Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Моделирование образа человека

Образ человека

На одной из встреч с молодежью нобелевский лауреат в области физики, наш современник и наш соотечественник Жорес Иванович Алферов, призывал студентов заниматься наукой, становиться кандидатами и докторами наук. Ученый убежден, что, занимаясь наукой, изучая мир, человек становится ближе к Богу. Наука не имеет границ и национальностей. Она принадлежит всему человечеству. Не люди создают великие законы мирозданья. Законы изначально существуют в Природе, люди лишь постепенно открывают их и осознанно ими пользуются.

2011 год объявлен в России годом космонавтики. Предстоящий юбилей будет насыщен мероприятиями, пропагандирующими развитие космонавтики, а значит, и фундаментальных наук таких, как математика, физика

Вычленить наиболее яркие черты личности, сопутствующие таланту.

Достойный своего Отечества человек, по нашему мнению, это тот человек, который живет повышенной потенцированной внутренней жизнью и у которого деятельность имеет не только личное, а и общее родовое значение (для народа или для всего рода человеческого). Такой человек обладает врожденной способностью к продуктивной деятельности.

15 апреля 2007 года исполнилось 300 лет со дня рождения одного из величайших ученых всех времен: математика, механика, астронома, физика Леонарда Эйлера. Это событие явилось новым стимулом пристального изучения работ великого ученого, их публикации и дальнейшего развития.

Один из сотрудников Эйлера говорил: «Математические формулы у Эйлера жили своей собственной жизнью и рассказывали ему важные и существенные данные о природе вещей. Ему было достаточно только коснуться их, как они из немых букв преображались в красноречивые фразы, дающие глубокий и значительный ответ на различные вопросы».

Исследования развития молодого человека.

На слуху слова: «модернизация экономики», «инновационное обновление экономики», «нанотехнологии» На встрече президента РФ со студентами в Томске шел разговор о создании инновационного центра – прообраза Силиконовой долины, прообраза города будущего, центра инновационной политики; о создании инновационных центров при каждом вузе (надо полагать, что следующим шагом будет создание инновационных центров в школах). Все эти задачи предстоит реализовать молодому поколению. Но для их решения молодой человек должен быть особым образом воспитан и образован. На вопрос: «Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть успешным?», - президент ответил, что самое главное качество делового человека – это упорство, переходящее в упрямство. Если человек чего-то очень хочет, он этого добьется.

Обращаться к образцу, примеру – это традиционное для русского менталитета средство гражданского воспитания. В работе смоделирован образ человека, способного решать задачи современности на примере жизни и творческого пути Леонарда Эйлера. Мы полагаем, что сам процесс моделирования будет способствовать процессу самосовершенствования молодого поколения.

"Читайте Эйлера, читайте Эйлера, это наш общий учитель" (слова великого французского математика Лапласа). А Гаусс выразился еще более определенно: «Изучение работы Эйлера остается наилучшей школой в различных областях математики, и ничто другое не может это заменить». Лаплас назвал Эйлера общим учителем всех математиков второй половины XVIII века. Вопрос изучения работ Эйлера остается актуальным и для нашего общеобразовательного учреждения, в котором с 1968 года углубленно изучаются основы физико-математического цикла. При проведении математических недель учащиеся среднего звена знакомятся с занимательными задачами Эйлера, а старшеклассники овладевают методами исследовательской работы, научного поиска. Посильное изучение великого наследия ученого способствует воспитанию культуры математической мысли, культуры геометрических построений, развитию наблюдательности, умению выдвигать и проверять гипотезы, формированию сознания того, что познание безгранично, что за каждым открытием стоит титанический человеческий труд. В нашем лицее №5 также ведется большая работа по профессиональной ориентации учащихся. Стезя ученого-исследователя - достойный выбор для выпускника нашего образовательного учреждения.

Работа состоит из двух основных глав: «Описание жизни и деятельности Леонарда Эйлера» и «Моделирование образа современного человека, способного решать задачи современности».

В первой главе приведено доказательство того факта, что Леонард Эйлер по праву считается отечественным математиком, описан его вклад в развитие математической мысли, в развитие российского образования, в развитие различных прикладных наук, воспитание талантливой молодежи.

Во второй главе составлена таблица, в которой сформулированы качества личности и к ним приведена доказательная база. К таким качествам относятся: высокий уровень интеллекта; повышенная потенцированная внутренняя жизнь; высокая степень творчества; способность к напряженному труду, к продуктивной деятельности; привычка систематически работать; умение овладевать умами; владение иностранными языками; занятия полезной общественной деятельностью; умение быть благодарным; порядочность.

