Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Ландшафт нашего пришкольного участка

«Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша» - говорил АЛ. Чехов. Человек как биологический вид развивался на фоне природного окружения. Его окружали небо, леса, поля - все это менялось по цвету, переливалось. Человек активно осваивал новые земли, отвоевывая у при роды право распоряжаться всеми ее богатствами, создавая для себя определенную среду.

Природа северного края чрезвычайна богата, и человек пришел сюда за нефтью. рыбой, лесом. Стал осваивать новые земли, строить города, не всегда задумываясь о правомерности своих действий. Большинство северных городов в недалеком прошлом были очень похожи друг на друга своей безликостью. Города строились на участках , с полностью уничтоженной растительностью, бетонные «коробки» появились в городе, лишенные всякой эстетики. И такая ситуация сохраняется до си х пор. С ростом города, развитием его промышленности, становится все боле е сложной проблема охраны окружающей среды, создания нормальных условий для жизни и деятельности человека. В последние десятилетия усилил ось отрицательное влияние человека на окружающую среду и, в частности, на зелёные насаждения. А именно внутригородские озелененные территории несут большую функциональную нагрузку. Проблема зелёных массивов (городских парков, лесов, садов, лугов) - одна из важнейших экологических проблем в городе. Растительность, как средовосстанавливающая система, обеспечивает комфортность условий проживания людей в городе, регулирует (в определенных пределах) газовый состав воздуха и степень его загрязненности, поглощая пыль и токсичные газы, климатические характеристики городских территорий, снижает влияние шумового фактора и является источником эстетического отдыха людей; она имеет огромное значение для человека.

Правительство округ а работает над созданием определенного лица у каждого северного города. И в северных городах стало меняться отношение к вопросам озеленения. Так уже несколько лет в г. Ханты-Мансийске на высадку цветов, кустарников и деревьев, уход за ними, разбивку газонов очистку парков и лесных массивов направляется больше 13 миллионов рублей. В городе Ноябрьске в этом году на озеленение городских территорий потратят 5 миллионов рубле й. Московский бюджет на эти цели выделяет около 130 миллионов рублей. В нашем городе Нягань, к сожалению, не уделяют должное внимание вопросам озеленения и создания художественного природного ландшафта. По этому целью этой работы является внести маленькую толику в изменении об лика небольшого участка во 2 микрорайоне - на территории школы N2 б.

Здесь на протяжении нескольких лет ведется целенаправленная работа силами учителей и учеников на изменении внешнего вида школьного участка.

Из истории ландшафта

Только в последнее время сложилось представление об искусственной среде, которая формируется в процессе урбанизации. Такой искусственной средой является ландшафт местности. Профессия ландшафтного архитектора в современном её понимании появилась в конце XIX века в Америке. Однако корнями своими ландшафтная архитектура уходит к самой заре человечества. Древняя египетская цивилизация, зародившаяся и погибшая на берегах Нила, основывалась на пойменном земледелии с разливами и отливами великой реки, приносившей и влагу, и плодородный ил, и тучные урожаи лишь при умелой агротехнике. В основе последней лежало сезонное сооружение и разборка земляных плотин, формирование чеков для выращивания всевозможных культур. Эти чеки, сохранившиеся и в сегодняшнем прибрежном пейзаже Египта, вполне могут считаться самым и древними элементами ландшафтного искусства, которые с течением време ни трансформировались в формы, существующие и до наших дней. ХVII и ХVIII вв. отмечены широким размахом садово-паркового строительства. Мода на садово-парковые ансамбли быстро распространялась по Европе и, наконец, достигла колониальной Америки. Первые колонисты, устраиваясь на новых землях, привносили свои идеи, вкусы и привязанности в создание садов и парков.

в настоящее время использование природных ресурсов выделяет проблемы - сохранение естественных ландшафтов, их преобразование и создание «искусственного» ландшафта, признанного в некотором районе заменить разрушенный или неблагоприятный природный ландшафт. Как известно, ландшафт - это сложившийся веками образ и характер местности. Долгие годы местный рельеф, растительность, наличие или отсутствие водоёмов воспринимались как данность и, следовательно, ландшафтная архитектура не удостаивалась должного внимания. И лишь сравнительно недавно в практике отечественных архитекторов и дизайнеров стал при меняться комплексный подход к созданию гармоничной среды обитания человека - "второй природы", одно из важнейших мест, в котором отводится искусству обустройства ландшафта - ландшафтному дизайну.

Элементы ландшафтного дизайна

Существуют два стиля планировки участков: регулярный (геометрический) и ландшафтный (естественный) В первом случае посадки располагают симметрично по отношению к главной оси композиции. В них выдерживают строгие геометрические формы размещения деревьев и кустарников, соблюдают прямолинейность рядов и садовых дорожек, одинаковые расстояния между растениями каждой породы. Схемы п осадки деревьев и кустарников может быть квадратной, прямоугольной шахматной. Характерна и строгая расстановка декоративных элементов: беседок, фонтанов и скульптур. Особенность ландшафтного стиля заключается в свободном размещении растений близкому к тому, которое наблюдается в при роде. Тяга к природным ландшафтам особенно сильна у городских жителей. Оказывается, на самочувствие и настроение горожанина влияет загрязненная «визуальная» среда, незапоминающийся ландшафт города, где нет зелени. От того, в каких условиях живет человек, зависит его настроение, трудоспособность. Особую угрозу представляют голые стены, глухие заборы, большие поверхности стекла, асфальтовые покрытия, ровные линии крыш домов. Это н е только эстетически непривлекательно, но и опасно для здоровья. Более привычны и «приятны глазу» неправильные линии элементов рельефа, изгибы ветвей деревьев и Т. д. Зрительное восприятие" поверхностей с повторяющимися одинаковыми элементами, прямые линии и правильные геометрические фигуры сказываются на самочувствии человека отрицательно, поэтому свободная планировка садовых, огородных и декоративных растений придаст участку особую привлекательность, ландшафтный стиль предусматривает более широкое использование различных декоративных растений. При этом важ ное значение имеет использование неровностей микрорельефа участка. Та к при наличии на участке ямы можно устроить в ней водоем, а на возвышенности - альпийскую горку, на склонах можно заложить террасу. Пришкольный зелёный участок должен занимать не менее 45% - 50% общей площади. Размещать и подбирать следует таким образом, чтобы можно было использовать пришкольный сад в течение всего года. На территории пришкольного участка должно быть место для учебно-опытный плодово-ягодного сада и огорода, декоративные и защитные древесно-кустарниковые насаждения, цветники, газоны и живые изгороди. Участок под декоративные культуры отводят вблизи зданий. Ассортименты растений должны быть по возможности разнообразнее, для того что бы учащиеся могли познакомиться с особенностями различных древесно-ку старниковых и цветочных растений. Для этого рекомендуется групповые и одиночные посадки растений на фоне газона. В местах отдыха высаживают деревья с широкими кронами для защиты от солнечных лучей. В ландшафтном дизайне предлагаются следующие элементы.

