Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Судьба моей школы в судьбе моей страны

В последнее время наблюдается небывалый взлет интереса к краеведению. Не обделен вниманием и Астраханский край. В связи с подготовкой и празднованием 450-летнего юбилея Астрахани в городе произошли серьезные экономические, политические, социальные и культурные перемены. Специалисты и простые жители проявляют большое внимание как к проблемам прошлого, так и к современной истории своей малой Родины.

Меня увлекла тема истории средней общеобразовательной школы № 12 г. Астрахани, которую совсем недавно я закончила. В выборе этой темы я руководствовалась двумя мотивами:

Во-первых, знакомясь с историей школы, в которой проучилась 9 лет, я поняла, что без любви к родине и уважения её истории и культуры невозможно воспитать гражданина и патриота, сформировать в человеке чувство собственного достоинства.

Во-вторых, любовь к Родине – самое естественное чувство, которое со временем перерастает в чувство долга перед Отечеством. Это одно из основных качеств гражданина. А начинается любовь к Родине с любви к своему городу, школе, семье – малой Родине. И огромную роль в воспитании этих качеств личности играют семья и школа.

Никакое строительство новой жизни для России невозможно, если оно не будет вытекать из горячего источника любви к ней.

Н. Бердяев

История создания МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12» города Астрахани

Школа! Как близко и дорого каждому человеку это слово. Сколько волнений и прекрасных воспоминаний вызывает оно в душе. Когда мы вспоминаем о школе, всегда в памяти оживают образы первых учителей, которые вели нас за собой в мир наук и открытий. Милые наши учителя! Мы шли с вами бок о бок все наши школьные годы. Вы были с нами и в радости и в беде, с вами делились мы своими проблемами, у вас просили совета.

Труд ваш был, конечно, не напрасен,

И порой бывало тяжко вам,

Но как это все-таки прекрасно

Отдавать себя ученикам!

Любовь к школе формирует в человеке любовь к родному дому, уважение к своим корням. А ведь известно, что лишь то дерево крепко стоит на земле, у которого глубокие корни.

У школы с номером 12 глубокие корни, очень интересная судьба. Предметом моего исследования стала история не отдельного человека, а судьба и история школы, в которой я проучилась 9 лет. А познакомиться с историей школы мне помогла работа в школьном музее.

В 1997 году педагогический коллектив во главе с директором Юрием Алексеевичем Гороховым решил создать музей истории школы, чтобы сохранить для потомков доброе, светлое имя школы № 12 города Астрахани. Сохранить все то, что создавалось многими поколениями учителей и учеников. Ведь нельзя допустить, чтобы сегодняшнее молодое поколение выросло «Иванами, родства не помнящими». Правда, организация работы музей – это непростое и нелегкое дело. Оно требует целеустремлённости, кропотливости, трудолюбия, настойчивости, умения добывать нужную и достоверную информацию из архивных документов, из печатных источников и из общения с окружающими тебя людьми.

Итак, основана школа № 12 в 1927г. как неполная средняя школа. И за время своего существования она неоднократно меняла свой статус. В 1943г. она стала женской школой, в 1966г. – политехнической школой с производственным обучением, а с 1997г. муниципальным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа № 12» г. Астрахани.

Еще до Великой Отечественной войны в микрорайоне улицы Софьи Перовской было построено новое здание школы. Во время войны в нем размещался временный военный госпиталь. В 1947-1948гг. здание школы было отремонтировано и передано школе № 12.

С конца 60-х годов в микрорайоне началось активное строительство больших многоэтажных жилых домов. Маленькое здание старой школы уже не вмещало всех детей, проживавших на микроучастке. Поэтому к основному зданию школы дважды были выполнены пристрои.

Сегодня школа представляет собой сложный комплекс, состоящий из трех блоков:

1. здание начальной школы;

2. комплекс библиотеки, актового зала и столовой;

3. здание средней общеобразовательной школы.