Жизнеописание Леонарда Эйлера

Базель. Леонард Эйлер родился в 1707 году в семье базельского пастора Пауля Эйлера. Математические способности у Леонарда начали проявляться в самом детстве, чему способствовали занятия с отцом, некогда учившимся у Якоба Бернулли. Пастор готовил старшего сына к духовной карьере, однако сам интересуясь математикой, преподавал ее и сыну, надеясь, что она пригодится ему впоследствии. По окончании домашнего обучения, 20 октября 1720 года 13-летний Леонард Эйлер был отправлен отцом в Базельский университет на факультет искусств. Философия блестяще давалась юному Эйлеру, он легко и быстро освоил ее, что дало возможность снова заняться тем, что больше всего привлекало его внимание – алгеброй и геометрией. Вскоре на талантливого мальчика обратил внимание профессор Иоанн Бернулли. Он предложил Леонарду изучать различные математические статьи, а по субботам приходить к нему домой, и разбирать все, что оказалось непонятным. В доме Бернулли Эйлер познакомился с его сыновьями — Даниилом и Николаем, также увлечёнными математикой. 8 июня 1724 года 17-летний Леонард Эйлер был удостоен учёной степени магистра, после того, как произнёс на латыни речь о сравнении философских воззрений Декарта и Ньютона и приступил к изучению восточных языков и богословия, по совету своего отца. Но не смотря ни на что, главным интересом в жизни Эйлера оставалась математика, к которой со временем его влекло все больше и больше. В последующие два года юный Эйлер написал несколько научных работ. Одна из них, «Диссертация по физике о звуке», получившая благоприятный отзыв в Базельском университете.

Число научных вакансий в Швейцарии было совсем невелико, поэтому в 1725 году Николай и Даниил Бернулли уехали в Россию, по приглашению в члены петербургской академии наук, недавно основанной императрицей Екатериной I. Уезжая, они обещали Эйлеру сообщить, если найдется и для него подходящее занятие в России.

В начале зимы 1726 года Эйлеру сообщили из Санкт-Петербурга: по рекомендации братьев Бернулли он приглашён в академию на должность адъюнкта по физиологии с окладом 200 рублей. Его ничуть не расстроило, что придется заниматься медициной, ведь в то время эту науку считали не такой далекой от математики. Эйлер стал усиленно изучать анатомию и физиологию, удивляя всех своими познаниями и способностями. В апреле 1927 года Эйлеру наконец удалось покинуть родную Швейцарию, получив «на проезд денег сто тридцать рублей векселем», и уехать в Россию.

Петербург. Эйлер прибыл в Петербург в день, когда скончалась императрица Екатерина I, что плохо сказалось на судьбе Академии. Само ее дальнейшее существование находилось под угрозой. Первое время, находясь в Петербурге, Эйлер очень некомфортно себя чувствовал, когда гибель Академии казалась ему реальной. Он даже и представить не мог, насколько прочно будет связана с ней вся его жизнь. В 1730 году, после смерти Петра II, когда началось массовое бегство академиков из России, Эйлер принимает решение поступить на морскую службу. Но к счастью, это не потребовалось – в Академии освободилось вакансия на место профессора на физической кафедре, с окладом 400 рублей. А два года спустя, Даниил Бернулли покинул Россию, освободив место на кафедре математики, которое и занял Эйлер.

За годы, проведенные в Академии, Эйлер стал очень заметной фигурой. Любое задание или поручение он выполнял с необычайной прилежностью, в то время как другие члены Академии относились к своим обязанностям без особого энтузиазма. Эйлер делал доклады на академических конференциях, писал различные научно-популярные статьи для «Примечаний» к «Петербургским ведомостям» и учебник по арифметике для гимназии, читал публичные лекции, принимал экзамены в разнообразных комиссиях и активно вникал в многочисленные технические проекты. К нему обращались за советами, как увеличить чувствительность весов для взвешивания монет, как поднять большой колокол на одну из московских церквей, как улучшить качество пожарного насоса.

Начиная с 1733 г. Эйлер участвует в «экзамене» карт, и постепенно участие в картографической деятельности выходит среди его академических обязанностей на первый план. Встает вопрос о составлении генеральной карты России на основе уже составленных губернских карт, и Эйлер предлагает свой проект, сопровождая его словами: «Я уверен, что география российская через мои и господина профессора Гензиуса труды приведена гораздо в исправнейшее состояние, нежели география немецкой земли». Однако острые разногласия с академиком Делилем привели Эйлера в 1740 году к решению прекратить занятия картографией.

В 1733 г. Эйлер женился на Екатерине Гзель, дочери академического живописца родом из Швейцарии, вывезенного Петром I из Голландии. Из тринадцати их детей выжили три сына и две дочери. Для сына сельского пастора семья была главной ценностью, благодаря которой он мог уберечься от суровых нравов северной столицы. Размеренная семейная жизнь, маленькие радости были необходимы Эйлеру для спокойной работы.

