Бизнес  ->  Недвижимость  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Садово-парковое искусство

Садово-парковое искусство исторически сложилось с момента зарождения государств. Но, бесспорно, красиво обустраивать свое жилье люди стали задолго, возможно, с появления земледелия.

Сад - это участок с культивируемыми растениями. Садово-парковое искусство имеет дело с садами, предназначенными для отдыха, состоящими из древесных насаждений, цветников, аллей, декоративных водоемов, беседок, скульптур и т. д.

Термин «парк» имеет английское происхождение, и появился в России в 18 веке в связи с развитием пейзажного стиля планировки. Вначале «парк» противопоставлялся регулярно устроенному «саду» как достаточно крупная естественная роща с живописными аллеями, полянами, водоемами. Впоследствии, под словом «парк» стали понимать любую обширную территорию благоустроенную и украшенную, предназначенную для отдыха под открытым небом, парк может включать в себя несколько малых садов.

Но представление о красоте парка должно быть неотделимо от его полезности, ведь целевое назначение парка очень многогранно. Поэтому он должен соответствовать культурным и эстетическим потребностям населения нашего города. Ведь в тенистых аллеях парка, среди ухоженных цветников и газонных лужаек, человек чувствует себя свободнее и естественнее, отдыхает от городской суеты и становится самим собой.

Свою работу мы решили представить в виде проекта, так как проектный метод предусматривает приобретение новых знаний на основе реальной жизненной практики, формирует умения и навыки поиска и обработки полученного материала. Наш проект относится к группе исследовательских, так как результат работы мы предлагаем в виде модели оформления городского объекта, в частности парка 1 Мая, с учетом основ ландшафтного дизайна и земельного строительства.

В процессе подготовки данного исследования мы работали в библиотеке города, краеведческом музее, беседовали с ведущими архитекторами города, изучили ландшафтные особенности местности, собирали наглядный материал. Знакомились с предыдущими работами учащихся гимназии.

Благодарим за оказанную помощь работников библиотек, музеев, государственных органов и наших учителей.

Из истории садово-паркового искусства

Садово-парковое искусство возникло на заре цивилизации. Оно является одним из самых сложных синтетических искусств. Парковые картины строятся по законам живописи, а чередование разнообразных зрительных эффектов в парке, воспринимаемых в движении, подчиняется столь же сложным ритмическим закономерностям, как, например, музыка. Практически все виды искусств связаны с садами и парками, они стимулируют все жанры художественного творчества, располагают благоприятными условиями для создания произведений искусств самых различных жанров, их эстетического восприятия человеком.

Главный признак, выделяющий садово-парковое искусство среди других художественных жанров - это органичный синтез творчества художника с самой природой. Природа в этом виде искусства выступает как равноправный партнер художника. При этом все компоненты сада подвержены непрерывному и быстрому изменению. Но парк и сад - это объекты совершенно самостоятельного и сугубо специфического рода искусства со своими задачами, материалами, методами и законами композиции.

Садовое искусство связано в своем развитии с историей культуры различных стран разных времен. Впервые потребность в садах возникла на юге, где нет лесов и мало воды, впрочем, там же, где и возникли крупнейшие цивилизации того времени. Недаром одним из известнейших чудес света были висячие сады Семирамиды. По преданию, царь Вавилона Навуходоносор, живший более 2,5 тысяч лет назад, велел построить у своего дворца искусственные горы и создать на них висячие сады, которые представляли собою 20 террас, расположенных уступами друг над другом. Нижняя терраса шла по квадратному фундаменту, каждая сторона которого была в 120 метров длинною. Террасы из каменных глыб в 1,5 метра толщиной, имеющие 5 метров в ширину, поддерживались массивными колоннами. Величина террас кверху уменьшалась уступками наподобие пирамиды. Самая верхняя терраса возвышалась на 25 метров.

Висячие сады Семирамиды

Вся постройка была сквозной. Внутри галерей, образованных колоннами, помещались гроты, украшенные цветным кафелем и расписанные фресками. Террасы сообщались витыми лестницами. В толще колонн были скрыты трубы, по которым поднималась вода из реки Евфрат в висячий сад. Все растения в висячем саду были расположены так, как они росли на горах: растения низменностей - на нижнем террасе, высокогорные - на высшей. С верхней террасы спускались каскады ручьев. Среди зелени били фонтаны. Казалось, что громадная пирамида зелени и цветов висела в воздухе.

Развивали садоводство и в Египте. Улицы египетских городов были прямыми с тесно поставленными домами, на крышах которых нередко были посажены деревья. Сзади домов находились квадратные сады. Египтяне любили прямые линии и придавали своим садам квадратную форму, высаживая растения стройными рядами по росту. Более крупные деревья помещали ближе к стенам ограды, а самые низкие - в середине сада вокруг квадратного пруда. Пальмы, гранаты, смоковницы, лимоны, розы заполняли сады. А так же там росли резеда, мак, мирта, клещевина, лилии, лотос, ландыш.

В Элладе, древней Греции, получили начало наука и все виды прекрасного искусства, так же широко развивалось выращивание садов и искусство садоводства. Широко был известен общественный сад, где под сенью деревьев создавались философские школы, в которых свои лекции читали ученикам Платон, Аристотель, Теофраст и другие великие философы древности.

