Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Роль социального педагога в нравственном воспитании «трудных» подростков

«Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни»

А. Эйнштейн

Выбор нами темы курсовой работы неслучаен, так как проблема нравственного воспитания подросткового поколения остаётся сегодня очень актуальной. Груз сложностей, доставшихся на долю нашему времени, очень тяжёл. А именно: бездуховность, переоценка ценностей, потеря нравственных ориентиров подрастающего поколения и, следовательно, общества в целом. Проблема заключается в том, что мало времени уделяется воспитанию именно нравственных качеств. От того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. То, что ребёнок в детские годы приобретает, он сохраняет в течение всей последующей жизни. В детстве закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность. Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества. Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития общества не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся, на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.

Мы можем потерять молодое поколение, если не будем уделять этой проблеме должного внимания. В свое время К. Д. Ушинского сказал так: «. Воспитание, совершенствуясь, может далеко раздвинуть пределы человеческих сил: физических, умственных и нравственных». А вот еще одни мысли по данной проблеме: «Развитие личности как характера прямо пропорционально развитию в ней самостоятельности, т. е. способности твердо стоять на собственных ногах», - писал Г. В. Плеханов. Самостоятельно стоять на собственных ногах – значит, прежде всего, твердо придерживаться в жизни нравственных убеждений, уметь поступать нравственно. Если для нас и наших учеников нравственный критерий оценки событий, явлений, людей станет не просто основным, но единственным, тогда многое изменится в сознании школьников, их родителей, а значит, и в нашей жизни.

Данной проблемой занимались и занимаются следующие ученые: К. Д. Ушинский, В. Г. Степанов, А. С. Макаренко, И. С. Марьенко, Н. И. Болдырев, Л. Н. Толстой, Л. В. Строганова.

Сущность нравственного воспитания.

Под воспитанием следует понимать такой процесс педагогического воздействия на учащихся, который вызывает у них положительное отношение к этим воздействиям и возбуждает их активное стремление к собственному развитию и формированию положительных личностных черт и качеств. Комплексный подход к воспитанию выражается в единстве целей, задач, методов, форм воспитательного воздействия, при котором они направлены на формирование целостной личности. Существует несколько направлений в воспитании:

- трудовое воспитание,

- умственное воспитание,

- физическое воспитание,

- эстетическое воспитание,

- нравственное воспитание.

Рассмотрим последнее более подробно.

Под нравственным воспитанием в педагогике понимается целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Основные задачи нравственного воспитания:

1. формирование нравственного сознания;

2. воспитание и развитие нравственных чувств;

3. выработка умений и привычек нравственного поведения.

Содержание нравственного воспитания в современной школе претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности.

Неотъемлемой составляющей процесса воспитания является метод наказания. Всякое наказание и осуждение только тогда стимулируют учащихся к улучшению своего поведения и моральному росту, когда они побуждают к глубокому анализу допущенных нарушений нравственных норм и правил, к пониманию их негативной сущности и искреннему стремлению к работе над собой. Если же этого не происходит, если осуждение и наказание не помогают учащемуся глубоко осознать недопустимость аморальных действий и поступков, их применение может порождать, а иной раз и усугублять нравственный негативизм.

Эту закономерность воспитания хорошо выразил в свое время выдающийся советский педагог и психолог П. П. Блонский: «Бесчисленное количество фактов из области воспитания убеждают нас в том, что самое действенное воспитание и плодотворное воспитание — такое, которое обращается к собственным силам воспитываемой личности и действует на последнюю не посредством внешнего воздействия, но, так сказать, изнутри. Настоящий воспитатель только тот, кто будит дремлющий в ребенке дух и дает ему силы для настоящего органического развития».

О нравственности человека обычно судят по его поведению, но поведение — понятие весьма широкое и охватывает все стороны жизнедеятельности личности. Поэтому для раскрытия его нравственной сущности необходимо выделить какую-то наименьшую единицу, которая сохраняла бы свойства целого. Такой наименьшей единицей поведения, на наш взгляд, может служить поступок.

Когда говорят о поступке, то обычно имеют в виду то или иное действие или состояние человека. Но само по себе действие или состояние как внешнее проявление человека еще не является поступком. Поступком оно становится только тогда, когда рассматривается в сочетании с теми внутренними побуждениями (потребностями и мотивами) личности, которые затрагивают интересы общества, других людей. Характер нравственных или безнравственных поступков им придают те мотивы и побуждения, которыми стимулированы эти действия и состояния.

Нельзя, однако, сказать, что всякое действие или средство, мотивированное добродетельными целями, является нравственным. Иногда мотив действия является вполне моральным, действия приобретают характер безнравственных и даже наказуемых поступков. Следовательно, нравственными должны быть как сами по себе действия и состояния человека, так и порождающие их мотивы и цели.