В 1735 году у Эйлера перестал видеть правый глаз, что произошло после выполнения правительственного задания в три дня, в то время как другим академикам требовалось на него несколько месяцев.

Удивительно, но все эти обязанности не мешали Эйлеру заниматься его главным делом – математикой. Переосмыслив труды Лейбница и Ньютона по математическому анализу и механике и работы Ферма по теории чисел, он нашел свой собственный путь в науке. В 1736 году появились два тома его аналитической механики, потребность в которых была очень велика, так как до этого хорошие трактаты по механике встретить было невозможно. В 1738 году Эйлер выпустил две части введения в арифметику на немецком языке, в 1739 году - новую теорию музыки. Затем в 1840 г. Эйлер написал сочинение о приливах и отливах морей, получившее одну треть премии французской академии.

1740 год был одним из самых тяжелых для Эйлера. После смерти императрицы Анны Иоанновны, началось регентство Бирона. В это сложное для России время Эйлер получил приглашение от Фридриха Великого переехать в Берлин. Эйлер подает прошение об отставке, обещая сохранить контакты с Академией. 29 мая 1741 года он увольняется со службы.

Берлин. Не смотря на то, что в то время когда Эйлер прибыл в Берлин, Фридриха II в городе не было, на него сразу обратили внимание, пригласив на придворный бал. В общении Эйлер был молчалив и односложен, что многих удивляло. Однажды королева-мать спросила его: «Однако от чего Вы совсем не желаете со мной говорить?», на что он ответил: «Государыня, простите, я отвык: я приехал из страны, где кто разговаривает, того вешают».

Со временем Эйлер стал втягиваться в Берлинскую жизнь. Различных поручений здесь было ничуть не меньше, чем в Петербурге – он печатает три тома работ по баллистике, участвует в организации государственных лотерей и реформе вдовьих касс, обследует нивелировку канала между Гавелем и Одером, дает отзывы на множество проектов. В 1744 году, после организации Берлинской академии наук, Эйлер назначается директором ее математического отделения. За время жизни в Берлине Эйлер опубликовал 380 научных работ, написал книги по вариационному исчислению, по анализу, о вычислении орбит планет, по кораблестроению и навигации, о движении Луны, а также подготовил к публикации научно-популярный трехтомник «Письма к немецкой принцессе».

Но отношения с королем складывались не лучшим образом. Не смотря на колоссальное количество обязанностей, выполняемых Эйлером, его оклад был очень невелик, а внимания со стороны монарха и вовсе не было. В 1959 году, когда умер президент Академии, Эйлер предполагал, что ему поручат руководить Академией. Однако король приглашает на это место Даламбера. И не смотря на то, что тот отклоняет предложение монарха, Эйлер, после окончания семилетней войны, решает вернуться в Россию. Но отъезд был отложен, во многом благодаря Даламберу, выступившему в роли посредника в переговорах между Эйлером и королем, и умело убедившем обе стороны в неразумности этого решения.

Однако в 1766 году, между Эйлером и Фридрихом разразился скандал, из-за которого разговоры о переезде возобновились с новой силой. К тому же, в то время на троне воцарилась Екатерина II, очень желавшая, чтобы Эйлер вернулся в Петербургскую Академию. Она была готова удовлетворить практически все условия, выдвинутые Эйлером, что не заставило его долго думать. 17 июля 1766 года Эйлер прибывает в Петербург.

Петербург. Как раньше, Эйлер был полон энергии и новых идей, которые все нужно было реализовывать. В Петербург он привез с собой огромное количество рукописей, которые не удалось опубликовать в Берлине из-за почти прекратившейся издательской деятельности в военное время.

Вскоре у Эйлера развивается катаракта на втором глазу, он практически теряет зрение. Окулист, приглашенный императрицей, удаляет катаракту, сообщив, правда, что при перегрузках слепота непременно вернется. К несчастью так и случилось – Эйлер предпочел потерю зрения бездействию. Но даже слепота не помешала Эйлеру вести свою деятельность. До конца жизни он продиктовал своим ученикам более 400 статей и 10 больших книг. Даже после смерти жены Эйлер продолжал работать с прежней силой. В 1771 году дом Эйлера вместе с имуществом был полностью уничтожен пожаром.

В 1777 году его посетил племянник Даниила Бернулли, Иоганн (III) Бернулли, которого глубоко поразила жизненная энергия и трудоспособность Эйлера. Он говорил: «Хотя он не может узнать никого в лицо, читать черного на белом и писать пером на бумаге, однако пишет на черном столе свои математические вычисления мелом очень ясно и порядочно в обыкновенную величину. Потом они вписываются в большую книгу одним или другим из его адъюнктов, Фуссом или Головиным (чаще первым из них). И из этих-то материалов составляются под его руководством статьи. Таким образом, в протяжение пяти лет, которые прожил господин Фусс в доме Эйлера, приведено к окончанию 120 или 130 статей».