Улица имени Валерии Барсовой

Улица, на которой расположена школа, носит имя знаменитой астраханской певицы, народной артистки России Валерии Барсовой. В 2000г. на фасаде школы появилась мемориальная доска с ее именем. Мне было интересно узнать, чем прославил себя человек, которого помнят и чтут многие поколения астраханцев.

Из автобиографии Валерии Владимировны я узнала, что родилась она в июне 1892 года в Астрахани. Ее отец, типографский служащий, умер, когда ей едва минул год. Мать вела их несложное домашнее хозяйство. Все свое детство и юность В. Барсова провела в Астрахани, училась в Мариинской женской гимназии и одновременно в музыкальном училище. «Музыка рано завладела моей душой, и мои успехи в игре на фортепиано рождали робкие мечты о консерватории», - вспоминала позже Валерия Владимировна. Вскоре ее мечты осуществились. В семнадцать лет она приехала в Москву и стала студенткой Московской консерватории. Чтобы иметь средства на обучение и на жизнь в Москве, устроилась учительницей пения в городское начальное училище. Консерваторию В. Барсова окончила по двум специальностям и стала оперной певицей. Самым счастливым эпизодом своей творческой биографии Валерия Барсова считала совместное выступление со знаменитым певцом Федором Шаляпиным в опере «Севильский цирюльник». Шаляпину она понравилась, и он сказал решительно, показав на Валерию Владимировну: «На роль Розины всегда берите в мои гастроли эту маленькую». С тех пор эта партия стала любимой в ее оперном репертуаре.

Приложив немало усилий и старания для достижения поставленной цели, Валерия Барсова добилась исполнения своей сокровенной мечты – в 1920 году она стала солисткой Большого театра. Ею вписаны яркие и незабываемые страницы в историю Большого театра и музыкальную летопись страны. Выступления Барсовой пользовались огромной популярностью у почитателей ее таланта. В годы Великой Отечественной войны в составе фронтовых бригад Валерия Владимировна выступала перед бойцами Красной Армии, ранеными солдатами. С восхищением отзывались о ее пении и игре современники, а сама Барсова вспоминала, что «выступления перед бойцами в годы войны всегда наполняли меня огромной радостью». По словам историка Зарубина: «Валерия Барсова – это неповторимое явление в советском вокальном искусстве, ее голос приносит огромную радость общения с талантом». Современники называли ее советским соловьем. Валерия Барсова является гордостью советской сцены и гордостью Астрахани, где прошли ее детство и юность.

Гордость школы – ее ученики

Нашей школе есть, чем гордиться. Среди ее выпускников – учителя, врачи, милиционеры. С 1997г. в школе работают классы милицейско-юридического профиля, которые готовят будущих работников органов внутренних дел. Есть среди наших выпускников и Герой Советского Союза. Им стал выпускник 1940г. Олег Владимирович Моисеев. Долгое время переписку с ним вела школьная поисковая группа. Из переписки стало известно, что в годы Великой Отечественной войны Моисеев О. В. был летчиком штурмовой авиации. Стать авиатором Олег Владимирович мечтал еще до войны, когда изучал летное дело в Астраханском аэроклубе. Увлеченно и серьезно занимался спортом, в школе его знали как хорошего физкультурника. Спортивная закалка помогла ему в грозные годы войны смело защищать родную землю. После победы в войне Олег Моисеев закончил Военно-политическую Академию имени В. И. Ленина. Но каково же было наше удивление, когда в одной из Книг приказов по школе за 1937 год мы обнаружили следующие записи: «Приказ № 7 от 4 февраля 1937г. Ученику 7 класса «Г» Моисееву Олегу за систематическое нарушение дисциплины во время уроков, за грубость с преподавателями объявить строгий выговор. Предупреждаю, что при повторении таких явлений, Моисеев будет исключен из школы». «Приказ № 72 от декабря 8-го дня 1937 года. Учащиеся 8-го класса «Б» за последнее время грубо нарушают правила внутреннего распорядка: не признают звонка, ведут пререкания с учителями, не выполняют домашнего задания. Установлено, что злостными нарушителями рабочей обстановки в классе являются ученики:

1. Моисеев Олег, который допускает на уроке кривление лица, что естественно вызывает смех учащихся, грубость с преподавателями, чем срывает уроки.