Цетники

Клумбы, рабатки, бордюры - элементы цветника. Они служат для декоративного оформления участка.

Клумба может быт ь округлой, прямоугольной, квадратной, ромбовидной формы. Центр клумбы должен немного возвышаться над краями. Декоративные растения на клумбе сажают от центра к периферии (бортам). Высокорослые культуры размещают в центре, низкорослые ближе к бортам. В центре клумбы обычно высаживают крупные красивые цветы. при подборе растений необходимо учитывать:

-требования гармоничного цветового сочетания;

- характер роста и высоту отдельных растений (чем выше растения, тем ближе они должны располагаться к центру клумбы);

- в центре клумбы растения рекомендуется сажать редко, а по краям плотно;

- избегать излишней измельченности и сложности рисунка.

Бордюр это узкая (10-20 см) полосная посадка низкорослых декоративных растений в виде одноцветной обрамляющей каймы по краям газонов, клумб, рабаток. При цветочном оформлении клумб, рабаток и смешанных бордюров важно учитывать правила сочетания различных колеров. Различают цвета активные и теплые (красный, оранжевый, желтый), пассивные или холодные (зеленый, синий, фиолетовый). Белый и черный считают нейтральными, лучшие сочетания цветов - красный с зеленым. Оранжевый с синим, желтый с фиолетовым. Расположение таких растений рядом дает весьма эффективное, гармонически контрастное сочетание, цвета взаимно дополняют друг друга и кажутся интенсивнее. Менее гармонично и менее эффективно, но допустимое сочетание красного с желтым, желтого с синим, зеленого с фиолетовым. Не рекомендуется сочетать оранжевый цв ет с красным или желтым, синий с фиолетовым или зеленым. Такое сочетание негармонично, малоприятно для глаза. В случае необходимости высадки не гармонирующих по колеру растений между ними размещают растения, нейтральные по цвету (белые)

Рабатка прямо угольная вытянутая цветник-грядка, расположенная вдоль дорожки по одной ил и двум ее сторонам или по центру. Служит для оформления проезжей дороги, пешеходных дорожек. Ширина колеблется от 0. 3 до 1 метра, длина произвольная. О на строится по принципу сменности цветения, составляется из нескольких растений. Рабатка может быть односторонней, растения высаживаются в ней в два или три ряда (более высокие растения на заднем плане). При устройстве двусторонней рабатки растения подбирают одинаковые по высоте и ли в центре высаживают высокие, а по краям более низкие, по внешнему краю бордюр из более низких растений. Наружные края ее ограничиваются газоном , мелкой плиткой, плоским камнем, дробленым кирпичом.

Миксбордер , или смешанный бордюр , создается из многолетников, двулетников и однолетников, расположенных в виде живописных пятен. Пятна одних и тех же растений могут повторяться через какие-то интервалы. Используется посадка равномерно цветущих растений. Наружный край ограничивают газоном, гравием, цветным песком, мелкой плиткой в виде каймы. Основными растениями миксбордера всегда являются травянистые многолетники. Это своеобразный сад «непрерывного цветения», радующий нас в течение в сего лета. Лето - пора цветения разнообразных корневищных многолетников. Осень - финальный аккорд роскошного цветения астр, Колхикумов, Хризантем. Набор растений в миксбордере может быть весьма разнообразен. В первую очередь он диктуется условиями участка - роскошного развития растений м ожно добиться только при соответствующем выборе видов. Основным правил ом подбора растений является общность агротехнических требований. Чрезвычайно важна совместимость растений по корневой системе. Достоинств оммиксбордера является возможность для удовлетворения любых вкусовых и стилистических пристрастий.

Партер - это сложный цветник, включающий в композицию газоны, клумбы, рабатки, бордюры, фонтаны, скульптуры, вазы, бассейн.

Солитер

Солитер - это один очные деревья, выделенные из-за ценных декоративных свойств или по соображениям композиции. Хорошими северными солитерами являются берёза, ива Шверина, лиственница сибирская, сосна, рябина Городкова; из кустарников - сирень венгерская, жимолости и розы. Озеленение должно проводиться по научно обоснованным принципам и нормативам. Предусматривается равномерное размещение этих пород на участке, а также при строительстве необходимо следить за сохранением максимального количества существующих насаждений. В нашем регионе наилучшим временем для массовых посадок деревьев и кустарников является ранняя весна. Деревья, посаженные в это время, лучше восстанавливают корневую систему, что способствует лучшей приживаемости. Также проводят и осеннюю посадку.

