Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Исследование экологической ситуации нашего микрорайона

Экологическая тема – одна из основных тем современности. Это проблема номер один всего человечества. Совсем недавно люди поняли, что чистых рек и озер, диких лесов, нераспаханных степей, зверей и птиц – становится все меньше и меньше. Безумный ХХ век принес человечеству вместе с потоком открытий и множество проблем. Среди них очень и очень важная – охрана окружающей среды.

Экология это в первую очередь проблема загрязнения не только атмосферы, но и наших водоемов, лесов. Люди, не понимая, что делают, наносят огромный вред окружающей среде.

В опасном положении находится и природная среда Приднестровья, прежде всего Днестра. Отходы домашних животноводческих ферм, помои, мусор сваливаются на берегах и затем попадают в воду. Экологическая безграмотность настолько велика, что люди даже не представляют себе всех возможных последствий своих необдуманных действий.

Природа больна, причем очень серьезно – все меньше и меньше становится уголков, где мы могли бы почувствовать ее целительное начало. А потому и сами болеем.

Состояние природной среды, экологическая безопасность стали вызывать особое беспокойство. Окружающая среда – источник множества постоянно действующих возмущений. Чтобы окружающая среда стала средой обитания человека (как и любой другой живой системы), его организму необходимы совершенные физиологические организмы устойчивости – это непременное условие существования.

Человечество должно понять, что ресурсы нашей планеты ограничены. Сейчас главное, сможем ли мы справиться с проблемой, угрожающей окружающей среде.

Мы задаем себе вопрос: Мы будем жить? Чем мы будем дышать? Что мы будем пить? Увидят ли наши дети солнце сквозь тучи заводских выбросов.

Решение проблем экологии позволит создать условия для повышения качества жизни населения. Как же следует решать эту проблему?

Одним из ключевых направлений решения экологических проблем является совершенствование экологического просвещения.

Важно повысить уровень экологической образованности и воспитанности всего населения посредством образования. А начинать повышать уровень экологической образованности следует со школьников так как это – будущее. Нужно у молодежи сформировать современное ответственное отношение к природе. Современное грамотное и культурное отношение людей к природе играет важную роль в укреплении, стабилизации общества, его обновлении и моральном оздоровлении. Сформированное в процессе экологическое сознание большинства граждан страны станет своеобразным «ограничителем» корректирующим характер взаимоотношений между человеком, обществом и природой.

Становление экологического сознания учащихся проходит в несколько этапов.

1 этап. Формируется понимание того, что все в природе целесообразно, все взаимосвязано. Внимание концентрируется на окружающей среде, природе, социуме.

2 этап. Учащиеся постепенно превращаются из сторонних наблюдателей в соучастников, включаются в природные и социальные процессы.

3 этап. Формируются понимание единства природы и человека, природы и общества. Мы – часть природы. Судьба природы – это наша судьба.

4 этап. Человек не может не вмешиваться в природные процессы, создавая для себя приемлемые условия жизни и развития.

В моем понимании экологическое сознание – это система знаний, умений, ценностных ориентаций человечества в области науки, искусства, верованиях, традициях, а также и активная деятельность по сохранению и улучшению окружающей среды.

Человечество все больше осознает, что его будущее будет обеспечено, если вмешательство в природу будет осторожным, гуманным. Человек не может быть исключен из экосистемы, а экосистема не способна существовать без человека. Мы должны работать и жить в гармонии с законами природы, а не конфликтуя с ними. Каждый должен осознать этот факт и обратить свое внимание на жизненно важную роль, которую играют эти законы природы.

Человечество должно:

• бережно относиться к оставшимся ресурсам;

• учитывать ценности экосистемы, достигшей равновесия, которая служит пристанищем для людей;

• защищать и охранять природу.

Проблеме экологии в нашей школе уделяется большое внимание. С 2003 года у нас работает экологическая экспериментальная площадка под девизом «От экологии окружающей среды к экологии души». В ее работе берут участие учителя, учащиеся и их родители. В школе созданы отряды экологов.

Мы живем в небольшом городе на берегу Днестра. В Рыбнице большие заводы: металлургический и цементный, насосный и др. Поэтому проблема экологии напрямую касается и нас.

Причина загрязнения окружающей среды нашего города – это, прежде всего заводы, фабрики, стремительно возросшее количество автотранспорта.

Отряд экологов провел работу по определению средней продолжительности жизни людей в городе и районе и пришел к выводу, что средняя продолжительность жизни в Рыбнице – 62 года. Раньше такие заболевания, как рак, инфаркт, инсульт, астма подкашивали только пожилых людей. Теперь они вообще не соблюдают возрастных границ – сплошные житейские стрессы плюс плохая экология делают свое дело. Много людей в городе, особенно дети, страдают аллергическими заболеваниями.

ИЗМЕНЕНИЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ.

Выполнив данную работу, мы научились:

• Собирать данные о продолжительности жизни людей;

• Строить с использованием этих данных кривые выживаемости для разных периодов;

• Объяснять на основе графиков, как изменялась продолжительность жизни (за последние 80-100 лет) и как повлияло на рост населения.

Методика:

1. Посетили кладбище, где есть могилы людей, умерших в период 1880-1990гг.

2. Определили продолжительность жизни 40 первых попавшихся человек (старались не пропускать могилы, кроме тех, даты на которых неразборчивы).

3. Используя полученные данные, построили кривую: а) по оси ординат отложили количество людей, по оси абсцисс – возраст, до которого они дожили; б) возрасту 0 (рождение) будет соответствовать количество 40 человек; в) с увеличением возраста кривая идет вниз в соответствии с числом умерших людей, пока не пересечет ось абсцисс в точке, соответствующей максимальному отмеченному Вами возрасту.

4. Собрали данные на кладбище с могилами людей, умерших за последние десять лет. Построили кривую выживаемости, для удобства сравнения расположив ее рядом с первой.

5. Объяснили отмеченные изменения.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ МИКРОРАЙОНА.

Средняя школа №8 расположена в микрорайоне Виноградники г. Рыбницы, на ул. Севастопольской 22. В микрорайоне, в юго-восточной стороне от школы расположен Рыбницкий молочный завод, на северо-западе Рыбницкий ММЗ. Других предприятий, которые воздействуют на экологическую обстановку, нет. На севере и северо-востоке от школы проходит объездная магистраль города по ул. Индустриальной и на северо-западе дорога ул. Севастопольской. Между магистралью, дорогой и школой находятся жилые дома (5-9 этажей, частный сектор).

Уровень загрязнения атмосферы, по данным экологического комитета г. Рыбницы, составил 114 кг загрязненных веществ в год на каждого городского жителя, в том числе максимальная среднемесячная

Флора и фауна:

Город Рыбница является промышленным, что способствует большому загрязнению окружающей среды; в городе довольно крупный автопарк который также способствует загрязнению атмосферы и распространению шума. Для того чтобы снизить уровень шума и загрязнения ежегодно территория города озеленяется. По видовому составу в значительных количествах встречаются следующие деревья: тополь, акация белая, голубая ель, сосна обыкновенная, клен, береза. Природная фауна практически не осталась, изменена. Встречаются птицы: воробьи, вороны, ласточки, голуби, множество насекомых.

Работа проводилась в июне 2005 года. Отряд «Ромашка» исследовал территорию Рыбницкой средней школы №8.

Территория сш №8 находится на окраине города Рыбница. С двух сторон территория школы окружена многоэтажными домами, также частными домами, и с юго-востока детским садом .

Был изучен количественный и видовой состав древесных и кустарниковых растений. Было выявлено, что на территории школы произрастает 171 древесное растении, 35 кустарников, основная часть территории покрыта травянистой растительностью. При численном подсчете растений выявился и видовой состав:

Выявлено 9 видов деревьев:

Береза – 42, ива – 12 деревьев, тополь – 35 деревьев, акация – 17 деревьев, липа – 7, орех – 23 дерева, черешня – 2 дерева, вишня – 4, клен – 29, кустарников 2 вида: чайная роза -7, китайская вишня – 19.

В связи с непосредственной близостью промышленных предприятий, в целях улучшения экологической ситуации на территории школы рекомендуется:

• В весенний и осенний период производить озеленение школы древесной, кустарниковой и травянистой растительностью.

• Учителям биологии и начальных классов подключать учащихся всех звеньев обучения.

Проведя ряд исследований и практических работ мы пришли к выводу, что ничто не может заменить нам природы, такой разной, такой живой, а значит , мы должны спохватиться, по-новому, гораздо бережливее, заботливей, чем прежде, относиться к ней. Ведь мы сами тоже ее частица, несмотря на то, что отгородились от нее каменными стенами городов. И если природе становится плохо, непременно станет плохо и нам.

Действенным средством эколого-природоохранительного образования является регулярное общение учащихся нашей школы с природой. Охрана природы – это не только сохранение и рациональное использование ее ресурсов, их воспроизводство и улучшение природной среды. Такое понимание ориентирует учащихся на организацию более активного их участия в воспроизводстве растительных ресурсов, в обогащении фауны, формирует и развивает понятия и практические навыки научно обоснованного управления процессом воспроизводства биохимических ресурсов, улучшения природной среды.

Изменения отношения учащихся, жителей микрорайона к окружающей среде.

Улучшения состояния лесного близлежащего массива, территории микрорайона и школы.

Привлечение большого количества людей, готовых активно участвовать с учащимися в подобной деятельности.

Распространение информации о нашей деятельности.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)