Учеба  ->  Науки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Здоровье человека

Тело и вещь в современной культуре

Актуальность исследования определяется, с одной стороны, разнообразием и динамикой моделей человеческого тела (антропологических, художественно-эстетических, эколого-этических и др. ), оформлявшихся на протяжении всей истории человечества и незавершенной в современной культуре (И. М. Быховская). Поиски образов телесности становятся актуальны в так называемые «эпохи перемен». Для России таковыми в недавнем прошлом и настоящем стали 90-е гг. ХХ века – первое десятилетие ХХI века. Так, после преодолений ХХ веком (веком «современного», т. е. индустриального развития) бывшей сакральной границы тела в традиционной культуре, в постсовременном мире эти границы оказываются в русле решения двух проблем – закрепления границ тела и возвращения человеку его «реального тела», в котором какие-либо границы отсутствуют. В постсовременной ситуации нет всегда одето в культурные символические формы.

Таким образом, главным мотивом исследования являются анализ художественных образов в пространстве повседневности, отражающие представления о трансформации от поколения к поколению телесных форм человека и как следствие, свидетельствующих о его отношениях с окружающим природным и социальным миром. Именно в данном ракурсе нас будет интересовать проблематика телесности в рамках советской (модернистской) и постсоветской (постмодернистской) культуры в России ХХ века. Специфика последней напрямую зависит от уровня и направления развития техники и технологий, что во многом определяет современный статус человеческого тела. Новые технологии постмодерна (образовательные, медицинские, виртуальные, маркетинговые, СМИ, PR-, имидж- и креатотехнологии) формируют новые телесные практики ( например, фитнес) и переписывают старую «функциональную карту» человеческого тела, влияют на повседневную жизнь современника, заставляют по-новому сформулировать многие философско-антропологические, художественные и культурологические проблемы.

С другой стороны, актуальность проблемы обусловлена тем фактом, что исторически складывающийся и развивающийся образ тела имеет важное значение для реализации фундаментальных противоречивых социокультурных и личностных потребностей человека. Так, одновременно он является основой самоидентификации, причем в образе своего тела человек может идентифицировать себя не только в качестве данного телесного существа, но и в качестве элемента некоей общности – народа, человечества, а также живой природы. Поэтому в таком процессе у него рождается ощущение своего единства со всем живущим, последнее обретает статус особой ценности. В то же время этот же образ играет существенную роль в обретении человеком «независимости», «свободы» по отношению к своему телесному состоянию. Особенно ярко это проявляется в период тяжелых, в том числе неизлечимых, болезней, социальных потрясений и катастроф, которыми был полон как советский, так и постсоветский период российской истории.

Проблема исследования заключается в противоречивой, но тесной взаимозависимости и взаимообусловленности развития представлений о телесности и вещизме в зависимости от специфики «культурного (художественного) пространства», где они оформляются.

Степень изученности проблемы. Знания о теле всегда представлены в сознании человека, однако они имеют принципиально неоднозначный характер. Эти знания играют существенную роль в удовлетворении важнейших потребностей человека, а значит и в определении жизненной позиции. Вследствие этого они оказывают существенное влияние на личностные черты и поведение человека, на восприятие им своего места в живой природе, на формирование отношения к ней. Если телесная организация человека сама по себе обеспечивает его биологическую жизнедеятельность, то специфическое восприятие своего тела делает возможным проживание им собственной жизни как собственно человеческим существом. Изучение телесности в обществознании и гуманитарных науках является важнейшим условием выявления закономерностей и особенностей существования человека в мире, его общности с живой природой и отличий от других ее представителей. Следовательно, на этом пути перед исследователем открывается возможность становления и обоснования перспективности антропоориентированного подхода при рассмотрении актуальных для человека проблем, причем понятие «телесности», наряду с понятием «жизни», должно занять в нем одно из центральных мест.

Цель исследования – проанализировать пространственно-временные границы телесности и вещизма в междисциплинарном контексте, который задается социально-культурной антропологией, изучающей не только этничность и традиционные формы культуры, но и феномены настоящего – «посткультуры».

Задачи исследования – продемонстрировать возможности современной социальной культурологии и антропологии в исследовании архитепического, культурно-значимого начал в окружающем нас современном мире; рассмотреть предметный мир советской и постсоветской России с позиции выявления статуса символических предметов в пространстве жизни и культуры в связи с их ролью, семантикой. В частности нас интересует трансформация символических образов советских товаров в форме почтовых марок («трансформацию образов марок»), относящихся к сфере техники создания марок.

