Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Немного об интересах и увлечениях учителей и школьников

Надо лишь понять, что нет двух отношений к ребенку – человеческого и педагогического. Есть одно, одно и только одно: человеческое.

С. Соловейчик

Почему дети не всегда хотят идти в школу? Чего боятся школьники, переступая порог школы? Как часто учителя жалуются на невозможность работать с современными детьми? Признавая остроту любого из вопросов, мы тем самым признаём наличие проблемы. А если есть проблема, то актуален и следующий вопрос: в чем же дело? Может быть, все дело в психологическом климате? В степени его благоприятности в целом в школе, в педагогическом или классном коллективе, в отдельной группе ребят.

Словарь «Социальная психология» дает такое определение: «Климат социально-психологический [гр. klima (klimatos) — наклон] — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе». Речь в данном определении идёт о климате, но одним из опорных слов определения является слово личность. Несомненно, прежде всего учитель своей волей, своим профессионализмом, своей личностью каждый раз создает ту психологическую атмосферу, которая определяет сложившуюся систему отношений в школе.

При этом формирование климата заключается в постоянном создании и возобновлении настроя, необходимого для обучения и воспитания детей. Созидая нужную ему психологическую атмосферу, воспроизводя ее снова и снова, педагог стремится к тому, чтобы сиюминутная система отношений в группе приобрела характер постоянства. В итоге формируется климат, который, в свою очередь, как устойчивая система отношений определяет меру благоприятности атмосферы, облегчая учителю ее сиюминутное создание. Средств и инструментов влияния на психологический климат в специальной литературе перечислено много. Сюда можно отнести особенности педагогической техники учителя (мимику, пластику, интонации и др. ), владение учителем технологий педагогического взаимодействия с учениками, наличие духовных, культурных ценностей и многое другое.

Обеспечение благоприятного психологического климата – процесс непростой, бесследно не проходящий как для педагогов, так и учащихся. Зачастую участники в целом благополучной группы понимают, что индивидуально испытывают эмоциональное перенапряжение. Сложнее всего приходится тем, кто не может отдохнуть, переключиться на другие темы.

Вечно занятые педагоги редко отвлекаются от профессиональных проблем, и уж тем более находят время на то, чтобы прочитать бестселлеры, посмотреть нашумевшие фильмы, театральные постановки. Тем более что для последнего легко найти оправдание: ширпотреб, массовая культура Нежелание услышать то, что помимо собственных проблем и интересов существуют ещё чьи-то проблемы и интересы, постепенная утрата любопытства к иным сторонам жизни может привести к потере уважения со стороны учеников. Такого учителя учащиеся считают безнадежно отставшим и переносят этот вывод на предмет, который тот преподает. В свою очередь это может привести к потере доверия к получаемым на уроке сведениям, снижению мотивации к изучению предмета.

В исследовании приняли участие 30 педагогов (75% от общего количества педагогов) и 100 учащихся 8 – 11 классов (86% от общего числа старшеклассников) одной из школ городского округа Орехово-Зуево.

Новизна статьи определяется тем, что исследуются интересы и взгляды как учеников, так и учителей; делается попытка зафиксировать степень сходства предпочтений старшеклассников и педагогов по одним и тем же вопросам; определяется связь между интересами школьников и учителей и их удовлетворенностью школьной жизнью.

Практическая значимость данного исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для самооценки учителями и учащимися при установлении модели своего поведения в условиях образовательного процесса; при разработке различных мероприятий для педагогов и старшеклассников в области культуры общения и взаимопонимания.

1. Факторы, влияющие на психологическую атмосферу в школе и удовлетворенность учеников и учителей школьной жизнью

«Климат социально-психологический [гр. klima (klimatos) — наклон] — качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе». Учитель своей волей, своим профессионализмом, своей личностью каждый раз создает ту психологически благоприятную атмосферу, которая определяет сложившуюся систему отношений в школе.

При этом формирование климата заключается в постоянном создании и возобновлении настроя, необходимого для обучения и воспитания детей. Создавая такую психологическую атмосферу, воспроизводя ее снова и снова, педагог делает все, чтобы сиюминутная система отношений в группе приобрела характер постоянства. В итоге, таким образом педагог формирует климат, который, в свою очередь, как устойчивая система отношений определяет меру благоприятности атмосферы, облегчая учителю ее сиюминутное создание. Средств влияния на психологический климат в специальной литературе перечислено много. Сюда можно отнести особенности педагогической техники учителя (мимику, пластику, интонации), владение учителем технологий педагогического взаимодействия с учениками, наличие духовных, культурных ценностей и многое другое.

