Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

История возникновения нотации

Когда я был маленьким, то задумывался о том, как появились ноты. В 7 лет я поступил в школу искусств на музыкальное отделение. Прочитав историю нот в учебниках, словаре, энциклопедии я понял, что судьба нотного письма очень непростая. В этой работе я хочу рассказать, как появились ноты и совершенствуются ли они в наше время.

ГВИДО АРЕТИНСКИЙ – РЕФОРМАТОР НОТНОГО ПИСЬМА

(992-1050)

На первый взгляд всё кажется очень просто: в любом музыкальном словаре можно прочитать о том, что нотацию придумал Гвидо из Ареццо. Гвидо Аретинский – итальянский музыкант, теоретик. Он был монахом, получил образование в монастыре Помпозы, близ Феррары. Там же началась его деятельность в певческой школе, где он руководил детским хором. Однако из-за завистников он покинул монастырь. В начале XI века Гвидо нарисовал первые линеечки, по которым «побежали» нотные знаки. Сначала эту систему нотации не приняли (впрочем, как и все хорошие изобретения). Но после того, как сам папа Иоанн XIX (1024-1033) одобрил эту систему, Гвидо сразу же ознакомил музыкантов со своей нотацией. Монах с гордостью говорил, что папа не просто выслушал его, но и спел по его системе, и лично поблагодарил изобретателя.

Музыканту и учителю пения из города Ареццо надоело, что маленькие певцы путались в невмах (невмы это-разные “закорючки”, по которым пели в те времена). И именно поэтому он придумал НОТЫ (от латинского notatio-записывание).

Гвидо начал рисовать звуки овалами и присоединять к ним палочки (штили). Монах размещал их не на 5 линейках, а на 4. После Гвидо количество линеек возрастало до 18. Но всё-таки в длительной борьбе «победил» пятилинейный нотоносец. Гвидо долго думал как назвать ноты. Для того, чтобы певцам легче было петь, он ввёл шестиступенный звукоряд с определённым соотношением интервалов (гексахорд). Назвал ступени гексахорда по начальным слогам молитвы святому Иоанну (по легенде Иоанн – покровитель певцов): Ut(do), Re, Mi, Fa, Sol, La. Со временем добавилась Si. После этого Гвидо приписывали разные заслуги вплоть до изобретения музыки. В наше время Гвидо считают реформатором в области музыки средневековья. Его нотная письменность стала основой современной нотации. А были ли ноты до Гвидо?

Оказывается, были.

ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ СОЗДАНИЯ НОТАЦИИ

Создание нотации оказалось очень трудной задачей. Чтобы её решить потребовалось много столетий. Сначала она появилась в Древнем Египте. В период Древнего и Среднего царства возникла пиктографическая нотация (рисуночная). Затем попытка создания нот была сделана в Месопотамии. Схожие с невменной системой нотные знаки существовали в древних культурах Индии, Палестины, Сирии, Персии, Армении.

Древние греки изобрели буквенную нотацию. Они обозначали ступени музыкальных ладов определёнными буквами алфавита. Когда она возникла? В музыкальном словаре сказано, что развитие древнегреческой музыки охватывает около 20 столетий: от 2 тыс. до н. э. – 5 в. н. э. Можно сделать вывод, что буквенная нотация возникла до 5 века н. э. В Средние века (началом этого периода считают 6 век нашей эры) буквенная нотация была почти забыта. Музыканты стали пользоваться значками-подсказками, которые назывались невмами и были более наглядны, чем старая нотация.

Слово это обозначает «мимический жест» или «кивок головы».

В 10 веке вновь появилась буквенная нотация, только она была более усовершенствована: уточнялись мелодические, ритмические и темповые особенности.

Первые памятники невменной нотации появились в 9 веке.