18 сентября 1783 года Эйлер почувствовал сильные боли и изменения в голове. Вечером того же дня великого гения не стало. Леонард Эйлер был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге, позднее его останки были перенесены в некрополь Александро-Невской лавры.

Фантастическая работоспособность

Эйлер принадлежит к числу величайших гениев, чье творчество стало достоянием всего человечества. Он внес колоссальный вклад в развитие математики, а также механики, физики, астрономии и ряда прикладных наук. Эйлер стал автором более чем 800 работ по математическому анализу, дифференциальной геометрии, теории чисел, приближённым вычислениям, небесной механике, математической физике, оптике, баллистике, кораблестроению, теории музыки и т. д. Многие его труды оказали значительное влияние на дальнейшее развитие науки.

Теория чисел, геометрия, математический анализ, дифференциальные уравнения, вариационное исчисление, теория вероятностей – вот далеко не полный список разделов математики, в развитии которых Эйлер сыграл заметную роль. Столь же велик его вклад в приложения математики. На первом месте в этом ряду – большой цикл работ по небесной механике, включающий две монографии по теории движения Луны, и два больших труда о движении Юпитера и Сатурна Практическое значение имели его труды по оптике, теории корабля, теории турбин, по определению долготы местности, по теории зацепления в машинах и механизмах. Трудно даже перечислить все отрасли, в которых трудился великий ученый. Современная пятитомная Математическая энциклопедия указывает двадцать математических объектов (уравнений, формул, методов), которые носят сейчас имя Эйлера. Его имя носит и ряд фундаментальных уравнений гидродинамики и механики твердого тела.

Еще при жизни Эйлер шутливо отметил, что после его смерти Академии потребуется лет 20, чтобы напечатать все его неопубликованные работы. Однако эта оценка оказалась на редкость неточной – Академия занималась изданием трудов Эйлера еще 47 лет, число работ дошло до 771.

К началу 80-х годов ХХ века вышло собрание сочинений Эйлера, объемом в 72 тома. Восемь дополнительных томов должна была составить его научная переписка.

Таким образом, Леонард Эйлер стал самым плодотворным автором в различных областях науки за всю историю. Огромное количество работ на различные темы отражают колоссальную трудоспособность, широту интересов, удивительную скорость написания и, безусловно, поразительный интеллект автора. Нам остается лишь преклонить голову перед этим великим человеком, который внес такой значительный вклад в науку, сумев трудом и упорством реализовать свой удивительный талант.

Эйлер и российское математическое образование

Деятельность Леонарда Эйлера на протяжении более полувека была тесно связана с Россией. Даже во время проживания в Берлине Эйлер сохранил тесную связь с Петербургской академией, оставаясь ее почетным членом и получая от нее ежегодную пенсию. Петербургская академия наук приобрела всемирную известность в большей мере благодаря его работам. Знаменитая математическая школа XIX века была по существу научной школой Эйлера–Чебышёва. Можно добавить еще, что дела Петербургской академии велись в течение почти целого века под руководством потомков и учеников Эйлера: непременными секретарями Академии с 1769 до 1855 были последовательно его сын, зять сына и правнук.

Он вырастил трех сыновей. Старший из них был петербургским академиком по кафедре физики, второй – придворным врачом, а младший – артиллерист дослужился до чина генерал-лейтенанта. Почти все потомки Эйлера приняли в XIX веке российское подданство. Среди них были высшие офицеры российской армии и флота, а также государственные деятели и ученые.

Петербургский архив Российской Академии наук хранит, кроме того, тысячи страниц неопубликованных исследований Эйлера, преимущественно в области механики, большое число его технических экспертиз, математические «записные книжки» и колоссальную научную корреспонденцию.

Эйлер и Ломоносов. Эйлер и геометрия

Бесспорно, для российской науки творчество Леонарда Эйлера и Михаила Васильевича Ломоносова было основополагающим. Их имена в истории отечественной науки стоят первыми. Ломоносов со студенческих лет знакомился практически со всем, что выходило из-под пера Эйлера, а некоторые из его работ знал превосходно. Позже, он переводил многие работы Эйлера с латыни на русский. Не смотря на то, что Ломоносова в первую очередь интересовали естественно научные, а не математические работы, но иногда корректуры и математических работ Эйлера направлялись для просмотра Ломоносова. А когда Эйлеру отправили копию пьесы Ломоносова, он, прочитав ее, написал отзыв: «Все сии сочинения не токмо хороши, но и превосходны. Я должен отдать справедливость господину Ломоносову, что он одарован самым счастливым остроумием для объяснения явлений Желать надобно, чтобы все протчие Академии были в состоянии показать такие изобретения, которые показал господин Ломоносов».

