Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Великая Отечественная Война в жизни моей прабабушки в зоне оккупации немецких войск

В этом году годовщина победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне. Вся Россия будет отмечать этот великий праздник, и поздравлять ветеранов войны. Я и мои родители каждый год 9 мая ездим к нашей прабабушке, чтобы поздравить её с праздником. Она живет в г. Прокопьевске Кемеровской области. Моя прабабушка не является ветераном Великой Отечественной войны. Ее детство прошло в зоне оккупации, когда началась война, и было ей 11 лет.

Я хочу рассказать о своей прабабушке, которая знает про войну не понаслышке. Маленькой девочкой она пережила все тяготы и лишения войны, которые на всю жизнь остались в её воспоминаниях. Эту работу я посвящаю ей, своей прабабушке Ане. Она учит нас любить Родину, быть честными, уважать своих родителей.

Прабабушка неохотно вспоминает о войне, говорит, что закончился этот кошмар и, слава богу, не дай бог кому-нибудь еще все это пережить. Лишь иногда, когда идут военные фильмы или передачи, рассказывает обрывки из своей жизни. Слушая их много раз, я решил написать о ее судьбе и о людях, оказавшихся в зоне оккупации немецких войск.

Родина моей прабабушки.

Моя прабабушка Левченко Анна Ивановна родилась в Белоруссии 5 мая 1930г в деревне Бабичи, ее фамилия до замужества была Сухоцкая.

Чтобы объяснить необычное название деревни Бабичи, я обращаюсь к словарю В. И. Даля. В словаре Даля "бабень"(сиб. ), "бабик"(волог. ), "бабич"(нижег. ) - бабий угодник, прихвостень, волокита.

Хутор Бабичи был основан во 2-й половине XIX века как селение Василевичской волости Реченского повета Минской губернии. Согласно письменных источников, деревня известна с начала XVI века как село Речицкого повета Минского воеводства Великого княжества Литовского. Около 1503 года упомянута в документах о конфликтах между ВКЛ и Московским государством. В XVII веке упоминается в связи с участием на стороне Речи в войне, которая происходила между Речью Посполитой и Россией, Богдана Хмельницкого. В тот период деревня являлась вотчиной Аскеров, имевших в деревне свой укреплённый замок. Бабичи после 2-го раздела Речи Посполитой в 1793 году была в составе Российской империи.

В 1897 году в деревне находились железнодорожная линия, ветряная мельница, церковно-приходская школа, хлебозапасный магазин, корчма, почтовое отделение, магазин. Деревня относилась к Василевичской волости Речицкого повета Минской губернии.

В 1930 году в деревне работали две кузницы, 2 смолокурни, деревообрабатывающая мастерская, мельница, школа, отделение потребительской кооперации; были организованы колхозы: «Красный путь» и «Парижская Коммуна». В 1932 году хуторяне вступили в колхоз.

Во время Великой Отечественной войны на фронтах и в партизанской борьбе погибло 142 жителя деревни. Во время оккупации действовало подполье, руководство которым осуществлял П. А. Остапенко. В боях за Бабичи и близлежащие деревни погибло 57 советских солдат, которые захоронены в братской могиле в центре Бабич. В числе погибших и похороненных Герой Советского Союза Маструков М. Т.

В память о погибших в годы Великой Отечественной войны в центре деревни в 1958 году сооружен курган со скульптурой солдата на вершине.

Д. Бабичи. Церковь и кладбище на окраине деревни.

И вот началась война

Моя прабабушка выросла в многодетной семье. Её маму звали Асаенок Прасковья Савельевна, которая родилась 4 августа 1894г, умерла в 1988 году (несчастный случай). Прабабушкиного отца звали Сухоцкий Иван Федорович, 1879 г. р. умер 21 апреля 1949 года. У мамы Прасковьи Савельевны в деревне жили брат, сестра и отец Асаенок Савелий, 1842 года рождения, который умер в 1953 году, прожив 111 лет.

Прабабушкин отец был родом из Польши. Он приехал в Белоруссию учиться,

Родители прабабушки, 1922 г потом поступил на работу на местный завод, где работал главным механиком.

