Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Возрождение забытых имен российских офицеров

Очень многое в жизни школьника зависит от учителя начальных классов. От того, какие навыки и какие знания заложит первая школьная мама за первые четыре года учебы в головы своих подопечных. Зависит очень многое в дальнейшей жизни ученика.

Нашему классу повезло! Во-первых, нашей мамой была учительница начальных классов 1 категории - Надежда Митрофановна Кузьмина. Она – мудрый и опытный педагог с многолетним стажем и большим жизненным опытом. Во-вторых, мы занимались по развивающей программе Л. В. Занкова. Сочетание двух таких мощных факторов приучило нас к самостоятельной работе с источниками. Надежда Митрофановна много лет является членом жюри областных олимпиад развивающего обучения по программе Л. В. Занкова. Естественно, к подготовке своих учеников подходила с большой степенью ответственности. При этом никогда не пресекала творческой инициативы ученика. В процессе написании научно-практических работ Надежда Митрофановна прививала нам желание и умение анализировать предложенную проблему. Убеждала в необходимости проводить анализ произведений или событий с разных точек зрения. Она поддерживала в нас желание формировать и отстаивать именно свою позицию. С подачи Надежды Митрофановны, из-за ее методов преподавания дисциплины «Окружающий мир» я начал увлеченно читать книги по истории Российского государства. Именно под ее руководством я готовил и защищал свои первые «серьезные» работы на научно-практических конференциях «Первые шаги в науку». Я считаю, что благодаря именно Н. М. Кузьминой я сделал свои первые удачные шаги в широкий мир науки Истории. В дальнейшем я изучал историю с разными людьми, порой не имеющими отношения к школьной программе. Однако, именно под влиянием преподавателя истории Ларисы Николаевны Лапкиной и преподавателя литературы Любови Николаевны Дорофеевой, а также своих родителей я увлеченно занимаюсь научно-творческой работой на протяжении нескольких лет и подошел в 9 классе к необходимости объединить свои знания. Авторитетное мнение этих людей заставило меня преступить к реализации проекта «Забытые имена российских офицеров».

За последние 3-5 лет в нашей стране возрос интерес к истории русского офицерства. Для меня актуальность темы очевидна. Почему? Убежден, что, не зная и не изучая опыт прошлого, невозможно построить рационально свое настоящее. При подготовке рефератов, презентаций, коллоквиумов по истории очень часто сталкивался с проблемой скудости информационных материалов о людях, чья жизнь вызывала интерес и была достойна изучения и уважения.

А сколько таких ярких имен хранит наша история?! Созвездие выдающихся неординарных людей, чьи заслуги велики и неоспоримы перед Отечеством! И не только перед своим Отечеством - многие почитаются в научных кругах других стран и получили мировое признание. Одним из первых имен такого значения и забвения стало для меня имя Александра Дмитриевича Засядько.

Шли годы. В свет выходили новые книги, монографии, документальные передачи, художественные фильмы, открывался доступ к архивным документам. Информация о русских офицерах становилась доступнее. Однако в отношении к Засядько за пять лет мало что поменялось. После первого обращения к данной теме – процент информации о родоначальнике ракетных войск России остается по-прежнему низким в сравнении со всем тем информационным шквалом о «дивах», «примадоннах» и «королях» поп-культуры. Надоело «кушать» то, что льется нескончаемым потоком из СМИ. Хочется развиваться, эволюционировать, а не прогонять по кругу одно и то же фееричное шоу с участием «незабвенных» и «бесподобных». Считаю, что у моих сверстников есть более насущные темы для обсуждения. У них не должны атрофироваться желание изучать истории своего Отечества и старание разобраться в ее хитросплетениях. Этого можно достичь путем проведения анализа жизни отдельных личностей, которые неразрывно связаны с историей Российской империи.

Я не хотел, чтобы накопленные за пять лет материалы «осели» на жестком диске домашнего компьютера. Это и подвигло меня на дальнейшие действия. Важным стало донести наработанную информацию до людей.

В связи со всем выше изложенным, у меня сформировались задачи:

– самостоятельно находить материалы по ярким представителям российского общества (в частности, офицерства),

– готовить рефераты и презентации, информационные буклеты (которые, в общем-то, и являются проектным продуктом),

– выходить с докладами по выбранной тематике на аудиторию.

Важно адаптировать материал под возрастной уровень слушателей:

- упростить материал для детей 8-10 лет,

- сверстникам давать информацию со всей жестокостью фактов военной действительности.

Конечно, самое интересное – это общение с людьми высокообразованными, сведущими в данной проблематике. От них можно получить наиболее результативную рецензию и рекомендации к последующим действиям.

На данный момент я переработал все собранные материалы, касающиеся истории ракетного оружия в России, о первом Санкт-Петербургском артиллерийском училище и первой артиллерийской бригаде, об Охтинском пороховом заводе. Выполнил работу, в которой постарался дать описание жизненного пути и свершений блестящего офицера Российской армии.

В дальнейшем - планирую формирование более глобального творческого проекта «Забытые имена российских офицеров» под руководством учителя истории и обществознания МОУ школы №122 Ларисы Николаевны Лапкиной.

Возрождения памяти о ГЕРОЯХ ЗЕМЛИ РУССКОЙ. Изучение истории Российской армии, поиск и возвращение долга памяти былым заслугам некогда громких фамилий. Возрождение незаслуженно забытых имен российских офицеров, отдавших жизнь на благо Отечества. Донесение информации до молодых людей.

Цель работы «Александр Дмитриевич Засядько»

Отобразить насколько позволяет формат реферата жизненный путь, пройденный А. Д. Засядько и положенный на алтарь во благо государства Российского. Объяснить феномен преображения провинциального мальчишки - сына гармаша Запорожской Сечи в талантливого военного стратега, автора инженерных открытий, преобразовавших ход батальных сражений ХIХ века.

