Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Традиции народа по русским народным сказкам

«Русские сказки – память нашего давно минувшего, хранилище русской мудрости».

Н. А. Некрасов

Сказка – устный рассказ фантастического содержания. Бывают сказки о животных, где главные герои животные, имеющие человеческие черты характера; бывают бытовые сказки, где герои люди; бывают волшебные сказки, где вместе с людьми существуют и волшебные животные, и волшебные существа, предметы, природа. Но вымысел в сказках сочетается с реальной действительностью, в них заложен огромный смысл. Я попыталась рассмотреть традиции народа через славянские народные сказки. Приметы, поверья и суеверия окружают человека на протяжении всей своей жизни. Давайте попробуем разобраться в этом вместе.

Наш менталитет складывался тысячелетиями, под влиянием различных факторов, рассмотреть его нам помогут русские народные сказки. В быту мы часто слышим поговорку «Долго запрягает – быстро едет», откуда же всё это пошло? Конечно же, из сказок, стоит вспомнить только Емелю («По - щучьему велению»), валявшегося на печи в начале рассказа и успешного, красивого в конце.

Традиция приветствия людей при встрече пришла к нам от наших предков.

«Здравствуй, добрый молодец», «здравствуй, красна девица», «здравствуй, бабушка» и т. п. читаем мы в русских сказках (« Подземные царства», «Иван Быкович», «Марья Моревна» и др. ). В таком простом и даже повседневном слове «здравствуй» заложена народная мудрость.

Емкость этого слова поразительна. Оно означает не только приветствие, но и пожелание «здравия» - здоровья. Только у нас в стране можно встретить массу выражений, словосочетаний, в основе которых лежит тема «здоровье»: "на здоровье!" (в ответ на благодарность за еду), "будьте здоровы!" (чихнувшему и при расставании), "за ваше здоровье!" (поднимая тост), "здравия желаю!" (приветствие у военных) и т. д.

Ни для кого не секрет, что русский человек гостеприимен по своей природе: если приходят гости, то обязательно полный стол, изобилие. Многие сделки в деловой среде заключались, да и заключаются за столом. Традиции русского гостеприимства берут своё начало из далека.

Во многих сказках принято героя сначала накормить, напоить, а затем уже вести разговор. Откуда же пошло такое правило?

Славяне были гостеприимны. Когда в дом приходил гость, он пересекал границу между мирами (миром живых и миром мёртвых). Гость являлся с чужой стороны; откуда знать хозяину, кто он такой? По мнению славян, людьми нередко притворялись мифические существа. Своим становился тот, кто делил с хозяином трапезу, садился с ним за стол. Таким образом, получалось, что еда – это своеобразный ритуал. Совместная трапеза превращала людей чуть ли не в родственников. «Хлеб – соль», которыми встречают гостей, это своего рода мирный договор между хозяевами и гостями.

Во многих сказках встречается интересный предмет – «скатерть-самобранка», способная сама себя сервировать, достаточно только развернуть её, и она тут же будет уставлена различными яствами. По окончанию трапезы грязную посуду и объедки складываются в скатерть и всё исчезает. Это можно рассматривать как ещё одно доказательство русской гостеприимности.

На Руси число три всегда было особенным:3 богатыря, 3 желания, 3 дороги, тридевятое царство Поискав в литературе я обнаружила, что «3» означает неустойчивость и символизируется треугольником, который представляет прошлое, настоящее и будущее. Оно символизирует собой приспособляемость.

В пословицах говорится: « Бог любит троицу. Святой счёт, что троица. Три перста крест кладут», «Без троицы дом не строится, без четырёх углов изба не становится»

В многочисленных заговорах обязательным условием является троекратное повторение различных магических действий три раза сплюнуть, дунуть и т. д. И ни одно заклинание не имеет силы, если не завершается словами: "Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа", т. е. упоминанием Святой Троицы.

И сейчас сохраняется такая примета против сглаза: плюнуть трижды через левое плечо. Почему через левое – это как раз и понятно – там стоит дьявол («Не плюй направо, там ангел-хранитель, плюй налево – там дьявол»; примета: «Правая ладонь зудит – получать, левая – отдавать»).

В сказках порой встречается, так называемая, «живая вода», обладающая определёнными волшебными свойствами, к примеру, оживлять мёртвого («Сказка о молодильных яблоках») или придавать ему сил. Удивительно, но в наши дни аналогом «живой воды» стала «вода святая», освященная в церкви. Святая вода, по учению церкви, обладает способностью исцеления больных.

В те далёкие времена люди общались с миром на языке оберегов – предметов и украшений, которые всегда носили с собой. В народной славянской культуре иглы и булавки считались очень сильным оберегом и одновременно — орудием порчи. «Постой, - говорит нечистый, - я тебе помогу!» Подскочил к солдату, ударил его по щеке и оборотил булавкою и воткнул в волшебную книгучитаем мы в сказке « Елена Премудрая». И не смогла причинить ему никакого вреда красавица-королевна.

В сказке «Царь-девица» мачеха приказала воткнуть булавку в одежду Ивана – купеческого сына. Исполнили это приказание: заснул Иван крепко-крепко. «Начали его будить, тревожить, толкать, но что ни делали – не могли разбудить; так и оставили. »

Существует представление о том, что нечистая сила боится колющих и режущих железных предметов (иголки, булавки, ножа, топора, и т. д. ). В наше время иглы, воткнутые в одежду, считаются оберегом от всякого зла.

Считается, что она избавит того, кто ее носит, от всякой порчи.

В наши дни булавка популярна и как оберег и как просто ювелирное украшение.

В ряде сказок упоминается и зеркало. В «Елене Премудрой» говорится: «есть у неё такое зеркало: стоит только заглянуть в него, так вся вселенная и откроется; разом узнаешь, где и что в белом свете творится. Вот подошла она к этому зеркалу, заглянула в него и тотчас узнала всю подноготную. «Полно, хитрец! — крикнула Елена громким голосом. — Вижу — залетел ты за третьи облака, занес тебя сизокрылый орел, а теперь время на землю спускаться». « У нас в царицах живет Елена Премудрая: она все знает — у нее книга такая есть, где все написано, и она все видит — у нее зеркало такое есть, читаем мы в сказке «Иван Бесталанный и Елена Премудрая». Она и тебя сейчас видит небось.

И правда, Елена увидела Ивана в свое зеркальце.

Зеркало — в народных представлениях символ «удвоения» действительности, граница между земным и потусторонним миром. Разбитое зеркало сулит несчастье, т. к. означает нарушение границы. До сих пор сохранилось отношение к зеркалу как к предмету опасному, требующему осторожного обращения. Когда в доме покойник, зеркало обязательно завешивают или оборачивают его к стенке. Опасность зеркала обусловлена тем, что оно удваивает предметы и при этом переворачивает их, меняя правое на левое; создает особый мир, который осмысляется человеком как потусторонний мир смерти или сверхъестественных существ. Враждебные человеку силы могут воспользоваться зеркалом как своеобразной дверью, чтобы ворваться в его жизнь.

В сказках заложен огромный смысл. Они формируют наши моральные устои, подсказывают, как правильно жить и вести себя с людьми. Сказки с самых первых лет жизни знакомят детей с традициями и обычаями их родной страны. Благодаря им у ребёнка на подсознательном уровне складывается понятие о добре и зле, о том что хорошо, а что плохо.

Слово «сказка» засвидетельствовано в письменных источниках не ранее XVI века, от слова «каза́ть». Оно имело значение: перечень, список, точное описание. Поэтому не стоит забывать: «что сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)