Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Автобиографический материал и художественный вымысел в трилогии Л. Н. Толстого <<Детство>>, <<Отрочество>>, <<Юность>>

Трилогия <<Детство>>, <<Отрочество>>, <<Юность>> является одним из первых произведений Льва Николаевича Толстого. Она принесла ему признание читателей и критики. При написании трилогии Толстого волновали и другие литературные замыслы. Тем не менее, он каждый раз возвращался к ней. Это указывает на особую важность произведения в сознании молодого Толстого. В подходе к трилогии нередко появлялось упрощенное понимание. Долгое время трилогия трактовалась в специальной литературе о Л. Н. Толстом только как автобиографическое произведение. Между тем <<Детство>>, <<Отрочество>>, <<Юность>> представляет собой результат сложного, противоречивого соотношения автобиографического материала и художественного вымысла. Задача моей работы состоит в том, чтобы выяснить в какой мере в трилогии писатель привлекает автобиографический материал.

Основным источником для раскрытия моей темы послужил текст <<Детства>>, <<Отрочества>>, <<Юности>>, вошедший в первый и второй том Полного собрания сочинений Л. Н Толстого в 90 томах (юбилейное). В этом издании наряду с основными текстами приводятся планы, наброски, первоначальные замыслы произведений Л. Н Толстого, варианты отдельных глав. Исключительное значение для нашей темы имело обращение к дневникам Л. Н Толстого за 1850-1858 года, когда был задуман роман <<Четыре эпохи развития>> и написаны первые части трилогии. Из дневников я узнала, как создавалась трилогия, как она была встречена современниками Л. Н Толстого, как относился к ней сам писатель.

В 1903 году Толстой по просьбе своего биографа П. И Бирюкова начал писать воспоминания. Эти воспоминания вошли в Полное собрание сочинений Л. Н Толстого. Они напечатаны в 34 томе этого собрания сочинений. При написании этих воспоминаний Толстой ещё раз перечитал <<Детство>>, <<Отрочество>>, <<Юность>>. Это произведение его теперь не удовлетворило. Л. Н. Толстой не успел осуществить задуманный план воспоминаний. Однако, даже написанные главы о детских годах в ясной поляне, об отце, старших братьях, друзьях детства очень многое мне дают. Они позволяют сопоставить, какие моменты взял Толстой для свой трилогии из их биографии, внешности, личных качеств и что он домысливал.

Ценным источником сведений по биографии Л. Н Толстого послужило исследование Н. Н Гусева, личного секретаря Льва Николаевича, <<Материалы к биографии Л. Н Толстого 1828-1855 гг.>>. Гусев, в своём исследовании показал мне становление Л. Н Толстого как будущего великого писателя. Очень важны главы, посвященные <<Детству>>, <<Отрочеству>>, <<Юности>>. Собранный Гусевым огромный фактический материал легко сопоставляется с трилогией и позволяет выяснить, где Толстой обращается к фактам биографии, а где к художественному вымыслу. Существует ряд работ, посвященных анализу трилогии.

Чуприна в своей книге - Трилогия <<Л. Н Толстого <<Детство>>, <<Отрочество>>, <<Юность>> (Издательство Саратовского университета 1961) подробно анализирует историю создания произведения, её идейно - художественное своеобразие, композицию, рассматриваются основные образы и т. д. В то же время вопрос использования Л. Н. Толстым фактов своей биографии Чуприной не решён.

Гудзий в книге <<Лев Толстой - критико - биографический очерк>> раскрывает творчество Л. Н Толстого по периодам. В книге существует специальная глава, посвященная <<Детству>>, <<Отрочеству>>, <<Юности>>. В работе Гудзии, так же как и в книге Чуприной, рассматривалось идейно - художественное своеобразие, очень хорошо раскрыто, как современники Л. Н Толстого встретили трилогию в печати и т. д. Вопрос же об использовании Толстым автобиографического материала даже не затрачивается.

Билинскис в книге <<О творчестве Л. Толстого>> кроме вопросов, которые рассматривались как представленную автором проблему жанра трилогии. Автор, в отличие от некоторых литературоведов, не считает трилогию автобиографической, так как художественный вымысел в ней преобладает над автобиографическим материалом.

