Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Мини-исследование по психологии-социологии

Представленная статья – мини-исследование по педагогике-социологии основана на анализе анкет, опросных листов, интервью учащихся, учителей, родителей учащихся средней школы.

Малокомплектные школы не могут позволить себе разделять классы по половому признаку, хотя необходимость этого и не доказана, но учитывать особенности мужского и женского организма, а соответственно и обучения реально. Автор, проанализировав первичные данные, согласился с выводами доцента УГПУ Кирпичева В. И. и предложил некоторые рекомендации для учителей и воспитателей.

Наше общество, активно проводя реформы в области образования, ищет всякие подходы для совершенствования процесса усвоения знаний.

Учёные предлагают вспомнить опыт дореволюционной педагогики, который предполагал раздельное обучение в некоторых типах образовательных учреждений. В некоторых школах России этот опыт используется. Автор данной работы также заинтересовался этой методикой и решил провести мини-исследование на примере своей школы.

Методика проведения работы

Социологическое исследование начинается с проработки проблемы, выдвижения цели и гипотез; разработки инструментария, затем сбор первичных данных и их обработка. На конечной стадии – теоретический анализ, и рекомендации.

Исследователь составляет теоретическую модель явления. Она включает абстрактные понятия, которые затем переводятся в совокупность конкретных, наблюдаемых признаков.

Конкретные признаки формулируются на языке социологического инструментария – анкеты, статистического документа.

При сборе первичных данных автор использовал два основных метода, каждый из которых имеет по две основных разновидности:

1. Опрос (анкетирование) с открытыми и закрытыми вариантами ответа.

2. Анализ документов (качественный и количественный).

Результаты анализов обобщены в виде таблиц и диаграмм, для этого автор изучил алгоритм составления диаграмм.

В опросе участвовали учащиеся 8-9 классов, выпускники, учителя, родители, для которых были разработаны анкеты, были взяты интервью.

Кроме того, был использован метод включенного и невключенного внимания, исследованный автором.

Какие они разные: мальчики и девочки

Образование – одно из важнейших составляющих успешности любого человека, привлекает к себе особое внимание, отсюда – интерес к инновациям, касающихся этой сферы.

Если содержание образования определено, то методы обучения всё время совершенствуются. Среди них и попытки осмыслить подходы к обучению с точки зрения полов.

Этой теме посвящена статья кандидата биологических наук, доцента УГПУ Кирпичева В. И. В ней рассматриваются психологические и биологические особенности полов, в частности мальчиков и девочек.

Автора заинтересовали выводы ученого. Суть их можно представить в виде тезисов:

1. У мужчин высокая поисковая активность.

2. У женщин в большинстве развито конформное мышление.

3. У женщин лучше развиты речевые навыки, склонность к гуманитарным наукам.

4. Мужчины лучше решают пространственные задачи.

5. Женщины лучше переносят стресс.

Согласиться с этими положениями или опровергнуть их и стало целью данной работы. Автор не претендует на полное исследование и генеральную выборку. В школе 200 учащихся, которые знакомы между собой тесно. Для исследования были разработаны анкеты, всего было опрошено 67 человек.

Анализ анкет 8 класса

В анкетировании участвовало 23 ученика 8 класса. Эти ребята заметили небольшую разницу в обучении мальчиков и девочек. В этом классе мальчики считают наиболее предпочтительной формой обучения лабораторные и практические работы, девочки же предпочитают объяснение учителя, семинары, конспекты.

Мальчикам и девочкам нравятся одинаковые формы поощрения – это моральная и хорошая оценка. Наказание и те и другие воспринимают по–разному. Девочки более эмоционально, мальчики – сдержанно.

На вопрос, влияет ли на вас наличие противоположного пола в классе, мы увидели удивительную статистику:

Ответ юношей.

Ответ девушек

Ответ юношей Ответ девушек

Влияет 70% 36%

Не влияет 30% 64%

Таким образом, можно увидеть, что большинство юношей уже стремятся завладеть вниманием и выглядеть лучше, чем есть. Девочки этого класса самодостаточны, деятельны, активны и во внимании юношей не нуждаются.

Что касается вопроса об отличии мальчиков и девочек, то ученики отвечали довольно однообразно:

- Мальчики спортивнее, лучше разбираются в технике.

- Девочки творческие, аккуратные.

Итак, 8 класс частично подтвердил теорию о логическом мышлении мальчиков и гуманитарной склонности девочек.

