Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Шаг в науку

Будучи сама на протяжении 8 лет обучения в школе отличницей, я не раз задумывалась: отчего зависит успешность в учебе? Почему одни могут учиться только на пятерки, а другие нет? Почему некоторые отличники перестают ими быть, а те, кто раньше были хорошистами, вдруг становятся лучшими учениками? Мне также было интересно, что движет другими людьми в стремлении учиться «на отлично». Трудно или легко дается им учеба? Какие есть проблемы у отличников? Испытывают ли они сложности во взаимоотношениях с учителями или другими ребятами? С этими вопросами я обратилась к нашим школьным психологам. К сожалению, в психологической литературе мы практически не нашли материала об отличниках, зато в интернете оказалось очень много статей, в которых говорилось об особенностях детей, которые учатся только «на пять», о причинах, по которым становятся отличниками, об отношении общества к этой категории учащихся. Оказалось, что многие отличники испытывают давление со стороны педагогов, родителей и сверстников, им не просто адаптироваться в коллективе. Мне захотелось узнать, а как же обстоят дела у отличников в нашей школе, что думают об этом сами отличники, и что думают о них другие люди.

Определение понятия «Отличник»

Отличник, согласно Малому академическому словарю,- учащийся, получивший отличные оценки по всем основным предметам, а также тот, кто отлично выполняет свою работу.

Существительное отличник образовано от прилагательного отличный, образованного, в свою очередь, от глагола отличаться, обозначающего выделиться из числа других чем-либо (храбростью, доблестью, умением и пр. ) Однако следует обратить внимание на оттенок значения с пометкой разг. Совершить что-либо, вызывающее удивление, осуждение и пр.

Следовательно, отличник- тот, кто делает нечто, благодаря чему выделяется на фоне других, вызывая широкую палитру чувств от удивления до осуждения и зависти.

Условия, необходимые для успешной учебы

Сотрудники Центра социально-психологической помощи семьи и детям г. Иванова утверждают, что отличники, как и двоечники, в большинстве своём формируются с первых классов. В начальной школе на развитие ребёнка влияет множество психологических факторов, способствующих формированию характера и определяющих успешность или неуспешность ребёнка в учебе. К таким факторам относятся интеллектуальная, социальная и волевая готовность ребёнка к школе. Успешность также зависит от стиля воспитания ребёнка родителями: контроля над выполнением домашнего задания, моральной поддержки, семейного распорядка дня, социально-гигиенических условий в семье. Важным фактором является и медицинский анамнез- история развития той или иной болезни ребёнка. Микроклимат в школе и отношения с учителем также играют немаловажную роль. Например, если у ребёнка возник какой-нибудь конфликт с классным руководителем в первом классе, это может повлиять на всю дальнейшую учёбу школьника. Успешность и неуспешность по школьной программе, безусловно, зависит и от качеств характера ученика

Согласно Д. Мак-Клелланду, причины более высоких достижений в учёбе одних детей по сравнению с другими могут быть связаны с ценностями той культуры, в которой они воспитаны. Мак-Клелланд пришел к выводу, что мотивация достижения- стремление достичь успеха и превосходства- является культурной ценностью. На любом этапе развития общества в одних социальных группах личные достижения ценятся выше, чем в других. Кроме того, разные культуры или субкультуры могут ценить разные виды достижений. В одних группах больше ценят образовательный уровень, в других отдаётся предпочтение успеху в обществе. Дети, родители которых разделяют ценности, отличные от принятых в школе, часто имеют более слабую мотивацию к учению

Можно сделать вывод, что на успешность в учебе в основном влияют следующие факторы: одобрение (или порицание) взрослых, педагогов и родителей, стремление к успеху, общий уровень развития, состояние здоровья ребенка, особенности личности ученика.

