Отдых  ->  Туризм  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Удивительная судьба "Королевы Парижа"

Об Эйфелевой башне слышали все, но очень немногие знакомы с её уникальной биографией. Парижская Эйфелева башня, за которой закрепилось название <<железная леди>>, является одним из самых известных в мире монументов. Она отличается не только своей красотой, неповторимостью и оригинальностью, но и необычной судьбой. Знакомство с подробностями строительства Эйфелевой башни дарит чувство соприкосновения с историей, искусством и жизнью Франции в целом. Но сначала несколько слов о Париже. Париж строился в течение девяти столетий, в периоды блестящих и трагических страниц истории французского государства, в то время как сменялись его правители: короли, императоры и президенты. В начале это было маленькое поселение кельтов на острове Сите. В итоге возник Париж со множеством предместий - один из самых замечательных городов мира.

Сегодня преображенный Париж привлекает людей со всего земного шара. Столица Франции обладает шармом, который просто захватывает и очаровывает туристов. И это не случайно. Каждый парижский квартал, улица, достопримечательность имеют свою историю, притягательность и, конечно, свою судьбу.

В настоящей работе речь идет о "метаморфозах", происходящих с одним из парижских памятников со 120-летней историей - Эйфелевой башней.

Основная часть

Несколько слов хочется сказать о создателе этого, пожалуй, самого известного в Европе технического сооружения ХIХ века. Александр Гюстав Эйфель - французский инженер, специализировавшийся на проектировании стальных конструкций. Среди его <<детищ>> было немало замечательных, но по-настоящему прославила имя Эйфеля металлическая парижанка - Эйфелева башня.

Её создание было приурочено ко Всемирной Парижской выставке 1889 года, ознаменовавшей столетие Французской революции. Однако, прежде чем воплощение идеи Эйфеля в жизнь стало возможным, специально сформированному высокопрофессиональному жюри предстояло оценить сотни предложенных инженерами и архитекторами проектов по созданию чуда техники, которое было бы способно поразить воображение посетителей Парижской выставки. Именно такую задачу, ни больше, ни меньше, огласило Правительство Франции, объявив конкурс на возведение конструкции - триумфатора столь грандиозного мероприятия.

Каких только проектов не было: и башня в виде солнечного столба - колонны, позволившей бы освещать Париж, и монумент в форме лейки, который можно было бы использовать для орошения. Но волею судеб, жюри признало лучшим проект металлоконструкции высотой более 300 метров. Сооружение башни демонстрировало огромные возможности применения металла в строительстве. Так, в январе 1887 года началось возведение самого высокого инженерного монумента в мире! Главным архитектором выступил Г. Эйфель совместно со Стефаном Совестром, главными инженерами были назначены Морис Кеклен и Эмиль Нужье, а руководителем строительных работ стал Жан Компаньон.

Эйфелева башня выросла <<на пыли бывшего ипподрома>> на Марсовом поле, напротив Йенского моста. Её конструкция включает в себя три этажа, венчает же башню флагшток, на который Эйфель собственноручно водрузил французский флаг. Произошло это знаменательное событие в день официального рождения <<железной мадмуазель>> - 31 марта 1889 года.

Красавица обошлась французским налогоплательщикам в 6,5 млн. франков. Однако, пользуясь успехом у посетителей, уже к концу 1889 года три четверти средств, затраченных на её строительство, окупились. Эйфелева башня была сооружена из высококачественного железа, высота её составила 324 метра, а площадь основания -100 квадратных метров.

Как известно, <<нет пророков в своём Отечестве>>. Не миновала чаша сия ни Гюстава Эйфеля, ни его творение. Почти одновременно с окончанием работ по возведению башни недовольные парижане заговорили об уничтожении уродующего облик неповторимого города железного монстра. И среди этих недовольных оказались уважаемые прославленные деятели литературы и искусства. Более того, был составлен и отправлен в Парижский муниципалитет протест, подписанный в том числе Шарлем Гуно, Александром Дюма-сыном, Ги де Мопассаном, Леконтом де Лилем. А содержание того послания было таким: <<Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы, любители, очарованные до сих пор нетронутой красотой Парижа, хотим направить все наши силы, весь наш гнев против строительства в самом центре нашей столицы бесполезной и чудовищной Эйфелевой башни. Мы имеем право торжественно провозгласить, что с Парижем не может сравниться никакой другой город мира. И мы позволим осквернить всё это? Ведь Эйфелева башня - это, несомненно, позор для всего Парижа. Все это чувствуют, все об этом говорят. Когда иностранцы приедут посетить нашу выставку, они воскликнут: <<Что? И этот ужас выбрали французы, чтобы продемонстрировать нам хвалёный изысканный вкус?>> Однако время шло, и парижане вскоре привыкли к странному сооружению. Поэт Леконт де Лиль первым заявил, что происходящее ошибочно. Эйфелева башня всё чаще появлялась на холстах художников, была прославляема и поэтами. Гийом Аполлинер, например, назвал её <<небесным креслом>>. <<Башня Эйфеля, - писал поэт и драматург Жан Кокто, - это целый мир, так же, как Собор Нотр-Дам. Это - Нотр-Дам Левобережья. Это - королева Парижа>>. Вот так конструкция, задуманная лишь для того, чтобы ошеломить своей величиной, быстро превратилась в символ - символ города, символ новейшего времени, символ технической революции и оказалась шедевром инженерной мысли.

