, чтобы не опозорить свой класс.

8. Я учусь потому, что в наше время нельзя быть незнайкой.

9. Я учусь потому, что мне нравится учитель.

Ответы:

Из ответов видно, что в основном ребята понимают, что знания нужны не для того, чтобы доставить кому-то удовольствие или быть не хуже других, а знания нужны для будущего, для того, чтобы быть более развитым, умным, культурным, после школы продолжить учиться, работать, иметь в будущем хорошую работу.

На вопрос «Что бы ты хотел(а) изменить в своей жизни?» ответы были очень разными: изменить характер; иметь чувство юмора; начать ходить в спортзал; не болеть; изменить свою внешность; иметь больше денег; быть более умной; чтобы у меня появилась собака.

Говорят, что дети не доросли до понимания вопросов экономики и политики. Между тем дома, на улице – повсюду мы слышим разговоры на эти темы, думаем о них. Мои одноклассники достаточно четко осознают, что Родина – это место рождения, жительства, её надо любить.

Я попросила ребят продолжить следующую мысль: «Надо любить свою Родину, а это значит» получила следующие ответы: гордиться ею, знать историю, сохранять традиции; заботиться о своей Родине, беречь природу; надо защищать её, когда вырастишь.

Анализируя причины войн «Почему бывают войны?», ребята делали вывод: страны ссорятся из-за земли, хотят присвоить себе земли другого государства; у стран бывают различные разногласия, а их мирным путем государства не могут решить; одна страна хочет забрать богатства другой страны.

Ещё ребята перечислили качества, которые характеризуют гражданина:

Список качеств был записан на доске, а ребята делали выбор и ранжировали их по значимости (миролюбие, аккуратность, любовь к Родине, внимательность, дисциплинированность, вежливость, уважение к государственной власти, правдивость, уважение к народам других стран и национальностей, скромность, товарищество и др. )

А на вопрос, «Каким должен быть Президент?» ребята отвечали самостоятельно.

Ребята с интересом участвовали в исследовании. Представленные материалы позволяют говорить о том, что мои одноклассники умеют воспринимать и осмысливать окружающую их жизнь, определять своё поведение, понимают ситуацию в стране, имеют свое отношение к различным явлениям, имеют определённый объём знаний об общечеловеческих ценностях, имеют свою точку зрения в вопросах экономики, политики.

Результаты исследования мы обсудили на классном часе, нам было интересно узнать, что волнует, каковы желания и потребности, что дороже всего в жизни и, что хотели бы изменить в своей жизни мои одноклассники.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)