Бизнес  ->  Реклама  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Агитация и реклама в произведениях В. В. Маяковского

Целью статьи стала попытка рассмотрения особенностей ритмики, стихосложения и лексики В. Маяковского, обеспечивающих второе рождение его произведениям.

Для достижения поставленной цели требуется решение ряда задач:

1) Рассмотреть особенности агитации В. Маяковского;

2) Выявить наличие "рекламного элемента" в агитации и рассмотреть взаимосвязь между ними (2 глава);

3) Рассмотреть современную теорию рекламы и выявить наличие "рекламного элемента" в творчестве

В. Маяковского в целом;

4) Рассмотреть связь ритмики и формы произведений

В. Маяковского в соотношении с рекламным характером его творчества.

В соответствии с заявленной целью и задачами в работе используются:

1) описательный метод исследования;

2) метод синхронного анализа

3) методика внутренней интерпретации языковых единиц;

4) приёмы:

• подстановки;

• приём классификации и систематики, предполагающий систематизацию изучаемых предметов на основе определённого принципа;

• оппозиционный приём.

Работа содержит 50 страниц, состоит из 4 глав, обоснования, введения, заключения, приложения, списка прочитанной литературы, составленного в алфавитном порядке.

Актуальность работы заключается в активном использовании в настоящее время произведений В. Маяковского в рекламных целях.

Работа может быть использована на факультативных занятиях по литературе, в классах с углубленным изучением экономики и менеджмента.

Оценка творчества В. Маяковского, как критиками, так и читателями, была и остаётся неоднозначной. Существует множество различных взглядов и на литературную ценность творчества, и на способы стихосложения В. Маяковского, да и на саму цель его творчества. У В. Маяковского достаточно много как защитников, так и противников. Очень часто его противники ругают поэта за "ломанный и грубый язык"; распространено мнение о неприемлемости используемых поэтом способов стихосложения. К тому же, высказывается мнение о том, что творчество "глашатая революции", нацеленное на пропаганду ушедшего в небытие социалистического строя, утратило актуальность и не имеет никакой ценности.

Несмотря на это, многие критики (Дувакин, С. Владимиров, И. Машбиц-Перов и др. ) признают новаторство В. Маяковского в лирической литературе. Основные направления новаторства отражены в исследованиях С. Владимирова, отмечающего, что В. Маяковский первым в литературе обратился к "трудовым" и политическим - агитационным и пропагандистским темам. Его творчество было проникнуто идеологией, стремлением "предвидеть и указывать пути формирования сознания и морали нового, социалистического человека. " Но, помимо этого, одним из достижений В. Маяковского была разработка традиций и способов стихосложения "рекламных" произведений, а также "инженерия слова" — разработанная им система воздействия на человека, захвата и сосредоточения его на необходимой мысли путём использования неологизмов, окказионализмов, особого способа стихосложения, удивительно продуманной ритмики. Именно благодаря этому мы можем наблюдать "второе рождение " его творчества - после того, как оно прекратило широкое хождение в массах и стало непопулярным, "идеолгически мёртвым", оно долгое время оставалось ценным лишь с литературной точки зрения, но сейчас его творчество, вернее, его принципы стихосложения и его стихотворные конструкции, вновь набирают огромнейшую популярность и используются для составления различных реламных рифмовок, лозунгов и др.

Использование его творчества в этих целях настолько широко распространено, что часто возникают определённые мысли о наличии каких-то рекламных особенностей, которые отличают его стихи от стихов А. Блока, С. Есенина и других поэтов.

Конечно, творчество В. Маяковского считается рекламным уже давно, и часто можно встретить высказывания критиков типа: "Если строительство социализма нуждалось в рекламе - Маяковский писал рекламу. <.> По сути ничем иным, как рекламой, были и его стихотворения, прославляющие Советское государство ("Стихи о советском паспорте", 1929 г. ), советский строй ("Чудеса!", "Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру", 1928 г. ) или нового, советского человека ("Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка", 1929 г. ) " (Мариэтта Чудакова).

Многие критики оценивали его стихи как "агитационные и рекламные", но одна только "рекламность" его творчества ничего не объясняет, ведь широкое использование его стихотворений для рекламных рифмовок зависит не от содержания его творчества, а от формы его преподнесения, иначе с таким же успехом в этих целях могли бы использоваться и другие стихи других поэтов, но нет: только стихи Маяковского используются в большом размахе и с большим успехом. Некоторые исследователи задавались вопросом об особенностях рифмы и ритмики В. Маяковского, но обращались лишь к тем особенностям, которые позволяют лучше заострить внимание на основной мысли в строке; мы же, говоря об актуальности рифмы и ритмики Маяковского, будем говорить о форме его стихов, в которую сегодня с успехом облекаются рекламные рифмовки. Мы предлагаем рассматривать ритмику его стихов в неразрывной связи с их рекламным характером, чего раньше не делалось. Обычно критики говорят в разных полюсах об особенностях его ритмики и об агитационно-рекламном характере отдельно. Однако, мы попытаемся доказать их тесную взаимосвязь. В статьях самого поэта присутствуют мысли о сосредоточении его творчества на одном из важнейших элементов агитации и прочно вошедшей в нашу жизнь рекламы. "И двадцать лет моей литературной работы - это, главным образом, выражаясь просто, такой литературный мордобой, не в буквальном смысле слова, а в самом хорошем! — то есть каждую минуту приходилось отстаивать те или иные. революционные литературные позиции, бороться за них. " писал Владимир Маяковский как раз о том, что его творчество сосредоточено на агитации и на борьбе.

Агитация в творчестве Маяковского

Агитация в его произведениях долгое время была камнем преткновения для всех критиков.

Именно из-за неё поэзию

В. Маяковского не хотели причислять к лирике, хотя потом это и было сделано. Действительно, агитация в его творчестве выражена очень ярко и буквально перенасыщает многие его произведения. Под агитацией понимается "настойчивое побуждение совершить какое-либодействие или признать какую-либо идею". Агитация может быть выражена призывами, побуждениями к действию, активной пропагандой, а также лозунгами и плакатами.

Рассмотрим некоторые примеры агитации в произведениях

В. Маяковского:

1) 1. Рабочий!

Глупость беспартийную выкинь!

Если хочешь жить с другими вразброд-

Всех по очереди словит Деникин,

Всех сожрёт генеральский рот.

2. Если ж на зов партийной недели придут миллионы с фабрик и пашен — рабочий быстро докажет на деле, что коммунистам никто не страшен.

1. Если жить вразброд, как махновцы хотят,

2. буржуазия передушит нас, как котят.

3. Что единица? Ерунда единица!

4. Надо в партию коммунистическую объединиться.

5. И буржуи, какими б ни были ярыми,

6. побегут от мощи миллионных армий.

«Окна сатиры РОСТА».

2)Гуляя, работая, к любимой льня,-думай о коммуне, быть или не быть ей?

