Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Самодиагностика состояния здоровья учащихся

Здоровье

Быть здоровым - нормальное желание любого человека. Ведь именно здоровье - условие активности, успешности и долголетия человека. Недаром великий немецкий поэт Генрих Гейне писал: «Единственная красота, которую я знаю - здоровье». Здоровье человека не только является эстетической ценностью, но и зависит от эстетических характеристик окружения, а если сказать в целом - экологического качества окружающей среды. Здоровье - понятие комплексное. По определению Всемирной организации здравоохранения здоровье - это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

Состояние современного человека зависит не только от внешних условий, но и от его собственного отношения к здоровью. Поэтому выработка такого отношения – важнейшее условие оздоровления общества. Многие люди, особенно дети, невнимательны к своему здоровью, не умеют понимать себя и свой организм, своевременно учитывать его запросы, которые всегда объективны (заблуждение - свойство психики, но не организма).

Здоровье - состояние организма, отвечающее его оптимальной саморегуляции, согласованной работе органов во взаимодействии с окружающей средой. Самодиагностику состояния здоровья принято проводить по состоянию физического здоровья. Физическое здоровье – это определенный уровень функциональной активности (работы) основных систем органов. Здоровому образу жизни надо учиться, надо формировать культ здоровья, эстетические идеалы физически и духовно здорового человека. Очевидно, что приступать к решению этой задачи следует с изучения собственного здоровья и познания закономерностей его корректировки, укрепления и развития.

Поэтому, проводя свою исследовательскую работу, я ставил перед собой цель: в процессе самостоятельной познавательной и практической деятельности познакомиться с разными видами антропометрических измерений, овладеть элементарными методами самодиагностики здоровья.

Гипотеза: если я, используя различные методы, проведу исследование организма, то я смогу оценить гармоничность физического развития.

Практическая значимость: овладение методами самодиагностики позволит с помощью несложных измерений и расчётов определить ряд немаловажных показателей состояния и физического развития организма, гармоничность его развития.

Общие сведения об антропометрии

Антропометрия - совокупность методов и приемов оценки морфологических особенностей человеческого тела. Для этого пользуются измерительными (различные числовые измерения) и описательными (сравнение с различными эталонами, таблицами и моделями) признаками. Антропометрия широко применяется в медицине, главным образом при изучении физического развития человека, на которое оказывают влияние наследственные, социально-экономические, гигиенические и другие факторы.

Систематический антропометрический контроль позволяет своевременно выявить нарушения физического развития ребенка (отставание в весе и росте), которые являются первыми признаками возникновения или существования какого-либо заболевания.

Физическое развитие организма подчиняется биологическим законам и отражает общие закономерности роста и развития. Подчиняясь биологическим закономерностям, физическое развитие зависит от большого количества факторов и отражает не только наследственную предрасположенность, но и влияние на организм всех средовых факторов. Общее представление о физическом развитии получают при проведении трех основных измерений: определяя длину тела, массу тела, обхват грудной клетки.

Познакомившись с нижеизложенным материалом, можно будет судить о соответствии исследуемых параметров возрастным и региональным нормативам, гармоничности развития, оценить вклад наследственности в особенности телосложения.

Сведения о некоторых антропометрических методах

Центильный способ оценки физического развития

На рост оказывают влияние генетические факторы, половые различия, возраст, состояние здоровья и т. д. Длина тела может соответствовать возрасту, но может и значительно отличаться от возрастной нормы, при этом малый рост называют нанизмом, а высокий гигантизмом.

Физическое развитие считается гармоничным, если все исследуемые антропометрические показатели соответствуют одному к тому же центильном ряду, либо допускается отклонение их между собой в пределах соседнего центиля. Большая разница свидетельствует о негармоничном развитии.

Антропометрическая оценка методом центилей почти всегда совпадает с оценкой состояния здоровья у детей, подростков и молодежи. Данный метод имеет преимущества перед другими, он объективен, корректен, сопоставим, прост в использовании и позволяет следить за динамикой антропометрических данных, увидеть изменения показателей - зависимости от возраста. При этом сразу будут получены данные, характеризующие качество развития (средний уровень, выше среднего, высокое, или ниже среднего, низкое).

Метод Поля Брока

Кроме центильного способа оценки физического развития, разработанного лишь для детей и молодежи до 17 лет, существуют и другие. Самым приблизительным и старым является расчет идеального веса по формуле, предложенной 100 лет назад французским антропологом Полем Броком: идеальный вес (кг) = рост (см) – 100. Эту формула в настоящее время преобразована следующим образом: для мужчин: идеальный вес (кг) = 0,9 (рост (см) - 100); для женщин: идеальный вес (кг) = 0,85 (рост (см) - 100).

