Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Проблемы зрения

Чудный дар природы вечной,

Дар бесценный и святой,

В нем источник бесконечный

Наслажденья красотой.

Солнце, небо, звезд сиянье,

Море в блеске голубом,

Всю природу и созданья

Мы лишь в свете познаем.

Отрывок из оперы <<Иоланта>> П. И. Чайковского.

Взаимодействие организма с внешней средой осуществляется органами чувств, или анализаторами. C помощью них человек не только ощущает внешний мир, на основе ощущений человек обладает особыми социальными формами - сознанием, творчеством, самосознанием. Живое существо не имеет более верного и надежного помощника, чем глаз. Видеть - значит различать врага, друга и окружающее во всех подробностях. Другие органы чувств выполняют то же, но сравнительно грубее и слабее. Наши слова "поживем - увидим" равносильны тому, что видимость - достоверность.

Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружающего нас мира мы получаем через глаза, другие называют даже большую цифру - 90%.

Появление и развитие органа зрения обусловлены многообразием условий окружающей среды и внутренней среды организма. Свет явился раздражителем, который привел к возникновению в животном мире органа зрения. Задачи идеального глаза ясны. От каждой точки предмета должно получиться свое, отдельное ощущение. Важна пространственная правильность передачи, мозг должен получить верные сведения о форме, размерах и расстоянии.

Но как мог возникнуть вспомогательный орган, решающий оптические трудности, какие факторы влияют на зрение, каков уровень зрения среди нынешних подростков, способы его улучшения - все эти и ряд других вопросов я попыталась описать и проанализировать.

Цель работы: изучить проблемы зрения в нашей школе.

Гипотеза: проблема сохранения хорошего зрения актуальна для моей школы.

Задачи:

* Изучить строение глаза, его основные свойства, дефекты зрения, способы коррекции зрения и его профилактики.

* Исследовать свойства моего зрения, дефекты зрения учащихся и учителей моей школы.

* Создать электронную презентацию для кабинета физики <<Дефекты зрения>>, видеофильм <<Как сохранить зрение>> и буклет <<Профилактика зрения>>.

Предмет исследования: глаз, как оптическая система (мои глаза); дефекты зрения учителей и учащихся нашей школы, информация из Интернета, научно - популярная литература.

Методы исследования: социологический опрос, изучение результатов медицинских осмотров учащихся школы и класса, исследование характеристик моего зрения, изучение научно - популярной литературы, Интернет - ресурсов по данной теме.

Выбор темы учебно - исследовательской работы не случаен, т. к. мне очень близка эта проблема. Ежедневно я сталкиваюсь с людьми, которые носят очки, к тому же я одна из них.

В своей работе я использовала информацию из научно - популярной литературы и Интернет - ресурсов. В элементарном учебнике физики под редакцией Г. С. Ландсберга, в книге Л. Эллиота и У. Уилкокса, а также на сайте www. 5ballov. ru [HYPERLINK: http://www. 5ballov. ru] хорошо представлена информация о строении человеческого глаза , его основных функциях и проблемах зрения. На сайтах www. armadaboard. com [HYPERLINK: http://www. armadaboard. com] и www. childvision. ru [HYPERLINK: http://www. childvision. ru] подробно рассказано о профилактике нарушений зрения и восстановлении его остроты.

Строение глаза

Посредством глаза, а не глазом смотреть на мир умеет разум.

У. Блейк

Органом зрения человека являются глаза, которые во многих отношениях представляют собой весьма совершенную оптическую систему. Зрительный процесс обусловлен физическим строением глаза.

В целом глаз человека - это шарообразное тело диаметром около 2,5 см, которое называют глазным яблоком. Непрозрачную и прочную внешнюю оболочку глаза называют склерой, а ее прозрачную и более выпуклую переднюю часть - роговицей. С внутренней стороны склера покрыта сосудистой оболочкой, состоящей из кровеносных сосудов, питающих глаз. Против роговицы сосудистая оболочка переходит в радужную оболочку, неодинаково окрашенную у различных людей, которая отделена от роговицы камерой с прозрачной водянистой массой.

В радужной оболочке имеется круглое отверстие, называемое зрачком, диаметр которого может изменяться. Таким образом, радужная оболочка играет роль диафрагмы, регулирующей доступ света в глаз. При ярком освещении зрачок уменьшается, а при слабом освещении - увеличивается. Внутри глазного яблока за радужной оболочкой расположен хрусталик, который представляет собой двояковыпуклую линзу из прозрачного вещества с показателем преломления около 1,4. Хрусталик окаймляет кольцевая мышца, которая может изменять кривизну его поверхностей, а значит, и его оптическую силу.

