Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Связь успешности сдачи ЕГЭ и уровня развития обучающихся

Цель: доказать степень влияния умственных способностей на успешность сдачи ЕГЭ.

Задачи: 1. Выявить зависимость выполнения заданий ЕГЭ от умственных способностей.

2. Проанализировать типы заданий ЕГЭ.

3. Определить причины, вызывающие неуспешность.

4. Изучить типичные ошибки.

5. Выработать рекомендации для подготовки к ЕГЭ.

Объект исследования: задания из сборников по подготовке к ЕГЭ.

Предмет исследования: зависимость успешности сдачи ЕГЭ от развития навыков учебного труда, психических свойств личности, знания фактического материала по английскому языку.

Гипотеза: успешность сдачи ЕГЭ зависит от развитости определенных учебных навыков, психических свойств личности, аспектных компетентностей.

Стандарты Бакалаврита послужили тем внешним фактором, который сподвиг образование в России искать не только новые приемы и формы работы, но и обратить внимание на процедуры выявления субъективного опыта учащихся и операций контроля знаний, умений и навыков. Способность самостоятельно принимать решение, выбирать альтернативные решения послужили фундаментом для ЕГЭ.

Целью ЕГЭ является объективная оценка подготовленности выпускников и абитуриентов. Апробируемые методы, средства и технологии контроля и оценки общеобразовательной подготовки экзаменуемых показывают, что эксперимент очень часто завершается плохими результатами. Анализ ошибок экзамена по иностранному языку показывает, что обучающиеся не умеют: выделять главное, вычленять лишнее, сопоставлять, соединять, производить качественно операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, ранжирования. Поэтому наша личная мотивация провести практический эксперимент заключается не только в мониторинге результатов сдачи ЕГЭ, но также в анализе профилактических тренингов. И что очень нас интересует – это развитие навыков учебного труда и психических свойств личности, так как мы считаем, что это главные условия успешности сдачи ЕГЭ. А поэтому рекомендации по подготовке к ЕГЭ по иностранному языку мы видим первостепенной задачей в нашем практическом проекте.

Прежде чем выработать рекомендации для развития способностей, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ, нужно провести диагностику развитости навыков учебного труда, психических свойств личности.

Известно, что при стихийном приобретении знаний, умений и навыков фонд умственных операций ограничен и у многих учащихся существуют пробелы в навыках обработки информации, следствием чего являются пробелы в умственном развитии учащихся. Поэтому мы использовали методику ШТУР для выявления осведомленности обучающихся. На занятиях кружка «Учись учиться» нами вместе с руководителем были подобраны упражнения, приемы и стратегии ТРКМ (теория развития критического мышления), направленные на развитие учебных навыков, психических свойств личности и специальных умений, необходимых для изучения иностранного языка.

Структура эксперимента.

В эксперименте участвовали: 9 «Б», 10 «А», 11 «А» классы.

Анализ заданий из сборников по целевым установкам

Наш практико-ориентированный проект направлен на исследование проблемы успешности сдачи ЕГЭ по английскому языку на основе развитости умственных способностей.

Мы проанализировали 672 задания из различных сборников «ЕГЭ» и структурировали задания по целевым установкам, так как теоретически предположили, что главная трудность успешного выполнения заданий заключается в расшифровке целевых установок.

Рассматривались задания 4 аспектов знания английского языка: чтение, аудирование, письмо, лексико-грамматические задания.

Вариативные задания по чтению.

№ п/п Название задания Частота использования Название сборника Наличие инструкции

1 Choice of the best answer – выбор из ЕГЭ – КИМ. ―

предложенных вариантов ответа. 157 Тимофеева Т. М. , 2007 г.

Тесты к ЕГЭ. Дуда И. В. , 2006 г.

2 True or false – верные, неверные ответы. 122 Тесты к ЕГЭ 2008 г. Марк Харрисон. +

3 Complete the missing information – дополнить +

недостающей информацией. 82

4 Complete the sentences with word from the box – Тесты к ЕГЭ 2008 г. Марк Харрисон. +

закончите предложения словами из данного 102

списка.

5 Put all the sentences in logical order to make Тесты к ЕГЭ. Дуда И. В. , 2006 г. ―

a logical story – составьте логический рассказ. 123

6 Match the parts – сопоставьте части. 85 ЕГЭ – КИМ. ―

Тимофеева Т. М. , 2007 г.