Формула Брока не учитывает того, что у женщин значительно больший слой подкожного жира, чем у мужчин; что возраст человека вносит свои коррективы в расчеты и т. д. По мнению многих диетологов, расчеты веса по формуле Брока могут привести к тому, что некоторые люди высокого роста будут считать свой вес нормальным, хотя на самом деле они страдают избыточным, и наоборот, некоторые низкорослые, чей вес в норме, считать его избыточным.

Индекс Кетле

Более абстрактным, но, тем не менее, надежным показателем гармоничности развития, используемым во многих странах мира при включении договора страхования, является так называемый (индекс массы), или индекс Кетле. В расчет его вводятся все те же величины, и формула выглядит следующим образом: индекс Кетле = Вес (кг) -Рост2 (м)

Индекс Кетле для женщин в норме должен быть равен 19-24, а для мужчин - 20-25. Если значения индекса равно 26, или превышает этот показатель, то речь идет о вредном для организма избытке веса. Об ожирении I ст. говорят, если индекс Кетле равен 26-30; II ст. - если 30-40; III ст. - если более 40. Если индекс Кетле ниже указанных нормативов, то это указывает на дефицит веса.

Оценка гармоничности физического развития

Измерить рост с помощью ростомера.

Измерить окружность грудной клетки с помощью сантиметровой ленты.

Определить массу тела с помощью медицинских весов.

Пользуясь таблицей 1, определить размерные «категории», в которые попадают полученные значения показателей.

Сделать вывод о гармоничности своего физического развития:

Развитие можно считать гармоничным, если категории всех трех показателей совпадают;

Развитие умеренно негармоничное, если номера категорий любой пары показателей различаются на две единицы;

Развитие выражено негармоничное, если номера категорий любой пары показателей различаются на три единицы и более; в таких случаях желательно проконсультироваться у врача, который порекомендует соответствующий способ коррекции.

Определение состояния сердечно - сосудистой системы с помощью пробы Маринэ

Оценивают физическую работоспособность испытуемого по приросту пульса после нагрузки в процентах от нормального пульса.

Подсчитать пульс в спокойном состоянии в течение минуты.

Выполнить дозированную нагрузку – низкие (глубокие) приседания в течение 30 секунд. Снова подсчитать пульс в течение минуты.

Сделать вывод о состоянии сердечно - сосудистой системы и физической работоспособности испытуемого, исходя из данных таблицы 2 (Приложение II).

Оценка общего состояния с помощью теста МПК

Метод предсказания максимального потребления кислорода (МПК) в степ-тесте

Показателем общей выносливости и физической работоспособности следует считать величину максимального потребления кислорода (МПК). Именно МПК является количественным выражением уровня здоровья. Величина МПК характеризует количество кислорода, которое организм способен усвоить (потребить) в единицу времени (за 1 мин). Величина МПК зависит, в основном, от двух факторов: состояния кислород - транспортной (сердечно-сосудистой) системы и способности работающих скелетных мышц усваивать кислород.

Гарвардский степ-тест

Во время тестирования человек поднимается на скамеечку высотой 30-45 см и спускается с нее в темпе примерно 30 раз в минуту в течение 5 минут. При выполнении теста руки совершают те же движения, что и при обычной ходьбе. Подъем и спуск выполняют с одной и той же ноги, вторая приставляется, выпрямляются ноги и спина, то есть фиксируется вертикальное положение.

Для определения МПК этим методом необходимо знать: мощность работы - W (кГм/мин); пульс в работе - Н (уд/мин). Мощность работы вычисляется по формуле: W = phnR, где р – вес человека, h - высота скамейки, п – количество подъемов (циклов), R- возрастной коэффициент.

Значения возрастного коэффициента R, коэффициента К, формула для расчета МПК и оценка результата приведены в таблице 3, 4,5, 6. Размерность МПК - мл/мин получают, разделив значение МПК, вычисленное по формуле, на 1000 мл. Получив данные о максимальном потреблении человеком кислорода, и разделив это значение на массу человека, получаем максимальное количество кислорода, потребляемое на 1 кг веса.

Если оценка резервных возможностей организма оказалась низкой, это свидетельствует о слабом здоровье человека и подверженности организма заболеваниям.

Методики и материалы исследований

Самодиагностика состояния здоровья

Диагностика состояния здоровья учащихся 7а класса Новопортовской школы-интерната проводилась по следующим направлениям: определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным; оценка состояния опорно-двигательного аппарата; оценка состояния сердечно - сосудистой системы; оценка состояния дыхательной системы; оценка образа жизни.

