Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Подвиг народа на киноэкране

Великая Отечественная война. Война, унесшая миллионы жизней. Все дальше и дальше отодвигаются в прошлое трагические события.

Но в книгах, скульптурах, картинах, фильмах, стихах остается то, что пережито. Жива людская память.

Совсем недавно я смотрела новый художественный фильм «Свои». Фильм о войне. Где СВОИ убивают СВОИХ. О нем и пойдет речь в моем сочинении.

Чуть брезжит рассвет. Петляет по полю проселочная дорога. Трава, зеленая, мягкая. Темной полосой на горизонте выделяется лес. Сизая дымка стелется но – над лугом. Дым или туман? Военный. На мотоцикле. Лучи фар скользят по колее, выхватывая время от времени зеленые островки травы на обочине. И музыка. Как туго натянутая струна. Крупным планом – руки солдата, передергивающие затвор винтовки. Петляет проселочная дорога Машина у края, группы людей с узлами, котомками. Пулемет на обочине, еще курится еле заметный дымок. Рядом убитый солдат. Музыка. Звенящая. Ранимая. Сжимается сердце от какой – то неясной тревоги. И вновь – руки солдата, сжимающие оружие.

Так начинается художественный фильм «Свои» режиссера Дмитрия Месхиева. Фильм, вошедший в пятёрку лучших фильмов 2004 года.

На торжественной церемонии вручения национальной премии «Золотой орел» он был отмечен в номинациях «Лучший сценарий» (автор В. Черных), «Лучшая операторская работа» (оператор С. Мачильский), «Лучшая мужская роль в кино» (актер Сергей Гармаш).

На XXVI Московском Международном кинофестивале фильм «Свои» признан лучшим фильмом года. После его показа 18 международных фестивалей предложили фильму участвовать в их программах.

В фильме снимались талантливые актеры. Сергей Гармаш, Богдан Ступка, Константин Хабенский, Анна Михалкова, Наталья Суркова, Михаил Евламов.

Смотришь фильм, и кажется, что сам вместе с актерами находишься в кадре. Любишь. Переживаешь. Находишь выход из трудной ситуации. Радуешься. В игре актеров нет места фальши.

Сергей Гармаш, сыгравший роль Чекиста Перед зрителем сильный, волевой, часто жестокий, но глубоко чувствующий боль других человек.

Умный, незаслуженно обиженный Советской властью, но не потерявший веру в людей Старик. Исполнителю этой роли Богдану Ступке вручили «Серебряного Георгия» за лучшую мужскую роль на XXVI Московском Международном кинофестивале.

Снайпер Молодой парень, так много переживший за короткий срок.

Нуждающийся в поддержке старших. Но не сломленный трудностями.

Меня покорил своей игрой Константин Хабенский, сыгравший роль Политрука. Мягкий по характеру. Интеллигентный, завораживающий своей внутренней чистотой, незащищенностью.

Фильм нельзя смотреть равнодушно. Кадры отталкивают жестокостью и одновременно притягивают своей правдивостью

Расплющенная гусеницами танка голова солдата.

Кровь, бьющая толчками из перерезанного горла.

Безумный крик: «Не стреляй! Я же свой! Наш!!!»

Мужские лающие рыдания.

Стог сена во дворе. У полицаев в руках длинные, остро заточенные прутья. Ищут беглецов. Насквозь протыкают сено. Верх. Середина. Низ.

Метр за метром. А если в сене человек?! Живьем! За что? За то, что прав?!

Только в самом начале фильма мы видим немецких солдат.

А дальше на экране только СВОИ. Только русские люди. Два враждующих лагеря. По одну сторону – жители деревни Блины, бежавшие из плена солдаты, Старик; по другую – полицаи. Предатели.

Блины Название деревни. Русское. Родное. Покой, тепло и уют несет в себе это слово. Но нет мира среди своих. Как же так может быть? Столько злобы, непонимания, вражды между людьми.

Все смешала война, вывернула наизнанку. Тщательно продуманные детали, отдельные зарисовки помогают понять поступки людей, обнажают самое сокровенное.

