Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

В. Н. Челомей – крылатый гений Наукограда

4 октября 1957 года запуском первого в мире искусственного спутника Земли была открыта космическая эра - новая эра в истории человечества.

Последовавшие за этим достижения в космонавтике, полеты космических аппаратов и их результаты буквально революционизируют наши знания о Вселенной и создают более прочную базу для ее дальнейшего исследования.

Освоение космоса приносит огромную практическую пользу. Например, теперь в нашем распоряжении надежная спутниковая теле- и радиосвязь, точные прогнозы погоды и многое другое. В информационной деятельности общества благодаря развитию космонавтики уже сейчас наблюдаются революционные сдвиги. Неизмеримо расширились возможности получения информации о Вселенной. Впервые стало реальным получение информации из космоса о Земле, ее биосфере.

Жизненный путь В. Н. Челомея и его становление как конструктора и ученого

Владимир Николаевич Челомей родился накануне первой мировой войны 30 июня 1914 года в губернском городе Седлец Привислянского края в семье учителей. Отец его, Николай Михайлович, был человеком широко образованным, но особое предпочтение отдавал химии. Мать Владимира Николаевича — Евгения Фоминична, урожденная Клочко, окончила гимназию и преподавала русский язык и литературу.

Недавно историком Е. В. Кулешовым была найдена очень старая карта. На ней рядом с городом Седлец расположено поселение Челомые. Можно предположить, что до революции предки Челомея происходили из этой деревеньки. После революции она, видимо, вошла в состав города.

Николай Михайлович очень любил рисовать жену, а рисовал он профессионально. В семье Челомеев хранится портретный рисунок Евгении Фоминичны и маленького Володи примерно в трехлетнем возрасте.

Всего около трех месяцев прожили Челомеи в Седлеце после рождения Володи. Время было тревожное: 1 августа 1914 года Германия объявила войну России. Оставаться с маленьким ребенком в не столь уж большом отдалении от линии фронта было небезопасно. Когда семья Челомеев уезжала в Полтаву, маленького Володю чуть не потеряли на вокзале, но вовремя спохватились и вернулись. Челомеи поселилась в одном доме с потомками Гоголя и Пушкина. Владимир Николаевич рос в интеллигентной среде. Таким же было и его окружение. Его лучшим другом стал праправнук А. С. Пушкина. В этом доме Володя научился играть на фортепьяно и мог подолгу просиживать за инструментом. Вместе со своим другом Сашей Данилевским они развлекались собиранием бабочек и жуков. Володя забросил это занятие, а для Александра Сергеевича это увлечение определит судьбу, позднее он достигнет больших успехов в энтомологии и станет известным ученым.

В школе Володя увлекся конструированием. Из деталей, найденных на свалке, мастерил модели автомобилей и самолетов, разные головоломки. Много читал книг по истории техники, физике. Несколько позднее, когда ему было 14 лет, Володя удивил родителей: сам смастерил фотоаппарат и сфотографировал их. Качество фотографий получилось не хуже, чем у настоящего фотоаппарата заводского изготовления.

В 1926 году Челомеи переехали в Киев. Володя быстро освоился с переменой места. В 1927 году, окончив семилетнюю трудовую школу, Владимир поступил в Киевский автомобильный техникум. Это решение сына не было неожиданностью для родителей. Они давно уже почувствовали Володину склонность к технике. Техникум давал возможность получить среднее образование и открывал путь к поступлению в институт.

В 1932 году восемнадцатилетний Владимир Челомей поступает на авиационный факультет Киевского политехнического института, того самого института, в который семью годами ранее на аэромеханическое отделение поступил Сергей Королев. В девятнадцать лет он написал свой первый научный труд. История этой работы несколько необычна. Преподаватель, читавший в институте лекции по тепловым процессам, предложил студентам выполнить домашнюю работу. Темой ее был тепловой расчет двигателя. Внимание преподавателя привлекла работа Челомея. Юноша излагал оригинальный метод расчета продувки авиационных двухтактных двигателей. Решая эту задачу, он применил аппарат векторного исчисления.

Во время практики на Запорожском моторостроительном заводе летом 1935 года молодой студент проявил свои знания на деле. На заводе создалось напряженное положение — никак не могли довести до пуска в серийное производство одну из модификаций поршневого авиационного двигателя типа БМВ-6, лицензия на выпуск которого была закуплена за границей. Важнейшая деталь двигателя — коленчатый вал выходил из строя. Поломки случались в одном из колен.