Общественные сады Эллады имели прямолинейные аллеи и дорожки. Пальмы, платаны, оливковые, фисташковые и другие деревья располагались правильными рощами в симметричном порядке. Так же в саду часто встречались всевозможные статуи, вазы, фонтаны. Деревья обрамляли различные постройки. Сады Эллады славились своими цветами, такими как: роза, гвоздика, гиацинт, желтофиоль, черная фиалка, лилия, лаванда, живокость, аконит.

В средневековом городе с его узкими кривыми улочками просто нет места для садов. В то время сады начали возникать в монастырях. Там разводили овощи и фрукты, часто лилии и розы росли рядом с чесноком и петрушкой. Такие сады, вернее огороды, получили распространение во время Карла Великого.

После застоя в средневековье началась эпоха Возрождения. Особенно выдавалась Флоренции. Так и получил стиль итальянских садов при виллах богачей и властителей. Эти сады были расположены на холмистой местности, с галереями, террасами, четырехугольными прудами и большим количеством римских и греческих статуй, ваз, колонн.

Планировка сада была прямоугольной, с прямыми аллеями кипарисов, с рощицами, квадратными газонами и цветниками. Одним из ярких образцов итальянского стиля садовой архитектуры является вилла д'Эсте.

Если не принимать в расчет общественных садов Эллады, то все выше описанные сады организовывались для ограниченного круга лиц и были вообще небольшими по размеру. Другое дело парки, рассчитанные на большое количество людей, поражающие своей роскошью и великолепием, раскинувшиеся иногда на несколько десятков, а то и тысяч гектаров.

Примером может служить неподражаемый парк - Версаль.

Версаль

Для постройки парка была выбрана песчаная равнина в семнадцати километрах от Парижа, покрытая мелким частым леском. Разбить в такой местности великолепный парк было по силам только гению. И этим гением стал Ленотр. Его идея заключалась в следующем: это будет целый город с зелеными стенами, продолжающий дворец под открытым небом, залы, колоннады, лабиринты, бассейны, каскады, статуи, прямые аллеи, увлекающие взоры дальними перспективами, высокие, фантастически подстриженные зеленые просторы травы и зеркально спокойной воды. Парк занимает площадь в 6 тысяч гектаров, периметр равен 43 километрам. 1400 фонтанов и более 2 тысяч ваз и статуй украсили парк. Создание Ленотра поражало величием и грандиозностью. Классическая соразмерность и торжественность архитектуры призваны символизировать достоинство и гармонию Франции. Парк был открыт 7 мая 1664 года.

Со ступеней у дворца открывалась широкая перспектива. Впереди расстилался на 600 метров зеленый ковер, шириною в 60 метров, окаймленный двумя дорожками со скульптурами и прямоугольными стенами подстриженных деревьев. А дальше голубой ковер широкого канала. И за три километра от дворца, у королевской решетки, окутанные дымкой пирамидные тополя, замыкали горизонт и парк. Ленотр первый ввел партеры из воды и травы. Длинные косые аллеи, нарушающие деление сада на однообразные прямоугольники, уводили вдаль. В нишах, вырезанных в живых зеленых стенах, белели статуи. Круглые боскеты были залами для отдыха, танцев, зрелищ. Но были боскеты и для прогулок – большие, продолговатые, с причудливыми фонтанами. Парк Версаля славился своими боскетами. Но некоторые совсем разрушены, другие расхищены, иные многократно подвергались переделке. Грандиозная панорама, охватывающая в единый ансамбль травы и воды, все многообразие форм садового искусства – подлинно гениальное творение Ленотра. Главная особенность Версальского парка – грандиозность общей перспективы, многообразная и тщательная разработка каждой части и в то же время целостность.

Но к концу 18 века Версальский парк пришел в упадок. Высокие могучие грабы были заменены дубами и липами. Не все в Версале, созданное Ленотром, сохранилось до наших дней, но и теперь парк производит неизгладимое впечатление на посетителей.

Что касается Востока, там, особенно в Японии, всегда была острейшая нехватка плодородной земли, да и сама философия Востока всегда была склонна любоваться «малыми формами», поэтому, если искусственные сады и парки Европы и Америки хоть чем-то схожи между собой, то зеленые насаждения Китая и Японии – это совсем другое искусство.

Особенное впечатление оставляют китайские сады. В них дорожки выложены с причудливыми узорами, сменяющимися изображениями цветов, рыб, павлинов, осьминогов, драконов. Дорожки уводят в извилистые аллеи, поднимаются вверх и становятся неровными. Китайские садоводы – искусные мастера подбирать камни оригинальной формы. Из них нагромождаются искусственные скалы, в которых делают полости так, что ветер производит необычные звуки, усиливаемые эхом.

Изумление вызывают контрасты в ландшафте. Рядом со свисающими ветками ивы вздымается прямая остроконечная ель. Светлая листва сочетается с темной, оттеняет одна другую. Стволы деревьев вытянуты и изогнуты по земле или подняты вверх, сучьям и веткам придана уродливая форма. Среди хвойных деревьев растут вишни, яблони, миндаль, кусты сирени, камелии, азалии и рододендроны.

Красота и гармония китайских парков заключается в сочетании разной окраски растений, холмов со скалами и воды. Один из знаменитых парков Китая – Ихэюань, раскинувшийся на 300 гектаров, а так же парк Цзиншань.

В Японии, так же как и в Китае устраивают изящные маленькие игрушечные садики. В прямоугольную плошку высаживают группами карликовые деревца, между которыми помещают мостик или камешек –крохотную скалу. Карликовые деревца наполняют и небольшие садики около японских домов.