Рассуждения авторов позволяют уяснить не только сущность поступка, но и его структуру. В структуре четко выступают два компонента. Один из этих компонентов составляет внешнюю сторону поступка и выражается в определенном действии или состоянии. Вторым структурным компонентом поступка является его внутренняя сторона, выражающаяся в целях, мотивах и намерениях, которые личность стремится реализовать с помощью тех или иных действий и средств. А поскольку в целях, мотивах и намерениях находят свое выражение различные отношения личности к обществу и другим людям, то в целом этот компонент поступка может быть назван как отношение.

Итак, из поступков складывается поведение. Последнее есть не что иное, как совокупность поступков, характеризующих общий нравственный облик человека, его отношение к обществу, к другим людям и самому себе. Следовательно, и в поведении можно выделить те же структурные компоненты, то есть систему определенных действий (состояний) и стимулирующих эти действия (состояния) моральных отношений. Этот вывод имеет значение для уяснения сущности нравственного воспитания и позволяет более конкретно представить характер необходимого педагогического воздействия на учащихся.

Если нравственность личности проявляется в ее деятельности и мотивирующих эту деятельность отношениях, то, следовательно, и нравственное воспитание как педагогический процесс должно состоять в организации разнообразной практической деятельности учащихся и формировании у них моральных отношений (потребностей, целей и мотивов деятельности). Следовательно, за внешними формами и содержанием проводимой воспитательной работы надо всегда видеть, в какие виды деятельности вовлекаются учащиеся и какие потребности, мотивы и стремления развивает у них эта работа.

Но как же формируются и развиваются моральные качества? Какими должны быть в этом случае методы воспитательной работы? Попытаемся сформулировать закономерности, присущие процессу нравственного воспитания. Одна из этих закономерностей состоит в том, что для формирования любого морального качества необходимо комплексно сочетать: во-первых, проведение разъяснительной работы, глубокое раскрытие социально-этического значения соответствующих нравственных норм и правил поведения; во-вторых, включение учащихся в соответствующие виды практической деятельности; в-третьих, осуществление тактичного контроля за их поведением.

Вторая закономерность процесса нравственного воспитания заключается в том, что для формирования всякого морального качества требуется продолжительное педагогическое воздействие как на потребностно-мотивационную сферу и сознание учащихся, так и на деятельностную (практическую) сторону их поведения.

Необходимо обратить внимание еще на одну важную проблему. В процессе воспитания перед школой стоит задача формировать у учащихся не одно какое-то моральное качество, а развивать нравственность в целом, во всем богатстве и многообразии ее проявления. Естественно, что было бы неправильно, если бы она концентрировала свое внимание на формировании лишь отдельных нравственных черт и качеств, упуская из виду другие стороны морального воспитания учащихся. Она обязана заботиться о всестороннем нравственном развитии своих питомцев и в то же время не упускать из виду необходимость прочного закрепления у них отдельных моральных свойств и качеств. Как это делать?

Гармоничность всестороннего развития личности предполагает согласованное и взаимосвязанное формирование всех ее качеств, способностей и задатков. Воспитание вообще и нравственное воспитание в частности, по своей сути, оказывают одновременное воздействие на развитие всех сторон и моральных свойств личности. Вот почему всесторонность, целостность и взаимосвязь развития всей совокупности личностных качеств в процессе специально организуемого воспитания является важнейшей закономерностью, и всегда необходимо проявлять заботу о том, чтобы как содержание, так и формы организуемой воспитательной работы способствовали формированию нравственного облика учащихся в целом.

Однако, как показывает практика, наряду с целостностью в нравственном формировании личности наблюдается и другое — неравномерность как в приобретении ею морального опыта, так и в развитии ее морального сознания. У некоторых подростков, да и у отдельных старших школьников при относительно хорошей общей нравственной воспитанности наблюдается проявление грубости, неумение считаться с общественным мнением коллектива сверстников и т. д.

Явление неравномерности порождается тем, что человек интенсивнее развивается в тех моральных сферах, в которых он принимает более активное участие и в которых концентрируется его основная деятельность. При определенных условиях одни стороны его нравственности могут формироваться интенсивнее, другие, наоборот, отставать в своем развитии. Это нужно учитывать в процессе нравственного воспитания. В нем постоянно должен иметь место тот аспект, который направлен на «выравнивание» тех сторон в нравственном формировании учащихся, которые несколько отстают в своем развитии и нуждаются в определенном подтягивании.

Не менее важной стороной нравственного воспитания является позиция самой формирующейся личности в этом процессе. Истинное воспитание происходит тогда, когда ребенок в этом процессе выступает активно действующей стороной. В буквальном смысле у человека нельзя ничего воспитать, нельзя ничего ему привить и выработать, если он сам не проявляет активности в работе над собой. Личность формируется только в меру своей собственной активности, в меру своего стремления к собственному развитию. Это не означает, что внешние воспитательные воздействия не играют никакой роли в этом процессе. Наоборот, ученик никогда, ни в какой ситуации не остается безучастным и так или иначе внутренне реагирует на любое внешнее воздействие. Иное дело, как он реагирует. Если воспитательное воздействие вызывает у ученика положительные внутренние переживания и стремление к деятельности, тогда он проявляет соответствующую активность и в меру этой активности происходит его интеллектуальное, физическое, нравственное и другое развитие. Не проходят бесследно и воздействия, вызывающие у учащегося отрицательные переживания и негативное отношение. Но в этом случае учащийся не только противится этому воздействию, но зачастую поступает вопреки нему. Следовательно, необходимо возбуждать у учащихся положительное отношение к воспитательной работе и стимулировать их активность в организуемой практической деятельности.