Создалась угроза срыва плановых сроков. По заводу поползли слухи о возможном вредительстве. «Ведь двигатель лицензионный, не могли же зарубежные специалисты ошибиться», — думали некоторые. Ответственный за эту работу сбился с ног, пытаясь выяснить причину поломок. Что он только не делал, в том числе пробовал усилить «больное» место за счет увеличения толщины вала. Но все напрасно. А Владимир, который заинтересовался этой проблемой и предложил решение. Вал, оказывается, не надо утолщать, а, наоборот, следует облегчить, что позволит вывести систему из резонансной области. Вот такую парадоксальную рекомендацию дал студент, и это стало решением проблемы.

Этот факт показывает, что уже в молодом возрасте проявились такие качества будущего ученого как способность быстро принять решение, многогранный интеллект, инженерное мышление.

В 1936 году в киевском издательстве Укргизместпром выходит книга студента В. Н. Челомея («Векторное исчисление», Укргизместпром, Киев, 1936). Ее литографированное издание вышло ранее. Это краткий, ясный и весьма полезный для приложений механики курс векторного анализа, содержавший интересное применение его к механике — таково мнение инженеров НПО машиностроения.

Как-то в 1936 году Владимир Челомей исчез. День нет его в институте, два нет. В институте преподаватели и сокурсники забеспокоились. (в то время с посещаемостью было строго). Несколько студентов пришли к Челомею домой. А Владимир даже матери, Евгении Фоминичне, не сказал, куда он поехал. На четвертый день объявился. Оказывается, ездил в Ленинград к академику Алексею Николаевичу Крылову. Заявился он к Крылову прямо на квартиру. Открыл дверь сам академик. Одет он был по-домашнему. С недоумением осмотрел стоящего перед ним юношу.

– Извините за беспокойство, — начал Владимир. — Я студент четвертого курса Киевского авиационного института.

— Позвольте, — перебил его Крылов. — Я не имею никакого отношения к авиации, Я — кораблестроитель.

- Да, я знаю это, — ответил студент.

Академик пригласил Владимира в просторную прихожую. Здесь Челомей изложил причины своего приезда. В Киеве, в одном из книжных магазинов, он приобрел новую книгу академика, которая была посвящена вибрации корпуса судна («Вибрация судов», ОНТИ, 1936). Познакомившись с этой работой, студент обнаружил в ней некоторые неточности. В частности, при выводе закона о колебаниях корпуса судна были сделаны ненужные допущения. Изложенная в книге теория вибрации чересчур громоздка и запутанна. Ее можно сделать стройнее и проще. Алексей Николаевич не дал ему закончить свою мысль, прервав его:

— Если вы не согласны с моими доводами, то напишите письмо.

— Очень жаль, что вы не хотите меня выслушать, — с огорчением сказал юноша.

Его настойчивость взяла верх. Крылов пригласил Челомея в свой кабинет, напоминающий одновременно и библиотеку, и штурманскую рубку из-за стоящих тут и там разных приборов, изобретенных самим хозяином. Академик снял с полки книгу и передал ее студенту. Владимир нашел нужное место, показал Алексею Николаевичу и принялся доказывать на листке бумаги, как можно упростить отдельные математические выкладки и выводы, изложенные в книге. В конце концов, автор научного труда вынужден был признать замечания студента правильными.

На последних курсах Владимир Николаевич получил возможность свободно посещать лекции и сдавать экзамены экстерном. В 1937 году он на год раньше закончил с отличием институт. После окончания института Владимира пригласили работать в Институт математики. В 1939 году Челомей защищает в Киевском политехническом институте кандидатскую диссертацию на тему «Динамическая устойчивость элементов авиационных конструкций».

В 1940 году молодой ученый был принят в специальную докторантуру при АН СССР в числе 50 лучших кандидатов наук, выдвинутых от всех республик нашей страны.

