Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Традиции и обряды аборигенов Кузбасса.

Народы Шор-чер (шорской земли) испокон веков верили в Духов гор и рек. Потому что, реки и горы давали кров и пищу. Чтобы жить в мире с природой, выжить и оставить потомство, нужно говорить с Духами. Просить, приносить жертвы. Шаман мог донести эти просьбы. Шаманство это вера и способ выжить.

Я решил показать эту тему глазами моего ровесника шорца.

Это всего один день из его жизни. Мальчика зовут Талай. Я представил, о чём он думал и о чём мечтал. Во что он верил. Жил он в среднем течении реки Мрас-су. В этом месте у моей семьи летний дом. И мне очень интересно, чем здесь жили люди, во что они верили. Поэтому я расскажу о божествах и духах, которым покланялись именно здесь.

Утро на Мрас-су

Это было очень давно, когда народы Шории отбили нападения енисейских кыргызов с востока, джузгаров с юга.

Калмыки тоже затихли. И с той стороны, где садилось солнце ещё не пришли белые люди-орусы. Ещё нет ружий. Зверя много. Тайга прячет горы. Мрас-су несёт золото, много золота. А золото реки Мрас-су для шорца-это рыба. От косяков палыка хариуса и тайменя не видно дна.

Талай сидел на берегу реки. Мрас-су бежала, играла на порогах. Талай каждый день приходил к реке. Это река его предков. Смотрел на гору и разговаривал с духом Чёрной горы—Мустагом. Это гора его рода. Мать мальчика больна, не встает. Талаю 15лет, он уже три года ходит на охоту со взрослыми анчы.

Добычи приносит столько же. Если мать не поправится, Талай может жениться.

Ему нравится Ману. Она из рода шаманов.

У неё девять косичек и черные глаза. Она всё уже умеет: ткать, шить, готовить, выделывать шкуры, мастерить посуду из глины, охотится на мелкого зверя, ловить рыбу. Сегодня Ману и её семья пойдут подальше в лес. Пришёл срок нового бубна. Так сказал Ульгень, бог верхнего мира шорцев. Орбу, колотушку для бубна они уже сделали из молодой берёзы. Рукоятку обмотали шкуркой зайца, привязали кожаную петлю. Колотушку во время камлания ронять нельзя. Духи разлетятся.

Отец Ману сильный шаман (Кам). После разговора с духами он падает на землю. Руки и ноги его еще танцуют, а на губах пена, как белый снег. Ману в конце обряда тоже падает и у неё на губах выступает «белый снег». Её отец говорит, что она будет шаманкой. Сильной шаманкой.

(Эпилепсия это знак Ульгеня).

День бубна

Один шаман пробовал помочь матери Талая, но он слабый шабынчи. Бубна нет. Он изгонял старым луком—алар, небольшого айну (злого духа).

После камлания, мать Талая положат на лошадь и отвезут в лес. А через несколько дней к ней придут. Если она будет жива, вернут в одаг. Если умрёт то, похоронят на дереве.

Семья Кама и все члены рода ушли в лес. Ульгень показал дерево. Это будет кедр. Из кедра будет бубен. Туур (бубен) для шорца вселенная. И он такой же большой.

Каркас железный перешёл к отцу Ману от деда. Обечайка в пол роста шамана. На обечайке пять оркош (горбики для усиления звука). Резонаторных щелей нет. На внутренней стороне крепились сырга и кулак—подвески.

Через них отец Ману узнавал волю духов. На рукоятке туура висел стержень и пластинки из железа. Это как лук со стрелами против злых духов. Туур обтянут кожей самца марала.

Значит можно рисовать на бубне.

Рисунок на бубне это устройство мира шорца и Талая.

Только белая и красная краска отражала этот мир. В большей верхней части жил Ульгень.

Посредине люди. А внизу подземное царство Эрлика.

В его царство приходят через реки из слез.

Вверху на бубне нарисовали два кружка кун—солнце, ай—месяц.

Крестиками-звёзды. Три, четыре или девять птиц. Под птицами носились три, семь или одиннадцать всадников Ульгеня.

Фигурки духов- помощников шамана с луком и стрелами. В центре берёза и кедр рисовали прямо с корнями. Эти деревья священны. На них вешали шкуры жертвенных животных.

Ниже невод для рыбы и сетка для кедровых орехов. Под неводом нарисован ряд из треугольников-горы. Это мир людей.

Под горами живут семь слуг Эрлика—семь всадников. Лягушка и рыба кар балык.

Самая свирепая рыба.

Ещё отец Ману нарисовал щуку и змею. Это отгоняло болезни глаз и живота.

Талай вернулся в одаг. Мать лежала и держала в руке орекен. Это две фигурки из кендырной ткани сшитые вместе.

Глазки- бисеринки смотрели на мать. Орекеннеров передала маме бабушка. Чтобы они оберегали семью, охраняли здоровье и домашний очаг. Бабушка рассказывала, что давным-давно Старуха (орекен) была сильной шаманкой. Хотела принести жертву Ульгеню. Но камлать Ульгеню, женщинам было запрещено. Ульгень рассердился и послал её жить под землю. Однако она сумела выбраться. И поселилась у телеутов на реке Большой и Малый Бочаты.

Оттуда она проникла к шорцам через торговлю и замужество. Этой весной злая Кара-Умай забрала у Талая брата. После этого мать заболела.

Но Талай верит, что Кам поможет.

Вечерний разговор

Вечером шаман совершил обряд камлания. Кендырная шапка Кама была украшена перьями филина. Новый халат шабыр сшила Ману. К ночи всё стихло.

Талай опять вернулся на берег Мрас-су. По «кедровой реке», на шестах шли рыбаки. С ними был кайчи (певец). Значит рыбаки уходили надолго. Кайчи пел песню о храбром Кокане.

Талай мечтал о том, что мать выздоровеет. Что скоро он отправится на охоту. И удачу на охоте принесет крылатый каннатыг. Как его отцу, деду и прадеду. Развилка веточки берёзы с тряпочкой посередине и с перьями хранилась дома. Духа он кормил маслом и кашей без соли.

Мечтал о Ману. Как они будут жить вместе. Умай-иче (мать-Умай) подарит им много детей. Он смастерит крохотную колыбельку. Застелит заячьим мехом и положит веретено. Чтобы родилась девочка, помощница Ману.

Потом они положат стрелу в колыбельку. Будут ждать сыновей охотников.

А пока тайга прячет горы и от рыбы не видно дна реки.

Умай-иче. Ткань ,акрил

P. S. В прошлом году, у моей мамы была выставка. На тему Шории и шорских сказок. В выставочном зале потёк потолок. Как сказала директор галереи, впервые за всё время. Была испорчена только одна картина

«Камлание. Духи говорят». Разводы воды испортили колотушку шамана и одежду. А огонь, изображения духов и бубен остались не тронутыми.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)