"В повестку дня. "

3)Пора топором закона отсечь гнилые дела и речь!

"Хулиган".

4)Нету места сомнениям шатким.

Чтоб не пасся бюрократ коровой на лужку, надо

. бюрократам дать по шапке.

"О том, как некоторые втирают очки товарищам, имеющим циковские значки. "

5)Чем точить демократические лясы, обливаясь чаями до четвёртого поту, поможем и словом свободному классу, силой сберегающему и строящему свободу.

"Иван Иванович Гонорарчиков. "

6)Комсомолец, живя в твои лета, октябрьским озоном дыша, помни, что каждый день — этап, к цели намеченной шаг.

Работая, мелочи соизмеряй с огромной поставленной целью.

"Служака".

В агитации В. Маяковского звучат мотивы поддержки молодого Советского государства, поощрение к участию в его развитии. Также поэт с помощью агитации борется с негативными социальными явлениями: Пролетарий, и дюйм ненужной бумаги, как врага своего, вконец ненавидь.

"Бумажные ужасы. "

Одной из тем агитации является "трудовая" тема - новаторская тема В. Маяковского. Поэт поощрял советских граждан к честному и усердному труду. Например, стражам порядка он адресует такие строки:

Враг хитёр!

Смотрите в оба! Его не сломишь,

Если сам лоботряс. Помни, товарищ, - нужна учёба всем, защищающим рабочий класс!

Слаба дисциплина - петлю накинут. Товарищ, твёрже крепи дисциплину в милиционерских рядах!

Лозунг твой:

- Хулиганам нет пощады!

На мелочь глаз!

На мелкие кражи, потрошащие тощий рабочий карман!

Милиционер, в темноту окраин глаз вонзай острей и зорче!

"Стражам порядка. "

В своей агитационной работе В. Маяковский обращается к широкому кругу проблем: и социальных, и политических, и бытовых.

В политическом плане это агитация за политическую активность, за вступление в партию, за единение партии, за воспитание патриотичности и т. д. В социальном и бытовом плане -это отношения между людьми, личная жизнь, трудовая тема, социальная активность. Поэт не считал себя выше даже самых маленьких проблем производства. На своём выступлении к двадцатилетию деятельности им сказано: ". нужно. участие во всей будничной работе цеха. Я понимаю эту работу так, чтобы выполнялся лозунг - не совать руки в машину, чтобы выполнялись мероприятия, направленные к тому, чтобы электроток не разбил рабочего, чтобы не было на лестнице гвоздей, чтобы не шевелили стремянку, чтобы не получить удара молотком. Я своим пером к этому призываю, и это не менее важно, чем самые вдохновенные темы волосатых критиков. " Агитация по любым вопросам, вплоть до тонкостей, воспринималась как важная часть своего искусства.

Помимо призывов, в агитацию могут быть включены и лозунги-агитки. Данные лозунги тоже побуждают к действию и несут определённую идейную нагрузку. Иногда лозунги близки к агитации, иногда просто несут какую-либо пропагандируемую идею и имеют чисто декларативный характер.

Лозунги-агитки, побуждающие к действию:

1) Когда же встанешь во весь свой рост, ты, отдающий жизнь свою им?

Когда же в лицо им бросишь вопрос:

За что воюем?

"К ответу. " 1917 г.

2)Глаз ли померкнет орлий?

В старое ль станем пялиться?

Крепи у мира на горле пролетариата пальцы!

Грудью вперёд бравой!

Флагами небо оклеивай!

"Левый марш. "

3)Коммунисту ль распластываться перед тем, кто старей?

"Мы идём. "

4)Не пойду я ни к кому,

Батюшки!

Окромя родных Коммун, Матушки!

"Песня рязанского мужика. ", "Окна сатиры РОСТА. "

5)Иди, пролетарской армией топая, штыки последние атакой выставь! "Фразы о мире - пустая утопия, пока не экспроприирован класс капиталистов. "

"Пролетарий, в зародыше задуши войну. "

6)Давайте, товарищи, шагать в ногу. "Послание пролетарским поэтам. "

7)Долой присосавшихся к нашим рядам и тех, кто к грошам присосался!

«Взяточники»

8) Надо в каждой пылинке будить уметь большевистского пафоса медь.

«Не юбилейте!»

Лозунги Маяковского очень близки по духу агитации и призывают к действию. Например, если Маяковский говорит о том, что мира на земле никогда не будет, «пока не экспроприирован класс капиталистов», то каждый видит здесь призыв уничтожить этот класс.

Подобные лозунги чаще всего имеют политическую направленность, однако они не воспринимаются как слова человека, навязывающего политические идеи, а, наоборот, оказались очень эффективными и широко распространились среди советских людей.

В своих агитках поэт всегда находил, как привлечь внимание читателей к идее, умел отыскать то место в сознании человека, на которое возможно эффективнее всего воздействовать: на идеологию, менталитет, боязнь за свою социальную безопасность и т. д. Кроме этого, его лозунги обладают мощной побудительной силой.

Например, если советский человек читал такие строки, как:

1. Каждый прогул-

2. радость врагу.

3. А герой труда –

4. Для буржуев удар,-

«Окна сатиры РОСТА» то он сразу же улавливал мысль В. Маяковского - «плохо трудиться – значит помогать врагу» - и сразу же лозунг начинал подталкивать его к действию – равняться на героев труда, чтобы не давать врагу повода для радости. Другие строки:

Скоро всем нам счет предъявят: дни свои ерундой не мельча, кто и как в обыденной яви смени кипяченой! Чтоб не болеть, заражая друг дружку, перед питьём промывайте кружку! А лучше всего, подставляйте под кран с собой принесённый свой стакан. Одно из важнейших культурных благ -водой кипячёной

'Береги бак. ' наполненный бак.

3) Грязные руки грозят бедой.

Чтоб хворь тебя не сломила - будь культурен: перед едой мои руки мылом!

'Мой руки".

4) Товарищи люди, будьте культурны! На пол не плюйте, а плюйте в урны.

"Плюй в урну. "

Действительно, никто до В. Маяковского не осмелился бы писать лирику на подобные темы. Однако, это вряд ли было лишь его эксцентрической выходкой, а, скорее, было необходимо в действительности. В. Маяковский по-настоящему нёс культуру в народ. Разве стал бы рабочий слушать по радио передачи о здоровье или читать медицинские энциклопедии и статьи о правилах личной гигиены, или книги о культуре поведения в обществе? Наверняка, нет. Однако тот же рабочий читал газеты, где видел стихи одного из популярнейших поэтов того времени, и именно оттуда и черпал необходимые знания. Именно поэтому, на мой взгляд, вклад

В. Маяковского в литературу и, в частности, в культуру Советского Союза велик.

Говоря об агитации в творчестве В. Маяковского, нельзя не сказать о его агитстихах и агитпоэмах. В них нельзя выделить какую-либо конкретную агитационную фразу, мысль, но на наглядном примере или на каком-нибудь сюжете, придуманном автором, чётко прослеживается, к какому действию хотел побудить поэт.