2. Ученики Стрельцов и Кармкин развязаны в классе, снизили успеваемость, в последнее время срывают уроки.

Исходя из этого Моисееву, Стрельцову, Кармкину объявить строгий выговор и предупредить, что при повторении таких явлений последние будут исключены из школы». Видимо, не только физическая закалка, но и независимый характер, исключительная самостоятельность помогли Олегу Моисееву стать хорошим солдатом в годы войны.

Возвращение к подвигу

Стремителен поток времени. Ушедший двадцатый век принес нам больше перемен, чем все предыдущие столетия. И одной из наиболее ярких и трагических станиц истории нашей Родины стала Великая Отечественная война. Наш народ никогда не сможет забыть о том, какой ценой завоёвана победа в этой войне. Еще живы некоторые участники тех героических событий. И у нас, их потомков, есть еще время для всестороннего изучения героического боевого и трудового прошлого и извлечения из него уроков. Конечно, за последние несколько десятилетий наша страна очень сильно изменилась, изменились идеи, другими стали люди. Но Родина у всех у нас по-прежнему одна – Россия, во имя счастья и спокойствия которой проливали кровь свою наши деды и прадеды. Может быть, не все из них совершали тогда подвиги, большинство считали себя недостойными того, чтобы о них писали, чтобы им ставили памятники. Но как раз о них, обыкновенных и простых людях, надо знать, о них говорить и писать, им ставить памятники, потому что трудом своим и подвигом они созидали будущее.

В экспозиции школьного музея представлены самые разные документы, классные журналы, старые учебники, по которым, возможно, учились еще наши бабушки. Самая старая Книга приказов, хранящаяся в школьном музее, начата 11 октября 1936 года. В приказах подробно описываются все события, происходившие в школе 80 лет назад. Более всего меня заинтересовали Приказы, по времени совпадающие с периодом войны. Тема Великой Отечественной войны и победа в ней советского народа актуальна постоянно. Советскому народу пришлось взяться за оружие, чтобы защитить свою Отчизну, отстоять ее честь и свободу. Иногда в печати или в выступлениях по телевидению раздаются голоса о том, что эта победа была напрасной, и принесла вроде бы не освобождение, а наоборот, еще большее порабощение народам Восточной Европы и Советского Союза. Этим людям, очевидно, выгодно забыть о тех зверствах и планах уничтожения целых народов, которые были так характерны для гитлеровцев. Прости им, Родина, ибо не ведают, о чем говорят.

«Приказ № 47 от 28 июля 1941 года: в связи с уходом в армию возложить обязанности директора на зав. учебной частью тов. Калинину Е. В. Заведующей учебной частью тов. Калининой принять от меня печать школы. Директор СШ № 12 Терновский И. А. ».

«Приказ № 63 от 25. 08. 1941г. В связи с уходом в ряды РККА тов. Тарусин с 25 сего августа от должности преподавателя физкультуры освобождается».

«Приказ № 70 от 20. 09. 1941г. : классным руководителем 6-7-8-9 классов обеспечить явку учащихся 21 сентября 1941 года к 6 часам утра в здание школы для организации и проведения воскресника».

«Приказ № 72 от 21 сентября 1941 года: классные руководители не обеспечили щелями свои классы, а отдельные классные руководители, не учитывая важности этого мероприятия, совершенно не организовали учеников и не приступали к рытью щелей. Таким образом, педагогический коллектив СШ № 12 не выполнил указание НКП РСФСР от 1. 07. 1941г. и местных органов МПВО и жизнь шестисот учащихся во время тревоги и налета фашистских самолетов нами поставлена под опасность. Исходя из вышеизложенного ПРИКАЗЫВАЮ: классным руководителям организовать учащихся класса на рытье щелей и закончить выполнение этого к 25 сентября 1941 года. Лица, не выполнившие данный приказ, будут привлечены к строгой ответственности».