20 июня 1940 года вышло постановление объединенного заседания президиума Академии наук СССР и Комитета по делам высшей школы при СНК СССР о персональном назначении стипендий имени Сталина лицам, подготавливающимся к защите диссертации на степень доктора наук: «На основании постановления Совета Народных Комиссаров от 20 декабря 1939 года в соответствии с «Положением о порядке назначения стипендий имени Сталина», утвержденным СНК СССР 25 марта 1940 года, назначить стипендию имени Сталина в размере одной тысячи пятисот рублей в месяц Челомею Владимиру Николаевичу, кандидату технических наук, старшему научному сотруднику Института математики Академии наук УССР (г. Киев), подготавливающемуся к защите диссертации на степень доктора технических наук».

В 1941 году Челомей вступил в ВКП(б).

К началу войны диссертация была написана и защищена, но в ВАК документы не дошли.

22 июня Владимир Николаевич находился в Москве. Здесь он и остался работать в ЦИАМе.

По инициативе Владимира Николаевича в ЦИАМе создается отдел для разработки пульсирующего воздушно-реактивного двигателя, который он же и возглавил. Еще во время студенческой практики в Запорожье Челомей пытался проверить свои инженерные идеи по разработке ПВРД, для чего просил выделить бокс для испытаний.

Однажды во второй половине 1942 года в одном из районов Москвы, где располагался ЦИАМ (в настоящее время - район метро «Авиамоторная»), началась сильная стрельба. Налета вражеской авиации той ночью не было, так что происхождение канонады какое-то время оставалось загадкой. Неизвестную «батарею» быстро нашли. Оказалось, что столь необычно известил о своем рождении пульсирующий воздушно-реактивный двигатель Владимира Николаевича Челомея. Так обрела реальность его студенческая задумка. На основе этого двигателя Владимир Николаевич делал беспилотный летательный аппарат.

Создание новой боевой техники в ОКБ-52 г. Реутова.

В июне 1944 года, когда стало известно о применении гитлеровцами самолетов-снарядов «Фау-1» против Англии, перед Владимиром Николаевичем была поставлена задача: создать новое оружие – беспилотную боевую технику. Согласно решению ГКО, Владимир Николаевич Челомей был назначен главным конструктором и директором завода ОКБ-52, с 1955 года обосновавшегося в городе Реутове, созданным на основе авиазавода ОКБ-51. Как мы видим, в этом направлении у Челомея был уже определенный задел.

В фантастический, по нынешним меркам, срок – менее чем через полгода после решения ГКО — были испытаны десятки самолетов-снарядов. Сначала их запускали с бомбардировщиков Пе-8, а позже с Ту-2. 10X — так назвали новое оружие — оказалось очень эффективным.

В ту пору произошёл еще один интересный случай.

Андрей Николаевич Туполев явочным порядком занял ангар на аэродроме, выделенный для предприятия Челомея. В ангар закатили самолет, развернули с ним работу, установили охрану, ввели пропуска, в общем, все как полагается при работе на режимном объекте.

Челомей вначале растерялся. Что же делать? Жаловаться, ходить по инстанциям — значит терять время. И решился.

Вечером после работы он вместе с шофером подъехал к ангару. Охрану уговорили пройти в служебное помещение. Сами же остались на улице, а охрану заперли снаружи. Потом открыли ангар, подогнали тягач и вывезли самолет. Ангар опечатали. Ну, прямо как в настоящем детективе.

Однако дело приняло крутой оборот. Об этом инциденте доложили Сталину. Сталин выслушал, немного помолчал, потом спросил: «Сколько лет главному конструктору?» Ему ответили, что тридцать. «Ну что же, может, у него и не было другого выхода», - сказал Сталин. На этом вопрос был исчерпан.

И вновь Владимир Николаевич проявляет качества настоящего ученого, одержимого воплощением своих идей в жизнь: умение брать на себя ответственность, способность действовать решительно, отсутствие страха перед авторитетами, если этого требовало дело.

К концу войны 10X были полностью готовы, но их не применили – победа была уже близка.

В горячке повседневных дел не доходили руки до повторной защиты докторской диссертации, ведь в ВАКе он не был утвержден, да и на многие вопросы следовало взглянуть и пошире, и поглубже.

В 1950 году докторская диссертация «Динамическая устойчивость элементов цепи авиационного двигателя» была оформлена и представлена к защите в МВТУ имени Н. Э. Баумана.

До 1954 года на заводе, где В. Н. Челомей был главным конструктором, было создано несколько типов крылатых ракет с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем.