15 лет - на поле брани. Снискать такие высокие награды, как ордена Святой Анны, Святого Владимира, Святого Георгия, прусский орден «Pour le Merite», золотая шпага с надписью на эфесе и клинке «За храбрость», отсидевшись в ставке не получиться. Разработанные им принципы реактивной тяги, баллистики, ракет, помогли Кибальчичу, Циолковскому, Кондратюку.

А сколько было у него должностей? Лишь некоторые:

– начальник Михайловского артиллерийского училища,

– командир артиллерийской бригады №1,

– руководитель Петербургского Арсенала,

– начальник Охтинского порохового завода,

– разработчик тактики применения боевого оружия.

– автор работы «О деле ракет зажигательных и рикошетных».

И это далеко не весь список.

Так почему предаются забвению столь значимые фамилии?!

Это был главный вопрос, который я пытался решить 5 лет, взрослея и набираясь ума. И все эти 5 лет наблюдал борьбу между двумя державами Россией и Украиной. Обе стороны оспаривали право называться Отечеством храбреца и героя после долгих десятилетий забвения. Споры то утихали, то набирали обороты. То поднимались на поверхность информационных пространств, то уходили в тень, уступая место более значимым межгосударственным проблемам.

Пытался понять, насколько правильными были шаги России и Украины на пути разоружения. Украина добровольно отказалась от своего ядерного статуса, а со временем и от РВСН (ракетных войск стратегического назначения). Рассекречена, расформирована или уничтожена часть ракетных войск в России. Насколько в действительности последствия подобных действий отвечали национальным интересам народов двух государств? Нам подскажет только время. Для проживающих на Украине и в России ветеранов РВСН, действующих военнослужащих, инженеров и конструкторов ракетной техники 17 декабря останется профессиональным праздником, памятью о нелегкой и героической службе – ради жизни на Земле. Еще одна дата - 1 апреля. Почему? 1 апреля 1985г. в Среднеазиатском военном округе впервые была произведена высадка десанта путем отстрела контейнера баллистической ракеты. Десантировано 4 человека с оружием и техникой связи. При желании можно найти еще даты, имеющие отношение к ракетным войскам. Только вот вспоминают ли в эти дни об А. Д. Засядько кто-то, кроме «узких» специалистов?

Хотел понять, почему ни на Украине, ни в России нет даже мемориальной доски, не говоря об официальном памятнике или стеле. Информация, которая встречается в интернете по поводу открытия мемориальной доски в честь Засядько – это дань памяти далекому потомку Александра Дмитриевича. Она установлена в честь министра угольной промышленности Украины, позднее начальника отдела угольной промышленности Госплана СССР, министра СССР Александра Федоровича Засядько. Как впрочем, и название печально памятной шахты, в которой происходят одна за другой трагедии - гибнут люди. У меня записан целый ряд траурных дат: 24 мая 1999года, 20 августа 2001года , 18 сентября 2006года, 19 ноября и 1, 2 декабря 2007года. Сколько же будет продолжаться этот список? Сколько будут погибать там люди?! Нет ответов. Только обещания и назидания. А затем снова обвалы и погребенные под землей тела

Методы исследования темы

Используя все доступные источники информации сформировать объективный взгляд, принятый с учетом анализа уже существующих мнений и различных точек зрения.

Не бездумное принятие какой-либо теории, а проверка информации и подтверждение 2-3 авторами / источниками.

«Отшлаковывание» информации ультраправого толка. Уход от агрессивных ярко-выраженных методов толкования событий.

Соблюдение принципов толерантности при обсуждении вопросов, затрагивающих интересы национальностей и вероисповеданий.

Оценивание тех или иных событий с учетом экономических и политических условий, которые доминировали в обществе на тот период истории, когда жил, воевал, творил интересующий меня человек.

Уход от всех возможных «если бы» и «возможно».

Проведение анализа нескольких десятилетий (а то и веков, как оказалось в случае с созданием первых пиротехнических устройств), предшествовавших изучаемому периоду и последовавших за ним, что позволяет дополнить картину событий, понять предпосылки тех или иных поступков людей.

Подготовка

Здесь скорее уместно сказать – практически полная переработка и дополнение первого реферата новыми фактами. Руководитель, рецензировавшая первый «детский» доклад и просмотревшая «взрослый» вариант, проговорила: «У твоей работы не только поменялось оперение детского восторга перед героями войны 1812 года на жесткие перья хищного истребителя, но отросли коготки, заострился клюв». Может быть. Со временем я стал понимать, насколько была сильна и жестока конкуренция между конструкторами и закрытыми КБ в советский период. Ошибки конструкторов стоили дорого истощенной стране в плане финансовых затрат в военное, послевоенное время, а так же в плане моральных затрат, человеческих ресурсов. И каково было наблюдать развал авиационной промышленности тем, кто стоял у истоков становления производственных гигантов и научно-исследовательских центров? Для них 90-ые годы – это проявление геноцида по отношению к инженерной касте, взращенной десятилетиями в советский период. По этому поводу даже беседовал с депутатом Самарской Губернской Думы Натальей Алексеевной Бобровой. Ныне эта дама занимает пост председателя комитета по культуре, спорту и молодежной политике в Губернской Думе городского округа Самара, в прошлом она - инженер-конструктор «ЦСКБ-Прогресс». Мне удалось пообщаться с ней на мероприятии «Речь лидера. Глобальные проблемы человечества ХХI века», проходившего под эгидой Российской Ассоциации содействия Организации Объединенных Наций в Самарском регионе в 2008 году. Получилось так, что в ходе беседы не я обращался к ней с вопросами, а ее высказывания подтолкнули к необходимости задуматься над процессами, происходившими в космической отрасли России за период 1990-2010г. Логичным стало обращение к людям, чья жизнь связана с самолетостроением и космонавтикой, «чье железо летает сегодня в космос». Конечно, были долгие разговоры с маститыми фрезеровщиками, токарями, гальваниками, конструкторами и технологами с ОАО «Салют» и ОАО «Моторостроитель», которым не один десяток лет отдали и мои предки. Выходил с вопросами на представителей поколения-Next. Много беседовал с одним из самых молодых начальников отделов ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» Павлом Юрьевичем Шапаренко о современном положении дел на одном из крупнейших авиационных заводов России. Понятно, что человек не может со мной обсуждать технические вопросы, но ответы по общим вопросам я получил исчерпывающие. Но вот о жизни Александра Дмитриевича Засядько никто из них ничего не смог сказать, кроме как отправить в музей авиации и космонавтики в Самарский Аэрокосмический Государственный Университет имени академика С. П. Королева: «Когда-то там была экспозиция». Много раз я столкнулся с ситуацией, что технические работники говорили, что это вопрос скорее истории, чем аэрокосмической отрасли. Историки чуть ли не хором вторили, что Засядько – это «что-то из реактивных ракет», и лучше обратиться к инженерам. Как же так?.