Мама трудилась в колхозе, в поле жала рожь, косила траву, готовила обеды.

Здесь они и познакомились.

Отец был старше матери на 15 лет. У него уже было трое детей от первого брака: Бронюс Иванович, Владимир Иванович, Мария Ивановна. Все они жили с отцом.

Нужно быть очень сильной и смелой женщиной, чтобы выйти замуж за человека с тремя детьми.

Прабабушкины родители жили ладно, любили, уважали друг друга, между ними никогда не было Сухоцкий Бронюс Иванович, прабабушкин брат по отцу ссор.

Через некоторое время появились и совместные дети: Владимир, 1923г. р. , Анна 1930 г. р. ,

Иван 1935 г. р. , Петро 1940 г. р. Итак, в семье стало семеро детей.

Жизнь шла своим чередом. Отец с матерью работали, вели домашнее хозяйство. Дети учились в школе и во всем помогали родителям. Семья не испытывали недостатка в еде или одежде. Все было как у всех.

До войны старшие дети от отца, Владимир и Бронюс, женились, Мария вышла замуж, и переехали в другую деревню, старшим из детей в семье оставался Володя. Все шло своим чередом, в доме был мир, достаток и беззаботное детство.

Июнь 1941 года. Война. В деревне началась мобилизация гражданского населения. Молодежь и мужчин призывного возраста провожали на фронт.

Люди верили, что советская армия не пустит немцев на территорию страны и даст им отпор.

Воспоминания прабабушки: «В очередной раз, провожая своих друзей и знакомых на фронт, брат Володя, сказал, что поедет в район проводить их, но к вечеру не вернулся. Знакомых он попросил передать родным, что записался на фронт. На поезде будет проезжать нашу станцию и попросил родственников прийти туда. Ему было тогда 18 лет.

Мы всей семьей собрались и отправились на станцию. Когда пришел поезд, из вагона выскочил брат, подошел к нам, попросил прощения и сказал, что по-другому поступить он не может. Мы обнялись все, попрощались. Он прыгнул в вагон и уехал. Стоянка поезда была несколько минут, а нам это показалось секунды. После того как он приехал на фронт, написал нам письмо, что идет ещё распределение, им выдали обмундирование, а в следующем письме он напишет, куда отправлять ему письма. Больше вестей мы от него не получали. Деревню захватили немцы, и мы оказались в зоне оккупации. Лишь после освобождения деревни получили похоронку «Ваш сын Сухоцкий Владимир Иванович, 1923 года рождения, в бою за Социалистическую Родину верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, пропал без вести в апреле 1944г».

Когда в деревню ворвались немецкие войска, был обычный солнечный день, старики сидели на лавочке возле сельсовета, дети играли в песочнице, качались на качелях.

Издалека послышался рёв мотоциклов. В деревне, где всегда было тихо, это сразу показалось странным. Через короткое время по дороге пронёсся один, следом второй мотоцикл с немцами. Затем повалили машины, грузовики с солдатами.

Старики отправили всех детей по домам, и сами поспешили по хатам. Через несколько минут в деревне оказалось множество солдат. Так в августе в воскресенье 1941 г немцы захватили деревню Бабичи без единого выстрела. Они сразу заняли почту, сельсовет, всё вывезли из магазина: вещи, продукты. Из домов, которые выглядели получше, людей выгоняли и занимали для проживания. А жителям пришлось искать кров у родственников и знакомых.

Нашлись и предатели, которые сразу согласились помогать немцам. Они стали полицаями. Уже после обеда начался обход немцев по дворам деревни.

А в соседних деревнях, таких как Хатынь, людей, оказавших сопротивление немцам, сгоняли в сараи и сжигали, окружая со всех сторон. Чтобы спастись, не было никакой возможности.

Молодежь и детей постарше увозили в Германию. Жители деревни прятались в огородах, одевали на себя драные тряпки и притворялись стариками или больными, чтобы их не угнали Прабабушкина подруга Мария, д. Бабичи в Германию.

Уже после войны из плена в деревню вернулись только две девушки. Одна из них была прабабушкина подруга Мария.