Интересна история создания ракеты с раскрывающимся крылом. Известно немало фактов, когда гениальное по своей простоте и изяществу решение приходило в голову ученому совершенно неожиданно, внезапно (вспомним легенду об Архимеде), а то и во сне, как это случилось с Д. И. Менделеевым. Таких примеров немало. В один ряд с ними можно поставить и случай, подсказавший Челомею великолепное техническое решение.

Однажды Владимир Николаевич был в командировке. После работы решил пройтись по городу, развеять накопившуюся за день усталость. Настроение было не из лучших. Время шло, сроки поджимали, а ничего путного пока не придумали. Владимир Николаевич подошел к гостинице, поднялся в номер. В комнате духота, за день солнце основательно ее подогрело. Он подошел к окну, повозился со шпингалетами и толкнул оконные створки. Они быстро распахнулись наружу и замерли. В номер ворвалась вечерняя прохлада. «А что, если у ракеты сложить крылья, поместить ее в контейнер, а как она из него выстрелится, то сработают пружины, которые распахнут крылья, как только что распахнулись оконные створки», - подумал Челомей.

Решение было найдено. А мозг уже воплощал эту идею в инженерное обличие. Здесь же, в номере, Владимир Николаевич набросал эскиз будущей конструкции, сделал необходимые оценочные расчеты. Заснул далеко за полночь усталый, но довольный.

Результатом воплощения этой идеи стал ряд крылатых ракет различного назначения с раскрывающимся крылом – национальная гордость современной России.

Большим мастером был Челомей по части разного рода механических головоломок. Его жена, Нинель Васильевна, рассказала о таком случае. Как-то Владимир Николаевич был в гостях. Хозяин показал присутствующим зарубежный презент — красивую шкатулку. Присланный подарок был с намеком: шкатулку подарили без ключа, мол, разгадайте секрет и откройте сами. Многие до Владимира Николаевича уже пробовали открыть, но ни у кого не получалось. Взялся за это дело Челомей, осмотрел шкатулку внимательно, где-то что-то потрогал, и шкатулка открылась. Все гости, и сам хозяин были в восхищении и наградили Владимира Николаевича аплодисментами. Любил Владимир Николаевич конструировать всякие поделки с секретами. Только очень немногим везло на их разгадку.

В 1958 году Челомей был избран членом-корреспондентом АН СССР по специальности «механика», а спустя четыре года он становится академиком, которого на протяжении многих лет уважали и любили коллеги.

С. П. Королев и В. Н. Челомей

Интересной страницей в жизни Владимира Николаевича является его противостояние с другим талантливым ученым ХХ века С. П. Королевым.

Сравним для примера статьи в электронной энциклопедии «Википедия» об этих двух ученых.

«Сергей Королёв — создатель советского стратегического ракетного оружия средней и межконтинентальной дальности и основоположник практической космонавтики. Его конструкторские разработки в области ракетной техники имели исключительную ценность для развития советского ракетного вооружения, а вклад в организацию и развитие практической космонавтики имеет мировое значение. С. П. Королёв является создателем советской ракетно-космической техники, обеспечившей стратегический паритет и сделавшей СССР передовой ракетно-космической державой».

А вот что пишет та же самая электронная энциклопедия о Челомее:

«Влади́мир Никола́евич Челоме́й — советский учёный в области механики и процессов управления, академик АН СССР. Долгое время имя Владимира Челомея было секретным в связи с работой в проектах обороны страны».

И далее:

«Академик Челомей участвовал в создании ряда двигателей и ряда прочих важнейших объектов ракетной, космической и авиационной техники. Под его руководством были разработаны ракеты-носители («Протон» активно используется до сих пор), искусственные спутники Земли «Протон» и «Полёт», орбитальные станции серии «Салют» и т. п.

В. Н. Челомей являлся одним из ключевых создателей советского «оружия возмездия» («ядерного щита»).

Основные труды по конструкции и динамике машин, теории колебаний, динамической устойчивости упругих систем, теории сервомеханизмов.

Дважды Герой Социалистического Труда (1959, 1963)».

Содержание статей показательно, поскольку отражает существующее на сегодняшний день представление о вкладе в космонавтику и ракетную технику этих двух ученых. Один – С. П. Королев – «основоположник», «создатель», его разработки имеют «исключительную ценность» и «мировое значение». Другой же – В. Н. Челомей – «участвовал в создании ряда двигателей» и «прочих объектов».

