Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Истории учительской династии Стадниковых в истории школы

Для изучения истории учительской династии Стадниковых необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть историю возникновения учительской династии Стадниковых с 30-ых годов XX века;
  • проследить продолжение династии с начала 60-ых годов XX века;
  • рассмотреть самобытность и культурный уровень семьи Стадниковых на примере участия в областном конкурсе <<Крепка семья - крепка Россия>> (2007 год).

Истоки учительской династии Стадниковых

Счастлив тот , кто может проследить свою родослов- ную, одного предка за дру- гими, и облечь седое вре- мя покровом юности.

Иоганн Рихтер

Своё начало наша семейная учительская династия берёт от моей прабабушки - Полуэктовой Федоры Ивановны. Родилась она 4 июня 1908 года в селе Мариновка Никитовского района Белгородской области. Рано осталась сиротой. Сначала её с братом и сестрой приютили родственники, а потом - детский дом в Ютановке Валуйского района. Все трое чудом остались живы в трудные голодные годы коллективизации.

Когда Дора окончила 7 классов, её, как лучшую ученицу, направили учиться в Воронеж на <<избача>>, т. е. библиотекаря. А в 1930 году стала работать учителем начальных классов в хуторе Бударки Никитовского района. Там она вышла замуж, переехали на родину мужа - в село Палатово того же района. Родила пятерых детей, трое из которых после войны остались в живых.

Её сын и мой дедушка, Стадников Юрий Петрович, вспоминает: <<Время военного лихолетия для нашей семьи было необычайно трудным, как и для других семей нашей страны. Тяжело было и детям, которые враз лишились детства. Но маме было особенно тяжело, ведь на её хрупкие плечи легли все заботы о семье, непосильная мужская работа. Во время оккупации мама была назначена в нашей Палатовской школе директором. Очень уважали её в селе. Был такой случай. Фашисты всех партийных и комсомольцев приговорили к расстрелу. И вот уже читают список приговорённых, а как дошли до маминой фамилии, то немец, читавший список, не мог её произнести и стал заикаться - <<Полу. Полу.>>. Тогда переводчик, наш односельчанин, сказал: <<Нет такой фамилии>>. Так мама вместе с нами была спасена>>.

Все трое детей Доры Ивановны после окончания войны получили не только хорошее воспитание, но и образование (что не каждому давалось в то время): старшая дочь средне-специальное - бухгалтер, сын (мой дедушка) - высшее образование, МИИСП, инженер сельского производства. Младшая дочь, Нина Петровна, пошла по стопам своей мамы - окончила Воронежский педагогический университет, работала учителем начальных классов, позже - учителем географии в городе Краснодон Ворошиловградской (ныне Луганской) области в знаменитой школе им. Горького, в которой до начала Великой Отечественной войны учились герои-молодогвардейцы. В этой школе она работала до ухода на пенсию. Нина Петровна известна в своём городе, уважаема учениками и их родителями. Имеет высшую квалификационную категорию, неоднократно награждалась грамотами городского и областного уровня.

В 1964 году в семью Доры Ивановны сын привёл молодую жену, мою бабушку, Людмилу Николаевну, которая волей судьбы тоже была учительницей, направленную в Палатовскую среднюю школу по распределению РОНО. С особой теплотой она вспоминает свою свекровь: <<В своём становлении как учителя я благодарна свекрови - Доре Ивановне. Именно она учила меня обращаться к детям с добротой, теплотой и вниманием. Ей самой были характерны эти стороны характера. Ни в семье, ни в школе от Доры Ивановны никто не только грубого слова, повышенного тона не слышал>>. (Приложение 3. )

Трудовой путь моей прабабушки составил 35 лет. И все эти годи она отдала школе, 31 год именно в селе Палатово.