Объект исследования – неопубликованная кемеровская частная коллекция почтовых марок Е. Е. Белоусова.

Предмет исследования – символически закрепленные в художественных образах представления о телесности советских людей.

Методология и методы исследования – системный и философско-антропологический подход, а также методы сбора и анализа литературы по проблеме, символического и визуального анализа первоисточников (марок из частной коллекции).

Степень изученности проблемы. Границы телесности определяются представлениями человека о культурном пространстве, в котором ему необходимо адаптироваться и функционировать. Поскольку в последние десятилетия в зарубежном обществознании пространственными аспектами телесности и культуры занимались сотни специалистов, у нас нет возможности сделать даже краткий обзор этих работ. Отрадно отметить, что в российском обществознании проблему культурного пространства через образы телесности исследовали фольклористы, лингвисты, литературоведы, особенно сторонники семиотического метода. Из современных этнографов наиболее убедительно семиотический метод был использован А. К. Байбуриным при изучении пространства в традиционной культуре. Еще ранее историко-культурологический подход был изложен в работах А. Я. Гуревича о категориях средневековой культуры. В последние годы стали появляться работы, в которых то или иное явление рассматривается как эквивалент понятия традиционный мир.

Основная часть

Междисциплинарные горизонты интерпретации телесности и вещизма. Историческая динамика идей телесности и вещизма

Телесность– особенное явление, наиболее присущее человеку иодно из наименее известных ему. «По признанию многих авторов, антропология до сих пор находится в поисках своего предмета. Это значит, что сам человек себя еще не нашел. И чем дальше он занимается своими поисками, тем он больше запутывается». В 20-х-30-х годах ХХ века, оформилось телесно-ориентированное направление психотерапии, благодаря которой появилась практическая база для систематических ицеленаправленных исследований телесности человека. Однако именно всвязи стем, что представления отелесности складывались, восновном, входе психотерапевтической практики, они понесли на себе отпечаток особенностей условий, целей изадач телесной психотерапии. Возможно, именно в этом скрыта причина того факта, что до сих пол у исследователей нет единого представления отелесности. Так, все многообразие позиций психологов и психоаналитиков можно свести к следующим тезисам:

телесность является особым «продуктом» взаимодействия тела идуха;

это– видимая ипереживаемая часть души;

механизмы образования и«состав» телесности чрезвычайно сложны, что осложняет ее научную и дисциплинарную рефлексию;

все составляющие части телесности соответствуют друг другу (конгруэнтны) и«прорастают» друг вдруга;

телесность (в целом ив частностях) выражает систему ценностей и смыслов человека, воснове которой лежит отношение ксмерти ижизни; она формируется смомента зачатия до смерти, определяя содержание и направленность в развитии личности.

Последние десятилетия XX века исследования в рамках микроистории обнадежили наступлением нового этапа висследованиях этого предмета: нынче принято считать, что телесность не вполне идентична телу, что она «шире» и«больше» тела ителесно-метафорически выражает психологические проблемы человека. Втоже время, несмотря на современный уровень знаний отеле ипсихологии человека, сама сущность телесности до сих пор не вполне прояснена.

Втоже время, у антропологов возникает желание обозначить если не границы, то, по крайней мере, поле, территорию телесности, четче прояснить ее происхождение испецифику, выделить акценты, позволяющие ее дифференцировать.

Телесность с позиции междисциплинарного знания как социокультурный феномен – это преобразованное под влиянием исторических и социокультурных факторов тело человека, обладающее онтологическим, символическим значениями и смыслами и воплощающее определенные функции.

Включение «человека телесного» в пространство влечет за собой существенные последствия для его тела, превращающегося из биологического феномена в явление социокультурное, приобретающего, в дополнение к своим природнозаданным атрибутам, свойства и характеристики, порожденные социальными и культурными воздействиями.

