Культура  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Культура и традиции татарского народа Абдулинского района

Происхождение названия народа

Название народа обусловлено историей, его прошлым. Происхождение названия – татары - долгое время было в центре внимания многих исследователей. Самоназвание – татарлар, применительно к нашей области – Оренбург татар – лары.

В исторической справочной литературе имеется достаточно много сведений о татарах. В «Топографии Оренбургской губернии» записано: «Все учёные люди согласуются в том, что татарский народ во многих местах рассеявшийся, и все древние, как Греческие, так и Римские писатели, нынешних татар обыкновенно под именем Скифов, а иногда и Сарматов тут же включая, описывали, разделяя их надвое, и полагая одних по ту, а других по сю сторону Илайских гор, которые у разных авторов разно описаны». Так, в «Географическом словаре Российского государства» отмечается: «Татарские народы жительствуют под разными именами как в России, так и в не оной. Татарские поселения называют иногда Татарами, а иногда, да наибольше, Туруками, Турками и Туркоманами. Оба сии названия их производят их бытописатели, а особливо Абулгази Баядур Хан, которому наибольше верить можно, от плодородного их родоначальника Турука, или Турка, от одного его внука Татара, который почитается защитником и отцом некоторых знатных Орд. Иные Татары почитают сие название и оскорбительным В древних повествованиях смешиваются часто Татары с монголами потому, что они жили с ними в смежности».

Существует и другая версия. В «Родословной истории о татарах» замечено: «Татары всегда назывались турками и несли сие имя по самое то время, как Чингиз Хан подверг все поколения сего народа под свою державу, тогда нечувствительно имя Турков пропало у них, и стали они называться Татарами, под которым именем и мы их знаем». В «Иллюстрированном спутнике по Волге» С. Монастырский подчёркивает: «Откуда произошло слово «татарин» - никто ещё не объяснил научным образом, а между тем под этим словом разумеют известную отрасль монгольского племени. Слово «татарин» вовсе не означает название какой-либо национальности, а скорее прозвище, всё равно как слово «немец» (т. е немой)». И далее мы читаем: «Болгарское государство, как известно, состояло из смеси племён, тюркских со славянскими, и царь их титуловался владельцем славян. Этот-то народ, или смесь славян (болгар) и тюрков, мы теперь называем татарами, но сам он и доселе, порою, величает себя булгарлыком, булгарством. Итак, настоящее название их должно быть булгары, и в них, как и в дунайских их соплеменниках, течёт кровь славянская». С. Монастырский делает вывод о том, что «татарин есть достойный потомок древних булгар».

Языковая принадлежность

Учёные – лингвисты относят татар к тюркской группе алтайской языковой семьи запад - но – хуннской ветви. Современный татарский язык, как отмечают казанские учёные М. З Закиев, Г. В Юсупов, Ф. С. Хакимзянов, - это естественное продолжение языка волжских булгар, языка знаменитого «Кыйсса – и – Юсуф» Кул Гали, язык великого народного поэта Габдуллы Тукая, язык поэта – героя Муссы Джалиля. В его основе сохраняется солидный пласт – общетюркский, обогащённый заимствованиями из арабского, персидского, монгольского и других языков. Так, сегодня в языке Оренбургских татар бытуют арабские и персидские слова.

По характеру совокупности фонетических, грамматических и лексических особенностей выделяются три самостоятельных говора языка оренбургских татар: 1) шарлыкский говор мишарского диалекта, распространённый во всех мишарских сёлах области, с новомусинским подговором, башкирским и икским подговором; 2) абдулинский говор среднего диалекта, распространённый в северной части области;(в селах Абдрахманово и Чеганлы мишарский диалект) 3) каргалинский говор среднего диалекта, распространённый в южной части области, с урало – сакмарским подговором и бузулукским подговором.

Письменность оренбургских татар до революции была основана на арабской графике, а после революции (1927 – 1928) арабский шрифт был заменён латинским алфавитом, а потом переведён на кириллицу.