Заключение:

Учительская династия Стадниковых взяла своё начало от моей прабабушки - Полуэктовой Федоры Ивановны. Судьба её не была простой. Но ни раннее сиротство, ни детский дом, ни жестокий голод коллективизации не ожесточил её детскую душу. Она была старательной и прилежной ученицей, за что по окончании 7 классов её наградили направлением в Воронеж на курсы подготовки библиотекарей. В те годы на селе это считалось хорошим образованием, таких людей уважали за ум и интеллигентность. Позже она заочно окончила Воронежское педагогическое училище по специальности <<учитель начальных классов>>. В селе Палатово она создала семью с моим прадедушкой, Стадниковым Петром Стефановичем. Здесь же устроилась в школу учителем начальных классов. (Приложение 1. )В тяжёлые годы Великой Отечественной войны была назначена директором Палатовской средней школы. (Приложение 2. ) Дору Ивановну в селе очень уважали за добрый нрав, скромность и ум. В душевной теплоте, ласке и понимании выросли трое её детей. Младшая дочь, Нина, как и мама, пошла по учительской стезе. В своей школе она тоже уважаема. (Приложение 4. )В династию семьи Стадниковых вошла невестка Федоры Ивановны - Людмила Николаевна, моя бабушка. Так зарождалось учительство в нашей семье - малое зёрнышко доброго и светлого на земле.

Учительская династия Стадниковых продолжается

Родители продолжают жить в детях.

Фридрих Ницше

Воистину славен был путь моей прабабушки, многим добрым и светлым людям дала она путёвку в жизнь, много пользы принесла Родине своим славным трудом.

Но именно в детях и внуках состоит смысл жизни родителей. Не ушло в небытие доброе имя Федоры Ивановны, простой сельской учительницы. Продолжает оно свою славную жизнь под фамилией Стадниковых, в её детях и внуках.

Продолжалась эта учительская история так. Сын Доры Ивановны, Юрий, в 1964 году взял в жёны молодую учительницу - Людмилу Николаевну, мою бабушку. (Приложение 5. ) Родилась она в 1941 году в Украине. Родители её были из простых рабочих семей, имели образование 4 и 7 классов. В семье было пятеро детей, Люда была старшей и единственной дочерью, поэтому ей приходилось быть нянькой для всех младших братьев. Закончила в 1958 году Ливенскую среднюю школу (села Ливенка Никитовского района). Школьные годы - незабываемые годы для каждого человека. Уже в школьных стенах Людмила готовилась стать учителем.

После школьного выпускного, успешно сдав вступительные экзамены, была зачислена в ряды студентов Валуйского педагогического училища. Учёба пролетела незаметно и Людмила Николаевна получила направление на работу в Палатовскую восьмилетнюю школу, позднее ставшую средней. Там работала 14 лет учителем математики, 7 лет из которых совмещала с должностью заместителя директора по воспитательной части. О тех временах моя бабушка вспоминает с особым чувством (Приложение 6. ): << Школа работала в две смены, вечерняя школа, репетиции художественной самодеятельности к праздникам. Кроме этого работала агитатором на одной из отдалённых ферм колхоза. А по вечерам, в разлуке с мужем, который был студентом Московской сельскохозяйственной академии, сидела за учебниками, будучи студенткой-заочницей физмата Белгородского педагогического института>>. И всё это было под силу молодой учительнице.

А с 1976 года, переехав с семьёй из Палатово в соседнее село Ливенка, моя бабушка стала работать в Ливенской средней школе №1. В 2000 году она ушла на заслуженный отдых, посвятив данной школе 24 года трудового стажа, из них 18 лет была заместителем директора по учебно-воспитательной работе.

Вот как отзывается о работе Людмилы Николаевны Стадниковой её коллега, завуч Палатовской школы, Раиса Николаевна Степаненко: << Меня всегда буквально заряжает посещение Ливенской средней школы, где генератором не просто учебного, а, я бы сказала, творческого процесса является завуч Людмила Николаевна Стадникова. Вот почему всегда с удовольствием бываем с коллегами на семинарах в этой школе>>.