Промышленная революция в Англии отдала первенство этой стране и в садово-парковом искусстве. Пейзажные парки появились в Англии в 18 веке, обозначив собой новое отношение человека к природе. В противоположность регулярному пейзажный стиль не обособляет сад – напротив, он органично вводит его в окружающий ландшафт. Для этого стиля характерны извилистые дорожки с низким плотным травяным покровом, либо покрытые песком, дробленой щепой или кирпичной крошкой. Цветов в английском саду мало, они высаживаются группами, в основном возле дома или водоема. Для сада в английском стиле характерны живописные ручьи с заросшими берегами. В оформлении сада преимущественно отдается растениям с характерной фактурой листьев, естественной формой кроны. Один из самых знаменитых парков Англии Гайдн – парк, который находится в Лондоне.

И в наше время создаются парки. Например, в Америке отдельные районы, знаменитые своей природной красотой или историческим прошлым, были объявлены национальными парками. Неудивительно, что они притягивают к себе тех, кто умеет наслаждаться первозданной красотой природы. Такими парками являются Йосемитский, Национальный парк Секвойя, Эверглейда, Месса Верде.

Жизнь человечества всегда была неразрывно связана с жизнью всей флоры нашей планеты. Окружать себя зелеными насаждениями, дающими не только пищу, но и сам кислород для дыхания давно уже стало насущной необходимостью. Следом за тем, как люди поняли, что растение – это не только полезно, но еще и очень часто красиво, они постарались окружить себя или обустроить свой дом, сад, а в дальнейшем при развитии землеобработки и появлении наемного труда, стало возможно создание и огромных парковых ансамблей.

Сады и парки России

Садово-парковое искусство в нашей стране развивалось своими особыми путями. Связанное, конечно, с общим прогрессом мировой культуры, и в первую очередь в передовых государствах Европы XVIII-XIX вв. , оно определялось специфическими историческими, социально-экономическими и географическими условиями, сложившимися бытовыми устоями, своеобразными художественными традициями.

Наивысшие взлеты русского садово-паркового искусства не были, конечно, результатом только национального развития. Такие его вершины, как Петродворец или Павловск, Архангельское или Софиевка, не могли появиться без освоения всего мирового исторического наследия. Строительству петровских ансамблей на берегах Невы и Финского залива предшествовала блестящая эпоха западноевропейского барокко, классика французского регулярного парка.

Комплекс природных условий ограничивал диапазон произвольных решений – то, что не соответствовало условиям местного климата, противоречило сложившемуся взаимодействию рельефа, вод, почв, флоры и фауны, то неминуемо отбраковывалось создателями парков либо стихийно – самой природой. Даже в первые десятилетия XVIII в. , когда в России вводился европейский тип регулярного сада, его флора в результате упорной работы определилась исходя не столько из требований стиля, сколько из местных природно-климатических условий. Ель и можжевельник в стриженых шпалерах и лабиринтах, сирень и шиповник как ведущие кустарниковые породы, деревья-экзоты в кадках, которые на зиму переносились в теплое помещение, березовые рощи, массивы хвойных – все это определяло облик парка не меньше, чем общепринятые в Европе липовые аллеи, боскеты, цветочные партеры.

Неоглядность полей, обилие леса как бы подсказывали и крупные членения парка, и некоторую мягкость и непосредственность рисунка. Даже самые геометрические регулярные композиции являлись «вкраплением» в природный ландшафт, регулярные сады располагались на фоне и в окружении леса. Это стало своеобразной традицией русского паркового строения.

Образы русской природы воплощались в картинах парков, сельские пейзажи становились темой композиционного замысла. Именно так были созданы пейзажи Белой березы в Павловске. Русская история, её конкретные события отражались на характере садов и парков. Укажем на просветительскую функцию скульптуры Летнего сада в новой русской столице, которая была важной частью той культурной программы, которую осуществлял Петр I в первые годы XVIII в. Или возьмем триумфальные колонны, обелиски, въездные ворота Царскосельского парка – это памятники истории, символы побед русского оружия. Мемориальное значение таких садов и парков усиливается еще и тем, что они тесно связаны с жизнью и творчеством деятелей русской культуры, литературы в том числе. Тот же Царскосельский ансамбль заставляет вспоминать имена Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина, Н. М. Карамзина. В создании парковых ансамблей России принимали участие такие прославленные зодчие, как В. Растрелли, В. Баженов, Ч. Камерон, Д. Кваренги, А. Воронихин, Д. Жилярди, А. Григорьев.

К самым первым предшественникам современных парков и садов, которые имели распространение еще до рассвета Киевской Руси, можно отнести, во-первых, плодовые сады при древних поселениях и, во-вторых, окружающие их лесные угодья, где жители этих поселений занимались охотой, сбором грибов, орехов, ягод, меда. Позже часть лесных угодий превратилась в княжеские «зверинцы», т. е. заповедные охотничьи леса со специальными просеками, облегчающими охоту за зверем. Подобными зверинцами были когда-то известный Голосеевский лес в Киеве, Сокольники и Измайлово в Москве.

После принятия христианства широкое распространение получили сады при монастырях. Известно, например, что прибывшие из Греции монахи помогали в устройстве яблоневых, вишневых и других садов Киевско-Печорской лавры. Местность, отведенная для сада, отличалась пересеченным рельефом. Кроме плодовых растений, эти сады включали декоративные кустарники, цветы, живые изгороди, заросли ореха и желтого жасмина.

