Отношение учащихся к особо охраняемым природным территориям
Тема: Отношение учащихся к особо охраняемым природным территориям
Кластерный участок Монгун-Тайга Республика Тыва
Актуальность: С каждым днем возрастает давление человека на природу и все меньше остается земли, где не подвергаются разрушающему воздействию человека животные и растения. Природа нашей планеты изменяется, исчезают с лица Земли многие виды животных и растений. Человек задумался о природе и стал создавать территории для ее охраны. Увеличивается значение заповедных территорий и территорий с ограниченным природопользованием, где сохраняются естественные, неизмененные и малоизмененные человеком природные системы, которые служат природными лабораториями, позволяющими изучать естественные природные системы, сохранять исчезающие многочисленные виды растений и животных. Во всем мире создание особо охраняемых природных территорий является традиционной и весьма эффективной формой природоохранной деятельности. Такие территории, полностью или частично изъятые из хозяйственного использования, имеют исключительное значение для сохранения биологического и ландшафтного разнообразия как основы биосферы. В этом плане государственные природные заповедники – наиболее значимые для этих целей природные комплексы. Пришла пора воспитывать детей не в вековой потребительской традиции «природонакопительства», а в совершенно ином, гармоничном сосуществовании с природой, в психологической готовности оберегать наши общие природные ценности везде, всегда. Это и составляет основу экологического воспитания, направленного на формирование ответственного отношения к окружающей природной среде. Экологическое образование – это не часть образования, а новый смысл и цель современного образовательного процесса – уникального средства сохранения и развития человечества и продолжение человеческой цивилизации
Цель: получить новые знания о заповедных территориях нашей республики. Познакомиться с экологическим воспитанием учащихся на территории Монгун-Тайгинского кожууна.
1. Изучить актуальность темы по различным источникам, используя методику самостоятельного поиска необходимой информации: библиотек, справочников;
2. Составить анкету для учащихся на понимание основных экологических проблем и понятий.
3. Провести анкетирование учащихся на территории Монгун-Тайгинского кожууна.
4. Выявить проблему с помощью социологического опроса и анкетирования школьников;
5. Проанализировать анкеты и сделать вывод анкетирования оформить в виде диаграмм;
Время проведения исследований с 11 по 25 июля 2007 года.
При проведении исследования нами использовался ряд взаимодополняющих методов, знакомство с литературными источниками и социологические исследования;
- социологический опрос;
- анкетирование школьников
- анализ результатов анкетирования
- наглядное оформление полученных результатов - диаграммы
Республика Тыва является составной частью Алтая-Саянского экорегиона, который входит в список, определенный Всемирным Фондом дикой природы (WWF), девственных и малоизмененных экорегионов мира, в которых сосредоточено более 90% биоразнообразия планеты. Разнообразие фауны и флоры Тувы уникальны для умеренных широт.
Международный Биосферный заповедник Убсунурская котловина Одно из уникальных мест в Центральной Азии – Убсунурская котловина. Замкнутая горами с большим соленым озером Убсу-Нур – это удивительное собрание природных систем, представляющих почти все природные зоны земли, что делает ее своего рода моделью мира – «маленькой биосферой», живущей по всем законам, что и большая биосфера планеты. В Убсунурской котловине уже в глубокой древности утвердился характерный для Центральной Азии и сохранившийся до наших дней «биосферный уклад жизни», основанный на пастбищном скотоводстве. Тысячелетиями по степи бродили отары овец, и к небу поднимался дым очагов мирных кочевий. В иные времена степь гудела под копытами воинственных орд и тучи стрел затмевали солнце. Эта земля была великим движением народов: скифы, тюрки, монголы – все оставили здесь память о себе. И поэтому древние могильники, курганы и памятные камни стали непременным элементом пейзажа котловины.
Именно это уникальное сочетание богатейшего разнообразия ландшафтов и бесчисленных (в значительной своей части еще неизученных) археологических объектов позволяет рассматривать Убсунурскую котловину как ценнейший памятник природы, равно как и выдающийся памятник историко-культурного значения.