Большое значение имеет отношение педагога к учащимся, их духовная и психологическая близость. Ничто так не воздействует на развивающуюся личность, как душевность воспитателя, его теплота и заботливость, а также стремление к оказанию повседневной помощи в ее развитии и возвышении. Чем уважительнее относятся к детям, тем более восприимчивы они к замечаниям и указаниям, тем более весомым становится каждое воспитательное воздействие.

Таким образом, нравственное воспитание призвано выработать у подрастающего поколения твердые моральные убеждения и навыки поведения. Благодаря целенаправленному нравственному воспитанию у детей и молодежи формируются необходимые высокие моральные качества, передаются им наиболее прогрессивные, социально ценные принципы нравственности. В большей степени это относится к «трудным» подросткам, психолого-педагогические особенности которых мы рассмотрим в следующем параграфе.

Психолого-педагогические особенности «трудных» подростков и их поведения.

Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и продолжается дальнейшим формированием личности.

В физическом развитии отмечаются быстрый рост, увеличение массы тела, развитие мускулатуры, окостенение скелета, повышение кровяного давления, быстрая утомляемость. Очень часто у подростков наблюдаются головокружения, поскольку интенсивно развиваются мозг и нервная система, что ведет к их перегрузке. Происходит половое созревание, возникает половое влечение.

В этот же период идет и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. И чаще всего убеждения не совпадают с общественным мнением.

Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивать себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовоспитанию. В это время формируется и может даже резко измениться его характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они любопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости.

Все сказанное относится к подростковому возрасту вообще. Но есть определенная категория подростков, у которых перечисленные качества проявляются резче, что приводит их к противостоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к противоправным действиям.

По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают участие в противоправных действиях, а 5% - совершают преступления – это так называемые «трудные» подростки, или, иначе, педагогически запущенные дети «группы риска». Они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены, они отстают от своих сверстников в учебе, так как у них не развита память, мышление и воображение.

Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, делают только то, что им интересно. В школе они нарушают дисциплину, не хотят учиться, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, иногда бросают школу, считают себя неудачниками. Такие подростки бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, нарушают законы. Алкоголизм приводит к воровству и тюрьме, пропаганда секса – к подростковой беременности. Именно подростки в результате физического или сексуального насилия прибегают к самоубийству.

Педагогическая запущенность усугубляется социальным «беспределом». В 90-е годы по сравнению с предшествующим десятилетием преступность подростков увеличилась вдвое, охватив контингент всех категорий учебных заведений, которые раньше считались благополучными (школы, техникумы, вузы).

На основе анализа современной научно-педагогической литературы можно выделить 3 существенных признака, составляющих содержание понятия «трудных детей». Первым признаком является наличие у подростков отклоняющегося от нормы поведения. Норма и степень отклонения от нее чаще всего определяется тестовыми и экспериментальными методиками. Однако не все параметры отклоняющегося поведения психологи и педагоги умеют сегодня теоретически интерпретировать и измерить. Тогда ведется симптоматическое наблюдение.

Для характеристики отклоняющегося поведения используют также специальные термины – «делинквентность» и «девиантность». Под делинквентным поведением понимают цепь поступков, провинностей, мелких правонарушений, отличающихся от криминальных, т. е. уголовно наказуемых, серьезных правонарушений и преступлений. Под девиантностью разумеют отрицательное отклонение от принятых в обществе норм. В объем этого понятия включается как делинквентное, так и другие нарушения поведения (от ранней алкоголизации до суицидных попыток).

Под «трудными» школьниками понимаются, во-вторых, такие дети и подростки, нарушения поведения которых нелегко исправляются, корригируются. В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.

«Трудные» дети, в-третьих, особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.

Понятия «трудные дети» имело широкое распространение в довоенное время. Оно возникло не в науке, а в обыденной жизни. На какое-то время это понятие исчезло, а в 50-х – 60-х годах вновь появилось. В настоящее время этот термин прочно укоренился в научном словаре педагогики и педагогической психологии. Но и сегодня среди ученых идет дискуссия о целесообразности его использования. Удачен ли термин «трудные» дети? На наш взгляд не совсем. Нередко он ассоциируется с оскорбительной этикеткой, наклеиваемой на ребенка. Думается, что его не следует применять в общении конкретном школьником и его родителями. В разговоре с последними лучше говорить о некоторых сложностях психического развития ребенка.

Обычно спрашивают: а по отношению к кому ребенок может быть «трудным»? Нельзя ли сказать, что все дети трудные? В. Г. Степанов считает, что чаще всего такому ребенку бывает трудно как с окружающими, так и с самим собой. Даже если он досаждает воспитателям, не чувствуя вначале от этого дискомфорта, то вскоре нарушитель спокойствия начинает испытывать неприятные эмоциональные переживания как следствие ответных действий взрослых. Бывают и разновидности трудностей. Некоторые школьники больше страдают сами, чем их окружение. К ним можно отнести педантичных, эмотивных, экзальтированных и некоторых других учащихся .