С XII века становятся известны сады при монастырях и княжеских дворах во многих городах Киевской Руси – Чернигове, Новгород Северском, Галиче, Путивле, а также и в северо-восточных княжествах – во Владимире, Суздале, Муроме. Большую роль в их устройстве сыграли монахи, приглашенные Юрием Долгоруким из Киева в Боголюбово. Монастырские сады отражали «божественную» суть красоты природы.

Сады древних монастырей не дошли до нас в своем первоначальном виде. Тем не менее, об их строении можно предположительно судить по более поздним садам таких монастырей, как Валаамский, Соловецкий, Толгский, Новодевичий и др. , где до сих порчастично сохраняются кедровые и лиственные рощи, аллеи, пруды, каналы, дороги, отдельные постройки, с большим искусством включенные в пейзаж.

Вот упоминание о саде Крутицкой обители в Москве времен первых лет царствования Алексея Михайловича: «Сад этот в прогулочных частях уже носил характер современного парка, отличался богатством и роскошью цветов и содержал несколько живых ключей и нарочно выкопанных источников». Монастырские сады приводили в восхищение набожных царей и цариц. Вслед за ними возникли сначала царские, а затем и боярские сады, которые напоминали монастырские. В конце концов, и простые обыватели последовали тому же примеру. В результате вся Москва запестрела в садах.

Своеобразным явлением в развитии садового искусства были так называемые «верховые» увеселительные сады, создаваемые при княжеских хоромах на специальных каменных сводах. Это древнерусская разновидность восточных висячих садов, известных под названием «сады Семирамиды».

В XVI-XVII вв. появляются аптекарские сады, называемые также «огородами». Зачатками их были издавна разводимые гряды с лекарственными травами и кустарниками, плоды которых использовались в лечебных целях – шалфей, цикорий, мята, мак, укроп. Более поздние аптекарские сады занимались также выведением особо урожайных и качественных сортов фруктов и овощей. Уже в середине XVII в. В Москве было 4 аптекарских огорода: на берегу р. Неглинкой между Боровицкими и Троицкими воротами, в Немецкой слободе (Лефортово), у Мясницких ворот и в Китай-городе. Декоративные цветники появились гораздо позже, уже к исходу XVII века.

Усадьба располагалась обычно на возвышенном месте, её окружал частокол - «тын». В сторону сада дом часто был обращен террасой. Сам «огород» был засажен деревьями, плодовыми кустарниками, между которыми на грядках росли овощи. Иногда на открытой площадке устраивались парники, в которых выводили дыни и другие теплолюбивые культуры. Встречались в огородах и цветы – сирень, боярышник, шиповник. Рядом с липами на лужайках ставили пчелиные ульи, ниже, на берегу ручья, озера, пруда строилась баня. В богатых усадьбах обычно имелось несколько прудов разного назначения – рыбные, для птицы, купальные, для стирки. Встречались и раскрашенные беседки, качели, резные лавочки и столы. Косвенным подтверждением такого представления о старых русских садах могут служить их изображения на иконах, рисунки на коврах.

Первая половина XVIII в. – период необычайного подъема садового искусства. В это время засверкали своим великолепием знаменитые дворцово-парковые ансамбли новой столицы на берегах Невы и Финского залива – Петергоф и Ораниенбаум, Летний сад и Царское Село.

Фонтаны Петергофа

Они создаются в духе искусства барокко. Одно из важнейших свойств ансамблей барокко заключается в их особой целостности. Дворец становится частью более крупного образования - дворцово-паркового комплекса, вокруг этого комплекса создается город, который продолжает дворец и парк в бесконечном пространстве. Живой природе навязываются не свойственные ей формы и состояния. Идеально правильные плоскости, гигантские ступени террас, сложный ритмический рисунок водных струй - всё воплощает идею могущества господина. Петр I внес черты более реалистического подхода в устройство регулярных парков по отношению к паркам в Западной Европе. Каналы имели не только декоративное значение - они служили путями подъезда с моря и реки, с помощью скульптуры не только украшали аллеи, но и «просвещали» публику, смело вводили элементы новой светской культуры. Парки в Петровскую эпоху были средством идеологического воздействия. Парки позволяли соединить разные виды искусства - архитектуру, музыку, театр, скульптуру, поэзию и «огненную потеху».

Иногда весь ансамбль становился символом славного события: Петергоф - факт выхода Российского государства на новые морские рубежи.

«Большой каскад», «Шахматная гора», «Золотая гора», «Солнце», «Пирамида», «Сноп» и другие фонтаны демонстрируют высокие художественные и технические достижения русских мастеров.

К середине XVIII в. «художественные» сады вошли в моду и не только крупные магнаты, но и помещики средней руки стремились оформить свои владения с наибольшим блеском. Эта тенденция охватывает сначала столицы, а затем и провинции.

Усадьба Воронцовых - родовое имение Андреевское, располагалось во Владимирской губернии. Первое упоминание о нем в документах в середине XVIII в. , принадлежало оно графу Воронцову и его сыну Александру. Первоначально дворец был двухэтажным и возведен был архитектором Н. фон Берка. Тут было всё: сады, рощи, оранжереи, театр. Сегодня, увы, уже практически ничего не напоминает о былом великолепии. Всё запущено, на месте уникальной оранжереи - развалины. У руководства детского пансионата, который разместился сегодня в Андреевском, нет возможности для реставрации усадьбы.