Международный кластерный биосферный заповедник, основанный в 1984 году, в 2003 году включен в число ПАМЯТНИКОВ ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.
Климатические условия Убсунурской котловины определяются ее географическим положением в центре огромного материка – Центральной Азии. В течение года здесь преобладают континентальные воздушные массы. Для котловины характерны: резкие, наибольшие на Земле, контрасты годовых и суточных температур; малое количество осадков с ярко выраженным летним максимумом; устойчивая и продолжительная зима с сильными морозами и без оттепелей; жаркое лето. Заповедник имеет девять кластеров, пять из которых расположены на территории России – в республике Тыва.
Кластерный участок Монгун – Тайга» находится на самой высокой точке (3970 метров над уровнем моря), включает ледниковую часть массива Монгун-Тайга. Охранная зона расположена вокруг заповедного участка, охватывая верховья рек Балыктыг, Мугур, Моген-Бурен. Здесь преобладают высокогорные ландшафты, снежники, тундровая и таежная растительность. Ближайший населенный пункт - поселок Мугур-Аксы.
Особенности Монгун–Тайги проявляются в характере распределения растительности, где высокогорные ценозы пространственно и функционально тесно связаны с ниже расположенными поясами.
Высокогорный тундрово-луговой пояс характерен наличием редких видов растений: первоцвет снежный, купальница азиатская, лапчатка холодная, остролодочник иглистый. В этом районе находятся очень редкие и малоизученные виды животных и птиц, нуждающихся в охране животные: снежный барс, алтайский горный баран, кот манул, красный волк, кабарга, тарбаган, сибирский горный козел.
Встречаются редкие виды птиц: горный гусь, мохноногий курганник, могильник, беркут, орлан-долгохвост, бородач, черный гриф, белоголовый сип, сапсан.
Подходы исследования
Организация опроса.
Для проведения опроса предварительно составлена анкета для учащихся
Культурологический подход позволяет, рассмотреть феномен культуры, в котором отражены национально-культурные ценности и традиции тувинского народа по отношению к природе родного края
При выходе на точку опроса каждый участник должен иметь при себе: автоматическую ручку, необходимый запас бланков анкеты;
Респонденты для опроса отбираются самостоятельно.
Проведение опроса. Допускается три вида опроса, а именно:
Опрос в общественных местах или на улице (уличный опрос);
Поквартирный опрос;
Способ заполнения анкеты определяется интервьюером исходя из видимых коммуникативных качеств респондента.
Предпочтительным способом является формализованное интервью, когда участник опроса вслух зачитывает респонденту вопросы и варианты ответов, заполняя бланк анкеты самостоятельно. В этом случае необходимо в обязательном порядке знакомить респондента с целями и задачами опроса, указанными на стр. 2 анкеты перед началом опроса, а по завершении высказывает ему благодарность за участие в исследовании. Вопросы и варианты ответов зачитываются респонденту внятно и по необходимости повторяются. В случае неясности для респондента содержания вопроса интервьюер дает ему необходимые разъяснения. Любого рода наводящие вопросы и подсказки респонденту недопустимы.
В исключительных случаях, в целях экономии времени, при поквартирном опросе и опросе допускается самостоятельное заполнение респондентами анкет. При самостоятельном заполнении респондентами анкет не допускается групповой опрос, когда несколько респондентов в одном месте одновременно заполняют анкету.
По завершении опроса, участник заполняет титульную страницу бланка анкеты, где указывает:
– название ООПТ, на территории которой проведен опрос;
– название населенного пункта, в котором был произведен опрос;
– место проведения опроса (уличный, поквартирный или опрос по месту работы);
– способ заполнения анкеты (интервью или самозаполнение);
– время проведения опроса;
– свою фамилию и инициалы.
Любые формы дистанционного опроса (например, телефонный опрос и т. д. ) не предусмотрены.