«Вместе с Петром I и Ломоносовым, – писал академик С. И. Вавилов, – Эйлер стал добрым гением нашей Академии, определившим ее славу, ее крепость, ее продуктивность».

Необычайны были достижения Эйлера в геометрии. Выдающийся российский математик Б. Н. Делоне писал: «Можно представить себе, каким откровением для математиков эпохи Эйлера явились его работы о кривизне поверхностей, о том, что работы, в которых он рассматривает при помощи функций комплексной переменной общую теорию конформных отображений, несомненно, должны были тогда казаться прямо-таки трансцендентной глубины». Творчество Эйлера охватило всю современную ему геометрию. Некоторые его исследования были основополагающими в развитии новых областей математики. Так, например, всем известная теорема о многогранниках лежит у истоков нового направления математики – топологии. Прямая Эйлера, теорема о многогранниках, работы о неизометричности сферы и плоскости, работы о развертывающихся поверхностях – далеко не полный список заслуг Эйлера в области геометрии. Работ, посвященных геометрии около 70 из почти 900. И лишь немногие из этих геометрических работ можно назвать элементарными. Однако даже того небольшого числа элементарно-геометрических результатов, которые можно найти в работах Эйлера, достаточно, чтобы считать его одним из самых выдающихся геометров своего времени.

Образование и современность

Дмитрий Анатольевич Медведев в своем Послании сказал следующие слова: «В нашей стране всегда было много талантливых, открытых к прогрессу и способных создавать новое людей. Именно на них и держится инновационный мир, и надо сделать всё, чтобы такие специалисты были заинтересованы работать в своей странеМы обязаны поднять страну на принципиально новую ступень развития, на более высокую ступень развития нашего общества, и основной, конечно, здесь рычаг – это модернизация, причём речь идёт, конечно, о модернизации, по сути, всей нашей жизни».

Выражаясь современным языком, Эйлер был тем самым талантливым человеком, на котором держался и держится инновационный мир. Доказательством тому, является то, что, наряду с многочисленными собственно научными результатами, Эйлеру принадлежит историческая заслуга создания современного научного языка. Он является единственным автором середины XVIII века, труды которого читаются даже сегодня без всякого труда. Его работы и по сей день остаются актуальными. Изучением трудов Эйлера сегодня занимается огромное количество людей, начиная от школьников и заканчивая учеными-исследователями. Сейчас сложно дать однозначный ответ, почему спустя столько лет работы Эйлера пользуются таким необычайным успехом. Возможно, главной причиной является то, что большинство из них были фундаментальными открытиями. До сих пор школьники всех стран изучают тригонометрию и логарифмы в том виде, какой им придал Эйлер. Студенты проходят высшую математику по руководствам, первыми образцами которых явились классические монографии Эйлера.

Работы Леонарда Эйлера внесли колоссальный вклад в развитие многочисленных областей науки. Ему принадлежат классические результаты в математическом анализе. Он продвинул его обоснование, существенно развил интегральное исчисление, методы интегрирования обыкновенных дифференциальных уравнений и уравнений в частных производных. Эйлеру принадлежит знаменитый шести томный курс математического анализа, включающий Введение в анализ бесконечно малых, Дифференциальное исчисление и Интегральное исчисление. На этой «аналитической трилогии» учились многие поколения математиков всего мира. Двухтомный курс Эйлера» Полное руководство по алгебре» выдержал около 30 изданий на шести европейских языках. Фундаментальные результаты принадлежат Леонарду Эйлеру в рациональной механике. В своей статье «Открытие нового принципа механики», Эйлер сформулировал в общем виде ньютоновы уравнения движения в неподвижной системе координат, открыв путь для изучения механики сплошных сред. На этой основе он дал вывод классических уравнений гидродинамики идеальной жидкости, найдя и ряд их первых интегралов. Замечательны многочисленные работы Эйлера по небесной механике, среди которых наиболее известна его» Новая теория движения Луны», существенно продвинувшая важнейший для мореходства того времени раздел небесной механики. Наряду с общетеоретическими исследованиями, Эйлеру принадлежит ряд важных работ по прикладным наукам. Среди них первое место занимает теория корабля. Вопросы плавучести, остойчивости корабля и других его мореходных качеств были разработаны Эйлером в его двухтомной «Корабельной науке», а некоторые вопросы строительной механики корабля – в последующих работах. Более доступное изложение теории корабля он дал в «Полной теории строения и вождения кораблей», которая использовалась в качестве практического руководства не только в России. Значительный успех имели комментарии Эйлера к «Новым началам артиллерии» Бенджамина Робинса, содержавшие, наряду с другими его сочинениями, важные элементы внешней баллистики, а также разъяснение гидродинамического «парадокса Даламбера». Эйлер заложил теорию гидравлических турбин, толчком для развития которой явилось изобретение реактивного «сегнерова колеса». Ему принадлежит и создание теории устойчивости стержней при продольном нагружении, приобретшей особую важность спустя столетие. Также значительный вклад Эйлер внес, занимаясь картографией.