К концу XVIII в. - началу XIX в. все более обогащалась флора дворянских парков. Некоторые усадьбы превращались в своеобразные ботанические сады, где количество видов достигало 7-9 тысяч. К их числу принадлежат: имение горнозаводчика П. А. Демидова в Москве вблизи теперешнего Нескучного сада; А. К. Разумовского в Горенках под Москвой, в которых помимо садов-«огородов» находились павильоны-музеи, библиотеки. Многие растения в парках и скверах - гости из других стран. Сирень обыкновенная завезена с Балканского полуострова, разновидности клена (их около 150 видов) - из Северной Америки, настурция - из Перу, петуния родом из Чили, резеда - из Африки, флокс - из Виргинии, картофель, подсолнечник, кукуруза, томат - из Южной Америки, огурцы и хлопчатник - из Индии, чай, апельсины, хурма - из Китая, кофе - из Абиссинии.

К концу XIX в. много новых парков создается на Южном берегу Крыма, а также на Черноморском побережье Кавказа (Дендрарий в Сочи, парк-бульвар в Гаграх, парк в Сухуми, Батумский ботанический сад и другие).

В настоящее время в мировом декоративном садоводстве используется свыше 5 тысяч видов растений, вывезенных из разных стран мира: из Центральной Европы 336 видов, Средиземноморья - 1073, Азии -825, Африки - 830, Америки - -1203, Австралии - 107. В России культивируются около 500 видов травянистых декоративных растений.

Заканчивая рассмотрение основных исторических этапов развития садового зодчества в России, приходим к заключению, что пути эволюции садово-паркового искусства всегда определялись ходом отечественной и мировой истории, они были непрерывно связаны с экономическим и культурным развитием России, меняющимися общественными устремлениями и многообразными, художественными течениями.

Исторически возникшие сады, парки - памятники прошлых эпох -живут сегодня, активно влияют на наших современников, составляют часть нашего физического окружения, несут в себе определенное идеологическое содержание, являют собой непревзойденные образцы искусства. И мы должны не только гордиться этим ценнейшим национальным наследием, но и внимательно изучать его.

Парковые ансамбли Подмосковья

В XVI веке Москва буквально утопала в зыбкой зелени садов, перемежавшихся многочисленными рощами, лугами, пустырями. Русские люди смотрели на сад, как на экономическую часть дома, доставляющую и плоды, и овощи, и рыбу, и мед, и тут же служившую для мытья, полоскания, и купания. В смысле сада, т. е. ради прогулки, у них все еще оставался любимым местом лес, а для игрищ - лужайки, каковых в Москве было не много.

Усадьба располагалась обычно на возвышенном месте, ее окружал частокол - «тын». В сторону сада дом часто был общей террасой. Сам «огород» был засажен деревьями, плодовыми кустарниками, между которыми на грядках росли овощи. Встречались в огородах и цветы, всегда любимые в народе сирень, калина, боярышник, шиповник. Рядом с липовыми ставнями на лужайке пчелиные угодья, ниже на берегу реки, ручья, озера или копаного пруда, строилась баня. В богатых усадьбах обычно имелось несколько прудов назначения - рыбные, для птицы, купальные для стирки.

Некоторые парки до сих пор сохранили остатки таких садов. Например, в усадьбе Захарово, Большие Вязьмы, Горенки, Останкино, Узкое. К середине XVIII века сады эволюционируются в парки.

История парков Подмосковья тесно связаны с усадьбами, строительством, которые здесь начинают благоустраиваться по типу Западно-Европейских с XVIII. История самих усадеб Северо-Восточного региона Подмосковья уже исследовалась нашими учителями в рамках исторического отделения МАН.

В данной главе ставится цель проследить историю усадебных парков, их обустройство, стиль, предназначение, а так же типы растений, деревьев, которые культивировались хозяевами. В каждой усадьбе был свой парк, соответствующий вкусам и запросам хозяев. Например: регулярный, пейзажный, ландшафтный.

В Архангельском был разбит регулярный парк и построен новый господский дом. В парке были обширные оранжереи, каменные террасы, павильоны. При князе Н. Б. Юсупове этот обширный парк принес славу "Подмосковного Версаля". Была построена терраса, а на ней были разбиты цветники, балюстрады украшены вазами, статуями. По сторонам центральной дорожки симметрично посажены лиственницы и расставлены большими белокаменными вазами.

Помещичья усадьба - Большие Вязьмы расположена на Можайском шоссе. Впервые это место упоминается еще в 1340 году, в духовной грамоте Ивана Калиты. При Борисе Годунове был устроен боярский двор с обширным плодовым садом, выкопан пруд. Перед господским домом размещался регулярный липовый парк, существующий поныне. Другой парк устроен на противоположном берегу пруда.

В Воронове было устроено образцовое хозяйство, для которого выписал из-за границы специалистов по агротехнике, садовников, механиков, конюхов. В парке появились обширные лужайки и цветники, среди аллей были установлены мраморные статуи, привезенные из Италии. В оранжереи, построенной, как считают, по проекту выращивались орхидеи и ананасы.

В Захарове имелся небольшой липовый парк, Там была широкая аллея, ведущая от дома к пруду, на берегу которого была восстановлена деревянная беседка. С запада к дому примыкали фруктовый сад, березовая роща.

По наследству к Д. Ю. Трубецкому перешла усадьба, с имением которого связано создание нового усадебного ансамбля, с большим каменным домом, фруктовыми оранжереями. Усадьбу окружал прекрасный пейзажный парк, созданный в конце XVIII века. Тогда же был устроен каскад прудов, образованный запруженной речкой Битцей, с живописными островками и каменными мостиками через канавы и ручейки. Центральная аллея, сейчас пересечена МКАД, переходит в просеку, ведущую через лес в соседнее Ясенево.

