Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Тема дороги в жизни и творчестве А. С. Пушкина

А. С. Пушкин занимает особое место в культурной жизни России. Он создал такие произведения, которые стали символом духовной жизни. Одним из них является повесть «Капитанская дочка».

Меня заинтересовала связь природных и жизненных дорог, и мне захотелось ответить на вопрос: какую роль играют дороги в повести, и почему Пушкин использует их в своем произведении.

Из поставленной цели можно выделить следующие задачи исследования:

1. Раскрытие темы дороги через художественные средства.

2. Рассмотреть символику в дороге.

3. Значение цветописи в дороге.

4. Взаимосвязь жизненных дорог с природными.

Исследования определяются предположением о том, что тема дороги имеет важную смысловую роль в раскрытии мира героев.

Значение дорог в жизни А. С. Пушкина

Для того, чтобы ответить на вопрос почему Пушкин использует дороги в своем произведении, достаточно обратиться к его биографии.

Из автобиографии Пушкина можно отметить следующие интересные факты: Пушкину случалось много ездить по России в своей скитальческой жизни. Был он и в предгорьях Кавказа, и в Крыму, и в Молдавии, и в псковских краях, и у средней Волги, и в Оренбургских степях, и в горах Осетии, и в долинах Грузии, и на плоскогорьях Армении, и в пределах теперешней Турции у высокогорного Эрзерума.

Все эти пути совершал он на лошадях в коляске или кибитке, в летний зной и в зимнюю пору, под унылый монотонный звон колокольчика. Железных дорог еще не существовало в его время и приходилось целые дни, а то и недели трястись по ужасным тогдашним «трахтам», на многие часы застревать на промежуточных почтовых станциях, где не сразу можно было получить сменных лошадей. В пути вдоволь наглотаешься дорожной пыли, не раз задохнешься под лучами жгучего солнца или промокнешь под нескончаемыми осенними дождями.

Но было и хорошее в такой долгой езде. Можно было спокойно думать свои думы, вдоволь наглядеться на пейзаж родных лесов и полей, досыта наговориться с попутчиками, со встречным народом, увидеть своим глазами в деревнях и селах, как живет простой крестьянский люд, узнать свою родину так, как никогда не узнаешь ее из книг или чужих рассказов. И Пушкин любил быть в дороге. Она была для него настоящей школой жизни, также как и для Гоголя и для многих других писателей той эпохи.

Но особенно были милы его душе зимние пути. Холмистые снежные просторы, гладко укатанная дорога, по которой бойко бегут продрогшие лошади, мирное поскрипывание полозьев, однообразное позвякивание колокольчика, даже сама дорожная скука, располагающая к мирной дремоте, - все это навевало на него особое настроение. Его любовь к зимним дорожным путешествиям можно заметить в стихотворении «Зимняя дорога». А в 1834 году он совершил длительную поездку в район Поволжья и Оренбургской степи, когда собирал материал для написания «Капитанской дочки». Он хотел воочию увидеть места грозных событий, услышать живые предания о пугачевщине. Знание России, ее разнообразных близких и дальних областей входит в его представление о долге писателя. Подсчитано, что за всю жизнь Пушкин в общей сложности проехал свыше 30 тысяч верст. И теперь путь лежал через Нижний Новгород, Казань и Симбирск на Оренбург, а оттуда на Уральск (во время Пугачева, Яицкий городок), вдоль древнего Яика, переименованного после крестьянского восстания в Урал. Поездка дала писателю незаменимые книжным знаниям живые впечатления, позволила встретиться с участниками крестьянской войны, услышать народные предания о пугачевщине.

Если сравнивать повесть «Капитанская дочка» с жизнью А. С. Пушкина, то можно заметить некоторые сходства.

- В повести Пушкин представляет нам зимние, пути, зимние дороги и из его биографии мы выяснили, что больше всего он любил зимние пути.

- герой повести (П. А. Гринев) долгое время проводил в дороге, по дороге с ним случались различные ситуации, он встречал и узнавал новых людей. Также и А. С. Пушкин много времени в своей жизни находился в дороге, знакомился с новыми людьми, узнавал от них интересную информацию. В дороге он лучше узнавал свою родину и получал какой-то определенный жизненный опыт (как и Гринев). Дорога давала им возможность задуматься о своей жизни, о своих поступках.