Изученные мной источники и научная литература, позволяет строить мою работу по трём основным главам.

В первой главе я рассматриваю историю создания трилогии. Я подробно прослеживала, как менялся замысел Л. Н Толстого при создании трилогии, сколько было редакций этого произведения и чем они отличались друг от друга. Как постепенно Л. Н. Толстой отступил от автобиографического характера своей трилогии. Так же здесь ставится вопрос жанра этой трилогии. Этот вопрос остаётся проблематичным и в наше время. Многие литературоведы пытаются решить эту проблему. Этот вопрос остаётся открытым до сих пор.

Во второй главе мы рассматриваем основных героев трилогии, у которых были свои прототипы в реальной жизни - люди, которых лично знал Толстой, и которые в той или иной степени влияли на его судьбу.

И, наконец, в третей главе мы сопоставляем факты из жизни Л. Н Толстого со страницами трилогии, в которых нашли своё отражение. Хотя Толстой отрицал полную автобиографию своей трилогии, тем не менее, автобиографический материал в ней присутствует.

Практическое значение работы

Трилогия Л. Н Толстого <<Детство>>, <<Отрочество>>, <<Юность>>, как и многие последующие его произведения, соединила в себе объективные наблюдения над жизнью с отражением субъективного мира художника, через сознание которого преломляется всё, о чём он повествует. Трилогия не является автобиографической. Но Толстой в ней постоянно использует автобиографический материал. В трилогии встречаются персонажи, прототипами которых явились родные Толстого, его друзья, учителя. В центре её стоит Николенька. Иртеньев, душевный мир которого, в его постепенном росте и раскрытии, отражает внутреннюю жизнь самого Толстого в период детства, отрочества, юности. В дальнейшем все герои Л. Н Толстого Нехлюдов в <<Утре помещика>>, Андрей Болконский. Пьер Берухов в <<В. и М.>>, Левин построены по этому принципу. Этот материал будет очень полезен в школе при изучении творчества Л. Н Толстого. Т. к. до сих пор в школьных учебниках трилогия трактуется как автобиография и даётся только в обзорном плане. Этот материал можно использовать на уроках для повышения интереса у учащихся к этому раннему произведению великого писателя. На факультативных занятиях по литературе, на литературных вечерах, посвящённых Л. Н. Толстому.

История создания трилогии

Первая редакция повести <<Детство>> была написана в Москве в марте 1851 года. Тексту повести здесь предшествует зачеркнутое введение, написанное в форме обращения к неназванному лицу, которому автор посылает свои записки. Судя по этому введению, замысел отличался от того, что было осуществлено впоследствии. Предлагалось написать роман под названием <<Четыре эпохи развития>>. Роман должен был состоять из четырёх частей, каждая из которых носила название <<Детство>>, <<Отрочество>>, <<Юность>>, <<Молодость>>. Автор хотел описать <<характеристические черты>>, которые присущи каждому из 4-х эпох. В детстве - теплота и верность чувства; в отрочестве - скептицизм, сладострастие, самоуверенность, неопытность, гордость, в юности - красота чувств, развитие тщеславия и неуверенность в самом себе; в молодости - место гордости и тщеславия занимает самолюбие, знание своей цены и откровенность. Произведение должно было охватить всю жизнь героя от детства до возмужалости. Во введении, автор говорил о двух целях своих записок.

Первая истекла из того, что ему (автору) <<приятно было набросать картины, которые так поэтически рисуют воспоминания детства>>. Второй целью было <<посмотреть свой развитие>>, причем автору хотелось <<найти в отпечатке своей жизни одно какое-нибудь начало, стремления, которое бы руководило им>>. Но он тут же с грустью признается, что в этом направлении он ничего не нашёл ровно в отпечатке своей жизни, - все только <<случай, судьба>>. Далее автор говорил о том, что он был очень откровенен в своих записках <<во всех слабостях своих>> и потому не решился бы <<прямо бросить их на суждение толпы>>, но просил своего корреспондента быть его <<исповедником и судьёю>>. Всё это указывает на то, что по первоначальному замыслу и по своему содержанию приближалось к исповеди. Замысел этот осуществлен не был, - такое произведение не было написано Толстым. К тому, что он начал писать, данное введение совершенно не подходило; поэтому оно и было выброшено автором. О том, в чем состоял первоначальный замысел Толстого, когда он приступил к созданию повести, я имею непререкаемое свидетельство его самого. <<Замысел мой был описать историю не свою, а моих приятелей детства>>, - говорит Толстой в предисловии к своим <<Воспоминаниям>>, написанным в январе 1903 года.