Присутствие либо отсутствие ценностей в жизни коллектива определяет характер психологического климата в ней (схема).

Факторы, влияющие на формирование психологического климата в группе по Федоренко Л. Г.

Активное изучение проблемы климата группы началось в середине ХХ века и касалось, в основном, производственных коллективов. Учителя во все времена оказывали влияние на формирование характера, работоспособность и эмоциональное самочувствие членов группы. Л. Н. Толстой считал, что это «дух» школы. Такой особый климат создал в своем учреждении А. С. Макаренко, который способствовал воспитанию ярких личностей, профессионалов, интеллигентов. Опыт А. С. Макаренко свидетельствует о том, что психологический климат можно изменить при помощи педагогического влияния. При этом суть влияния заключается в целенаправленном педагогическом воздействии на ценностную сферу членов группы, привнесение ценностей в жизнь группы. Внимание А. С. Макаренко к тем ценностным ориентациям, которые формируются у воспитанников (что они любят? в чём видят смысл своего существования? как относятся к другим людям? к труду, образованию?) и постоянная работа по обогащению мира ценностей членов группы и группы как совокупного субъекта позволили решительным образом изменить характер климата в учреждении, которым он руководил.

Каждому учителю и ученику приходилось иметь дело с возникающей на уроке атмосферой непонимания. Порой сложно не только найти точку взаимопонимания, которая удовлетворяет обе стороны, но даже хотя бы понять, что послужило основой для возникновения локального или общего конфликта.

Хорошие взаимоотношения, создающие атмосферу психологического комфорта, важные в повседневном общении, не в меньшей степени необходимы в учебной деятельности. Взаимопонимание между учителем и учащимся помогает установить особого рода доверительные отношения, абсолютно необходимые для осуществления процесса передачи знаний Взаимопонимание способствует сотрудничеству педагога и ученика, оказывает положительное влияние на отношение к предмету и успеваемость, повышает мотивацию учащихся.

По мнению И. С Кона, «в хорошей школе, педагогический коллектив которой опирается на самодеятельность учащихся, поощряя и развивая их общественную активность и инициативу, внешкольные интересы свободно вливаются в школьные и обогащают школьную жизнь. Там, где этого нет, мотив разграничения и противопоставления школы и «настоящей», «взрослой» жизни звучит очень сильно».

В. Н. Мясищев отмечал, что успех работы зависит от отношения к ней, а отношение к учителю может влиять на отношение к учебной деятельности. Для учащегося-подростка взаимопонимание с учителем становится одним из решающих факторов. В подростковом возрасте изменяются взаимоотношения с взрослыми и учителями, возникает потребность в новых отношениях, основанных на доверии и уважении к личности подростка. По данным исследований, подростки в сочинениях и анкетах часто заявляют, что хотели бы большего взаимопонимания с учителем, более доверительных отношений с ним, чтобы он был «почти как друг».

И. С. Кон, анализируя учебный процесс, заметил, что потребность в познании подростка может усиливаться или ослабляться учителем. Интерес к предмету, как выражение потребности в познании, формируется в основном через личность учителя, его отношение к своему делу, к ученикам.

Удачное сравнение, говоря об эмоционально-психологическом климате, приводит отечественный психолог Ф. Б. Ольшанский: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера – все эти скорее метафорические, чем строго научные выражения, очень удачно отражают существо проблемы. Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно захиреть в другом».

Учитель и ученик – две основные фигуры в школе. Личности, чьи взаимоотношения на уроке и за его пределами непосредственно и решающе влияют на весь учебно-воспитательный процесс, определяют его успех. Не случайно так важно создание в школе атмосферы глубокого взаимопонимания, доброжелательности, уважения, сотрудничества.

В данном контексте мы рассмотрим вопрос о том, насколько влияет общность интересов, склонностей учителя и учеников на создание благоприятного психологического климата в школе.

Рассмотрим полученные результаты.

Определение СТЕПЕНи СХОДСТВА интересов, склонностей учителей и учеников

В рамках исследования, проведённого среди учащихся и учителей одной из школ городского округа Орехово-Зуево, мы ставили перед собой следующие задачи:

– изучить интересы педагогов и старшеклассников (что любят делать в свободное время, какие книги читают, какую музыку предпочитают слушать, какие фильмы, телепередачи смотрят);

– определить степень сходства предпочтений, взглядов, интересов старшеклассников и учителей;

– установить взаимосвязи между общностью предпочтений, взглядов старшеклассников и учителей и удовлетворенностью всех участников образовательного процесса школьной жизнью.