В реферате я сознательно прописал все удачные и неудачные ходы проведения поиска и сбора информации. Зачем? Чтобы отразить трудности, с которыми столкнулся сам? Нет, чтобы предупредить учеников, кто в дальнейшем попробует развивать данную тему и решит опираться на мою работу. Я прописал, что нельзя сидеть на одном месте и довольствоваться 2-3 монографиями. Необходимо использовать все возможности вплоть до переписки с культовыми организациями. Именно там сохраняется нужная информация, которой в музеях или архивах не найти. Так интересными оказались материалы о Куряжском монастыре, преобразованном в советское время в колонию для трудновоспитуемых подростов, впоследствии – в производственное объединение, выпускавшее первые советские марки фотоаппаратов «ФЭД».

Помимо выполнения прямой задачи – повышения гражданского самосознания и патриотического воспитания молодого поколения, косвенно выполняется назидательная функция: «Не всегда выбранные методы и приемы влекут желаемые результаты. Зато приобретаются навыки общения с людьми, нарабатывается умение пользоваться информационными ресурсами разного уровня».

Работа над презентацией

На данном этапе пришлось решать творческий вопрос по выбору дизайна серии: «В каком ключе выполнить оформление обложки брошюры, обложки CD-дисков и буклетов? Правильно подобрать цветовую гамму для выполнения презентации»

Хотелось, чтобы продукция, разработанная мною в ходе исследовательской работы, имела достойный вид. То есть была выдержана стилистика, соблюдена строгость, но в тоже время внешний вид не отталкивал, а заинтересовывал школьников и учителей. Надо отдать должное инженеру-проектировщику Т. И. Федоровой, которая помогла определиться мне с решением данных проблем. Одно дело уметь работать в программах Microsoft PowerPoint или PhotoShop, совсем иное – создать макет дизайна для целой серии. Татьяна Ивановна придиралась к оттенкам, толщине линий, шрифтам, прежде чем одобрила варианты макетов, но в тоже время поддерживала и помогала. По данному вопросу я также обращался за советом к своей однокласснице Анаит Матинян, окончившей школу искусств №6 г. Самары.

Рабочие моменты.

С научным руководителем Ларисой Николаевной

Лапкиной и советчиком по дизайну Анаит Матинян.

Анаит сравнивает варианты презентаций

Принятый и утвержденный к производству вариант оформления серии исследовательских работ по истории

«Забытые имена российских офицеров».

Что касается непосредственно презентации? Я принял для себя несколько нехитрых правил:

– Оформление слайдов должно быть в сдержанной манере, но наглядное.

– Стиль обуславливается выбором темы (отсутствие ярких кричащих мотивов).

– Каждый слайд должен быть законченным, как отдельное предложение. Из слайдов, словно рассказ из предложений, составляется презентация.

– Нельзя перегружать слайд информацией. Не стоит размещать много текстовой информации.

– Презентация – это только опорный материал, насыщенный ключевыми датами, цитатами, фотографиями. Остальную информацию должно доносить устно.

Необходимо учитывать:

– демонстрация слайдов может проходить не в компьютерном классе, где перед каждым слушателем стоит персональный монитор, а посредством проектора в актовом зале. Качество воспроизведение слайдов будет обусловлено техническими возможностями оборудования и освещенностью помещения;

– цвет фона и цвет шрифта выбираются по принципу максимальной контрастности (белый фон – черный шрифт, синий фон – желтый шрифт);

– использовать традиционные шрифты – они легче читаются, и уменьшается вероятность отсутствия редких видов шрифтов на разных версиях Windows;

– не использовать технику скрытой рекламы.

Работа над буклетом

Буклет носит информативный характер. Раздается на руки слушателям до начала выступления. Слушатель имеет возможность ознакомится с краткими материалами по теме и во время самого выступления «опираться» на материал в буклете. При этом информация откладывается по теории И. Н. Мелихова.

На всех этапах - консультации с руководителем, так как есть проблема: «Жадность до информации». Мне всегда жалко убирать детали из реферата. Всегда мучаюсь: «Вдруг я не додам фактов, упущу важные нюансы, а слушателю/читателю будет нужно и интересно именно то, что вычеркнуто и удалено» Критика со стороны руководителя Ларисы Николаевны Лапкиной в данном аспекте была просто необходима.

Реферат (брошюра), презентация, СD-диск с материалами и информационный буклет на данный момент выносятся для оценки по отдельной (узкой) исследовательской теме «Александр Дмитриевич Засядько», как проектный продукт.