Сосудистая оболочка с внутренней стороны глаза покрыта разветвлениями светочувствительного нерва, особенно густыми напротив зрачка. Эти разветвления образуют сетчатую оболочку, на которой получается действительное изображение предметов, создаваемое оптической системой глаза. Пространство между сетчаткой и хрусталиком заполнено прозрачным стекловидным телом, имеющим студенистое строение. Изображение предметов на сетчатке глаза получается перевернутое. Однако деятельность мозга, получающего сигналы от светочувствительного нерва, позволяет нам видеть все предметы в натуральных положениях.

Итак, мы можем назвать глаз сложным оптическим прибором. Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительное, уменьшенное и перевернутое изображение рассматриваемых предметов. Основная задача глаза - "передать" правильное изображение зрительному нерву.

Аккомодация

Аккомодация - способность глаза к получению фокусного изображения за счёт сокращения косых мышц глаз (верхней и нижней) глазного яблока.

В один момент нормальный глаз может дать одинаково чёткое изображение отпечатанного текста или спидометра автомашины, находящийся всего на расстоянии какого - нибудь десятка сантиметров от глаз, а в следующую долю секунды он способен сфокусировать чётко на сетчатой оболочке такой большой удалённый предмет как гора. Не обладай мы такой способностью, было бы очень сложно управлять быстроходными автомобиля и самолётами. Увеличилось бы количество несчастных случаев, которых и так много.

Существует несколько теоретически возможных способов. Допустим, рыба фокусирует свой глаз, изменяя расстояние между линзой и сетчатой оболочкой так же, как и фокусируется фотоаппарат с растяжением. Но фокусировка человеческого глаза достигается не таким способом, хрусталик глаза изменяет свою форму, т. е. с увеличением расстояния предмета, приводящим к уменьшению расстояния изображения, мускулы, соединённые с внешними краями глазного хрусталика, заставляют хрусталик сплющиваться и он становится тоньше. Его фокусное расстояние увеличивается в достаточной степени, изображение резко фокусируется на сетчатой оболочке.

Когда предмет приближается к глазу, чтобы заставить увеличиться расстояние до изображения, хрусталик становится более выпуклым и толстым. Его фокусное расстояние при этом уменьшается так, что расстояние изображения остаётся полным и изображение не сходит с сетчатой оболочки. Процесс называется аккомодацией (приспособление органа какого - либо организма в целом к изменению внешних условий) и дает те же самые результаты, что и фокусировка фотоаппарата.

Так как стенки фотоаппарата поглощают любой попавший луч света, его внутренность зачернена. Внутренность глаза так же окружена тёмной оболочкой, которая поглощает свет. Поверх тёмной имеется твёрдая белая оболочка глаза, сохраняющая форму глазного яблока. Она защищает глаз от повреждений. Глаз во многом совершеннее фотоаппарата, но не во всем. Например, фотоаппарат даёт стационарное изображение предметов во всех подробностях, между тем как изображение в глазу существует только в течение 1/16 сек до появления следующего чёткого изображения. На сетчатой оболочке часто одно изображение может перекрываться и заслонять следующее изображение, отсутствуют некоторые детали. Поэтому два болельщика могут спорить относительно победителя в гонках. Фотоснимки не имеют таких недостатков. При таких обстоятельствах имеют они превосходство перед непосредственным наблюдателем.

Остаточное изображение в глазу вызывает размытие картины спиц вращающегося колеса, а также создаёт видимость светящегося следа за быстродвижущимся в темноте источником света. На самом деле в кино мы видим от 16 до 24 неподвижных картин, чередующихся на экране каждую секунду. После каждой такой картины и перед следующей экран затемняется обтюратором кинопроекционного аппарата, но глаз сохраняет впечатление непрерывного изображения.

Итак, благодаря аккомодации, глаз обеспечивает возможность получения на сетчатке резких изображений предметов, находящихся на различных расстояниях.

Угол зрения

Нетрудно представить себе, что два предмета, имеющие разные размеры, могут дать на сетчатке изображения одной и той же величины. Это бывает в том случае, когда углы между лучами, идущими от краёв предметов к центру хрусталика, равны между собой.

Этот угол называется углом зрения и определяет видимые глазом размеры предметов. Чем больше угол зрения, тем большим виден предмет, и наоборот.

Один и тот же предмет может быть виден глазу под различными углами зрения. Всё зависит от расстояния, на котором он находится от глаза. При уменьшении этого расстояния угол зрения возрастает, а следовательно, возрастает и размер изображения на сетчатке.

Но, как вы уже знаете, в этом случае глаз начинает различать всё больше и больше деталей предмета. Чем же это объясняется?

Объясняется это некоторыми особенностями строения сетчатки. Световые лучи, падающие на сетчатку, раздражают светочувствительные окончания зрительных нервов.

Раздражения от каждой светочувствительной клетки передаются по нервам в мозг и создают образ рассматриваемого предмета. Светочувствительные клетки очень малы - в среднем всего около 0,004 миллиметра в поперечнике - и обладают той особенностью, что все части изображения, попавшие на одну клетку или даже на несколько соседних клеток, воспринимаются мозгам как одно целое, не могут быть отделены одна от другой.