Авторов статей нельзя обвинить в необъективности или предоставлении неверной информации, вместе с тем, акценты расставлены таким образом, что Королев воспринимается уникальным, а Челомей – одним из многих.

Вместе с тем, противостояние двух Главных конструкторов по многим позициям происходило «на равных». В качестве примера можно упомянуть знаменитую «Лунную гонку».

Проект ОКБ-52 предусматривал пилотируемый облет Луны КА "ЛК-1" и осуществление посадки экипажа на Луну и возвращение его на Землю с помощью КА "ЛК-700". Для первого полета предполагалось использовать челомеевскую ракету УР-500К, для второго - УР-700. Последняя разрабатывалась как развитие "УР-500". Впоследствии ракета-носитель была доработана и получила известное сейчас всему миру название «Протон». Именно с помощью РН «Протон» был выведен на орбиту первый тяжелый спутник с тем же имененм. А все это – «дело рук» ОКБ-52, которое возглавлял в то время Челомей.

Противостояние двух ученых исторически и политически разрешилось в пользу Королева. По нашим представлениям, причин несколько:

1. В. Н. Челомей был моложе; в некоторых источниках говорится о его независимом характере, что, конечно, также могло повлиять на решение вопросов лидерства в тех или иных государственных заказах;

2. С. П. Королев стоял у истоков развития космической науки, и именно он запустил первого космонавта Ю. А. Гагарина в космос;

3. Чиновники СССР, от которых зависело решение в чью-либо пользу, отдали предпочтение С. П. Королеву, хотя как показала жизнь, разработки В. Н. Челомея были, по крайней мере, не хуже. Во всяком случае, многие «изделия», разработка которых началась при Челомее, сейчас составляют основу российской космической и военной техники.

Тем не менее, всему миру известно имя С. П. Королева и практически не знакомо имя В. Н. Челомея. На одной из экскурсий в Политехническом музее, экскурсовод задал нашему классу вопрос, знаем ли мы имя конструктора космической техники. Мы назвали Владимира Николаевича Челомея, но экскурсовод, не обратив внимание на это имя, сразу же заговорил о Королеве. Нигде в Политехническом музее мы не обнаружили в открытом доступе материалов о Владимире Николаевиче, хотя именно его разработки особенно востребованы в современной космонавтике и ракетостроении.

Штрихи к портрету

В. Н. Челомей - был не только выдающимся ученым, но и прекрасным педагогом: его лекции всегда вызывали глубокий интерес у слушателей и специалистов как ясностью и четкостью изложения, так и насыщенностью материала и яркостью образов.

В 1952 году по представлению ученого совета МВТУ Челомею присвоили звание профессора. Владимиру Николаевичу была по душе педагогическая деятельность, которая началась еще в студенческую пору.

Он собрал вокруг себя плеяду учеников, которые продолжают его дело и в наши дни, под его руководством был защищен ряд диссертаций. Среди его последователей и учеников есть и те, кто с благодарностью вспоминая о Челомее, помог нам в написании этой работы. В. В. Соков, у которого ученый был научным руководителем дипломного проекта, вспоминает еще один интересный штрих к портрету Генерального конструктора: Владимир Николаевич всегда был со вкусом одет, опрятен, подтянут и поощрял это в своих подчиненных. К тому же питал страсть к хорошим автомобилям. За все это сотрудники добродушно называли его «пижоном».

В 1974 году В. Н. Челомея избрали действительным членом Международной академии астронавтики.

В декабре 1976 года Владимиру Николаевичу пришло письмо:

«Глубокоуважаемый Владимир Николаевич!

Национальный комитет СССР по теоретической и прикладной механике извещает Вас о том, что общее собрание комитета в своем заседании 22 ноября 1976 года единодушно избрало Вас членом Национального комитета».

Трижды В. Н. Челомей был делегатом партийных съездов: XXIV, XXV, XXVI, что говорит о высоком доверии к нему народа.

С 1974 года он избирался депутатом Верховного Совета СССР от Чувашии. Владимир Николаевич много сделал для своих избирателей.