Наиболее явственным этот факт становится при сравнительном анализе последствий тех влияний, которые оказывают на человеческое тело различные по своему характеру системы социальных отношений, культурных ценностей, субкультурных ориентаций и т. д. Включенный в социокультурное пространство, «человек телесный» оказывается под воздействием множества социальных факторов, объективно воздействующих на его тело, на всю его природно-данную основу (нередко вопреки его воле и желанию) делает выбор своего «телесного поведения», означает характер разнообразных социальных влияний на тело «выбирает системы «защиты» от них. Или, напротив, их культивирование, кончая целенаправленным формированием своего физического имиджа в соответствии со сложившимися нормами, традициями или же вопреки телу человека подвергается объективным интенсивным воздействиям: экологических факторов, особенностей образа жизни, социально-экономического уклада отдельных социальных групп: социальных институтов. Таким образом формируется образ «человека телесного» в структуре обыденных представлений и специализированного знания (тело как особый объект отражения, представлений о ее границах и атрибутах, ценностный «ранг» проблем «связанных с телом» в системах ценностей общества, группы, индивида; смысловая, знаковая, символическая интерпретация тела; функциональные трактовки тела: целерациональный и ценностно-ориентированный подходы.

Возникая на пересечении природного и социокультурного, модифицированная человеческая телесность объединяет и материализованные, объективированные последствия этого пересечения, и те качества – «знаки» тела, или интегральных сверхчувствительного качества телесности, которыми сам объект не обладает, но которые приданы ему сообществом.

Встроенное в многомерное пространство бытия, функционируя внутри разных его подсистем, востребованное на разных его «этапах» тело человека также приобретает разные уровни бытия. На каждом из них, «подчинялся» соответствующим законам (природы, общества, культуры), находясь во взаимосвязи и взаимодействии с другими элементами соответствующей системы, тело всякий раз модифицируется и предстает не в одной, а в трех своих ипостасях, которые могут быть обозначены как «природное тело», «социальное тело» и «культурное тело».

В свою очередь вещь в культуре обладает актуальным бытием, где актуальность понимается как в большей или меньшей степени продолжительный временной отрезок, в границах которого возникают и реализуются многообразные смысловые связи, обусловленные появлением вещи как ранее существовавшего феномена. Актуальное бытие вещи, в котором с достаточной полнотой реализуются ее важнейшие характеристики, становится такой точкой отчета, исходным пунктом для изучения вещи как феномена культуры.

Актуальное бытие вещи дополняется потенциальным бытием, наличие которого говорит об имеющихся и скрывающихся в самой вещи возможностях, которые могут оставаться и невостребованными. Эта потенциальная содержательность обретает исключительное значение в анализе культурологическом, т. к. духовная аура, которая возникает вокруг феномена культуры и играет большую роль в его функционировании в этом статусе, создается, прежде всего, духовным содержанием, даже если оно пребывает лишь в потенциальном состоянии.

Бытие вещи в культуре отмечается изменчивостью и значительной подвижностью. Даже имея в виду, что феномен культуры также способен выполнять роль элемента в специфической знаковой системе, нужно признать, что любая подобная система может быть сравнена с живым организмом, который, оставаясь тождественный самому себе, постоянно пребывает в процессе изменения.

Мы полагаем, что без основной массы окружающих нас вещных объектов все же обойтись можно. Но зачем? Их ведь для того и создают, чтобы ходить бритыми и с чистыми ногтями. Да и не хочется возвращаться к дедовской опасной бритве. Или можно ли добровольно отказаться от телефона? От холодильника? От телевизора? Эти вещи стали уже частью нашей повседневной жизни. Одна мысль о том, что можно лишиться чего-то из них, делает нас несчастными.

Биологи знают, что ни одно ценное приобретение эволюции животных и растений не теряется в дальнейшем развитии. Органы дыхания, зрения, движения, за небольшими исключениями, только усложняются и совершенствуются. Тому же закону следует и развитие общества. В отличие от природных объектов, созданные в процессе творчества вещи уходят со сцены, лишь уступая место более совершенным вещам, более полезным, более удобным, более современным, и так без конца. Добывание последних превратилось в азартную игру, бросить которую нет сил, чем и объясняется такая тенденция современности, как вещизм. Он уверенно вытесняет из повседневной жизни личности жизни интерес к внутреннему содержанию человека, заменяет честь, достоинство, мораль. «Как все же много в нашей, особенно городской, жизни лишнего, имя которому - удобства. Именно ради этого так называемого комфорта и всевозможных условностей мы жертвуем чем-то очень важным и, по сути, невосполнимым. Мы бездумно заполняем пространство нашей жизни балластом, который постоянно тянет нас вниз, пока мы не ложимся на дно».