Из Послания Президента России: «Кстати, многие люди, которые прислали отклики по моей статье, так и писали, так и указывали, что наши соотечественники-учёные, которые работают за границей, могли бы составить значительную часть экспертного сообщества и помочь в организации международной экспертизы российских научных проектов, а при создании определённых условий – просто переехать в нашу страну». Леонард Эйлер был родом из Швейцарии, но почти полжизни он трудился на благо России. Даже во время проживания в Берлине он сохранил тесную связь с Петербургской академией, участвовал в ее публикациях, редактировал математические отделы русских журналов, приобретал для Петербурга книги и инструменты. Из слов нашего президента можно сделать вывод, что Леонард Эйлер по всем критериям подходит под звание достойного гражданина нашего Отечества. Он современен и в наши дни, несмотря на то, что он жил почти 3 столетия назад.

Моделирование образа современного человека на примере Леонарда Эйлера.

Государство не может устраниться от воспитания. Создание новых технологий, внедрение нанотехнологий, модернизация всей экономики подвластны человеку образованному и воспитанному. Важной воспитательной задачей является подготовка гражданина с активным жизненным характером. Воспитывает не сам воспитатель, а среда. Эта среда организуется воспитателем. Школе необходимо смоделировать образ человека, способного решать поставленные задачи. Нами представлен такой образ на примере Леонарда Эйлера.

Высокий уровень интеллекта Эйлер обнаружил яркое дарование с детства, обладал прекрасной памятью и умением логически рассуждать, он легко справлялся со всеми изучаемыми в гимназии науками. Методика этих занятий заключалась в том, что

Эйлер был обязан самостоятельно штудировать самые трудные книги по математике и являться к профессору по субботам для консультаций и выяснения темных мест из прочитанного. Ученик был в восторге от этих занятий. В 1766 году он приехал в Петербург во второй раз. Вскоре он заболел и потерял второй глаз. Но его математический гений и великолепная память позволили ему продолжать работу. Характерно, что гений и творчество Эйлера развивались впредь до поздней старости, о чем свидетельствует непрерывно растущее количество написанных им трудов. Один из сотрудников Эйлера говорил: «Математические формулы у Эйлера жили своей собственной жизнью и рассказывали ему важные и существенные данные о природе вещей. Ему было достаточно только коснуться их, как они из немых букв преображались в красноречивые фразы, дающие глубокий и значительный ответ на различные вопросы».

Способность к напряженному труду. Стенные часы пробили половину третьего. Их удар, раздавшийся в ночной тиши, заставил вздрогнуть так же,

Привычка систематически работать как выстрел крепостной пушки в полдень. Эйлер встал из-за стола. Комната была погружена во мрак. Свет единственной свечи, стоявшей на столе и заботливо прикрытой абажуром, освещал лишь небольшой заваленный бумагами круг. Несколько шагов по мягкому ковру, несколько взмахов руками. Ломило грудь, ныла поясница, несколько раз мучительно резко потянуло в глазу. Откуда такие немощи? Это в двадцать-то восемь лет! На какой-то миг пронзительно захотелось бросить все и залечь сурком в мягкую теплую постель. И отоспаться за все долгие бессонные ночи. Но это невозможно. «Честь, моя честь, честь ученого поставлена на карту, –

думал Эйлер. – Надо за трое суток выполнить важное правительственное задание, выполнить во что бы то ни стало. Почему я так опрометчиво дал обязательство? Просили же другие несколько месяцев! Работа и вправду оказалась трудной это вызов уму, человеческому уму. Вызов должен быть принят, брошенная перчатка –

поднята. Иначе ты окажешься трусом». Математик перчатку поднял. Работа была трудной, но она была и чрезвычайно захватывающей, настолько захватывающей, что он, забывая о сне и еде, весь отдавался гармонии строгих и последовательных зависимостей Эйлер потер глаз ладонью. Боль, кажется, немного утихла. Работа была окончена в срок. Но оставила после себя страшный, чудовищный след – его правый глаз, так мучительно нывший в последнее время, не выдержал сверхчеловеческого напряжения и вытек. Но математик не перестал вычислять. А когда вычислять стало уже нельзя, прекратилась и жизнь. После его смерти сказали так: Эйлер перестал вычислять и жить.