Все ли дети трудные? Конечно, в течение жизни все дети и взрослые нередко встречаются с серьезными препятствиями, переживая при этом отрицательные эмоциональные состояния и преодолевая сложности в отношениях с окружающими. Кроме того, они проходят через определенные трудности внутреннего развития, в частности через возрастные кризисы. Поэтому, естественно, все дети на определенном этапе своего психического развития бывают трудными. Но в разной степени и относительно кратковременно. При учете индивидуальных и возрастных особенностей и достаточном педагогическом мастерстве работать с подавляющим большинством школьников воспитателю не только легко, но и радостно. Поэтому есть смысл говорить о «трудном» школьнике лишь при наличии у учащегося устойчивых недостатках в характере и поведении. С таким учащимся бывает сложно общаться и умелому педагогу.

Почему слово «трудные» пишется в кавычках? В советской школе это было связано с официальным мнением начальственных кругов, что нет по-настоящему трудных школьников, а есть плохие учителя. В этой формуле можно видеть популистское заигрывание с миллионами родителей и стремление переключить внимание масс с неблагоприятного влияния социальных факторов на психику ребенка на якобы невысокую квалификацию учителей. Конечно, известное количество недостаточно подготовленных учителей у нас имеется, а у них, как правило, больше трудных детей в классе. Но все же это лишь один из факторов. А трудные дети встречаются и у мастеров педагогического дела. Поэтому можно прийти к выводу, что возможны трудные дети и без кавычек (с большой степенью акцентуации характера, правонарушители и т. д. ). А если говорить о «трудных» в кавычках, то это легко поддающиеся корригированию педагогически запущенные дети. В дальнейшем хотелось бы обсудить целесообразность применения этого термина и замены его новым.

В зарубежной психолого-педагогической литературе не редко вместо термина «трудные школьники» применяют название «учащиеся с проблемами». Подобная терминология имеет свой смысл. Во-первых, нередко разобраться в причинах трудностей и подобрать соответствующие адекватные методы психокоррекции бывает весьма трудно, а подчас эффективные воспитательные способы воздействия наукой еще не найдены. Поэтому чаще предлагаются не категоричные психолого-педагогические рекомендации, а ведется обсуждение возможного применения тех или иных способов решения определенных психолого-педагогических проблем психодиагностики и психокоррекции. Это обсуждение предполагает дальнейшее самостоятельное продумывание этих проблем педагогом и окончательную отработку им конкретной технологии воспитания.

Употребляют указанный термин в зарубежной психологии, во-вторых, еще и в связи с гуманными, тактическими соображениями. Ведь термин «трудные дети» звучит для школьника и его родителей предосудительно. Все же понятие «дети с проблемами поведения» уже по объему понятия «трудные дети». Ведь имеется достаточное количество «трудных» школьников, поведение которых попадает в круг хорошо изученных типичных ситуаций, не требующих дополнительных исследований. Кроме того, широкое применение понятия «дети с проблемами» может исказить смысл изучаемой тематики. Столкновение с проблемами далеко не всегда вызывает трудности у ребенка. Напротив, успешное разрешение проблем часто даже необходимо для активизации и оптимизации поведения школьника.

Понятие «отклоняющееся поведение» надо отличать от терминов «отклонение в развитии», «задержка развития», «отставание в развитии». Последние три термина часто употребляются в научной литературе как синонимы. Они обычно обозначают детей с дефектами развития. Конечно, нередко такие дети становятся «трудными», но коррекция их поведения требует участия специалистов-дефектологов.

Каковы же причины появления «трудных» детей и подростков? Советские психологи и многие современные зарубежные ученые отрицают решающее влияние на поведение «трудных» детей генетического фактора, наследственной отягощенности их сознания и действий. Природные предпосылки определенных особенностей психики, конечно, имеются. Но действуют они не прямо, а через социальные факторы. Между тем немалое количество педагогов считают, что это не так. Они связывают появление «трудных» детей с плохой наследственностью. Подобные утверждения свидетельствуют о недостаточной педагогической грамотности и умении таких педагогов, нежелании серьезно разобраться и затратить больше времени на «трудного» школьника.

Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из-за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении такого ученика.

Таким образом, в данном параграфе мы раскрыли понятие «трудные подростки», кто они, каковы причины их появления. Можно сделать вывод, что «трудные» дети являются трудными по многим показателям, и возникают затруднения, в том числе при воспитании нравственных качеств. Существует два главных социальных института: семья, - которая закладывает общие нравственные понятия в ребенка; и школа - продолжающая воспитание вместе с семьей. В частности, этим занимается и социальный педагог. Вопрос о том, какую помощь он может оказать родителям и преподавателям школы по решению данной проблемы, мы рассмотрим в следующем параграфе.