Интересы, склонности учителей и учащихся

Для выявления интересов, склонностей учителей и учащихся 8-11 классов нашей школы на основе известного социально-психологического опросника была разработана анкета, в которой выделены следующие содержательные блоки: интересы (что любят делать в свободное время, что читают, какую музыку предпочитают слушать, какие телепередачи и фильмы смотрят) и «здоровый образ жизни» (что под этим подразумевается, каковы основные принципы здорового образа жизни и надо ли их придерживаться).

Анализ полученных результатов показал, что в свободное время учителя предпочитают читать книги (55%), смотреть телевизор (50%). В свою очередь, 79% учащихся предпочитают встречаться с друзьями, подругами, гулять (учителя – 44%), 48% – слушать музыку (учителя – 22%), 43% учащихся – играть в компьютер (учителя используют его в этих целях в 11%).

Среди наиболее предпочитаемых фильмов первое место занимают комедии и у учителей (72%), и у учащихся (80%). Второе – мультфильмы (34% у учителей и 31% у школьников). Предпочтения по поводу других жанров разделились: старшеклассники отдают предпочтение триллерам (43%), фантастике (39%), боевикам (21%), тогда как учителя смотрят классику кинематографа (34%), фильмы про животных (34%), «проблемные» фильмы (34%), мелодрамы (28%) и детективы (28%).

Больше всего по телевизору учителя любят смотреть: кинофильмы (44%), телеигры (34%), шоу-программы (34%). Несколько иная картина у школьников: кинофильмы (53%), музыкальные передачи (51%), телесериалы (39%). При этом среди опрошенных есть те, кто не любит смотреть телевизор: как учителя (11%), так и учащиеся (11%).

Популярную и эстрадную музыку предпочитают 61% учителей и 47% учащихся. Предпочтения по поводу других музыкальных направлений разошлись: учителя слушают классическую музыку (55%), а учащиеся – клубную (45%). Интересным оказалось то, что вообще не слушают музыку 6% учителей, а вот среди старшеклассников таких не оказалось.

Как учителя (61%), так и школьники (43%) в свободное время предпочитают читать журналы. Предпочтения по поводу других литературных жанров разошлись. Особо следует отметить, что не читают вообще 8% опрошенных ребят, среди учителей таких не оказалось.

Таким образом, наши старшеклассники предпочитают проводить свободное время, встречаясь с друзьями, подругами. Они любят смотреть комедии, музыкальные передачи, слушать клубную музыку, читать журналы, фантастические романы. Несколько по-иному предстает перед нами портрет школьного учителя. Это серьезный человек, который в свободное время любит читать книги, журналы, газеты и смотреть телевизор. Его интересуют телеигры и шоу-программы, наравне с эстрадной, он слушает классическую музыку.

Основными составляющими здорового образа жизни, по мнению большинства учителей, является осмысленность жизни и ее полноценность (100%). Старшеклассники добавляют к этому занятия спортом (63%), «не пить, не курить» (56%), не употреблять наркотики (55%). При этом придерживаются принципов здорового образа жизни 100% учителей и 52% учащихся, 35% школьников эта проблема волнует частично, а 5% - вообще не волнует. Отмечается страх потерять родных и близких у учителей (100%) и учащихся (73%).

В списке наиболее престижных и достойных профессий для учителей: артист, певец (66%), научный работник (66%) и преподаватель (33%). У старшеклассников список возглавляет бизнесмен (45%), врач (28%), замыкает ветеринар (4%) и преподаватель (4%).

Такими предстают учителя и учащиеся нашей школы в результате проведенного анкетирования.

Определение степени соответствия интересов, склонностей и взглядов учителей и учащихся

Степень соответствия интересов, склонностей, взглядов у учителей и учащихся определялась с помощью коэффициента ранговой корреляции rs Спирмена. Метод ранговой корреляции Спирмена позволяет определить тесноту и направление корреляционной связи между двумя групповыми профилями.

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена подсчитывается по формуле: rs эмп=1 - 6(( (d2/ N ×(N2 - 1)), где d – разность между рангами предпочтений двух сопоставляемых профилей (учителей и учащихся);

N – количество сравниваемых предпочтений в каждом блоке.

Полученное эмпирическое значение по формуле rs эмп сравнивается с критическими значениями по статистическим таблицам. Если rs эмп< rs кр, то связь является случайной; если rs эмп > rs кр, то связь является значимой для 95% случаев (р≤0,05) или 99% (р≤0,01).

