Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Развития образования маленького северного города

В России полным ходом идет образовательная реформа. Стандарты западного образования активно внедряются на практике в нашей стране. Современное российское образование Какое оно? Насколько дает возможность получить те знания и умения, тот набор компетентностей, которые позволят быть успешным в институте, на работе. И тем острее стоит вопрос о том, насколько универсально образование, которое мы получаем, какие проблемы развития образования в условиях малого северного города могут возникать? Нас, как выпускниц 11 класса очень волнуют эти вопросы. Тем более мы видим, что эти же проблемы беспокоят и наших одноклассников и учителей.

Таким образом, в нашей работе «Взгляд выпускников 9, 11 классов города Лангепаса на проблемы развития образования малого северного города (по материалам анкетирования учащихся 9-х, 11-х классов города Лангепаса)» мы постарались рассмотреть жизненные проблемы, которые волнуют учащихся 9 и 11 классов, планы на будущее и те возможности, которые предоставляет современное образование в их реализации, мнения старшеклассников относительно качества того образования, которое возможно в рамках малого северного города. Нами сделана попытка прокомментировать мнения старшеклассников относительно ряда других проблем, обозначенных выпускниками.

Исследование проводилось на основе анкеты, составленной в Уральской академии государственной службы, на кафедре социологии и управления общественными отношениями.

Таким образом, цель определили как выявление отношения выпускников 9, 11-х классов к современному образованию, получаемому в условиях малого северного города.

Задачи:

1. Отобрать и изучить литературу по теме «Проблема развития системы образования малого северного города глазами выпускников 9, 11 классов школ города Лангепаса».

2. Подобрать инструментарий для проведения социологического опроса.

3. Провести социологический опрос по теме «Проблема развития системы образования малого северного города глазами выпускников 9, 11 классов».

4. Описать результаты социологического исследования и выявить проблемы развития системы образования г. Лангепаса с точки зрения выпускников 9, 11 классов школ города.

Объектом анализа являлись выпускники 9, 11 классов города Лангепаса.

Предмет конкретного рассмотрения – взгляды выпускников на проблемы современного образования, получаемого в условиях малого северного города.

В итоге проделанной работы мы планируем увидеть следующие результаты:

• какие проблемы требуют, с точки зрения выпускников, первоочередного решения;

• какую поддержку и в какой форме хотят получить выпускники для решения свих жизненных проблем;

• какие приоритетные жизненные цели выделяют выпускники 9 и 11 классов.

• что для сегодняшнего выпускника 9 и 11 классов гимназии современное образование;

• какой смысл вкладывают выпускники в понятие «жизненный успех»;

• как оценивают состояние школьного образования в городе Лангепасе;

• какие приоритетные направления модернизации образования предлагают выпускники;

• отношение к проводимым мерам в области образования;

• что необходимо, чтобы быть уверенным в стабильности своего будущего;

• испытывают ли беспокойство выпускники перед будущем;

• какие профессиональные занятия выпускники считают самыми уважаемыми.

Методом исследования стал социологический опрос и анализ анкет.

На работу были получены рецензии кандидата исторических наук, старшего преподавателя кафедры истории России СурГУ Д. В. Кирилюка и главного специалиста управления образования города Лангепаса Нины Яковлевны Дудинцевой. Замечания были учтены и доработаны.

Характеристика респондентов, участвовавших в социологическом опросе

В ходе проведенного социологического мониторинга были опрошены:

✓ 122 учащихся 9-х классов школ г. Лангепаса;

✓ 136 учащихся 11-х классов школ г. Лангепаса;

✓ 19 учащихся лангепасского профессионального колледжа.