«Он поддерживает тесную связь с избирателями, много сил и энергии вкладывает в выполнение их наказов, в дело подъема экономики и культуры республики и ее столицы — города Чебоксары. Пользуется большим авторитетом среди избирателей и всех трудящихся республики», — писала газета «Советская Чувашия» 27 июня 1984 года.

Владимир Николаевич обладал исключительным даром научного предвидения. Его гениальные идеи, оригинальные технические решения и практические разработки еще долго будут служить отечественной науке и технике.

В 1964 г. В. Н. Челомей был удостоен Золотой медали им. Н. Е. Жуковского за работы в области авиации, а в 1977 г. , за работы в области математики и механики, — Золотой медали им. А. М. Ляпунова. В 1974 г. его избирают действительным членом Международной академии астронавтики. За выдающиеся работы в области ракетно-космической техники в 1959 г. и 1963 г. ему присвоено звание Герой Социалистического Труда, в 1959 г. присуждена Ленинская премия, а в 1967 г. , 1974 г. и 1982 г. — Государственные премии.

А вот как пишет о Челомее адмирал ВМФ, заместитель Главнокомандующего ВМФ по караблестроению и вооружению, лауреат Ленинской премии и Государственной премии СССР Федор Иванович Новосёлов:

«В. Н. Челомей среди выдающихся конструкторов занимает особое место. Прежде всего разносторонностью интересов, постоянным поиском нового в различных направлениях развития военной техники. Действительно, он единственный Генеральный конструктор, который внес серьезный, а в нескольких направлениях и определяющий вклад в развитие ракетно-космической техники. Он является фактическим создателем нашего национального оружия — противокорабельных крылатых ракет, основы антиавианосной системы вооружения Советского флота.

В. Н. Челомей внес существенный вклад также в создание межконтинентальных баллистических ракет, которые занимали важное место в системе ракетных войск стратегического назначения.

В. Н. Челомей является создателем уникальной ракеты-носителя “Протон”, находящейся в производстве и эксплуатации многие годы. Она была единственной ракетой для вывода космических аппаратов на геостационарные орбиты.

В. Н. Челомей создал впервые в Советском Союзе, да и в мире, космический аппарат “УС-А” с атомной энергетикой на борту, космические аппараты для ведения разведки морских целей и спутники-истребители космических аппаратов в системе противокосмической обороны.

В. Н. Челомей создал космический корабль “Алмаз”, явившийся основой современных пилотируемых станций.

Один этот перечень уже говорит о многом.

Немногие знают, что В. Н. Челомей во второй половине 70-х годов предложил систему, состоящую из космических аппаратов, вооруженных крылатыми ракетами для поражения надводных кораблей из космоса. Эта система рассматривалась и для оснащения лучевым оружием, способным поражать различные цели в космосе.

Ко всему следует добавить и особо подчеркнуть, что В. Н. Челомей был настоящим ученым, имел труды по теории колебаний и другим научным направлениям.

Характерной чертой В. Н. Челомея являлось постоянное стремление к поиску нового. Он со своими идеями и предложениями часто оказывался в роли возмутителя спокойствия среди конструкторских организаций и руководства оборонного комплекса. Это двигало дело вперед, но и мешало В. Н. Челомею реализовать ряд интересных проектов. В обыденных условиях он был великолепным и интересным собеседником, способным расположить к себе».

8 декабря 1984 г. В. Н. Челомея не стало. Он ушел из жизни полным идей и творческих планов. Его последними словами были «Я такое придумал! такое придумал. »

Обзор основных изделий, созданных на НПО Машиностроения под руководством В. Н. Челомея

Приказом Народного комиссара авиационной промышленности (НКАП) от 19сентября 1944 года коллективу ОКБ завода №51 под руководством Челомея В. Н. было поручено начать проектирование отечественного самолета-снаряда под условным индексом 10X с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем (ПуВРД). Постановлением Государственного комитета обороны (ГКО) от 18 января 1945 года были заданы сроки создания этого оружия. Это был первый проект крылатой ракеты.

В результате напряженного труда коллектива ОКБ в сентябре 1944 года вся конструкторская документация на самолет-снаряд 10X была выпущена и передана в производство.

Крылатые ракеты

Ракета П-5 представляет качественный скачок в развитии отечественных крылатых ракет. В первую очередь, это связано с автоматическим раскрытием крыла после старта. До П-5 все отечественные и зарубежные крылатые ракеты перед стартом подлежали сборке или, по крайней мере, предварительному раскрытию крыла.

