Анализ поэтических текстов на примере стихотворений, посвященных битве под Москвой
Стой вовеки, столица,
Светоч мира, Москва!
А. Твардовский
Великая Отечественная война - основная тема литературы в период с 1941 по 1945 годы. Все силы страны, вся сила народа в это время направлены на победу.
Личная жизнь приравнивается к жизни страны, весь народ дышит единым воздухом, мыслит одинаково и чувствует одинаково. Который пытается все сделать для победы.
Остро чувствовали эту ответственность и писатели: 941 из них ушли на фронт, 417 не вернулись.
На фронте они были не только военными корреспондентами, они были рабочими войны: артиллеристами, танкистами, пехотинцами, летчиками, моряками. Умирали от голода в блокадном Ленинграде, от ран в военных госпиталях
Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет. Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой не возможно чувство ответственности за свою страну. Высокие патриотические чувства поэзии военных лет сочеталось с глубоко личностными переживаниями лирического героя.
В этом году исполнится 60 лет со Дня Победы в Великой Отечественной Войне, и в свете этих событий особенно отчетливо хочется напомнить живущим ныне, какой жертвой и каким трудом досталась победа. Особенно это важно для нас, москвичей сегодняшнего дня, сегодняшних школьников и правнуков тех далеких лет.
Стихотворение Алексея Александровича Суркова «В дыму пожаров» напоминает нам о событиях далекого 1941 года. Во время Великой Отечественной войны военный корреспондент газет "Красноармейская правда" и "Красная Звезда"; выпустил 10 сборников стихов, в т. ч. "Дороги ведут на Запад" (1942), "Солдатское сердце" и "Стихи о ненависти" (1943), "Песни гневного сердца" и "Россия карающая" (1944). В 1944 главный редактор "Литературной газеты".
Основная тема стихотворения - «Великая Отечественная война». Написано оно в жанре исторического очерка, с элементами описательных воспоминаний. Стихотворение состоит из 3 строф по 4 строки. Лирический герой этого поэтического произведения - народ - солдаты, которые защищают Москву. Много эпитетов, они показывают глубину событий: «доля седая, великая битва, коварные сери». Метафора: тонет даль. В первой строфе описано место битвы:
Колонны танков, с флангов наседал, Неудержимо движутся вперед. В последней строфе присутствует обращение:
Запомни их товарищ! Эти люди Фашистов отогнали от Москвы. Основной разворот действия происходит во второй строфе: (саперы идут, конница врезается в ряды). Неудержима воля народа, воля солдат к победе.
Это вывод: народ победил, а не один человек. И заканчивается стихотворение призывом к памяти.
Стихотворение Александра Андреевича Прокофьева «Вся родина встала заслоном» написано в жанре: исторического очерка.
Тематика стихотворения Великая Отечественная война. Сам поэт был военным журналистом, членом писательской группы при политуправлении Ленинградского фронта, автором боевых агитационных стихов, частушек, лозунгов.
В этом произведении нет четкой границы строф. Основная композиционная особенность состоит в том, что автор обращается к Москве. Большая часть строк в стихотворении начинается со слова идет: Автор олицетворяет пояс обороны. Композиционная особенность: 3 и 4 строки совпадают с последними двумя. Таким образом автор акцентирует внимание на важности обороны для каждого человека.
Ведь пояс твоей обороны Идет через наши сердца В этом поэтическом произведении много метафор: «Родина встала заслоном», «море людское», эпитетов: «грозные годы», «вечная слава». Написано стихотворение амфибрахием, перекрестной женской и мужской рифмой.
Лирический герой - пояс обороны, народ, который встал грудью на защиту страны.
Москва - Родина - народ - такая цепочка главная в этом произведении.
Автор верит в силу русского народа, в его непобедимость. «Кулак» народа ударит по врагу и враг будет разбит.
И все это, братья, такое,
Что враг не возьмет никогда.
Стихотворение Глеба Пагирева «Остановясь на полуслове» написано в жанре военного исторического очерка. Тематика ВОВ и конкретно - Битва под Москвой. Это произведение состоит из 5 строф по 4 строчки. Композиционная особенность состоит в том, что стихотворение содержит много обращений: «Бери», «Тяни», «умри», стой, забудь!
Метафоры усиливают контрасты в тексте: «блещут автоматы», война святая проза» и «позабытые стихи». Много эпитетов: «земля седая», «святая проза», «позабытые стихи». Стихотворение написано ямбом, рифма перекрестная, женская и мужская. В тексте много запятых, этим автор хотел обратить внимание читателя на каждое слово. Запятые подразумевают паузы, что делает стихотворение более проникновенным и чувственным. Есть многоточие, что говорит о незаконченности мысли.
Лирический герой - народ в лице поэта. Особенность сюжета состоит в том, что автор призывает весь народ идти на защиту своей земли. И не просто призывает, приказывает поэту и гражданину идти на фронт, что это сейчас главное, что сейчас «пишут кровью».
«Война, война - святая проза и позабытые стихи».
Т. е. поэт делает вывод - что защита своей родины святой долг каждого гражданина и поэта.
Николай Семенович Тихонов «Слово о 28 гвардейцах». В июне 1941 находился в действующей армии, всю блокаду провел в Ленинграде и на Ленинградском фронте начальник оперативной группы писателей при политуправлении Ленинградского фронта. Написал большое количество патриотических стихов и статей, в ноябре 1942 - январе 1944 его очерки еженедельно публиковались в "Красной Звезде".
По жанру это стихотворение исторический очерк с элементами воспоминания. Основная тема - в названии этого стихотворения «Слово о 28 гвардейцах». Число 28 взято неспроста. Так мало человек и так много они значили для судьбы родины.
Композиционная особенность этого произведения состоит в том, что нет строгого деления на строфы. Стихотворение заканчивается многоточием, а значит - мысль автора не закончена и он еще много может нам сказать.
Лирическими героями в этом произведении являются 28 гвардейцев.
Много эпитетов: «безграничное снежное поле», «русское раздолье», «вольная земля», «в одиноком окопе», «сложная истина» и др.
Есть сравнения: танк как «бык», олицетворения: ходит ветер, война косит, танки встают на дыбы.
Первая строфа написана анапестом, вторая, третья и четвертая - ямбом.
Рифмы чередуются мужская и женская.
Первую строфу автор начинает общей картиной боя. Затем показывает конкретные боевые действия 28 гвардейцев, которые поставили перед собой
Великую цель: спасти родину. Основной смысл стихотворения заключается в словах предпоследней строфы в четырех строчках.
Смотри, родная сторона,
Как бьются братьев двадцать восемь!
Смерть удивленно их уносит:
Таких не видела она.
Все стихотворения посвященные битве под Москвой содержат единого лирического героя - народ, который должен победить и он победит.
Каждый человек на войне важен и ценен, трудом одного куется победа всего народа. Поэт или 28 гвардейцев или целая линия обороны - это винтики единого механизма победы, без которых ее бы не было.
Много метафор - это подчеркивает, как прекрасна природа и как ужасна война, что война противоестественное состояние земли.
Основная мысль каждого стихотворения - мы победим, мы едины, мы должны собраться в «кулак» и изгнать фашистов с родной земли.
Стихи написанные поэтами в декабре 1941 года ярко отразили события битвы под Москвой и передали эмоциональное состояние людей того времени.
Комментарии