Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Оздоровление подростковой среды микросоциума

Сегодня в сознании педагогической и родительской общественности произошел перелом: все поняли, что только смещение приоритетов в сторону воспитания подрастающего поколения способно преодолеть многие негативные тенденции, осложняющие жизнь общества. В настоящее время органы законодательной и исполнительной власти всех уровней стали уделять больше внимания вопросам воспитания гражданского становления детей и молодежи, сохранения и развития уникальной системы дополнительного образования детей.

Однако общеизвестно и то, что в молодежной среде процветает бездуховность, социальная апатия, пьянство, наркомания, возникают деструктивные молодёжные объединения. Поэтому так необходима непрерывная работа с детьми и подростками, нуждающимися в педагогическом контроле, как со стороны взрослых, так и со стороны старшеклассников. Она особенно необходима во внеурочное время.

Внеурочная деятельность должна быть насыщенной, полной событий и встреч. Надо использовать все возможности для интересного и полезного общения ребят со взрослыми, старшеклассниками и между собой. Досуг, игры должны не оглуплять подростков, делая их сознание примитивным, а побуждать к приобретению новых знаний, серьезным размышлениям.

Политику воспитывающей кампании определяют педагогические и ученические кадры, поэтому развитие школьного самоуправления – это одна из главных задач администрации школы. Лицей №14 имеет определенный опыт организации работы с детьми «группы риска», на основе которого мы создали представленный ниже проект.

Целями статьи является оздоровление подростковой среды микросоциума, формирование и успешное функционирование новой перспективной линии ученического самоуправления.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

• Профилактика правонарушений среди детей «группы риска»;

• Формирование у подростков бережного отношения к школьному имуществу;

• Гражданско-патриотическое воспитание;

• Формирование у учащихся потребности в здоровом образе жизни;

• Развитие и укрепление связей школы, семьи, общественности, учреждений дополнительного образования детей, культуры, здравоохранения в организации занятости детей и подростков.

Участники

• Школьный совет старшеклассников;

• Педагогический коллектив лицея;

• Социально-психологическая служба лицея;

• Совет территориального общественного самоуправления микрорайона;

• Управление внутренних дел и совет ветеранов УВД

• Совет ветеранов ВОВ микрорайона

• Учащиеся 1-11 классов

Этапы реализации

Дата Действие Ответственный

Сентябрь Издание приказа о возобновлении деятельности МФООП «Форпост» Директор лицея

Изучение банка данных об учащихся «группы риска» Министр «Форпоста»

Закрепление членов ШСС за «трудными» учащимися Министр «Форпоста»

Рекламная акция «Даешь дополнительное образование!» Министерство массовой информации ШСС

Октябрь Акция «Милосердие» (сбор вещей и канцтоваров для нуждающихся детей) Министерство соцзащиты ШСС, педагог-организатор

День самоуправления Правительство ШСС, ЗДВР

Трудовой десант (организация уборки школьной территории) Мин. экономики ШСС, зам. дир. по АХЧ

Ноябрь Организация и проведение мероприятий в рамках месячника профилактики правонарушений, ШСС, юрисконсульт, курения, алкоголизма, наркомании зам. директора по ВР, Совет ветеранов

Декабрь Организация и проведение новогодних конкурсов и праздников Мин. культуры ШСС, зам. директора по ВР

Январь Ток-шоу «ЧАС ПИК для спортсменов» ШСС, пед. -организатор

Февраль Подготовка классов (1-11) к смотру-конкурсу строя и песни ШСС, преподаватели ОБЖ и физкультуры

Организация встреч с ветеранами ВОВ, УВД, выпускниками лицея - курсантами «Форпост», зам. директора по ВР

Март Открытие и проведение школы КВН для подготовки к фестивалю классных команд Шк. сборная КВН, педагог-организатор

Апрель Подготовка к празднованию Дня Победы в ВОВ ШСС, СТОС, шефы

Организация пункта обмена учебников ШСС, соц. педагог

Май Помощь в проведении Дня защиты детей ШСС, препод. ОБЖ

Рекламная кампания «Учеником быть хорошо, а лицеистом – лучше!!!» Правительство ШСС

Помощь в трудоустройстве подростков 14-летнего возраста через ЦТиЗ Правительство ШСС, зам. директора по ВР

Подведение итогов реализации проекта за учебный год Министр «Форпост» ШСС, ЗДВР

Ежеднев-но Контроль за посещаемостью занятий учащимися «группы риска» Закрепленные члены «Форпоста», кл. рук.