Начиная свою повесть, Толстой, по - видимому, думал написать только интересную историю жизни Исленьева и его семьи, и это ему удалось. Но, приступив к написанию истории детства своих писателей, Толстой невольно увлекся воспоминаниями своего собственного детства, и, таким образом, в его повести получилось, как писал он впоследствии, <<смешение событий жизни Иелавиных и его собственной>>. Мальчик, от имени которого ведется рассказ, нигде не назван по имени. Только в одном месте проставлена первая буква его имени - М. у мальчика не один брат, как в последующих редакциях повести, а два! Володя и Васенька.

<<Смешение событий>> в повести можно наблюдать также и в том, что из двух выведенных в ней педагогов один, немец Карл Иванович, по словам Толстого, является довольно точным портретом жившего у Толстых гувернёра Федора Ивановича Ресселя, а француженка Мими имеет своим прототипом гувернантку. У этой гувернантки была дочь Юзьнька, которая под своим именем фигурирует в первой редакции <<Детства>>. В дальнейших редакциях она названа Катенькой. В первой редакции повесть не имела деления на главы, но разделялась на две части. Первая часть начиналась характеристикой матери. Причем в эту характеристику включены рассуждения автора о значении телосложения для распознавания внутренних свойств человека и о значении улыбки как мерила красоты. Далее следовала характеристика отца, после чего начинались <<записки>>, днем 12 августа 1833 года. Описывался немец, который сначала назывался Иваном Карловичем, а затем Карлом Ивановичем; выражалось сожаление о минувших годах прелестного детства, и описывалась утренняя встреча детей с матерью, отцом, который в своем кабинете разговаривал с приказчиком Никитой о хозяйственных делах. Отец объявляет детям, что они сегодня едут в Москву и занимаются с Карлом Ивановичем последний раз. Далее, после рассуждения о том, как по расположению комнат в доме можно узнать, кто в этом доме является первым лицом, муж или жена, передается разговор отца с матерью. Мать просит отца сделать все, что можно, для того, чтобы <<узаконить их детей>>. Затем показан приход юродивого Гриши, дается картина семейного обеда. Далее дается описание охоты, в которое включается большое рассуждение автора об охоты с собаками, как об изящном, завлекательном, невинном занятии.

Далее говориться о пикнике после охоты. После пикника мальчики уезжают в Москву. Этим кончается первая часть повести. Вторая часть начинается с описания жизни мальчиков в Москве, где они были отданы в коммерческое училище. Мне ничего неизвестно, о том, учились ли действительно мальчики Иславины в коммерческом училище, и вообще имел ли Толстой для этой части своей повести какие-либо фактические данные; во всяком случае, эти страницы повести вышли и не удовлетворили самого автора, который замечает, что они написаны <<из головы>>, <<а не из сердца>>. Недовольный тем, что написано <<из головы>> Толстой спешит перейти к продолжению повести. Живя в Москве, отец получает письмо от матери о ее болезни. Здесь же было приложено ее письмо к детям, в котором она объяснила им <<незаконность>> своего сожительства с их отцом и просила простить ее за те неудобства и неприятности в жизни, которые предстоят им как <<незаконнорожденным>>. Матери отвечает старший сын Володя, который пишет, что ни ему, ни братьям никогда не приходило и не придет в голову судить мать. И письмо матери, и ответ Володи тут же зачеркиваются автором. Далее - отъезд детей с отцом в деревню и смерть матери. После смерти матери в жизни мальчиков наступает перемена - они поступают в университет. Рисуется картина подготовки Володи к экзаменам, уже на 3 курсе университета. Затем ход действия повести прерывается, и говориться о визите рассказчика, который теперь тоже на 3 курсе, с каким-то светским знакомым. На этом повествование заканчивается. В начале II части автор обещает продолжить свои записки и подробно рассказать о судьбе всех действующих лиц, но обещание это исполнено не было. Первая редакция повести <<Детство>> представляла собою черновик, совершенно не правленый автором. Это дает нам возможность судить о творческих приемах, употреблявшихся Толстым в самом начале его творческой деятельности. Несомненно, что уже в первой редакции <<Детства>> мы находим первое представление тех особенностей художественного творчества Толстого, которые были ему свойственны на всем протяжении его творческого пути. Это глубокий психологический анализ, т. е. раскрытие <<диалектики души>>. Это проявляется в первой редакции в самоанализе рассказчика. Этот самоанализ проявляется в конкретном раскрытии сложности и противоречивости его переживаний в различных случаях жизни. Во второй половине августа или в сентябре года Толстой приступает ко второй редакции <<Детства>>. В первых числах января года вторая редакция повести была закончена. Над второй редакцией Толстой работает очень напряженно и критикует свою работу с беспощадной строгостью. Он еще очень неуверен в своих силах. <<Странно, - записывал он в дневнике 1 апреля 1852 года, - что дурные книги мне больше указывают на мои недостатки, чем хорошие. Хорошие заставляют терять надежду>>. Новая редакция повести построена иначе, чем первая.