Основные методы и направления деятельности социального педагога в работе с «трудными» подростками.

Богатейший педагогический опыт школ и данные педагогических и психологических исследований позволяют выделить две основные группы методов нравственного воспитания:

1. методы формирования у учащихся общественного поведения и опыта общественных отношений;

2. методы формирования нравственного сознания.

К первой группе методов относятся:

- метод приучения к формам общественного поведения;

- метод организации общественно полезной деятельности учащихся.

- метод использования творческой игры в организации опыта общественного поведения.

Эти методы представляют собой различные способы организации детской деятельности, поступков детей и направлены на воспитание привычек нравственного поведения. Методы данной группы органически включаются в повседневную жизнь подростков, их подчас трудно выделить как специальные средства воспитания. Известно, что школьники, и чем старше, тем острее, отрицательно реагируют на всякую попытку поставить их в позицию объекта воспитания. Методы данной группы делают незаметными и ненавязчивыми целенаправленные воздействия социального педагога. Обычно их называют методы приучения и упражнения, справедливо считая их основой выработки умений, навыков и привычек поведения. Это, конечно, верно, однако по своему характеру и функции методы формирования общественного поведения не укладываются в рамки этих понятий. Сущность упражнений в нравственном поведении состоит в выработке не только умений и навыков, но и, прежде всего – в потребности вести себя соответствующим образом. Для этого надо, чтобы поступки, в которых педагог хочет упражнять ребенка, приобрели для него привлекательность и реальную ценность, чтобы эти поступки были естественным выражением его стремлений. Такое упражнение не может быть повторением определенных действий. Здесь упражнение приходится органически включать в целенаправленную деятельность детского коллектива. Тогда овладение формой поведения проникается эмоциональным отношением к содержанию и целям самой деятельности. Это и сообщает всем действиям ребенка, в которых он упражняется, определенный смысл.

Ко второй группе методов относятся:

- рассказы на этические темы;

- лекции на этические темы;

- этические беседы;

- диспуты на этические темы.

Все эти методы представляют собой пути непосредственного воздействия словом на сознание «трудного» ребенка с целью сформировать у него определенные нравственные представления и понятия, вызвать моральные чувства и моральные оценки.

Эти методы часто называют методами убеждения. Убеждает не только слово, убеждает и тот непосредственный нравственный опыт, который приобретается детьми. Всем этим методам чуждо насильственное давление на личность ребенка, ломка его характера.

Но для того чтобы слово педагога могло оказать ожидаемое воздействие, чтобы оно способствовало успешному усвоению школьниками морали, необходима опора слова на опыт, теснейшее взаимодействие методов второй и первой групп. Иначе эффективность методов убеждения и их значение в процессе нравственного воспитания подростков резко снижаются, что может привести к отрицательным результатам.

Указанные методы являются основными в формировании нравственных качеств личности. Они обеспечивают развитие у учащихся определенных стремлений и усвоение способов их осуществления в поведении.

Но в реальном процессе воспитания не всегда можно рассчитывать на оптимальное сочетание всех условий и обстоятельств. Для этого в повседневной практике воспитательной работы используются методы:

- поощрение как выражение положительной оценки поступков, действий коллектива или отдельного ребенка;

- наказание как особая форма предъявления общественных требований к личности или коллективу.

Главная функция этих методов состоит в том, чтобы сделать воздействия основных методов более энергичными, эффективными и точными.

Необходимо сказать, что безнравственные поступки – это первый шаг к девиантному поведению.

Отклонения в поведении (девиантное поведение) – поступки, не соответствующие нормам и правилам общества, которые включают правовые, политические, эстетические, религиозные нормы, обычаи и традиции.

Чтобы предупредить отклонение в поведении подростков, необходимо прежде всего познакомить их с этими нормами.

Вовлечение подростков в деятельность поможет им в приобретении навыков общественного поведения в различных воспитательных учреждениях. Наибольшую воспитательную ценность имеет труд производительный, когда уже сами продукты труда оказывают материальное стимулирование. Одна из форм участия подростков в труде – самообслуживание, организуя которое важно показать ребятам его значимость для окружающих. Работа, например, в школьной столовой приучает детей заботиться о близких, воспитывает в них аккуратность и упорство. Важно, чтобы труд для подростка не был в тягость, чтобы он был разнообразным и интересным. При этом нужно понимать, что даже самый монотонный труд может быть таковым, если подросток видит в нем смысл и пользу.

У детей с девиантным поведением нарушена способность нормального человеческого общения. Они потеряли доверие к взрослым, грубы и заносчивы со сверстниками. Поэтому воспитание способности общения – одно из важнейших направлений их социализации. Следует учитывать, что отчужденность подростков часто возникает вследствие их закомплексованности, низкой самооценки, важно воспитать у них чувство собственного достоинства, а для этого проявлять к ним повышенную заботу, поверить в них, в воспитательной работе с ними опираться на положительные качества их личности.

