Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Магия колокольного звона

Из окна моей комнаты видны купола сельского храма. Говорят, что вид церкви из окна - к счастью, поэтому храмы строили на возвышении, чтобы благословение вошло в каждый дом.

Наша церковь получила своё название в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Я знаю, что в России великое множество городов, деревень, сел, фамилий русских людей связано с праздником Покрова Пресвятой Богородицы.

А сколько всегда строилось на Руси Покровских монастырей и храмов!

Самый известный из них, это Храм Покрова Пресвятой Богородицы (Собор Василия Блаженного), который 450 лет назад повелел построить царь Иван Грозный в честь победы над Казанским ханством. Это - символ покровительства и заступничества Божией Матери над Церковью Христовой, над всей Русской землей. Не менее известна Церковь Покрова на Нерли, которую называют <<белой лебедью>> русской архитектуры, красавицей, сравнивают с невестой. Легкая, стройная, будто невесомая, - такое ощущение, что она высечена из единого куска белого камня. Храм Покрова на Нерли самый миниатюрный, и в то же время, самый грациозный. Общая его ширина чуть более 10 метров, а внутренняя высота около 21. Или знаменитый Храм Покрова Богородицы в Филях, построенный на месте одноимённого деревянного храма в 1690-1694 г. г. в усадьбе Льва Нарышкина, дяди Петра I, в ознаменование победы над войсками польского королевича Владислава. А вот Покровский женский монастырь в Суздале, основанный в 1364 году , и впоследствии превратившийся в место заточения постриженных в монахини представительниц аристократических фамилий. Знаменит во всем Православном мире Севастопольский Соборный храм Покрова Пресвятой Богородицы. Строился собор с 1892 года по 1905 год. Автор проекта - севастопольский архитектор и художник В. А. Фельдман .

Этот список можно продолжать ещё долго. Я горжусь тем, что наша маленькая деревенская церковь тоже носит название Покрова Пресвятой Богородицы. Конечно, она не так знаменита, как эти известные храмы, но для меня она самая родная и красивая.

Я люблю в свободное время приходить в храм. Люблю поговорить с матушкой Любовью, которая уже не первый год занимается с воспитанниками Детского дома №1 восстановлением некогда разрушенного храма. Матушка Любовь получила благословение владыки архиепископа Омского и Тарского на создание на базе храма детского православного центра в честь иконы <<Три радости>> (первая радость - молитва, вторая - труд, третья - отдых). Мне нравится вместе с детдомовскими ребятами управляться по хозяйству, готовить обед, а после насыщенного трудового дня - заняться своими делами Но больше всего мне нравится звонить в колокол. У меня есть мечта - стать звонарём. Конечно, это очень трудная и ответственная работа и мне предстоит еще многое познать и многому научиться.

Мой Учитель -.

очень много рассказывал мне о назначении колокола, об его устройстве, об истории колокольных звонов.

Звон колоколов всегда завораживал меня. Колокольный звон успокаивает, заставляет задуматься о сокровенных вещах, наталкивает на добрые мысли. Слушая его, кажется, освобождаешься от повседневных забот, чувствуешь что-то возвышенное, необычное и прекрасное. Считается, что колокольный звон, пробуждает наши души от духовного усыпления, возбуждает светлое, радостное и мирное настроение. Мне всегда было интересно, почему звучание колокола оказывает такое магическое воздействие на душу человека? Найти ответ на этот волнующий меня вопрос я попыталась в своей работе.

А может быть тайна этого магического звучания как-то связана с появлением колокола в жизни человека. А как вообще появился колокол?

Оказывается, до сих пор нет единого мнения относительно его родины и возраста. Известно, что самые ранние колокольчики бронзовые колокольчики из Ассирии, и терракотовые колокольчики из Греции - <<старшие братья>> современных колоколов. Основными функциями древних колокольчиков являлись: сигнальная, магическая (в основном, как оберег для скота, но, кроме того, известно, что древнегреческие солдаты отделывали колокольчиками щиты). Пользовались ими по-разному: вешали на пояс одежды или шею лошадям или другим животным как амулеты (отгонять злых духов). Египтяне пользовались колокольчиками в обрядах, посвященных праздникам бога Осириса.