Повесть получает деление на главы, всего 25 нумерованных и 7 ненумерованных глав; главы получают краткие заголовки. Такие короткие заголовки остались и в окончательной редакции повести. В новой редакции повести исчезает форма обращения к неназванному лицу; повесть получает характер записок без обращения к кому бы то ни было. I часть называется <<Первый день>> (пребывание Николеньки в деревне). 6 апреля 1852 года

Толстой записывает в дневнике: <<Дописал первый день, хотя не тщательно, но слог, кажется, чист и прибавления недурны>>. Но уже на следующий день мнение его меняется.

<<Перечел и сделал окончательные поправки в первом дне, - дописывает он 7 апреля. - Я решительно убежден, что он некуда не годится. Слог слишком небрежен и слишком мало мыслей, чтобы можно было простить пустоту содержания>>. Вторая редакция повести начинается также с внешнего описания таток, как и в первой редакции. Только в первой редакции дается подробный внешний портрет таток, а во второй он заметно сокращается. Образ становится туманным, неясным в воспоминаниях. Можно думать, что такое ослабление реальных черт в облике таток было вызвано желанием Толстого приблизить ее образ к образу своей матери. Характеристика отца переносится во II главу. Повесть начинается действия без всякой предварительной характеристики героев. В работе над второй редакцией Толстой исключал некоторые отступления, бывшие в первой редакции. Например, рассуждения о пользе французского языка. Был устранён второй брат Васенька. Появилась вводная глава, раскрывающая историю экономики Натальи Савишны. Вторая часть повести во второй редакции называется <<Второй день>>. Действие происходит в Москве. Вся эта часть повести, содержащая 9 нумерованных глав (14-22) и 3 ненумерованных, была написана Толстым заново; в первой редакции повести ничего подобного этим главам не было. Появляются новые лица: Сонечка Валахина, братья Ивины, князь Иван Иванович. Описанием смерти Наталии Савишны заканчивается II редакция <<Детства>>. Вся последняя часть первой редакции, рассказывающая о поступлении братьев в университет и об их студенческой жизни, совершенно отбрасывается автором. Вся повесть во II редакции написано в более серьезном тоне, чем в первой, и в гораздо большей степени проникнута искренним и глубоким чувством. Вторая редакция является основной редакцией повести. Две следующие редакции не дают существенно новью ни в смысле содержания, ни в смысле построения повести.

<<Пишу <<Отрочество>> с такой же охотой, как писал <<Детство>> - записывал Толстой в дневнике. Не ограничиваясь работой над одним <<Отрочеством>>, Толстой обдумывал план и дальнейших частей тетралогии. <<Окончательно обдумал <<Отрочество>>, <<Юность>>, <<Молодость>>, которые надеюсь кончить>>, - записывал Толстой в дневнике>>.

2 июля 1853 года черновая редакция <<Отрочества>> была закончена, но еще <<очень небрежно>>, по мнению автора.