Традиции татарского народа

Среди культурных основ татарского народа Абдулинского района, особая роль принадлежит исламу, являющемуся аккумулятором национальных традиций и нравов. «Татары все магометане – сунниты. Обрядная сторона исламизма заключается в молитве, посте, раздаче милостыни, в совершении брака», - писал С. Монастырский в прошлом веке. Традиционные занятия татар описаны С. Гмелиным. Он замечает: «Женский пол у татар упражняется в родственных ему работах, а мужской в особливых. Мужчины пашут землю, ловят рыбу, пасут скот, косят сено, одним словом, исправляют самые труднейшие работы. Женщины варят кушанье, шьют платье, делают шапки, прядут хлопчатую бумагу, в котором искусстве столь много успели, что фунт самой тонкой стоит четырёх или трёх рублей. Татарские бабы также прядут нитки из верблюжьей шерсти, и делают из оных некоторый род камлота, который они бяца, а россияне армяком называют.

Значительное место в татарском хозяйстве занимало птицеводство: разведение кур, гусей, уток, меньше индеек. Определённое количество яиц и пера шло на продажу. Куриное яйцо у женщин – татарок края, являлось своеобразной денежной единицей. Женщины чаще всего выменивали на них у разъездных торговцев различные необходимые им городские товары. Гусей абдулинские татары разводили больше чем другие народы края. Зажиточные хозяева имели их по нескольку десятков, менее зажиточные – одну – две семьи. Гуси с весны до глубокой осени паслись на лугах по берегам прудов или речушек, которые были у каждой деревни. На лугах обычно гусей стерегли девочки – подростки. После наступления морозов гусей загоняли домой, некоторое время кормили зерном, а затем кололи, оставляя на зиму только племенных птиц. Для общипывания гусей собирались девушки. За работой обсуждались все проблемы, было много шуток и смеха. На столе во время вечеринки аппетитно возвышался баш – аяк бэлеше (большой курник). Абдулинские татары занимались и пчеловодством.

Лошади играли решающую роль не только в хозяйстве, но и в военной службе. Овощных культур как правило, не возделывали, редко покупали или выменивали их на другие продукты у переселенцев. Интересно отметить то, что в середине 19 века почти все татары оренбургской губернии принадлежали к так называемому сословию государственных крестьян и только самая малая их часть находилась в ведомстве Оренбургского казачьего войска.

В. М Черемшанский отметил, что Татры вели осёдлый образ жизни и принадлежали к числу хороших земледельцев губернии.

Традиционные жилища

Традиционным жилищем татар была срубная изба, отгороженная от улицы забором. Внешний фасад украшался многоцветной росписью. Вместе с историей подвергались изменениям и жилища оренбургских татар. Вот как выглядят дома татар конца 1790 года. Убогая четырёхстенная (в большинстве своём плетневая) изба, крытая соломой, без каких – либо пристроек. Спали на нарах, питались крайне однообразно, лучина вместо керосиновой лампы, гончарная и деревянная посуда. Описание жилищ делается В. М. Черемшанским. Он подчёркивает, что татарские деревни, где не было улиц, отличались теснотою населения. Дома строились преимущественно во дворах, в различном направлении. Дом зажиточного татарина обыкновенно состоял из двух изб, между которыми ставились сени. Одна изба была кухней, и в ней постоянно жили, а другая содержалась в чистоте и опрятности, в ней жил только сам хозяин. В этой избе были все предметы роскоши – разостланы ковры, на нарах набросаны подушки и перины. На печке стоит самовар и поднос с чашками, комната разделяется ситцевой навесью, за которую обыкновенно прячется женский пол. И по наружному виду дома у зажиточных татар довольно щеголеваты; крыши большей частью тесовые, соломенных крыш в татарских деревнях почти совершенно нет; окна украшены снаружи наличниками с резьбою, со створными или простыми ставнями, нередко раскрашенными зелёною краскою. Дома менее зажиточных и бедных татар по внешнему виду и внутреннему были похожи на дома зажиточных но были они не так опрятны. Некоторые имели тоже по две избы, но они были ниже и меньше и уступали по отделке и убранству домам зажиточных крестьян.

Из зданий общественного назначения выделялись мечети. В зависимости от средств, которыми располагали заказчики, мечети возводились из дерева или кирпича. Мечеть, как в прошлом, так и в настоящем, остаётся важнейшим элементом мусульманской культуры. Внешний вид мечети символически отражает божественные имена и свойства, а внутреннее пространство мечети спланировано так, чтобы ничто не мешало «слову» распространяться в гармоничном и как бы бесконечном пространстве. В записях Ивана Лепёхина отмечено: «В мечетях их никакого украшения не видно, кроме места священно начальника, Ахунь называемого. Место сие тем отлично, что на стене прибивают ковёр и другой подстилают под ноги Му – азинь соответствует должности нашего пономаря. Наш пономарь созывает в церковь посредством колоколов, а Му – азинь криком. Богатые купцы ставили дома чаще всего двухэтажные. В нижних этажах устраивались кладовые, кухня и жильё для прислуги. Хозяева располагались в верхнем этаже, причём даже передний вход в него никогда не делался с улицы, всегда со двора близ ворот. Внутренняя планировка таких домов была весьма разнообразна, согласно вкусам хозяев. В спальных комнатах было большое количество постельных принадлежностей, сундуки придавали таким покоям своеобразный колорит.