Ракета со сложенным крылом легко вписывалась в цилиндрический контейнер небольшого диаметра, по длине мало превышающий саму ракету. Такой контейнер свободно размещался и на подводной лодке, и на колесном или гусеничном шасси. Кроме того, контейнер был герметичен и заполнялся азотом, что предохраняло ракету от воздействия внешней среды.

В 1956 году началась разработка первой противокорабельной крылатой ракеты (ПКР) П-6 — телеуправляемой ракеты, стартующей с подводной лодки в надводном положении.

Ракета П-35 отличалась от П-6 уменьшенной длиной за счет уменьшения длины маршевого двигателя.

Первой в мире ракетой с подводным стартом стала КР «Аметист», разработка которой началась в ОКБ-52 в 1959 году.

Развитие противокорабельной и противолодочной обороны вероятного противника потребовало создания крылатой ракеты большой дальности, стартующей из-под воды для вооружения строящихся в стране атомных подводных крейсеров. Разработка такого ракетного комплекса была задана постановлением Правительства от 10 июля 1969 года. Ракетные комплексы «Гранит» в настоящее время стоят на многих подводных лодках РФ.

Ракета-носитель «Протон»

Большой вклад в развитие советской космонавтики внесла и продолжает вносить ракета-носитель «Протон», так мощно заявившая о себе в 1965 году.

Самые тяжелые отечественные аппараты были отправлены в космос с помощью «Протонов».

«Протоны» поднимают в космос орбитальные станции: все наши «Салюты» и «Мир».

Интересен и стартовый комплекс «Протона». Мы привыкли видеть ракету «Союз» на старте в окружении опорных ферм. «Протон» же твердо стоит на «собственных ногах». Ракете также не нужны специальные кабельные и кабель-заправочные мачты. Их роль выполняет оригинальный механизм стыковки. Он размещен в центре пускового устройства под ракетой и обеспечивает автоматический подвод и надежную пристыковку к торцу ракеты более 5 тысяч электрических цепей и пневмокоммуникаций. С началом движения ракеты-носителя при старте механизм стыковки поднимается, «отслеживая доли секунды движения носителя, а затем пневмоускорителями сбрасывается вниз и плотно захлопывается стальными бронекрышками, которые и образуют при закрытии рассекатель струи двигателей.

«Протон» не смотря на свой 40-летний возраст, выводит спутники на орбиту и сейчас.

УР-100Н УТТХ – двухступенчатая ампулизированная МБР с головной частью, оснащенной шестью боевыми блоками. Ракета является усовершенствованным вариантом МБР УР-100Н (принята на вооружение в 1975 году) с автономным устройством разведения боевых блоков и повышенной точностью их наведения. Система управления ракеты – автономная, инерциальная; управление пуском – дистанционное.

Ракета УР-100Н УТТХ имеет высокую надежность, что обеспечило возможность ее эксплуатации более 25 лет вместо 10 лет, установленных при разработке изделия. Ракета принята на вооружение в 1980 году.

Развитие Реутова

В современной России города-наукограды являются ключевым элементом национальной инновационной системы. История города Реутова с середины прошлого века неразрывно связана с историей ОКБ-52 – ЦКБМ – НПО машиностроения. В течение полувека НПО машиностроения, являясь градообразующим предприятием, принимало непосредственное участие в становлении Реутова как Наукограда. В начале 50-х годов ХХ века сюда были направлены лучшие инженерно-технические и научные кадры из многих ведущих вузов страны: МГУ им. М. В. Ломоносова, МГТУ им. Н. Э. Баумана, МАИ им. С. Орджоникидзе, МФТИ, Харькова, Днепропетровска, Киева

Именно в это время город получил «второе дыхание» и начал интенсивно развиваться и расти. Из города прядильщиков Реутов превратился в город высокопрофессиональных специалистов ракетно-космической техники.

Так называемый «Пьяный завод» (Реутовский механический завод, на базе которого было создано ОКБ-52) превратился в предприятие-легенду, по образному выражению И. П. Львовой, почетного гражданина города Реутова.

