Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Влияние занятий спортом на развитие младшего школьника

Краткий анализ литературы по данной проблеме.

Ошибочно полагать, что спорт способствует лишь физическому совершенствованию человека. В спортивной деятельности заложено немало для эстетического воздействия, для воспитания чувства прекрасного. Инстинкт красоты часто помогает спортсмену выбрать наиболее точные и эффективные движения. В спорте заложены огромные возможности для творческого проявления сил и способностей человека. Импровизация и мгновенное угадывание верного решения сближают реакции спортсменов с психическими процессами и физическими действиями в области художественного творчества. Эта особенность спорта во многом определяется игровой моделью ситуации реальной жизни, а большинство игр эмоционально насыщены и отличаются выдумкой и изобретательностью.

На соревнованиях и тренировках спортсмен не редко оказывается в положении, когда он должен принимать нравственные решения, совершать нравственные поступки в духе fair play (англ. «честная игра»). Это синоним этических, духовно-нравственный принципов, которые заставляют отказаться «от победы любой ценой» и создают равные условия для всех участников.

Для победы необходимо проявлять себя умным, творческим и духовно развитым человеком.

Спорт в наши дни – одна из важнейших сфер самореализации и самоутверждения личности. Участник состязаний может испытать радость победы, достигнутой благодаря воле, труду и таланту, и кроме того, преодолеть, превзойти самого себя. Уметь разрешать конфликты мирным путем.

Занятия любым видом спорта полностью меняют ученика. Такой школьник собраннее, способен выдерживать длинный школьный день и внимательно слушать учителя, потому что благодаря занятиям спортом он давно привык к дисциплине и умеет концентрироваться. Достойно вести себя в игре: не слишком радоваться победе, чтобы не травмировать проигравшего, не слишком огорчаться, не устраивать истерик при проигрыше, т. е. учиться самообладанию.

Успех или неудача, замеченные окружающими, оказывают непосредственное влияние на то, как ребенок сам оценивает свою деятельность.

Деятельность и самооценка являются центральными в конструировании Я - концепции ребенка. В связи с этим трудно переоценить роль школы, детского сада или спортивной секции, которые являются средой, формирующей у ребенка представление о себе как о способном или, наоборот, неспособном к деятельности, о своих возможностях во взаимодействии с миром.

Хорошо известно, что поддержка, неосуждение неудачной попытки, признание права на ошибку и риск, то есть отсутствие оценивания и создание помогающей безопасной атмосферы, способствуют формированию позитивной Я-концепции и сильного внутреннего Я. В поведении детей это проявляется в различных формах: прежде всего в повышении уверенности в своих силах, в отсутствии страха перед активным участием в тренировке, в общей атмосфере свободы и раскованности в общении, в вере в свои возможности в такой сложной среде, как спортивная группа, с неотъемлемо присущим ей элементом соревновательности.

Рекомендации для родителей младших школьников.

Повысить успешность ребенка можно, если «учитывать его индивидуальные особенности мотивацию, интересы, уровень и структуру особенностей; если оказывать ему постоянную поддержку, поощрять его, заботиться о его школьных делах, ему помогать в преодолении своих недостатков, быть настойчивым, не бояться трудностей, стремиться к высоким достижениям» - считает кандидат психологических наук Зырянова Н. М.

Занятия спортом для детей, а тем более для детей подросткового возраста – это та же часть жизни, где можно реализоваться, стать увереннее в себе, повысить самооценку, найти новых друзей.

Занятия спортом рождают положительные эмоции, улучшается самочувствие, укрепляется здоровье.

К выбору спортивной секции можно подойти с учетом темперамента ребенка.

Сангвинику подходят виды спорта, где требуется концентрация внимания. Теннис, волейбол, командно-групповые виды спорта.

Холерику – соревновательные виды спорта, где не требуется внимание и скорость реакции: легкая атлетика, восточные единоборства, бег и плавание на скорость.

Флегматику – виды спорта, не требующие быстрой реакции. Плавание, танцы, аэробика, картинг.

Меланхолику по душе несильные нагрузки с перерывами. Стрельба, спортивное ориентирование, йога, восточные и бальные танцы.

Позиция автора.

Я пробовала заниматься плаванием и тхэквондо, но остановилась на художественной гимнастике. Мне 9 лет и я имею 3 взрослый разряд. Выступаю и занимаю призовые места не только на городских, но и на областных соревнованиях.

Что мне дают занятия спортом? Прежде всего, уверенность в себе, а это успешность. Я учусь на «5» и «4». У меня много друзей, я редко болею. Могу справиться с нахлынувшими негативными эмоциями.