Вазоны и контейнеры

Вазоны и контейнеры очень удобны в нашем климате для выращивания однолетних и луковичных растений. Исполняются в форме классических ваз, геометрических фигур и скульптур из керамики, гипса, бетона, пластика, старого пня. Контейнерное озеленение дает интересные возможности, с его помощью можно менять экспозиции хоть каждый день. Такие цветочницы можно размещать на мощены х дорожках и площадках, прикреплять к стенам зданий или перилам лестниц. Вазоны также могут украшать вход. Для контейнеров подбирают однолетние растения, хороши будут ампельные виды петунии и герани, настурция, хлорофитум, традесканция. Если имеется зимний сад, то на зимний период можно переселять эти растения "под крышу дома своего".

КаменистыЙ сад (Рокарий)

Каменистый сад

особый вид цветника, своеобразное архитектурное сооружение, имитирующее горный ландшафт. Основной состав используемых в нем растений - горные травянистые многолетники, как правило, плохо растущие на обычных клумбах. Большинство '" видов, используемых для посадки в так ом цветнике, привнесено в сады из альпийского и субальпийского горных по ясов, поэтому не удивительно, что многие садоводы называют рокарий "альпийскими горками".

Альпийская горка. Альпинарий, или альпийская горка - цветник ландшафтного типа, напоминающий фрагмент горного пейзажа, на котором размещают камни и высаживают декоративные растения. Его устраивают на имеющейся или искусственно созданной возвышенности с уклоном на юго-запад или юго-восток. Высота горки зависит от ее площади: чем больше площадь, тем выше она должна быть. Н а приусадебном участке обычно делают небольшую горку площадью 6-1 О м2, высотой 50-70 см. С площадки, отведенной под альпинарий, снимают лопатой рыхлый плодородный слой почвы. При этом удаляют все много летние сорняки. Образовавшееся углубление заполняют щебнем, битым кирпичом или шлаком, формируя горку запланированной высоты и формы. Верхний слой горки толщиной не менее 20 см должен состоять из плодородной почвы. Если снятая почва глиняная, к ней добавляют песок или супесь, а если песчаная - глину или суглинок, после чего вносят органические и минеральные удобрения, тщательно перемешивая их с почвой. Затем приступают к раскладке камней. Наибольшего

декоративного эффекта достигают при использовании одинакового материала: песчаника, доломита, известняка, ракушечника, гранита или валунов. На горке хорошо выглядят крупные камни (диаметром 25-60 см. ) Мелкие и одинаковые по размеру и форме камни применять нежелательно, они создают впечатление однообразия. Раскладывать камни нужно параллельно поверхности участка, добиваясь максимальной естественности их размещения. Камни на альпийской горке должны слу жить фоном для декоративных растений и составлять вместе с ними живописную композицию. Для устойчивости камни вкапывают в предварительно уплотненную почву на одну треть или половину их высоты. Декоративные растения, разные по форме и размерам, размещают между камнями на расстоянии 30-40см. друг от друга. Для альпийской горки выбирают в основном низкорослые и стелящиеся многолетние декоративные растения: подснежник, пролетку , гиацинт мышиный, колокольчик, крокус, тюльпан низкорослый, бурачок, резуху, тимьян ползучий, кошачью лапку, астру альпийскую, веронику ползучую. Теневыносливые растения высаживают на восточных и северных склонах горки. Устойчивые к засухе - на солнечных местах и на вершине. По срокам цветения растения выбирают так, чтобы добиться непрерывного цветения в течение всего вегетативного периода. У ход за альпинарием заключается в прополках, рыхлении, поливах и подкормках, а осенью в период листопада систематической уборке листьев.

Газон

Газон - это участок почвы, засеянный образующими плотный дерн злаками. Травяную поверхность газона необходимо регулярно стричь. Тогда она будет ровной и выдержит вытаптывание. Таким образом, главные свойства газона - это ровная поверхность, плотный однородный дерн, устойчивость к вытаптыванию и, конечно, эстетичный вид. Посадить газон - это даже не полдела. Главное - это уход, как в прочем, и за другими элементами пришкольного участка. Только при соблюдении всех условий можно рассчитывать на качественный газон. Существует два основных способа создания газона: посев семян и настилка готового при везенного дерна (рулонный газон). Преимуществ у второго способа по сравнению с первым гораздо меньше, чем достоинств. Настилка дерна оправдана л ишь в тех случаях, когда требуется быстро получить газонное покрытие. Преимущества же сеяного газона очевидны: это и выбор подходящих для данной почвы семян и гарантия их качества и, что немало важно, цена. Итак, чтобы се ять семена или укладывать дерн нужно подготовить землю. Этапы подготовк и участка следующие: очистка земли от строительного мусор а и сорняков; корчевание пней и лишних деревьев; тщательное выравнивание поверхности; прокладка дренажной системы; насыпка плодородного слоя с необходимы ми удобрениями и подкормками; тщательная перекопка; удаление камешков и комьев земли, которые невозможно разбить и тщательно разрыхлить; утрамбовка плодородной почвы катком и придание е й идеально ровной поверхности; выдерживание участка под паром с целью избавиться от спящих семян сорняков; рыхление верхнего слоя почвы;

. посев семян или настилка дерна; защита семян от птиц; обильный полив; стрижка и уход за всходами.

Дорожки

Дорожки являются жизненно важным элементом всей композиции участка и придают ему индивидуальность. Даже материал, из которого сделаны дорожки, может повлиять на впечатление, производимое садом.

Независимо от того, должна ли дорожка стать основным элементом участка, или просто, быть путем по которому можно было бы пройти, необходимо провести определенное планирование. В настоящее время дорожки и тропинки отличаются по типу покрытия, типу мощения , применяемому материалу и технологии укладки. Предлагаемые типы покрытий - плиточный, каменный, блочный, бетонный, травяной и т. п. ; варианты укладки - на песок, на цементный раствор, с бордюром, без бордюра, сплошной, островки и Т. п Можно создавать на участке также травянистые дорожки. Все, что нужно для этого - глубокая обработка почвы, дренажный слой из песка или щебня и семена подходящей травосмеси. Трава на дорожке должна быть низкой, так что придется ее регулярно скашивать. Травянистые дорожки особенно хороши среди пышноцветных рабаток.