Перепланировка таких деревень Оренбуржья началась в связи с коренной перестройкой сельского хозяйства. Сооружались различные постройки для артельного хозяйства, помещения для новых общественных организаций (школ, больниц, библиотек, клубов), постепенно строились и новые жилые дома, постепенно изменялась и их конструкция. Послевоенный период характеризуется новым типом жилых домов, отвечающим потребностям современного сельского населения, этот процесс продолжается и в настоящее время. Современные сельские дома сохраняют некоторые традиционные черты: они часто располагаются в глубине дворов, имеют полихромную раскраску фасада, сложное декоративное оформление. Меняется планировка дома, он становится многокомнатным.

Внешний облик и одежда татар

Описание внешности оренбургских татар дано В. Черемшанским. Он пишет: « По наружности татары хотя и не представляют замечательных особенностей, но отличаются ото всех своих соплеменников и более правильными чертами лица и большей красивостью. Все они роста довольно большого, волосы имеют русые, а нередко бывают белокуры и даже рыжеваты. Глаза по большей части карие - углубленные, лоб открытый, выпуклый, лицо продолговато круглое, цвет кожи по преимуществу смуглый. Телосложение татары имеют крепкое, мускулисты и широкоплечи. Женский пол их соответствует во всем мужчинам и между ними есть очень много с красивой наружностью».

Одежда татарских мужчин и женщин состояла из шаровар с широким шагом и рубахи туникообразного покроя ( у женщин дополнялась вышитым нагрудником), на которую надевался безрукавный камзол. Верхней одеждой служили казакин, а зимой-стеганый бешмет или шуба. Головной убор мужчин - тюбетейка, а поверх нее- полусферическая шапка на меху или войлочная шляпа; у женщин - вышитая бархатная шапочка (калфак) и платок. Традиционная обувь – кожаные ичиги с мягкими подошвами, туфли, нередко из цветной кожи. Рабочая обувь - лапти своеобразного плетения, которые носили с суконными чулками. Одежда оренбургских татар мало чем отличалась от традиционной одежды. В описании В. Черемшанского «зимой обыкновенно носят мужчины –белые или синие кафтаны (чапаны) домашнего сукна, овчинные тулупы, крытые или нагольные, на голове тю-бетеи и меховые или суконные с меховым околышем и войлочные шапки, на ногах лапти, ичиги и туфли, валяные сапоги с чулками или онучами, летом –те же халаты, кафтаны, камзолы, синие или белые холщовые рубашки, длинные с широкими рукавами, штаны также пестряденные или нанковые и ситцевые.

Женщины одевались точно также, как и другие мусульманки. Голову они повязывали белым холщовым платком к подбородку, поверх него повязывали еще один бумажный с распущенными концами платок (зур яулык). Платье (кульмяк) обыкновенно носили ситцевое с различными вставками около подола и оборками На него вешали различные украшения из монет или металлических кружков, в ушах были серьги. На ногах – ичиги. Коты и лапти. Сверх кульмяка надевают зилянь и камзолы, а зимой, весной и осенью в непогоду - белые суконные кафтаны и овчинные крытые или нагольные тулупы, несколько отличные от мужских, на руках носят шерстяные варежки.

Особенности быта

Исследователи быта татар отмечали активную деятельность городских татар, которые являлись домой только для отдыха. Женщины в прошлом, как правило, вели домашний образ жизни, проводя время в еде, чаепитии, в занятиях туалетом, и только в преклонных летах начинали заниматься хозяйством и вышиванием ичиги (мужская и дамская обувь из сафьяна) и тюбетеек. Но дух времени брал свое: женщины начинали показываться в общественных садах, а иногда в клубах; в том и другом случае молоденькая татарка сопровождалась целой свитой родственников. Молоденькие и недурненькие татарки, исполняя закон, хотя и закрывались, но так ловко, что взгляд любопытного всегда улавливал все, что достойно внимания в смысле изящества. Сами они зорко поглядывали своими томными глазками с раскрашенными ресницами.