Жил да был на свете кадет.

В красную шапочку кадет был одет.

Кроме этой шапочки, доставшейся кадету, ни черта в нём красного не было и нету.

Услышит кадет - революция где-то, шапочка сейчас же на голове кадета.

Жили припеваючи за кадетом кадет, и отец кадета, и кадетов дед.

Поднялся однажды преболыпущий ветер, в клочья шапочку изорвал на кадете.

И остался он чёрный. А видевшие это волки революции сцапали кадета.

Когда будете делать политику, дети, не забудьте сказочку об этом кадете.

"Сказка о красной шапочке"

Безусловно, это произведение агитирует за искоренение приспособленчества, и, прежде всего, - в себе. Аналогичным является произведение "История про бублики и про бабу, не признающую республики", в котором ведётся рассказ о бабе, которая отказалась накормить солдат Красной армии, которых позже победили враги из-за того, что они были голодными, и белые разграбили всё хозяйство этой бабы и её саму убили, а в заключении звучат слова:

Надо вовремя кормить красного защитника!

Так кормите ж красных рать!

Хлеб неси без вою, чтобы хлеб не потерять вместе с головою!

Общий агитационный фон этого произведения отражает необходимость помогать Красной Армии. Другим аналогичным произведением является поэма "Сказ о дезертире, устроившемся недурненько, и о том, какая участь постигла его самого и семью шкурника", где рассказывается об одном дезертире и о том, к чему привело его антигосударственное поведение:

И пошёл прошибать

Силивёрста вновь припомнил барщины муку, а жена его на дворе у господ грудью кормит барскую суку.

Сей истории прост и ясен сказ, - посмотри, как наказаны дурни; чтобы то же не стряслось и у вас, - да не будет меж вами шкурник пот,

. провожая сынов, давайте наказ: будьте верными красной присяге.

Автор взываетк гражданской сознательности соотечественников, к гражданскому чувству долга. Эта тема является актуальной и в настоящее время.

Агитпоэмы "Обряды", "Ни знахарь, ни бог, ни ангелы бога -крестьянству не подмога" построены на лозунгах: "Кому и на какой ляд целовальный обряд", "Крестить - это только попам рубли скрести", "От поминок и панихид у одних попов довольный вид", "От примет кроме вреда ничего нет". Здесь главной становится моралистическая тема - высмеивание религиозных обрядов и церкви в целом как института, негативно влияющего на сознание советских граждан.

[комиссариат]

Автор выступает против вредных для человека, угнетающих его бесполезных традиций. К этому же роду можно отнести и агитпоэму "Вон самогон" с ярко выраженной социальной направленностью.

При всех рассмотренных темах агитационного творчества В. Маяковского политическое воспитание является доминирующим. По мнению Ю. Карабичевского, В. Маяковский "дал дар речи советской власти", поставив свой талант на службу государству:

Наша в коммуну не иссякнет вера.

Во имя коммуны жмись и мнись.

Каждое сегодняшнее дело меряй, как шаг в электрический, в машинный коммунизм.

В. Маяковский и сам "мерил" своё дело - написание стихов -"как шаг в. коммунизм", стараясь, чтобы вся страна как можно быстрее делала такие шаги. Именно этим и было пропитано его творчество. Рассмотрев творчество В. Маяковского с точки зрения агитации, нами выделено несколько тематических групп. Исследованный материал представлен в таблице №1.

Переход от агитации к рекламе в творчестве В. В. Маяковского

Рассматривая в 1 главе агитационный характер творчества В. В. Маяковского, нами была подмечена некая особенность - в ряде произведений агитационной направленности прослеживается элемент пропаганды ("распространение и разъяснение в массах каких-либо идей, воззрений, знаний и т. д. Идейное воздействие на массы" [Словарь иностранных слов, стр. 138], которая является одной из основных особенностей рекламы

Рассмотрев рекламные лозунги В. Маяковского с учётом этой особенности, нами была выстроена градационная цепочка:

Лозунги слабой Лозунги без Лозунги с агитационной агитации - с рекламной окраски идейным смысловой содержанием нагрузкой

При множестве совпадений каждое звено градационной цепочки имеет принципиально-смысловые различия. С её помощью можно проследить взаимосвязь и взаимопроникновение рекламы и агитации.

Первое звено составляют лозунги слабой агитационной окраски:

Чем ходить по улицам, мостовые ломая, мостовые починим Первого мая.

Свободы заслуживает тот, кто её с винтовкой отстаивать идёт.

Производительность и зарплата два близнеца-брата.

Подписи к лозунгам и плакатам.

Явного призыва к действию лозунги данного типа не несут. Активное действие может стать лишь следствием умозаключения. Отлично от первого второе звено: лозунги с идейным содержанием, декламирующие какую-либо мысль:

Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй.

Ч" Ч* ф

Коммуне не быть покорённой.

России не быть под Антантой.

"Левый марш. "

Да здрвавствует партия, строящая коммунизм!

"Ленин с нами!"

Подобные лозунги - уже не агитация. Они передают читателю какую-либо мысль, утверждение-убеждение. В этом их связь с рекламными лозунгами. Однако рекламные лозунги (лозунги третьего звена цепочки) отличаются от лозунгов второго звена конкретной целью - превознести нужную, скандируемую в лозунге, идею, возможно, путём уничижения того, что ей противоречит. К примеру, лозунги:

. "Очень правильная эта, наша,

Советская власть".

"Рассказ литейщика Ивана

Козырева о вселении в новуюквартиру. "

Буржуи, дивитесь коммунистическому берегу -на работе, в аэроплане, в вагоне вашу быстроногую знаменитую Америку мы и догоним, и перегоним.

"Американцы удивляются".

Третье звено - критика в лозунгах идейных направлений, отличных от коммунистического, и активное восхваление, превознесение последнего по сравнению с другими.

1. Оружие Антанты - деньги.

2. Белогвардейцев оружие - ложь.

3. Меньшевиков оружие - в спину нож.

4. Правда,

5. глаза открытые

6. и ружья - вот коммунистов оружие.

"Окна сатиры РОСТА".

Все вышерассмотренные типы лозунгов сходны по содержанию и различаются лишь по силе, эффекту, воздействию, которое должны произвести на читателя.

Выявленный элемент рекламы (наличие пропаганды) и её взаимосвязь с агитацией даёт возможность предположить, что ряд произведений В. Маяковского имеет некий рекламный характер.

Рекламе в творчестве поэта посвящена 3 глава.

Реклама в творчестве В. Маяковского

Творчество В. Маяковского весьма насыщено рекламой и рекламными идеями. Чтобы доказать наличие рекламного элемента в его творчестве: во-первых, мы рассмотрим современную теорию рекламы, созданную социологами, психологами и маркетологами; во-вторых, путём статистической выборки произведём отбор материала, подтверждающего наличие рекламы в творчестве В. Маяковского; в-третьих, докажем взаимосвязь творчества В. Маяковского с законами теории рекламы и наличие рекламных свойств в его произведениях.