Для определения параметров, необходимых для диагностики здоровья, проводились измерения различного характера, которые затем сравнивались с теоретически рассчитанными значениями, (расчеты проводились по формулам, предложенным в методиках данной работы).

Определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным

При оценке физического развития обычно используют антропометрические показатели: длину и массу тела, окружность грудной клетки, длину и форму конечностей, жироотложения и др. Методика проведения работы отражена в Приложении IV. Я провел измерения роста учащихся моего класса с помощью ростомера, массы тела с помощью медицинских весов, окружности грудной клетки, определил пропорциональность телосложения, нашел весо-ростовой индекс, провел пробы по Бутейко. Данные своих измерений я занес в таблицу, там же отразил показатели, характерные для данного возраста и провел оценку результатов, построил диаграммы. Выводы по результатам измерений:

измерение роста показало, что нарушений со стороны эндокринной системы нет. Самые большие отклонения от нормы 4-17%. О нарушениях выработки гормона роста можно говорить, если отклонения от нормы более 20%. 24% учащихся имеют средний рост, 38% -ниже среднего, 38% - выше среднего.

измеряя массу тела, я выяснил, что среди одноклассников у нас 48% имеют нормальную массу тела, 19% - недостаточную массу (от 6 до 11 кг. ), 33% - имеют избыточную массу тела (от 5 до 41 кг);

окружность грудной клетки, характерную для соответствующего возраста имеют 43% учащихся, 38% - больше нормы, 19% - меньше нормы. По результатам экскурсии грудной клетки здоровыми являются 62%, у 38% учащихся здоровье ослаблено.

пропорциональное физическое развитие имеют 38% школьников, непропорциональное развитие: более длинные ноги – 24% учащихся, короткие ноги – 38%. По соответствию окружности грудной клетки и роста хорошее телосложение имеют 29% учащихся, сильное – 10%, низкое – 61%.

по весо-ростовому индексу нормальную упитанность имеют 67% школьников, выше нормы – 33%, ниже нормы – 0%.

Оценка опорно-двигательного аппарата

Нарушения осанки являются одним из наиболее часто встречающихся заболеваний опорно-двигательного аппарата школьников. Всякие нарушения осанки не только ухудшают внешние формы тела, но и приводят к различным отклонениям от правильной работы организма.

Исследование состояния опорно–двигательной системы одно из важнейших исследований, которое можно провести в школе, так как при правильных мероприятиях можно обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья на период обучения в школе, сформировать правильную осанку. Методика проведения оценки состояния опорно-двигательной системы . Все результаты изучения состояния опорно-двигательной системы записаны в таблице и отражены в диаграммах.

Я исследовал гибкость позвоночника учащихся. Оказалось, что хорошие и отличные показания имеют 67% школьников, низкие - 33%. Проверка на равновесие проводилась следующим образом. Испытуемый встает на одну ногу, закрывает глаза, вторую ногу сгибает в колене и упирает в бедро другой ноги. Хорошим считается результат, когда испытуемый сохраняет равновесие, около 30 сек. У нас высокие и хорошие результаты показали 67% школьников, низкие 33%. Прыжок в длину с места показал, что низкие результаты только у 5% учащихся.

Я проверил и координацию движений. Необходимо было теннисным мячом, ударяя о стену, поймать его попеременно правой и левой рукой. Отличные результаты - 33%, хорошие - 29%, низкие - 38%. Степень развития мускулатуры плечевого пояса следующая: сильное развитие мускулатуры плеча только у одного - 5%, нормальное развитие - 48 %, недостаточное развитие мускулатуры, ее ожирение - 47 %.

Самые плохие результаты были получены при выявлении нарушений осанки. Оно было проведено по двум методикам. В первом случае измерялись расстояния между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевым суставами спереди (ширина плеч) и сзади (величина дуги спины) и находился показатель состояния осанки. Поэтому показателю нормальная осанка у 5%, изменения - у 86% и выраженные нарушения осанки у 9% учащихся.

При втором исследовании учащихся вставали к стене так, чтобы пятки, ягодицы и плечи касались стены. Между стеной и поясницей попробовали просунуть ладонь или кулак. У 57% ребят прошла ладонь, значит осанка нормальная, у 43% - кулак. Это свидетельствует о нарушении осанки. Возникновению неправильной осанки способствуют различные причины: общая функциональная слабость организма, перегрузка ребенка, неправильное сидение ребенка за партой, привычка носить тяжести в одной руке, несоответствие мебели росту ребенка, слишком мягкая и неровная постель и др.

