Учеба  ->  Среднее образование  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Земля моих предков

Обоснование выбора темы работы

Я родился и живу в небольшой деревушке Протасова Черемховского района Иркутской области. Вдали от шумных трасс и дорог, в окружении сосен и берёз расположился милый мне уголок. Наверное, только на местной карте Верхнебулайского Поселения и есть название моей деревни, потому что она всегда была малонаселённой.

« Милая моя родина»!

Когда я слышу такие слова, то невольно вздрагиваю, сердце будто лизнёт до боли мгновенное горячее чувство. Ведь дороже нет ничего: здесь мой дом, моя мама и близкие мне люди, каждый кустик и травинка - родные.

Собираясь стать участником конкурса по топонимике: «Загадки знакомых названий», я сразу отбросил все сомнения и решил, что буду исследовать историю названия своей родной деревни Протасова, где я родился и живу с мамой.

Мне стало интересно разгадать загадку названия деревни потому, что фамилия моя Протасов. Захотелось установить, а имеет ли отношение к этому кто-то из моих предков?

Как я решил познать истину?

Для меня принципиально важно стало выяснить свою принадлежность к названию деревни, поэтому исследовать решил достоверные источники, а именно: документы школьного музея, поговорить с жителями деревни (старожилами), почитать необходимую литературу о нашем крае.

О возникновении деревни Протасова

Изучив в школьном музее «Биографическую справку о Смоленском – Павлове Евгении Георгиевиче», составленной его дочерью Лисысянь Маргаритой Евгеньевной, содержащую архивные сведения об истории нашего края с XVII века, я узнал о том, как обживались сибирские просторы русскими людьми.

« Одним из источников формирования постоянного русского населения в Восточной Сибири была ссылка.

С XVII века в Уголовном кодексе России предусматривалось использование ссылки в Сибирь как самостоятельной формы наказания. При малейшей провинности и за преступления виновника, нередко вместе с семьёй, высылали в Сибирь (за воровство, попрошайничество, за бродяжничество, бунтарство, непокорность, убийство и т. д. )

Большую часть ссыльных людей «сажали на пашню», превращая их в государевых пашенных крестьян.

Крестьянских переселенцев XVII века в первые годы освоения целинных земель Восточной Сибири называли переведенцами, т. к. насильно уже с освоенных пашенных земель Западной Сибири они с семьями переселялись в районы острогов, построенных по Ангаре и её притокам.

Основная масса деревень с фамильными названиями заложена пашенными крестьянами. Такие названия в Восточной Сибири упоминаются в письменных источниках, начиная с 40-х годов XVII века».

История названия деревни Протасова. Воспоминания старожилов.

Наша дальняя родственница Протасова Анастасия Игнатьевна (1929 г. р. ) мне рассказала: « Лет 200 ,с лишнем, здесь не было никакого селения, но были хорошие земли. Из села Бельск приезжали сюда люди и занимались сельским хозяйством - сеяли хлеб, косили сено, пасли скот. А потом поселился здесь первый переселенец. Его фамилия была Протасов, и селение получило название в его честь. Затем к нему присоединились другие жители».

«Основатель деревни Протасова был сослан в Сибирь с Урала на поселение по фамилии Протасов, примерно лет 220 тому назад».

«Дома в старину назывались избами, рубились из круглых брёвен в одну горницу, где посередине стояла печь и были палати»,- рассказывала мне моя бабушка Протасова Александра Тихоновна (1932г. р. ). Дом, в котором мы живём с мамой, построил прапрадед Василий, от которого и пошёл наш род Протасовых. К сожалению, никто из родных не знает, имеем ли мы отношение к первопоселенцу.

Ещё бабушка помнит, что крестьяне в старину жили своим трудом: держали скот, лошадей, на которых пахали и сеяли в полях. С её слов я узнал, что население деревни в старину было больше, жизнь была веселее. В деревни был клуб, где собиралось много молодёжи, были песни и танцы под гармошку. Был магазин, конный двор, кузнеца, зернохранилице.

Совсем недавно (в 80-х г. г. ) был лагерь производственной бригады

Верхнебулайской средней школы. Ребята трудились на своём поле, потом отдыхали, домой не уезжали, жили в летних домиках.

Деревня сегодня

В настоящее время население деревни Протасова составляет 31 человек.

В основном в деревни живут люди преклонного возраста и пенсионеры. Их дети, окончив школу ( школа находится в центральной усадьбе Верхнебулайского Поселения в селе Верхний Булай, это в восьми километрах от нашей деревни в сторону Московского тракта, учеников туда доставляет школьный автобус и после обеда привозит обратно), уезжают учиться в ближайшие города и уже не возвращаются, т. к. работать им в деревни негде. Моя мама работает в соседней деревне Белькова фельдшером, другие трудоспособные жители тоже в окрестных деревнях (в д. Белькова, с. В-Булай, с. Лохово, с. Бельск или даже в г. Черемхово). Из школьников в деревне я один.

Кроме жилых домов в деревне ничего нет (нет клуба, магазина, почты, медпункта и т. д. ). Зато есть пруд, очень красивый берёзовый лес и бескрайние поля. Осенью, во время уборки урожая вокруг всё оживает: гудят комбайны, машины и трактора, приезжает много рабочих. Ведь с давних времён земли в нашей округе славились плодородием и давали богатые урожаи. Круглый год в лесу можно встретить непуганого зверя: белок, лисиц, зайцев, барсуков - ведь места-то тихие и зверю вольготно жить.

Мои мечты о будущем малой родины

Летом, когда наступают каникулы, в деревню приезжает много ребятни к своим бабушкам и дедушкам. Свежий воздух, купание в пруду, походы в лес и игры на поляне не могут не привлекать желающих хорошо отдохнуть. Я особенно люблю это время года, у меня появляется много друзей.

Как было бы здорово, если бы в наших местах построили Дом отдыха или пансионат. Природа этому благоприятствует, всем жителям было бы веселее, появились бы рабочие места, и никому никуда не пришлось бы уезжать на заработки.

Наверное, наш сибирский поэт Евгений Евтушенко имел в виду «другой мир» - тот, который человек должен создавать, а не разрушать:

Два мира есть у человека-

Один, который нас творил,

Другой, который мы от века

Творим по мере наших сил

Мы сами должны творить мир вокруг себя и всего, что нам мило и дорого, особенно если это касается твоей малой родины. Я верю, что у моей деревни есть будущее!

Итак, разгадать загадку названия моей родной деревни Протасова мне удалось. Ещё я приобрёл опыт общения с людьми, научился отыскивать интересующие меня сведения в литературных источниках.

Для меня осталась ещё одна загадка: « В каком родстве я состою с первопоселенцем деревни Протасова?». Кроме нас с мамой в деревне живут ещё две семьи Протасовых (наши дальние родственники), я не сомневаюсь, что все мы имеем какое-то родственное отношение к тому ссыльному уральскому крестьянину, но какое, вот вопрос?

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)