Умение овладевать умами. Эйлер задумал «Универсальную арифметику» как книгу, по которой читатель мог бы самостоятельно изучить

Ученые-исследователи отличаются от основы алгебры. Существует легенда-быль, что сделать это ему удалось в процессе написания книги. Потеряв всех остальных научных работников: зрение, он надиктовал книгу по алгебре мальчику-слуге, который прежде был портным, не имевшим понятие о они более способны к влиянию на математике. В процессе работы над книгой он не только понял все, что диктовал ему великий слепой (к тому других (по мнению профессора МГПИ -времени Эйлер потерял зрение обоих глаз), но и в скором времени был в состоянии самостоятельно совершать

В. Мухиной) все самые трудные вычисления и решать задачи, которые ему предлагались.

Исполнитель Эйлер никогда не отказывался от поручаемой работы. Говорят, что только один раз в жизни он отказался от

«государственного» поручения составить таблицу расположения звезд, по которой можно было судить о судьбе царевича Ивана Анатольевича.

Творец, высокая степень творчества. «Науку, в противоположность искусству, часто ошибочно называют «сухой», воображая, что построение

Творческий ум – активный ум, какой-нибудь научной системы совершается совместным однообразным трудом рабочих «пчел»» (по мнению постоянно задающий вопросы, профессора МГПИ - В. Мухиной).

генерирующий множество идей. Он «Творчество математика в такой же степени есть создание прекрасного, как и творчество живописца или открыт впечатлениям, в том числе и поэта, - совокупности идей, подобно совокупности красок или слов, должно обладать внутренней гармонией».

Научное наследие Работы Леонарда Эйлера внесли колоссальный вклад в развитие многочисленных областей науки. Эйлер стал автором более чем 800 работ по математическому анализу, дифференциальной геометрии, теории чисел, приближённым вычислениям, небесной механике, математической физике, оптике, баллистике, кораблестроению, теории музыки и т. д. Ему принадлежат классические результаты в математическом анализе. Он продвинул его обоснование, существенно развил интегральное исчисление, методы интегрирования обыкновенных дифференциальных уравнений и уравнений в частных производных. Эйлеру принадлежит знаменитый шести томный курс математического анализа, включающий Введение в анализ бесконечно малых, Дифференциальное исчисление и Интегральное исчисление. На этой «аналитической трилогии» учились многие поколения математиков всего мира. Двухтомный курс Эйлера» Полное руководство по алгебре» выдержал около 30 изданий на шести европейских языках. Фундаментальные результаты принадлежат Леонарду Эйлеру в рациональной механике. В

своей статье «Открытие нового принципа механики», Эйлер сформулировал в общем виде ньютоновы уравнения движения в неподвижной системе координат, открыв путь для изучения механики сплошных сред. Замечательны многочисленные работы Эйлера по небесной механике, среди которых наиболее известна его «Новая теория движения Луны». Наряду с общетеоретическими исследованиями, Эйлеру принадлежит ряд важных работ по прикладным наукам. Среди них первое место занимает теория корабля. Вопросы плавучести, остойчивости корабля и других его мореходных качеств были разработаны Эйлером в его двухтомной «Корабельной науке», а некоторые вопросы строительной механики корабля – в последующих работах.

Владение языками Эйлер швейцарец по происхождению.

Ему было всего 16 лет, когда он произнес речь на латинском языке, в которой дал сравнительный анализ философии Ньютона и Декарта. Эйлер преподавал в Берлине с 1741 по 1766 год, в совершенстве владея немецким языком. В России Эйлер прожил более 30 лет (русский язык).

Создатель, основатель. «Вместе с Петром I и Ломоносовым Эйлер стал добрым гением нашей Академии, определившем ее славу, ее

Созидательная деятельность. крепость, ее продуктивность». (С. И. Вавилов (1891-1951) - Президент Академии наук СССР)

Эйлер – основатель русской научной математической школы. Он явился создателем вариационного исчисления многих приемов интегрирования. Эйлер внес большой вклад в алгебру и теорию чисел, где его результаты являются классическими и известны в науке под названием формул и теорем Эйлера. Он ввел сокращенные обозначения тригонометрических функций угла.

Эйлеру принадлежит историческая заслуга создания современного научного языка.

Именем Эйлера Вот, что мы находим в математической энциклопедии: критерий Эйлера, метод Эйлера, метод суммирования

Эйлера, многочлены Эйлера, подстановка Эйлера, преобразование Эйлера, произведение Эйлера, прямая

Эйлера, ряд Эйлера, теорема Эйлера о простых многогранниках, тождество Эйлера, уравнение Эйлера, формула

Эйлера, выражающая кривизну поверхности, формулы Эйлера, связывающие показательную и тригонометрические функции, функция Эйлера, окружность Эйлера, круги Эйлера, Эйлера-Лагранжа уравнение, Эйлеровы углы,

Эйлеровы интегралы, Эйлерова характеристика, Эйлеров класс, формула Эйлера-Фурье, формула

Эйлера-Макларена

Приносить пользу обществу. Эйлер – автор замечательного руководства по алгебре «Полное введение в алгебру» (1770), которое явилось образцом для составления современных учебников по этому предмету.