Для большинства мальчиков, школа – место встречи с друзьями, треть девочек считает школу местом получения знаний, а потом уже местом общения. Видимо девочкам есть где общаться. Остальные ребята (58%) ходят в школу и за знаниями и за радостью общения.

Надо отметить, что девочки в 8 классе составляют 58,3%. Естественно, они лидируют во всех сферах деятельности. По мнению ребят, девочки лучше и умнее говорят, быстрее запоминают материал, у них развито творческое мышление, аккуратность. Мальчики – спортивные, с техническим складом ума, с чувством юмора.

Думаю, следует оценить объективность ребят, они точно подметили особенности мышления мальчиков и девочек.

Анализ анкет выпускных классов

Анализ анкет 9 класса

В анкетировании приняли участие 14 человек из 16, из них 9 – девушки. В классе 6 ударников, 3 человека – с несколькими «3».

Все респонденты ответили, что в первую очередь – школа для них учебное заведение и лишь потом – место встречи с друзьями. Это говорит о том, что этот класс встречается вне пределов, они дружат и вне школы.

Все анкетируемые посещают секции и кружки: девочки в основном – музыка, спорт, парни – спорт, информатика.

Чтобы везде успевать, необходим режим. В основном, этот класс – совы, делают домашнее задание по вечерам, но при этом любят порядок у себя в комнате (100%).

50% юношей и 100% девушек ответственно относятся к поручениям учителей и родителей, что видно по работе. В классе основной груз несут девушки.

К школьным занятиям отношение у большинства – серьёзное.

Для парней этого класса самыми эффективными формами обучения являются опыты (40%), объяснение учителя (40%), тесты (60%), конспекты (60%). Для девушек – схемы (11%), семинары (11%), устные опросы (11%), конспекты (22%), опыты (33%), тест (77%), объяснение учителя (77%).

Ребята достаточно объективно оценивают друг друга.

Большинство девочек считает, что мальчики в отличие от них преуспевают в логическом мышлении, изобретательности, а о себе они говорят, что творческие, исполнительные, ответственные.

Учащиеся 9 класса заметили разницу между мальчиками и девочками. Мальчики выделили в девочках следующие черты: аккуратность, старательность, ответственность, развитая речь(85%). Но о себе мальчики сказали: умнее говорят(63%), быстрее усваивают материал(63%), хотя успевающих девочек – большинство.

Как всегда мальчикам вредит отсутствие системы в занятиях, в выполнении домашних заданий, хотя умственный потенциал у них не ниже.

Как влияет процентное соотношение полов на учёбу?

На 25% мальчиков и на 75% девочек наличие противоположного пола в классе влияет.

Итак, девушки считаются с присутствием юношей, т. к. некоторые из них создавали нервозную обстановку в классе.

По отношению к наказанию стороны были единодушны, и те и другие любое наказание не переносят в любой форме, но юноши более сдержаны в реакции (40%), остальные стараются не реагировать на замечания, и все любят похвалу. Девочки предпочитают добрые слова учителей, шуточный подарок.

Мальчикам хватает и хорошей оценки.

Итак, представленный материал позволяет сделать следующие выводы:

Девичий класс не всегда способен «подавить» влияние мальчиков. Несмотря на среднюю успеваемость: из 5 мальчиков – 2 ударника, остальные надёжные технически грамотные парни, поэтому их авторитет высок.

Теория Кирпичёва В. И. о гуманитарной направленности девочек подтверждается, 60% из них хорошо успевают, понимают. 60% мальчиков успевают по техническим дисциплинам.

Мальчики этого класса тоже склонны к технике, девочки тяготеют к художественному творчеству. Даже в отношении к анкете проявляется характер.

Анализ анкет 11 класса

В анкете принимали участие 9 человек.

Ученики 11 класса разницы в обучении мальчиков и девочек не заметили.

Хотя треть признает, что это разница есть, но как обучать раздельно юноши и девушки не знают и советовать не могут. Думаю, это можно объяснить тем, что выпускники ориентированы на экзамены, будущую жизнь, и серьезно относятся к любым видам деятельности, которыми овладели к получению аттестата.

Анализ анкет родителей

В анкетировании приняли участие 20 родителей, но часть из них очень формально отнеслась к ответам, поэтому в расчет взяли анкеты 12 родителей.

К участию в анкете были привлечены родители учащихся всех возрастов, из смешанных семей, где есть дети женского и мужского пола, и из семей с однополыми детьми.