7 End or begin the sentences with. 74 Тесты к ЕГЭ. Дуда И. В. , 2006 г. ―

8 Match titles and passages. 112 ЕГЭ – КИМ. ―

Тимофеева Т. М. , 2007 г.

9 Read and decide if the author include necessary87 Тесты к ЕГЭ 2008 г. Марк Харрисон. +

information.

10 Put the titles of the passages in logical 112 Тесты к ЕГЭ 2008 г. Марк Харрисон. +

Вывод: итак, чаще всего встречаются задания со следующими целевыми установками: 1. Match; 2. Logical order; 3. Choice; 4. True, false. Аспект чтения предполагает широкий выбор текстов с различной тематикой, в том числе и адаптированные рассказы. Во всех анализируемых сборниках, кроме Oxford tests, где использованы только аутентичные тексты из Британских газет и художественной литературы. Все предъявляемые тестовые материалы соответствуют реальным материалам ЕГЭ и обеспечивают опыт работы с ними.

Задания ЕГЭ и способности учащихся

Таблица №2. Навыки учебного труда и психические свойства личности, необходимые для выполнения заданий.

№ п/п Виды упражнений ЕГЭ Навыки учебного труда Психические свойства личности

1 Выбор ответов на вопросы Сравнение Мышление

2 Закончить предложения Подставка Логическое мышление

3 Правильно, неправильно, не дано Сравнение Мышление

4 Расставьте логически все абзацы Классификация Логическое мышление, синтез

5 Закончите предложения, используя слова из рамки (подходящие) Сопоставление, прогнозирование Мышление, память

6 Заполните пропуски артиклями, в некоторых предложениях артиклей нет Подставка Память

7 Уберите лишнее (артикль, предлог и т. д. ) Анализ, синтез Альтернативное мышление, память

8 Напишите соответствующую форму прилагательных в отведенные места Подставка Память

9 Закончите предложение, используя подход, предлог, каждое слово можно Прогнозирование, анализ, синтез Память, логическое мышление использовать два, три, четыре раза, есть лишнее

10 Подберите английские эквиваленты к выделенным словам Подбор соответствия Память

11 Подберите соответствующие слова и закончите предложения, каждое слово Подбор соответствия Логическое мышление, память используйте один раз

12 Используйте слова из прописных букв для образования подходящий частей Прогнозирование, подстановка Память речи и заполните ими пропуски

13 Расставьте логически фрагменты диалога Прогнозирование Логическое мышление

14 Из данных предложений образуйте условные Синтез Память

15 Каждое предложение или словосочетание выразите одним словом из рамки Анализ, синтез, сокращение Воображение, умозаключение

16 Прочтите текст и внимательно смотрите на каждую строчку, некоторые Анализ, отбор Логическое мышление строчки имеют лишние слова, поставьте значок √, где нет лишних слов

17 Найдите лишнее слово в списках Анализ, отбор Логическое мышление

18 Вместо предложенных глаголов вставьте в пропуски в тексте их синонимы Подстановка Память

19 Прочтите статью, выберите лучшую фразу из А – К, чтобы заполнить пропускиАнализ, подстановка Логическое мышление

1 – 10 и закончите текст, есть одна фраза, которую не надо использовать

20 Поставьте заголовки абзацев в логическом порядке Анализ, синтез Логическое мышление

21 Прочтите утверждения и решите, какие из возможных заголовков лучше всего Сопоставление Логическое мышление дают главные идеи текста, который вы собираетесь слушать

22 Поставьте правильное существительное от данного глагола, чтобы закончить Подстановка Память дефиницию

23 Прочтите объявление и письмо и решите, включил ли автор всю необходимую Анализ, синтез, прогнозирование Оперативная память, логическое информацию мышление

24 Подчеркните части диалога, которые помогли вам ответить на вопросы Сравнение, анализ, синтез Оперативная память, умозаключение

25 Каждое предложение имеет ошибку, исправь Анализ, синтез Память

26 Выбери слова, чтобы закончить выражение – мнение, согласие, несогласие Анализ, синтез, подстановка Память, логическое мышление

27 Прочтите пары предложений и утверждений и соотнесите их с утверждениями, Соотнесение Воображение, альтернативное выраженными другими словами мышление

28 Подчеркните слова или слово, которые делают предложения отличными от Анализ, синтез Логическое мышление значения утверждения в упр. 3

29 Закончите текст, выберите правильный вариант а), b), c), d), заполняя Анализ, сравнение, синтез Оперативная память, логическое пропуски мышление

30 Прочтите заголовок и скажите, к какой теме он относится Прогнозирование, сопоставление Память, мышление

31 Посмотрите на список внизу. Кто важнее для вас: семья или друзья по Ранжирование Мышление отношению к вашим делам, отметьте в таблице

«Навыки учебного труда» анализ, синтез сопоставление ранжирование

Данные диаграммы демонстрируют частотность применения навыков учебного труда при выполнении заданий.