Однако предусматривается перспектива объединения нескольких тем, следовательно и проектных продуктов исследовательской деятельности. И не только моих. Подробнее изложено в разделе «Перспективы развития проекта “Забытые имена российских офицеров”», как работы более глобальной, а, следовательно, требующей приложения усилий не одного человека, а группы.

Брошюровка реферата, передача учителям, которые сочтут нужным и возможным использовать брошюру в образовательном процессе. Важным было найти людей, которые помогли с качественной распечаткой материалов и брошюровкой. Так как многое зависит от первых минут, когда читатель берет в руки качественный продукт, начинает листать, останавливает внимание на географических картах, технических схемах, документальных фото. Согласитесь, не интересно листать сплошной текст, набранный мелким шрифтом, отпечатанный на серой бумаге. Такая печатная продукция, вряд ли, привлечет внимание среднестатистического ученика в школьной библиотеке.

Публичные выступления

Первый шаг - перед аудиторией школьников. Так, например, Н. М. Кузьмина пролонгировала мое выступление перед ребятами 4 класса с демонстрацией презентации в качестве факультативного занятия. При отсутствии компьютера в кабинете - уход на вариант с распечаткой слайдов на листах форматом А3 на цветном принтере.

Второй шаг – вынесение на обсуждение в «Школе юного историка» при историческом факультете Самарского Государственного университета (руководитель – старший преподаватель Вязов Леонид Александрович).

Шаг третий – поступление в СамГУ (по окончании школы) и изучение данной темы на более серьезном уровне.

Написание отчета согласно рекомендациям, изложенным Марией Анатольевной Ступницкой в брошюре «Что такое творческий проект?»

Отправная точка – роман Юрия Никитина «Золотая шпага». Он очень во время попал в мои руки из семейной библиотеки. Я благодарен маме, что вслед за книгой рассказов по российской истории Дмитрия Емеца она авторитарно заставила меня сесть за толстенную книгу. Первый детский испуг перед таким количеством страниц прошел через 10-15 минут. Стиль изложения меня захватил полностью, увел во времена Суворовских походов, войны с Францией, русско-турецких воин. Образ молодого офицера, способного во время сложнейшего перехода через Альпы изучать иностранные языки, заставлял меня уделять должное внимание изучению английского языка: «Если воин учит языки во время похода, то я в тепличных условиях просто обязан выучить хотя бы один иностранный язык» Это отнюдь не один порыв, вызванный в детской душе увлекательной книгой. Я подробно изложил свои мысли в реферате. Добавлю только, что прочитал роман повторно спустя 5 лет, изучил историю написания романа, его судьбу на Украине, и даже нашел лингвистический анализ произведения. Могу привести некоторые данные анализа, сделанного 4. 08. 2008г. и размещенного на сайте http://fantlab. ru/ :

Общая статистика

Длина текста, знаков: 838354

Слов в произведении (СВП): 123173

Приблизительно страниц: 449

Средняя длина слова, знаков: 5. 5

Средняя длина предложения (СДП), знаков: 63. 81

СДП авторского текста, знаков: 75. 72

СДП диалога, знаков: 49. 39

Доля диалогов в тексте: 35. 02%

Доля авторского текста в диалогах: 14. 46%

Части речи

Неопределённых частей речи (НОЧР), слов: 31684 (25. 72% от СВП)

Определённых частей речи (ОЧР), слов: 91489 (74. 28% от СВП)

Из них (принимая ОЧР за 100%):

Существительное 30968 (33. 85%)

Прилагательное 7842 (8. 57%)

Глагол 18041 (19. 72%)

Местоимение-существительное 6281 (6. 87%)

Местоименное прилагательное 2985 (3. 26%)

Местоимение-предикатив 15 (0. 02%)

Числительное (количественное) 709 (0. 77%)

Числительное (порядковое) 95 (0. 10%)

Наречие 2574 (2. 81%)

Предикатив 148 (0. 16%)

Предлог 10289 (11. 25%)

Послелог 0 (0. 00%)

Союз 373 (0. 41%)

Междометие 91 (0. 10%)

Вводное слово 18 (0. 02%)

Фразовый глагол 23 (0. 03%)

Частица 2680 (2. 93%)

Краткое прилагательное 0 (0. 00%)

Причастие 1482 (1. 62%)

Деепричастие 926 (1. 01%)

Краткое причастие 0 (0. 00%)

Инфинитив 2996 (3. 27%)

Служебных слов: 22732 (24. 85%)

Нашел диаграмму по совпадениям лингвопрофилей с такими авторами, как:

– Александр Беляевна 59%,

– Марина и Сергей Дьяченко на 58%,

– Дмитрий Казаков на 58%,

– Дмитрий Емец на 58%,

– Сергей Лукьяненко на58%.

Только кому это будет интересно, кроме специалистов-филологов?

Это было много позже - в 2009-2010 учебном году. В далеких 2004-2005 годах, на начальном этапе для определения линии исследования мне катастрофически не хватало информации. Очень тяжело было находить публикации в журналах и газетах ХIХ - начала ХХ века. При работе по другим темам я любил обращаться к солидным периодическим изданиям, в частности к журналу «Вокруг света», и получал массу информации. В случае с военными заслугами или инженерными изысканиями Александра Дмитриевича Засядько журнал практически ничего не дал. Спустя 2-3 года в интернете появился сайт данного издания. Он быстро стал для меня востребованным и результативным, так как в его архиве собраны материалы с 1861 года до наших дней. Однако и любимый сайт не смог мне помочь в работе над выбранной темой. При запросе вышла только одна ссылка. Только в одной статье упоминался непосредственно сам А. Д. Засядько - «Реактивный огненный дождь» под авторством Сергея Кутового от 30. 05. 2008г. Зато масса материала всплывала при наборе в строке поиска «ракет Конрева», фамилий: Константинов, Королев, Козлов, Шильдер, Кибальчич, Сикорский, Можайский, Шагрей, Тихомиров, Глушко и прочее-прочее-прочее - обрушивался шквал статей.