Нельзя утверждать, что была сделана абсолютно верная выборка респондентов: были привлечены желающие, успешные родители с образованием, т. е. ответы на эту анкету не следует считать абсолютно отражающими мнение всех родителей.

Необходимо сразу отметить, что в смешанных семьях родители испытывают большие трудности в воспитании, но особых мер и методов в воспитании мальчиков и девочек не применяют. Первое, что отмечают родители – это послушность и аккуратность девочек, их ответственность к порученным делам.

В семьях, где только мальчики, родителям не с кем сравнивать, поэтому они не могут быть объективными.

В отношении наказания 60% родителей никак не наказывают детей, другие – запрещают любимые развлечения детей, 10% - беседуют, и так налицо не знающие границ любви родителей, приводящие порой к неутешительным результатам. Нам известны учащиеся, чрезмерно избалованные родителями, имеющие капризный, малоуправляемый характер.

При этом родители еще и склонны утешать (80%) лаской и сладким (10%). Хотя любой человек нуждается во внимании близких в трудные минуты, наши родители излишне опекают детей, несмотря на то, что все опрошенные признают, что приучают своих детей к самостоятельности. Наш опыт и наблюдение показывают, что родители заблуждаются насчет нашей самостоятельности.

В смешанных и в полных семьях воспитание мальчиков более продуктивное: пример отцов в работе, в отношениях с женой и дочерью, всё это позволяет вырасти порядочным человеком.

Итак: подтвердилось наше мнение, что часть родителей в нашем поселке очень несерьёзно относятся к будущей жизни детей, не приучая их к самостоятельности, ответственности, не требуя прочных, твёрдых знаний, не мотивируя их на бесплатное образование в будущем.

Анализ анкет учителей

На анкету для учителей ответили 9 человек из младшего и старшего звена.

Первое, что бросилось в глаза то, что основная часть педагогов не задумывалась конкретно о подходе к обучению мальчиков и девочек, хотя 80% учителей считают возможным разделить обучение с 1 класса, но при этом не смогли сформулировать причины раздела. Видимо, и в работе учителя не делают различий между мальчиками и девочками.

Притом, 60% респондентов отметили, что с девочками работать легче: они послушнее, аккуратнее, терпеливее, ответственнее, обладают хорошей зрительной и слуховой памятью, но при этом любят работать по заданному алгоритму, выполнять письменные работы, писать конспекты, т. е. то, что не требует особого логического мышления.

Учителя старших классов отметили, что с мальчиками интереснее работать: они любят искать нестандартные пути решения, идти своим путём, что-то исследовать, ставить опыты, эксперименты, решать пространственные задачи, не заботясь собственно об оформлении работ, эстетике тетради, это относится и к контрольным. Мальчики философски относятся к контрольным, не особенно волнуясь, и соответственно эмоционально сдержано к замечаниям, трудным ситуациям. Они не могут долго удерживать этот эмоциональный всплеск и быстрее приходят в норму, в отличие от девочек.

Учителя отмечают, что трудно ответить кто умнее: речь идёт о путях обучения: девочки учат, внимательно слушают, закрепляют дома и этим достигают результата.

Мальчики (в основном) слушают не глядя на педагога, размышляют, представляют, совершают вычислительные операции, укладывают в голове.

Если на разных этапах обучения уровень обучаемости разный, у девочек спад происходит при переходе в среднее звено, у мальчиков в 7-8 классе, а к старшим классам меняется мотивация, и уровень обученности приходит к равновесию.

С точки зрения учителей, можно сделать вывод, что особый упор на разные методы обучения надо делать в среднем звене, чтобы развить способности мальчиков.

Выводы.

1. В среднем, у девочек лучше развиты речевые навыки, чистописание, чтение.

2. Девочки, в общем, склонны к гуманитарным предметам.

3. Мальчики склонны к техническим наукам (к решению пространственных, геометрических задач). Предпочтительной формой работы являются опыты, практические работы.

4. Девочки склонны к письменным видам учебной деятельности: конспектированию, составлению опор, сочинениям.

5. Запоминание у мальчиков происходит на логическом уровне, в то время как у девочек выражено наглядно-образное запоминание.

6. Девочки более эмоционально переживают контрольные, замечания, в отличие от мальчиков, относящихся к этим явлениям философски-сдержанно.

7. При объяснении материала девочки смотрят на учителей, показывая уровень заинтересованности внимания, налаживают зрительный контакт с учителем.