Усадьба Ивановское, некогда одна из богатейших Подмосковных усадеб. Обширный пейзажный парк Ивановского - с естественным расположением дороже, с видами на заречные пейзажи, с живописными группами деревьев - располагается на террасном склоне между дворцом и парком.

Мураново – пример планировки усадебного пейзажного парка. Там все настолько незатейливо, что, кажется, рука человека не прикасалась к этому уголку, старого русского леса с его вековыми березами, зарослями кустарников.

Мураново

В Никольско-Урюпино размещается небольшой регулярный парк усадьбы. Он был создан с большим искусством. Аллеи подстриженных лип, «руинные ворота». Дамба плотины обсажена старыми ветлами.

Огромный парк в Останкино, как водится, состоял из двух частей - регулярной, пейзажной. Регулярными были только прилагающие к главному дому аллеи парка. Здесь стояли белокаменные вазы, подстриженные липы образовывали «зеленый зал». Регулярный парк плавно переходил в пейзажный.

Остафьево – пример регулярного парка, через который была проложена широкая липовая аллея, выводившая к большому пруду, обрамляющему весь усадебный ансамбль.

В Осташево был разбит живописный пейзажный парк, преимущественно липовый, окружает усадебные перестройки и тянется вдоль берега реки Рузы. Несколько выше ее - пруд с островом.

Пруды и ранее играли свою заметную роль в русских парках. Но теперь они становятся центром, который позволяет понять композиционный замысел ансамбля. Архитектурные сооружения связываются воедино не планировочной осью, а "зеркалом", в котором они отражаются, как бы соединяются водной стихией. Иногда роль пруда брала на себя обширная широкая поляна.

К концу XVII - началу XIX века долее обогащалась флора дворянских парков, собирание диковинных растений становилось модой среди богатых вельмож. Некоторые усадьбы превращались в своеобразные ботанические сады, где количество видов достигало 7-9 тысяч. К их числу принадлежало имение богатого горнозаводчика П. А. Демидова в Москве вблизи теперь уже Нескучного сада, где не специально террасированных береговых откосах еще в 1760-х годах было собрано множество редких растений, в том числе из Сибири, Индии, Америки.

Конец XVIII -начало XIX века отмечены появлением в России ботанических садов. Большая часть из них располагалась в природных усадьбах крупных вельмож и являлась своего рода диковинкой, призванной лишь поразить любопытствующих гостей. Но некоторые меценаты всерьез увлекались собиранием ботанических коллекций, привлекая к этому делу специалистов. В редких случаях такие усадьбы становились своеобразными научными центрами, пользовались широкой известностью даже за рубежом.

Усадьба Горенки принадлежали семейству Долгоруких. Здесь был построен дом, на берегах запруженной речки Горенки был разбит живописный английский парк, распланированы аллеи, установлены мраморные статуи, павильоны, беседки, живописные руины. Рядом размещался ботанический сад. Место главного садовника занимал профессор ботаники Редовский, которого затем сменил Фишер. При участии там осуществлялись опыты по испытанию природы - акклиматизации растений. Растения выращивались как на открытом грунте, так и в оранжереях, число которых постепенно увеличилось до сорока. В главной оранжереи произрастало около трехсот тропических деревьев. Растения, выращенные в Горенках, ставились позднее на основу Московского ботанического сада. Акклиматизация проводилась успешно. Горенки стали успешным ботаническим научным центром в России.

Но среди усадеб Подмосковья есть две, которые принадлежат нашему району - это усадьба Лопухиных в деревне Богородское и усадьба «Троицкое Ратманово» в Ногинском районе. Усадьба Лопухиных построена в XVIII веке. Но в XIX веке ее уже не было. Сейчас восстанавливается парк, от которого сохранился пруд. Сам дом не уцелел. Историей усадьбы занимается краевед города Куровское (ул. Лесная) пенсионерка Андрианова Устина Григорьевна.

Использование пейзажного стиля в усадьбах Подмосковья в 70 - 80-х годах XVIII века означало резкий поворот направленности садово-паркового искусства, а также разрыв с предшествующей эпохой господства регулярного стиля. В эти годы появляются новые замечательные парки, и парковые ансамбли.

Парки и скверы нашего города

Говоря о парках Подмосковья, нельзя не упомянуть парки и скверы нашего города. Более подробно остановимся на каждом из них.

Парк завода «Карболит»

Уютный парк расположен напротив завода «Карболит». Он был красив в любое время года. По размерам небольшой, обнесен металлической оградой, от главного входа начиналась липовая аллея. В конце аллеи стоял старый клуб, где показывали кино. Здание клуба было необычной архитектуры, с закругленной передней частью и башенками. Оно напоминало средневековый замок. До 1917 г. это была дача промышленника И. И. Брашнина. Он был владельцем конного завода и ипподрома, располагавшегося ближе к реке Клязьма, где теперь улицы Беговая и Вольная. А два его брата владели шелкоткацкими фабриками в деревне Дубровка.