Психологические особенности отличников

Психолог Алена Абрамова считает, что чаще всего по типу темперамента отличники флегматики, потому что терпеливы, выносливы, доводят начатое дело до конца, либо меланхолики, потому что очень ответственны, не могут «потерять репутацию», «огорчить близких»

Михаил Тимофеев, профессор ГАСИС, кафедра экономической социологии, г. Москва, пишет о следующих особенностях отличников :

• страх перед порицанием – желание не огорчать родителей и учителей;

• стремление быть безупречным;

• интровертность, которая приводит к тому, что больше времени человек посвящает учебе или, например, творчеству, чем общению со сверстниками;

• повышенный нарциссизм – тяга к самолюбованию;

• гипертрофированная потребность в достижениях, одобрении, признании, соревновании и т. д.

Шатохина Анна, учитель начальных классов, считает, что отличники делятся на «природных» и «упорных». «Природный отличник»- ребенок, отприроды наделенный хорошей памятью, сообразительностью, способностью быстро запоминать ибыстро мыслить, великолепной фантазией, все «хватает налету», всегда готов отвечать ипомогать другим, мало времени тратит навыполнение домашнего задание, новыполняет его качественно. Чаще встречается другой тип отличника- «упорные отличники», которые имеют все «пятерки» исключительно благодаря своему упорству, трудолюбию, желанию «не подвести» родителей. Такой ребенок денно инощно сидит зауроками, вклассе иногда получает «четверки», нов результате вчетверти унего стоит «пять». Для этого онготов навсе: приходить надополнительные занятия, учить огромное количество материала, просить новые упражнения ит. д. - но«пять» должна стоять вдневнике. Посути, этот ребенок- хорошист, онвполне мог быучиться на«четверки», иу него оставалось быгораздо больше времени начто-либо другое. Ноон жаждет быть отличником! Почему? Здесь возможны две причины: или из-за самолюбия, гордости или из-за родителей .

Психолог Зоя Огибина представляет «галерею портретов» лучших учеников :

Маленький карьерист – первый в классе, лучший ученик. В младших классах зачастую ему нравится учиться, или в силу способностей ему это легко даётся, в средней и старшей школе он уже понимает, что отличная учёба даёт много привилегий: кроме знаний, можно заработать еще и медаль или иные преимущества в последующем продвижении по социальной лестнице, родители хвалят, учителя приводят в пример. Карьерист приобрёл определённый статус и хочет удерживать его как можно дольше.

Потомственный отличник – его мама с папой учились в школе на пятёрки. Механизм, заведенный на то, что уроки надо делать, на занятия ходить, а после школы еще что-нибудь читать дополнительно, передается из поколения в поколение вместе с Большой Советской Энциклопедией и скрипкой. Перед ребенком ставятся непомерные цели, намеренно завышенная планка достижений, постоянно подчеркивается, что он мог бы сделать больше, чем сделал, стать лучше, чем он есть.

«Мамина гордость» - довольно распространённый тип отличника.

Такие дети становятся отличниками потому, что «так хочет мама». Мама, в свою очередь, считает, что, если её ребёнок будет отличником, она получит общественное признание и похвалу. На родительских собраниях хвалить будут именно её, а не ребёнка. Поэтому с раннего школьного возраста ребенку как бы ставится условие: "Мама будет тебя любить только в том случае, если ты будешь отлично учиться".

Профильный отличник - отличник только по одному профилю предметов. Например: русский язык, литература, история и другие гуманитарные науки – ребёнок их любит и получает по ним только пятёрки, а вот деление дробей у него вызывает предынфарктное состояние. Или ребёнок «технарь», и ему абсолютно безразлично, как пишется «не» с разными частями речи, или – кто такая старуха Изергиль.

Светлая голова - отличник, которому учёба даётся легко.

Ещё в школе, на переменке, он может выполнить половину домашнего задания, а дома мигом закончить остальное - и вот он уже на улице пинает мяч. Он не переживает за оценки, не зубрит по ночам, у него нормальное, полноценное и даже «хулиганское» детство.

Ученики делят отличников как минимум надва типа - «настоящих отличников» и«ботаников, ботанов». «Ботан» - это неспособный человек, учеба ему дается тяжело, оннеумеет выразить свою мысль, неряшливый или, наоборот, слишком аккуратный, зануда, подставляет класс, подлиза, учится ради пятерок исходит сума, получив четверку. Настоящий отличник, - это совсем другой человек: ему все легко дается, унего много интересов, онобщительный; курокам готовится мало, потому что «итак начитанный»; незная ответа, онможет выстроить логическую цепочку иответить правильно, атакже «заболтать» учителя, даже «взять харизмой». Онотлично учится, потому что ему легко иинтересно, по-другому он неможет.