23 июля 1853 года Толстой начинает работать над второй редакцией повести, он собственноручно начал переписывать с начала всю повесть. В своем <<Отрочестве>> Толстой хочет показать, что интерес его <<должен стоять в постепенном развращении мальчика после детства и потом в исправлении его перед юностью>>. Но Толстой не желает весь интерес повести сосредоточить на истории внутреннего развития своего главного героя.

<<Притом внутренняя история его, - говорит Толстой, - должна для разнообразия уступать место внешней истории лиц его окружающих, так чтобы внимание читателя не постоянно было устремлено на один предмет. Эта запись говорит о том, что Толстой в процессе работы над <<Отрочеством>> еще больше, чем в <<Детстве>> отступил от автобиографического характера трилогии и старался придать своей повести более общий характер описания жизни известного круга и времени. Над повестью <<Отрочество>> Толстой работал с большими перерывами около полутора лет. Начинает писать в ноябре 1852 года, затем работа прерывается, возобновляется лишь 15 мая 1853 года. Пишется новое начало повести, и работа над нею продолжается с некоторыми перерывами до 21 июля. 21 июля 1853 года закончилась первая редакция повести, а 23 июля начата уже вторая редакция была закончена 24 октября. Рукопись первой редакции сохранилась целиком, а рукопись второй редакции не полностью. 25 октября 1853 года пишет 3 редакцию. Закончилась в апреле 1854 года <<Отрочество>> написано в той же литературной манере, что и <<Детство>>. Здесь точно так же автобиографический элемент соединяется с творческим вымыслом автора; по-прежнему элемент автобиографии заметен не столько в изображении внешних событий, сколько в описании мыслей, чувств и настроений мальчика. Здесь так же тонко раскрыта психология отроческого возраста; в <<Детстве>> -детского.

Повесть начинается с описания того расширения умственного кругозора, какое произвел в сознании мальчика переезд из тихой помещичьей усадьбы в Москву. Внимание автора устремлено на раскрытие <<диалектики души>> Николеньки Иртеньева. Из появившихся в повести новых лиц два лица играют в жизни мальчика большую роль: Сен-Жером и Дмитрий Нехмодов. Повесть заканчивается воспоминанием о первом времени восторженной дружбы Николеньки с Дмитрием Нехмодовым.

Не ограничиваясь работой над одним <<Отрочеством>>, Толстой обдумывал план и дальнейших частей тетралогии. 12 марта 1855 года Толстой принимается за продолжение тетралогии - начинает повесть <<Юность>>. Эту повесть он пишет с большими перерывами, т. к. увлечен в это время <<Севастопольскими рассказами>>. Закончил повесть в 1857 году. Четвертая часть тетралогии - <<Молодость>> не была написана Толстым.

В период появления <<Детства>> автобиографический жанр был широко распространен в нашей литературе. Причины такого широкого распространения автобиографического жанра в русской литературе 40-50-х годов заключались в следующем: невозможности по цензурным условиям касаться основных вопросов общественной жизни того времени. Литература направляет свое внимание преимущественно на явления внутренней жизни человека и их развитие. В связи с этим и тем, что повесть неправильно понял Некрасов, она была напечатана в <<Современнике>> под названием <<История моего детства>>, чтобы ввести повесть Толстого в цикл произведений автобиографического жанра. В ответ на это Толстой пишет Некрасову: <<Заглавие <<Детство>> и несколько слов предисловия объясняли мысль произведения; заглавие же <<история моего детства>> противоречит с мыслью сочинения. Кому какое дело до истории моего детства?>> Толстой дорожил в своей повести именно типичности изображения переживаний детства и не ставил своей задачей описание именно своего детства. Так Толстой отрицает полную автобиографичность своей повести. Почему же все-таки создалась такая проблема вокруг этого вопроса? Дело в том, что в своем дневнике Толстой отметил 11 января 1851 года: <<Начал писать историю м. д>>.

И исследователи расшифровывают эту запись по-разному. Одни считают, что она означает <<история моего детства>>, и соответственно видят в ней первое упоминание замысла будущей трилогии; другие считают ее как <<историю минувшего дня>> и связывают с замыслом <<истории вчерашнего дня>>.