А учитель Ливенской школы, Лисянская Нина Фёдоровна, ветеран педагогического труда в своей статье районной газеты <<Позволь смиренно преклонить колени.>> писала (Приложение 8. ) : <<Людмила Николаевна Стадникова - талантливый педагог, знающий в совершенстве не только преподаваемый ею предмет - математику, но и историю, литературу, физику и музыку. Она учит тому, что основной познавательной стихией урока, входящей как бы во все поры школьников, должно быть вовсе не изложение учителем учебника, а то, что он даёт <<между>> строк учебника, тот общий запас образованности, который он приносит с собой на урок и отдаёт ученикам вместе с дыханием, своей личностью. Такие учителя и остаются в памяти. И уже будучи взрослыми людьми, вспоминают не здание школы и учебные кабинеты, а учителя, который оставил след в душе. Таковыми являются учителя династии Стадниковых>>.

Из воспоминаний моей бабушки: <<Главное в работе завуча я считала творчески работающий педагогический коллектив. И старалась создавать все условия для того, чтобы учитель работал творчески: передавал детям максимум знаний, возбуждал интерес к учебному процессу, воспитывал гражданское чувство - любовь к Родине, учил главной грамоте - правде и добру.

Коллектив школы был большой, более сорока человек. Задачи не из лёгких. Нужно было работать с молодыми учителями - оказывать им методическую и практическую помощь в работе; вселить надежду тем, кого постигло разочарование в педагогическом деле, вместе с ними радоваться первым успехам и делить неудачи. Я верила, что чем ярче станет личность учителя, тем сильнее его влияние на учеников, тем выше результативность педагога.

Я горжусь тем, что в нашей школе многие из учителей удостоены почётных званий и наград: двое удостоены звания <<Заслуженный учитель России>>, более 10-ти человек - значком <<Отличник народного просвещения>>, есть лауреаты и победители конкурса <<Учитель года>>. Одним словом, наша школа всегда славилась учителями, которые сеют разумное, доброе, вечное>>.

Этому Людмила Николаевна учит и своих дочерей, которые пошли по стопам мамы и бабушки. Получив высшее образование, они все трудятся на ниве просвещения.

Старшая дочь - Наталья Юрьевна. Работала с 1987 года в Ливенской средней школе учителем русского языка и литературы, заместителем директора по воспитательной работе. В нашей школе её помнят как знающего филолога, талантливого организатора. Поменяв место жительства, продолжила свой трудовой путь по той же специальности в МОУ Алексеевская СОШ №4. В настоящее время она работает культорганизатором в филиале Белгородского государственного университета города Алексеевка.

Средняя дочь - Ольга Юрьевна (моя мама). На протяжении уже 20-ти лет преподаёт в МОУ Ливенская СОШ №1. Она учитель начальных классов. Имеет высшую квалификационную категорию, лауреат конкурса <<Учитель года - 2005>> (Приложение 9. ). В коллективе её очень ценят как творческую натуру, прекрасного учителя, отзывчивого человека, хорошего наставника молодым педагогам. Ученики относятся к ней с любовью, а их родители всегда благодарят за доброе отношение и неравнодушие к воспитанию и обучению их детей.

Младшая дочь, Алёна Юрьевна, окончила школу с золотой медалью, работает учителем начальных классов в родной школе уже 12-ый год. В работе стремится достичь высоких результатов, среди её учеников есть призёр Всероссийского <<Молодёжного филологического чемпионата>>(Приложение 10. ). О выборе профессии она говорит так: << С дошкольного возраста никем, кроме учителя себя и не представляла. Бабушку Дору помню плохо - только тёплые и добрые морщинистые руки и полный нежности голос. А вот мамины вечерние посиделки с учебниками и тетрадями запомнились очень хорошо. В родителях моих Бог особо соединил ум и душевную красоту. Именно они дали мне тот жизненный потенциал, то стремление делать людям добро, которым я руководствуюсь в своей жизни>>.

Профессия учителя ныне терпит большие трудности - непостоянство в системе образования, не всегда оправдывающие себя на практике экспериментальные программы, невысокие заработки и многое другое. Но пока живы учительские династии, которые своим примером говорят о благородстве, о высоком интеллекте и о профессионализме российского учителя, до тех пор в человеческом обществе будут жить и высокие нравственные отношения, и необходимость в получении знаний.