Подробные исследования рекламы начались в конце 80-ых -начале 90-ых годов XX века в связи с необыкновенно широким распространением рекламы, увеличением её социального значения и открытием её влияния на сознание и эмоции человека, хотя в странах Западной Европы реклама широко была распространена с конца XVII века. В настоящее время теория рекламы подробно изучается.

Реклама - "(фрн. reclame, от лат. reclamo - выкрикиваю) -разнообразные мероприятия, имеющие целью оповещение о чём-либо". "Реклама поставлена на службу интересов потребителя. Призвана активно пробуждать и воспитывать в населении новые потребности и вкусы, пропагандировать и внедрить новое" [Большая Советская Энциклопедия; 316-317].

Таким образом, реклама в общем - это информация, распространяемая с целью пропагандирования и распространения какой-либо идеи, вещи, мысли, часто - с применением психологического воздействия на человеческий разум, эмоции и сознание. От качества рекламы зависит успешность кампании и преимущества перед конкурентами, а хорошо продуманная реклама надолго запоминается, подсознательно подталкивает или заставляет человека выполнить ожидаемые от него действия и даже может влиять на идеологию человека.

Самой главной характеристикой рекламы является её цель - то, ради чего и создаётся реклама. Целью определяется то, какое действие она должна производить и что пропагандировать.

Другой неотъемлемой характеристикой является объект рекламы, т. е. вполне конкретная, заранее известная группа людей, которую реклама должна охватить. Реклама должна обращаться именно к этой группе людей. Например, реклама мыла предназначена домохозяйкам, и никак не автомобилистам, как и реклама автозапчастей обращена к автомобилистам, но не наоборот. Исходя из наличия объекта, реклама должна быть максимально близка к нему. То есть, реклама должна "говорить на языке" своих потенциальных клиентов - слушателей, употребляя наиболее близкие им понятия, сравнения, выражения и т. д. Ведь в той же самой рекламе мыла, предназначенной домохозяйкам, никто не будет использовать химические термины и формулы составных компонентов этого продукта.

Следующая характеристика - принцип построения. По принципу построения реклама делится на 3 главных типа.

Реклама I типа является описательной. Она призвана просто снабдить читателя информацией, на основе которой читатель должен сделать какие-либо выводы или сделать выбор и, возможно, произвести ожидаемые от него действия. Предоставляемая информация может быть как правдивой, так и преувеличенной, а также не соответствующей действительности. Иногда подобный тип рекламы может содержать побуждение. К примеру: "Лучшие автомобили из Японии только в фирме. !", "Новейшие модели сотовых телефонов в компании. " и т. д.

Помимо простой информации, описательная реклама может содержать восхваление, воспевание чего-нибудь с пафосом или без него.

Реклама II типа основана на следующем принципе: с помощью каких-либо доводов или лозунгов производится воздействие на подсознание или эмоции человека с целью заставить его сделать что-либо предполагаемое. Такая реклама может взывать к разуму ("Разумные хозяйки выбирают только новый FAIRY!"), к чувству собственного достоинства ("Батончик "Финт" для тех, кто вправду крут", "Купи то-то, а всё остальное уже устарело" и т. д. ) а также многим другим чувствам. Особо стоит отметить рекламу, опирающуюся на коллективное мнение, т. к. такая реклама является мощным оружием психологического воздействия.

Воздействие на коллективное мнение по-другому называется воздействием на "стадное чувство": стараться не отстать от жизни, держаться последней моды, чтобы не быть "белой вороной" и т. д.

Реклама, пропагандирующая определённый стиль или взгляды или уничижающая все другие стили, взгляды и манеры поведения, становится стереотипом (сегодня - особенно среди молодёжи), и все, кто не придерживается этого мнения, высмеиваются или чувствуют себя неуютно и обделено, поэтому они всё равно вынуждены следовать подобной рекламе.

Влияние на коллектив - мощнейший механизм искусной рекламы, работающий безотказно. Коллективное мнение побеждает индивидуальное, что доказывают результаты многих исследований. Одно из них - широко известный эксперимент учёного Музафера Шерифа, проведённый в 1987 г. В тёмной комнате он показывал нескольким участникам опыта точечный рисунок света и просил определить: переместилась ли светящаяся точка, и насколько. На самом деле перемещение точки было лишь оптической иллюзией. Сначала участников эксперимента опрашивали в одиночку, а затем -в присутствии других. Когда их опрашивали вместе, то испытуемые старались не высказывать мнения, отличного от коллективного, чтобы не выглядеть "белой вороной". Чем больше тест повторялся, тем больше мнения были схожи, а к концу сформировалась определённая "групповая норма". Далее испытуемых вновь опрашивали по одному, но и теперь над их мнением преобладало коллективное, его правильность твёрдо закрепилась в сознании каждого. Этот эксперимент показал одну интересную особенность людей: неуверенность в себе делает их более подверженными влиянию окружающих. И реклама искусно играет на этих струнках, объявляя что-то модным или говоря, что это уже у всех имеется, и лишь у тебя этого нет; или убеждая человека в том, что без этого он не как все, "отстаёт от жизненного прогресса".

Ещё один тип рекламы-антиреклама. Её суть состоит в том, чтобы критиковать абсолютно все, кроме того, что нужно прорекламировать, уничтожить все противоположные взгляды. В творчестве В. Маяковского - это критика Запада как противника Советского Союза, уничтожение "белых" и всех других идеологических врагов коммунизма.

Следующей характеристикой рекламы является форма её подачи. Хорошо продуманная реклама - настоящий шедевр. Она должна искусно доносить до человека нужную идею за счёт правильного подбора слов и выражений, а также должна легко запоминаться, так сказать, врезаться в память (недаром ведь даже дети напевают рекламные песенки или повторяют стишки и лозунги, да и многие взрослые прекрасно помнят рекламные рифмовки). Например, профессиональная реклама на Западе составлена таким образом, чтобы она обладала не только эффективными словами, но и эффективным музыкальным и художественным сопровождением, использованием нужных видеообразов в клипах.

Обобщённо современная теория рекламы выделяет следующие характеристики рекламы:

Принцип построения: а)Описательная реклама.

б)Воздействующая на эмоции и др. чувства.

в)Антиреклама.

Особенная и эффективная форма подачи

Теперь докажем наличие всех выделенных свойств и характеристик рекламы в произведениях В. В. Маяковского по пунктам составленной схемы.

Целью творчества В. Маяковского было желание, чтобы советские люди "ещё больше отточили свою волю к борьбе за коммунизм", популяризация Советского государства и социализма; а также избавление от того, что автору в советских людях "кажется неправильным, с чем надо бороться". Иными словами, цель поэта -

. в каждой пылинке будить уметь большевистского пафоса медь.