Результаты пробных ЕГЭ по сборнику «Exam Excellence»

Чтобы выяснить уровень развития навыков учебного труда и развитости психических свойств личности в контрольных группах 9 «Б», 10 «А» и 11 «А» классов был трижды проведен экзамен по английскому языку по материалам Оксфордских методистов (аспект чтения). Всего выполняли работу 44 человека (100%). Результаты оказались следующими:

Максимальное количество баллов для одной работы – 20, что составляет 100%. Полученные результаты отображены в приведенных ниже диаграммах.

Из анализа диаграмм видно, что лучший вид работы – понимание основного содержания текста, а слабые навыки и умения в виде работы – полное и точное понимание информации.

Таким образом, обучающиеся делают типичные ошибки, так как:

1. Недостаточно владеют навыками обработки текстовой информации – выделение главного, сравнение, анализ, синтез, антиципация.

2. Слабо развиты психические свойства личности, такие как: логическое мышление, оперативная память, воображение, внимание.

3. Обучающиеся плохо знают фактический тематический материал, а также грамматику и лексику.

2. 4. Исследование развитости учетных навыков и психологических свойств личности учащихся.

Следующим этапом эксперимента было изучение умственного развития обучающихся с помощью простейших методик ШТУР – школьный тест умственного развития и развитости психических свойств личности с помощью методик Е. Н. Прощицкой. Были использованы следующие методики ШТУР: тест на осведомленность «1 и 2, 3» «аналогии», «4» «классификация», «5» «обобщения», употреблено 10 наборов заданий по два к каждому тесту. В результате 65 испытуемых были разделены на пять групп по осведомленности (65 человек – 100%): наиболее успешные близкие к успешным средние по успешности мало успешные наименее успешные

Тесты были выполнены со следующими результатами:

Итак, для успешного выполнения заданий ЕГЭ необходимо знать, какие навыки умственного труда и какие психические свойства личности нужно развивать для выполнения когнитивных операций.

В процессе выполнения многих заданий мы пришли к выводам, которые можно увидеть в таблице №2. Необходимые навыки учебного труда: сравнение, анализ, синтез, подстановка, отбор, подбор, прогнозирование, классификация, ранжирование. Необходимые психические свойства для выполнения заданий ЕГЭ: логическое мышление, оперативная память, альтернативное мышление. Важность развитости свойств показана на следующей диаграмме.

Уровень развитости психических свойств личности.

логическое мышление оперативная память альтернативное мышление

Вывод: согласно полученным результатам успешно справились с тестами из 65 учащихся только 25 человек, средний уровень показали 20 человек, слабый – 20 человек. Средний коэффициент умственных способностей составляет 35%.

Психические свойства личности.

Мы выявили, что для успешного выполнения заданий по ЕГЭ необходимы внимание, воображение, мышление и память.

1. Внимание – направленность нашего сознания на определенный объект. Внимание – это внимательность в операционном смысле.

В контрольной группе (65 человек) были выполнены тесты на внимание по методике Е. Н. Щербицкой.

Параметры 9 «Б» 10 «А» 11 «А»

Устойчивость 1,5 мин. 2 мин. 2,3 мин.

Объем внимания 5 фигур 4 фигуры 5 фигур

Распределение внимания 1 мин. – 5 ошибок 2 мин. – 12 ошибок 2,5 мин. – 10 ошибок

Переключаемость б – (а+б); 3 мин. 5 мин. 5,3 мин.

Концентрация а-б / в+б хорошо посредственно посредственно

Вывод: 9 «Б» класс: хорошо – 15 человек, посредственно – 10 человек.

10 «А» класс: хорошо – 8 человек, посредственно – 12 человек.

11 «А» класс: хорошо – 6 человек, посредственно – 14 человек.

2. Память – это способность запоминать, сохранять, вспоминать, узнавать и воспроизводить какую-либо информацию. Логическая память помогает запомнить слова, текст, мысли, схемы, главные идеи.

Было выполнено четыре теста (65 человек). В приведенной ниже таблице даны средние показатели.