Дорожки и тропинки на участке имеют не только функциональное значение. Они являются важными элементами художественно - эстетического решения оформления. Травянистые или песчаные дорожки, а также дорожки, посыпанные галькой или мульчей, могут иметь плавный переход к окружающим их клумбам и грядкам. Тогда кустистые и почвопокровные растения, разрастаясь, закрывают границы дорожки, придавая ей естественную прелесть.

Озеленение

Озеленение населённых мест - это комплекс работ по созданию и использованию зелёных насаждений в населенных пунктах. В градостроительстве озеленение является составной частью общего комплекса мероприятий по планировке, застройке и благоустройству населённых мест. Оно имеет огромное значение в жизни человека, оказывает огромное влияние на окружающую среду.

Особенно это влияние заметно проявляется в городах.

Зелёные наваждения являются основными элементами художественного оформления населённых пунктов. Объектами озеленения называется земельный участок, на котором составляющие ландшафта (рельеф, водоёмы, растения) и строительные сооружения взаимосвязаны и предназначены для удовлетворения потребностей в отдыхе на открытом воздухе.

Композиция зелёных насаждений мог ут включать массивы, группы, куртины, живые изгороди, рядовые посадки и со литеры.

Дизайн - от английского слова design - замысел, проект, чертеж, рисунок, термин обозначающий различные виды проектировочной деятельности, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. В узком смысле дизайн - художественное конструирование предметов, проектирование эстетического облика промышленных предметов. Дизайн-теория (техническа я эстетика) и практика проектирования (художественное конструирование) изделий промышленного производства. Объединяет решение вопросов создания научно обоснованной номенклатуры и ассортимента изделий, придания им технологически, функционально и эстетически оправданной формы.

Эстетика - область художественной деятельности людей. Техническая эстетика изучает социально-культурные, эстетические и технические проблемы формирования гармоничной предметной среды, создаваемой средствами промышленного производства д ля обеспечения наилучших условий труда, быта и отдыха людей.

Ландшафт (нем. Landshaft) в искусстве, изображение какой либо местности, то же , что и пейзаж.

Озеленение в условиях севера

В настоящее время озеленение Севера - дело весьма и весьма не простое. Исследование флоры Севера на при мере растительности Югорского Нагорья (г. Ханты-Мансийск), проводимые в течение нескольких лет Научно-производственным предприятием по Распространению новых технологий (РаНТ) СО Р АСХН (г. Новосибирск), показали, что ас сортимент растений, традиционно используемых в настоящее время для озеленения, крайне узок. Однако есть на территории города значительное количество отдельно произрастающих растений, в том числе и случайно попавших на данную территорию, которые условно можно считать интродуцентами (пр о шедшими период адаптации в данной зоне). В общем случае, при озеленении городов и поселков зоны Югорского Нагорья, можно использовать таких деревьях и кустарниках как: барбарис сибирский и обыкновенный, бересклет бородавчатый, боярышник кроваво-красный и перистонадрезанный, дерен белый, некоторые виды ив , рябина сибирская и обыкновенная, рябинолистник, сирень обыкновенная и амурская, снежноягодник, , яблоня ягодная. Из хвойных пород это - сосна кедровая (кедр), лиственница, ель обыкновенная, пихта сибирская, можжевельник казацкий. Как показывает опы т, проблем в озеленении городов и поселков Севера предостаточно и их основа - трудности реставрации природы Севера. Поэтому решать эти проблемы необходимо очень осторожно.

В чем же сложность озеленения северных территорий? Отметим только часть проблем резко бросающихся в глаза. Во-первых, чрезвычайно медленное нарастание биомассы, даже у приспособленных к условиям Севера растений. Во-вторых, малый объем гумусного слоя, а в некоторых местах, почти полное его отсутствие. В третьих, сильное закисление почв, при близком и резко меняющемся по времени года уровне грунтовых вод. В четвертых, ухудшение условий произрастания растений благодаря деятельности человека (это нарушение гидрологии при строительстве, что ведет к заболачиванию территорий или, наоборот, ее обезвоживания, изменение уровня грунтов, относительно прежнего произрастания или просто механическое уничтожение растений). Более того, значительное числ о населенных пунктов вообще построено на насыпных грунтах или даже на вечной мерзлоте. Ко всему этому следует добавить чрезвычайно низкие температуры зимой и достаточно высокие - летом при недостаточной солнечной радиации. Со всем этим приходится сталкиваться при работе по озеленению северных городов и поселков. Но, несмотря на эти, безусловно, большие трудности в адаптации многих растений к местным условиям, перспективы озеленения Севера, достаточно велики. У же сегодня имеется ряд растений, которые могут не просто произрастать в северных районах, а способны приносить ощутимую пользу помимо создания необходимых· человеку экосистем. Речь идет о плодово-ягодных культурах выведенных селекционерами Сибири в последние годы, таких как сладко плодные формы рябины Сибирской и калины, крупноплодные шиповники и черемухи (с плодами до lг. ), специальные сорта смородин: черной и цветной (предназначенные для выращивания на Севере), а также жимолости съедобной.

Особый интерес в озеленении северных городов представляют многолетние цветы.

Эксперимент, проведенный на таком растении как бадан, показал, что удлиненный световой день спровоцировал его более раннее и более продолжительное цветение, не повлияв на зимостойкость. Это показывает возможность перехода с однолетних цветов, выращиваемых рассадой, на - цветы многолетние. в отличие от однолетников, имеющих декоративную ценность, как правило, в течение только одного месяца, при значительных ежегодных затратах на рассаду и высадку, многолетники, выходящие из-под снега и уходящие под снег зелеными, могут существенно повысить де коративность озеленяемых территорий при фактическом снижении затрат.