Смотря на две точки, мы видим их раздельно только в том случае, если изображения точек попадают на различные достаточно одна от другой удалённые клетки. Если же угол зрения между точками мал и изображения этих точек воспринимаются группой рядом находящихся клеток, то глаз перестаёт видеть разделяющий точки промежуток и считает их за одну точку.

Исследования показали, что тот наименьший угол зрения, под которым глаз человека ещё может видеть две параллельные чёрточки раздельно, равен примерно 1 минуте.

Под этим углом зрения видны две чёрточки, расположенные одна от другой на расстоянии около одной десятой доли миллиметра и удалённые от глаза на 25 сантиметров, то есть на условное расстояние наилучшего зрения. Для раздельного наблюдения двух точек требуется больший угол зрения, равный приблизительно 2,5 минуты. Под этим углом зрения видны с расстояния 25 сантиметров две точки, удалённые одна от другой приблизительно на 2,5 десятых доли миллиметра.

Подобным же образом, как и при наблюдении двух чёрточек или точек, проявляются описанные свойства сетчатки и при наблюдении различных предметов. Чем меньше изображение предмета на сетчатке, тем меньше клеток участвует в передаче изображения в мозг и тем меньше сведений о строении предмета мы получаем.

Отсюда становится понятно, почему мы плохо видим мелкие и далёкие предметы. И те и другие наш глаз видит под малым углом зрения, и изображение их на сетчатке невелико.

Невелико поэтому и число видимых глазу деталей этих предметов. Каким же образом можно улучшить видимость мелких и удалённых предметов?

Только одним: путём увеличения угла зрения. Но этот путь оказывается непригодным: расстояние до небесных тел мы уменьшить не можем, в целом ряде случаев бывает затруднительно приблизиться и к земным предметам.

Мелкие и находящиеся рядом с нами предметы приближать слишком близко к глазу также нельзя: располагая их к глазу ближе, чем на расстоянии наилучшего зрения, мы будем видеть эти предметы нечёткими, расплывчатыми.

Может быть можно увеличить угол зрения другим способом? Да, можно. Но для этого надо научиться управлять лучами света, изменять нужным образом их направление. Делается это с помощью специальных стёкол - оптических линз.

Итак, угол зрения - это угол под которым виден предмет из оптического центра глаза. Он зависит от расстояния до предмета и его освещенности. Минимальный угол зрения приблизительно составляет 1 минуту.

Бинокулярное зрение

Если мы смотрим на удалённый предмет, то нормально на одинаковых частях сетчатых оболочек глаза будут получаться одинаковые изображения; два изображения сливаются в одно благодаря вмешательству мозга. Это называется бинокулярным зрением.

Если изображения фокусируются на несоответствующих друг другу частях сетчатых оболочек глаза, то мозг неспособен слить эти изображения и в результате может получиться двойное изображение. Изображения не могут слиться также и в том случае, если они заметно асимметричны или одно больше другого. Сначала будет преобладать одно, а затем другое; они будут конкурировать. Если изображения не размыты, то вскоре изображение в одном глазу будет не размыто, то вскоре изображение в одном глазу будет подавлено, так что только одно изображение будет восприниматься мозгом. Фактически один глаз перестаёт функционировать. Если закрыть глаз с преобладающим изображением или если этот глаз перестанет функционировать, то во многих случаях его роль примет второй глаз. В результате оказывается, что такой человек нормально видит только одним глазом, но не отдаёт себе отчёт в этом. Косоглазые люди, если не исправить их недостатка, видят только одним глазом.

Итак, бинокулярное зрение позволяет нам видеть предметы объемными.

Способность оценивать расстояние и видеть вбок

Чтобы иметь успех во многих видах спорта и в других видах деятельности, где требуется большая острота зрения. Нужно уметь оценить расстояние и глубину, ни и в это же время видеть обоими глазами по сторонам.

Например, способность игрока оценить расстояние в баскетболе и футболе подвергается серьёзному испытанию, когда он передаёт мяч спешащему ему на помощь игроку, который находится далеко на другой стороне площадки или поля. Пасующий игрок также должен ясно и чётко видеть под прямым углом в обе стороны для того, чтобы предостеречься от игрока противной команды, подбегающего со стороны и отбирающего мяч.

Такой способностью должен обладать и хороший водитель автомашины. На перекрёстках оживлённых улиц он будет смотреть прямо перед собой, а не глазеть по сторонам. Но в таком положении его головы и глаз он обнаружит движущийся предмет, находящийся справа или слева от него и легко избежит столкновения с машиной, находящийся перед ним. При управлении машиной водитель должен иметь угол зрения 180 или 90 градусов.

Лишённые способности оценивать расстояние, спортсмены, не могут нормально согласовать свои действия с другими игроками. Они не попадают в бейсболе и неудачно попадают мячом в корзину, играя в баскетбол. Точно так же водитель автомашины, который не может хорошо оценивать расстояние и видеть в стороны, часто попадает в неприятные ситуации.