В труде и общении, в разнообразной творческой деятельности воспитываются нравственные начала личности, формируются ее цели и идеалы, интересы и потребности, полезные для общества. Способствует предупреждению отклонений в поведении так называемый метод реконструкции характера, суть которого в перевоспитании, изменении сознания подростка с опорой на нравственные качества личности. При этом важно учитывать, что дети, подростки с девиациями в поведении часто имеют различные психические отклонения, у них наблюдается задержка интеллектуального развития. Указанный метод предполагает составление индивидуальных программ как познавательной, так и общественно полезной деятельности.

Социальный педагог помогает «трудному» подростку познать самого себя, разобраться в отношениях с окружающими, приобрести необходимые знания, гражданские и профессиональные качества, достичь нормальных отношений с родителями, учителями, сверстниками, сформировать творческие увлечения. Работу с подростком необходимо спланировать так, чтобы он уверовал в реальность поставленной цели.

Эти задачи можно решить только при знании личности, задатков и способностей подростка, для чего проводится опрос, анкетирование интересов, диагноз способностей и самооценки подростка.

Работа с трудными детьми или подростками обязательно предполагает педагогический процесс перевоспитания – предупреждения или преодоления различных отклонений в поведении ребенка или подростка.

Процесс перевоспитания представляет трудность как для воспитанника, так и для воспитателя. Воспитанник должен заинтересоваться перспективой нового пути, воспитатель – поверить в человека, проанализировать его прошлое, настоящее, увидеть перспективу, поставить воспитательную цель и добиваться ее осуществления. Социальный педагог помогает ребенку в корне изменить свое поведение и деятельность, сознание и стремления, чувства и волю. Он включает подростка в общественно полезный труд, приобщает его к спорту. Он стимулирует подростка на самовоспитание и самообразование.

Процесс перевоспитания можно подразделить на 4 этапа:

Первый этап – изучение подростка и окружающей его среды.

Второй этап – обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию. Он включает беседы с подростком, вхождение в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности.

Третий этап – это накопление подростком нравственно положительных качеств, поступков. Важно постоянно держать этот процесс под контролем и при небольших подвижках поощрять ребенка, направляя его дальше на изменение поведения. Цель социального педагога в работе с «трудными» детьми (подростками) состоит в том, чтобы помочь им преодолеть возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь. На этом этапе важно, чтобы воспитанник сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения.

Четвертый этап перевоспитания – самовоспитание, когда воспитанник должен самостоятельно выйти из кризиса.

На всех перечисленных этапах воспитатель выступает в роли консультанта.

Следует также учитывать, что в процесс перевоспитания кроме воспитателя включается коллектив воспитанников, в который попадает подросток. Здесь воспитатель выступает в роли координатора, направляя коллектив на перевоспитание товарища.

Следует помнить, что группы «трудных» подростков часто характеризуют враждебность, агрессивность, замкнутость по отношению к внешнему миру.

В перевоспитании «трудных» подростков можно обратиться к опыту А. С. Макаренко, его «методу взрыва», когда, оказавшись в критической ситуации, подросток понимает всю его безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него возникает потребность быть лучше, он понимает, что сможет достичь успеха, если изменит свои привычки и поступки .

Учитывая, что «трудные» подростки чаще всего чрезмерно возбудимы, социальному педагогу нужно выбрать такой вид деятельности, который будет способствовать воспитанию у них сдержанности, терпеливости и терпимости. Однако следует помнить, что «трудный» подросток может быть жестоким в своих поступках.

Работая в реабилитационном центре с подростками, социальный педагог должен помнить о ряде условий, которые помогут ему достичь успеха.

Важное условие, без которого не может состояться процесс перевоспитания - установление контакта с подростком.

Подробная технология достижения взаимопонимания между педагогом и воспитанником разработана психологом Л. Б. Филоновым. В этом процессе он выделяет несколько этапов: нахождение точек соприкосновения во взглядах, обнаружение увлечений подростка и особенностей поведения, определение отрицательных качеств его личности и реакции на постороннее влияние, выработка общих норм поведения и взаимодействия.

Итак, в теоретической части мы рассмотрели:

- сущность нравственного воспитания,

- психолого-педагогические особенности «трудных» подростков и их поведения,

- методы и направления деятельности социального педагога в работе с «трудными» подростками.

Изученный теоретический материал дал нам возможность достаточно грамотно организовать практическую часть исследования.

Практическая деятельность социального педагога в нравственном воспитании «трудных» подростков.

В подтверждение гипотезы мы организовали и провели практическую часть. В ней приняло участие 32 человека. Среди них:

- учащихся 7 класса средней школы № 1323 ЦАО города Москвы – 11 чел. ;

- учащиеся 5 класса школы-интерната № 58 ЮЗАО города Москвы – 21 чел.

В работе с учащимися мы использовали следующие методы:

- наблюдение,

- тестирование.

Нами были проведены:

- методика М. Рокича «Ценностные ориентации»,

- методика «Выбор»,

- метод ранжирования,

- занятие по теме «Добро и зло».