Татарская кухня

Основу питания оренбургских татар составляла мясомолочная и растительная пища. Супы, как правило, заправлялись домашней лапшой (она нарезалась мелкими квадратами или тонкой вермишелью – токмач. Как правило к первому блюду подавалось мясо по-татарски (мясо, вынутое из бульона, тушится некоторое время в котле с небольшим количеством бульона вместе с луком, картофелем, морковью; при подаче на стол такое тушеное мясо поливается тем бульоном, в котором оно тушилось). К бульону на Куринной основе могла подаваться фаршированная курица-тутырган тавык. Птицу ощипывали очень тщательно, чтобы не порвать кожу, затем через разрез на брюшке или отверствие на шее отделяли кожу от мяса, а отчасти на крупные мышцы друг от друга, и в образовавшееся пространство наливали смесь яиц со сливочным маслом, после чего курицу варили в котле с большим количестивом воды. Праздничным кушаньем являлась и является у оренбургских татар куллама (она готовится чаще из жирной жеребятины, баранины, говядины). Сваренное мясо нарезается мелкими кусочками, затем слегка поджаривается в котле с прибавлением лука и перца. К поджаренному мясу добавляют крупно сделанную вареную салму и обливают все это салом или маслом, а затем еще немного тушат в закрытом котле. У оренбургских татар куллама иногда называется бишбармак. Из конины оренбургские татары готовят вяленую колбасу (казылык). Любимым лакомством остается вяленый гусь.

После забоя скота, обычно баранов, готовилась тутырма- вареная домашняя колбаса. Старинное национальное кушанье оренбургских татар-бэлеш,выделяются его разновидности-зур бэлеш, вак бэлеш, эчпочмак. Бэлеш готовится преимущественно из пресного теста, начинку делают из разнообразных продуктов. Основным является бэлеш с кусочками жирного мяса ( говядины, гусятины, мяса уток, гусиных потрохов), смешанными с полусырым пшеном, рисом или нарезанным кусочками сырым картофелем. Все это сдабривается луком и перцем.

Среди сладких лакомств у оренбургских татар известны: слоеный паштет, баурсаки, пэхлэвэ, кэлэвэ (тип халвы), лэвэш, кош теле (птичьи язычки), чэк-чэк. Чэк-чэк-оригинальное и распространенное лакомство почти у всех татар, в том числе и у оренбургских татар. Изготовляют чэк-чэк из пшеничной муки, по возможности высших сортов, замешенных на яйцах в небольшом количестве молока. Тесто круто замешивается, раскатывается в виде длинных колбасок, которые нарезаются на мелкие кусочки (не крупнее кедрового ореха). Эти кусочки обжариваются в котле с большим количеством масла, потом остужаются, а затем поливаются разогретым в котле медом и спрессовываются в форме усеченной пирамиды. Поверхность той пирамиды обсыпается толченым миндалем, конфетами (монпансье).

Среди молочных продуктов, распространенных в прошлом и настоящем у оренбургских татар, можно отметить сливки (каймак), масло (май), творога разных видов (сезмэ, эремчек, корт), особый вид кислого молока (Катык), напиток эйрэн-смесь Катыка с водой. Наиболее распространенным напитком у оренбургских татар был и остается чай. Чай в прошлом употребляли как байховый, так и кирпичный, сегодня предпочтение отдается индийскому и цейлонскому. Заваривают чай весьма густым, пьют сильно горячим, с молоком, пастилой, медом и сахаром. Чай является у оренбургских татар первым угощением.

Традиции семьи

Основной формой семьи у оренбургских татар в 18-начале 20 века была малая семья (в среднем 5-6 человек). Вся полнота власти сосредотачивалась у главы семьи, обычно им был старший мужчина-дед, отец, брат. Он определял внутренний распорядок жизни семьи, мог вмешиваться в отношения взрослых ее членов, имел решающее слово при выборе жениха или невесты и т. д. Положение женщины-татарки в семье во многом определялось нормами ислама. Глава мусульманской семьи -мужчина - содержал семью, нес полную ответственность за ее материальное положение; всем своим образом жизни, всеми поступками, даже словами, он для своих детей оставался примером. Как правило, жена-татарка была домохозяйкой, она занималась только семьей, воспитанием детей. В настоящее время семья оренбургских татар состоит из двух (реже из трех) поколений и насчитывает 3-5 человек. У татар сохраняется понятие «глава семьи», но времена меняются, и в большинстве семей дела решаются сообща.