Я расспрашивал у прабабушки, что подруга Мария рассказывала о плене, как ей удалось выжить. Но бабушка только говорила, что работала на заводе на немцев. «А о другом тебе, внучек, даже стыдно рассказывать, обо всех зверствах, что там творилось. Они победили бы, у них сила была, да жестокость подвела их».

Немецкие войска двинулись дальше, в наступление, а в деревне осталась небольшая часть военных и надзиратели. Старостой был назначен местный житель по имени Инглик. Он здесь поселился после Первой мировой войны. Работал на заводе вместе с прабабушкиным отцом, а наша прабабушка Аня вместе с его детьми ходила в школу. В дальнейшем только это и спасёт от расстрела семью прабабушки.

Надзиратели жестоко следили за порядком в деревне, хотя и сами были её жителями. Жителей деревни и детей 8-10 лет заставляли рубить, убирать березы вдоль железнодорожного полотна, чтобы партизаны не подходили к железной дороге. Один старичок показывал детям, как нужно валить берёзы, чтобы не придавить друг друга. Ходить в лес за ягодами и грибами запрещалось, это означало помогать партизанам, а за это расстреливали. Жителям приходилось сидеть дома и заниматься огородом, снабжать продуктами немцев, а самим жить впроголодь.

Воспоминания прабабушки: «Летом 1943 года из немецкого плена бежал советский солдат. Полицаи днём и ночью проверяли весь хутор и окрестности, разыскивая беглеца. Наш дом стоял почти на краю деревни. Однажды вечером, когда мама вышла во двор, её кто-то тихо окликнул. Это оказался тот самый беглый солдат. Родители его скрыли и немцам не выдали. Солдата накормили и спрятали на ночь в доме. Утром, когда рассвело, мама посмотрела в окно и увидела, что к дому на лошадях едут немцы и с ними переводчик. Мама вышла на улицу, взяла вёдра с мусором и начала копошиться в них.

Немцы подозвали её и спросили: «Кто был у вас в доме?». Мама ответила, что был человек и ушёл в том направлении. Немцы бросились вдогонку на поиски солдата. Прочесав всю дорогу и окрестности, они его не нашли. Тем временем отец собрал солдату, его звали Николаем, и родом он был из соседней деревни Заспа, еду. Отец вывел Николая через огород в лес, рассказал, как пробраться к партизанам и показал ему дорогу, по которой солдат ушёл. Но уже через несколько часов к нам в дом ворвались немцы. Полицаи, ища солдата, перевернули все в доме и в сарае, но так и не нашли его. Родителей за шиворот вытащили во двор и сказали, что их видели, когда они провожали солдата. Родители повели немцев по дороге. Доведя их до развилки, отец показал немцам совсем в другую сторону. Ещё раз проверив местность, немцы никого не нашли. Тогда они арестовали родителей, так как за это время кто-то уже донёс о том, что солдат был у нас в доме, и родителей забрали на допрос».

В доме осталось трое маленьких детей: моя прабабушка, ей тогда было 12 лет, и два её брата: Ваня - 7 лет и Петя - 2,5 года. Соседи и другие жители боялись прийти к детям и помочь по хозяйству, так как в деревне были строгие порядки и за пособничество их могли расстрелять. Зато эти же самые пособники немцам сразу же пришли и стали растаскивать вещи, мебель. Они говорили, что родителей скоро расстреляют. Хотели забрать единственную корову, но прабабушка Аня, Ваня, Петя стали плакать, что им нечего будет кушать. Так им удалось сохранить их кормилицу, которая давала много молока. Благодаря корове Зорьке они жили. Прабабушка сама доила корову и делала творог, потом его меняла на хлеб, так как печь его она ещё не умела. На деревню изредка совершали налёты советские самолёты и производили бомбёжки. Когда были бомбёжки, то все прятались в погребе. Только маленький Петя боялся спускаться в погреб, тогда он залазил под кровать и там пережидал бомбёжку.

Отца и мать немцы избивали, пытали, хотели узнать, где партизаны, а потом бросили в подвал. Так продолжалось более десяти дней.