Работа начала сдвигаться с мертвой точки с момента первого посещения Аэрокосмического портала Украины. Статьи А. В. Киндеревича «Украина и космос», Ю. А. Мухина «Путь в космос лежал через Петербург-Петроград-Ленинград», Александра Рожена «Украинцы на земле и в космосе» помогли мне составить общий портрет самого А. Д. Засядько и того времени, в которое он жил. Немного стало «легче дышать» с 2009 года, так как стали проводиться мероприятия напрямую или косвенно связанные с именем Засядько. Мне в достаточной мере помогли материалы сайта Московской Академии экономики и права, точнее Полтавского землячества. Как таковое Полтавское землячество создано 10. 02. 2006г. Вообще у Интернационального клуба при МАЭП задачи и мероприятия очень напомнили мне Ассамблею народов и Модель ООН, проводимые РАС ООН в Самарском регионе. Полтавское землячество является

«объединением граждан Российской Федерации,

– независимо от национальности,

– относящих себя к уроженцам и выходцам из Полтавской области Украины,

– а также граждан, которые своей жизнью, трудовой деятельностью, партнёрскими и иными отношениями связаны с Полтавой и Полтавской областью,

– в целях содействия гуманитарных связей, сохранению культурных традиций, обычаев, языка и самобытности народа Украины,

– укрепления российско-украинских отношений, дружбы и сотрудничества»

Мне очень импонировала такая позиция! В разделе «Интернациональный клуб» обнаружил

Работа интернационального клуба обнаружилисьооб также Польский клуб, Славянский клуб, Общество российско-вьетнамской дружбы, Студенческая Ассамблея народов Кавказа. Обязательно внимательно изучу эти разделы, мне интересно.

Возвратимся к Засядько. Полтавское землячество освещало торжества по случаю 230-летия со Дня рождения Засядько, проходившие в Украинском Доме 20. 11. 2009г. Как бы я хотел там побывать! Инициаторами и организаторами выступили фонд Полтавского государственного краеведческого музея, Национальный союз краеведов Украины, Всеукраинское объединение «За поместную Украину!» и общественная организация «Славные имена Полтавщины». Я даже не сразу задумался над национальными настроениями, которые нагнетаются и превалируют на Украине. Меня долго воспитывали в рамках РАС ООН придерживаться толерантности в отношении людей вне зависимости от национальности, вероисповедания, цвета кожи, разреза глаз и т. п. Мне просто очень хотелось услышать вживую слова, произносимые в честь заслуг и в память героя. И очень хотелось взять в руки, пролистать книгу «Славные имена Полтавщины. Александр Засядько», понять и почувствовать, что «Золотая шпага» не будет теперь блистать в одиночестве. Получить подтверждение, что прекратились уже гонения на роман Ю. Никитина, сняты все нелепые обвинения в шовинизме и национализме. Мне хотелось прочитать вторую полноценную книгу об Александре Дмитриевиче. Думаю, украинский язык не стал бы для меня сильной помехой, так как в семье сохраняется генетическая память украинской ветви рода Словиковских. Однако книгу достать так и не удалось. Жаль

26-27 ноября 2009 года в Санкт-Петербурге проходила международная научная конференция, приуроченная к 230-летию со дня рождения «выходца с Полтавщины, выдающегося изобретателя, военачальника, организатора военной науки и образования генерал-лейтенанта Засядько Александра Дмитриевича». Конференция проводилась по инициативе Полтавского землячества Украинской национально-культурной автономии Санкт-Петербурга, Михайловской военной артиллерийской академии при поддержке генерального консульства Украины в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургского дома национальностей. В конференции принимали участие учёные Москвы, Киева, Полтавы, Харькова и представители династии Засядько». То есть фактически были указаны источники информации, можно списываться с данными организациями. Не получалось. Материалы были доступны для прочтения/просмотра, но получить более подробную информацию – нельзя. То есть с ростом информационного потока для простых обывателей, концентрация материалов о Засядько не увеличилась.

Иногда было очень тяжело выяснить, какой из имеющихся двух источников излагает объективную правду. Видимо, настолько были сильны притязания двух стран России и Украины в 2000-2005г. на правообладание именем героя и его заслугами. Эмоции захлестывали авторов статей. В 2006-2010 «бумажные» баталии поутихли, с источниками стало проще работать. Однако все равно оставались спорными некоторые вопросы. Так, например, судьба родного брата Александра Засядько - Данилы Засядько после сражении при Шампобере 24 февраля 1814 г. по-разному излагается авторами. Одни указывают, что Данила был ранен в голову, попал в плен, и дальнейшая судьба его не известна. Другие пишут, что из плена его быстро освободили, за подвиги произвели в чин полковника, было получено «Монаршее благоволение» — почётная в те времена разновидность поощрения высших военных и гражданских чинов. Наверное, надо уточнять, сверяться по датам, проверять документы. Только проверять нечего – документы, если и сохранились, то не доступны широкому кругу посетителей архивов. А отвечать на запрос школьника из далекой Самары никто не стал. Хотя ручки, конечно, чесались написать гневное послание не раз и не два. По многим направлениям можно продолжать работать после того, как переверну последний лист реферата про Александра Дмитриевича. По сути, это будет успокоением собственной совести: «Не осталось белых пятен» Только вот думается мне, что вслед за новыми знаниями потянутся новые вопросы.

