Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Русскоязычное население Суоттунского наслега Усть – Алданского улуса

История вхождения Якутии в состав России изучалась нашими крупными якутскими учеными – историками, такими как Ф. Г. Сафронов, Г. П. Башарин, В. Н. Иванов.

Так Ф. Сафронов в работе «Древний и средневековый Северо –Восток Азии» раскрыл уровень развития предков якутов к приходу русских, заселение Якутии и присоединение её к России.

В. Н. Иванов в монографии «Вхождение Северо – Востока Азии в состав Русского государства» с новых позиций рассмотрел характер взаимоотношений пришлого населения с жителями региона, результат вхождения края в Русское государство.

В 16 - 17 веках якуты (саха) были наиболее развитым в социально – политическом отношении народом Восточной Сибири. Однако, некоторые социально – культурные достижения, имевшиеся у предков якутов во времена их жизни на юге – в зоне кочевых степей, после переселения в таежную зону в раннем средневековье оказались утраченными (зачатки государственности, письменность и др. ). Русские в 17 веке застали якутов в стадии формирования предгосударственных структур, основанных на родовых и племенных связях. Родоночальники - тойоны выделялись количеством скота, лучшим вооружением, пользовались авторитетом у соплеменников, возглавляли их в военных походах. Якуты разводили лошадей и крупный рогатый скот, на севере – оленей.

К приезду русских в Якутии были большие кланы: род хангаласцев под предводительством Тыгына, род намцев под предводительством Мамыка, род борогонцев под предводительством Легоя.

Первый острог русских был на территории нашего наслега. История взаимоотношения русских с местным населением прошла в основном так же, как по всей Якутии, со своими плюсами и минусами. С одной стороны - колониальное иго России, беспредел воевод, казаков, ясак, «тюрьма без решёток»; с другой - развитие образования, медицины, зачатков промышленности, принятие христианства. С победой Октябрьской революции еще больше стало влияние центра на все области жизни республики. Будь то смена власти, гражданская война, коллективизация, разрушительная вторая мировая война или промышленное освоение северных районов, перестройка. Все эти события прошлись по судьбам многих миллионов людей, которых оторвали их от родных мест. Они отправлялись во все концы необъятной страны под названием Советский Союз, кто «за туманом», как поется в одной песне, кто «за запахом тайги».

Русскоязычные на территории Суоттунского наслега

Дореволюционный период

На территории Соттинского наслега люди обосновались еще 3-4 тысячи лет назад, об этом писал академик Окладников А. П. на основании археологических раскопок. Они занимались охотой, рыболовством, разведением домашнего скота.

Соттинская земля была облюбована еще первыми русскими землепроходцами. В 1632 году на земле борогонских якутов был основан «Ленский острог» П. И. Бекетовым, атаманом Енисейским с 30 казаками. Контакт русских с якутами был не всегда гладок. Из архивных данных известны вооружённые выступления якутов против русских пришельцев. Так в 1634 году более 700 якутов осадили острог, осада продолжалась с 9 января по 1 марта, после чего осада была снята из-за разногласий якутских князцов. Известно ещё одно большое выступление якутов. Более 700 восставших якутов попытались осадить якутский острог, однако и в этот раз межплеменные разногласия привели к тому, что восстание потерпело неудачу. Восставшие рассчитывали на поддержку Борогонского тойона Легоя, но тот отказался выступить на стороне восставших. Борогонские якуты, куда относятся и соттинские якуты, нашли контакт с пришлыми людьми, даже сроднились с русскими. Так в 1640 году дочь соттинского ботура Еникея Абакаяда обвенчалась в церкви с Семёном Ивановичем Дежнёвым – знаменитым русским землепроходцем и мореходом, открывшим в 1648 году пролив между Азией и Америкой. У них родился сын Любим. Дежнёв тесно дружил с якутами, очевидно знал якутский язык. Его охотно отправляли в улусы для примирения враждующих между собой якутских родов.