Свадебный обряд

В прошлом формами заключения брака у оренбургских татар были сватовство, добровольный уход девушки к любимому без разрешения родителей и похищение девушки без ее желания. Наиболее распространенным видом являлось бракосочетание по сватовству. В заключении брака через сватовство выделялись четыре периода. Первый предсвадебный (сватовство) – кыз сорату, второй – самое бракосочетание и туй в доме невесты, третий – пребывание новобрачных в доме своих родителей, четвертый – переезд невесты в семью жениха (куч). Выбором невесты занимались родители жениха, родственники играли не последнюю роль в согласовании решения. Почетную миссию играл сват (яучы), эту роль выполнили старики или старушки, родственники или знакомые, люди, пользующиеся уважением. При согласии родителей невесты со стороны свата велись переговоры о выкупе (мэхэр) за невесту и порядке проведения свадьбы. У бедняков сватовство проходило значительно проще. Если дело пойдет на лад, то за самый первый пункт почитается калым или выкуп. В вещевую часть выкупа за невесту у оренбургских татар входили: сандык (сундук), зеркало, отрезы на бишмэт, ион (шаль, вязанная из козьей шерсти), ефэк шэл (шелковая шаль), канын шэл (толстая шаль из сукна), несколько отрезов на кулмэк (платье), читек (ичиги, сапожки без каблуков) и др. вещи. Подвода с выкупом и подарками отправлялась невесте родителями жениха за месяц до свадьбы. В сундуке, кроме выкупа, находились подарки невесте от родственниц жениха, которые были приглашены на свадьбу. Накануне родители жениха отправляли чэк-чэк, кумэч ( белый хлеб) и чэлпэк ( род тонкой лепешки). В первый день в доме невесты проводилось официальное бракосочетание ( Никах укыту), проходившее до свадьбы по мусульманскому обряду и в котором принимали участие только мужчины. Мулла заносил имена молодоженов в метрическую книгу, как правило, жених и невеста мулле не показывались, сидели в другой избе или за занавесом. Мулла спрашивает только три раза: Алдымо? (женился ли?) прибавляя имя жениха, на что ему отвечает дружка теми же словами: Алдымо, (женился). Спрашивает также троекратно невесту: чыктымо, вышла ли, на который вопрос отвечает сваха: чыктымо вышла. Перед началом обеда подавали мед и масло (бал-май), это кушанье должен был обязательно отведать каждый из участников празднества. Не зря у татар существует поговорка: авызына бал да май, (буквально, в твой рот мед да масло). Пиршество в доме невесты продолжалось родственниками жениха поочередно. В свадебном обряде оренбургских татар выделялся третий период праздника - кияулэп йеру, он связан с первым посещением женихом своей невесты. Как правило к дому невесты жених подъезжал ночью. Его сопровождал возница, вместе они подходили к двери комнаты, где находилась невеста. Подростка (обычно один из младших братьев невесты), не пускавшего жениха к невесте, одаривали деньгами и подарками, В комнате невесты, где находились ее подруги, был накрыт стол, на котором торжественно стоял чэк-чэк. Жених с возницей усаживались за стол, а невеста находилась за занавесом, она выходила к жениху после ухода возницы и подруг. После первой брачной ночи жених преподносил невесте утренний дар (кыз куенын кот-лап). По заведенному обычаю, утром, еще затемно, молодожены шли в баню, которую топили родственницы новобрачной. На завтрак, куда подавались кияу пэрэмэчэ-беляши для жениха, приходил сват, он узнавал о настороении новобрачных и сообщал о нем родителям. Праздничное меню молодых составляли кияу пилмэне - пельмени для жениха, по размеру они были с наперсток и подавались в бульоне. Пребывание жениха в доме невесты было разным по сроку, но как правило, в первый свой приезд жених проводил у невесты четыре дня. На завтрак заходили и родители невесты. В течение всех этих дней молодые ежедневно мылись в бане. Приданное невесты включало необходимые в семье предметы быта. Большая часть приданного справлялась собственными силами, так, скатерти, полотенца, салфетки изготовляли из домотканого холста. В приданное Абдулинских татарок со второй половины 19 века входили: сундук, пальто, шерстяные и шелковые башъяулык (головные платки), постельные принадлежности ( ястык-перина, мендэрлэр-подушки, юрган-стеганое одеяло, шерстяное одеяло, киез-матрац, жэймэлэр – простыни и т. д. ), столовое белье ( ашъяулык-скатерти, тастымал-салфетки различного назначения, чынаяк тастымал – специальные салфетки для накрывания чайной посуды), предметы гигиены и др. Невеста дарила родственникам жениха бытовые предметы. Приходило время, и жених увозил невесту на повозке, запряженной парой лошадей. Во время переезда невесты дружки распевали специальные на этот случай песни.