Определив по вышеприведенной формуле коэффициенты ранговой корреляции, мы пришли к выводу, что связь (корреляция) между интересами, склонностями, взглядами учителей и учащихся не является значимой на статистическом уровне. То есть, несмотря на некоторое сходство в предпочтениях музыки, телевизионных передач, взглядов на здоровый образ жизни, в целом – это лишь единичные точки пересечений. Основные расхождения во мнениях приходятся на следующие пункты: игра в компьютер, занятия спортом, рукоделием, походы в театр, на выставки, просмотр боевиков, кино-классики, фантастики, различных телепередач, прослушивание классической музыки, рок-музыки, фольклора, клубной музыки, чтение фантастики, поэзии, взгляды на здоровый образ жизни и профессиональную деятельность.

Таким образом, анализ полученных результатов свидетельствует о высокой степени несовпадения интересов, склонностей, взглядов у учителей и учащихся по вопросам свободного времяпрепровождения, литературных и музыкальных пристрастий, проблемам здоровья, отношению к различным профессиям.

Изучение удовлетворенности учащихся и педагогов жизнедеятельностью школы

Для оценки эмоционально-психологического климата в коллективе педагогов и учащихся мы воспользовались методиками изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (разработана доцентом А. А. Андреевым) и изучения удовлетворенности педагогов жизнедеятельностью в образовательном учреждении (разработана Е. Н. Степановым). При этом будем считать, что если человек удовлетворен своей принадлежностью коллективу, жизнью и порядками в нем, то можно говорить о благоприятном психологическом климате в данной группе людей.

Анализ полученных результатов свидетельствует о высокой и средней степени удовлетворенности у 90% учителей и 87% учащихся, что свидетельствует о психологически комфортной обстановке в школе, эмоциональном благополучии в школьном коллективе.

Следует подчеркнуть, что 10% опрошенных учителей заявили о своем недовольстве именно таким аспектом жизнедеятельности образовательного учреждения, как отношениями с учащимися. В свою очередь, 13% старшеклассников отмечают отсутствие любимых школьных предметов, любимых учителей и т. п. Таким образом, полученные данные отражают сложившиеся в школьном коллективе конструктивные взаимоотношения, атмосферу взаимного сотрудничества, понимания, позитивного эмоционального состояния. Вышесказанное позволяет говорить о благоприятном, на данный момент, психологическом климате, царящем в школе.

Решая поставленные перед собой задачи по изучению интересов педагогов и старшеклассников и определению их влияния на «климатические» условия в коллективе, можно сделать следующий вывод: несовпадение взглядов, вкусов, интересов взрослых и детей, учителей и учащихся, в частности, не оказывает значимого влияния на удовлетворенность школьной жизнью. Гипотеза, выдвинутая нами в начале исследования, не нашла своего подтверждения в ходе данной работы. Расхождение с гипотезой обусловлено тем, что среди условий, обеспечивающих благоприятную психологическую атмосферу в школе, сходство интересов и предпочтений педагогов и школьников не является определяющим.

В современной школе одним из важнейших показателей состояния взаимодействия в сфере «учитель – ученик» является, прежде всего, их удовлетворенность этим процессом. В свою очередь процесс следует признать оптимальным, если он направлен на взаимное познание и обмен информацией в целях установления взаимоотношений, благоприятных для совместной деятельности. Принцип жёсткой авторитарности, никогда не имевший особого успеха в области педагогики, окончательно дискредитировал себя в наш стремительный, информационно насыщенный, высоко технологичный век.

Нельзя забывать о том, что современное общество – это информационное общество, в котором практически равные возможности доступа к базам данных различного рода имеют все члены сообщества. Развитие компьютерных технологий существенным образом меняет жизнь людей и оказывает влияние на их культуру. Современный темп жизни уже не позволяет человеку в полной мере отслеживать и осмысливать происходящее, адаптироваться к нему. Обилие знаний и информации рождает проблемы нового рода: проблему понимания другого человека, проблему самого себя. В связи с этим мы часто не осознаём (или не хотим осознать) того, что не понимаем или недопонимаем.