Большое влияние по внедрению русской культуры в быт, образование, медицину, духовность имело принятие христианства якутами. В Суоттунском наслеге в июле 1878 года была открыта Покровская церковь. Её первыми священниками были русские: Аполинарий Иванов, Александр Попов(1885- 1888), Василий Семёнович Охлопков (1888- 1893), Феропонт Захарьевич Верещагин. В 1872 году была открыта церковно- приходская школа. Первыми учителями были священники - попы Василий Охлопков, Климонт Семёнович Попов. Известно, что Георгий Иванович Винокуров после окончания Якутской духовной семинарии работал 13 лет учителем в школе. Также известны имена Николая, Михаила, Иннокентия, Георгия Винокуровых. Они все были родом с г. Вилюйска, знали якутский язык. В будущем из тех детей, которые учились в церковно–приходской школе вышли известные на всю республику люди, такие как - Охлопков Иван Хрисанфович, ставший председателем Верховного суда ЯАССР, членом Верховного суда РСФСР; Пермяков Дмитрий Власьевич - директор Якутского педучилища, заместитель ректора ЯГУ.

Послереволюционный период

Со становлением советской власти в Якутию стали приезжать многие специалисты из центральных областей России, из других республик союза. Так, долгие годы работал учителем, директором школы участник гражданской войны, боец Петроградского полка, русский Иван Васильевич Попов. Он приехал в 1926 г. Был женат, имел детей по имени: Степан, Владимир, Анна, Руслан, жену звали Александра, была русской, умерла здесь. Иван Васильевич учителем работал до призыва в армию. Воевал, был ранен, контужен. С войны приехал больной, учителем уже не работал. Все дети выросли здесь, дружили с местными ребятами, учились в местной школе. Иван Васильевич после смерти жены в 60-х годах уехал к детям. Дети жили в центральных районах России. Один из сыновей, Владимир долго жил и работал в городе Мирном. Затем выехал в центральный район России. Сын Руслан Иванович долго жил в нашем наслеге, в городе Мирном, последние годы работал грузчиком в Соттинском сельпо, сейчас находится в доме интернате для инвалидов и престарелых в селе Капитоновка, был женат, имеет детей, внуков. Они все живут за пределами наслега.

Известна фамилия одного русского учителя, который был призван в армию и погиб на фронте, его фамилия – Козлов.

В 1934 г. в наслеге был построен первый медпункт, первым его фельдшером был Мамонтов Петр Ильич с Олекминского улуса. Петр Ильич родился 12 сентября 1900 года в городе Олекминск в семье крестьян. Отца звали Илья Ильич, русский, матерью была грузинка Зенгенидзе Наталья Михайловна, у них было 6 детей. Семья переехала в город Якутск. Петр Ильич в Якутске получил среднее медицинское образование, после окончания учебы работал в городе Якутске. В 1934 году был переведен фельдшером в Соттинский медпункт, медпункт обслуживал несколько наслегов (1, 2 – Соттинские, Сынахский, Сасылыканский): за помощью обращались жители близлежащих наслегов: Намского, Мегино – Кангаласского районов. В то время были распространены такие социальные болезни: туберкулез, трахома; была большая смертность детей и рожениц; не хватало лекарств, средств. Петр Ильич в нашем наслеге работал до 1939 года. Он приехал с матерью и двумя сестрами. В 1940 году переехал в Якутск. Работал в Намском районе, в 1943 - 1952 годах в селе Тумул Усть –Алданского района. После выхода на пенсию жил в нашем селе. Занимался личнымм подсобным хозяйством, охотился, рыбачил. В 1939 году он женился на якутской женщине с Мегино- Кангаласского района Слепцовой Парасковье Петровне. У них родился сын Юрий. В настоящее время Юрий Петрович живет в нашем селе, женат, имеет 6 детей, много внуков. Он ветеран труда, находится на заслуженном отдыхе. Долгое время работал в Ленском пароходстве, на стройке,в ЖКХ.

Вместе с Петром Ильичем работал медбратом – санитаром Винокуров Егор Михайлович (Егорша). Он был сыном Вилюйского священника, участником 1 мировой войны. Он даже сам принимал роды. Был холост.