Лексическое значение слова «дорога»

Во многих словарях русского языка (Ожегова, ДАЛЯ, Евгеньевой) дается множество значений слова «дорога».

Но в основном эти значения схожи.

Дорога – это:

1. ездовая полоса, накатанное или нарочно подготовленное различными образами протяженье для езды, проезда, прохода. Расстояние от места до места;

2. путешествие, поездка;

3. направление, путь следования;

4. (в переносном значении) средство, способ для достижения чего-либо;

5. направление деятельности, путь развития, род жизни, образ мыслей, дела и поступки человека.

Художественные средства

Существует немало способов сделать поэтическую речь художественно-выразительной, доходчивой, способной передавать тончайшие оттенки мысли и чувства. Если у художника для выражения творческих замыслов есть в распоряжении кисть и краски, у композитора – музыкальные инструменты, то писатель как известно пользуется словом. Это его материал, все особенности и свойства которого он должен знать в совершенстве. Хочется остановить внимание на очень важных особенностях художественного языка – метафоре, эпитете и т. д. , которые автор использует при описании дороги. Это могучие средства воздействия на наше воображение, заставляющие нас пережить те чувства, которые вкладывает автор в свое произведение.

Метафора – слово древнегреческое, и значит оно «перенесение», перенесение свойств живого существа на неодушевленные предметы. В повести Пушкина встречаются такие метафоры:

- «Ветер выл с такой свирепой выразительностью, что казался одушевленным».

- «Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо».

Эпитет – это художественное определение, которое подчеркивает такое свойство, которое в первую очередь воздействует на наше чувство, наше воображение, нашу мысль. Эпитеты всегда окрашены чувством самого автора, показывает его отношение к тому предмету или понятию, о котором идет речь.

- «Дорожные размышления мои были не очень приятны».

- «Вокруг меня простирались печальные пустыни».

- «И ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах».

Сравнение нередко помогает нам лучше понять то или другое явление. Писателям очень часто приходится иметь дело с таким приемом, как сравнение, для того, чтобы пояснить свою мысль. И, конечно, сравнение должно быть образным, ярко картинным. Как правило, мало понятное и непривычное сравнивается с более понятным.

- «Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушиваясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это похоже было на плавание судна по бурному морю».

Все художественные средства, используемые при написании повести «Капитанская дочка», помогают нам лучше представить картины дороги, понять чувства героев и пережить все то, что случалось с ними.

Символические признаки

При написании этой повести Пушкин широко использовал символику: это и буран, настигший путников в дороге, и жуткий сон Гринева, и калмыцкая сказка, рассказанная Пугачевым.

В дороге Гринева и его спутников настигла метель, «В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем». Дорогу занесло снегом, кони, сбившиеся с пути стали. Эта метель носит символический характер. Буран как будто предвещает бурные события. Юного Гринева, начинающего самостоятельную жизнь ждут и тревоги, и волнения, и бури. Этот буран познакомил Гринева с вожатым, который появился неожиданно для всех, будто ниоткуда. Метель – грозное появление стихии природы – станет выражать и глубокий смысл могучей стихии народного мятежа, крестьянской войны за вольность. Пугачев, вышедший из метельной тьмы не поверженный стихией (он не потерял дорогу) также свободно будет жить и действовать в стихии восстания.

Даже Пушкин, дав главе название «Вожатый», хочет сказать, что человек, который вывел путников из бурана, и будет вожаком, вождем, самым главным человеком в восстании. Пугачев станет вожатым Гринева в грозной метели восстания.

По дороге Гриневу приснился жуткий сон, который он никогда не мог позабыть и в котором видел он нечто пророческое, связывая с ним странные обстоятельства своей жизни.

«Вижу, комната слабо освещена, у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постели, матушка приподнимает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал, он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж? Вместо отца моего, вижу в постели лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» - «Все равно, Петруша, - отвечала мне матушка, - это твой посаженный отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит» Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны».