Кроме того от демонтажа башню спасла установка гигантской антенны радиокомпании TSF, а в 1957 году телевидение установило на ней свою антенну. Последнюю платформу башни заняла лаборатория метеорологии и воздухоплавания. Удалось избежать и другой угрозы существованию башни - ржавчины. Каждые семь лет башню красят в три оттенка коричневого цвета, используя при этом исключительно кисти. Команда технических сотрудников ежедневно проводит осмотр башни.

Ежегодно <<железную леди>> навещают около 3 000 000 туристов. Лифты везут их на третий этаж, на высоту 274 метра. Какой же захватывающий вид на Париж, один из красивейших городов мира, открывается оттуда! Сегодня на первом этаже башни Эйфеля расположились почтовое отделение и смотровая площадка, на втором - ресторан, а на третьем - небольшие сувенирные лавки, где можно приобрести многочисленные приятные сердцу мелочи с бесконечными изображениями популярного символа французской столицы. А особенно хороша Эйфелева башня вечером - ее подсвечивают с большим мастерством, и она кажется сделанной из золотого кружева.

12 декабря 2004 года на Эйфелевой башне был открыт каток, смонтированный на 57-метровой высоте первого этажа башни в течение полутора недель. На площади в 200 квадратных метров сможет одновременно кататься 80 гостей башни. 16 января 2004 года мэр французской столицы Бертран Деланоэ провел на Эйфелевой башне презентацию Парижа в качестве кандидата на Олимпиаду-2012.

Об Эйфелевой башне сложено немало песен и стихов:

Mais oui , je suis une girafe,

M'a raconté la tour Eiffel.

Et si ma tête est dans le ciel,

C'est pour mieux brouter les nuages,

Car ils me rendent éternelle.

Mais j'ai quatre pieds bien assis

Dans une courbe de la Seine.

(Maurice Carême)

Но помимо стихов, о башне придуманы и считалки. Вот одна из них:

La Tour Eiffel

A trois cents mètres,

Du haut en bas

On voit la Seine:

Pour y monter

Il faut payer

Tous les millions

Qu'elle a coûtés.

Это стихотворение является моим любимым, поэтому я срифмовала его авторский перевод:

Эйфелева башня - триста метров всего,

Весь мир ты увидишь с платформы ее

За чудо такое, за французский кураж,

Ты все миллионы свои отдашь!

Эйфелева башня сегодня - это не только самый узнаваемый символ Парижа, но, пожалуй, и всей Франции. Она такая разная, и такая прекрасная: в ясное и солнечное утро она кажется изящно-легкой и юной, по вечерам, особенно зимой, ее очертания темнеют, она становится сумрачной, напоминая о её преклонном возрасте. А когда густой туман, словно мечом срезает верхушку башни, или скрывает ее всю - сверху донизу, то древний город как бы сиротеет и выглядит печальным в своем белесом одеянии. Под Рождество и Новый год башню украшают гирляндами цветных электрических лампочек, придавая ей силуэт огромной ёлки. Несмотря на сложности, преследовавшие это сооружение на разных этапах его истории, невозможно представить французскую столицу без Эйфелевой башни, горделиво возвышающейся над Парижем. Она полюбилась горожанам и, как магнитом, притягивает к себе многочисленных туристов. Тщательно оберегаемая, окружённая заботой, регулярно реставрируемая, Эйфелева башня, думается, будет радовать ещё не одно поколение землян. И свидетельством тому может служить наша работа, в которой мы попытались рассмотреть судьбу знаменитой <<парижанки>> сквозь призму её прошлого и настоящего, обобщив интересные факты истории и блестящие моменты наших дней <<железной леди>>.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)