Послевоенный период

В послевоенные годы в республике не хватало своих специалистов, поэтому были направлены из центральных районов страны учителя, врачи, агрономы и другие специалисты.

В 1953 году была открыта участковая больница, в ней работали многие приезжие специалисты, из разных концов страны. Первой заведующей была еврейка Сара Ароновна Чудиновская, она работала до 1956 года. Были поляки, супруги Сайковские Мариян Станиславович и Ольга Михайловна.

Шадрин Егор Акимович, уроженец Олёкминского района, работал ветеринаром, участник Великой Отечественной войны. В 1970 году переехал в город Якутск. Здесь остался жить с семьёй его сын - Кривошапкин Егор Егорович.

В 50-60 годах в Хоногорской школе под руководством директора Васильева Дмитрия Ивановича наравне с местными учителями трудились и приезжие учителя: Осипенко Екатерина Осиповна и др.

Одна из таких представителей Парникова Екатерина Устиновна. Приехала в Якутию в 1966 году. Детские годы провела в белорусской деревне сиротой. Как и все послевоенные дети работала с малолетства, училась. Школа, институт. Жили под девизом: «Партия прикажет - надо! Комсомол ответит - есть!». И двадцатидвухлетняя комсомолка, окончив филологический факультет Могилёвского пединститута, по направлению Министерства просвещения РСФСР приехала в Якутию. Минпрос ЯАССР направил на работу в распоряжение Усть- Алданского РОНО, а оттуда была назначена учительницей русского языка и литературы в Тумульскую среднюю школу, где проработала 10 лет. За период работы в этой школе приезжало много специалистов: учителя (8человек), медики (2 человека), которые затем разъехались кто в северные районы, кто обратно в Россию. Вышла замуж за местного парня, Парникова Алексея Макаровича. Родили и вырастили 5 детей, имеют 4 внуков. Старшая дочь Татьяна - преподаватель ЯГСХА, замужем, имеет 2-х детей. Оля окончила сельхоз. академию в г. Улан- Удэ, бухгалтер, замужем, работает в Якутске. Вера окончила физфак ЯГУ, инженер- технолог по огранке алмазов, замужем, живёт в Якутске. Катя учится на 5 курсе мединститута в Якутске, будущий стоматолог. Настя – студентка 6 курса архитектурного факультета ЯГИТИ, будущий дизайнер- строитель. С 1977 по 1993 г. г. Екатерина Устиновна работала в Соттинской средней школе. Здесь вступила в ряды КПСС, вела активный образ жизни, неоднократно избиралась секретарём партийной организации, вела посильную пропагандистскую работу в школе, на селе; участвовала в организации летнего труда и отдыха учащихся. В те годы не хватало методической литературы. Приходилось изучать и обобщать опыт своих коллег по работе в школе, районе, республике. Активно делилась своим опытом, ежегодно участвовала в педчтениях со своими докладами. Многие доклады поощрены Почётными грамотами Педчтений и Института Усовершенствования учителей. В 1979 г. награждена Почётной грамотой Министерства Просвещения ЯАССР, Якутского обкома профсоюза работников просвещения. За всё время работы написала около 20 докладов, получила примерно 30 Почётных грамот. В 1987 г. награждена «Медалью материнства 2-й степени. В 2000 г. награждена юбилейной медалью « 50 лет Победы в ВОВ 1941-1945 г. г. » как военнообязанная. В 1993 г. вышла на пенсию и по состоянию здоровья прекратила работать. Является ветераном труда.

Из воспоминаний Екатерины Устиновны:

« Если бы жила в Якутске, могла бы окончить аспирантуру. Но тогда и время было другое и планы, мечты. Когда приехала в Якутск из Белоруссии, то спускаясь по трапу самолёта, впервые услышала гимн Якутии (исполняли по радио перед «Новостями Якутии»). Первая встреча с якутскими людьми запомнилась радушием, взаимовыручкой. А первые уроки жизни получила при решении домашних хозяйственных проблем: таскали лёд, топили печь. Якутских девушек научила разбираться в грибах. Люди помогали друг другу, чем могли. Не делили меж собой: приезжий ты или местный. Жили молодые специалисты одной дружной семьёй: татарка, русская, белоруска, якутка. Первое время скучали по дому и после окончания учебного года разъезжались все по своим домам. С появлением семьи научилась вести домашнее хозяйство: ухаживать за коровами, готовить якутские блюда, выделывать шкурки и шить унты, шапки. Во время работы в школе на увлечения не хватало времени. А с выходом на пенсию стала заниматься огородом, рукоделием (макраме, бисер, вышивка и др. )»

В данное время Парникова Екатерина Устиновна проживает в нашем селе и пользуется заслуженным авторитетом среди односельчан и коллег.