Достаточно оценить рост численности населения города

(Диаграмма построена авторами на основании данных, содержащихся в рукописи «некоторые практические проблемы развития наукограда Реутова»)

На диаграмме хорошо видно, что именно в период становления и развития ОКБ-52 (позже – ЦКБМ, затем НПО машиностроения) население города выросло более чем в четыре раза. Следует заметить, что стремительный рост численности жителей города непосредственно связан с расширением деятельности предприятия, которым в период с 1955 по 1984 год руководил В. Н. Челомей.

С ростом предприятия улучшалась и социальная сфера города. Был построен современный ДК «Мир», стадион «Старт» с хоккейной и двумя футбольными площадками, множеством секций, новая современная поликлиника для сотрудников НПО машиностроения, услугами которой пользуются и жители Реутова. Усилиями предприятия созданы оздоровительный комплекс «Киржач», санаторий-профилакторий «Купавна», база отдыха «Рассвет» на берегу Черного моря.

Ныне НПО машиностроения – одно из крупнейших уникальных ракетно-космических предприятий России. Здесь реализованы десятки масштабных проектов, активно ведутся работы по созданию новых космических комплексов.

На предприятии выросла не только плеяда учеников В. Н. Челомея, но и была фактически создана новая научная школа. В результате в городе образовался уникальный по своей структуре и качеству «Золотой фонд» высококвалифицированных специалистов всех профилей, готовых к плодотворной творческой деятельности.

На базе предприятия организована подготовка инженерных и научных кадров на аэрокосмическом факультете МГТУ имени Н. Э. Баумана, филиале кафедры МАИ «Проектирование аэрогидродинамических систем», действует собственный диссертационный совет по специальностям «Проектирование, конструкция и производство летательных аппаратов» и «Системный анализ, управление и обработка информации». Выпускники образовательных учреждений города имеют возможность получить отличное образование непосредственно в Реутове, чтобы потом пополнить ряды сотрудников предприятия.

На фотоснимке, сделанном из космоса при помощи аппаратуры, установленной на одном из спутников НПО машиностроения, мы отмеили территорию предприятия. Как видно, оно занимает довольно значительную часть площади Реутова:

В 2002 году город Реутов и НПО машиностроения посетил Президент РФ В. В. Путин, который сказал: «Это та сфера, которой Россия вправе гордиться. И еще раз хочу подчеркнуть: в этом заключается будущее нашей страны, будущее России». Именно это авиационно-космическое предприятие вывело город Реутов на орбиту наукограда. Город стал своего рода стартовой площадкой для новых проектов, идей, открытий. А в начале всего этого стоял удивительный человек, гениальный ученый, прекрасный руководитель – В. Н. Челомей.

В представленной работе были освещены биографические и исторические факты, многие из которых получены от людей, близко знакомых с В. Н. Челомеем. Авторы исследования предприняли попытку обобщения и систематизации полученных сведений.

В результате можно сделать вывод о том, что сегодня особенно очевиден вклад В. Н. Челомея в достижение могущества нашей страны. Оборонная мощь определяющих видов вооруженных сил – Ракетных войск стратегического назначения, Военно-морского флота и космических сил – сохранялась на мировом уровне в том числе и благодаря разработкам НПО машиностроения.

Однако его заслуги не исчерпываются укреплением обороны страны. Через создание новых оборонных систем шло огромное воздействие на общий технический прогресс. Разработки новых технологий в металлургии, приборостроении, нефтехимии и многих других отраслях промышленности дали результаты и для производства гражданской продукции. Прогресс в оборонных отраслях поддерживался развитием фундаментальной науки. Приборная база, методы космической медицины распространились из военно-медицинских учреждений и Третьего главного управления Минздрава, содействуя развитию здравоохранения.

В процессе подготовки этой работы мы убедились в том, что В. Н. Челомей является одним из величайших ученых ХХ века, но его историческая роль на настоящий момент остается недооцененной. Его деятельность сыграла большую роль в развитии нашего города. Мы думаем, было бы уместным поставить памятник этому Человеку. Место памятнику есть – площадь академика Челомея. Кроме того, в России существует множество конференций, названных именем выдающихся людей: Ломоносовские чтения, Сорокинские чтения, Чтения В. И. Вернадского. Нам кажется, что было бы справедливым увековечить имя В. Н. Челомея, назвав традиционную конференцию исследовательских работ старшеклассников, проводимую в нашем городе, Челомеевскими чтениями.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)