В целом наша практическая деятельность была направлена на:

- обзор литературы по теме нравственного воспитания «трудных» подростков,

- изучение ценностных ориентаций личности школьников,

- выявление отношения школьников к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам,

- составление программы по нравственному воспитанию подростков,

- развитие представлений учащихся о добре и зле,

- воспитание стремления совершать добрые поступки.

Рассмотрим и проанализируем подробнее полученные данные.

Описание и анализ результатов.

Методика М. Рокича «Ценностные ориентации».

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу её отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотиваций жизненной активности. Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей.

Он различает два списка ценностей:

- терминальные – убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

- инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Школьникам нами было предложено 2 списка ценностей (по 18 в каждом) на листах бумаги в алфавитном порядке. В списках испытуемые присваивали каждой ценности номер по порядку значимости. Предлагается ответить на 3 вопроса:

1. В каком порядке, и в какой степени реализованы данные ценности в твоей жизни?

2. Как, на твой взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?

3. Как это сделал бы ты через 5 или 10 лет?

Результаты.

Необходимо сказать, что у детей нет общего мнения по положению той или иной ценности. В основном выбор разнообразен, хотя есть ценности, которые расположены, по общему мнению подростков, на том или ином месте. Так, для большинства самым главным и важным является следующее:

1. Терминальные ценности: «здоровье», «любовь», «интересная работа», «жизненная мудрость», «счастливая семейная жизнь».

2. Инструментальные ценности: «аккуратность», «воспитанность», «жизнерадостность», «широта взглядов» .

Таким образом, что преобладают ценности положительной направленности. Ребята осознают всю важность данных понятий.

Методика «Выбор».

Цель: выявить отношение школьников к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам (ответственности, самокритичности, принципиальности, чуткости, справедливости).

Учащимся предлагалось выполнить задание .

Результаты.

Школа №1323.

Большинство детей выбрало ответ, который показывает активное отношение к соответствующим нравственным нормам, но недостаточно устойчивое (возможны компромиссы). На втором месте по количеству выборов стоит позиция, которая свидетельствует об отрицательном, неустойчивом отношении ребёнка к нравственным нормам. Остальные же выборы разделились поровну.

Школа-интернат №58.

Здесь же одинаковое количество выборов пришлось на позиции: а) активное, устойчиво-положительное отношение к нравственным нормам; б) отношение активное, но недостаточно устойчивое.

Выборы в школе-интернате разделились между позициями, обозначающими положительное отношение к нормам и качествам. Чего нельзя сказать об ответах, полученных в школе. Хотя, казалось бы, дети, учащиеся в школе-интернате больше предоставлены себе, нежели подростки в обычной общеобразовательной школе, имеющие больше возможностей проводить время со своими родителями.

Таким образом, рассматривая результаты в целом, то можно увидеть, что ответы подростков из школы-интерната носят поле позитивную направленность, нежели дети обычной общеобразовательной школы.

Метод ранжирования.

Цель: изучить ценностные ориентации класса и отдельного ученика.

Учащимся мы предложили выбрать и обозначить из перечисленных понятий 3 самых значимых для них (из каждой колонки в отдельности), .

По каждой колонке понятий из всего класса выбираются наиболее часто повторяющиеся.

Результаты.

Из первого столбика одинаковое количество выборов получили понятия «умный» и «веселый». На втором месте - «трудолюбивый».

Во втором столбике для большинства подростков главным являются «деньги», потом «человек», и только на третьем месте «Родина».

В третьем столбике ценности расположились следующим образом:

1-ое место – «любить»,

2-ое место – «трудиться», «заниматься спортом».

Возникло впечатление, что ребята выбирали то, чего им не хватает в жизни. Мы с этим согласны, поскольку методика проводилась в школе-интернате. Учащиеся поставили понятие «Родина» на 3-е место. Это хороший показатель, который свидетельствует об усвоении патриотических, а, следовательно, и нравственных ценностей

- ребята ориентируются, в большинстве случаев, на положительные ценностные ориентации;

- наблюдается позитивное отношение к нравственным нормам и соответствующим качествам;

- подростки стремятся больше совершать добрые и хорошие дела.

Данные выводы помогли нам при составлении программы по нравственному воспитанию «трудных» подростков. Она предусматривает проведение групповых занятий продолжительностью 40-50 минут, в течение одного учебного года.

Задачи программы:

- помощь подростку в выработке жизненных ценностей, установок и целей; - создание определенного запаса нравственно-этических и эстетических знаний и впечатлений;

- помощь в формировании таких этических, эстетических и духовных качеств личности несовершеннолетнего, которые будут способствовать положительным эмоциональным контактам с окружающим миром и обществом.

Из данной программы в школе-интернате № 58 ЮЗАО города Москвы в 5 «Б» классе было дано занятие по теме: «Добро и зло» .

Анализ занятия «Добро и зло».

Цель: дальнейшее развитие представлений учащихся о добре и зле; воспитание стремления совершать добрые дела; развитие самооценки.