С 1950 – 60 годах началось промышленное освоение Якутии, начались большие стройки, осваивались месторождения алмазов, золота, углей, газа, олова, велось геологическое изучение территории. Это все требовало больших человеческих ресурсов, рабочих, специалистов из центральных районов страны. За эти годы население республики за счет миграционных процессов увеличивалось до 1 миллиона человек. В нашем селе работало много приезжих бригад на строительных работах, по прокладке линий электропередач, на геологоразведочных работах по разведке угольного месторождения. Совхоз «Лена» шефствовал с большой, многонациональной организацией «Якутзолото». Бригады этой организации много помогали совхозу в хозяйственных работах, на сенокосе, уборочных работах, перевозке грузов, вели большую культурную работу, проводились спортивные соревнования. Часть этих людей породнились с местным населением, завели семьи, остались здесь жить, Якутия стала их второй родиной.

Один из таких представителей Полухин Иван Федорович. В Якутию приехал в 1961 году по предложению родственников из Воронежской области. На словах о Якутии родственники приукрасили, на самом деле другая картина раскрылась перед глазами. Попал на стройку, бригадир был русский, ребята в бригаде хорошие. Трудностей больших не было, даже наоборот, было легко. В свободное время увлекался рыбалкой, на родине удочкой ловили, а здесь неводом, сетями.

Когда появилась семья переехал из Верхоянья в село Борогонцы в 1974 году, а в 1976 году в селе Ары – Тит на строительные работы. Жена была местная, Усть –Алданская. Садили огород, помидоры в открытом грунте выращивали, цветов много растили. Дети выросли сами стали вести хозяйство. Двое живут в Верхоянске, в Хоногоре сын Сергей, он имеет свою семью. Младшая дочь учится на втором курсе ЯГСХА. На родине жил, увлечение было – работа. Во время войны в 3 года с семьей попал за колючую проволоку концлагеря в своем же селе. Полгода находились жители села со своими семьями в плену немецких оккупантов. В 1942 году освободили, до 18 лет жил там с братьями, сестрами. Отец три войны прошел. В первый класс пошел после войны, самое голодное время было, ели щавель, книг до 5 класса не было. Помогали родителям в колхозе. Во времена перестройки поселок как и многие другие развалился.

Мохноносов Владимир Егорович в Якутию приехал с Приморского края в 1962 году с экспедицией по разведке урановых руд в Алданский район. Затем работал в Томпонском р-не, обзавелся семьей и в 1967 году переехал в Соттинцы, на родину жены. В данное время работающий пенсионер, имеет двоих сыновей, внуков. Сыновья работают в нашем селе. Сын Александр- в музее «Дружба», Иван - в Соттинском участке ЖКХ. Владимир Егорович работал на строительных работах в с-зе «Лена», в овощеводческой бригаде. До сих пор работает в СПК «Лена» в овощеводческом звене. Большой разницы между якутским и приморским населением не отмечает. Люди занимаются делом, хозяйством, климат на родине только влажнее.

Ляховецкий Анатолий Всеволодович в Якутию приехал в 1970 году из Киева. Работал в Верхоянском районе. В Усть –Алдане проживает с 1973 года. Некоторое время работал на БАМе. Имеет специальность электрика, сварщика, строителя, водителя. В данное время находится на пенсии. Первые впечатления и трудности по приезду в Якутию: климат, питание другое; нехватка рабочих инструментов, транспортная проблема; много комаров. Пожив некоторое время в Якутии, обзавелся приусадебным хозяйством: скотина, огород. Научился общаться с местным населением, познакомился с их бытом, занимался рыбалкой. Увлекался слесарным, электромонтажным делом. Желает выехать в центральные районы России, сдерживает отсутствие жилья. Имеет взрослую дочь на родине.