Итак, основная функция зрения состоит в различении яркости, цвета, формы, размеров наблюдаемых объектов. Наряду с другими анализаторами зрение играет большую роль в регуляции положения тела и в определении расстояния до объекта.

Дефекты зрения (дефекты хрусталика)

Если у тебя есть глаза, то это не значит, что у тебя есть зрение.

Би Дорси Орли.

Если вообразить, что недостаток зрения может, например, превратиться в недостаток ног; тогда более 50% людей будут хромать или даже будут, неспособны, ходить без костылей, а некоторые вынуждены будут прибегнуть к коляскам. В современном мире гораздо больше комфорта и удобств, что облегчает значительную часть нашего каждодневного труда, нас освободили от многих жизненных забот, но сильно увеличилась нагрузку на глаза.

Экспериментальные данные показывают, что примерно 95% младенцев рождается без дефектов глаз с нормальным зрением. Однако по результатам таблицы видно, очень малый процент в пожилом возрасте остается с хорошим зрением. На зрение людей возлагается тяжёлая нагрузка. В результате этого мы быстро превращаемся в людей, обязательно носящих очки. Ухудшение зрения людей - одна из самых серьёзных проблем современности. Среди новорожденных только 0,5% имеют дефекты зрения. В школе уже у 20% учащихся имеются нарушения зрения, в ВУЗах и колледжах у 40% студентов существуют эти проблемы. Среди лиц 40 лет этот процент уже равен 60, а в возрасте 95 лет 95% людей страдают понижением остроты зрения.

Перегрузка глаз заключается в том, что мы "используем глаза не по назначению", то есть не в тех целях, для которых они первоначально предназначались. Первобытный человек пользовался своими глазами только для того, чтобы смотреть вдаль при ярком солнечном свете - для охоты, рыбной ловли и для сражений. Когда солнце заходило, обязанности глаз заканчивались. Он не работал целый день с предметами, расположенными вблизи глаз и не ходил потом в панорамное кино, не смотрел телевизионные передачи в течение нескольких часов и не читал книгу далеко за полночь.

Близорукость (миопия)

Близорукий всегда встречает меньше знакомых, зато чаще раскланивается.

Славомир Врублевский

За последние десятилетия число лиц, страдающих близорукостью, значительно возросло. Люди в очках стали неотъемлемой приметой современной жизни: всего в мире очки носят около 1 миллиарда человек. Близорукость присуща в основном молодым. Так, по данным разных авторов, близорукость у школьников колеблется от 2,3 до 16,2% и более. У студентов вузов этот процент ещё выше. И хотя довольно большое значение в развитии миопии имеет наследственный фактор, он далеко не всегда является определяющим.

Близорукость, миопия (от греч. <<мио>> - щуриться и <<опсис>> - взгляд, зрение), - один из недостатков рефракции глаза, в результате чего люди, страдающие им, плохо видят отдалённые предметы. Миопия чаще всего развивается в школьные годы, а также во время учёбы в средних и высших учебных заведениях и связана, главным образом, с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении и плохих гигиенических условиях. С введением информатики в школах и распространением персональных компьютеров положение стало ещё более серьёзным.

Профилактика близорукости.

Морковь, безусловно, очень полезна для глаз. Вы когда-нибудь видели зайца в очках?

Профилактический контроль зрения рекомендуется проводить с раннего возраста, особенно для детей школьного периода жизни. Сейчас разработаны различные методики по профилактике и лечению зрения. Я предлагаю Вам 4 правила профилактики:

1. Почаще давайте глазам отдых. Если у Вас хорошее зрение, вы должен делать перерыв в занятиях через каждые 40 минут. Если уже слабая близорукость - через каждые 30. 10-15 минут отдыха - это не сидение перед телевизором, отдых - это когда вы бегаете, прыгаете, смотрите в окно, делаете гимнастику для глаз. Для гимнастики нужно сделать на уровне глаз фломастером метку диаметром в 3 мм на оконном стекле. Отойти от окна на 30 см и смотреть 5 секунд на метку, 5 секунд вдаль на вид за окном. И так 3-5 минут. Кому прописаны очки, тот делает эту гимнастику в очках. Это тренировка для глазной мышцы. Нарисуйте на большом листе бумаги круг диаметром 50 см. Повесьте круг на стену. Отойдите на удобное расстояние. Ведите взглядом от центральной точки сначала влево, потом вправо по горизонтали, верх до конца, вниз, от нижней точки круговые движения вправо до конца, влево до конца, восьмерку в одну сторону, в другую (в направлении стрелок). Это одно движение. В первый день проделайте это движение 2 раза. Каждый день добавляйте по одному движению. Доведите гимнастику до 6-8 движений подряд. Вертеть головой во время гимнастики нельзя.