В свою очередь только понимание другого человека предполагает взаимопонимание разных, но изначально равных в общечеловеческих правах личностей, принадлежащих разным поколениям, обладающих различным подходом к правде, красоте, добру. Разное отношение к фильмам, литературе, искусству, разные взгляды на одни и те же проблемы не должны стать камнем преткновения на одной из самых сложных и важных дорог, дороге передачи накопленных человечеством знания и ценностей от поколения к поколению. Каждый участник образовательного процесса, учитель и ученик, должны сделать шаг навстречу друг другу. И конечно, право и обязанность первого шага всегда остаются за более мудрым и опытным, за учителем. Именно о нём сказано, что он остаётся учителем только тогда, когда сам продолжает учиться. Интерес к ценностям и образу мышления ученика, обыкновенное человеческое любопытство – начало пути к конструктивному диалогу, возможность понять и изучить окружающий мир, который всегда будет меняться, хотим мы этого или не хотим.

В рамках обозначенной проблемы мы постарались выявить взаимосвязь между интересами старшеклассников и учителей и удовлетворенностью педагогов и учащихся школьной атмосферой. Для достижения поставленной цели мы руководствовались следующими гипотезами исследования: 1) взаимная удовлетворенность учителя и учеников взаимодействием в учебном процессе зависит не только от личностных особенностей педагогов (эмоционального состояния, возможностей саморегуляции, характерологических черт), но и от совпадения взглядов на литературу, музыку, хобби, интересов, в том числе и к явлениям массовой культуры: фильмам, телепередачам и т. п. ; 2) наличие совпадений, взаимопонимания, проявление интереса в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование благоприятного психологического климата в школе, были проведены опросы учителей и старшеклассников.

В результате сделаны следующие выводы: наши старшеклассники предпочитают проводить свободное время, встречаясь с друзьями, подругами (79%). Они любят смотреть комедии (80%), музыкальные передачи (51%), слушать клубную музыку (45%), читать журналы (43%), фантастические романы (32%). Несколько по-иному предстает перед нами портрет школьного учителя. Это серьезный человек, который в свободное время любит читать книги (48%), журналы (61%), газеты (39%) и смотреть телевизор (50%). Его интересуют телеигры (34%) и шоу-программы (34%), наравне с эстрадной (61%), он слушает классическую музыку (55%). Основными составляющими здорового образа жизни, по мнению большинства учителей, является осмысленность жизни и ее полноценность (100%). Старшеклассники добавляют к этому занятия спортом (63%), «не пить, не курить» (56%), не употреблять наркотики (55%). При этом придерживаются принципов здорового образа жизни 100% учителей и 52% учащихся, 35% школьников эта проблема волнует частично, а 5% - вообще не волнует. В списке наиболее престижных и достойных профессий для учителей: артист, певец (66%), научный работник (66%) и преподаватель (33%). У старшеклассников список возглавляет бизнесмен (45%), врач (28%), замыкает ветеринар (4%) и преподаватель (4%).

При этом связь (корреляция) между интересами, склонностями, взглядами учителей и учащихся не является значимой на статистическом уровне. То есть, несмотря на некоторое сходство в предпочтениях музыки, телевизионных передач, взглядов на здоровый образ жизни, в целом – это лишь единичные точки пересечений. Основные расхождения во мнениях приходятся на следующие пункты: игра в компьютер, занятия спортом, рукоделием, походы в театр, на выставки, просмотр боевиков, кино-классики, фантастики, различных телепередач, прослушивание классической музыки, рок-музыки, фольклора, клубной музыки, чтение фантастики, поэзии, взгляды на здоровый образ жизни и профессиональную деятельность.

Таким образом, анализ полученных результатов свидетельствует о высокой степени несовпадения интересов, склонностей, взглядов у учителей и учащихся по вопросам свободного времяпрепровождения, литературных и музыкальных пристрастий, проблемам здоровья, отношению к различным профессиям.

Высокая и средняя степень удовлетворенности присущи 90% учителей и 87% учащихся, что свидетельствует о психологически комфортной обстановке в школе, эмоциональном благополучии в школьном коллективе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что несовпадение взглядов, вкусов, интересов взрослых и детей, учителей и учащихся, в частности, не оказывает значимого влияния на удовлетворенность школьной жизнью педагогов и школьников.

Для получения более точных данных для окончательного опровержения или подтверждения гипотезы, необходимо продолжение исследования с увеличением количества разновозрастных участников эксперимента и использованием различных диагностических инструментов.

Вместе с тем уже сейчас можно утверждать, что несовпадение взглядов, предпочтений не является препятствием для установления доброжелательного психологического климата в классе и школе в целом. Очевидно, важнее придти к необходимости понимать друг друга, считаться с мнением, интересами, вкусами каждого члена школьного коллектива, тогда и в школу будут хотеть идти и учиться, идти и учить – и взрослые, и дети.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)