В 1979 г. в нашем селе открыли музыкальную школу первыми ее учителями были приезжие из Украины супруги Кирса Виктор Николаевич, Надежда Васильевна, с Башкирии Юлдашевы Нияз Якупович и Дина Султановна; из центральной России Средницкая Н. А. , Корнильев Н. Д. , Лакомские Л. В. , Т. В. Они учили по классу баяна и фортепиано местных детей.

Моя мама Шаталова (Заровняева) Наталья Павловна в 1981 году по направлению Министерства культуры ЯАССР прибыла на работу в Усть –Алданский районн, село Курбусах из Челябинской области. В 1982 году перевелась в наше село преподавателем по классу фортепиано. С 1985 – 1991 гг. жила с семьей в Усть –Янском районе, работала в детском саду, Доме культуры по специальности. В 1991 году вернувшись в Соттинцы, продолжает работать по сей день в той же школе. Замужем, имеет двоих детей. Сестра – студентка, я учусь в 6 классе. Кроме работы мать занимается огородом в летнее время, в зимнее время катается с нами на коньках, лыжах. На родине после окончания Миасского музыкального училища помимо преподавательской деятельности увлекалась занятиями в вокально – инструментальных ансамблях «Нива», «Юность», «Молодость».

Когда приехала в Якутию, многое удивляло: суровая зима и жаркое лето, сходство российских и якутских пород деревьев и трав; отсутствие асфальтированных дорог и ночного освещения в поселках. Здесь научилась топить печь и готовить некоторые якутские блюда. Очень полюбились якутские песни за свою напевность, запахи расцветающей тундры. С самого первого дня проживания в Якутии почувствовала большую помощь и поддержку со стороны местного населения, которая сохраняется и по сей день.

Большое участие приняли приезжие люди в электрофикации села, телефонизации. Наши односельчане держат связь, дружат со многими русскими, которые живут в селе Ары-Тит, поселке Кангалассы.

375 лет вместе с Россией в историческом масштабе и мало, и много. Якутия прошла тот же путь, что и матушка Россия, хоть и была Якутия окраиной большой империи. Русский человек был то представителем колониальной власти (воеводой, чиновником, казаком), ссыльным каторжником; то духовным батюшкой, учителем, торговцем, лекарем, ремесленником. Для нашего села остались в памяти светлые воспоминания о людях, приносивших доброе, светлое. Это были первые учителя, медработники, служители церкви. Многие помнят их имена: поп Егор Винокуров, учитель Попов Иван Васильевич, медработники Мамонтов Петр Ильич, Сара Ароновна Чудиновская и другие Среди нас сейчас живут прекрасные люди такие как Екатерина Устиновна Парникова, Мохноносов Владимир Егорович, проработавшие много лет на развитие нашего села, отдавшие много сил, породнившиеся с нашим народом саха. Усть –Алданский район не промышленный, поэтому большого наплыва пришлого населения мы не испытывали, большую часть жителей составляют якуты. У нас остались жить постоянно в основном те, кто породнился с местным населением.

В связи с дальнейшим развитием промышленности, транспортной схемы ожидается большой приток пришлого населения, не только с российских регионов, но и с ближнего зарубежья, поэтому надо глубже изучать межэтнические отношения, привыкать к общению с другими народами, работать, жить вместе с ними.

1. Пришлое население прибыло в наш наслег в 1632 г. с началом основания «Ленского острога».

2. В 1878 г. была построена первая Покровская церковь. Появились первые русские попы. В 1892 году открылась церковно – приходская школа. Появились первые очаги просвещения, культуры, земледелия.

3. В советское время появились учреждения медицины, образования, культуры. Первыми специалистами были русскоязычное население. О них остались прекрасные воспоминания.

4. Установились дружеские, близкие отношения с местным населением. Образовались интернациональные семьи.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)