Слева от бывшего здания клуба стоят величественные лиственницы. Рядом с клубом располагалась танцевальная площадка (веранда) со сценой, обнесенной ажурной деревянной решеткой. На газонах вдоль аллеи стояли гипсовые изваяния представителей различных видов спорта и скульптуры русских поэтов - А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова. По краям газонов высаживали цветы, стояли деревянные очень удобные парковые диваны. Вечерами парк наполнялся музыкой, молодежь танцевала танго, фокстрот , вальс( 50-е годы). Звучали мелодии «Брызги шампанского», «Мистер Браун», «Китайская серенада», «Рио - Рита». Лирические песни звучали в исполнении Л. Утесова, Н. Александровича, Г. Великановой, М. Кристалинской Г. Виноградова. Сзади клуба располагалась небольшая спортивная площадка и тир, где проводились разные спортивные соревнования, наиболее часто по городкам и волейболу. Для отдыхающих работал буфет.

Сейчас старый клуб частично разобрали, территорию парка расширили, выстроили современный Дом Культуры, снесли ограду, исчезли скульптуры. Только старая липовая аллея сохраняет дух былого.

Но парк потихоньку возрождается. К 30-летию ОАО «Карболит» провели освещение, поставили лавочки, выложили аккуратные дорожки. Напротив здания ДК сооружен красивый действующий фонтан.

«Сад Барышникова»

Рядом с театром расположился городской сквер, мы называли его «Сад Барышникова», так как памятник этому революционерному деятелю украшал главную аллею. Слева от входа была детская площадка, на которой играли дети. Те устрашающие заросли, что сейчас на месте бывшего сквера, при всем желании радостными не назовешь. А сколько воспоминаний у ореховозуевцев было связано раньше с этим местом. И первые поцелуи, и первые признания в любви, много таких сцен хранят в памяти старые деревья.

Парк Победы

Парк Победы был открыт в 1980 году к 35-летию со дня победы. Для создания этого парка на берегу Клязьмы сделали насыпь из торфяной золы и песка. Оформление парка передали трем промышленным предприятиям, каждый из которых представил свою часть парка как индивидуальный садово-парковый ансамбль. В одной части высаживались аллеи величественных серебристых тополей, в другой же части росли голубые ели, в третий - рябины, липы. Вдоль берега Клязьмы в летнее время цвел шиповник, благоухали акации, кусты жасмина и сирени. По всему парку радовали душу разнообразные цветочные клумбы, пестрившие многообразием цветов. В центре же парка был выстроен бассейн с предполагаемыми фонтанами и цветомузыкой. В результате несчастного случая, к сожалению, фонтаны так и не были открыты, а в последствии бассейн реконструировали в замечательную, красочную клумбу.

В 90-е годы парк находился в заброшенном состоянии. Там не подстригались кусты и деревья, не высаживались цветы на клумбы, разрушились дорожки. Но в последние годы парк постепенно начали приводить в порядок. Была отремонтирована часть дорожек, на клумбы стали высаживать цветы, установили лавочки. Парк Победы снова становится приятным местом для отдыха жителей города Орехово-Зуева.

Люксембургская аллея

В нашем городе имелись и аллеи. Одна из городских улиц, которая ведет к парку 1 мая, называется Пролетарской. А вот когда парк носил имя Троцкого, вместо этой улицы была Люксембургская аллея. По левой стороне, если идти к педагогическому институту, тротуар был от того места, где сейчас пожарное депо, и до самого казанского дворца обсажен березами. Аллеи давно уже нет, но когда-то газета «Колотушка» вступила в ее защиту.

Парк 1 Мая

В дореволюционные годы парк 1 Мая считался лучшим в Московской губернии. Он утопал в зелени и был огорожен высоким забором. В самом его центре высилась открытая сцена с артистическими уборными под ней. В северной оконечности парка находился деревянный двухъярусный летний театр, на строительство которого Морозовы ассигновали более 200 тысяч рублей. По выходным дням в парк господ Морозовых жители Орехово-Зуева шли семьями с самоварами и закусками, занимали на весь день столы. На кругу массовые игры и танцы. Рабочие за маленькую плату получали чай, молоко, квас и прочее - за исключением спиртных напитков. По воскресеньям и в праздничные дни в парке играла музыка. Всюду царил порядок, рабочие вели себя прилично, гуляли со своими семьями по парку. Вечером, имевшие билеты шли в летний театр. Часто устраивались фейерверки. 27 июня 1910 года в парке открылся первый в Орехово-Зуеве футбольный плац, считавшийся до открытия стадиона на Крутом в 1914 году лучшим в России. Ярким, красочным событием была проводимая ежегодно ярмарка. Кучка рабочего люда слушала, смотрела, смеялась и бросала копейки уличным артистам, худым, с поблекшими глазами, и хлопала в ладоши. Мальчишки с девчонками свистели в свистульки - глиняные петушки, кто сосал леденцы, кто развертывал конфету с кисточкой. Разноцветные шары всюду летали над головами гулявших по ярмарке людей. Фотографы снимали и тотчас выдавали фотокарточки клиентам.

Проект благоустройства парка 1 Мая

Время не стоит на месте, его нельзя остановить. И вместе с ним меняются поколения, быт, взгляды и нравы людей. Свидетельством таких перемен служит нынешнее состояние старого парка, некогда самого прекрасного в Подмосковье. Сегодня этот парк находится в запустении. От шикарных деревьев, кустарников, клумб остались только воспоминания.

Сейчас можно видеть лишь несколько сосен и неухоженная аллея. Дома, коттеджи настойчиво продвигаются по парковой зоне. Давно исчезли летний театр, сцена, беседки, многие виды растений. От шикарных деревьев, кустарников и клумб остались только воспоминания и грусть гибнущей былой славы. Неужели нельзя возродить эту мощь, красоту и популярность старого парка?