Я очень хочу добиться успехов, как одна из российских гимнасток Алина Кабаева!!!

Мои сверстники занимаются в различных спортивных секциях. И у них свои успехи не только в спорте, но и в учебной деятельности. Они являются примером для своих одноклассников. Мы общительны, активны в школьных делах, несмотря на тренировки. Считаю, что именно занятия спортом помогают нам поддерживать хорошую физическую форму, учиться на «отлично» и «хорошо», принимать участие в различных интеллектуальных и развлекательных конкурсах, иметь много друзей и уметь сдерживать свои чувства, эмоции.

Опытная проверка рабочей гипотезы с помощью методики М. Люшера.

Для информативности и должной наглядности нашего исследования мы условно выделили две основные группы младших школьников, учащихся 4-х классов по 6 учащихся в каждой.

Первая группа – младшие школьники, достигшие определенных высот в спортивных состязаниях. Они выделяются сдержанностью, саморегуляцией своего поведения.

Вторая группа – школьники, не посещающие спортивные секцию. Они менее стабильны эмоционально, чрезмерно обидчивы. Их характеризуют эмоциональные всплески, быстрая смена настроения.

Измерения эмоционального состояния (тревожности) проводилось традиционным способом, основе теста М. Люшера, с представлением цветных карточек. В обработке данных нас интересовало количество тревог.

Ребятам предлагалось из разложенных на столе корточек выбрать цвета, которые нравятся очень, просто нравятся и не нравятся при упоминании об учебе в школе. «Нравится ли тебе учиться?».

По рекомендации самого автора методики опрос производился два раза (две выборки) М. Люшер считал, что наиболее информативен именно второй выбор.

Руководствовались такими правилами подсчета количества тревог:

1. Появление любого основного цвета на последних трех местах декларируется ненормальным и обозначает наличие тревоги.

2. Появление любого дополнительного (кроме фиолетового) цвета на первых местах декларируется ненормальным и обнаруживает наличие компенсации: вынужденного, вычурного, садозащитного поведения и соответствующих переживаний.

3. Если есть хоть одна компенсация, то последний цвет, каким бы он не был, рассматривается как индикатор тревоги, вызывающий эту компенсацию.

Цвета автор разделил на основные: темно-синий -1, зеленый -2, оранжево-красный -3, желтый -4 и дополнительные цвета: фиолетовый -5, коричневый ,черный -7,серый -0.

Каждый цвет имеет свою эмоциональную и личностную трактовку.

М. Люшер утверждал, что в норме основные цвета должны находиться в начале ряда предпочтений, то есть восприниматься испытуемыми как приятные. Дополнительные цвета должны оказываться во второй половине ряда, то есть восприниматься как безразличные или неприятные.

Интерпретация «Суммарного отклонения от аутогенной нормы (СО)» отражает уровень непродуктивной нервно-психической напряженности, присущей испытуемому. Чем больше величина СО, тем в большей мере силы человека расходуются на поддержание собственной психической ценности.

Если предположить, что у испытуемого, выбирающего цвета в порядке аутогенной нормы, эмоциональная сфера характеризуется преобладанием станичных, положительных переживаний, оптимистической верой в будущее. Внутренний мир такого человека отличается согласованностью потребностей и способностей, интересов и долга.

Если же испытуемый выбирает цвета в порядке, обратном аутогенной норме, преобладает тревожное ожидание неприятностей, неуверенность в своих силах, работоспособность снижена. Вычисления можно сделать таким образом

Название цвета Суммарное отклонение от нормы СО КРАС

«отлично» (5) 20 11

«хорошо» (4) 9 12

«удовлетворительно» (3) 1 7

Сравнительный анализ годовых оценок за прошлый учебный год учащихся

2-х групп младших школьников наглядно показывает успешность в овладении учебными предметами учащихся, занимающихся спортом. Дети, которые занимаются в спортивных секциях, учатся на «отлично» и «хорошо».

Результаты работы:

❖ изучено эмоциональное состояние учащихся 4-х классов;

❖ выполнен сравнительный анализ годовых оценок;

❖ даны рекомендации родителям и учащимся по выбору спортивной секции по интересам с учетом их темперамента.

Занятия спортом помогают младшему школьнику:

❖ в овладении знаниями;

❖ развитию психических и физических процессов;

❖ воспитанию уверенности в себе;

❖ самообладанию;

❖ умению дружить;

❖ быть внимательным, что необходимо в подростковом возрасте и в жизни человека.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)