«Пророческий» сон является важным сюжетным элементом ряда произведений Пушкина (сон Татьяны в «Евгении Онегине», сон Григория в «Борисе Годунове»), предвосхищающим дальнейшие события. В символике сна подсознательно и в искаженном ракурсе проступает причинно-следственная связь явлений, которая предстанет перед читателем в последующем повествовании. Именно такова сюжетная функция «пророческого» сна Гринева. Образ Вожатого произвел на героя сильное впечатление, и оно отразилось в его сновидении. Подмена отца посаженным отцом – мужиком с черной бородой – соединяет и личный план романа, и его общественно-историческое содержание. Участие Пугачева в перипетиях отношений между Гриневым и его невестой, предложение Пугачева быть посаженным отцом на их свадьбе легко соотносится с «пророческим» сном. Сложнее обнаружить намек на общественную коллизию, - здесь неназванным связывающим звеном является фигура Петра III. Вероятно, отец Гринева был приверженцем этого царя и, не желая нарушать верность присяге, сразу же вышел в отставку после его убийства; с другой стороны, Пугачев примет в дальнейшем имя Петра III. Так в символике «пророческого» сна, замене отца посаженным отцом проступает симметричность сюжетного замысла: судьба старшего Гринева зависела от судьбы Петра III; судьба молодого Гринева будет зависеть от судьбы мнимого Петра III, вождя крестьянской революции.

Усилению роли «пророческого» сна в повести способствует мастерство повествования: «яркая символика сна («топор», которым размахивает «мужик», «смертные тела», «кровавые лужи») подчеркнуто преобразуют реальные события, свидетелем которых является Гринев после взятия Пугачевым Белогорской крепости. Действительно, комнату с мертвыми телами можно сравнить с кровопролитием в России во время бунта. А слова «страшный мужик ласково меня кликал» точно определяют отношения, складывающиеся в дальнейшем между Пугачевым и Гриневым, так же как и отношение Пугачева к Маше после того, как он узнал, что она – сирота и невеста Гринева: «Потом обратился он Марье Ивановне и сказал ей ласково: «Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь». То же слово «ласково» находим и в эпиграфе, который Пушкин предпосылает главе «Мятежная слобода», непосредственно связывая его с Пугачевым.

«В ту пору лев был сыт, хоть с роду он свиреп.

Зачем пожаловать изволил в мой вертеп?» -

Спросил он ласково».

Эта тесная связь между сном с последующей явью усиливается и прямыми текстуальными перекличками. Казаки- «губители», которые тащат Гринева к виселице, повторяют: «Не бось, не бось». Гриневу действительно нечего было бояться Пугачева – он делал ему только добро, но есть и другой смысл в этом призыве: революция – это не только кровь, жертвы и жестокость, но и торжество человечества. Помилованного Пугачевым Гринева приводят к нему и ставят перед ним «на колени».

«Пугачев протянул мне жилистую свою руку. «Целуй руку, целуй руку!» - говорили около меня «Батюшка, Петр Андреевич!» - шептал Савельич, стоя за мною и толкая меня – «Не упрямься! Что тебе стоит! Плюнь да поцелуй у злод(тьфу) поцелуй у него ручку». Также и во сне бородастый мужик заставляет Гринева подойти под его благословение и целовать у него руку.

Нетрудно установить и другие параллели. Слова Гринева в рассказе о сне: «Вижу в постели лежит мужик с черной бородой, весело на меня поглядывая», - перекликаются с последующим описанием облика Пугачева. О его черной бороде неоднократно упоминается, начиная с той же второй главы: «Где же вожатый?» - спрашивает Гринев у Савельича после приезда на постоялый двор. «Здесь, ваше благородие», - отвечал мне голос сверху. Я взглянул на полати и увидел черную бороду и два сверкающих глаза». Через несколько строк снова: «В чернеющей бороде его показывалась проседь». В восьмой главе: «Пугачев на первом месте сидел, облокотясь на стол и подпирая черную бороду своим широким кулаком». То же о веселости Пугачева: «Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищуривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся и с такою непритворной веселостью, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему». «Пугачев весело со мною поздоровался».