Староста деревни Инглик в это время был в командировке. Когда он приехал в деревню, то дал команду освободить родителей, и сказал, что расстрела не будет. Оказалось, что того самого солдата-беглеца поймали в родной деревне Заспа, когда он пришёл домой. Уже после войны Николай приезжал в деревню Бабичи и поблагодарил за то, что наша семья помогла ему в страшное время. Он подарил мешок тетрадей, так как в то время тетради и карандаши были в дефиците. Потом он рассказал, как его опять забрали в плен, откуда он бежал и второй раз. Когда советская армия вела бои за освобождение Белоруссии, это было осенью 1943г. , погода была холодная, и немцам надо было отправить теплые вещи своим солдатам на передовую. Ехать в зону боевых действий немцы боялись, так как по дороге на них могли напасть партизаны, орудовавшие ещё в тех в лесах. Немцы отправили Николая с одним охранником. На передовой, когда уже можно было понять, где немцы, а где наши, Николай оглушил охранника и на машине помчался к своим. Немцы стреляли ему вслед, а впереди стреляли наши. Он, высунув в окно белую тряпку, стал махать ею, чтобы впереди не стреляли по нему. Так Николай опять остался чудом живой, потом он воевал на фронте до самого дня победы.

Воспоминания прабабушки: «Еле-еле передвигаясь, наши родители направились домой. По пути им встретился сосед, который подвёз их на телеге до переулка, он тоже боялся немцев, боялся расстрела. Взявшись за руки, родители доплелись до дома. На теле у них не было живого места, перебит нос, челюсть на боку. Старенькая бабка-соседка ночью через огороды ходила вправлять челюсть, ставить её на место. Мама кушать не могла, ей ложечкой вливали молоко в рот, чтобы с голоду не умерла. И так потихоньку - помаленьку соседка поставила челюсть на место. Отец сильно болел, ему отбили почки. Сначала отказала одна, потом вторая почка. Он стал опухать, у него раздуло все лицо и тело.

Когда началось освобождение Белоруссии от фашистских захватчиков, жители деревни уходили в лес. Летом 1943 советские войска вели боевые действия недалеко от нашей деревни. Мама не могла бросить больного отца и осталась в деревне с младшим братом Петей».

В это время немцы готовились к отступлению и были особенно жестоки. Прабабушкина мама сказала, чтобы прабабушка и её брат Иван отправились в лес, где они могут спастись. Детям надели все теплые вещи, какие были в доме, дали корову Зорьку, чтобы кормиться, и отправили в лес. Прабабушке было 12 лет, а брату-7. Жизнь в лесу была нелёгкой.

Летом ещё можно было жить, а осенью и зимой - холодно. Детям приходилось самостоятельно заготавливать ветки, стелить на подстилку и спать под открытым небом. Питались они ягодами, грибами, собирали коноплю и варили из неё кашу. Когда настала осень, вот тогда и начались все трудности. Ночи становились холодные. Прабабушка с братом стали простывать, болеть. Лечиться приходилось им самим. Пили различные отвары из трав и деревьев. Воспоминания прабабушки: «Однажды брат плохо привязал корову на ночь, она отвязалась и ушла домой в деревню. Утром мама слышит, у ворот мычит корова. Вышла во двор, а это наша корова Зорька стоит. Мама испугалась и подумала, что детей, наверное, убили, раз корова одна пришла домой. Так нас уже не надеялись увидеть живыми». Когда дети утром проснулись, то увидели, что коровы нет. Искали корову долго, но не нашли. И жить стало ещё трудней. В это время немцы из деревни уже отступили, но люди всё ещё боялись выходить из леса, так как никто ничего не знал, какая там обстановка. Воспоминания прабабушки: « Но на наше счастье советские войска к зиме 1943 года освободили нашу деревню.

Когда немцы отступали, они забрали весь скот в деревне. Мама рассказывала, что один немец забежал к нам и хотел забрать маленького поросенка, потом увидел младшего Петю, пожалел нас, еще конфет дал и сказал: «У меня их пятеро».