Как это ни печально для школьника, но смотреть телевизор он может только в выходные дни, когда у него нет уроков. Пять часов напрягать глаза в школе, да два-три часа дома - это нагрузка, которую не может выдержать растущий глаз. А близорукость особенно быстро развивается от 7 до 9 лет и от 12 до 14 лет - в переходном возрасте.

За компьютером школьник может проводить не больше 15-20 минут в день. Если работу за это время не выполнить, ее надо разбить на части, и через каждые 15 минут делать для глаз перерыв.

2. Книгу или тетрадь держите на расстоянии 40 см от глаз. При таком расстоянии меньше всего деформируется глазное яблоко.

3. Закаляйтесь, занимайтесь спортом. Все виды спорта, где нет травм головы, для глаз хороши (Травмы головы могут ухудшить уже существующую близорукость. ).

4. Питайтесь полезными для глаз продуктами. Творогом, кефиром, отварной рыбой, говядиной и говяжьим языком, индюшкой, крольчатиной, морковкой и капустой. Ешьте чернику, бруснику, клюкву. И обязательно зелень - петрушку, укроп. Для глаз полезны поливитамины с микроэлементами, препараты кальция - кальций с витамином D, с фосфором.

Дальнозоркость

Счастье было так близко, что в упор не разглядел из-за врожденной дальнозоркости.

Юрий Татаркин

Дальнозоркость - особенность рефракции глаза, состоящая в том, что изображения далеких предметов в покое аккомодации фокусируются за сетчаткой.

Для исправления гиперметропии следует уменьшать расстояние изображения для близких предметов. Это требует применения собирательной (положительной) линзы соответствующей оптической силы.

Одной из причин дальнозоркости может быть уменьшенный размер глазного яблока на передне - задней оси. Практически все младенцы - дальнозоркие. Но с возрастом у большинства этот дефект пропадает в связи с ростом глазного яблока.

Причина возрастной (старческой) дальнозоркости (пресбиопии) - уменьшение способности хрусталика изменять кривизну. Этот процесс начинается в возрасте около 25 лет, но лишь к 40-50 годам приводит к снижению зрения при чтении на обычном расстоянии от глаз (25-30 см). Примерно к 65 годам глаз уже практически полностью теряет способность к аккомодации.

Профилактика дальнозоркости.

* РЕЖИМ ОСВЕЩЕНИЯ - зрительные нагрузки только при хорошем освещении, с использованием верхнего света, настольной лампы 60-100 Вт, не использовать лампы дневного света.

* РЕЖИМ ЗРИТЕЛЬНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК - рекомендуется чередовать зрительные напряжения с активным, подвижным отдыхом.

* ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ - через 20-30 минут занятий рекомендуется проводить гимнастику для глаз.

Астигматизм

Обычно поверхность роговой оболочки - несколько выступающей передней части глазного яблока - и поверхность хрусталика являются частями почти идеальной сфер. Однако нередко кривизна одной или обоих этих поверхностей оказывается большей в одной плоскости, чем в какой - либо другой. Этот дефект, в результате которого получается нечёткое зрение, называется астигматизмом.

Астигматизм может причинить головные боли и создавать расплывчатость, в особенности, если читать длительное время подряд. Астигматизм исправляется цилиндрической линзой вместо сферической. Отметьте, в частности, что направление кривизны линзы очков должно совпадать с соответствующей кривизной глазного хрусталика. Следовательно, если астигматическая линза меняет своё положение относительно глаза, необходимо принять меры, чтобы вернуть её на место, так как совершенно необходимо, чтобы соответствующие кривизны совпадали.

Итак, самыми распространенными дефектами зрения являются близорукость, дальнозоркость и астигматизм. Все они создаются повышенной нагрузкой на глаза и условиями, при которых мы работаем. Поэтому соблюдая определенные способы профилактики можно сохранить свое зрение на долгие годы.

Способы коррекции зрения

По статистике, каждый третий человек знаком с проблемой плохого зрения. Близорукость и дальнозоркость - эти понятия стары как мир. И на протяжении всей своей истории люди ищут способы борьбы с ними.

Очки

Для того, что бы носить очки, мало быть умным, надо еще плохо видеть.

В. Дублинский

Очки́ - индивидуальный оптический прибор, крепимая напротив глаз пара пропускающих свет пластин для оптической коррекции зрения, для фильтровки видимого света, для защиты от иных физических воздействий или для украшения.

Просвечивающие пластины у очков называются линзами, а удерживающий их механизм - опра́вой. Линзы бывают минеральные - <<стеклянные>> и полимерные <<пластиковые>>. Оправа обычно покоится на переносице и удерживается на голове ду́жками, закладываемыми за уши, или ремнём, охватывающим голову. Очки с иным креплением оправы имеют особые названия: монокль, лорнет и пенсне. Также обычно не называются очками приборы сложного устройства, например: стёкла противогаза, бинокль, прибор ночного видения, шлем виртуальной реальности.