Непомнящий отмечает соответствие пророческого Гриневского сна последующим реальным событиям, происходящим в «Капитанской дочке»: «Был у Гринева сон. Сон – как страшная сказка, сон про мужика, который «выхватил топор из-за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежатьи не мог; комната наполнилась мертвыми телами((». «Страшный мужик меня ласково кликал, говоря: «Не бось, подойди под мое благословение (( Ужас и недоумение овладели мною И в эту минуту я проснулся »

И проснувшись, увидел «русский бунт», потрясший до основания огромное государство, и услышал старую разбойничью песню о виселице, распеваемую на пиру «людьми, обреченными виселице», и «присутствовал при казне Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу.

Мы видели Пугачева и Гринева в разных обстоятельствах. Теперь Пушкин создает новую ситуацию: они вдвоем, сидя рядом в одной кибитке, мчатся по гладкой снежной дороге. Постараемся представить себе эту картину оренбургского зимнего утра, несущуюся тройку лошадей, звон колокольчика, дремлющего на облучке Савельича, молчаливого татарина, правящего тройкой и погрузившихся в думы путников, таких противоположных, резко контрастных, но, по словам Гринева, «таинственно связанных между собой».

Именно в этот момент после долгого дорожного молчания, которое Пугачев нарушает первым (может быть, потому, что в этому содействовала дорога, однообразная и скучная, то, что в пути люди часто вспоминают прошлое, делятся своими мыслями и бывают откровенными со случайными спутниками). Он первым рассказывает Гриневу с «диким вдохновением» калмыцкую сказку об орле и вороне, о мгновении вольной жизни, которые ценнее, чем многие годы прозябания. Пугачев считает, что есть иная жизнь – пусть недолгая, но свободная (сказка): «лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст». Пугачев символически сравнивает себя с орлом, которому лучше раз напиться живой кровью, чем долгую жизнь питаться мертвечиной. Из этого рассказа можно сделать вывод, что Пугачев будет продолжать свой бессмысленный и беспощадный бунт и не прибегнет к милосердию государыни, потому что знал, что помилования ему не будет.

Значение цветописи в дороге

В повести Пушкина в основном выделяются три цвета:

- «Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все было покрыто снегом».

- «Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба».

- «Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко».

- «Облачко превратилось в белую тучу».

- «Пугачев уехал. Я долго смотрел на белую степь, по которой неслась его тройка».

*темно-серый

- «В одно мгновение темное небо смешалось с снежным морем».

- «Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихрь».

*черный

- «Мужик с черной бородой».

- «Вдруг я увидел что-то черное».

- «Дорога шла по крутому берегу Яика. Река еще не замерзла, и ее свинцовые волны грустно чернели в однообразных берегах, покрытых белым снегом».

Каждый цвет имеет множество значений, положительных и отрицательных характеристик.

Белый цвет характеризуется совершенством и завершенностью, демонстрирует абсолютное и окончательное решение; полная свобода для возможностей и снятие препятствий. Он всегда вдохновляет, помогает, внушает определенную веру (дает свободу). Если белого цвета много – в силу вступают его негативные характеристики: изоляция, скука, разочарование, чопорность, отрешенность.

И действительно, в дороге было слишком много белого цвета: снег, облака и метель. Это изобилие белого оказывало негативные влияния на душевное состояние героев. На Гринева это окружение навевало скуку, наводило на грустные печальные размышления.

- «дорожные размышления мои были не очень приятны». Но все-таки он надеялся на положительные изменения в своей судьбе.

Темно-серый цвет воздействует спокойно и тяжело, возбуждение в нем заторможено и приглушено. Этот цвет выражает постоянную борьбу разума с беспричинной тревогой (он лишен внутренней энергии – характеризуется такими выражениями, как «подрезанные крылья», «убитый, поломанный, но еще живой)». Его негативные характеристики: печаль, депрессия. Этот темно-серый цвет также вызывает неприятные размышления, герой чувствует себя несчастным, будто у него тоже «подрезаны крылья», потому что отправили его служить в такую глухомань. Мгла вызывает тяжесть, тревогу, безысходность, из которой он не видит выхода.

Черный цвет. Негативные характеристики: разрушительность, подавленность, депрессия, пустота и т. п. Этот цвет «загадочен». Черный цвет всегда бросает вызов, чтобы человек попытался освободить свою сущность, то есть человек должен пройти через черное, чтобы познать, как много в нем белого. Черный дает шанс отдохнуть, содержит в себе обещание – «все будет нормально», надежду. Он говорит о тишине и спокойствие, означает окончание.