Однако не везде можно проводить озеленение традиционными методами и приемами. Есть немало северных городов, где традиционное озеленение затруднено или вообще невозможно в силу и х расположения или других причин. В этом случае следует применять новые, начинающие развиваться в Сибири, методы контейнерного озеленения. Контейнеры - это вазоны или ящики, в которых выращиваются различные растения ( цветы, кусты или деревья). В зависимости от условий их применения они могу т быть стационарные или переносные, декоративные или черновые.

Таким образом, оправданный оптимизм ученых позволяет рассматривать северные города и поселки, как достаточно перспективные территории для благоустройства и озеленения.

Школьный участок и его проблемы

Средняя школа расположена в одном из центральных микрорайонов города. Она окружена различными зданиями: северная сторона и южная граничат с жилыми дома ми, на восточной стороне находится гаражный сектор, к западной части прилегает небольшой лесной массив. На заднем дворе школы - спортивная площадка, спортивный корт. Площадь участка приблизительно равна 17000кв. м. В настоящее время практически вся огорожена, но не совсем благоустроена.

Около входа в школу расположены гаражи. Здесь происходит постоянное движение и парковка автомобилей. Зачастую машины стоят возле школы с включенными двигателями. В связи с этим идет постоянное загрязнение воздуха вредными для организма веществами (соли тяжелых металлов и др. ). На территории школы слева от центрально го входа находятся мусорные баки. Перед школой со стороны жилого дома N2 43 ЖЭУ отвели место для хозяйственных отходов. Подъезд к школе имеет далеко не эстетичный вид. На протяжении многих лет ситуация не меняется, а только ухудшается. Недостаточное освещение придает угрюм ый вид пришкольному участку в вечернее время суток. Недостаточно оборудованы места отдыха во время перемен, и свободное время. Отсутствуют скам ейки, беседки, хорошо оборудованные спортивные площадки.

Проблема состояния и благоустроенности школьного двора имеет более глубокое экологическое значение, чем кажется на первый взгляд.

Необходимо решение проблемы грязи и пыли в районе школьного двора. Но постоянное существование в так их условиях может повредить здоровью человека.

Существует хорошая пословица: «Чело века встречают по одежке, провожают по уму».

Поэтому большое значение имеет внешний вид школы и окружающая ее территория, но она должна быть не только красивой, но экологически чистой. Ведь именно здесь мы про водим большую ча сть времени. Это и спортивные занятия, и отдых во время перемен, и проведен ие культурно-массовых мероприятий, и уборки территорий. Чистота и красот а участка играют и воспитательную роль в образовании школьников.

Растительный и почвенный состав школьного участка

Данному участку больше 20 лет. Здание школы было построено на участке, полностью лишенном растительности при строительстве. К сожалению, эта методика строительства микрорайонов не изменилась и сегодня, что хорошо видно по новостройкам города. За время существования на участке начал формироваться свой природный ландшафт, созданный руками человека и самой природой. На протяжении последних лет, школа ведет целенаправленную работу по озеленению участка. Из по саженных деревьев, преобладают береза, ива, хвойные находятся в меньшинстве. Кустарников произрастает немного - это шиповник. Травяной покров формировался самостоятельно. Из трав произрастают следующие виды: пырей ползучий, клевер многолетний, иван-чай и др.

Почвы участка малоплодородны, содержат низкое содержание питательных элементов.

За время существования участка неоднократно вносился торф. Для формирования искусственного растительного покрова этого недостаточно. Основным агроприемом при создании различных травяных покрытий, нужно считать нанесение на поверхность минерального субстрата слоя торфа 5-8 см, с последующим внесением минеральных удобр ений. Тщательное выравнивание и прикатывание нанесенного слоя торфа, а также смешивание его путем неглубокой перекопки с песком и суглинком даст положительный эффект. Это очень важно при создании цветников.

При выборе видов и сортов следует учитывать биологические и экологические особенности растений именно к конкретным условиям. Среди испытнных видов подходят злаки местной флоры ( овсяница луговая, полевица белая гигантская). Хорошо развиваются на бедных грунтах многие гвоздичные. Удовлетворительно переносят недостаток минерального питания ежа сборная, тимофеевка луговая, клевер гибридный, многие виды овсяниц, полевица тонкая. Из древесных пород легко растут то поля, ивы, благодаря своей неприхотливости. Из кустарниковых форм развиваются арония, шиповник, рябинолистник.

Необходимо получение посадочного материала, что затруднено в данных климатических условиях.

Проект ландшафтного дизайна школьного участка

Основная идея проекта состоит в том, чтобы по возможности на территории школьного участка сформировать ландшафт с искусственными элементами дизайна на основе того, что уже существует. Внести элемент парковой структуры в виде сквера для отдыха школьников и учителей, а также жителей близлежащих домов.

Дизайн- этот термин обозначает различные виды проектной деятельности, целью которой является формирование эстетических и функциональных качеств предметной среды. Ландшафт - изображение какой-либо местности, то же, что и пейзаж. Его разновидности быва ют разные. В данном случае мы имеем ландшафт, измененный деятельностью человека.

Изучив литературу по ландшафтному проектированию, мы предлагаем следующие элементы дизайна.

Первое-это озеленение: посадка деревьев, кустарников, разбивка газонов и цветников.

1. Провести озеленение следующими породами деревьев, осуществив их посадку: это- ель обыкновенная, сосна, рябина, черемуха, сибирская яблоня, кедр сибирский. Из кустарников рекомендуем: снежноягодник, сирень, боярышник, рябинолистник. Э тот подбор объясняется тем, что данные культуры адаптированы к условиям нашего климата. Такой подбор видов, на наш взгляд, создаст определенное многообразие на участке для биологических наблюдений, экскурсий, учебных занятий, обеспечит эстетический вид участка.