Таким образом, несмотря на то, что у отличников есть много общего, они разные. Есть отличники, которые отличны во всем и дается это им легко; их часто называют одаренными. А есть категория детей, которым отличная учеба достается с трудом, на нее уходят все силы, они мало времени уделяют общению, внешкольным делам и поэтому успешны только в учебе.

Отношение к отличникам сверстников и взрослых

Анна Диордиева, сотрудник кафедры психогенетики факультета психологии МГУ, проанкетировала десятиклассников из общеобразовательных школ и спецшкол, чтобы выяснить их представления об образе жизни, характере и жизненных перспективах тех, кто по формальным показателям в классе самые лучшие

Школьники признают, что быть отличником - это огромные усилия и груз ответственности за то, чтобы «держать марку» перед учителями и одноклассниками. У отличника есть репутация, которую он не может себе позволить запятнать незнанием, списыванием, прогулами, вольным поведением; фактически у отличника нет права на ошибку.

Отличников в большинстве считают умными, целеустремленными, усидчивыми, трудолюбивыми.

Однако главная беда стратегии «отличник» в том, что отличники вынуждены одинаково тщательно готовиться по всем предметам. Из-за этого у них не хватает времени на выбор специализации и на изучение профильных для поступления или наиболее интересных предметов. У отличников редко бывают внешкольные интересы - тоже из-за того, что все их время уходит на то, чтобы объять школьную программу. В итоге получается, что отличник — всего лишь универсальный дилетант. Мнение двоечника: «Отличников мне, если честно, просто жалко— бедные, они вынуждены к каждому уроку учить всю эту «дребедень». Мне кажется, что они просто не могут выбраться из стиснувшего их мира учебников и тетрадей».

Говоря о том, за что недолюбливают отличников, ученики называют следующие качества: зануды, демонстрируют свое превосходство, не умеют справляться с форсмажором и выходить из нештатных ситуаций. Главная претензия котличникам- это то,что они ставят учебу выше общения слюдьми. Тема тепличности отличников звучит в ответах школьников достаточно часто: дескать, они живут в некоем искусственном мире, среди книг, а не среди людей. Дружить с отличником бывает затруднительно, хотя и выгодно. Психолог Анна Бердникова утверждает, что именно отличники часто оказываются не принятыми в классе, людьми, зачастую не умеющими успешно адаптироваться в трудовом коллективе .

Вопреки мнению, что учителя как-то особенно хорошо относятся к отличникам, оказалось, что учителя относятся к ребятам, которые так стараются учиться, скептически: мало кто верит, что во взрослой жизни школьная успеваемость спасет от провалов.

Мнение учителей коллектива Московской школы № 50:

«В отличниках тоже имеются свои минусы. Бывает так, что отличник- самолюбивый и гордый своими результатами- мысленно ставит себя не только выше всех ребят в классе, но и выше учителя. Естественно, это не нравится педагогу, который, как правило, любит свой предмет и имеет за плечами многолетний опыт работы, которого не может быть ни у одного школьника. Но бывают среди отличников и такие ребята, которые посредством своего дружелюбия и коммуникабельности становятся успешными во всем, и мы- учителя не устаем им удивляться» .

Можно сказать, что учителя и сверстники часто уважают отличников из-за их умения учиться, однако отношение к ним зависит по большей части не от их учебных успехов, а от их личностных качеств, умения (или не умения) общаться.

Проработав теоретический материал по выбранной мной теме, я пришла к выводу, что не каждый школьник может стать отличником, так как для этого нужны особые условия, что отличники бывают разные, но у них есть общие психологические особенности, которые помогают им быть успешными в учебе, что отношение к отличникам как взрослых, так и сверстников, в большей степени зависит от личностных особенностей самих отличников, от их умения общаться.