- и чтобы каждый гражданин Советского Союза жил с лозунгом:

Во имя коммуны жмись и мнись. Каждое сегодняшнее дело меряй, как шаг в. коммунизм.

"Передовая передового".

Стремления поэта заключаются в том, чтобы утвердить в читателях коммунистические идеи, закрепить веру в нерушимость Союза, а также привить читателю нравственные коммунистические идеалы. Целью В. Маяковского была также борьба с социальными пороками.

Объектом рекламы для В. Маяковского были "только рабочая аудитория, только пролетарско-крестьянские массы, те, что сейчас строят новую жизнь нашу, те, кто строит социализм и хочет распространить его на весь мир, только они". Творчество поэта было направлено почти ко всем советским людям, а так как большинство из них были рабочими, то В. Маяковский старался писать максимально приближенно к ним. "Значит, вот эти две линии - трудность понимания и трудность писания так, чтобы было понятно, не снижая темы, - тем языком, на котором говорит масса"; "Вот также часто говорят, что я употребляю слово "сволочь". Я употребляю это слово потому, что оно попадается в жизни. Пока это понятие существует, до тех пор оно и в стихах будет попадаться", -говорил Владимир Владимирович на выступлении в честь 20-летнего творческого юбилея. Из этих слов ясно видно, что поэт старался быть ближе к своему читателю - объекту своей рекламы.

Перейдём к рассмотрению наличия различных типов построения рекламы в его творчестве.

I тип. Возьмём, к примеру, отрывок из произведения "Ода революции":

О, великая!

Машинисту, пылью угля овеянному, шахтёру, пробивающему толщу руд, кадишь, кадишь благоговейно, славишь человеческий труд.

Прикладами гонишь серых адмиралов вниз головой с моста в Гельсингфорсе.

Эти строки, по сути, являются рекламой революции как чего-то гуманного, помогающую трудовому человеку и защищающую его от врагов.

Другой пример - строки из стихотворения "Мы идём":

Мы разносчики новой веры, красоте задающей железный тон.

Чтоб природами жилыми не осквернили скверы, в небеса шарахаем железобетон.

Победители, шествуем по свету сквозь рёв стариков злючий.

Это тоже описательная реклама нового социалистического строя и его граждан; содержит восхваление и воспевание с ярко выраженным пафосом.

Рассмотрим ещё несколько примеров:

1)Идёмте, башня!

Вы- там, у нас, нужней!

Идёмте к нам!

В блестенье стали, в дымах - мы встретим вас.

Мы встретим вас нежней, чем первые любимые любимых.

Идём в Москву!

М ы б у д е м х о л и ть в а с раз с т о за день до солнц расчистим вашу сталь и медь.

"Париж (Разговорчики с Эйфелевой башней)".

- описательная реклама Советского Союза как прогрессивного и передового государства, которое "в блестенье стали, в дымах" (слова, говорящие о высоком развитии государства), в котором ко всем, даже к башне, не говоря уже о человеке, относятся намного лучше, чем за границей.

2) Двадцать, а может, больше веков волок угнетателей узы я, чтоб только под знаменем большевиков воскресла свободная Грузия.

"Владикавказ - Тифлис".

- возвеличивание коммунизма как правого дела, которое "воскрешает" то необходимое, что уничтожили царизм и капитализм.

3) Наши через пропасть прямо к коммунизму перекинут мост, длиною - во сто лет.

"Кемп "Нит Гедайге"

4) Союз расцветёт у полей в оправе, с годами разделаем в рай его. Мы землю завоевали и правим, чистя её и отстраивая.

<> Знают, что несколько лет спустя -мы - будем непобедимы.

Страна у нас мягка и добра.

"Посмотри сам, покажем им".

5) Как будто пришёл к социализму в гости, от удовольствия - захватывает дых.

. и думаю:

"Очень правильная эта, наша,

Советская власть".

"Рассказ литейщика Ивана

Козырева о вселении в новую квартиру".

6)Пусть тот, кто Советам не знает цену, со мною станет от радости пьяным: где можно ещё читать во дворце -что?

Крестьянам! Такую страну и сравнивать не с чем, -где ещё мыслимы подобные вещи?! И думаю я обо всём, как о чуде. Такое настало, а что ещё будет!

"Чудеса!"

7)Мы цензурой белые враки обводим, чтоб никто не мешал словам о свободе. "Иван Иванович Гонорарчиков".

В этих цитатах нетрудно увидеть рекламу страны, строя, идеального места жительства советского человека как места, "где от удовольствия захватывает дых", где всё настолько приспособлено для лучшей жизни простых людей, что можно даже стать "от радости пьяным", где делают всё, "чтоб никто не мешал словам о свободе", места, которое "разделает" землю "в рай".

Все предложенные рекламные отрывки построены по описательному принципу, просто, естественно рассказывая о чём-либо, чаще - нереалистическом, что действует в пользу рекламируемого предмета.

II тип. Реклама, воздействующая на эмоции и чувства. Пример рекламы, взывающей к разуму, можно увидеть в "Профплакатах" В. Маяковского:

Я -член союза.

Союз позаботится, чтоб ко мне не подошла безработица.

Член союза первым пройдёт в рабфак и вузы.

Рабочий один слаб, профсоюз - защита от хозяйских лап.

В одиночку нас предприниматели затрут.

Колдоговор защищает труд.

Эта реклама профсоюза основана на взывании к разуму и к личным чувствам, говоря о том, что профсоюз - защита и гарантия безопасности каждого рабочего, что без профсоюза рабочие будут незащищены , а потому уязвимы (что недопустимо).

Реклама вступления в партию, основанная на воздействии на коллективное чувство:

Рабочий!

Глупость беспартийную выкинь!

Если хочешь жить с другими в разброд - всех по очереди словит Деникин, всех сожрёт генеральский рот.

Если ж на зов партийной недели придут миллионы с фабрик и пашен - рабочий быстро докажет на деле, что коммунистам никто не страшен.

"Окна сатиры РОСТА. "

Что единица?

Ерунда единица!

Надо в партию коммунистическую объединиться!

И буржуи, какими бы не были ярыми, побегут от мощи миллионных армий.

"Окна сатиры РОСТА. "

Эта реклама работает таким образом: кто не присоединился к партии, того считают предателем, который хочет "жить с другими вразброд", из-за которого "всех сожрёт генеральский рот", поэтому никто не хотел оказаться в подобной ситуации и старался не отделяться от других. Но этот рекламный отрывок обращается не только к коллективному мнению, но и к эмоциям советского человека, его сознанию: ведь никто не хочет быть отщепенцем, которого легко истребить.

В. Маяковский довольно часто, хотя и не всегда в открытую, обращается к чувству коллективного мнения, т. к. в то время, когда он писал, все боялись отходить от общепринятых мнений, чтобы не скомпрометировать себя в глазах правительства и общественности. Часто звучит призыв:

Давайте, товарищи, шагать в ногу.