Характеристика контингента опрошенных старшеклассников

Общее количество опрошенных учащихся 9-х и 11-х классов составляет 277 человек. Из них было опрошено 122 учащихся 9-х классов, 136 учащихся из 11-х классов, а также 19 человек из лангепасского профессионального колледжа, выпускающихся в этом году. Среди опрошенных выпускников 9-х классов 66 человек - юноши и 60 девушки. Из них 50 человек родились в городе Лангепасе, больше 10 лет проживают здесь 40 человек, а недавно приезжие - 22 учащихся 9-х классов. В 9-х классах обучаются 111 человек в возрасте от 14 до 16 лет , 6 человек от 16-18 лет.

В 11-х классах 53 юношей и 83 девушки. Родились здесь 46 человек, проживают более 10 лет 64 человека, а менее 10 лет - 25 человек. В 11-х классах обучаются 6 человек в возрасте от 14 до 16 лет , 126 человек от 16-18 лет.

54 родителя учащихся 9-х классов получили высшее образование; незаконченное высшее получили 20 человек; среднее специальное – 48 человек; среднее общее - 11 человек. Об образовании родителей не осведомлены 8 учащихся.

73 родителя выпускников 11-х классов получили высшее образование; незаконченное высшее получили 7 человек; среднее специальное – 64 человека; среднее общее – 9 человек. В параллели 11-х классов 7 учащихся не осведомлены об образовании родителей.

Анализ содержания анкет

1. Как изменилась ваша жизнь в целом за последние 2-3 года? (в(рода Лангепаса

Классы Варианты ответов

1. Стала 2. Улучшилась 3. Не изменилась 4. Ухудшилась 5. Стала не выносимой 6. Затрудняюсь вполне ответить благополу чной

11кл 8 18 6 3 4 4

1шк 9кл 7 10 6 0 0 0

11кл 3 15 2 0 0 0

2шк 9кл 2 10 1 1 0 3

11кл 0 5 4 3 2 1

3шк 9кл 1 15 3 1 1 1

11кл 2 12 4 0 1 0

4шк 11кл 1 16 1 0 0 1

5шк 9кл 6 8 5 2 1 2

11кл 7 9 6 1 1 0

колледж 6 5 7 0 0 1

всего 45-16% 142-50% 54-19% 16-5% 11-4% 17-6%

16% учащихся 9,11 классов отмечают, что их жизнь стала благополучной. 50 % учащихся 9,11 классов отмечают, что их жизнь улучшилась. Не изменилась жизнь у 19% учащихся 9,11 классов. Ухудшилась и стала невыносимой соответственно у 5% учащихся выпускных классов.

2. А как изменилась Ваша жизнь за этот период? Если изменилась, то стала:

Классы Варианты ответов

1. 2. Немного лучше 3. Осталось такой 4. Немного хуже 5. Гораздо хуже 6. Затрудняюсь ответить

Гораздо же лучше

11кл 11 15 7 4 4 2

1шк 9кл 6 14 1 1 0 0

11кл 10 9 1 0 0 0

2шк 9кл 6 5 3 0 0 3

11кл 1 6 4 3 1 0

3шк 9кл 7 8 3 2 0 2

11кл 4 8 6 0 1 0

4шк 11кл 6 11 2 0 0 0

5шк 9кл 7 8 3 2 0 3

11кл 6 10 7 1 0 0

колледж 5 8 5 0 0 0

всего 75-23% 116-36% 101-31% 14-4% 7-2% 13-4%

59% учащихся 9,11 классов отмечают, что их жизнь стала гораздо лучше и немного лучше. Осталась такой же соответственно у 31%. Немного и гораздо хуже отметили 6% выпускников.

Выводы по 1 и 2 вопросу:

У более половины выпускников 9-х классов и 11-х классов (59%) жизнь улучшилась. Ухудшение жизни вероятно связано с новыми задачами, связанными с поступлением в профильную школу и в вузы; новыми классными коллективами, необходимостью утверждаться. Более детальные комментарии требуют дополнительного исследования.

3. Как бы Вы оценили свою новую ситуацию?