Мне захотелось узнать, как в нашей школе относятся к отличникам, легко ли им живется, какой статус они имеют в своих классных коллективах, чем они похожи между собой и чем отличаются, что способствует их успешной учебе.

Исследование психологических особенностей школьников, обучающихся на отлично, и их взаимоотношений с одноклассниками и педагогами

В самом начале своего исследования я решила выяснить, сколько же у нас в школе отличников. С этим вопросом я обратилась к заместителю директора. Я была удивлена, что, оказывается, отличники бывают разные: те, кто учится на отлично все годы учебы в школе, те, кто выходит отличником только за какую-нибудь одну четверть, или за какой-то год обучения. Для своей работы я составила список школьных отличников, имеющих итоговые пятерки по всем предметам за прошлый учебный год (2008-2009). Их оказалось 30.

Мне стало интересно, что помогает всем этим ребятам успешно учиться: какие мотивы, качества характера, а также, легко ли отличникам живется в школе, есть ли у них проблемы во взаимоотношениях с ребятами и учителями. Понятие отличник в психологическом ракурсе можно рассматривать с двух позиций: с позиции группы, воспринимающей отличника, и с позиции самого отличника, воспринимающего себя, свой статус и группу. Поэтому вместе со школьными психологами мы разработали анкеты для отличников, их одноклассников и педагогов, используя материалы Дзюба С. «Итоги анкетного опроса: Бывшие отличники, их проблемы и судьбы» с интернет-сайта http://afield. org. ua .

В анкетировании отличников приняли участие школьники 4, 5, 6, 7, 9 и 10 классов. Всего 19 человек

Кроме этого, я провела анкету об отличниках в своем 9 « А» классе, а также в 4 «Б» и в 7 «А» классах – где самое большое количество отличников (по 4 человека). Всего в анкетировании участвовало 45 человек: 16 четвероклассников, 13 семиклассников, 16 девятиклассников .

В анкетировании педагогов приняли участие 8 человек

По результатам анкетирования были составлены протоколы и сделаны выводы.

Что же помогает отличникам успешно учиться? Из анкет я выбрала наиболее часто встречающиеся ответы.

Большинство отличников отметили у себя следующие качества: старательность (26%), ответственность (26%), целеустремленность (21%), упорство и сила воли (21%)

Таким образом, можно составить собирательный психологический портрет отличника: это человек трудолюбивый, старательный, ответственный, целеустремленный, упорный, настойчивый и терпеливый, усидчивый и внимательный исполнительный, любознательный, одаренный высокими умственными способностями, и имеющий немалые амбиции.

Интересно, что сами отличники не отмечают у себя таланта и высоких умственных способностей, в отличие от их сверстников и педагогов, а в остальном их мнения совпадают.

На вопрос, хорошо быть отличником или нет, большинство опрошенных отвечали утвердительно: сами отличники – 100%, четвероклассники – 94%, семиклассники – 92%, девятиклассники – 88%, педагоги – 50%. Другие педагоги отмечали, что отличником быть хорошо, если учеба не вызывает у ребенка нервных срывов и если к оценкам у него сформировано здоровое отношение –

Не сомневаются, что роль отличника поможет адаптироваться во взрослой жизни 100% самих отличников, 88% четвероклассников, 100% семиклассников, 75% девятиклассников и 75% педагогов – . Некоторые отличники уточняли, в чем именно плюс роли отличника: легче поступить в престижный вуз, и там учиться тоже на отлично, найти хорошую работу. Некоторые отмечали, что хотя отличником быть хорошо, но трудно, т. к. очень большая нагрузка, либо трудно потому, что тебя отвлекают от дела просьбами о помощи.

Хотели бы сами быть отличниками 62% четвероклассников (потому что будут хвалить, будут рады родители, все будут гордиться тобой, станешь умней, будут приглашать участвовать в разных конкурсах), 85% семиклассников (потому что их уважают, «клево быть лучшим учеником») и только 25% девятиклассников (потому что это поможет в будущем при поступлении в вуз или устройстве на работу, отличникам всегда поблажки, умным быть модно и хорошо) –

Не могут сами быть отличниками по следующим причинам:

В 4 классе: мешает классный отличник, мешает моя невнимательность, не люблю учиться, не хочу выпячиваться, часто допускаю ошибки, трудно учиться.