Охрана общественного порядка в лицее, индивидуальная работа с нарушителями «Форпост», командир лицея

Ежене-дельно Контроль за успеваемостью «трудных» учащихся «Форпост», классные руководители

2 раза в месяц Подготовка и проведение организационных и тематических общешкольных линеек Правительство ШСС, зам. директора по ВР

В течение года Проведение праздников, посвященных знаменательным датам, общелицейских мероприятий ШСС, зам. директора по ВР

Освещение работы по реализации Проекта в школьном пресс-центре, средствах массовой ШСС, информации зам. директора по ВР

5. Ожидаемый результат (видение).

Повышение сознательности детей «группы риска», уменьшение количества правонарушений и, как следствие, сокращение численности учащихся, состоящих на внутрилицейском учете, отсутствие учащихся, состоящих на учете комиссии ПДН.

На правах рекламы

«Форпост» – это звучит круто!!!

( из выступления президента ШСС Галялиева Ильдара на I Слёте отрядов профилактики правонарушений школ Нижнекамского муниципального района)

Давно признано, что социальное преуспевание человека, во многом зависит от уверенности в себе. А уверенность эта формируется ещё с детства, и зависит она не только от человека, но и от его ближайшего окружения. Семьи, конечно же, и куда деваться, школы. В школе мы впервые задумываемся над жизнью, и школьный коллектив становится для нас, по сути, первым коллективом, где мы осваиваем свои первые социальные роли.

Любому обществу нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные и грамотные люди, которые готовы учиться и работать на его благо, а в случае необходимости встать на его защиту. И в этом плане милицейские классы – рабочая площадка, где успешно решаются образовательные и воспитательные задачи по гражданско-правовому обучению старшеклассников, их ориентации на законопослушное поведение, работу и службу (после специального обучения) в системе МВД России. «Форпост» как структурное подразделение школьного Совета старшеклассников существует в лицее с 2004 года, и его состав год от года увеличивается по причине популярности и грамотного руководства в лице директора лицея Калимуллиной Салимы Саитовны, заместителя директора по ВР Пустоплесновой Ольги Олеговны, майора милиции Габдуллина Ильфака Нуримановича.

А начиналось всё с них - выпускников 2004 года, а в то время ещё учеников 11л класса. Знакомьтесь!

Агенты первого состава отряда «Форпост»:

Фёдоров Александр,

Землянов Борис,

Баширов Газиз.

Круто они тогда «завернули»!

Сейчас работа «Форпоста» ведётся при тесном взаимо-действии с социальным педагогом Шишковой Татьяной Николаевной в рамках реализации проекта «Подросток», ставшего в 2005 году победителем республиканского конкурса «Я – гражданин России».

Во время уроков мы, конечно, учимся! А вот после них и на переменах

Проблемы в любой школе, в принципе, одни и те же. Трудные подростки существовали всегда и вряд ли скоро исчезнут. Наша основная задача – не допустить, чтобы ребёнок стал трудным, поэтому упор в своей работе делаем на профилактику. И чем раньше мы её начинаем, тем лучше! Начальные классы знают нас в лицо и даже побаиваются! Что ж – это тоже неплохо. На сорванцов только это и действует! Такие шустрые попадаются! Про старших и говорить нечего!

Вторая наша задача – предложить альтернативу! С организацией досуга в лицее всё в порядке! На выбор – конкурсы, соревнования, дискотеки!

Но для нас это, прежде всего, ещё и ответственная работа!

Как говорится, кому – дискотека, а кому – боевое дежурство!

Зато как приятно осознавать чувство собственной значимости! И доказывать свою состоятельность в качестве организаторов и участников конкурсов на городском и республиканском уровне. А для этого надо быть всегда в форме!

Наш девиз

«Витать не время в облаках! Держи судьбу в своих руках!»

В формате сотрудничества

В наше неспокойное время охрана нужна везде, ведь далеко не у всех людей на уме только добрые мысли.

Другой вопрос уже в том, какой должна быть эта охрана!