Заключение:

С 60-х годов учительскую династию Стадниковых продолжила Людмила Николаевна, невестка Федоры Ивановны. Её славный трудовой путь начинается в Палатовской школе (14 лет) и продолжается в Ливенской школе (24 года). Моя бабушка Люда - гордость нашей семьи. Ведь в 1985 году она награждена значком <<Отличник народного просвещения>>, в 1983 году Почётной грамотой Министерства просвещения СССР, ЦК профсоюза работников просвещения, Высшей школы и научных учреждений, в 1996 году Почётной грамотой Администрации района, в 1998 году Благодарственным письмом Главы Администрации Белгородской области. (Приложение 7. ) Коллеги и ученики помнят её как знающего, высококвалифицированного педагога, доброго и чуткого человека, мудрого и справедливого наставника.

По стопам Людмилы Николаевны пошли и три её дочери - Наталья, Ольга и Алёна.

Династия учителей!

Начало её от прабабушки моей.

40 лет в школе трудилась,

Учила всех, сама училась.

Педагогический семейный стаж

Более 100 лет у нас!

Если все профессии на свете

Вдруг сложить горою на планете,

То на вершине, словно покоритель

Вспыхнуло бы слово гордое - УЧИТЕЛЬ!!!

Сильному роду нет переводу.

Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, родители пример тому.

В 2007 году вся дружная семья Стадниковых приняла участие в областном конкурсе <<Крепка семья - крепка Россия>>, заняв на районном этапе 1-е призовое место (Приложение 11. ), а на зональном этапе - 3-е призовое место. Глава семьи - Юрий Петрович был награждён районной грамотой за звание <<Лучший дедушка 2007 года>> (Приложение 12).

Вот о чём Стадниковы поведали в своём выступлении.

Конкурс <<Крепка семья - крепка Россия>> Представители Ливенского сельского поселения - семья Стадниковых

<<Бабушкины посиделки>> Добрый день, дорогие друзья!

Вас приветствует наша семья!

Семья дружная, большая!

В Ливенке нас каждый знает!

Стадников - отец, Стадникова - мать!

Как таких в селе не знать!

(на мелодию <<кадриль>> поют Наташа, Оля, Алёна)

Сегодня наша мама

И наш любимый папа

Опять собрались вместе,

Созвали всю семью.

Семью прославить дружно

И рассказать, где нужно,

Как жили и любили

Они в родном краю.

Припев: Крепка семья, крепка любовь -

Мы повторяем вновь и вновь.

Россию славим мы всегда

На долгие года, года.

Та-та-ри-та-ри-та.

Неинтересных нет семей,

Как нет планет похожих друг на друга.

А мы - династия учителей,

Об этом знает вся округа.

Династия учителей.

Она пошла от бабушки моей.

40 лет в школе трудилась.

Учила всех, сама училась.

Педагогический семейный стаж

Более ста лет у нас!

Если все профессии на свете

Вдруг сложить горою на планете,

То на вершине, словно покоритель,

Вспыхнуло бы слово гордое - Учитель.

И в эмблеме нашей меткой

Мы - семья России крепкой.

Книга нам - источник знаний,

Она - хлеб, полёт дерзаний!

И живём мы под девизом

<<Сильному роду - нет переводу>>!

На карте нашей необъятной России есть маленькая точка, среди городов она не обозначена географическими знаками, но для нас она велика. Это наша Ливенка!

Сегодня Ливенке - 325. Она выдержала все испытания: принимала участие в отпоре крымским татарам, не склонила головы перед фашистской ордою.

Ливенка наша! Мы гордимся тобою!

Хорошеет Ливенка: растут добротные дома. Две красавицы-школы украшают её. Наш местный поэт Пётр Григорьевич Черных так о нашем селе сказал:

<<Хорошеет на глазах

Ливенка родная.

Вся асфальтами покрылась

От края до края>>.