Данное занятие проходило в виде путешествия в космическом пространстве. Вначале была совершена посадка на планету «Добро». Ребята фантазировали, что можно здесь увидеть. Мы выясняли, что такое добро, а что такое зло, какого человека можно назвать добрым, какие он должен совершать поступки. Учащиеся составили правила доброты, а также вспомнили пословицы по теме занятия. А итогом работы стало творческое задание: учащиеся написали письма, в которых они описали, что такое добро, что есть зло, и отправили их жителям Неизвестной планеты. Такой вид задания носил функцию обратной связи.

Необходимо отметить, что для учащихся понятия «добро» и «зло», и в целом нравственные понятия – важны и имеют большую ценность. Пятиклассники с интересом выполняли задания, увлеченно отвечали на вопросы .

При составлении и проведении занятий такого типа можно воспользоваться различной литературой, например учебным пособием Строгановой Людмилы Викторовны «Классные часы, беседы для младших школьников и подростков (воспитание толерантности)». В нем раскрываются теоретические и методологические аспекты формирования нравственности и толерантности. Сейчас, как никогда, становится востребованными задачи формирования у молодежи основ национального самосознания, формирования уважения национальных особенностей, традиций, культуры других народов. Пособие адресовано будущим педагогам, классным руководителям, воспитателям, вожатым, всем кто работает с детьми и готов формировать нравственно-здоровую личность .

По результатам выполненной работы мы пришли к главному выводу: работу в нравственном направлении должно вести каждое общеобразовательное учебное заведение. Несмотря на то, что сформированность определенных нравственных понятий уже есть, необходимо вести систематическую работу по их закреплению у подростков. Данная работа должна осуществляться всеми специалистами в совокупности: социальным педагогом, психологом, классным руководителем и т. д. В этом случае работа может быть результативнее.

Таким образом, по итогам практической части можно сделать следующие выводы о том, что мы выполнили:

- изучили систему ценностных ориентаций личности;

- выявили отношение школьников к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам;

- составили программу по нравственному воспитанию «трудных» подростков;

- дали занятие по теме: «Добро и зло».

Нравственность ребёнка – это необходимое условие его принципиальных позиций, последовательности его поведения, уважения достоинства личности, духовности. Само нравственное воспитание осуществляется путём формирования нравственных потребностей и убеждений, нравственных чувств и эмоций, моральных знаний о добре и зле. От того, насколько нравственными, добрыми и порядочными будут наши дети, зависит нравственное здоровье нашего общества. Вот почему процесс нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств, как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм, сознательная дисциплина и культура поведения.

Таким образом, можно сказать, что цель нашего исследования достигнута, задачи решены, а гипотеза: если уделять больше времени на формирование у подростков общечеловеческих ценностей, количество «трудных» подростков может снизиться, - частично подтвердилась, так как мы смогли реализовать только малую часть составленной программы.

Понятийный аппарат

Воспитание - процесс педагогического воздействия на учащихся, который вызывает у них положительное отношение к этим воздействиям и возбуждает их активное стремление к собственному развитию и формированию положительных личностных черт и качеств.

Девиантное поведение – одна из форм отклоняющегося поведения, связанная с нарушением соответствующих возрасту норм и правил поведения, характерных для микросоциума и малых половозрастных групп.

Личность – человек как субъект отношений и сознательной деятельности, способный к самопознанию и саморазвитию; устойчивая система социально значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая человека как члена общества.

Метод (от греч. methodos – путь, исследование, прослеживание) – способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности.

Методы воспитания – способы воздействия на сознание воли, чувства, поведение воспитанников, с целью выработки у них нравственных качеств воспитания.

Мораль – форма общественного сознания.

Нравственность – выработанное личностью в соответствии с традициями, социальной средой, воспитанием и опытом поведения убеждение в необходимости моральной нормы отношений к окружающему миру, людям и самому себе.

Нравственное воспитание - целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Отклоняющееся поведение – взаимодействие ребенка с микросоциумом, нарушающее его развитие и социализацию, вследствие отсутствия адекватного учета средой особенностей его индивидуальности и проявления в поведенческом противодействии, установленным нравственным и правовым общественным правилам.

Поведение - совокупность поступков, характеризующих общий нравственный облик человека, его отношение к обществу, к другим людям и самому себе.

Подросток – человек, чей физический возраст или психологический возраст соответствует подростковому возрасту. Для подростка характерно то, что в его психологии и поведении довольно противоречивым образом сочетаются детские и взрослые черты. Основные психологические особенности подростка следующие: достаточно высокая развитость познавательных процессов, потребность быть и казаться взрослым, стремление к интенсивному общению со сверстниками в замкнутых возрастных группах за пределами школы и дома, наличие акцентуированных черт характера, появление интереса к сверстникам и взрослым людям противоположного пола, связанного с ускоренным половым созреванием.

Поступок - то или иное действие или состояние человека.

Перевоспитание – к этому термину мы обращаемся тогда, когда качество личности противоречит человеческому общежитии, когда речь идет о социально неодобрительном поведении; это перестройка установок, взглядов, поведений.

Профилактика – научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение возможных физических, психологических или социокультурных коллизий у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей, содействие им в достижении поставленных целей и раскрытие их внутренних потенциалов.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)