Начнем же свои рассуждения свполне материального объекта– тела, поскольку одним из важнейших условий образования механизмов, формирующих телесность, являются свойства биологического организма человека иособенности формы тела человека.

Тело человека – это живая, открытая, оптимально функционирующая сложнейшая, саморегулирующаяся исамообновляющаяся биологическая система сприсущими ей принципами самосохранения иприспособляемости.

«Предшественники Нанси писали о машиноподобных телах (Декарт), телах эксплуатируемых (Маркс), трагических (Кьеркегор), обладающих волей к власти (Ницше), о телах без органов (Арто), о вожделеющих и агонизирующих (Батай), наконец, о телах, подвергаемых дисциплинарным репрессиям (Фуко) или олицетворяющих опыт социальной принадлежности (Бурдье). Однако в конечном счете речь шла совсем не о Теле, но, соответственно о расположении души в живом организме, о классовом угнетении, существовании, страдании, трансгрессии, надзирающей и карающей власти или о распределении ресурсов общества.

Все эти темы стали фигурами прежнего философского дискурса, которому Нанси противопоставляет дискурс телесности»

Еще раз подчеркнем принципиальную для дальнейшего исследования мысль о том, что телесность человека не тождественна телу (соме-биологическому организму), его свойствам икачествам. Итак,

Телесность– качество, сила изнак телесных реакций человека, формирующихся смомента зачатия впроцессе всей жизни.

Она не является продуктом одного лишь тела: эта реальность– результат деятельности триединой природы человека, ипотому телесность – своего рода «дочерний» феномен: это объективно наблюдаемое исубъективно переживаемое выражение исвидетельство вектора (+ или -) совокупной энергии индивида (здесь греч. energeia– деятельность, активность, сила вдействии).

В то же время телесность образуется вконтексте генотипа, половой принадлежности иуникальных биопсихических особенностей индивидуума впроцессе его адаптации исамореализации.

Основой формирования телесности является единая память

Телесность проявляется как процесс вформе тела через характерные движения, позы, осанку, дыхание, ритмы, темпы, температуру, «протекаемость», запах извучание.

Телесность изменяема: характер ее меняется всоответствии со знаком телесно-чувственных процессов. Эти изменения не идентичны процессам развития, взросления или старения, но перечисленные процессы влияют на нее ив ней проявляются.

Поскольку ее формирование зависимо от внешних ивнутренних условий, то значительные изменения этих условий влекут за собой изменения телесности человека.

На состоянии телесности отражаются мотивации, установки и, вцелом, система смыслов индивидуума, поэтому она хранит обобщенное знание человека ипредставляет собой материальный, видимый. Роль тела и вещи в современном обществе

Несмотря на склонности массового сознания к различным предрассудкам и заблуждениям, на привычку повседневного мифотворчества и быстрому увлечению призывов рекламы и моды, оно выработало устойчивые ориентиры в плавании по «морю житейскому». Необходимую помощь в определении нужных координат и в прокладывании безопасного курса между рифами повседневности оказывают онтологические составляющие земного существования – тело и то, что является его символическим продолжением и вращается на его орбите – мир вещей.

В современной культуре повышенный интерес к телу приобретает скрытые формы, маскируясь, например, особенным вниманием к моде.

Семиургия моды совершенно противоположна строгой функциональности экономики. Тем не менее, направления моды корректируют экономические процессы, создавая прибыль или приводя к банкротству. «Модная одежда, как показатель статуса маркирует не столько индивидуальные, сколько социальные качества». Моделирование одежды в условиях посткультуры превратилось в прибыльную индустрию. Несмотря на то, что мода нетрализует сексуальность, превращая последнюю в предмет общественного созерцания, она является «театральным представлением самого тела». Интерес к тому, как человек может быть одет, превратился в визуальную манию. Так, некоторые европейские ТВ-каналы демонстрируют модные модели одежды 24 часа в сутки.

Мода может захватывать не только искусство одеваться, но исключительно все социальное, в том числе и научные теории, которые могут быть в моде, как, например, фрейдизм и ницшеанство. Однако основной формой ее референции является тело.