Очки - это самый простой и распространенный способ коррекции зрения. Они не соприкасаются непосредственно с глазами, а значит, не провоцируют возникновение глазных заболеваний. Очки не требуют постоянного, тщательного ухода. При помощи очков можно изменить свой имидж. Но неправильно подобранные очки часто становятся причинами расстройства нервной системы, головных болей и обморочных состояний. Зрение в очках не совсем естественное: форма и размер предметов могут быть искажены. Они запотевают при изменении температуры, не подходят тем, у кого разница между зрением глаз составляет более 2,0 D.

Контактные линзы

Контактные линзы - это небольшие изготавливаемые из прозрачных материалов линзы, надеваемые непосредственно на глаза для коррекции зрения (т. е. для повышения остроты зрения).

Контактные линзы, по мнению специалистов, носят около 125 миллионов человек в мире. Метод коррекции зрения с помощью контактных линз называется контактной коррекцией зрения.

Почти 50% тех, кто носит контактные линзы, - это молодые люди в возрасте от 18 до 25 лет. А среди тех, кто надевает контактные линзы впервые, доля молодых людей в возрасте до 35 лет почти 90%.

Зрение в контактных линзах более естественное, чем в очках, размер и форма предметов не искажаются. Контактные линзы перемещаются вместе с глазами, поэтому не возникает искажений изображения, как это бывает при ношении очков. Они не ограничивают боковое зрение и подходят тем людям, у которых разница между зрением глаз составляет более 2,0 D. Ношение контактных линз требует регулярных проверок зрения у офтальмолога. Они не заменяют очки полностью. Вам обязательно будут нужны в дополнение к линзам хотя бы одни очки. К тому же контактные линзы каждый день необходимо надевать и снимать, тщательно дезинфицировать. Та же линзы длительного ношения не могут быть рекомендованы большинству людей. По официальным данным одной из компаний-производителей контактных линз, длительное ношение линз становится причиной осложнений и ухудшений зрения у 56% пациентов, постоянно использовавших этот способ коррекции зрения. Рано или поздно происходит отказ от ношения контактных линз, так как снижается качество коррекции зрения.

Лазерная коррекция

Лазерная коррекция - современный вид коррекции зрения при помощи эксимерного лазера. Данная операция позволяет исправить различные нарушения зрения: дальнозоркость (до +4 диоптрий), близорукость (до −15 диоптрий), астигматизм (до +-3 диоптрий). Операция практически безболезненна, выполняется быстро и позволяет вернуть человеку нормальное зрение.

Эффект повышения зрения достигается практически сразу после операции, проводят операцию за считанные секунды, нет болевого синдрома.

Цель лазерной операции - перемещение фокуса изображения на сетчатку. Это только способ снять очки. При лазерных операциях как ни при каких других количество осложнений зависит от опыта хирурга.

Итак, хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. В настоящее время основными способами коррекции являются очки, контактные линзы и лазерная коррекция.

Практическая часть.

Практическая работа№1.

Определение ближней точки аккомодации.

Цель: Определить ближнюю точку аккомодации для моих глаз и сравнить её со среднестатистическим значением.

Оборудование: Прибор для измерения длины световой волны (рис. 1), текст с мелким шрифтом (рис. 2).

На линейке 2 располагается экран 1 с текстом. Экран может перемещаться вдоль линейки, что позволяет изменять расстояние между ним и глазом.

Указания к работе.

Если смотреть на удалённый предмет, глазные мускулы не напряжены, хрусталик имеет максимальное фокусное расстояние, и тогда говорят, что он адаптирован на дальнюю точку. Когда предмет находится так близко к глазу, что хрусталик имеет наименьшее возможное фокусное расстояние, то предмет расположен в ближней точке.

Определить свою ближнюю точку можно, медленно приближая шрифт , расположенный на эране, к глазу. Испытание проводится для каждого глаза отдельно. Самое короткое расстояние, при котором ещё не заметно смазывание шрифта, и есть ваша ближняя точка.

Зависимость ближней точки от возраста.

Возраст

Бл. Точка (см)

Возраст

Бл. Точка (см)

Я измерила ближнюю точку для правого и левого глаза:

№ опыта

Ближняя точка, см.

Правый глаз

Ср. значение

Левый глаз

Ср. значение

Вывод: Мне 17 лет, следовательно, моя ближняя точка в норме должна находиться в пределе от 7,5 см. до 10 см. Я определила самое короткое расстояние для правого и левого глаза, при котором не заметно смазывание шрифта, оно равно 6,5 см и 6,3 см соответственно.

Это говорит о том, что для моих глаз характерен такие дефекты зрения как близорукость и астигматизм.

Практическая работа №2.

Определение разрешающей способности глаза.

Цель: определить минимальное угловое расстояние для правого и левого глаза.

Оборудование: игла, лист миллиметровой бумаги, лист белой бумаги, прибор для измерения длины световой волны (рис. 1).

