Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Анализ синтаксических конструкций в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Н. М. Карамзин первый в русской литературе овладел новым творческим методом – сентиментализм. Идейная основа сентиментализма, протест против испорченности аристократического общества. Основное свойство – стремление представить человеческую личность в движениях души, мыслях, чувствах, стремлениях. В основе эстетики – «подражание природе»; элегические и пасторальные настроения; идеализация патриархального быта.

Образцом сентиментализма стала повесть «Бедная Лиза». Ёе фабула очень проста – это любовь. Но главное здесь те чувства, которые должна была пробудить в читателе. Поэтому главным героем в повести становится повествователь, который с грустью и сочувствием рассказывает читателю о печальной судьбе и переживаниях героев. Чтобы раскрыть чувственный мир бедной крестьянки Лизы и богатого дворянина Эраста, Н. М. Карамзин использует вводные слова и предложения, обращения, междометия.

Роль вводных слов и словосочетаний

Вводные словосочетания – это вводные слова, сочетания слов, предложения, при помощи которых говорящий (пишущий) выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Вводные слова и словосочетания выражают те или иные оценочные значения, придают экспрессивную окраску высказыванию и часто закрепляются за функциональным стилем ре

Рассмотрим роль вводных слов в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». В произведении их очень много, и они встречаются в репликах героев и речи повествователя: верно, может быть, однако ,казалось, конечно, я думаю, надобно, видно, мне кажется.

Обратим внимание на слова матушки, обращенные к Лизе: «там, сказывают, будут все веселы. »; «я, верно, весела буду»; «может быть, сыщется добрый человек».

Вводные слова верно, может быть выражают неуверенность, предположение, сомнение; сказывают – надежду, возможность. «Однако ж, Лиза, лучше кормится трудами своими» вводное слово; однако ж обозначает возможность выбора, предположения. Вводные слова верно, сказывают, однако ж относятся к разговорному стилю.

В речи Лизы встречаются вводные слова, например: «теперь думаю, что без тебя жизнь не жизнь, а грусть и скука. »; «мне казалось, что я умираю, что душа моя». Вводное слово мне казалось выражает неуверенность, сомнение, предположение.

В речи Эраста так же присутствуют вводные слова и предложения, например, в обращении к Лизе и её матушке: « Я думаю, что прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубля»; «Мне хотелось бы, чтобы, чтобы дочь твоя никому, кроме меня, не продавала своей работы. ».

Вводное предложение я думаю упорядочивает речь Эраста.

Можно сделать вывод, что при помощи вводных слов и предложений герои выражают разные чувства: уверенность или неуверенность, предположение, сомнение, надежду.

Вводные слова используются в речи героев с целью привлечения внимания собеседника.

Повторение повествователем вводных слов и предложений придаёт его речи неуверенность и сомнение, в то же время он сопереживает своим героям, вводные слова позволяют упорядочить мысли повествователя «оно , и в самом деле, показалось ей отменно приятным»; « Итак, Эраст обманул Лизу, сказав, что он едет в армию».

Роль обращений

Обращение – это слово или словосочетание, обозначающее того, к кому ил Карамзина «Бедная Лиза и чему адресована ( обращена) речь. Обращения выделяются экспрессивной окраской и функционально – стилевой закреплённостью. Рассмотрим функцию обращений в повести Н. М. Карамзина « Бедная Лиза».

Обращения в повести выполняют не только звательную функцию, но и оценочную и изобразительную. Позволяют ярче выразить чувства уважения, ласки, любви и тревоги, что очень важно для творческого метода сентиментализма. Распространённые обращения (имеют зависимые слова) помогают лучше передать чувства и эмоции, чем нераспространённые (состоит из одного слова). При помощи обращений устанавливаются взаимоотношения между героями. Большинство обращений несут положительную оценку, хотя могут приобретать отрицательный характер.

Обратим внимание на обращения Эраста к Лизе и матушке: «Всегда, милая Лиза, всегда!»; «Могу, любезная, Лиза, могу»; «Любезная Лиза!»; « Здравствуй, добрая старушка!»; «Здравствуй милый пастушок!». Эти распространённые обращения выражают любовные отношения Эраста к Лизе: ласку и нежность к её матушке. Когда ему нужно расстаться с Лизой, обращения к ней меняются. В конце произведения обращения становятся не такими выразительными, ласковыми, чувствительными и искренними. Они стали нераспространёнными: «Лиза! Обстоятельства переменились»; «Завтра, Лиза, не могу с тобой видеться».

Лиза обращается к Эрасту нераспространёнными обращениями, но они с положительной оценкой, произносятся с любовью.

Матушка Лизы обращается к Эрасту с уважением, ласково «Да как же нам называть тебя, добрый, ласковый барин?»

Повествователь ведёт диалог с читателём и обращается к нему: «Теперь читатели должны знать». Этот приём непрямого обращения он использует для того, чтобы расчувствовать читателя, привлечь внимание к судьбе Лизы.

Вывод, обращения в повести выполняют не только звательную функцию, но и оценочную и изобразительную. Позволяют ярче выразить чувства уважения, ласки, любви и тревоги, что очень важно для творческого метода сентиментализма. При помощи обращений устанавливается взаимоотношения между героями.

Роль междометий

Междометия – это неизменяемые слова, которые не относятся ни к знаменательным, ни к служебным частям речи.

Междометия используются для выражения чувств (страха, радости, сомнения, удивления, грусти, тревоги и др. ), некоторых форм общения ( приветствия, прощания, пожелания, просьбы и т. д. ).

Междометия – это слова, выражающие чувства настроения и пробуждения, но не называющие их.

Рассмотрим роль междометий в повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза». В произведении очень часто встречаются междометия «ах». В словаре С. И. Ожегова у междометия «ах» даны такие значения: восклицание при удивлении, восхищении, испуге и т. п. чувствах. « Ах, Эраст! Я плакала!»; « Ах! Матушка. »; «Ах, когда так, то поезжай, поезжай»; «Ах, для чего я не умею ни читать, ни писать». Данные междометия выражают различные чувства сожаления, восхищение, испуг.

C помощью одного междометия « ах» герои выражают различные чувства в повести.

Итак, наблюдая за функциями вводных слов, обращений, междометий можно сделать выводы:

1. Вводные слова и предложения а) передают различные чувства героев; б) используются в тексте с целью привлечения внимания собеседника или читателя; в) придают речи экспрессивную окраску; г) позволяют упорядочить мысли.

2. Обращения а) выражают чувства уважения, ласки, тревоги, любви, безразличия; б) распространённые обращения помогают лучше передать чувства и эмоции, чем нераспространённые; в) служат средством установления взаимоотношений между героями.

3. Междометия а) помогают выразить различные чувства; б) одно и то же междометие может выражать разные чувства: «ах» - радость, огорчение, любовь, сожаление.

Таким образом, Н. М. Карамзин в повести «Бедная Лиза» с помощью таких синтаксических конструкций, смог передать самые тонкие оттенки чувств своих героев.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)