Не стану проводить анализ всех используемых материалов. Считаю, что отразил данный вопрос в достаточной степени в проектном продукте (реферате). Я - не Леонид Млечин, не Леонид Парфенов и не Виталий Яковлевич Вульф, однако оставляю за собой право на личное мнение. Надеюсь достичь лет через 15-20 того уровня, на котором находятся выше перечисленные политолог, журналист и историк, чтобы выносить вердикты по научной или творческой ценности использованных мною источников. На данный момент я постарался изучить, сравнить и суммировать ту информацию, которая оказалась доступна для 9-тиклассника.

Описание проделанной работы

Дано в реферате. Отправная точка, продвижение, неудачи, методы исправления ошибок – все приведено в основном проектном продукте. Считаю не целесообразным дублировать информацию. Многое о своих удачах и промахах я прописал выше в данном отчете. Отдельно еще раз оговорю: «Крайне малая доля информации в СМИ и доступных документах» Завидую Юрию Никитину, который получил допуск к архивам и провел в них массу времени. Завидую парням и девчатам, которые могут прийти в киевскую библиотеку и взять по читательскому билету книгу «Славные имена Полтавщины. Александр Засядько». Хочу приехать в Куряжский монастырь и пройти по его земле, и помечтать, глядя в ночное небо: «Пройтись бы по обратной стороне Луны по северо-восточному берегу моря Смита и спуститься на дно кратера Засядько». Удивиться и расстроиться в очередной раз тому, как стремительный взлет космической промышленности в послевоенные десятилетия, увенчанный полетами человека в космос и десантом технических средств на поверхность других планет, так стремительно упал в последние годы ХХ века. Заводы затихали, КБ пустели

Из объективного

Было отступление от намеченного плана - хотел разобраться в наградах России, полученных Засядько за заслуги на бранном поле и технические открытия. Очень увлекательным оказалось это занятие. Можно было делать отдельную работу по орденам и медалям, по звездам и наградному оружию. Только надо ли? Вполне исчерпывающую информацию можно найти в свободной энциклопедии «Википедии». Каких-то тонкостей по награждению того или иного человека в ней не найти, но обзор наград достаточен. Оценить данное отклонение от плана работы, как нарушение, не могу. Считаю, что изучение орденских знаков, орденских лент, оружия - это важная составляющая в общем объеме данной темы.

К сожалению, за все 5 лет работы над темой о А. Д. Засядько не случилось радостного момента, как в случае с Б. А. Вилькицким (в 2009г. имя Вилькицкого упомянули, как исследователя Северо-Ледовитого океана, в учебнике географии за 8 класс, изд. «Дрофа»). Ни кто из составителей или авторов школьных учебников не упомянул фамилию разработчика реактивных ракет и установок для их запуска, фамилию родоначальника тактики применения боевого оружия, по сути, являющейся прародительницей космического ракетостроения. Ни в учебниках физики, ни в учебниках истории не появились ни одной строки об Александре Дмитриевиче. В список произведений, рекомендованных к изучению в школах, роман Ю. Никитина «Золотая шпага» не включили. Не оказалось у меня единомышленников среди составителей программ и учебников, кроме как в родном городе Самаре.

Именно поэтому в 2010 году я берусь за проработку данной темы повторно и редактирую с учетом новых полученных данных. Результаты – перед вами на дисках.

Перспективы развития проекта «Забытые имена российских офицеров»

Считаю нужным прописать данный пункт. В нем отображено, что труды моих одноклассников, которые ставили перед собой задачу «Изучить жизненный путь (фамилия исторически значимой личности)» не пропадут всуе, не растворятся во времени. Они востребованы в стенах родной школы и родного города. Знаю, что вопросы о судьбах российских офицеров не единожды решались учениками МОУ школы №122 и конкретно учениками нашего 9-«Б» класса. Знаю, что молодые люди примут участие в работе над развитием проекта «Забытые имена российских офицеров». Информацию, накопленную в ходе наших научно-исследовательских изысканий можно использовать в качестве дополнительного материала на уроках истории по согласованию с учителями. Что уже делалось неоднократно. Рефераты сброшюрованы в удобном формате (А5) в нескольких комплектах. Один комплект рефератов, СD-диски с презентациями с января 2010 года доступен в кабинете истории, один комплект отдан учителю начальных классов Н. М. Кузьминой в качестве материала для дополнительного образования, еще 2 комплекта - отданы в школьную библиотеку.

Думаю, что стоит рассказывать о российских офицерах ученикам 3-4 классов. Им интересно слушать наши лекции, смотреть презентации, изучать розданные на руки буклеты. Считаю, что возможно использование рефератов и презентаций так же на факультативных занятиях в 7-8 классе.

В декабре 2010г. я вынес реферат на обсуждение на занятиях «Школы юного историка» в Самарском государственном университете в плане обмена знаниями и получения конструктивной критики со стороны преподавателя курса истории (а так же директора Школы юного историка) Леонида Александровича Вязова и “сокурсников”. Там критикуют жестко, но по существу. Мнение преподавателя и «собратьев по перу» важно для меня. Кое-что пришлось доработать (внести уточнения), кое о чем поспорить. В одном и преподаватель, и будущие студенты сошлись без компромиссов: «История превыше политики».

Как один из путей развития проекта в дальнейшем - создание сайта, как информационного пространства для единомышленников. Там будет возможно размещение работ по данной теме, общение со сверстниками и педагогами, обмен информацией по интересующим вопросам, указание ссылок на интересующие материалы. Порталов и сайтов в интернете множество. Чтобы не терять время на бессмысленное «ныряние» и сэкономить время, рационально обращаться за советом к сведущим людям. Впереди 2,5 года учебы в школе. Так что, все реально и выполнимо.