В 7 классе: лень (69%), не понимание материала (23%), а также отсутствие способностей и плохое поведение.

В 9 классе: лень (81%), а также отсутствие способностей, не уверенность в себе и во всем, отсутствие настойчивости, отсутствие интереса к учебе, отсутствие времени на учебу.

Не хотели бы быть отличниками по следующим причинам: у них очень много обязанностей, будут дразнить ботаником, заучкой, учителя начнут загружать, всегда первым будут спрашивать, «мне не важны оценки», «не хочу сильно напрягаться».

Действительно ли у отличников много обязанностей?

37% отличников не имеют увлечений, помимо учебных, а остальные 63% кроме учебы тратят свое время на хореографию, плавание, карате, футбол, художественную школу – .

Какие же отношения у отличников с учителями? Требуют ли педагоги с них больше, чем с остальных учеников, или, наоборот, делают поблажки?

Считают, что отличники – всегда любимчики учителей, им делаются поблажки 63% четвероклассников, 62% семиклассников, 44% девятиклассников. Думают, что учителя относятся к отличникам так же, как ко всем ученикам 31% четвероклассников, 15% семиклассников и 19% девятиклассников. То, что учителя излишне придираются к отличникам, дают им больше заданий, отмечают лишь 6% четвероклассников, 23% семиклассников, и 38% девятиклассников.

А сами педагоги в большинстве пишут, что относятся к отличникам, так же как к остальным ученикам - 63%, и 37% подтверждают, что дают отличникам больше заданий, либо задания повышенного уровня сложности. Ни один учитель не согласился с тем, что делает отличникам поблажки или выделяет их в любимчики.

Участвующие в анкетировании отличники, на вопрос, какие у Вас отношения с учителями, отвечали так: хорошие, почти все учителя меня любят – 42%; нормальные отношения - 58%. Ни один из отличников не выбрал вариант «учителя меня не любят за нестандартность мышления и взглядов».

Мы видим, что данные анкетирования учеников и педагогов несколько противоречивы. Учителя считают, что они выделяют отличников только тем, что загружают их больше остальных, а многим школьникам кажется, что учителя делают отличникам поблажки и выбирают их в любимчики. Однако, негативного отношения со стороны педагогов ни один отличник не испытывает.

А как относятся к отличникам их одноклассники?

В 4 классе: в основном уважают и восхищаются 38%, а также завидуют 25%, терпеть их не могут 6%, считают занудами, заучками, «ботаниками» 6%. 38% опрошенных пишут, что их отношение к человеку не зависит от его учебных успехов

В 7 классе: 30% опрошенных ответили, что им безразличны отличники, а остальные 70% пишут, что их отношение к человеку не зависит от его учебных успехов

В 9 классе: большинство опрошенных (50%) пишут, что их отношение к человеку не зависит от его учебных успехов, 25% безразличны отличники, 19% уважают и восхищаются ими, 6% считают отличников занудами, заучками, «ботаниками».

Близкие друзья среди отличников есть у 100% опрошенных четвероклассников, 46% семиклассников и 75% девятиклассников.

Таким образом, большинство опрошенных, независимо от возраста, утверждали, что их отношение к человеку не зависит от его учебных успехов. Очень малый процент опрошенных «терпеть не может отличников», либо считает их занудами, заучками, «ботаниками». То есть негативного отношения к отличникам в целом не прослеживается. Дружат с отличниками большинство опрошенных. Завидуют отличникам только в начальной школе, а вот уважают и восхищаются как четвероклассники, так и девятиклассники. Это можно объяснить особенностями возраста: для учащихся начальной школы учеба – ведущая деятельность, а старшеклассники понимают значение отличной учебы для будущей учебы и работы.

Анализируя полученные данные, можно утверждать, что успехи отличников в учебе в целом не вызывают негативных реакций сверстников и не слишком влияют на их взаимоотношения.

А что же думают по этому поводу сами отличники?