Приказ № 76 от 1 октября 1941г. «Школа как месяц работает в условиях военной обстановки. Факты показывают, что враг не останавливается в своих гнусных целях перед бомбежкой мирного населения. В интересах сохранения жизни детей и работников школы во время налетов вражеской авиации и быстрой ликвидации последствий приказываю с 1. 10. 41г. создать в школе штаб МПВО, группу самозащиты из учителей, учащихся и технических служащих. Начальнику группы самозащиты немедленно проинструктировать командиров звеньев о порядке работы в момент воздушной тревоги. Преподавателям начальных классов немедленно начать работу по ознакомлению учащихся с правилами и порядком противовоздушной обороны».

Приказ № 71 от 4. 09. 43г. «Библиотекарь СШ № 12 тов. Бударина О. Н. с бригадой учащихся мобилизуется на заготовку топлива сроком на 20 дней. Тов. Будариной О. Н. предлагаю составить список учащихся и выехать 5. 09. 43г. За невыполнение данного Приказа дело будет передано в военный трибунал». Суровое время рождало суровые документы.

В годы войны школа не только учила детей, но и выполняла обязанности, связанные с военным временем. «Приказ № 72 от 6. 09. 1943г. По решению Райвоенкомата и РОНО Микояновского района при СШ № 12 организован пункт обучения допризывников. Для обучения таковых выделяются учителя т. Гудкова-Митрофанова К. Ф. и Бурова Н. Н. , каковым необходимо 7. 09. 43г. к 4 часам дня явиться в РОНО за инструктажем». Но, несмотря на все тяготы военного времени, школа продолжала заботиться о своих воспитанниках. Летом 1943 года при школе была организована и работала оздоровительная площадка, о чем свидетельствует Приказ № 81 от 15. 10. 43г. «Ввиду окончания работ на оздоровительной площадке и начала нового 1943-1944 учебного года тов. Бабий Е. С. от должности пионервожатой площадки с 1. 10. 43г. освобождается».

Листая страницы истории

Среди многочисленных фотографий, хранящихся в школьном музее, меня заинтересовали две. На них изображены два молодых человека в военной форме. Выяснилось, что это выпускники нашей школы, окончившие ее в 1942 году, - Гуреев Николай и Королев Анатолий. Очень долгая и крепкая дружба связывала бывших одноклассников. А рассказала нам о них и о себе бывшая ученица школы Подольская Раиса Васильевна. 4 июля 1924г. родилась Раиса Васильевна. В 1930г. маленькая Раечка пошла в 1-ый класс. В то время в школу принимали с шестилетнего возраста – нулевой класс. Училась хорошо. Школьная жизнь была очень интересной, в школе работало много кружков – драматический, хоровой, географический и др. Во время войны в школе была создана поисковая группа из 6-8 человек. Они занимались тем, что ходили по госпиталям, брали материалы из газет, выпускали боевые листки и газеты. Этой работой руководил Карпов Борис Петрович – преподаватель истории. В 1942г. Раиса Васильевна окончила школу, в 1948г. – педагогический институт, вышла замуж. А с 1950 по 1953 год Раиса Васильевна работала в своей родной школе № 12.