Работая на протяжении 5 лет по теме «Забытые имена российских офицеров», я понял, что молодежь должна получать информацию о значимых фигурах ученых, офицеров, политиков. И доступность этой информации, ее объемы должны быть максимальны. По крайней мере, не в меньшей степени, чем поток всей той псевдо-культурной мишуры, что в изобилии поступает с экранов, мониторов, из прессы. А уж решать: «Насколько молодому человеку важны и необходимы те или иные знания?» - удел самого молодого человека. На данный момент, я убежден в необходимости роста гражданского самосознания. Не бывает высокой самооценки у людей, живущих в государстве, не почитающем свою историю. Становиться обидно за Державу! Как подменяются истинные ценности - патриотизм и гордость за Отчизну на помпезные шоу и фееричные представления. Как мало информации о героях былых времен получает нынешний школьник, подхваченные шквальным новостным потоком, готовящийся к ГИА и ЕГЭ, вовлеченный в нескончаемый цейтнот!

Хочется спросить: «Весь этот калейдоскоп информации! Имеет ли он для тебя значение? Для чего ты учишься? Чем помогут тебе полученные знания в реальной жизни?»

Мое мнение? Знания об Александре Дмитриевиче Засядько, о его колоссальной трудоспособности, нежелании сдаваться болезням, история гонений памяти о нем, гонений даже на книгу «Золотая шпага» заставили задуматься меня о многих проблемах нашей страны. И не только о тех, которые в прошлом. Корни любой сегодняшней проблемы - в нашем прошлом, вернее – в незнании этого прошлого.

Можно сказать, что поставленные задачи в основном реализованы.

Выступления для учеников 4 класса проведены. Ребята больше слушают, чем сами высказываются по данной теме. Думаю, из-за того, что просто впервые услышали про А. Д. Засядько. По презентации у ребят возникли вопросы о наградах. Так что мой «уход в сторону» от основного направления не пропал впустую. Буклеты кто-то рассматривал внимательно во время моего выступления, а кто-то бережно вложил в дневник. Я не увидел потом ни одного оставленного на парте или оброненного в коридоре. Что позволяет надеяться, что объем информации, ее преподнесение в буклете заинтересовали учащихся. 10-12 лет - это возраст, когда примеры о реальных героях Отечества воспринимаются, как постулаты о чести и достоинстве. Надеюсь, что полученные материалы усилят мотивацию детей в плане изучения дисциплины «История Отечества». Возможно использование рефератов и презентаций в обзорном плане на факультативных занятиях в 7-8 классе.

Конечно, я делился информацией со своими сверстниками в школе. Кому-то было интересно, кто-то уходил от предложенной темы. Во время доклада слушали, но вне уроков разбор темы был только с теми, кто готовится сдавать историю на ГИА(государственной итоговой аттестации). То есть моими единомышленниками стали те, кто настроен на изучение истории России не только в рамках школьной программы. Я думаю, это просто потому, что в 9 классе учащиеся уже определяются с выбором профиля (физико-математический, филологический, экономический и т. д. ), в соответствии с которым делают упор на точные либо гуманитарные науки. Так мои одноклассницы, кто готовится поступать на архитектурный или нефтетехнологический факультет в Самарский государственный архитектурно-строительный университет, считают, что им достаточно поверхностного ознакомления с жизнью А. Д. Засядько, и не станут более глубоко вникать в данную тему. Кто-то просто «отсекает» информацию из-за невостребованности в их дальнейшем учебной программе и планируемом карьерном росте. Что ж, это - их выбор, их право. Впрочем, программа средней школы и не подразумевает глубокого изучения каких-либо дисциплин. Каждый решает для себя сам: «Какой из наук уделять больше времени и внимания?» Тем не менее, отношение со стороны одноклассников было с достаточной долей уважения к заслугам родоначальника артиллерийских воск Российской армии. Кого-то интересовала техника, позволившая одержать победу под Браиловым, кого-то - период жизни Засядько в мирное время, его достижения на поприще начальника Михайловского артиллерийского училища. Я лично хотел бы подробнее узнать о технических изысканиях Александра Дмитриевича в последние годы жизни после отставки. К сожалению, полной информации не удалось отыскать через музеи или прочесть в периодической печати.

Материалы в кабинет истории и школьную библиотеку отданы в январе 2011г. Надеюсь, что будут востребованы и читаемы, не станут праздно пылиться на полке. Это тот пункт, по которому сейчас я не могу написать ничего конкретного. Время покажет.

С публичными выступлениями получилось все настолько, насколько смог сделать в рамках г. Самары. Рассматривая выступления за рамками родной школы, можно сказать, что наибольший отклик аудитории получал во время выходов на специализированного слушателя. Естественно, с данной темой я не выступал на секциях математиков или биологов. Я участвовал в межшкольных районных мероприятиях по истории Отечества городского и областного уровня. Я видел, что мои выступления находили отклик. Слушателям было интересно открывать для себя новые имена и факты. То есть получалось донести информацию до интересующихся и думающих оппонентов, почувствовать ответную заинтересованность людей. Случалось, что оставались в аудитории после конференции и обсуждали вопросы, поднятые в докладах. Организаторы уже покидали лекционные помещения, мы выходили в коридор и продолжали вести споры, обсуждения, обменивались источниками, обсуждали перспективы. Наверное, выплеск такого живого общения и является самым ярким результатом проделанной работы. У каждого – своя тема, однако после выступлений, когда завершены притязания на победу, молодые люди сходятся для подведения итогов вне рамок конкурсной программы. Им не важны уже балы и номинации, они хотят ликвидировать свои «белые пятна».

- Здесь надо точнее сформулировать, так как явно не отслеживается

- Тут упустил деталь- и так далее.