Существенную роль в обеспечении правильной удобной позы ученика при чтении, письме играют такие составляющие школьной мебели, как дистанция сидения и дифференция. Я, изучив соответствующую литературу, написал памятки для учителей, родителей и самих учащихся о том, как правильно размещать стул и стол по отношению друг друга, какова должна быть высота стола, стула и другие рекомендации.

Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, которое нередко возникает в результате переутомления и ослабления мышц голени и стопы. Плоскостопие отрицательно влияет на положение таза и позвоночника, что ведет к нарушению осанки, задерживает общее физическое развитие. Сами дети, а также и родители, часто не замечают наличия у них плоскостопия. Поэтому мы провели и это исследование. Из 21 испытуемых 4 имеют плоскостопие. Это составляет 19%. Для укрепления мышц, поддерживающих свод стопы, рекомендуется ходьба босиком по неровной, но мягкой (песок, мягкий грунт, эластичный ворс ковровых покрытий) поверхности. Полезны специальные профилактические упражнения (ходьба на носках, на пятках, на внутренней и внешних краях стоп и др. ). Для тех, у кого уже обнаружено плоскостопие рекомендуются другие упражнения.

Оценка состояния сердечно - сосудистой системы

При изучении состояния сердечно - сосудистой системы пользовался методиками. Испытуемые подсчитывали пульс в разных условиях: сидя, стоя, после нагрузок, мы измерили артериальное давление. Результаты всех исследований сердечно - сосудистой системы отражены в таблице и на диаграмме.

Количество сердечных сокращений в состоянии сидя и стоя находится в норме у 52% испытуемых, у 43% - пульс повышенный, у 5% - пониженный. После 20 приседаний хорошие результаты показали только 19% учащихся, низкие - 81%, т. е. у большинства пульс после нагрузки повышается более, чем на 33% от состояния покоя и не восстанавливается через 3 минуты.

При подъеме на 2 этаж результаты оказались немного лучше: отличный – 29%, хороший – 10%, низкий – 61%. Степень тренированности сердца: хорошая – 33%, средняя – 14%, плохая – 53%. Полученные данные позволяют сделать вывод, что в среднем по всем показателям около половины испытуемых имеют плохие результаты. Это говорит о плохой тренированности сердца, о редких занятиях спортом. Некоторые из учеников курят.

Мы так же измерили артериальное давление и сравнили его с показателями, которые соответствуют определенному возрасту. Оно соответствует норме только у 57% учащихся, у остальных – повышенное у 38%, у 5% - пониженное. Изучив резервы сердечно - сосудистой системы, я пришел к выводу, что у 57% резерв сердечно - сосудистой системы низкий, у 24%- средний, у 19% - высокий. Для определения резерва я использовал индекс Робинсона.

Всем учащимся понравилось проводить ортостатическую пробу. Для этого все 5 минут находились в положении лежа, затем проводили подсчет пульса. По команде все резко вставали и считали пульс вновь. Результаты: отличные - 24%, хорошие - 71%, низкие - 5%.

Оценка состояния дыхательной системы

Чаще всего люди не задумываются над тем, как они дышат, и какое огромное значение для их здоровья имеет правильное дыхание. От дыхания зависит нормальное снабжение крови кислородом, а также ритм работы сердца и циркуляция крови в организме. Даже незначительный недостаток кислорода снижает работоспособность мозга, нередко вызывает головную боль. Первое и важное условие правильного дыхания - дышать нужно через нос.

При дыхании через нос холодный воздух согревается, освобождается от пыли. Кроме того, сухой воздух в носу увлажняется, а выделения слизистой оболочки носа губительно влияют на микробы, находящиеся в воздухе. Таким образом, в глубокие дыхательные пути воздух поступает очищенным от пыли и микробов, согретым и влажным. Дыхание же через рот в холодную погоду, во время занятий лыжной подготовкой может вызвать охлаждение дыхательных путей и повлечь за собой простудные заболевания. Кроме того, дыхание через рот является поверхностным, поэтому организм получает меньше кислорода.

В целях сохранения и укрепления здоровья необходимо настойчиво вырабатывать привычку к правильному дыханию - дышать через нос, глубоко, ровно, ритмично.

Я провел оценку состояния дыхательной системы. Результаты работы в таблице. Подсчитали частоту дыхательных движений в покое и после 20 приседаний, она должна восстановиться в течение 7 - 9 минут после нагрузки. Это произошло у 48% школьников, хорошие результаты у 47%, слабые результаты показали 5% испытуемых. Частота дыхательных движений за 1 минуту должна быть 15, а у тренированных людей 10 - 15. Тренированными оказались 48%. По времени задержки дыхания отличные результаты показали - 67%, хорошие - 5%, слабые - 28%.