8. Мальчики в большинстве при объяснении материала не смотрят на учителя, не улавливают эмоциональный уровень педагогов, не дают сигналов готовности к обучению, затрудняя общение

9. В старших классах 70% учащихся не нуждаются в постоянном зрительном контакте с учителем.

10. Учащиеся среднего звена при ответе у доски ждут одобрения учителя взглядом, жестами.

11. Мальчики менее ответственны, не аккуратны, менее сознательны, при выполнении домашних заданий, в отличие от девочек.

12. Наказаний не терпит никто. Если необходимо наказать ребенка, то лучше осуществить это в шутливой форме, без оскорблений.

13. Поощрение ценят в форме похвалы, оценки, признания учителя.

14. Родители излишне опекают детей, не видя разницы в воспитании мальчиков и девочек.

Предложения учителям-предметникам

1. Создавать условия для развития способностей мальчиков. Для девочек они уже созданы.

Это должны быть уроки-исследования, практические и экспериментальные опыты, на которых можно сделать собственные открытия.

2. Чаще проводить уроки с коллективными формами работы, где юноши могут быть назначены или выбраны лидерами для воспитания ответственности, сознательности.

3. Читать нотации мальчикам долго нет смысла: они не переживают долго по поводу проступков и не понимают, почему их так долго укоряют.

4. Домашнее задание творческого плана надо давать индивидуально, беседуя с каждым.

5. На уроках естественно-математического типа чаще использовать модели, опыты конструирования с применением ИКТ.

6. Не заставлять мальчиков смотреть на учителя во время объяснения материала.

7. В воспитании девочек надо придерживаться принципа: посмотри, как некрасиво себя ведёшь. К мальчикам: подумай, как это выглядит со стороны и к чему приведёт.

8. Объяснение материала может быть представлено в наглядной форме, иллюстрированном, аудио, видео и в виде опор, схем, моделей для разных типов восприятия, перемена форм деятельности обязательна на уроке.

Анкеты

Мальчики и девочки!

Научное общество школы просит помочь в проведении исследования, и ответить на вопросы нашей анкеты.

1) Ваш пол?

2) В каком классе вы учитесь?

3) Как вы делаете уроки, в каком порядке?

4) Школа для вас: а) место встречи с друзьями, б) учебное заведение.

5) Ваш самый любимый школьный предмет? (один)

6) Ваш самый нелюбимый школьный предмет? (один)

7) Есть ли у вас дополнительные секции? Если есть, то много?

8) Вам нравится учиться?

9) Выработан ли у вас режим дня?

10) На ваш взгляд: а) в своей комнате должен быть идеальный порядок, б) в своей комнате должен быть минимальный порядок, в) в своей комнате не должно быть порядка вообще

11) Ответственно ли вы относитесь к дополнительным поручениям со стороны учителей?

12) Ваше хобби?

13) Какая вам нравится погода?

14) На что вы смотрите, прежде всего, при покупке одежды? а) качество, б) мода, в) цена.

15) Какое направление в музыке вы предпочитаете?

16) Как вам кажется, чем различаются мальчики и девочки? а) по поведению, б) по усидчивости, в)по отношению к учебе, г) по сообразительности, д) другое.

17) Самая эффективная форма учебной деятельности?

18) Какая форма наказания для вас обиднее?

19) Какую форму поощрения вы предпочитаете?

20) Влияет ли на вас наличие противоположного пола в классе?

21) В чем преуспевают: а) мальчики в учебной деятельности, б) девочки в учебной деятельности?

22) Кто лучше говорит? Мальчики или девочки?

23) Кто умнее говорит? Мальчики или девочки?

24) Кто быстрее запоминает материал? Мальчики или девочки?

Уважаемые товарищи родители!

Научное общество школы просит помочь в проведении исследования, и ответить на вопросы нашей анкеты.

1. Как ваша дочь делает уроки?

2. Каково отношение вашего ребенка к различным поручениям?

3. Как вы наказываете свою дочь?

4. Как вы утешаете свою дочь?

5. Когда ваш ребенок начал ходить, разговаривать?

6. Как ваш ребенок относится к покупкам?

7. Каково отношение вашей дочери к деньгам?

8. Как вы воспитываете у девочек женские черты?

9. Считаете ли вы, что девочек нужно баловать, или держать в строгости? Нужно ли внушать детям понятие совести и стыда?

10. Приучаете ли вы своего ребенка к рукоделию?