Постмодернистская концепция тела находится под сильным влиянием фрейдизма и неофрейдизма, что, естественно, сказывается на выборе терминологии и основных акцентах, принятых в практике психоанализа. Наследие структурализма предполагает рассмотрение тела как текста, как сети знаков и различных меток, наносящих свою топографическую сетку, и координатах которой возникают свои глубины и высоты, пространственные символы и значения. Амбивалентность означающего и означаемого, возникающего в экзистенциальном потоке обращения тел, передают оттенки смысла, скрытого за фасадом официальной культуры. Так, телесные признаки демонстрируют многие современные дизайнерские проекты.

Постмодернистская трактовка тела возвращает полузабытые, первобытные символы. «Фаллические культы, существовавшие у всех народов мира и занимающее важное место в мужском обыденном сознании, подразумевают не плодородие, любовь или похоть, а могущество и власть. Недаром на древних наскальных рисунках мужчины более высокого ранга изображались с более длинными членами» (22, с. 28). Как в культуре давнего мира, так и в посткультуре, «фаллос становится абсолютным означающим» – универсальным ценностным эквивалентом. Недаром городская архитектура вновь потянулась вверх и не только по причине дороговизны городской земли.

Полисексуальность легализуется вследствие своей безопасности для массового сознания. Итог закономерен – это фетишизация вещей, как и фетишизация тела, совершенно естественна для массового сознания. Поскольку всякая вещь глубоко антропоморфна, являясь продолжением и дополнением человеческого тела, она принимает на себя весь спектр эмоций и ценностей, распространяющихся на тело.

Природа вещи в традиционной культуре несет на себе отпечаток уникальности, слепок характера творца, создававшего вещь по своему образу и подобию. Мастер не только клеймил созданные им предметы, но наделял уникальными характеристиками и даже именами. Современная культура, поставив на поток производство, видоизменила вещи, окружающие человека в быту, придав им значительно больше чистой функциональности.

Самостоятельность вещей «упраздняет» человека, становясь самодостаточной. Современное конструирование вещей стремится упразднить реальные трудовые процессы и вытащить их из предметных форм, оставив только снятое отношение.

Массовый человек, ограниченный социальными обстоятельствами и отсутствием инициативы, испытывает перед вещами мистический восторг. Престижные, модные предметы домашнего обихода, современные автомобили, просторные квартиры и фешенебельные дачи являются предметом сокровенных мечтаний обывателя. Дразня воображение в рекламных призывах, престижные вещи становятся желанной целью и смыслом существования среднего человека. В его завистливом сознании эти недоступные ценности персонифицируются и отвечают высокомерным отказом на униженные притязания. Стремление обладать желанными вещами превращает массового человека в суетливого созерцателя и униженного просителя недоступных ему символов модного благополучия. Жизненное счастье в пространстве повседневности получает материальное воплощение только в своей потенции, как предмет желания.

Заключение

Изучение феномена телесности, как уже отмечалось, по вполне понятным причинам «встроено» в более широкие мировоззренческие, концептуальные рамки, определяющие принципы, методологию, содержательно-теоретические особенности того или иного подхода к данному феномену, его трактовки, аксиологического отношения и т. д. Такими ближайшими "рамками" являются соответствующие концепции личности, понимание природы человека, которые принимаются тем или иным исследователем за отправную точку. В более широком значении то или иное теоретическое осознание феномена телесности определяется философско-мировоззренческим контекстом, включающим, наряду с концепцией личности, более общие идеи (о соотношении и взаимодействии духа и материи, природы и общества, общества и культуры и т. д. ).

В этом отношении понятно, что многоцветность палитры современного зарубежного «человековедения» не могла не отразиться на характере исследований человеческой телесности - многообразии подходов, методологических ориентаций, концептуальных схем.

История формирования и развития представлений о «человеке телесном» (или иначе - история «телесной или соматической рефлексии») насчитывает не одно тысячелетие. История эта полифонична - ведь на подходах, трактовках, оценках человеческой телесности отражались особенности эпох, культур, мировоззренческих систем, в лоне которых складывались те или иные соматические концепции.

Длительная история исследования человека, казалось бы, является гарантом того, что человеческое тело изучено и проанализировано многосторонне. Однако, охватывая взглядом современную «человековедческую» область научного знания, понимаешь, что этот феномен - человеческое тело - нуждается в своей реабилитации, прежде всего как объект гуманитарного знания.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)