Указания к работе.

Для проведения исследования необходимо подготовить объект наблюдения и ряд отверстий различного диаметра в непрозрачном экране.

Для наблюдения можно использовать лист бумаги с двумя черными точками на расстоянии 1 мм одна от другой и поместить на экран 1(рис. 1). В качестве экрана можно использовать полосу миллиметровой бумаги, в которой иглой прокалываются отверстия диаметром 0,3; 0,5; 1,0; 1,5 и 2,0 мм и помещать её в держатель 3(рис. 1) поочередно.

Ход работы.

1. Установить перед правым глазом экран из миллиметровой бумаги и наблюдать через отверстие диаметром 0,3 мм в экране две точки на листе белой бумаги, находящиеся на расстоянии 1 мм. Постепенно удаляя от листа бумаги, определить максимальное расстояние, на котором две точки ещё не сливаются в одну, а видны раздельно.

2. Так же наблюдения выполнить с отверстиями диаметром 0,5; 1,0; 1,5 и 2,0 мм. Результаты измерений занести в отчетную таблицу.

Расстояние для правого глаза, см

Расстояние для левого глаза

3. Принимая расстояние l между точками, равное 1 мм, за длину дуги окружности, а расстояние R от глаза до листа бумаги - за радиус окружности, вычислить минимальное угловое расстояние φ между точками при наблюдении через отверстия с диаметром 0,3; 0,5; 1,0; 1,5 и 2,0 мм по формуле:

φ≈ l2PIR∙360° = l2PIR∙360∙60'≈3420'∙lR

Построив график зависимости разрешающей способности глаза φ от диаметра d отверстия в экране.

Диаметр отверстия, мм

Разрешающая способность правого глаза, минуты.

Разрешающая способность левого глаза, минуты.

Вывод: Я определила минимальное угловое расстояние для своих глаз и нашла зависимость разрешающей способности глаз от диаметра отверстия в экране: с увеличением диаметра отверстия мой угол зрения уменьшается.

Практическая работа №3.

Изучение результатов медицинских осмотров учащихся нашей школы.

Цель: изучить остроту зрения учащихся нашей школы, определить количество учащихся школы, имеющих дефекты зрения.

Я изучила результаты медицинских осмотров офтальмологом учащихся нашей школы за 2 последних года и построила диаграммы.

Острота зрения учащихся нашей школы.

Вывод: из этих диаграмм видно, что в 2008 году 19 % обследованных детей до 17 лет имели дефекты зрения. В 2009 году у 22% было выявлено нарушение остроты зрения. Следовательно, процент учащихся с дефектами зрения в нашей школе соответствует мировым показателям(20%). На 1 октября 2008 года среди первоклашек было 13 % детей, страдающих понижением остроты зрения, а у нынешних первоклассников он составляет 10%. Так же можно отметить, что среди наших пятиклассников (2008 -27%, 2009 - 31%) и старшеклассников (2008 - 15%, 2009 - 39%) этот процент выше, чем у младших школьников. Можно сделать вывод, что к окончанию школы учащихся с дефектами зрения становится больше.

Практическая работа №4.

Изучение остроты зрения моих одноклассников.

Цель: изучить динамику остроты зрения учащихся 10 <<А>> класса.

Я изучила результаты медицинских осмотров 10 моих одноклассников за 2000 год, 2004 год, 2008 год и 2009 год, и составила графики изменения остроты их зрения. Правый глазЛевый глаз

1 - 2000 год

2 - 2004 год

3 - 2008 год

4 - 2009 год

Вывод: из этих графиков видно, что из 10 человек только 5 на сегодня обладают нормальным зрением. При поступлении в школу только у 3 - х человек острота зрения была ниже, чем у остальных. В девятом, как и сегодня их стало уже пять. Причем острота зрения этих учеников существенно изменилась далеко не в лучшую сторону особенно в течение 2008 года. Следовательно, наблюдается отрицательная динамика остроты зрения моих одноклассников.

Практическая работа №5.

Влияние наследственного фактора на остроту зрения.

Цель: Изучить влияние наследственного фактора на остроту зрения учащихся 10 <<А>> класса.

Я провела социологический опрос своих одноклассников, страдающих близорукостью.

Вывод: только у 2-х из 10 близоруких учащихся моего класса этот дефект зрения присутствует у родителей. В основном близорукость - это приобретенный дефект зрения. Это характерно и для моих одноклассников.

Практическая работа №6.

Изучение дефектов зрения учителей нашей школы.

Цель: изучить дефекты зрения учителей нашей школы.

Я провела социологический опрос учителей и составила диаграмму.

Вывод: 20% учителей нашей школы страдают близорукостью, а 44% - дальнозоркостью, и только 36% учителей имеют нормальное зрение. У всех учителей старше 40 лет - дальнозоркость. Это объясняется тем, что с возрастом способность к аккомодации постепенно уменьшается.