Этот цвет тоже подавлял и угнетал героя. Он прошел всю черную полосу препятствий, чтобы познать что-то иное, светлое.

Из этого можно сделать вывод, что все эти цвета: и белый, и черный, и серый – угнетатели, оказывали негативное влияние на героя и на развитие событий.

Особое внимание хотелось бы уделить красному цвету, хотя прямого отношения к дороге он не имеет. Всего несколько раз мы встречались с этим цветом в повести:

- «кровавые лужи во сне»;

- «между ими на белом коне ехал человек в красном кафтане, с обнаженной саблею в руке; это был сам Пугачев»;

- «Пугачев сидел под образами, в красном кафтане, в высокой шапке, и важно подбочась».

Красный цвет. Положительные характеристики: лидерство, упорство, борьба за свои права, динамичность, настойчивость, первопроходство. Негативные характеристики: физическое насилие, похоть, нетерпимость, жестокость, разрушение, упрямство. Красный цвет олицетворяет могущество, прорыв, волю к победе, он всегда добивается того, чего хочет. Девиз этого цвета – «пусть выживает сильнейший». Ему свойственна максимальность в чувствах. Красный цвет всегда практичен и не любит ходить вокруг да около (никогда не уговаривает – приходит и берет). Этот цвет заставляет быть активным во всем; воодушевляет и дает силы для продолжения начатого; олицетворяет победу, способность нанести верно удар. Красный ищет справедливости, но довольствуется только ее видимостью. В связи с высокой активностью – хороший реформатор. Такого человека надо постоянно убеждать, что он первый, если нет, то он все разрушит, затянет войну, не думая о жертвах. В положительном аспекте такой человек – солдат, отдающий жизнь за цель, в негативном – тиран и убийца.

Большинство из этих качеств являются присущими для Пугачева. Мы сравнивали во сне кровавые лужи с кровопролитием в России, а оно было наполнено этой жестокостью, разрушением, насилием красного цвета.

В начале работы, я поставила перед собой вопрос: какую роль дороги играют в повести и почему Пушкин использует их в своем произведении.

Можно сказать, что Пушкин использует дороги потому, что он сам много путешествовал, когда собирал информацию для «Капитанской дочки». Возможно, именно поэтому он так образно, красочно описывает все явления, происходящие в дороге.

После проведенного исследования выяснилось, что дороги играют очень важную роль в этом произведении.

- Образное описание дороги с помощью художественных средств помогает нам понять чувства и переживание героев, их характер, отношение к жизни и к другим людям.

- Символические признаки, встречающиеся в дороге, предсказывают читателю о том, что произойдет с героями в будущем, о их дальнейшей судьбе.

- Также немаловажную роль в дороге сыграла цветопись. Зная, что символизируют цвета, встречающиеся в дороге, мы можем судить о настроении героев, их отношении к жизни, перспективах, о воздействии этих цветов на душевное состояние героев.

- Дорога сопровождает Гринева с самого начала его отрочества. На протяжении этого пути с ним случалось много ситуаций, которые заставляли его задумываться о своих поступках и поступках других людей. Это было и знакомство с Зуриным, вожатым, с которыми как он думал, его жизненные пути в будущем не пересекутся, и изменение его отношения к Савельичу. Именно эта дорога привела его в крепость, где он встретил свою первую любовь, познакомился с людьми, которые надолго остались в его памяти.

Но и жизненные пути всех героев часто пересекаются в самых неожиданных случаях. Например, Гринев никак не ожидал увидеть в самозванце Пугачеве своего старого знакомого – вожатого, который вывел его из метели. Он также не думал, что вновь встретится с Зуриным, но и их жизненные пути пересеклись при Пугачевском восстании. На протяжении всей повести дороги Петра Гринева и Маши Мироновой не раз сходились и расходились. А преданный Савельич не покидал своего хозяина. У них всегда была общая дорога, все радости и беды они делили пополам.

В итоге дороги Гринева с некоторыми героями разошлись навсегда, а с другими героями он еще долгое время шел одной дорогой.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)