Прежде чем зайти в дом мужа, невестка вставала на подушку, которую обычно клали ей под ноги. Порог дома невеста переступала правой ногой. Во время переезда в дом мужа она не должна оглядываться назад, причем повозка трижды совершала поворот в правую сторону. Вступление невесты (молодой жены) в дом мужа сопровождалось песней « Килен каршылау». Суть этой песни в следующем: молодая жена должна отдать поклон отцу, матери мужа, всем его родным, в том числе и сестрам. Порядок проведения свадьбы у родственников жениха был таким же, как и у родных невесты. В современной татарской свадьбе многие ритуалы исчезли, в то же время сохраняются отдельные традиционные элементы, например, обмен подарками, последовательность подачи блюд. В связи с исламским ревивайлизмом в местах компактного проживания татар гражданский брак молодоженов сочетается с религиозными обрядами, в частности с никахом. Никах имеет место в городах области.

Наречение младенца

Достаточно широкое распространение получает наречение имени младенцу в присутствии муллы и муэдзина. Муэдзин принимает от отца младенца, держа младенца в руках, нашептывает молитву в правое и в левое ухо. Прочитав молитву, он обращается к мулле и спрашивает об имени младенца. Мулла дает имя по согласованию с родителями, которое муэдзин повторяет младенцу в ухо, а потом передает младенца отцу. После этой церемонии начинается праздничное застолье. В прошлом у абдулинских татар существовало обрезание мужского пола тогда, когда младенцы подрастали и были лет шести или семи. Эту небольшую операцию производил особый человек, которого называли бабай, дедушка. Сегодня такую услугу оказывают хирурги в больницах.

Обряд похорон

Связь религиозного и национального у татар Абдулина проявляется в наши дни в обряде похорон, в культе предков. Изнемогающего и находящегося при последнем издыхании мусульманина посещает из мечети ее служитель и читает над ним молитвы из Корана. Для обмывания существует специальное приспособление (оно находится в мечети или в доме местного религиозного лица), обмывание производится знающими этот обряд людьми; как правило, умершего мужчину обмывают мужчины, а покойную женщину – женщины. Вода подается в кумганах с определенным режимом. Обмыв, покойного обертывают белым холстом – кэфен и укладывают в табут головой в сторону Мекки, поверх накидывают плюш, татары предпочитают зеленый цвет. Отпевание покойника происходит в мечети (по времени оно совпадает с дневным намазом). Самые близкие умершего спускаются в могилу и помещают покойника в сделанный подкоп сбоку, который закладывается досками. После погребения на могиле священнослужителем читается молитва, родственники раздают присутствующим или деньги, или мыло, или носовые платки. Десятилетиями на татарских могилах ставился надгробный камень с красивой каллиграфичесой подписью арабским шрифтом. После октября новый образ жизни внес определенные изменения в похоронный обряд татар; вместо надгробного камня ставили металлические памятники, памятники из мрамора, мраморной крошки (это имеет место и сегодня), но важнейшим их элементом остается полумесяц (мусульманские теологи символ полумесяца связывают с дорогой к Аллаху, ведь неполная Луна освещает манящим светом путь страннику в песках Аравии. Поминки татары-мусульмане устраивают на третий, седьмой, сороковой день и в годовщину, пятьдесят второй день проходит в семьях по-разному. Семейные поминки у оренбургских татар-мусульман четко отработаны, они устраиваются с приглашением духовного лица – муллы – к собравшимся мужчинам, абыстай — к женщинам. В последние годы входит в традицию одновременное приглашение мужчин и женщин, в этом случае мулла приходит с абыстай, мужчины садятся по правую сторону, женщины – по левую. Мужчины одевают на голову ка - ляпуш ( тюбетейка с низким усеченным конусом), а женщины – красивые платки. Поминки начинаются с чтения мусульманской молитвы, в ходе которой неоднократно упоминается имя пророка Мухаммада, его последователей, выражается пожелание – тел эк, чтобы душа умершего без лишних страданий достигла первого круга рая (ожмах). В ходе молитвы персонально называются имена умерших в строгой последовательности: от старшего поколения к младшему из генеалогического древа, неоднократно произносится имя человека, недавно покинувшего живой мир. Молитва сопровождается пожеланиями мира в стране, здоровья и благополучия всем присутствующим, а особенно близким и родным дома, где проводятся поминки. После чтения молитвы лица религиозного сана и все присутствующие получат элешен биру (подаяния его доли). Традиционно на этих поминках подают бульон с мелко нарезанной лапшой, мясо по-татарски, зур бэлеш или губадию. Пред чаем освещают молитвой те гостинцы, которые принесли с собой собравшиеся. На чаепитие подают разнообразные виды печений, сладостей, иные хозяева подают чэк-чэк. С разрешения хозяев женщины уносят с собой разнообразные поминальные пироги.