По нашему проекту мы планируем посадить деревья и кустарники:

- перед центральным входом в школу на месте мусорных баков. ( которые можно объеденить с отходами дома N243)

- на участке с северной стороны школы, у лестницы справа

-участок, располагающийся вдоль спортивного корта , со стороны стены, отгораживающей нас от СК «Нефтяник»

-вдоль длинного участка ограды , отделяющей нас от банка и жилых домов;

Невозможно, чтобы все пространство было занято цветами и деревьями. Для этого лучшим решением является созда ние травяного газона. Необходимое условие его существования - это подготовка почвы и постоянный уход в течение вегетационного пер иода. Такой газон предлагаем разбить в районе спортивного корта.

2. Вторым элементом дизайна являют ся цветники. Цветники включают клумбы, бордюры, рабатки, которые планируем разбить у центральных ворот, перед фасадом здания школы.

З. В северной части участка, имеется большой участок земли, с растущими деревьями. Рельеф участка неровный, поэтому мы планируем разбить здесь так называемую « альпийскую горку», с многолетними и однолетними цветочными культурами. которые будут ее украшать в течение лета. Альпинарий - это каменистая композиция, с произрастающими на них растениями.

4. Вазоны и контейнеры очень удобны в нашем климате для выращивания однолетних и луковичных растений. Исполняются в форме классических ваз, геометрических фигур и скульптур из керамики, гипса, бетона, пластика, старого пня Их можно размещать на мощеных дорожках и площадках, прикреплять к стенам зданий или перилам лестниц. Вазоны также могут украшать вход. Такие вазоны мы планируем разместить на фасадной стороне здания, возле лестницы, веду щей в начальный блок; в месте парковки автомобилей, и на детской площадке.

5. Дорожки являются жизненно важным элементом всей композиции. Их рекомендуем проложить согласно плану. Ширина дорожек может быть различна.

6. На месте старого корта предлагаем разбить сквер. Сквер-это небольшая, озелененная территория на улицах и площадях, имеющая формы прямо угольника, треугольника, круга, предназначенная для отдыха. В сквере рекомендуем посадить кустарники, разбить клумбы разной формы, поставить скамейки для отдыха. В центре сквера соорудить фонтан.

6. Возле блока «Бесть участок, засаженный березками и ивами. Если его преобразовать, здесь можно создать детскую площадку для учащихся начального блока, так как именно с этой стороны планируется новый вход в начальную школу. Расположить скамейки согласно плану, установить деревянные скульптуры животных, сказочных героев, разбить небольшие цветочные клумбы. Можно оборудовать детскую площадку для подвижных игр.

7. Провести современное освещение всего участка.

8. Модернизировать спортивную площадку возле корта: скамейки, спортивные снаряды.

Рекомендуемые растения для посадки на участке

Для посадки мы рекомендуем следующие адаптированные растения к нашей климатической зоне.

-деревья : ель обыкновенная, лиственница сибирская, рябина обыкновенная, сосна кедровая сибирская, тополь черный, яблоня сибирская, черемуха обыкновенная, ива белая;

-кустарники : акация желтая, барбарис Тунберга, береза пушистая, жимолость съедобная, малина душистая, можжевельник обыкновенный, сирень венгерская, снежноягодник , рябинолистник, и др. ; цветочные культуры :

- однолетники : петуния, шафран, бархатцы, календула , виола, эшшольция, настурция, астра и др.

-. многолетники : маргаритка голубая, нивяник обыкновенный, флоксы , аконит, мальва, остролепестная синюха, целозия, цинния;

-для альпийской горки подойдут: декоративная осока, сортовой барбарис, нефролепсис на лето, декоративный лук, аквилегия сибирская и др. Ниже при водится описание некоторых растений.

Деревья.

Ель обыкновенная

Жизненная форма: Дерево. Родина: Европа.

Размер: Высота 30-35 (50)м, диаметр кроны 6-8 м, диаметр ствола 1,2м.

Особенности роста: Годовой прирост в высоту 50 см, в ширину 15 см. До 10-15 лет растет медленно затем быстро.

Долговечность: До 250-300 (500)лет.

Отношение к свету: Теневынослива, в молодом возрасте может страдать от весенних солнечных ожогов.

Почва: Предпочитает свежие, хорошо дренированные, кислые супесчаные и суглинистые почвы, не выносит застоя во ды, засоления и сухости почвы

Декоративность: Имеет красивую форму кроны и окраску хвои.

Городские условия: Неустойчива. Хорошо переносит стрижку и формовку. Применение: Одиночные посадки, группы, аллеи. Морозостойкость: Морозостойка.

Сосна обыкновенная

Жизненная форма: Дерево.

Родина: Европа, Урал, Сибирь, Манчжурия, Монголия, Средняя Азия. Размер: Высота 10-30 (40)м, диаметр кроны 7-10 м, диаметр ст вола 1м.

Особенности роста: Растет быстро. Годовой прирост В высоту 30-40 см, в ширину 15 (40). Долговечность: До 350-600 лет.

Отношение к свету: Очень светолюбива.

Почва: Нетребовательна, но лучше растет на свежих супесчаных и легко суглинистых почвах и черноземах. Не пере носит сильного засоления.

Декоративность: Имеет красивую форму кроны и окраску хвои.

Городские условия: Переносит плохо.

Применение: Одиночные посадки, группы, массивы, морозостойка.