И, действительно, вряд ли кому-то хотелось после слов:

Скоро всем нам счёт предъявят: дни свои ерундой не мельча, кто и как в обыденной яви воплотил слова Ильича?

"Наше новогодие".

поступать не так как все.

Ill тип. Антиреклама. Её применение В. Маяковским было довольно широким. К примеру:

Вытер негр о белые подштанники руку, с носа утёршую кровь.

Негр посопел подбитым носом, поднял щётку, держась за скулу.

Откуда знать ему, что с таким вопросом надо обращаться в Коминтерн, в Москву?

"Блэкэнд Уайт".

Здесь Советский Союз рекламируется как государство-защитник всех угнетённых планеты, причём основную роль в донесении этой мысли играет антиреклама капиталистических стран, угнетающих, унижающих простых людей и людей не своей расы. Или вот другой пример:

Богатств буржуйских особые источники: работай на доллар, а выдадут цент.

"Барышня и вульворт".

Здесь идёт критика капитализма и подразумевается необходимость социалистического строя.

Можно привести ещё несколько отрывков-примеров антирекламы в творчестве В. Маяковского:

1) Антисемит Антанте мил.

Антанта - сборище громил.

Европой правит Лига Наций. Есть где воришкам азогнаться!

Меньшевики такие люди -Мамашу могут проиудить.

Эсера смой - увидишь барина.

"Советская азбука".

2)1. Оружие антанты - деньги.

2. Белогвардейцев оружие - ложь.

3. Меньшевиков оружие - в спину нож.

4. Правда,

5. глаза открытые

6. и ружья - вот коммунистов оружие.

"Окна сатиры РОСТА. "

В данных двух отрывках выказывается низость всех, кроме коммунистов.

3)И верит мисс, от счастья дрожа, что я - долларовый воротила, что ей уже в других этажах готовы бесплатно и стол и квартира.

Как врезать ей в голову мысли-ножи, что русским известно другое средство, как влезть рабочим во все этажи без грёз, без свадеб, без жданий наследства.

"Барышня и вульворт".

4)Тридцатый.

Акционеры сидят увлечены, делят миллиарды, жадны и озабочены. <> Свободный художник, рисующий задочки, дремлет в девяностом, думает одно: как бы ухажнуть за хозяйской дочкой – да так, чтоб хозяину всучить полотно. А с крыши стаял скатертный снег. Лишь ест в ресторанной выси большие крохи уборщик-негр, а маленькие крошки - крысы. Я смотрю, и злость меня берёт на укрывшихся за камерный фасад.

Я стремился за 7000 вёрст вперёд, а приехал на 7 лет назад.

"Небоскрёб в разрезе".

В последних двух текстах автор обрушивается на совсем несправедливый капиталистический строй.

Форма подачи рекламных произведений В. Маяковского тоже эффективна и имеет много особенностей (подробно их мы рассмотрим в 4-й главе). Именно над этим работал поэт, совершентсвуя лексику, способы стихосложения и ритмику своих стихотворений. Вот почему нельзя рассматривать особенности ритмики В. Маяковского отдельно от рекламного характера его творчества. Особая ритмика - это следствие упорной литературной работы В. Маяковского над совершенствованием своей рекламы.

Кроме общеизвестных направлений рекламы, в рекламе В. Маяковского есть и свои собственные. К примеру, реклама и пропаганда образца советского человека. Ей посвящено очень много произведений, таких, как "Сказ о дезертире, устроившемся недурненько и о том, какая судьба постигла его самого и семью шкурника", "О дряни", "Прозаседавшиеся", "Стихотворение о Мясницкой, о бабе и о всероссийском масштабе", "Взяточники", "В повестку дня", "Фабрика бюрократов", "Хулиган", "Не юбилейте", "Наше новогодие", "Бумажные ужасы", "Общее руководство для начинающих подхалим", "Товарищ Иванов", "Маруся отравилась", "Служака", "Критика самокритики", "Трус", "Помпадур", "Стих не

При проведении данного сравнения можно удивиться, насколько точно В. Маяковский понимал цели и принципы построения рекламы, ведь тогда ещё не было чёткого понятия о рекламе, она не была исследована. Например, никто не скажет, что таковыми нельзя назвать строки:

Но нет на свете прекрасней одёжи, чем бронза мускулов и свежесть кожи.

И если подыметесь чисты и стройны, любую одёжу заказывайте Москвошвею, и.

лучшие девушки нашей страны сами бросятся вам на шею.

"Маруся отравилась".

Удивительно то, что Маяковский знал принципы создания рекламы задолго до их открытия. В этом он на несколько десятков лет опередил весь мир - ведь его рекламные строки были весьма искусной и продуманной рекламой. Интересно, что в статье В. Маяковского "Как делать стихи?" список требований того, что "необходимо для начала поэтической работы" совпадает со списком свойств рекламы. Поэт серьёзно подходил к своему творчеству и прорабатывал произведения так, чтобы они были действенными и о них можно было сказать:

Говоря по-нашему, рифма - бочка. Бочка с динамитом.

Строчка - фитиль.

Строчка додымит, взрывается строчка, - и город на воздух строфой летит.

Эти слова приводят в движенье тысячи лет миллионов сердца.

"Разговор с фининспектором о поэзии"

Поэтому все особенности его поэтики - ритмика, слова и форма стихосложения - связаны с тем, что В. Маяковский совершенствовал их с той целью, чтобы лучше донести до читателей те идеи, которые он стремился донести до советских людей в виде агитации и рекламы.

В итоге проведённого сравнительного анализа теории рекламы и произведений В. Маяковского становится очевидным наличие рекламного компонента в его произведениях (см. схему на стр. 34), а следовательно - можно сделать вывод о том, что творчество В. Маяковского обладает рекламным характером, и что особенности лексики, строения и ритмики его произведений напрямую связаны с рекламным характером его произведений. Этому посвящена 4 глава.

Особенности стихосложения В. Маяковского

Реклама - мощное средство воздействия на сознание людей. Но более эффективным оружием в борьбе с конкуренцией будет та реклама, которая тщательно продумана не только в плане того, что сказать, но и как сказать. Очень важна форма подачи: доходчивая, несущая эмоциональный заряд, затрагивающая ум и сердце, легко запоминающаяся и на долго врезающаяся в память. Над эффектным набором слов и над эффектной формой подачи работают маркетологи и специалисты по рекламе. Над этим работал и В. Маяковский. Он часто писал о своём упорном труде по созданию глубоко продуманных произведений: о нужном подборе слов, об эффективной ритмике. Вообще, данные особенности творчества В. Маяковского, связанные с ритмикой, лексикой и стихосложением, обусловлены непосредственно рекламным содержанием его творчества, т. к. являются неотъемлемым атрибутом рекламы. В. Маяковский и сам говорил о том, что стремится сделать агитационные стихи более доходчивыми, чтобы лучше донести мысли до читателя. И это у него получилось: «многие рекламные тексты Маяковского с точки зрения стихотворной техники безукоризненны» (Мариэтта Чудакова).