Одним из методов исследования, который подтверждает валидность(точность ) мы считаем использование одной из форм социологического опроса - это интервьюирование и анкетирование. В ходе нашего исследования мы задавали вопросы по анкете и проводили самозаполнение анкеты.
Результаты работы:
Нами было опрошено 60 школьников 6 - 11 классов Монгун-Тайгинского кожууна. Поселок Мугур-Аксы – 20 учащихся, Кызыл-Хаая – 15 учащихся и 25 учащихся из детских оздоровительных лагерей на озере Ак-Холь.
Методика обработки анкет: Мы пишем вопрос, а варианты ответов распределяем под буквами а, б, в, г - отмечаем вариант ответа, после чего подсчитываем результаты.
Результаты переводим в процентное соотношение и по результатам строим диаграммы. (приложение 1 - 10)
Вопрос. Как давно вы проживаете в кластерном участке Монгун-Тайга Биосферного заповедника Убсунурская котловина?
75% процентов учащихся родились и живут там с рождения и только 25% приехали с родителями, которые получили здесь место работы.
Вопрос. Сколько кластеров в Биосферном заповеднике Убсунурская котловина?
75% учащихся ответили правильно.
Из каких источников вы узнали о Биосферном заповеднике Убсунурская котловина?
50% детей узнали в школе, 20% - по радио, 20% - по телевизору.
Какое животное является эмблемой Алтае-Саянского экорегиона?
60% учащихся – знают, что это снежный барс, 10% считают, что это аргали.
Знаете ли вы, какое животное является эмблемой Всемирного фонда дикой природы?
Около 80% учащихся ответили правильно – панда.
Что, по вашему мнению, в первую очередь дает природа человеку?
Чуть более 50% ответили – возможность полноценного отдыха, 30% - средства выживания, около 15% - духовное обогащение.
Вопрос. По вашему мнению, нуждается ли природа вашего края в особой защите?
75% учащихся ответили – да, здесь уникальная природа, 10% - защищать природу необходимо, 10% - затруднились ответить. Ни один ученик не ответил, что здесь нечего охранять.
Вывод: Результаты обработки анкет показывают, что источником информации для учащихся является школа. Школа должна стать стартовой площадкой по экологическому воспитанию, которое должно быть непрерывным. Незнание человеком закономерностей, существующих в природе, приводит, к не поправимым последствиям. Своими работами по исследованию окружающей среды мы хотим привлечь внимание всех жителей нашей республики к проблемам экологии и проблемам чистоты вокруг нас. Отрицательное влияние на природное окружение не может оставаться для людей незамеченным. И все вокруг должны принимать участие по сохранению родной природы. Трудно представить, что вдруг мы когда-то попадем в безмолвное царство, где не будет щебета птиц, пропадут все звуки и наступит абсолютная тишина, исчезнут красивые цветы, красивые бабочки, и тогда в душе человека появится страх, и чтобы такой страх не появился всем необходимо помнить правило, которое приводит Антуан Де Сент-Экзюпери В своем произведении «Маленький принц» «Есть такое твердое правило: встал по утру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету».
“Земля – наш Дом и дом всех живых существ” из Декларации Земли.
Чтобы сохранить наш Дом государствами принимаются различные природоохранные законы, программы, направленные на улучшение окружающей среды. Различные организации занимаются вопросами охраны природы.
“Гринпис” – партия зеленых, независимая общественная международная организация, основанная в 1971г. с целью предотвращения деградации окружающей среды.
ООН разрабатывает программы по охране окружающей среды (программа “ЮНЕП”)
Активно участвуют в природоохранной деятельности Международный союз охраны природы и Международный географический союз.
WWF – всемирный фонд дикой природы, занимается реализацией экологических программ и влияет на природоохранную политику государства.
Но никакие организации не смогут сохранить Природу, если каждый человек не будет беречь ее. Необходимо комплексное всестороннее внедрение в систему школьного образования информационных технологий по экологическому воспитанию учащихся.
Комментарии