Римляне применяли их для призыва прислуги и рабов, военных сигналов, сбора народа на общественные собрания, при жертвоприношениях и, наконец, ими украшали колесницы при торжественных въездах триумфаторов. В Древнем Риме колокольный звон служил также сигналом для поливания улиц в полуденный зной. Первые колокола Европы были клепаными из листов железа . Но уже в VIII веке колокола в церквях уже никого не удивляли. Они были небольшими и звонили в них, раскачивая весь колокол, такая техника звона сохранилась до сих пор почти во всей Европе. Надо сказать, что, начиная с XII века, в Европе светские функции колокола едва ли не превышали церковные. Колокола придавали жизни городов и деревень четкий звучный ритм: будили, звали на работу и к молитве, обозначали время отдыха и отход ко сну. Около 1370 года появились башенные часы с боем. В некоторых европейских городах существовали "специализированные" колокола, которым острые на язык горожане давали прозвища. В Турине (Италия) имелся "Хлебный колокол" для домохозяек, с его звоном они начинали месить тесто. В Бове (Франция) существовал колокол, объявлявший о начале торговли рыбой, он так и назывался - "Торговка рыбой". "Колокол чистоты" в Бонне звал горожан на уборку улиц, а "Трудовой колокол" в Бадене - на работу. По звону "Пивного колокола" в Гданьске открывались питейные заведения, а "Колокол пьяниц" в Париже их закрывал. После звона "Преследователя гуляк" в Этампе (Франция) тушили городские огни. Для особых случаев имелись свои "именные" колокола. "Биржевой колокол" Антверпена отмечал биржевой день: вход в помещение биржи воспрещался ранее его звона к открытию, а сделки, совершенные позже звона к закрытию биржи, считались недействительными. "Процентный колокол" Фрайбурга извещал срок уплаты долгов, "Колокол позора" ганзейских городов сообщал о банкротствах, "Кровавый колокол" в Кёльне звал на суд, а "Колокол бедного грешника" в Англии оповещал о казни преступника. Так складывалось представление о колоколе как носителе добрых сил и борце против злых. Средневековый европеец верил, что звон освященного колокола отводит козни дьявола, молнии, бури, град, голод, эпидемии, а если при его литье в сплав была брошена змея - то и змей; что немой обретает голос, если напишет свое имя на колоколе; что душевнобольной исцелится, если выпьет воду из колокола, как из чаши; что к глухому возвратится слух, если окуривать его дымом от сожженной веревки колокола: что кусочек веревки, посыпанный солью и опущенный в пойло для скота, делает скот здоровее, а если веревку съест стельная корова, то теленок будет хорошо расти; что смазка оси, на которой сидит качающийся колокол, помогает заживлению ран и срастанию переломов; что вода, которой был облит язык колокола, помогает от колотья в боку, если помыться ею. Расколовшийся или запотевший колокол, сорвавшийся язык считались предвестьем несчастья; увидеть во сне лопнувший или качающийся колокол также означало беду, увидеть падающий-душевное расстройство, услышать звон - клевету. Где, как и когда возник этот интереснейший предмет материальной культуры на Руси ? Откуда он пришел к нам? Как же колокол приобрел столь разностороннее и столь возвышенное значение? На Руси о колоколах впервые упоминается в летописях 988 года (1066 годом), что дает основание предполагать, что сами колокола появились еще раньше. Как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы. были качающимися (их здесь называли "очепными"), а мастера - иностранными. В 1194 году летопись сообщает уже о появлении русских мастеров, однако, начавшееся колокололитейное дело во время татаро-монгольского нашествия на Древней Руси практически угасло. В XV веке после татаро-монгольского нашествия началось возрождение литейного дела на Руси. Учителями русских мастеров были немцы и итальянцы. Надо сказать, что русские оказались хорошими учениками и скоро превзошли учителей. На Руси сложился способ звона, отличный от западноевропейского - "языковый", когда раскачивают не весь колокол, а только его язык. Это позволило отливать колокола большого веса и звонить в них без боязни разрушить колокольню. В 1735 году в Москве отлили 200-тонный Царь-колокол, так никем до сих пор и не превзойденный по весу. К сожалению, в 1737 году "Царь", находившийся тогда еще в литейной яме, жестоко пострадал во время большого пожара: от него откололся большой кусок, поэтому колокол никогда не звонил. (Сейчас Царь-колокол находится в Московском Кремле и служит памятником высокому искусству русских литейщиков. ) Со времен княжеских, от Древней Руси, самые судьбоносные события в истории нашего Отечества, нашей Церкви отмечены именно колокольным звоном. Звон колоколов сопровождал каждого человека всю жизнь, этот мир колокольных звуков был столь же естественным для каждого, как, например, солнечный свет или дуновение ветра. Колокола звонили при встрече высокого гостя или начальства. Вот как описывается, например, встреча в Архангельске Петра I в 1693 г: <<А как изволит в карету сесть и шествовать через город. тогда в соборе учинится звон во все колокола>>. Колокольный звон сопровождал почти все пребывание Петра I в Архангельске. В случае военной угрозы <<всполошный>> колокол собирал народ для совместного отпора захватчикам. Колокольным звоном встречал народ героев-победителей. Колокола извещали о пожаре, и в этом заключалась их неотъемлемая функция в деревянных селениях, для которых пожары были частым и сокрушительным бедствием. Во время пожара колокол своими частыми беспокойными ударами возвещал жителям о пламени и собирал их всех для охраны своего имущества, а иногда и для спасения малолетних детей. В странах, расположенных близ моря (как, например, в Крыму) ударами