Поляна. Пленным раздают варево. Лившиц, отдающий свою порцию предателю. Тому, кто вчера был рядом, а сегодня продаст за ложку баланды.

Презрение, боль, немой укор в глазах Политрука.

Следующий кадр. Убит Митяем полицай. Брызжет фонтаном кровь. Он «забил» ножом предателя. Как свинью. / «Я хорошо забивал. Многие звали»/

На фронте – враги. А тут своего! Ножом! Как страшно насилие над собой! Но выхода нет: если не ты, значит, убьют тебя.

Тяжелораненый Лившиц прикрывает отход товарищей. Глаза его полны боли. Последние секунды жизни. Он это знает. Выстрел – секунда, второй одиночный выстрел – еще секунда, третий – и тишина.

Мелькают кадры фильма.

Жестокость и доброта. Как может в человеке совмещаться добро и зло? Оказывается, может.

Чекист. Властный. Умеющий подчинить себе других. Жестокий. Проницательный. Умный. Полоснул предателя ножом по горлу. На лице спокойствие, а в душе?

Старик Душа его мечется между добром и злом. Как уберечь от смерти любимого сына Митьку? Может убить остальных? Спящих, доверившихся ему? Двоих. Ради Митьки? Не смог! Не смог убить и Чекиста у скирды. Победило добро, а может что – то другое. Ведь недаром он скажет сыну в конце фильма: «Чего стоишь? Иди, сынок, Родину защищать». Не озлобился человек, хотя крепко обидела его Советская власть. / «Ни за что» пострадал. «Сделали кулаком – и в Сибирь»/

Это его, бывшего кулака, жители деревни попросили быть при немцах старостой /»Пошел старостой – люди упросили»/. Доверяют Старику. Все знают, что в сарае у него прячутся русские солдаты, и молчат.

Молчат, хотя высока плата за молчание. Взяты в заложники люди. Что будет дальше – неизвестно.

На всем протяжении фильма многие события разворачиваются на лоне природы. Природа и человек. Совершенство, красота. Нет вроде ничего необычного. Обыкновенный русский пейзаж: поля, перелески, узенькая тропка, тихая речка. Но в природе все гармонично. А на войне Зло. Кровь. Смерть. Насилие.

И становится понятно главное. Там, где умиротворение, покой, не может быть зла. Оно чуждо всему прекрасному. Не предостерегает ли этот фильм нас от новых жестокостей? Не об очищении ли души человека идет речь?

Идут первые месяцы войны. Не все еще осознали глубину трагедии. И веет пока чем – то мирным от стогов сена, от баньки, стоящей на задах у самой речки, от поленицы дров во дворе.

Мечтает о доме, семья невесты Митяя: «К зиме на сруб напилим. К лету построимся».

А впереди еще долгие месяцы войны. И вернется ли домой солдат?

Что станет с дочерьми Старика. Кто из героев фильма останется в живых?

Впереди много горя, слез, страданий. Но надо жить, надеяться. Стараться поменьше делать ошибок. А в фильме СВОИ убивают своих.

Я считаю, если ты человек, должно быть в тебе святое, чистое начало. Должна быть та черта, переступать за которую нельзя. Иначе ты не будешь иметь права быть с другими рядом. Тебя не поймут и не простят.

Если сможешь простить обиды, как это сделал в фильме Старик, если «кричит» душа, когда лишаешь жизни другого, если чувствуешь родство с людьми, если не можешь обойтись без той земли, что тебя взрастила, ты никогда не станешь – предателем. Значит ты СВОЙ среди СВОИХ.

Написанное мною – малая толика того, что хотелось сказать. Все, увиденное в фильме «Свои», останется в памяти. Это наше прошлое. Его надо знать, чтобы не повторять ошибок, чтобы уметь спросить с себя.

Фильм заставляет думать. Думать о доброте и зле, о прошлом, о красоте жизни. Заставляет думать о том, какие мы сегодня.

Злые? Добрые? Чужие? Свои?

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)