Интересная судьба еще одной выпускницы нашей школы – Александры Коротиной. Родилась она 13 апреля 1921г. В 1928г. , когда Александре исполнилось 7 лет, ее определили в школу № 12. Класс, в котором училась маленькая Сашенька, был очень дружным. По дороге в школу собиралась целая гурьба детей. И так каждый день они ходили в школу, все вместе. Очень любили ходить в кино, а по окончании фильма шумно и бурно обсуждали просмотренный фильм. В 8 классе Александра начала заниматься в школьном кружке пения и это определило ее дальнейший жизненный путь. В 1943г. в Астрахань из Москвы приехала группа певцов и музыкантов во главе с известной певицей Максаковой. Александра познакомилась с участниками труппы Максаковой, и они помогли Саше устроиться на работу в Астраханскую Филармонию. Так началась карьера эстрадной певицы Александры Коротиной.

В военные годы Александра работала в Филармонии, выступала с концертами в госпиталях. В 1945г. вместе со своей музыкальной бригадой она уехала в Курс. Там была избрана депутатом городского Совета. На одной из встреч с избирателями ее помощник предложил публике задавать свои вопросы депутату Коротиной. Но кто-то крикнул: «Пусть лучше она споет!»

В декабре 1956г. в Астрахани была налажена работа любительского телевизионного центра, а в 1960г. Александру Коротину пригласили работать в телецентр звукорежиссером. После выхода на пенсию Александра Александровна Коротина много лет пела в хоре ветеранов войны и труда. Часто посещала она родную школу, рассказывала нам о себе и своем поколении.

В 1939 году окончил 10 «А» класс средней школы № 12 Самсонов Николай Васильевич. Затем он поступил в Астраханский технический институт, но учиться не довелось, так как началась Великая Отечественная война и Николай Васильевич был призван в Красную Армию. Уже после окончания войны Николай Самсонов часто бывал в нашей школе, встречался с учениками, рассказывал о своем боевом пути, об участии в знаменитой Курской битве, об освобождении советских городов от фашистских захватчиков. В годы войны Николай Васильевич был несколько раз ранен, но после выздоровления вновь возвращался в строй. В составе 5 Гвардейской Армии Первого Украинского фронта участвовал в освобождении Праги, встрече с американскими солдатами на реке Эльбе у города Торгау. За боевые заслуги Николай Васильевич Самсонов награжден многими орденами и медалями. А на одной из встреч с учениками школы он пожелал: «Мирного неба! Успехи в учебе сочетать с трудом, быть истинными патриотами нашей Родины и, если надо, выполнить свой священный долг перед Отечеством, как его выполняли наши отцы и деды».

Еще один выпускник нашей школы Юрий Александрович Варфоломеев в 1941 году перешел в 10 класс, но вскоре началась война. И ему, 16-летнему мальчишке, нашему ровеснику, пришлось работать санитаром в эвакогоспитале. А летом 1942 года он был направлен на фронт в 77 гвардейскую стрелковую дивизию на Курскую дугу. Войну закончил в Берлине, в звании гвардии лейтенанта, был тяжело ранен. Награжден 12 правительственными наградами. После войны Юрий Александрович с отличием окончил Медицинский институт, работал детским врачом, 25 лет был детским рентгенологом. В книге отзывов школы он оставил такую запись: «Мне было приятно узнать, что в нашей школе ведется большая военно-патриотическая работа, что школа в этом отношении одна из лучших в городе Астрахани. Искренне спасибо за память о нас, ветеранах войны и труда, бывших учениках школы. И, особенно, за память о наших товарищах, отдавших свою жизнь за нашу Родину. Если будет возможность, позволит здоровье, с удовольствием навещу вашу школу вновь, встречусь с вами, ребята. От всей души спасибо моей школе и моим учителям за все хорошее, за знания, за нравственную закалку, за все, что позволило с честью пройти непростой жизненный путь».