Праздники

Многие абдулинские татары, как и татары других регионов, отмечают большую часть мусульманских праздников. Наиболее широкое распространение имеют Ураза-байрам и Курбан-байрам. Из народных праздников нерелигиозного характера абдулинские татары отмечают Сабантуй – праздник плуга. Этот праздник сохранил лучшие древнейшие воспитательные традиции волжских булгар и праславян, дошел до наших времен с глубокими гуманными принципами: доступностью участия в состязаниях, культурой межнационального общения, прославлением труда, хорошим настроением участников, когда обиде не бывает места, глубоким уважением к старшему поколению ( в организации и проведении праздника активную роль играют старики - аксакалы и самые уважаемые люди). Состязания во время этого праздника включают многие виды удальства народа: скачки на лошадях, умение «донести» барана до контрольной линии майдана; бег на перегонки, держа в зубах ложки с яйцами; преодоление расстояния качающегося бревна для девушек, которые держат две чашки, наполненные до краев водой; национальная борьба – «керэш» с кушаками. Праздничное настроение присутствующих усиливается народными танцами, песнями, которые исполняются в перерывах. Ярким элементом Сабантуя в селах является сбор детьми крашеных яиц, которые готовит каждая хозяйка. Сбор продолжается 2-3 часа, а затем дети высыпают на улицу и начинают различные игры с собранными яичками. В последние годы Сабантуй заканчивается в селах массовым гулянием на берегу рек, озер.

Народное творчество

Богатое поэтическое наследие создано татарами, в том числе и абдулинскими. Г. Тукай определил народное творчество как «литературу, которая возникнув еще в до письменный период, передаваясь из уст в уста, от отца к сыну, из поколения в поколение, дошла до наших дней». Из богатого поэтического наследия абдулинских татар в настоящее время собираются сказки, песни, пословицы, поговорки, байты. Так в пословицах абдулинских татар ярко выражен духовный облик народа, его нравы, его мораль. Как отмечают исследователи, в своем большинстве татарские пословицы гуманны. В них осуждаются ложь, лентяи, невежи и невежды предатели, они воздают хвалу людям добрым, справедливым, сильным, честным. Например: Даже если сидишь криво, говори прямо; Без труда и зайца не поймаешь; Скрывай ошибки других, а на собственные смотри; Из кривой трубы дым выходит прямо. У татарского народа в пословицах четко прослеживается система моральных установок через иерархические ценности « добро – зло». Вот некоторые из этих пословиц: Сделал добро – кинул на дно; Доброе дело не опаздывает; После славного - слава навеки, после злобного – только наветы; Если ты чистый – будь, как вода, что всякую грязь унесет.

Народное творчество, передаваемое из поколения в поколение, безусловно. Включало ценности исламской философии, в том числе и восхваление человеческого разума. О песне Г. Тукай писал : « Если внимательно вчитаться в народные песни, то в них можно увидеть все то, что хранится в душе народа». Широта души татарского народа находит отражение в богатстве тематики песен.

Понимание российского менталитета не может быть полным без рассмотрения национальных элементов, образующих его сложную структуру. В этой связи татарская культура, в том числе и культура оренбургских татар, является одной из ведущих составных частей отечественной духовности. Сохранение национальной самобытности оренбургских татар не может быть преградой на пути усиливающейся интегрированности с другими культурными ценностями.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)