21% отличников, принимавших участие в нашем исследовании, отвечали «меня любят и уважают, я являюсь неформальным лидером в классе», 79% отметили, что их отношения со сверстниками нормальные и ни один не выбрал вариант ответа «меня не любят, потому что я отличник»

При этом 47% стараются не обращать внимание на случающееся негативное отношение одноклассников, сверстников, 42% это дается достаточно сложно и только 11% постоянно испытывают дискомфорт по этому поводу. Однако большинство отличников – 58% никогда не слышали насмешки и оскорбления в свой адрес из-за своих успехов в учебе. Остальные подвергались насмешкам или оскорблениям по этой причине очень редко.

Таким образом, мнение отличников совпадает с мнением их сверстников: если негативное отношение к отличникам имеет место быть, то чаще всего оно не связано с их учебными успехами.

Для подтверждения своих выводов, я решила узнать, каков же социометрический статус отличников в своих классах. Эти данные я взяла у школьных психологов. Такая информация была собрана о 12 отличниках.

Оказалось, что 3 из них – «звезды», то есть имеют 8 и более выборов, причем все взаимные; 6 человек – предпочитаемые (имеют 3-6 выборов, из которых 2 или 3 взаимные), двое – пренебрегаемые (имеют 1-2 , но зато взаимных выбора), и только 1 отличник оказался отверженным, т. е. не получил ни одного выбора.

Поэтому я думаю, что однозначно сказать: взаимоотношения отличников со сверстниками и педагогами позитивные, либо негативные, трудно. Скорее всего, на формирование отношения к отличникам влияют больше их личностные качества, не связанные с успехами в учебе.

Легко ли быть отличником, тяжело ли, что это дает и чего лишает - на такие вопросы можно ответить только индивидуально. Мнение на этот счет есть не только у самих отличников, но и у тех, кто их окружает. Отношение педагогов и сверстников к отличникам, их представления о жизненных перспективах лучших учеников - это один из показателей того, насколько общество заинтересовано в людях умных, целеустремленных и добросовестных.

Сделав обзор статей об отличниках, мы выяснили, что не каждый школьник может стать отличником, так как для этого нужны особые условия, что отличники бывают разные, но у них есть общие психологические особенности, которые помогают им быть успешными в учебе, что отношение к отличникам как взрослых, так и сверстников, в большей степени зависит от личностных особенностей самих отличников, от их умения общаться.

Проведя исследование, мы установили, что общего есть у всех отличников, какими их видят педагоги и учителя, и какие мотивы способствуют их успешной учебе.

Большинство опрошенных считают, что отличником быть хорошо и что роль отличника поможет адаптироваться в дальнейшей жизни.

Многие ученики (особенно четвероклассники и семиклассники) сами хотели бы быть отличниками, правда, признают, что это достаточно трудно – слишком много обязанностей, учителя загружают и требуют строже, чем с остальных школьников. Педагоги согласны с тем, что дают отличникам больше заданий, однако не согласны с мнением учащихся, что отличники в большинстве своем их любимчики и им часто делаются поблажки.

Большинство опрошенных учащихся отвечали, что их отношение к человеку не зависит от его учебных успехов. Это подтверждается результатами социометрии: отличники имеют разный статус в своих классных коллективах – от звезд до отверженных.

Сами отличники признают, что никогда не испытывали негативного отношения со стороны педагогов, а насмешки и оскорбления одноклассников очень редко бывают связаны именно с их успехами в учебе.

С отличниками близко дружат большинство опрошенных школьников всех возрастов. Бывает, что их уважают, ими восхищаются, даже завидуют, бывает, что к ним относятся безразлично, но очень немногие одноклассники отвечали, что терпеть не могут своих более успешных товарищей.

Таким образом, мы не можем сделать однозначный вывод о том, какое положение занимают наши отличники в системе школьных взаимоотношений. Я думаю, трудности, с которыми сталкиваются отличники, больше связаны с их личностными особенностями, чертами характера, манерой поведения, чем с их отличной учебой.

В дальнейшем мы планируем продолжить исследование психологии личности отличника и рассмотреть влияние способностей, темперамента и других индивидуальных особенностей на успешность в учебе.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)