Мы рады, что нас пригласили

На эту сцену, в этот час.

Вам рассказать, кто мы такие?

О том узнаете сейчас.

Внучка: Дедушка, расскажи о нашей семье.

Дедушка: Я начну издалека. Предок наш - казак с отрядом заложили город Палатов, чтобы Русь с юга защищать, земли ей прибавлять, осваивать дикое поле.

Прапрадед ваш служил в Санкт-Петербурге в лейб-гвардии конном драгунском полку унтер-офицером, после старшиной волостным был.

Ваш прадед на земле работал. В войну блокадный Ленинград защищал. Был тяжело ранен, награждён орденом Красной Звезды. После работал председателем колхоза - восстанавливал разрушенное войной хозяйство.

Я - папа, дедушка, прадед учился, служил. Работал инженером, председателем колхоза. Депутат Земского собрания. Возглавляю своё дело - хозяйство фермерское <<Вера>>.

Задач хватает у меня, а помогает мне их выполнять моя семья. А в первую очередь - бабушка ваша.

Отличник народного просвещения.

Уважаемая на селе,

Опора дочерям и мне.

Ты, Люда, бабушкой гордись,

Назвали в честь её тебя.

За инструмент скорей садись,

Послушает тебя семья.

(внучка Люда играет на фортепиано)

Внук: Бабушка, а что такое крепкая семья?

Бабушка:

У меня секретов нет,

Слушай, мой мальчишка,

Ведь такого не найдёшь

Не в одной ты книжке.

Босым твой дедушка ходил

На речку, в школу, в поле,

А после школы в армии служил

Московский ВУЗ окончил вскоре.

А твоя бабушка, милый Артём,

В Ливенке школу кончала,

Оставив друзей и покинув свой дом,

Сельским учителем стала.

И повстречалась с дедушкой я

Дошли до свадебного тоста.

Так зародилась новая семья,

Любовь меж нами оказалась просто.

Родились девочки у нас: Наташа, Оля,

Позже - Алёна появилась.

Тогда за дедушкой твоим

Такое званье закрепилось,

Над которым нету власти -

На селе он <<дамский мастер>>.

Построили мы дом,

Всем хватает места в нём.

Дед твой в поле, а я - в школе.

Пролетели так года.

Оглянуться не успели -

Детям замуж уж пора.

Село стало поселеньем -

Оно радует наш глаз.

И четыре поколенья

Пред тобою, внук, сейчас.

Ты, Артём, Алёна, Вика, Оля, Люда и зятья,

Ната, Женя, Лизавета, дед и я -

Наша крепкая семья!

Запомни, внук: <<Счастлив тот, у кого семья - оплот>>, а сейчас порадуй нас танцем.

Дедушка:

Плясать нужна своя наука!

Тряхну я стариной

И поддержу я внука.

(дед и внук танцуют <<Яблочко>>)

Вот старшая сестра - Наташа.

Она ведь тоже гордость наша.

Была и учитель, и завуч,

А в данный момент она - корреспондент.

Работает на ТВ <<ЭФКО>>, не зная горя,

А также - в <<Мире Белогорья>>.

Наташа:

Люблю родителей, нашу семью

И о них сейчас пою.

(песня <<Дорогие мои старики>>)

Средняя сестра - Оля,

Она мой наставник в школе.

В работе ей неведомы невзгоды,

Ведь она - Лауреат конкурса <<Учитель 2005 года>>.

Сына растит, с ним поёт и танцует,

Любую картину она нарисует.

(демонстрация картин Оли)

Наташа:

Алёна - наша младшая сестра.

С детства всеми любима она.

Она послушно, прилежно уроки учила,

В итоге - золотую медаль получила.

Семейной традиции не изменила -

Образование педагогическое получила.

Разводит комнатные растения,

А ещё - пишет стихотворения.

(выходят внучка Женя , внучка вика и правнучка Лиза)

Русые косички,

Мантик - маков цвет.

Девочки-синички,

Сколько же вам лет?

Вика и Лиза:

Мне уж пять, а Лизе - три.