11. Внушаете ли вы чувство красоты своей дочери?

12. Кто послужил примером в воспитании (литературный герой, знакомый)?

13. Оправдались ли ваши надежды?

14. Что нужно дарить на день рождения девочкам?

15. Поделитесь опытом воспитания девочек. Приведите примеры.

Уважаемые товарищи родители!

Научное общество школы просит помочь в проведении исследования, и ответить на вопросы нашей анкеты.

1. Сколько у Вас сыновей?

2. Каково отношение Ваших детей к различным поручениям?

3. Как Вы наказываете своих детей?

4. Как Вы утешаете мальчиков?

5. Какова роль отца в воспитании?

6. Как Ваш ребёнок относится к покупкам? Как покупает сам?

7. Каково отношение к деньгам у детей?

8. Как Вы воспитываете в мальчиках мужские качества?

9. Считаете ли Вы, что надо держать сыновей в строгости, или баловать?

10. Внушаете ли Вы детям понятие совести и стыда?

11. Как Ваши сыновья делают уроки?

12. Что нужно дарить на день рождения мальчикам?

13. Заметен ли переходный возраст у детей?

14. Каково отношение к одежде у мальчиков?

15. Каково отношение к игрушкам?

16. Как Вы воспитываете самостоятельность у мальчиков?

17. Что бы Вы могли посоветовать родителям в воспитании, обучении мальчиков? Приёмы, примеры?

Уважаемые товарищи родители!

Научное общество школы просит помочь в проведении исследования и ответить на вопросы нашей анкеты.

1. Пол ваших детей?

2. Заметили ли вы разницу в поведении мальчиков и девочек дошкольного возраста?

3. Каково отношение к поручениям у мальчиков и девочек?

4. Считаете ли вы, что нужен разный подход к воспитанию и обучению детей разных полов?

5. Как вы отучаете от вредных привычек мальчика и девочку?

6. Как вы наказываете мальчика и девочку?

7. Как относятся к домашним заданиям мальчики и девочки?

8. У кого заметен переходный возраст?

9. Каково отношение к одежде у мальчиков и девочек?

10. Как вы утешаете мальчика и девочку?

11. Как вы воспитывали самостоятельность у детей? В каком возрасте?

12. В каком возрасте начали ходить ваши дети? Говорить?

13. Отношение к игрушкам у детей?

14. Что бы вы могли посоветовать другим родителям в воспитании, обучении детей разного пола? Приёмы, примеры?

Уважаемые товарищи учителя!

Научное общество школы просит Вас помочь в проведении исследования и ответить на следующие вопросы.

1. Какой предмет вы преподаете?

2. Есть ли, на ваш взгляд, разница в обучении мальчиков и девочек? Если да, то в чем?

3. Считаете ли вы, что нужен разный подход в обучении мальчиков и девочек?

4. С кем вам проще работать: с мальчиками или с девочками?

5. Какие формы работы (а) с мальчиками, (б) с девочками вам кажутся наиболее эффективными? Почему?

6. Как, на ваш взгляд, лучше изучать учебный материал: дома или в школе? Почему?

7. Есть ли, на ваш взгляд, общие правила для обучения мальчиков и девочек?

8. Устраивает ли вас совместное обучение? Почему?

9. Какие предметы, на ваш взгляд, стоит изучать в раздельных аудиториях? Почему?

10. Стоит ли разделять классы на гуманитарные и физико-математические? Почему?

11. Стоит ли разделять классы по половому признаку? Если да, то с какого класса?

12. Кто на ваш взгляд ответственнее: мальчики или девочки?

13. С кем вам больше нравится работать: с мальчиками или с девочками?

14. У кого из детей лучше развито (а) пространственное мышление, (б) логическое мышление?

15. У кого из детей лучше развита (а) зрительная память, (б) слуховая память, (в) речь?

16. Кто из детей и на каком уроке наиболее эмоционален?

17. Кто из детей больше волнуется на контрольной работе?

18. Кто из детей быстрее усваивает материал? Почему?

19. Кто активнее работает на вашем уроке?

20. Как реагируют на замечания (а) мальчики, (б) девочки?

21. Ваши методы наказания (а) для мальчиков, (б) для девочек?

22. Эффектные формы проведения уроков (а) для мальчиков, (б) для девочек?

23. Кто, мальчики или девочки, при объяснении материала смотрят на учителя?

24. Ваши пожелания: как обучать мальчиков и девочек?

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)