Кустарники

Сирень растет повсюду и считается в принципе неприхотливым растением. Надо только знать, что это светолюбивое растение не выносит переувлажнения, сырости, не любит засоленных, кислотных, иссушенных, тяжелых глинистых и песчаных земель, загазованного воздуха. Засуху она еще потерпит, но от переувлажнения п огибает. Хорошо растет наша на дренированных легких и средних суглинках с высоким содержанием гумуса и минимальной кислотностью. В природе поселяется на возвышениях, солнечных лесных опушках, а в болотистых низинах или станет сирень кустом, деревом или живой изгородью, зависит от наших пожеланий и соответствующей весенней формирующей обрезки. Чтобы вырастить живую изгородь, необходимо удалять только высохшие или поврежденные ветви. Если необходимо получить деревце с зонтиковидной кроной - удаляем корневую поросль и нижние побеги с наиболее сильных стволов. Хотим куст - не позволяем загущаться, удаляем слабые, растущие внутрь кроны побеги. ,. Если мы хотим видеть невысокий куст с цветами на уровне глаз, вдыхать их аромат, нужно при обретать соответствующие сорта. Это «Monique Lemoine », «Мте Charles Souchet», «Henri Robert», «Память о Колесникове», «Память о Вехове».

Сирень в средней полосе Росс ии зацветает в мае-июне, радует нас дней двадцать и, отцветая, оставляет густую зелень листьев до глубокой осени. Поэтому нужно обдумать соседство с ней ругих растений, так чтобы во время цветения сирень доминировала, а после служила хорошим зеленым фоном для них. Профессионалы рекомендуют декоративно-лиственные кустарники. с пестрыми незелеными листиками (например, барбарис), крупные многолетники (пионы, флоксы, лилейники, хоста). У сирени есть одна непонятная особенность: она не вынос ит близкого соседства ландыша ни на участке, ни в вазе.

Однолетние

Астры хорошо выдерживают небольшие понижения температуры воздуха (до -1-3 0 С). Многие сорта при отцветании теряют декоративность, поэтому в цветниках отцветшие соцветия срезают.

Семена высевают во второй половине марта в ящики, а в апреле - в парники. Всходы при появлении первой пары наст оящих листьев пикируют в ящики, В грунт парника или рассадника из расчет а 400 сеянцев на 1м2. В середине мая их высаживают на постоянное место. Расстояния для посадки (в см): низкорослые сорта - 20-25, среднерослые - 25-30 и ВВIсокорослые - 30-40. Можно высевать семена и в открытий грунт н конце апреля для позднего цветения (в конце августа - начале сентября), а для более раннего цветения - осенью или зимой. Астры зимнего посева начинают цвести на 1 О дней, а весеннего на 2-2,5 недели позже, чем выращенные из рассады, но цветут обильнее и продолжительнее. Астры переносят пересадку в цветущем состоянии. Хорошо развиваются на солнечных участках с суглинистой и супесчаной средней плотности и влажности почвой, содержащей известь. Нельзя размещать их на богатых перегноем почвах, особенно по свежему навозу. Обязательно следует менять места посадки, особенно при рассадном методе выращивания.

Почти не поражаются болезням и астры сортов типов Эдельвейс и Вальдерзее. Растения, полученные из семян центрального бутона, в меньшей степени подвержены заболеваниям. Хорошо отзываются на уход - поливы, подкормки, рыхление почвы, особенно в перво й половине лета. В подкормках наиболее эффективны азотные удобрения (через 7-10 дней после посадки, в фазе 3-4 листьев). В фазе 10-12 листьев подкармливают полным минеральным удобрением (МРК), что способствует формированию растений с оптимальным габитусом и более устойчивых к болезням. В начале цветения рекомендуется давать третью подкормку калием.

Астры используют для посадки в цветниках, на клумбах, в балконные ящики, на срезку и как осеннюю горшечную культ уру.

Бархатцы, тагетес. Однолетние растения семейства Астровые. Высота 15-120 см, кусты сомкнутые и ли раскидистые, стебли сильно разветвленные. Соцветия простые и махровые, диаметром 2-12 см, различных тонов желтой, оранжевой и коричневой гаммы. Растения имеют резкий специфический запах.

В цветоводстве культивируют следующие виды: бархатцы прямостоячие до 70-80 см и выше, с простыми и махровыми крупными соцветиями; бархатцы раскидистые, ветвистые, высотой 40-45 см, с простыми , полумахровыми и махровыми соцветиями; бархатцы карликовые с компактны ми кустами высотой 15-20 см. Цветут с июля до конца сентября. Отцветшие соцветия закрываются побегами высших порядков ветвления. Размножают семенам и, которые высевают в начале апреля. Пикируют в ящики или в грунт парника и рассадника.

В открытый грунт высаживают после тог о как минует опасность поздневесенних заморозков.

Расстояния между растениями (в см): для высокорослых 50, средних 30, низкорослых 20. Предпочитают открытые, солнечные, теплые участки, но могут расти и цвести в полутени. Растут очень быстро. К почве нетребовательны, но желательна нетяжелая и достаточно увлажнен ная. На уход отзывчивы. Низкорослые бархатцы используют для посадки в бордюрах, на клумбах, в группах в вазах, на балконах и для горшечной культуры ; средние - для срезки и посадки нарабатках и в массивах; высокорослые - на р абатках, в массивах и на срезку. Срезанные цветы долго сохраняют декоративность.