Классы Варианты ответов

1. У меня 2. Есть 3. Жить трудно, но можно 4. Жить просто не 5. Затрудняюсь 6. Другое (укажите)

в жизни определенные терпеть возможно ответить все хорошотрудности, но они преодолимы

5шк 9кл 9 9 3 0 1

всего 64-22% 166-58% 36-13% 10-4% 9-3% 0

80% отметили, что в их жизни все хорошо или есть трудности, но они вполне преодолимы. 13% учащихся 9-х ,11-х классов отметили, что жить трудно, но терпеть можно. И, соответственно 4% сказали, что жить просто не возможно.

Выводы:

Большинство выпускников научились преодолевать трудности, выработали свою стратегию изменения ситуации в свою пользу. Беспокоит, что 13% учащихся 9-х классов и 11-х классов только лишь терпят трудности, но не пытаются изменить что-либо. А ситуацию с десятью учащимся 9-го класса и учащимися 11 класса необходимо исследовать дополнительно. Возможно, это связано с тревогами по поводу будущего поступления, либо с неудовлетворенностью обучения в профильном классе.

4. Какие проблемы молодежи требуют, по вашему мнению, первоочередного решения? Расположите ответы в порядке степеЃщего? (укажите не более 3-х вариантов ответа)

Классы Варианты ответов

Обучаться специальности, позволяющей работать, где угодно

Да Нет Отчасти

6шк 9кл 9 15 6

11кл 12 16 2

1шк 9кл 2 2 2

11кл 7 2 10

2шк 9кл 3 3 5

11кл 4 1 10

3шк 9кл 5 1 4

11кл 5 2 11

4шк 11кл 7 2 9

5шк 9кл 9 0 12

11кл 17 1 12

колледж 3 5 11

всего 83-37% 50-22% 94-41%

Испытывают беспокойство перед будущем 37% девятиклассников и учащихся 11-х классов. Не испытывают 22% и испытывают его отчасти 41%.

36-55. Какие из перечисленных ниже профессиональных занятий Вы считаете самым уважаемым? «1» - самый низкий, «5» - самый высокий уровень развития. Дайте один ответ в каждой строке

Профессиональные занятия выпускники считают самыми уважаемыми:

• юрист,

• профессор,

• милиционер,

• менеджер,

• министр,

• программист;

• врач.

Самый низкий рейтинг показали следующие занятия:

• продавец в коммерческой палатке

• тракторист

• криминальный авторитет

Основные выводы по результатам социологического опроса

На основании выше проведенного исследования и анализа анкет удалось выявить взгляды выпускников 9-х и 11-х классов на развитие системы образования г. Лангепаса и обозначить, какие проблемы существуют в сложившейся системе школьного образования, которые, так или иначе, касаются как гимназии, так и в целом системы городского образования.

В ходе проведенного исследования удалось выявить следующие позиции: проблемы требующие, с точки зрения выпускников, первоочередного решения (вопросы анкеты №1-5):

• ухудшение жизни старшеклассников (но здесь необходимо проведение дополнительное исследование для прояснения, что ухудшилось и каковы причины этого),

• внутренняя дискомфортное состояние, которое требует работы с психологом,

• низкий материальный уровень жизни,

• возможность получить современное образование,

• борьба с преступностью,

Хотя выявилась такая проблема, что наших выпускников совершенно не волнует проблема обеспечения экологического состояния.

В личном плане выпускники выделяют следующие проблемы:

• получение современного образования,

• потребность любить и быть любимым;

• нехватку денег,

• покупку тех или иных вещей.

В качестве тревожных ноток необходимо выделить наличие у нескольких выпускников проблем насилия и сексуального характера, отношений с родителями.

Большинство учащихся уже разработало свои стратегии по решению жизненных проблем (вопросы анкеты №6)

Какую поддержку и в какой форме хотят получить выпускники для решения свих жизненных проблем:

• создание условий для получения хорошего образования;

• не создавать помех,

• обеспечение всем необходимым;

• оказание моральной поддержки.