Еще одним удивительным открытием хотелось бы поделиться. Одна из улиц нашего города носит имя знаменитого летчика Степана Здоровцева. В годы войны Степан Иванович Здоровцев летал на самолетах-истребителях. Немцы далеко обходили аэродром, на котором базировалась эскадрилья Здоровцева. Именно он, наш земляк, совершил первый таран, уничтожил фашистский бомбардировщик «Юнкерс-88», за что 8 июля 1941 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Подвиг Степана Здоровцева стал легендой. Но каково же было наше удивление, когда архивные документы помогли установить, что Степан Иванович Здоровцев является выпускником средней школы № 12 города Астрахани. И еще большее удивление вызвал тот факт, что родственница Степана Ивановича, а точнее, его племянница Королева Людмила Петровна, уже много лет преподает литературу в нашей школе. Вот к каким удивительным открытиям приводит нас поисковая работа в школьном музее. А девизом нашей работы стали слова Ю. Фучика: «Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых. Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас. Придет день, когда настоящее станет прошедшим, когда будут говорить о великом времени и безымянных героях, творивших историю. Я хотел бы, чтобы все знали, что не было безымянных героев, что были люди, которые имели свое имя, свой облик, свои надежды Пали целые поколения героев. Полюбите хотя бы одного из них, как сына или дочь. Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасным, подобен изваянию, высеченному из камня».

Всех, о ком я рассказала, объединила наша школа – вечно юный храм науки, несмотря на почтенный возраст. Их она встречала начинающими свой жизненный путь, и провожала уже взрослыми людьми. Им она помогала пройти по дороге мудрости и знаний, разделяла их радость и грусть, не давала отчаиваться.

Здесь всегда интересно

Сегодня наша школа такая же молодая и любимая. И наши мечты и думы о ней – школе № 12. Эти слова есть в гимне школы и в стихотворении учителя литературы нашей школы Шохиревой Екатерины Владимировны:

Нас уже почти пятнадцать сотен,

Очень разных, тихих, озорных,

Но дружней команды не найдете,

Ученик, учитель – все в работе,

Школа всех объединила их!

Школа наша, с номером двенадцать,

Нет тебя любимей и родней!

Чтоб тебе, как саду, разрастаться,

Вечно жить и весело смеяться

Добрым смехом всех твоих детей!

Сегодня муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12 города Астрахани» – одно из наиболее многочисленных средних учебных заведений области. В школе работает 115 учителей и обучается 1493 ученика. Школа осуществляет тесные творческие контакты с Учебным центром УВД Астраханской области, областным центром экологического образования, ВДПО, ГИБДД. Есть в школе свой бассейн, кабинет автодела (филиал автошколы РОСТО), производственные мастерские, музыкальное и художественное отделение Детской школы искусств № 11. После уроков и в свободное от учебы время ученики нашей школы имеют возможность обучаться музыке и рисованию (учащиеся школы – лауреаты и призеры многочисленных городских, областных и всероссийских художественных конкурсов), вождению автомобиля, моделированию судов (судомодельным кружкам, существующим в школе не одно десятилетие, руководит Каманин Александр Всеволодович). С большим интересом и энтузиазмом занимаются ребята в кружках художественной обработки кожи, лоскутной мозаики, выпускают школьную газету «Клякса», радиопередачи. Действует в школе и собственный фото-видео-пресс-центр. Ежегодно команды школы успешно выступают в традиционных областных конкурсах «Безопасное колесо», «Юный пожарный». В школе созданы дружина «Юных инспекторов движения» и «Дружина юных пожарных». Много раз школа награждалась за активное участие в традиционной экологической акции «Раз листочек, два листочек» по сбору макулатуры. Хор школы, руководимый учителем музыки Абдуллиной Н. И. , победитель и призер многих городских конкурсов. Но больше всего ребят привлекает работа в школьном музее, позволяющая ближе познакомиться с историей родной школы.

Сегодня школа такая же молодая и любимая. Каждый день, приходя в школу, чувствуешь свою сопричастность к ее истории, истории, которая началась более 80-ти лет назад. И так хочется, чтобы здесь всегда звучали детские голоса и смех. Пусть дети приходят сюда с радостью, и, получив знания, еще долго вспоминают о днях и годах, проведенных в родной школе, людях, которые эту школу создавали.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)