Невмы похожи на черточки, палочки, крючочки. Они показывали направление мелодии: вверх или вниз. Показывали украшения и количество звуков, приходящихся на один слог. Их использовали в работе только вокалисты. Что не могли сделать невмы? Показать точное соотношение звуков по высоте. Певцам очень много приходилось импровизировать, то есть придумывать самим. Это было неудобно: во-первых, музыка, сочинённая композитором теряла первоначальный смысл, а во-вторых, невмы не показывали точную протяжённость звуков. Поэтому возникали трудности в расшифровке записей напевов. Певцы должны были заучивать наизусть и помнить все песнопения.

В Западной Европе различались многочисленные местные разновидности невменного письма. Например: беневентанская (центр которой был г. Беневенто в Южной Италии), среднеитальянская, северофранцузская, немецкая,санкт-галленская (центром которой был г. Санкт-Галлен в Швейцарии), англосаксонская и др.

НОТНЫЙ СТАН

Многое изменилось с появлением линий для невм над текстом. Впервые нотная линия была применена в конце 10 века в монастыре Корби. Сначала высота её не была постоянной. Позднее за ней закрепилась высота звука f малой октавы. За первой линией появилась вторая – c. Линия f прочерчивалась красным цветом, а линия c – жёлтым. Гвидо из Ареццо усовершенствовал эту нотацию. Он применил четыре линии в терцовом соотношении. Высота каждой из них определялась цветом или ключевым знаком в виде буквенного обозначения. Четвёртую линию Гвидо помещал сверху или снизу, в зависимости от необходимости.

КВАДРАТНАЯ И ГОТИЧЕСКАЯ НОТАЦИИ

Ноты стали размещать на линиях и между ними. Изменились и сами невмы, стало развиваться квадратное нотописание. За этой системой закрепилось название хоральная нотация ( имела две разновидности – римскую и немецкую). Она появилась на рубеже XII-XIII веков.

Готическая система появилась в XIII веке в восточно-немецких, позднее в примыкающих к ним славянских и венгерских землях. Знаки в ней располагаются по системе (4-5) линий, иногда снабжённой ключом; фиксируют каждый звук мелодии. Готическая нотация представлена 2 основными разновидностями-немецкой и мецской. Её характерный знак похож на подкованный гвоздь. Готической нотацией записывались западно-европейские песнопения, а также духовные и светские песни.

В XV-XVI веке в неё были введены обозначения длительностей.

Системы нотации, сходные с невменным письмом, имелись в Болгарии, Сербии, Армении, России ( крюковое или знаменное письмо и кондакарная нотация).

ДРЕВНЕРУССКАЯ НОТАЦИЯ

Крюки, знамёна – знаки древнерусской безлинейной нотации. Музыкальная письменность досталась Древней Руси от Византии. Знаменная нотация имела три этапа – ранний (XI-XIV в. в. ), средний (XV-нач. XVII в. в. ) и поздний ( с сер. XVII в. ). Её ранний период связан с кондакарным пением. Мелодии записывались в певческих книгах, которые назывались кондакари.

Нотация первых двух периодов пока не расшифрована. Древнерусское нотное письмо применялось в православном церковном пении. Знаки обозначали отдельные интонации или мотивы. Они не указывали точную высоту и долготу звука. Зато показывали повышение, понижение голоса, замедление, ускорение, остановку. Знаки, уточнявшие высоту звуков назывались киноварные пометы. Сохранились древнейшие азбуки знаменного пения. Наиболее совершенная азбука появилась в 1604 году, она называлась «Ключ знаменной». Её автор – инок Кирилло-Белозёрского монастыря Христофор. Христофор даёт толкование нескольким сотням знамён и попевок.

В начале XVII века в России произошёл постепенный переход от крюкового письма к 5-линейной нотной системе с применением квадратных нот и цефаутного ключа.