Если после нагрузки время задержки дыхания составляет 70% и более от резервов в покое, то тренированность можно считать высокой, если 50-70% - удовлетворительной, а менее 50% - слабой. У нас получилось следующее: высокие результаты – 48%, средние – 47%, слабые – 5%. В среднем по всем показателям около 30% школьников по состоянию дыхательной системы обладают слабыми результатами.

Оценка образа жизни

Все мы хотим быть здоровыми. Но многие не знают, как этого добиться. Эксперты считают образ жизни самым главным фактором, влияющим на здоровье. Действительно, специалисты говорят, что семь из десяти смертей можно было бы предотвратить простым изменением образа жизни.

Я провел тестирование учащихся, проверив их образ жизни: отношение к курению, алкоголю, к еде, физическим упражнениям, стрессу, безопасности образа жизни. Набранные суммы мы оценивали по шкале оценки результатов. Оказалось, что некоторые испытуемые курят. Отношение к алкоголю, лекарствам оставляет желать лучшего. Только 24% учащихся задумываются о том, что они едят, разнообразен ли их рацион питания, избегают употреблять излишнее количество жиров, холестерина, сахара. 38%, по отношению к еде, набрали 3-5 очков. Это говорит о том, что ваше здоровье в опасности. 9% набрали всего от 0 до 2%.

К физическим упражнениям учащиеся также относятся негативно. Только 29% регулярно занимаются спортом, следят за своим весом, развивают мускулатуру, участвуют в соревнованиях.

Лучше оказались результаты в отношении к стрессу. Половина школьников набрали по 8-10 баллов. Это блестящие результаты. Они используют свои знания для избегания стрессовых ситуаций в своей жизни.

Только 33% сознают важность правильного отношения к безопасному образу жизни.

Проведя антропометрические измерения с целью диагностики состояния здоровья учащихся 7а класса Новопортовской школы-интерната по направлениям: определение гармоничности физического развития по антропометрическим данным; оценка состояния опорно-двигательного аппарата; оценка состояния сердечно - сосудистой системы; оценка состояния дыхательной системы; оценка образа жизни можно сделать следующие выводы:

У половины семиклассников (48%) масса тела соответствует норме, но 33% имеют избыточный вес. При измерении роста учащихся выявлено, что, многие (38%) имеют рост выше теоретически рассчитанных значений и столько же рост ниже нормы. Рост, приближенный к теоретической норме чаще встречается у девочек. Выявлен случай отклонения роста от нормы более чем на 20%, что может указывать на эндокринные нарушения. Рост учащихся варьирует в достаточно большом интервале, что можно попытаться объяснить различными причинами, в том числе процессами акселерации, генотипическими особенностями организма. Пропорциональное физическое развитие имеют 38% школьников, непропорциональное развитие – 72%.

При оценивании состояния опорно-двигательного аппарата было выявлено, что для 48% учащихся характерно нормальное развитие мускулатуры плечевого пояса. Для 47%-слабое развитие. При определении правильности осанки было выявлены выраженные нарушения осанки в среднем для 9% учащихся. Вероятная причина этого неправильная посадка за рабочим столом

При оценке тренированности сердца было установлено, что среди учащихся класса у 53% плохая тренированность сердца, хорошую тренированность сердца имеют 14% учащихся.

При оценивании состояния здоровья по Бутейко, было выявлено, что почти у половины исследуемых учеников (38%) по результатам этих измерений здоровье ослаблено. Причины этого может недостаточно полноценное питание и неактивное желание заниматься спортом.

Проведя диагностику состояния здоровья учащихся, можно предложить:

при дальнейших исследованиях использовать большее количество антропометрических методов для получения более полных сведений о состоянии здоровья исследуемых;

проследить динамику основных показателей физического здоровья учащихся, повторив исследования в следующем учебном году в данном классе.

Я понимаю, что использование только антропометрических измерений не даёт полной оценки состояния здоровья, но овладение методами самодиагностики позволяет с помощью несложных измерений и расчётов определить ряд немаловажных показателей состояния и физического развития организма.

Осознавая огромную ценность здоровья, нужно помнить мудрое высказывание:

Тот, кто потерял деньги - ничего не потерял,

Тот, кто потерял время - кое-что потерял,

Тот, кто потерял здоровье - всё потерял.

Я желаю всем здоровья!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)