Первой особенностью стихосложения Маяковского является его специфическая лексика. Конечно, часто поэт употреблял разговорные выражения и сниженную лексику, что приближало, по его выражению, к народу, но это далеко не всё. Главным его «козырем» являлись особые авторские неологизмы. Автор создавал новые слова на основе других слов нетрадиционным способом, поэтому такие слова сразу привлекали внимание читателя и требовали больше времени на осмысление. Мысли, запёчатлённые с помощью неологизмов, намного лучше запоминались, что способствовало эффективной рекламе, что в ходе исследования нами уже отмечено.

У В. Маяковского, "хрестоматийного мастера каламбуров и окказионализмов", два основных приёма образования новых слов.

Первый - это превращение любых существительных в глаголы и притяжательные прилагательные по типу романских языков: молнятся целые цепи брелоков, вопли автомобильи, хохотливое «ага», взбурься, баллад поэтовых тина, ультимативный вид, зряшние ноты, в глазах капиталистовых, дельфинье тельце, знак муссолинится, щупальцы крабьи, сорокасильный «Кадилак», зарусофильствовал, язычьи кончики, облунивши, не юбилейте, обревизуйте и так далее, - едва ли не на каждой странице, это довольно странно, ведь Маяковский не принадлежал к знатокам иностранных языков.

Второй способ - это подбор выразительных приставок, таких, как о-, вз-, вы-: онемелые, олелеяв, взбубнилась, взрезать; выкрепите, выморозки, выпестренный, вылечи, выхмурясь, выбелить. причём приставка вы- доминирует над всеми и количественно и качественно. В «Облаке в штанах» вы- встречается 38 раз (для сравнения - таких часто употребляемых приставок, как о-, об-, от- всех вместе 32), во «Флейте -позвоночнике» - 37 (об-, о-, от- всего 8), в «Человеке» - 33 (о-, об-, от-всего 32). Причём вы- чаще, чем все остальные приставки, употребляется нелогично:. и вылечи, рвя о звёздные зубья. Или вот что: когда душа моя веселится, выйдет на суд твой, выхмурясь тупенько.

«Флейта - позвоночник»

Новаторство Маяковского в языке Виктор Кривулин смело уподобил литературному Чернобылю: «У Маяковского есть необыкновенно точное сравнение поэзии с добычей радия. Сравнение это имеет скорее провиденциально-биографический, нежели общеэстетический смысл. <.> Чтобы предельно усилить орудийное звучание слова, он обращается к атомарным, скрытым силам языка, к тем подспудным энергиям, которые действуют не на уровне сознания, но на уровне до- или подсознательного восприятия слова. Пока эти силы были в связном состоянии, сфера их действия ограничивалась эстетикой, но как только поэт начал манипулировать словесным материалом на уровне ядер» - корней, морфем <.>, он сам сделался первой жертвой высвободившейся неуправляемой энергии». Но «манипулировать словами на уровне ядер» - значит не просто играть в эти игрушки, любовно открывая их собственные законы и нравы, но, захватив их своим талантом и темпераментом, повести их во вне, из языка, из души, из себя - на работу, на службу, на социальный заказ. [№10]

Эта особенность В. Маяковского тоже находит применение сегодня, (напр. , образование глагола от существительного: «Подружитесь с фирмой КИП - и работа заКИПит»), подобные неологизмы и окказионализмы эффективны именно из-за того, что приковывают к себе внимание, а во время попытки осмысления эти слова надолго запоминаются. Кроме того, иногда подобные слова точнее передают читателю смысл идеи. Да и вообще, больше внимания читатель выделяет на подобные незнакомые слова, а не на обыденные.

Другая особенность его произведений - специфическая тональность, аллитерации и другие приёмы, создающие «рекламный» тон его произведенийживой, чёткий, размашистый, декламирующий. Подобный тон сразу обращает на себя внимание и выделяет произведения Маяковского из всех других.

Следующая особенность его произведений, которая весьма востребована сегодня, - это особый стиль стихосложения. В его стихотворениях отсутствует стихотворный размер: Маяковский использует не силлабо-тоническую систему стихосложения, а тоническую. Это позволило автору использовать многосложные слова, без которых нельзя было обойтись в его рекламе и агитации тогда, да и сегодня. Язык постоянно расширяется и усложняется, появляется очень много новых слов. Бесчисленное множество необходимых слов не может быть использовано в силлабо-тонических стихотворениях из-за их сложности или из-за того, что они не укладываются в размерность стиха. Поэт же преодолевает эту проблему и снимает её груз с себя и с последующих поколений. Именно поэтому стихи Маяковского, а не чьи-либо другие, используются сегодня для рекламных рифмовок.

И, наконец, главная особенность его рекламных произведений -это ритмика. Во-первых, его произведения имеют «ритм марша». Бодрый, энергичный, их ритм всегда звучит по-особому, он просто запоминаем, т. к. навязчив. Но это далеко не всё. Основная особенность, связанная с ритмикой, - это игра с ней, продуманное её изменение, перепады. «Так же, как и рифма, большую изобразительную работу выполняет у Маяковского ритм. Он не только организует стих, но и акцентирует нужное слово, оттеняет смену интонации и т. п. <.> В творчестве зрелого Маяковского ритм стал ещё более гибким, богатым оттенками, и поэтическая работа его ещё более значительной. Достаточно сказать, что ритмический рисунок стиха в поэме «Хорошо!» меняется иногда до десяти -двенадцати раз на протяжении одной главы, и каждый раз это изменение обусловлено стремлением ярче, глубже раскрыть мысль».

Рассмотрим несколько примеров с перепадами ритма:

1. Слава, слава, слава героям!

Впрочем, им довольно воздали дани.

Поговорим

О дряни.

«О дряни».

Здесь резкий скачок ритма после первой строки предназначен для того, чтобы привлечь внимание читателя.

2. Раскрыл я с тихим шорохом глаза страниц. и потянуло порохом от всех границ.

«Ну, что ж!»

Здесь отмечается лёгкое снижение ритма в каждой второй строке, сопровождаемое увеличением напряжённости в ритмическом тоне этих строк. Возможно использование подобного приёма для акцентирования вторых строчек. Ещё ярче, с больше тональной окрашенностью звучат строки:

«Кончайте войну!

Довольно!

В этом голодном году -невмоготу. Врали:

«народа - свобода, вперёд, эпоха, заря. » и зря.

Здесь ставится акцент на вторых строках. С помощью особого ритмического перепада эти строки выделяются очень ярко, колоритно. Помимо этого они несут очень сильную смысловую нагрузку.