Детская площадка. Зимний пейзаж парка.

Парковая аллея

Поэтому объектом для своей работы мы выбрали именно его, так как целевое назначение парка очень велико, и он должен соответствовать возрастающим культурным и эстетическим потребностям населения нашего города.

Одним из условий такого оформления парка является простота его художественного замысла, четкость и яркость рисунка, и строгий подбор (по высоте, формам, цветовой гамме) декоративный растений.

В садово-парковом строительстве существует два основных стиля (типа):

- регулярный, или геометрический, планировке которого присущи прямые линии и простейшие геометрические фигуры (прямоугольники, круг, звезда), придающие известную парадность и строгость планировочному решению объекта;

- ландшафтный, естественный, или пейзажный, проникнутый подражанием природе с характерной для естественного пейзажа криволинейностью планировочных линий.

После визуального обследования территории данного парка мы решили необходимым использовать в пределах данного объекта принципов планировки и композиции зеленых насаждений, а также и цветочного оформления как регулярного, так и ландшафтного стилей. Для человека характерна гармония с окружающей природой. Липовые аллеи, березовые рощи, заросли сирени, шиповника, жимолости, ирги соседствовали в русском парке с лесной таволгой и цветущими лужайками, становясь естественным продолжением окрестных лесов.

Причем представление о красоте сада было неотделимо от его полезности. Красота и польза соединялись в поэтический образ парка, все составляющие которого взаимно дополняли друг друга. В тенистых аллеях парка, среди ухоженных цветников и газона человек чувствовал себя свободнее и естественнее, отдыхал душой от городской суеты и становился самим собой.

Каким же мы видим парк 1 Мая в перспективе? Проанализировав соответствующую литературу, мы составили проект его благоустройства.

При входе в парк перед вами открываются две величественные тенистые аллеи, которые отделяют территорию парка от городской суеты. Эти аллеи сформировались из массивных деревьев (тополь, клен, сосны). По дорожкам, выложенным тротуарной плиткой, можно пройтись по всей территории парка. Слева от входа располагается массив деревьев (сосны, березы), формирующий участок, который можно оформить с использованием газона и кустов гортензии.

Парковая аллея Гортензии среди берез

Справа от входа можно расположить розарий. Обильно цветущие розы ранних сортов создают атмосферу благоухания и умиротворения. Далее, по центральной дорожке можно пройти вглубь парка и отдохнуть в беседке, окруженной цветником. Такой отдых необходим после рабочего дня и городской суеты.

Розы в парке

На свободных участках можно разместить зеленые скульптуры из самшита, рокарий. Они хорошо сочетаются с зеленой гладью газона и яркими цветниками.

Рокарий Газон

А миксбордеры и рабатки хорошо смотрятся вдоль дорожек. Миксбордер представляет собой цветник неправильной формы, составленный из большого количества разнообразных растений. Грамотно составленный миксбордер радует глаз с ранней весны до поздней осени всеми красками растений. Рабатка (грядка) – используется для оформления дорожек. Растения высаживаются очень близко друг к другу, формируя пестрый цветочный ковер.

Но некоторые виды цветников можно оформить в единой цветовой гамме. К ним относятся монохромные цветники. Их лучше разместить на фоне зеленого газона, потому что такое сочетание будет наиболее оригинальным. Летом на природе нет предела детской фантазии. Всем известно, что дети любят подражать взрослым, так что игровая площадка, где все «по-настоящему» порадует малышей. А веселый «Паровозик из Ромашкова» увлечет детей в удивительный мир сказки и фантазии.

Элементы благоустройства детской площадки.

Но важным элементом городского парка, конечно же, является фонтан.

фонтан теневой цветник

Жарким днем можно хорошо отдохнуть в этом уютном уголке парка, где прохлада воды спасает от летнего зноя. А лесистый и затененный уголок предполагает устройство теневых цветников. Этот лишенный солнечного света участок парка – не беда, а его достоинство, которое нужно только слегка подчеркнуть. Достаточно несколько видов неприхотливых, легких в уходе растений, чтобы этот участок приобрел неповторимое «звучание». Теневой цветник в парке – это всегда романтичный уголок, в котором так и хочется посидеть на скамеечке, помечтать в тиши, спрятаться в знойный день в прохладную сень деревьев.

Вот такой облик старинного парка мы хотели бы видеть в настоящее время.

Садово-парковое искусство играло немаловажную роль в жизни человека. Особенно четко это прослеживается с момента становления человека как личности. Наскальная живопись, раскраска тела, вышивка - оберег, оформление своего жилища и благоустройство прилегающей территории, свидетельствуют не только о зарождении религиозных верований, но и появлении культурно-эстетических ценностей.

Современный человек - не исключение. С появлением уровня культуры человеческого общества возникает потребность быть в гармонии с природой. А в условиях городов эта можно сделать, эстетически оформив сады, парки, скверы. Сохранение и специальная посадка деревьев и кустарников, создание газонов и клумб с цветами являются неотъемлемой частью комплекса мероприятий по защите и преобразованию окружающей среды. Зеленые насаждения не только создают благоприятные микроклиматические и санитарно-гигиенические условия, но и повышают художественную выразительность архитектурных ансамблей.

Поэтому наш проект реализует потребность человека быть в гармонии с природой и функционально использовать естественные природные ландшафты для своего отдыха.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)