в колокол предостерегали корабль об опасных местах с подводными камнями, чтобы капитан корабля был особенно осторожен и не дал судну своему разбиться об них. Благодаря так называемым <<туманным колоколам>>, в туманные дни заблудившиеся рыбачьи лодки находили дорогу домой по призывному колокольному звону и мерцанию огонька на звоннице>>. В сёлах также били в колокола, чтобы заблудившийся человек мог выйти на звон к жилью. В некоторых местах был прекрасный обычай, - в зимнее время, когда разбушуется метель и вьюга, - звонить в колокол и тем предупреждать заблудившегося в пути и изнемогающего в борьбе с непогодой путника, что вблизи есть селение, где ему готовы оказать помощь, дать приют и согреть его. Звоны сопровождали городские праздники. Мощные звуки колокола созывали горожан на вече. Колокола размеряли время. В общественной практике сам распорядок церковных звонов уже служил сигналом времени. Начиная с XVI в. в большом количестве появляются также башенные часы на колокольнях со специальными часовыми колоколами. Но кроме такого важного, но всё-таки второстепенного назначения у церковного колокола есть более великое предназначение: пробуждать молитвенное чувство христиан, призывая их в храмы. Колокольный звон имеет большое значение в церковной жизни православного христианина,<<Этот звон как бы так взывает к нам: Вглядись в себя, в свою душу, спроси себя внимательно: - как провел ты все время твоей жизни!>> (Произнесено 31 октября 1910 года Трифоном Епископом Дмитровским, Викарием Московским, в селе Горбунове, Московской губернии, Дмитровского уезда). Колокольный звон является неотъемлемой частью Православного Богослужения. Звоном верующие созываются на службу, узнают о времени совершения особенно важных моментов Богослужения, если не присутствуют в храме. По звону можно определить значимость праздника. Мне, если я всё-таки мечтаю научиться звонить в колокол, необходимо знать различие между колокольными звонами. Из <<Устава церковного звона >> я узнала о том, что в настоящее время в Русской Православной Церкви существует четыре канонических звона: благовест, трезвон, перебор и перезвон. Каждый из них имеет свое назначение. Благовест - это один из более древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет благую, радостную весть о начале Богослужения или оповещает о начале важного момента в церковной службе. Благовест осуществляется мерными ударами в один колокол, который и называется благовестником. Благовестников на колокольне может быть от одного до пяти, это зависит от размеров колокольни и богатства храма. Чем больше праздник, тем длиннее, громче и чаще благовест. Трезвон - это радостный звон во все (или почти все) колокола звонницы. В трезвоне участвуют все группы колоколов. Трезвон выражает собой христианскую радость и торжество. Трезвоны бывают праздничными, будничными, <<красными>>. Перебор - это погребальный звон, выражающий скорбь об усопшем человеке, представляет собой поочередные удары в каждый колокол, начиная с самого малого и до самого большого, с последующим общим ударом во все колокола одновременновыражает грусть и скорбь об усопшем, символизирует возрастающую жизнь человеческую на Земле. Еще один канонический звон - это перезвон, самый сложный звон, представляющий собой звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в каждый), начиная с большего и до самого малого. Таким образом, различные виды колокольного звона являются выражением радости, грусти и торжества народа. Церковные звонари в зависимости от характера праздника и богослужения, могут создавать соответствующие эмоциональные настроения. Известно, что более низкие тона действуют успокаивающе, в то время как высокие - возбуждают, увеличение темпа звона он вызывает радостное настроение, а снижение спокойствие; ускорение звона вызывает гнев, а замедление - печаль. Научно доказано целительное, лечебное свойство колокольного звона. Российские исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница, прекрасно исцеляются колокольным звоном. Вообще, замечено, когда в церкви регулярно используется колокол, то число прихожан увеличивается в 2-3 раза! Лечебное очищающее воздействие такой службы увеличивается тоже в разы! Можно привести много примеров из жизни, когда человек, утомившийся в борьбе с житейскими горестями, впавший в отчаяние и уныние, решается посягнуть на свою собственную жизнь. Но, вот, до его слуха достиг церковный звон, и готовящийся стать самоубийцею, содрогается, и в душе его возникают новые, добрые чувства, - и погибший было навеки возрождается к жизни. Наверное, не зря наши предки при - писывали колоколам человеческие качества и утверждали, что колокола способны стра - дать, любить и даже умирать от горя. Люди считали, что колокольный звон обладает магиче - ской силой, он отго - няет нечистую силу, очищает воздух и даже является лучшим средством для снятия порчи. Заключение. Вот я и нашла ответ на свой вопрос: << В чём же магия колокольных звонов?>>. Я поняла, что магия колокольных звонов заключается в их дивной силе, которая глубоко проникает в сердца человеческие. Эта сила передаётся из поколения в поколение и наша задача бережно сохранить её и передать своим потомкам. Я не знаю, исполнится или нет моя мечта стать звонарём, но я уверена, что никогда не забуду те уроки доброты, сострадания и человечности, которые получила здесь, в маленькой деревенской церкви, которая носит такое прекрасное имя Покрова Пресвятой Богородицы. Конечно, чтобы стать звонарём, мне придётся приложить немало усилий, многому научиться. Я думаю, что исследовательская работа, проведённая мною, это ещё один шаг для достижения цели.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)