Полученные данные нуждаются в дополнительном исследовании, т. к. не совсем понятно – какие условия необходимы и в чем помехи. Тревожит то, что небольшое количество выпускников собрались решать проблемы самостоятельно.

Какие приоритетные жизненные цели выделяют выпускники 9 и 11 классов гимназии №6:

• семейное счастье и карьера заняли первую позицию;

• стать квалифицированным специалистом и возможность реализовать свои способности заняли соответственно третью и четвертую,

Интересен тот факт, что к славе и к власти стремятся совсем небольшое количество наших выпускников.

Что для сегодняшнего выпускника 9 и 11 классов гимназии современное образование:

• возможность добиться успеха в жизни,

• интересная общественная жизнь,

• способ самореализоваться.

Для выпускников «жизненный успех» - это (вопросы анкеты №25):

• жизненный комфорт,

• хорошая семья;

• уважение окружающих;

• финансовое благополучие.

Школьное образования в городе Лангепасе в оценке выпускников:

• большинство выпускников оценивают уровень как удовлетворительный и в основном удовлетворительное.

Приоритетные направления модернизации образования, предлагаемые выпускниками:

• выделять личную форму на физическую культуру;

• отменить ЕГЭ;

• изменить учебники по истории;

• сделать акцент на историю и русский язык;

• повысил зарплату;

• все для молодежи;

• квалифицированные учителя;

• не стоит рано думать о будущей профессии;

• бесплатное обучение;

• специальные школы с углубленным изучением предметов;

• смена учителей.

Отношение к проводимым мерам в области образования – более половины выпускников поддерживают направления государственной политики в области образования (данные вопроса 33):

• введение платных услуг,

• введение ГИФО;

• введение бесплатного обучения в вузах.

Выпускники отмечают, чтобы быть уверенным в стабильности своего будущего необходимо:

• получить высшее образование (и желательно не одно),

• знать иностранный язык;

• получить универсальную специальность.

Испытывают беспокойство перед будущем только пятая часть выпускников - что вероятно свидетельствует, что образование, полученное выпускниками дает определенную уверенность в будущем;

Профессиональные занятия выпускники считают самыми уважаемыми:

• юрист,

• профессор,

• милиционер,

• менеджер,

• министр,

• программист;

• врач.

Самый низкий рейтинг показали следующие занятия:

• продавец в коммерческой палатке

• тракторист

• криминальный авторитет.

Проблемы образования, выявленные в процессе работы:

• обеспокоенность выпускников проблемой получения современного качественного образования;

• отсутствие возможности получения дополнительного образования на курсах при вузе, а также консультаций профессоров при проведении исследований, прохождения практики в рамках ППП и ПО при вузе;

• материальные проблемы семей определенной части выпускников, как фактор, затрудняющий получение качественного образования;

• пассивное отношение части выпускников к выбору профессиональной деятельности;

• обеспокоенность выпускников по поводу продолжения дальнейшего образования,

• неудовлетворенность обучением в профильном классе;

• отсутствие возможности заработать деньги для личных расходов;

• отсутствие благоприятных условий для реализации личных инициатив, что вероятно и сказывается на появлении следующей проблемы – нежелании самостоятельно решать проблемы;

• только четверть учащихся отметили, что получили высокий уровень образования;

• только небольшая группа учащихся отметила демократизм отношений;

• только половиной выпускников движет осознанная необходимость получения образования для самоутверждения в жизни;

• потребность некоторых выпускников нашего города в более внимательном сопровождении со стороны родителей, классного руководителя, психолога.

Таким образом, мы считаем что нам в ходе проведенного исследования удалось выявить отношение выпускников 9-х и 11 классов к тому образованию, которое они получают в рамках города Лангепаса. Многие выявленные положения требуют дополнительных комментариев и вероятно это будет темой для нашей дальнейшей работы.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)