Различные виды ключа С применялись в России в это время. И в их числе – цефаутный ключ, название его происходит от системы сольмизации, по которой на звук до (С) приходились названия fa и ut. С помощью цефаутного ключа записывались все звуки церковного звукоряда. Они соответствовали сначала диапазону мужских голосов, а со временем и женских. Цефаутный ключ похож на квадратную ноту со штилем. Он ставится на з-й линии нотного стана. Соответствует ноте «до» первой октавы. Впервые о нём рассказано в «Азбуке простого нотного пения по цефаутному ключу».

С появлением нотного стана невменная нотация исчезла из употребления.

Очень долго ноты не имели чётких длительностей. Решение этой проблемы связано с развитием полифонии (многоголосия). В полифонии несколько мелодий должны были согласовываться по времени. Поиски способов записи привели к возникновению Мензуральной нотации (от лат. mensura – мера).

МЕНЗУРАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ

- это система нотного письма, применявшаяся около 1250-1600 г. г. Она определила длительность каждого звука. Мензуральную нотацию разрабатывали и описывали в научных трактатах Франко Кёльнский (XV в. ), Филипп де Витри, Маркетто Падуанский (XIV в. ), Йоханнес Тинкторис (XV-XVI вв. ) и др.

По пути точного обозначения ритма Западной Европой пройдено несколько этапов - раннемензуральная нотация (XIII в. ), «чёрная» мензуральная (XIV в. ), «белая» мензуральная (XV-XVIв. в. ).

В период 1250 – 1450 годов были распространены чёрные нотные знаки: максима, лонга, бревис, семибревис с соответствующими паузами. В XIV веке вошли в употребление ещё более мелкие длительности – минима и семиминима, к началу XVI в. - фуза, семифуза.

К этому времени установились виды ритмического деления - трёхдольность или двухдольность каждой нотной длительности. Они назывались мензурами и помещались в начале нотной строки. В последующее время понятие «мензура» стало равнозначно понятию «такт». Современной целой ноте тогда соответствовала нота брэвис, виды её мензур (деление на три и на два) обозначались знаками O и C. Последнее обозначение применяется и сегодня для размера 4/4. Существовали четыре вида соподчинения длительностей:

1) brevis и semibrevis – трёхдольные (отвечают современным размерам 9\4,9\8);

2) brevis – трёхдольный, semibrevis – двухдольный (отвечает современным размерам 3\4, 3\8);

3) brevis - двухдольный, semibrevis – трёхдольный (отвечает современным размерам 6\4, 6\8);

4) brevis - двухдольный, semibrevis – двухдольный (отвечает современнымразмерам 2\4,4\4.

Были разработаны и некоторые другие правила ритмической организации звуков.

1450 – 1600 годы – период «белой» мензуральной нотации, в которой ноты изображались чёрным контуром, кроме наименьших длительностей. К концу XVI века утвердилось соотношение длительностей 1:2 и округлая запись нот. Так совершился переход к современной системе нотного письма.

СОВРЕМЕННОЕ НОТНОЕ ПИСЬМО

Много веков шли поиски создания удобной нотации. Было выработано современное нотное письмо. Эта музыкальная письменность понятна и доступна для музыкантов любой страны мира.

Что входит в состав современного нотного письма?

1. Пятилинейный нотный стан.

2. Ключи.

3. Нотные знаки, их длительности.

4. Знаки альтерации при ключе и при нотах (случайные).

5. Метр.

6. Дополнительные знаки (точка, фермата, лига).

7. Объединение нескольких нотных станов.

8. Система дополнительных обозначений (темповые, динамические, указывающие характер выразительности).

Современное нотное письмо стало фиксировать музыку более точно.

Придуманы ли новые способы нотной записи, или значительно изменённые?

Придуманы. Например, для слепых изобретена специальная нотная система. В 1839 году её придумал французский музыкант и педагог Л. Брайль. Она применяется и нынче при обучении музыки слепых.

Думаю, и в будущем будут возникать всё более точные и удобные нотации.

Вот такой получилась история создания нотного письма. Теперь я знаю, когда, где и как появились ноты.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)