Жаль, что конференции длятся всего несколько часов, а не проводятся в виде выездной сессии на базе какого-либо лагеря для историков! «Повариться» бы в такой среде дней 5-6.

Среди всех конференций и олимпиад наиболее значимым для меня событием стало выступление на областном конкурсе «Речь лидера. Глобальные проблемы человечества в ХХI века» в ноябре 2008 г. Я хотел вынести на обсуждение «проблемы с памятью», акцентируя внимание на страшных событиях ХХ века: геноциде армян в Турции, гражданской войне в России, голодоморе в Поволжье и на Украине, второй мировой войне, холокосте. Я обращался в зал с вопросом: «Все это – позорные и жуткие страницы истории человечества. Может быть, про них действительно хочется забыть от стыда и боли, не упоминать о них в ХХI веке. Но почему целые народы стараются забыть про своих достойных сыновей, чьи судьбы могут служить примером для подражания многих и многих поколений?» Конкурс проводился под руководством председателя РАС ООН по Самарскому региону Евгении Валентиновны Кашубы. На консультациях перед конкурсом Е. В. Кашуба ориентировала меня на то, что данная проблема не является болью только России: «Много таких моментов в истории человечества, которое оно хотело бы забыть. Но забывать ничего нельзя. Надо извлекать уроки и делать выводы». Мне было очень интересно побывать на этом мероприятии, где услышали меня с моими претензиями на забывчивость в отношении А. Д. Засядько и Б. А. Вилькицкого, где я услышал интересные выступлений других парней и девушек, которые являются участниками Молодежного клуба политической культуры. Сам занимался в данном клубе с 2008 года и почерпнул много интересного не только в плане политики и публичных выступлений, но и в плане своей любимой науки – истории. Сегодня в МКПК при РАС ООН по Самарскому региону участвует уже трое моих одноклассников. Я рад, что сумел заинтересовать их данным направлением. А точкой отсчета для занятий по тематике МКПК послужила опять-таки наука история. Стоит повторить еще раз: «История превыше политики!» - не обижайтесь, господа президенты и господа дипломаты. Каждый из нас обладает правом на личную точку зрения согласно «Всеобщей декларации прав человека» от 10. 12. 1948года. При всем уважение к нелегкой работе политиков я предпочитаю удел историка. Поэтому я продолжаю «раздражать» окружающий меня мир желанием изучить означенные проблемы.

Немного о «не очень удавшемся».

Одним из минусов данной работы – это вынужденное дублирование информации, изложенной в реферате, в отчете о проделанной работе. Так, например, в реферате я постарался прописать о трудностях, связанных с поисками источников информации параллельно выполняя рецензии на статьи и книги. Этого потребовал мой внутренний ценз. От руководителя (после получения письма от организаторов конкурса «Портфолио 2010/2011г. ») я получил указание о необходимости привести все свои черновые записи и пометки в порядок, составить на их основе отчет. Данный пункт, изложенный в брошюре М. А. Ступницкой «Что такое творческий проект?» (стр. 31-34), я выполнил. Но для себя вынес урок – в дальнейшем делать все свои записи на компьютере и хранить на компактном электронном носителе, что бы потом не пришлось экстренно искать, пересылать по почте, наскоро выверять, редактировать, прихорашивать мысли 5-тилетней давности. М. А. Ступницкая делает акцент на развитии способностей у современных школьников в плане адаптации под требования быстро меняющегося окружающего мира. Может быть, мне в будущем действительно понадобится навык быстрого переложения основных задач, методов их решения из одного источника (в данном случае – реферата) в другой (в данном случае – отчет). Все в этой жизни возможно.

Понятно, что необходимо было вести журнал с самого начала. Просто работать над темой я начал в 2004/2005 учебном году, и тогда никто не подсказал мне про написание журнала и отчета. В ноябре 2010г. научный руководитель рекомендовал выполнить отчет, «как важнейшую составляющую всей работы». Я постарался соответствовать.

И еще один минус работы связан с технической стороной – в разных организациях на компьютерах установлены разные пакеты программного обеспечения. В связи с чем, презентацию пришлось упростить. Я удалил все эффекты анимации после одной не очень удачной демонстрации проектного продукта. При нажатии на клавишу мышки на слайд каким-то образом сбился порядок действий. Чтобы не останавливать выступление, я прокрутил данный слайд и перешел к следующему. Но после мероприятия пропустил все слайды через режим «фотографирования». Теперь каждый слайд – это просто изображение, на котором нельзя ничего сдвинуть, удалить или исправить. Такой способ обработки обезопасил от всевозможных накладок при воспроизведении на разных компьютерах. Конечно, жаль придавать статичность, лишать спецэффектов, но так спокойнее работать во время выступлений перед аудиторией. Есть другой выход - возить с собой ноутбук, но организаторы не всегда позволяют подключать свое оборудование.

В качестве подведения итогов хочу сказать, что я просто делаю самостоятельные шаги в процессе формирования собственного взгляда на выбранную проблему, используя максимально или развивая в процессе работы

– умение продуктивно и уважительно общаться с людьми разного возраста, социального положения в обществе, различных гражданских позиций и вероисповеданий, людьми, имеющими паспорта разных государств.

– умение вести официальную и личную переписку с владельцами сайтов, коими могут оказаться частные лица, светские или культовые организации, научные или учебные учреждения, отделы культуры, молодежной политики, физкультуры и спорта, правовые организации, архивы и библиотеки и т. д. ;

– владение компьютерными технологиями и азами дизайнерского творчества по оформлению серии материалов, выполненных на разных носителях (бумажных и компакт-дисках);

– стараюсь увлечь, если хотите, «заразить» окружающих потребностью изучить историю сверх курса школьной программы, которого мне лично не достаточно.

Выражаю надежду, что не утомил почтенного читателя.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)