Многолетники

Петуния. Многолетнее растение семейства Пасленовые. В цветоводстве используют как летник. В производстве имеется несколько форм петунии гибридной, полученных от скрещивания петунии пазушноцветной белой с фиолетовой. Петуния многоцветная. Высота растения 20-30 см. Цветки простые и махровые, воронковидные, диаметром 4-7 см, белые, розовые, красные, лиловые, однотонные или пестрые. Цвет ет с конца июня до заморозков. Отцветшие цветки не снижают декоративности растения. Размножают семенами. Посев проводят в конце марта - начале апреля. Сеянцы пикируют в кубики, горшки диаметром 9 см или в ящики. В конце мая растения высаживают в открытый грунт. Расстояния между ними при посадке 20 см. Хорошо растет на открытых, солнечных, теплых местах, на суглинистых и супесчаных почвах. Крупноцветковые формы более требовательны к условиям произрастания. Отзывчива на подкормки, рыхления и поливы. Однако может переносить кратковременную засуху. Петуния крупноцветковая достигает высоты 40-60 см. Куст раскидистый, полушаровидный. Цветки воронковидные, диаметром 6-12 см, белые, розовые, темно-красные, фиолетовые, простые или махровые. При размножении семенами 30-40% растений имеют немахровые цветки, поэтом у для получения выравненного материала с махровыми цветками особенно интересные растения высаживают в горшки и весной следующего года размножают черенками. Выращивание крупноцветковой петунии из семян сходно с культивированием петунии низкой компактной. При горшечной культуре растения петунии крупноцветковой подвязывают к колышкам. Цветет со второй половины июня до заморозков. Отцветшие цветки не снижают декоративность растений. При размножении черенками выделяют элитные растения с махровыми цветками. Их выкапывают, сажают в горшки и содержат в прохладных теп лицах при слабом поливе. В марте полив усиливают и повышают температуру. По мере отрастания побегов приступают к черенкованию. В остальном выращивают так же, как рассаду из семян. Используют для посадки на клумбах, рабатках, бордюрах, в горшках, вазах, балконных ящиках. Петуния крупноцветковая бахромчатая имеет стеблИ" высотой 30-60 см. Цветки воронковидные, диаметр ом б-12 см, с сильноволнистыми, бахромчатыми краями, махровые и простые, с очень тонким ароматом. Окраска белая, розовая, красная, фиолетовая, темно-синяя, однотонная и пестрая. В махровых цветках семена не завязываются. Цветение с июня до октября. Отцветшие цветки не снижают декоративности растения. Условия выращивания те же, что петунии простой крупноцветко вой.

Флокс летний (друммонди ). Многолетнее растение семейства Синюховые. Используют как летник. Куст высотой до 45 см, до вольно компактный, густоветвящийся. Цветки 1,5-2,5 см в диаметре, собраны в щитковидные соцветия, достигающие в диаметре 12-15 см. Окраска от белой до темно-красной, однотонная или пестрая. Цветет обильно с конца июня до октября. При отцветании отдельных цветков де коративность растений снижается незначительно. Размножают флокс летний семенами, высевая их в ящики в марте: высокорослые сорта несколько раньше низкорослых. Сеянцы пикируют по три В горшки или куби ки диаметром 9 см, реже в парники. В открытый грунт высаживают в конце мая. Небольшие заморозки флокс легко переносит. Расстояния при посадке 20-30 см. Предпочитает солнечные места. Хорошо растет и цветет на легких питательных почвах. Нельзя размещать флокс по свежему навозному удобрению. В сухую погоду необходим полив, в противном случае цветение ухудшается. Сырую погоду и застой почвенной воды переносит плохо. Для лучшего кущения рекомендуется проводить прищипку над четвертой-пятой парой листьев. Используют для посадки в массивах, на клумбах, рабатках, в бордюрах, группах, на балконах, реже на срезку.

Виола, фиалка трехцветная, анютины глазки. Многолетнее растение семейства Фиалковые. Используют как двулетник, а иногда и однолетник. Виола широко распространенн ое растение с ранним и длительным цветением, с исключительно оригинальной окраской цветка. Имеются следующие группы растений: 1) ранозацветающи е; 2) крупноцветковые; 3) исполинские. Стебли ветвящиеся, высотой до 20-30 см. Цветки неправильной формы, одиночные, от 4 см и более. Окраска белая, желтая, голубая, синяя, фиолетовая, обычно сочетающаяся между собой в трехцветно-пеструю, у небольшого числа сортов однотонная. Каждый цветок цветет 6-8 дней. Растения цветут в зависимости от срока посева рано весной или в течение всего лета. С наступлением летней жары цветки растений осенней посадки становятся мельче, и они теряют декоративность; при зимнем посеве и весен ней посадке сохраняют ее в течение всего лета. С окончанием цветения отдельных цветков декоративность не снижается. Семенные коробочки собирают с растений до того, как они треснут в бумажные мешочки на дозаривание. Размножают семенами. Для ранневесеннего цветения их высевают в конце июн я - начале июля, пикируют в холодные парники или рассадники. Нельзя сажать виолу по свежевнесенному навозу. При небольшом затенении цветет продолжительнее. В засушливую погоду необходимо поливать. Используют для посадки на клумбах, рабатках, в бордюрах, на балконах, в вазах.

В ходе проведенного исследования мы пришли к выводу, что наш при школьный участок нуждается в благоустройстве и модернизации. Воспринимая природный пейзаж, человек ищет в нем особенности, гармонирующие с его деятельностью, индивидуальной жизнью, настроениями. Каждое произведение ландшафтного искусства должно быть обращено к человеку и оказывать положительное воздействие. Нужно сказать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась : в суровых климатических условиях нашего региона реально совместить природный ландшафт с искусственными элементами благоустройства. Это подтверждает опыт многих северных городов. Благоустройство школьного участка является актуальным на этапе развития нашей школы, как школы, которая работает по технологии здоровьесбережения. Благоустройство школы и прилегающей территории будет играть в этом важную роль. Это воспитание бережного отношения к природе, воспитание трудолюбия. Эстетический вид позволит снимать по вседневный стресс, которым подвержен современный человек. Кроме того, учащиеся и их родители, жильцы микрорайона сами могут принять активное участие в этом процессе. Над данным проектом еще очень много работы: это и составление сметы, графики работ, подбор культур, благоустройство прилегающей к школе территории, лестницы, но мы верим, что это все реально и возможно.

Данные нашей работы могут быть использованы на уроках биологии, экологии, черчения. Они будут полезны всем, кто не равнодушен к в опросам благоустройства города.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)