В школе люди не такие, как, к примеру, на производстве: контингент здесь более наблюдательный, поэтому осуществление охраны «дедовскими» методами малоэффективно – подростки, со свойственным им максимализмом на глазах у взрослых изо всех сил пытаются доказать сверстникам, чего они стоят. В итоге – ни воспитания, ни дисциплины!

Действовать «в стиле секретных агентов» тоже нельзя, внимательный школьный народ сразу вычислит «шпиона», и тогда мера возымеет противоположный результат.

Но, как говорится: «Клин клином вышибают»! Иными словами: детей могут урезонить только дети. Поэтому в нашей школе и было создано молодёжное объединение по охране общественного порядка «Форпост» при полной поддержке Нижнекамского УВД, для которого кадровый вопрос всегда стоит на первом месте, тем более, если речь идёт о потенциальных будущих кадрах.

Несмотря на то, что в нашу «школьную милицию» входят обычные школьники, выглядит объединение довольно внушительно. Все форпостовцы находятся в хорошей физической форме; благодаря занятиям по огневой подготовке и боевым приёмам борьбы они приобретают высокий авторитет, а их организация - привлекательность и даже крутость.

В добавление к этому все сотрудники «Форпоста» владеют основами права, криминалистики и знают содержание основных документов – Конституции РФ, Уголовного и Гражданского кодексов РФ, Кодекса об административных правонарушениях, Декларации прав человека, Конвенции о правах ребёнка, а также школьных документов, регламентирующих их работу. Кроме того, они постоянно в курсе событий, освещаемых на страницах городской и республиканской прессы.

Владея таким набором знаний и умений, наши ребята по праву могут считаться профессионалами, и не зря! На их счету уже есть несколько раскрытых «дел», найденных сотовых телефонов, десятки взявшихся за ум подростков, несколько рейдов и регулярное «боевое» дежурство.

В списке обязанностей «блюстителей порядка» рейды занимают особое место, ведь именно в ходе рейдов находятся пропавшие или забытые телефоны, игральные карты, петарды, которыми собирались развлекаться на территории школы, спички, сигареты, жвачки, зажигалки и даже сувенирные ножики

В общем, всё то, что взрывается, колет, режет, царапает, тянется, пачкает школу и никоим образом не может понадобиться школьнику во время учебного процесса, но зато причиняет массу неудобств учащимся, дежурным, учителям и администрации. Коллекция «вещдоков» из года в год пополняется и служит своеобразным «наглядным пособием» для возмутителей школьного порядка.

После таких рейдов, как правило, наступает время для традиционной разъяснительной работы, основной принцип которой «повторенье – мать ученья». Казалось бы, все с детства знают правила поведения в общественных местах, знают и о Единых требованиях, предъявляемых к учащимся лицея, но, к великому сожалению, не для всех «знать» - значит «выполнять». Особенно часто попадаются на этом ученики 5-6 классов, почувствовав себя взрослыми.

Вот и приходится «форпостовцам» начинать с самых «азов» и с самых маленьких учеников: профилактические беседы в начальных классах – дело обычное и необходимое. Строгих взрослых ребят в форме с фирменными бейджами там знают в лицо, всегда с интересом и вниманием слушают.

Но самое главное в работе «Форпоста» - это, конечно, индивидуальная работа с учащимися. В командирской милицейского блока их побывало немало. И каждый из них оставил свой «автограф» в журнале штрафников.

Делая упор на профилактику, плотно работая в контакте с классными руководителями, командиром милицейских классов, заместителем директора по ВР, социальным педагогом, спортивными тренерами, «форпостовцы» берут под контроль ребят, требующих особого внимания. Как известно, любой проступок легче предупредить, не дожидаясь печальных последствий.

Кстати, в свете того, что у нас функционируют милицейские классы, подобная работа является ещё и своего рода практикой для тех, кто собирается в дальнейшем делать карьеру в органах внутренних дел. Ведь у нас всё по настоящему – пришествие, заявление, расследование, задержание, собеседование и далее по всем правилам, включая обязательное освещение событий в школьном пресс-центре, городских и республиканских газетах.

Действенность «Форпоста» доказана временем, доверием администрации и учителей: президент ШСС и руководитель отряда «Форпост» по приказу директора входят в состав школьной комиссии по профилактике правонарушений.

Вся проводимая работа полностью одобрена и встречает всестороннюю поддержку со стороны руководства Нижнекамского УВД.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)