Люди начали выходить из леса только после того, как приехали двое военных и сообщили, что пришла победа. Когда наша прабабушка Аня с Иваном пришли домой, то родители не поверили своим глазам, что они живы. Это было самое большое счастье в семье.

Воспоминания прабабушки: «Вернувшись из леса, мы не узнали свою деревню. Вся земля была перерыта от военной техники: танков, пушек.

После того как нас освободили, принесли повестку о том, что брат Владимир пропал без вести. Мать прочитала её и потеряла сознание. Она впала в кому и пролежала так десять дней. За мамой всё это время у нас дома ухаживала Гофман Бела Ильинична.

Крестный прабабушки Ани д. Бабичи Шатуш

В это время она была заведующей больницей. Бела Ильинична была не местная, приехала после освобождения деревни. Она была по национальности еврейка, а немцы в оккупации всех евреев уничтожали. Нас, детей, отправили, кого к тетке, кого к крестному, чтобы создать маме абсолютный покой. Потом Бела

Ильинична забрала маму в больницу и там лечила её».

Бела Ильинична Гофман, заведующая больницы д. Бабичи

Операцию прабабушкиной маме делать отказались, бесполезно. После войны ей дали вторую группу инвалидности. После освобождения кормить семью было нечем. Бела Ильинична стала просить председателя колхоза разрешить моей прабабушке работать в больнице. Ведь если не работать в колхозе, заберут огород. Мать работать не могла, да и отец лежал, уже почти не двигался.

Прабабушку Аню взяли работать в больницу, ей тогда было 14 лет. Там она помогала ухаживать за больными, училась делать перевязки раненым, а после работы с братьями: Иваном, ему исполнилось 9 лет, и Петей, ему было 4 года, работали на своем огороде.

В 1948г. были организованы курсы медсестер, прабабушку отправили учиться, очень нужны были специалисты. Окончив курсы дезинфектора в 1949г. , она вернулась работать в свою больницу.

После войны началась эпидемия. Прабабушка была одна дезинфектор на весь район, ей приходилось вести обработку в разных деревнях.

В 1950 г. прабабушка вышла замуж, вскоре у них родился ребенок, мой дед.

У меня и у моего деда день рождения в один день - 15 февраля. В честь деда меня назвали Александром.

В декабре 1951 г. прабабушка Аня с мужем уехала в Алтайский край, к нему на родину.

В июле 1953 года они переехали в город Прокопьевск. Муж работал на шахте, прабабушка устроилась работать на «Санэпидемстанцию» дезинфектором, где проработала до пенсии.

На работе прабабушка пользовалась большим уважением. За добросовестный

Прабабушка Аня (слева), 1958г труд она имеет много Почётных грамот, является ветераном труда. С

коллегами по работе дружит до сих пор. Я горжусь своей замечательной прабабушкой.

Заключение.

В этом году 5 мая прабабушке исполнится 80 лет. Я очень рад, что она дожила до такой круглой даты. О людях, переживших войну, редко когда вспоминают и уделяют им внимание. Так случилось, что она рано похоронила единственного сына, мужа, внука. У нее осталась наша семья и два брата, Иван и Петр, с которыми у них сохранились очень теплые отношения, они помогают и поддерживают друг друга.

Я сохраню эту работу для того чтобы мои дети и внуки знали историю своей семьи. Семья играет важную роль в эмоциональном, моральном развитии детей, в формировании навыков и привычек поведения, чувств и представлений. Атмосфера семейной жизни, уклад семьи оставляют неизгладимый след в личности ребенка. Всестороннее гармоническое развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. А роль семьи в создании такой согласованной системы стоит на первом месте, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер. Семья – фундамент интеллекта для получения последующих знаний, которые даст школьное образование.

Семья - это когда все поровну, одним словом, "и в горе, и в радости"

В этом году мы всей семьей участвовали в конкурсе «Лучшие семьи Междуреченска». Мы составляли генеалогическое дерево. Меня это очень заинтересовало. Сейчас я занимаюсь исследованием своего генеалогического дерева и хочу узнать подробнее, кто были мои предки, чем они занимались, где жили. Это мой вклад в память о своих родственниках.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)