3. В своём цикле «Мелочь» Маяковский выделяет ритмом не отдельные строки, а целые блоки строк: В холере будешь корчиться, гореть в брюшном тифу. Кому болеть не хочется, купите мыла фунт и воде под струйки подставляйте руки. Грязные руки грозят бедой. Чтоб хворь тебя не сломила — будь культурен: перед едой мой руки мылом!

Обратим внимание на последние 4 строки и на все предыдущие. Аналогично составлены все стихотворения цикла «Мелочь». Последние четыре строчки в них являются основными смысловыми и агитационными блоками. Переход к ним сопровождается чётким изменением: ритм замедляется, увеличивается напряжённость и чёткость, «барабанность» этих строк. Получается очень искусный ритмический рисунок произведения. Это требовало много времени и сил, поэтому становится ясно, почему В. Маяковский часто говорил о том, что работа поэта - очень тяжкий, но полезный труд.

Другая особенность его ритмики это то, что в произведениях смысловые ударения и выделение голосом можно делать даже на отдельных словах строк, что очень удобно для рекламы, когда нужно особо подчеркнуть какое-нибудь слово или группу слов для заострения внимания на каком-нибудь идеологически важном моменте:

1. Треугольник

- летящая фабрика ветра -в воздух триста винтов всвистал. Скорость — шестьсот пятьдесят километров. Девять тысяч метров - высота. Грозой не кривясь, ни от ветра резкого, только - будто гигантский Кольт — над каждым аэро сухо потрескивал ток в 15 тысяч вольт.

«Наступление», «Пролетарий в зародыше задуши войну!».

Приведенные отрывки свидетельствуют о чётких, логически и тонально разграниченных разных смысловых блоках одних и тех же строк.

1. Город дышал что было мочи, спал, никак не готовясь к смертям. «Бой»; «Пролетарий в зародыше задуши войну!».

В данном отрывке очень сильно эмоционально окрашены и выделены все ступени «лесенки» В. Маяковского. Каждое слово «бьёт, как из пушки». К подобным строкам и можно отнести слова поэта:

Строчка додымит, взрывается строчка, -и город на воздух строфой летит.

«Разговор с фининспектором о поэзии».

Однако есть более важные особенности, намного чаще проявляющиеся в произведениях Маяковского. Эта особенность заключается в том, что, благодаря высокой стихотворной технике и чётко выверенной ритмике, получаются агитационно-рекламные стихи, которые очень легко воспринимаются и заседают в голову, что просто необходимо для рекламы. Вот несколько примеров:

1. Я взял газету и лёг на диван. Читаю:

«Скучает

Молчанов Иван».

Десятый Октябрь у всех на носу, а вы ухватились за чью-то косу

«Размышления о Молчанове Иване и о поэзии».

2. Гляди, товарищ, в оба!

Во всю раскрой глаза!

Британцы твердолобые республике грозят.

Не жаль им, товарищи, бумажной трухи.

Держите, товарищи, порох сухим!

«Осторожный марш».

З. В меру и черны и русы, пряча взгляды, пряча вкусы, боком, тенью, в стороне, - пресмыкаются трусы в славной смелыми стране.

«Трус».

4. Собирайтесь, ребятишки, наберите в руки книжки.

Начинается земля, как известно, от Кремля.

За морем, за сушею — коммунистов слушают.

«Прочти и катай в Париж и в Китай».

В данных цитатах ритм так продуман, что он очень легко запоминаем и навязчив, т. е. он начинает вертеться на языке после одного- двух прочтений, а после трёх-четырёх - запоминается. И это не удивительно, ведь В. Маяковский долго и тщательно обрабатывал все свои произведения, работал над ними "до седьмого поту", поэтому он справедливо мог говорить, что его "труд любому труду родствен" и что рабочий день писателя "это не 8, а 16 часов".

'Элементы стихотворной формы Маяковский подчиняет общим идейным задачам, выводит из реальной действительности. Стихотворный ритм связан в его сознании с ритмами жизни. Ритм рождается как отклик на те или иные жизненные впечатления. «Поэт должен развивать в себе. чувство ритма и не заучивать чужие размерчики». Ритм для Маяковского есть отражение, преломление в стихе движения и чередования явлений действительности. При этом он не упрощает вопрос, он говорит о соединении объективного и субъективного момента. «Старание организовать движение, организовать звуки вокруг себя, находя ихний характер, ихние особенности, это одна из главных постоянных поэтических работ - ритмические заготовки. Я не знаю, существует ли ритм вне меня или только во мне, скорее всего - во мне. Но для его пробуждения должен быть толчок. ». Далее идёт работа над образами, над отдельными строфами и строками, совершенствуя ритмический рисунок. Идея приобретает здесь единое образное выражение. Маяковский доказывает, что и отдельный образ в стихе «должен быть тенденциозен, то есть, разрабатывая большую тему, надо и отдельные образишки, встречающиеся по пути, использовать для борьбы, для литературной агитации». Наконец, последний этап - отделка. Поэт рассматривает каждую деталь с точки зрения целого, добивается стилистического единства, освобождается от лишнего - принцип экономии, с точки зрения Маяковского, один из основных факторов поэтической работы. <.> "(С. Владимиров) [№3 ].

Все приёмы Маяковского в совокупности позволяют очень искусно воздействовать на читателя, а не которые особенности его произведений позволяют легко приспосабливать творчество В. Маяковского под рекламу.

Благодаря рассмотренным особенностям его стихотворений можно создавать такую рекламу, которая будет мощным оружием борьбы с конкуренцией. Ведь произведения В. Маяковского не только обладают широким спектром приёмов работы с ритмикой, со смысловыми выделениями, неологизмами и окказионализмами, подчёркивающими главную мысль, но и легко запоминаются. Поэтому если искусно продуманная рекламная мысль или идея облекается в столь искусную стихотворную форму, то такая реклама будет являться мощным фактором воздействия на людей, сильным идеологическим оружием. Именно с помощью такой рекламы и производится эффективная борьба с конкуренцией.

Особенности стихосложения В. Маяковского являются главным оружием в его рекламно-агитационных произведениях и в современной рекламе, основанной на его творчестве.

В ходе исследования нами были рассмотрены агитация и реклама в творчестве В. Маяковского.

Анализ тем и направлений агитации позволил выделить следующие группы: политическую, трудовую, общественно-социальную, бытовую и моралистическую; выявлена тесная взаимосвязь агитации с пропагандой (одной из черт рекламы).

Рассмотрены основы современной рекламы с целью доказательства наличия её свойств и характеристик в произведениях В. Маяковского. Важной частью работы стало рассмотрение поэтики и выявление особенностей, тесно связанных с исследуемой темой.

На основании проведённого анализа мы пришли к выводу, что все приёмы В. Маяковского в совокупности позволяют очень искусно воздействовать на читателя, а некоторые особенности его произведений позволяют легко приспосабливать творчество В. Маяковского под рекламу.

Все выводы обобщены и представлены в схемах (смотри Приложение).

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)