Родились в России мы!

Появились в новом веке

Эти два вот человека.

Вика и Лиза:

Мы попросим наших мам:

<<Родите братиков вы нам.

И как бабушки и мамы

Будем мы учителями>>.

Они уже как свои мамы

Вечерами пишут планы,

Быстро время протекает,

Смена мамам подрастает.

(вся семья поёт на мотив песни <<Золотая свадьба>>)

Праздник, праздник всех нас здесь собрал.

Как прекрасен этот светлый зал!

Выступать готовы ты и я,

Чтобы показать - крепка наша семья.

ПРИПЕВ:

Бабушка рядышком с дедушкой,

Дети и внуки все вместе

Всею семьёю собрались здесь,

Чтобы вам спеть эту песню.

Нашей семьи продолжение,

Надежда её и опора

Новое мы поколение

Веселья, любви и задора.

Заключение:

Семья Стадниковых очень крепкая, дружная семья. У нас даже эмблема своя есть - книга:

<<И в эмблеме нашей меткой

Мы - семья России крепкой.

Книга нам - источник знаний,

Она - хлеб, полёт дерзаний>>.

И живём мы под девизом: <<Сильному роду нет переводу!>>.

Наверное поэтому администрация Ливенского сельского поселения пригласила нашу семью участвовать в областном конкурсе <<Крепка семья - крепка Россия>>. Нам предстояла ответственная задача - бороться за право стать лучшей семьёй 2007 года. И нам это удалось.

Из статьи районной газеты <<В каждой семье - свои таланты>> (Приложение 13. ) : <<Семья Стадниковых - династия учителей. Дружная и большая семейка предстала на театрализованной сцене: у избы с плетнём, где <<вишня>> расцвела, и поведали в стихах о семейной жизни в родной Ливенке, где снискали у селян почёт. Три дочери Наталья, Ольга и Алёна унаследовали у мамы профессию и украсили сцену с детьми красивой русской речью>>. Заняв первое место в районном конкурсе, мы защищали честь района на зональном этапе, где были третьими из десяти семей.

С династией учителей Стадниковых земляки не раз имели возможность познакомиться по публикациям в районной газете.

И не только доброта и любовь, царящие в семье, да ароматные блины, чебуреки и пирожки Людмилы Николаевны и Юрия Петровича собирают на уютном подворье детей, внуков и правнуков. Любимая интересная работа и совместный отдых, где есть место и мудрому совету старших, и спорам людей, объединённых общим делом, и любимой лирической песне, и весёлому визгу детворы позволяют этой семье хранить добрые традиции предков и противостоять любым невзгодам.

Заключение:

В своей работе я провёл исследование актуальной, на мой взгляд, темы. Изучение данной темы продиктовано не только личной, но и общественной потребностью сохранить и передать потомкам страницы духовного наследия родного края на примере конкретной семьи, учительской династии Стадниковых.

Счастливая семья - это безопасная и спокойная гавань. В семье, где под крышей царит лад и согласие между супругами, где дети принимают участие в семейных делах, из них выходят в жизнь порядочные люди. Они заводят свои здоровые семьи. Какими станут дети? Это волнует каждого: <<Хорошие дети, спокойная старость>>. Дети тоже задумываются о своём месте в отчем доме и, конечно же, о тех, кому они обязаны жизнью.

В нашей работе мы рассказали об истоках и продолжении учительской династии Стадниковых, о роли таких семей в жизни общества, о её месте в истории края.

Ведь учитель - он всегда учитель. Он снова просидит до рассвета над детскими тетрадками, над поурочными планами, переживая о том, чтобы завтрашний урок не был похож на вчерашний, но пожалеет единственно о том, что в сутках всего 24 часа, а успеть хочется так много! И все-таки, несмотря ни на что, профессия учителя - самая лучшая и самая нужная!

Трудись, пока что служат руки.

Не сетуй, не ленись, не трусь.

За все твои дела и муки

Тебе спасибо скажут внуки!

Тебе спасибо скажет Русь!

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)