Параметры 9 «Б» 10 «А» 11 «А»

Тип памяти Зрительная, логическая Слуховая, образная Логическая, зрительная

Слуховая память 6 человек

Зрительная память 12 чисел 8 чисел

Образная память 8 образов

Логическая память 28 слов, 4 главных мысли 18 слов, 3 главных мысли 10 слов, 3 главных мысли

Вывод: слуховая память – очень слабые результаты, зрительная память – средние результаты, образная память – слабые результаты, логическая память – средние результаты. В связи с этим необходимо развивать оперативную и механическую память.

Подбор профилактических материалов

Аспект аудирование – прослушано двадцать текстов. Наиболее часто встречающимися видами заданий являются:

Краткие ответы: yes, no, answers.

Альтернативные ответы: alternative.

Множественный выбор: multiple choice.

Установление соответствия: match.

Итак, самое большое количество заданий – «yes, no», меньше всего заданий – «match».

Аспект письмо – выполнено тридцать заданий.

Виды заданий: 1. Написать открытку: write a postcard.

2. Написать письмо (личное): write an informal letter.

3. Сочинение: composition.

4. Аргументированное письмо: essay – arguments.

5. Письмо-жалоба: a letter of complaint.

6. Статья: writing an article.

7. Эссе – рассуждение: essay – discussion.

8. От издателя газеты, журнала: a litter from an editor.

9. Электронное письмо: a letter – an email.

10. Литературное или художественное эссе: literary essay.

Чаще всего встречаются задания:

Лексико-грамматические задания.

Было сделано 15 тестов. Самые часто встречающиеся задания:

1. Заполнение пропусков – gap-fill.

2. Исправление ошибок – correction of mistakes.

3. Перефразирование – paraphrasing.

4. Словообразование – word-formation.

5. Открытые пропуски – open-close.

6. Поиск слов – editing or word-search.

7. Пропуски – banked gap-fill.

8. Лабиринт – jumbled sentences.

9. Заполнить пустые части – gap-fill.

Задания по чтению, аудированию, письму и практическому использованию языка состоят из трех текстовых заданий: два базовых и одно якорное. Проанализировав форматы текстов, мы пришли к выводу, что проверяемые умения требуют развитости определенных навыков учебного труда и психических свойств личности.

На основании опросов, таблицы соответствия, умственного развития, результатов пробных тестов было выяснено, что типичные ошибки следующие:

Аудирование Причины неудач Чтение Причины неудач

(операционные ошибки) (операционные ошибки)

1. Неправильное определение основной 1. Невнимательное прочтение 1. Занесение информации в неправильные 1. Плохо понимают аутентичные мысли. инструкций. разделы бланка. тексты.

2. Выбор варианта ответа своего, а не2. Нет навыков работы с бланками. 2. Дают ответ на тестовый вопрос, по 2. Не умеют делать выводы.

по тексту. значению одного слова.

3. Не знают анонимов и антонимов. 3. Плохо владеют лексикой. 3. Пытаются найти в тексте лексику, 3. Не понимают логические связи использованную в вопросе, а не синонимы. внутри текста.

4. Не могут правильно определить ключевые 4. Нет догадки по контексту.

Грамматика Причины неудач Письмо Причины неудач

(операционные ошибки) (операционные ошибки)

1. Невнимание к контексту и 1. Незнание неправильных глаголов, 1. Ошибки в оформлении организации 1. Незнание правил написания письма.

неправильное употребление форм степеней сравнения прилагательных, текста.

глаголов. форм глаголов.

2. Ошибки в написании слов. 2. Слабые знания лексики. 2. неумение представить полный ответ 2. Плохое владение тематикой.

на запрашиваемую в письме информацию.

3. Употребление несуществующих норм. 3. Незнание словообразования. 3. Неумение сформулировать проблему. 3. Неумение выделить главное.

4. Неправильное деление текста на 4. Нет навыков логически мыслить.

абзацы.

Для тренировки навыков учебного труда и психических свойств личности (памяти, воображения, мышления) нами было подобрано 120 упражнений. Все упражнения из различных источников разделены на репродуктивные и творческие.

Репродуктивные упражнения: повторительные, дифференцировочные, на преодоление грамматических и лексических трудностей, стенография, аналоги-образцы.

Творческие упражнения: подстановочные, конструктивные, трансформационные, вычленение различных категорий смысловой информации, сопоставление.

Особое внимание было уделено различным видам чтения.