Практическая работа № 7.

Изучение осведомленности учащихся 11-х классов о проблеме хорошего зрения.

Цель: изучить насколько учащиеся 11-х классов знакомы с проблемой хорошего зрения.

Я провела анкетирование с учащимися 11 - х классов нашей школы по следующим вопросам:

1. Перечислите известные Вам дефекты зрения.

2. Есть ли у Вас дефект зрения? Какой?

3. Знаете ли Вы какие способы коррекции зрения существуют? Перечислите их.

4. Какой способ коррекции зрения Вы используете (если используете)?

5. Перечислите способы профилактики хорошего зрения(какие из них вы соблюдаете?).

6. Где вы слышали о способах сохранения зрения.

Все 25 учащихся (100%) знают о таких дефектах зрения как близорукость и дальнозоркость; 56% учащихся - о дальтонизме; 28% учащихся - об астигматизме.

У 32% опрошенных есть дефекты зрения, у 28% - близорукость (12 % считают, что у них дальнозоркость), 4% не знают как называется их дефект зрения. 96 % учащихся знают о способах коррекции зрения. Некоторые (4%) путают способы коррекции зрения со способами профилактики хорошего зрения.

16 % близоруких носят линзы, 8% - очки.

11 - классникам известны такие способы профилактики хорошего зрения как соблюдение режима дня, режима зрительных нагрузок, освещения, правильное сбалансированное питание, гимнастика для глаз. 10% учащихся написали, что они частично соблюдают эти правила.

Со способами сохранения зрения учащиеся познакомились благодаря:

- Родителям - 52%

- СМИ - 96%

- Мед. Работникам - 56%

- Урокам физики и биологии - 20%.

Вывод: проблема сохранения зрения актуальная для учащихся 11 класса моей школы т. к. у 32% есть дефекты зрения, а 16% не знают, как называется их дефект зрения. Не все выпускники знакомы со способами профилактики хорошего зрения. Поэтому в школе необходимо активизировать эту профилактику среди учащихся.

Заключение.

Глаз является сложным оптическим прибором. Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительное, уменьшенное и перевернутое изображение рассматриваемых предметов. Основная задача глаза - "передать" правильное изображение зрительному нерву.

Основная функция зрения состоит в различении яркости, цвета, формы, размеров наблюдаемых объектов. Наряду с другими анализаторами зрение играет большую роль в регуляции положения тела и в определении расстояния до объекта. Благодаря аккомодации, глаз обеспечивает возможность получения на сетчатке резких изображений предметов, находящихся на различных расстояниях.

Зрительный анализатор является очень значимым для человека, а проблема сохранения хорошего зрения очень актуальна в современном мире. Всесторонний технический прогресс, всеобщая компьютеризация нашей жизни - это дополнительная и жесткая нагрузка на наши глаза.

По статистике, каждый третий человек знаком с проблемой плохого зрения. В нашей школе эта проблема стоит более остро.

20% учителей нашей школы страдают близорукостью, а 44% - дальнозоркостью, и только 36% учителей имеют нормальное зрение.

За последние годы количество учащихся, страдающих близорукостью, в нашей школе возросло. За два года оно увеличилось на 3% и значительно превышает средние мировые показатели. В школе оно составляет 22%, на третьей ступени - 39%, а в моем классе - 50%, тогда как в мире 20%.

Только у 2-х из 10 близоруких учащихся моего класса этот дефект зрения присутствует у родителей. В основном близорукость - это приобретенный дефект зрения. Это характерно и для моих одноклассников.

Для моих глаз тоже характерен такой дефект как близорукость(- 3D).

Близорукость и дальнозоркость - эти понятия стары как мир. И на протяжении всей своей истории люди ищут способы коррекции зрения: очки, контактные линзы, лазерная коррекция.

Проблема сохранения зрения актуальная для учащихся 11 класса моей школы т. к. у 32% есть дефекты зрения, а 16% не знают, как называется их дефект зрения. Не все выпускники знакомы со способами профилактики хорошего зрения. Поэтому в школе необходимо активизировать эту профилактику среди учащихся. Изучив проблему сохранения зрения в нашей школе, я создала видеофильм для ребят <<Как сохранить зрение>> и буклет <<Профилактика зрения>>, а также электронную презентацию <<Дефекты зрения>> для кабинета физики. В 11 классе я более подробно изучу свойства человеческого зрения, особенности цветового зрения, его дефекты и создам фильм <<Как мы видим мир>>.

Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен понимать, как важно оберегать и сохранять зрение. А так же необходимо соблюдать элементарные правила гигиены, которые, в сущности, не так сложны: не читать в некомфортных для глаз условиях, беречь глаза от различных травм, на производстве использовать защитные очки, работать на компьютере с перерывами, питаться полезными для глаз продуктами, выполнять гимнастику для глаз и заниматься спортом.

Помните - то, каким вы будете видеть этот мир, зависит от вас.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)