Эйлер установил современную точку зрения на тригонометрические функции как функции числового аргумента.

В трудах Эйлера тригонометрия приняла тот вид, который она имеет в настоящем времени.

Эйлер внес большой вклад в Алгебру и Теорию чисел, где его результат является классическим.

Достойный семьянин У Эйлера было пятеро детей: 3 сына и две дочери.

Леонард Эйлер - это гениальный ученый, на плечах которого, перефразируя Ньютона, стоит математика XIX, XX веков. Его научная деятельность продолжалась почти 60 лет. 18-ый век по праву можно назвать веком Эйлера, внесшего огромный вклад в развитие математики. Его именем названо большое количество математических объектов.

Творчество Эйлера оказало огромное влияние на развитие математики в России. Знаменитая Петербургская школа XIX века была по существу школой Эйлера-Чебышева. Основной ее принцип заключался в том, чтобы исходя из трудной задачи, которую ставит наука или техника, построить глубокую математическую теорию, а решение математической задачи всегда доводить до результата, удобного для практики. Естественно, что творчество гения сыграло роль в создании первоклассной петербургской математической школы. Достаточно только назвать имена ее ведущих ученых: М. В. Остроградский, П. Л. Чебышев, А. А. Марков, Г. Ф. Вороной, И. М. Виноградов, Ю. В. Линник.

Проследив основные периоды жизни ученого:

Базель (1707-1727); Петербургский период (1727-1741); Берлинский период (1741-1766); Возвращение в Россию навсегда (1766-1783); легко посчитать, что Леонард Эйлер жил и творил в России уже в сознательном возрасте более 30 лет. По возвращении в 1766 году в Россию Екатерина II назначила Эйлеру постоянное жалование из собственных средств. «Я надеюсь, - сказала она,- что моя Академия возродится из пепла, когда к ней вернулся великий человек». Он был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге, позднее его останки были перенесены в некрополь Александро-Невской лавры. Эйлер по праву считается отечественным математиком.

У Эйлера было пятеро детей: 3 сына и две дочери. После смерти Эйлера все его потомки остались в России. Эйлер также был достойный семьянин и очень порядочный человек. Вспоминать, рассказывать о нем, о его работах важно не только по случаю юбилейных дат.

«Процветание и совершенствование математики тесно связаны с благосостоянием государства» (Наполеон). Видимо, от понимания этого обстоятельства в Париже есть улицы, носящие имена выдающихся математиков. Это улицы Лежандра, Реомюра, Паскаля, Бюффона, Карно, Декарта, Лейбница. Желательно, чтобы и в наших городах появилось больше улиц, носящих имена великих ученых. Нашему поколению необходимо, с одной стороны, обратить свой взор на то, как много внимания уделялось науке во времена правления Петра I и Екатерины II, понимавших ее значимость для блага государства, а с другой стороны, совершенствовать правление и устройство своего государства, создав такие экономические и политические условия, при которых страна являла бы собой привлекательную площадку для талантливых людей. Так, Леонард Эйлер, швейцарец по происхождению, работал во славу России более 30 лет. После его смерти сказали так: «Эйлер перестал вычислять и жить».

Хотелось бы искоренить тенденцию, при которой у молодых людей, получивших добротное отечественное образование, возникало желание покинуть страну. Президент России Дмитрий Медведев в своем послании сказал следующие слова: «В нашей стране всегда было много талантливых, открытых к прогрессу и способных создавать новое людей. Именно на них и держится инновационный мир, и надо сделать всё, чтобы такие специалисты были заинтересованы работать в своей странеМы обязаны поднять страну на принципиально новую ступень развития, на более высокую ступень развития нашего общества, и основной, конечно, здесь рычаг – это модернизация, причём речь идёт, конечно, о модернизации, по сути, всей нашей жизни».

Вопрос изучения работ Эйлера остается актуальным и для нашего общеобразовательного учреждения, в котором с 1968 года углубленно изучаются основы физико-математического цикла. При проведении математических недель учащиеся среднего звена знакомятся с занимательными задачами Эйлера, а старшеклассники овладевают методами исследовательской работы, научного поиска. Посильное изучение великого наследия ученого способствует воспитанию культуры математической мысли, культуры геометрических построений, развитию наблюдательности, умению выдвигать и проверять гипотезы, формированию сознания того, что познание безгранично, что за каждым открытием стоит титанический человеческий труд. В нашем лицее №5 также ведется большая работа по профессиональной ориентации учащихся. Стезя ученого-исследователя - достойный выбор для выпускника нашего образовательного учреждения.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)