1. Изучающее чтение: а) соотнесение значений слов с темой, ситуацией, контекстом; б) расширение лексического запаса; в) понимание предложения, как целостной смысловой структуры; г) выделение ключевых слов, темы; д) языковая догадка; е) деление текста на смысловые части; ж) выделение смысловых опор; з) замена основных мыслей текста на более экономичные способы; и) интерпретация текста; к) определение познавательной ценности.

2. Ознакомительное чтение: а) понимание лексико-тематической основы текста; б) определение связывающих средств; в) выделение ключевых смыслов; г) понимание структурно-смысловых компонентов текста; д) прогнозирование содержания текста; е) выделение смысловых вех и понимание единичных фактов; ж) объединение отдельных фактов текста в смысловое целое; з) умение выражать оценочные суждения.

3. Просмотровое чтение: а) овладение структурными особенностями текстов различных функциональных стилей; б) определение темы; в) смысловое прогнозирование содержания текста; г) упражнения на контроль понимания.

4. Поисковое чтение: а) узнавание сигналов-опор, облегчающих поиск; б) общее восприятие текста; в) контроль умения находить конкретную информацию.

3. Заключение.

Проанализировав рекомендации М. В. Вербицкой, председателя Федеральной предметной комиссии по иностранным языкам, декана факультета иностранных языков МГУ им. М. В. Ломоносова и проведя практическое исследование, мы выяснили, что:

1. Аудирование: а) следует особо уделять внимание на средства логической связи; б) правильное употребление синонимов и антонимов; в) правильное употребление видовременных форм глаголов.

2. Говорение: а) учиться давать аргументацию своей точки зрения; б) высказывать свои предположения по проблеме; в) выделять главное и второстепенное; г) отличать факты от мнений и суждений; д) осуществлять рефлексию на полученные знания; е) расширять тематику текстов и владеть функциональными текстами.

3. Чтение: а) тексты должны быть аутентичными; б) учиться делать выводы, понимать логические связи, догадываться о значении некоторых слов по контексту.

Для нас данная исследовательская работа имеет огромное практическое значение. Мы узнали тонкости обработки информации, систематизировали свои знания по различным аспектам изучения языка, потренировались на основе фактического материала Оксфордских сборников, выявили проблемы в области навыков учебного труда и психических свойств личности.

Рекомендации для обучающихся по различным аспектам при подготовке к ЕГЭ по английскому языку

1. Аудирование: а) внимательное чтение формулировки задания позволяет быстро ориентироваться в теме аудио-текста; б) при прослушивании выделяйте ключевые слова и подбирайте синонимы; в) во время пауз на черновике делайте ответы; г) задания не предлагают полного понимания всего текста; д) учитесь выделять основные мысли; е) определяйте, какая информация запрашивается до прослушивания текста; ж) чаще всего встречаются объявления, рекламы, короткие интервью, бытовые диалоги.

2. Чтение: а) понимать основное содержание теста, не переводить каждое слово в тексте; б) выделять и понимать ключевые слова и предложения; в) внимательно читать первый и последний абзацы, в которых обычно заключена тема; г) чаще читать газетные статьи, вывески, объявления, рекламы, путеводители; д) при чтении с извлечением необходимой информации обращать внимание только на эту информацию; е) при чтении с полным пониманием прочитанного учиться читать тексты разных жанров; ж) учиться извлекать информацию в виде оценочных суждений, описания, аргументации.

Данная исследовательская работа значима для группы старшеклассников, подвергшихся испытанию, и готова к трансляции в среде обучающихся иностранному языку в разных школах.

ЕГЭ и способности актуальность краткое описание исследования мотивация пробные ЕГЭ анализ заданий из сборников ЕГЭ рекомендации выводы заключение анализ соответствия заданий ЕГЭ способностям повторные экзамены и результаты анализ результатов экзаменов исследование развитости учебных навыков и психических свойств личности из контрольной группы подбор материала для профилактической работы

Анализ соответствия заданий ЕГЭ учебным навыкам и психическим свойствам личности

Структура практического эксперимента

Распределение заданий из сборников ЕГЭ по целевым установкам

Исследование развитости учебных навыков и психических свойств личности с помощью методик ШТУР и методики Е. Н. Прощицкой

Пробные ЕГЭ в контрольных группах по методическому пособию «Oxford exam excellence»

Анализ результатов экзаменов

- informal letter

- argument al essay

- a postcard

- essay - discussion

Gap-filling

Word-formation

Open-close

Jumbled sentences

Учащиеся набрали:

12 баллов

8 баллов

5 баллов

4 балла

Общее количество баллов – 244.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)