Н. Н Гусев, предложил новое чтение - <<история моего дня>>, означающее, по его мнению, замысел <<Детства>>, не в том основании, что в повести рассказывается о двух днях из жизни мальчика и что в процессе работы над <<Детством>> Толстой называл его части <<первым и вторым днем>>. Чтение <<моего дня>> остается более убедительным, хотя остается все же проблематичным.

Прототипы героев трилогии.

Как уже говорилось ранее, редакция <<Современника>> отнесла трилогию Толстого к жанру автобиографическому. Это встретило резкий отпор со стороны Толстого. Но, несмотря на это, при прочтении трилогии и, зная биографию Толстого, мы встречаем в повести ряд лиц, у которых Толстой, как писал он в своих <<Воспоминаниях>>, <<довольно верно изобразил действительно служившую у них еще со времен деда сначала в качестве горничной, затем няни и, наконец, экономки дворовую Прасковью Исаевну. Прасковья Исаевна занимала особое место в жизни Толстого. Он называет ее редким, чудесным созданием. <<Вся жизнь ее была чистая и бескорыстная любовь и самопожертвование>> -говорит Толстой и определенно утверждает, что эта служившая ему и его семейству крепостная женщина имела <<сильное и благое влияние на его направление и развитие чувствительности>> Другим человеком, оказавшим на Толстого большое влияние был Николай Дмитриевич Михайлов, выведенный в повести <<Детство>> под именем дядьки Николая. Преданный слуга Толстого честный, солидный, степенный человек с добрым сердцем до конца жизни пользовался любовью и уважением Льва Николаевича.

Нужно отметить, что в отношении слуг с господскими детьми не было раболепства и униженности, подтверждением чему служат многие места трилогии.

Например, мальчик уселся верхом на старую лошадь, которая уже устала, катая его братьев: не понимая этого, мальчик ударяет ее хлыстом, понукая бежать. Дядька подходит, уговаривает его слезть с лошади следующими словами: <<Ах, сударь, жалости в вас нет>>. Мальчик слушается дядьку и слезает с лошади. С тем же дядькой, запертый в наказание в темном чулане мальчик делится своими опасениями относительно того, что его ожидает, и в ответ слышит от него ободряющие слова: <<Эх, сударь, не тужите: перемелется - мука будет>>. И еще много раз, в течение всей своей жизни дядька Николай будет помогать, утешать, давать советы своему воспитаннику. Не менее значимой была и фигура Федора Ивановича Ресселя. <<И его история, и его фигура, его наивные счеты - все это действительно было так>> - говорит Толстой в <<Воспоминаниях>>. В повести он проходит под именем Карла Ивановича Мауэра.

Федор Иванович был человек очень честный, добродушный, с известным сознанием нравственного дома. Мальчики Толстые очень его любили. Быть может, он оказал на них некоторое нравственное влияние, но об образовательном воздействии не может быть и речи: уровень собственного образования Федора Ивановича был очень невысок. В <<Детстве>> было сказано, что вся его библиотека состояла из З-х книг: брошюра об унавоживании огородов под капусту, разрозненные тома истории семилетней войны и курса гидростатики. Из газет он читал лишь одну <<Северную пчелу>>, издававшуюся Бутариным. Федору Ивановичу было строго приказано никогда не бить детей. Однако он все-таки прибегал к некоторым видам телесных наказаний - ставил провинившихся мальчиков в угол на колени, а в <<минуту досады даже лично расправлялся линейкой>>.

Реального прототипа имеет и гувернер Толстых Сен-Жером. Настоящее его имя Проспер Антонович Сен-Тома.

П. А Сен-Тома был рекомендован Н. И Толстому, отцу Льва Николаевича, его троюродной сестрой С. Д Лаптевой. Это был энергичный, белокурый, мускулистый маленький француз. Сначала Сен-Тома преподавал старшим мальчикам французский язык как приходящий учитель, затем, после смерти Н. И Толстого, стал постоянным гувернером. Новый гувернер показался Толстому <<фанфароном>> и притом <<гадким и жалким>>. Он чувствовал смешанное чувство злобы и страха к этому человеку. Почему?

Говорят, что он любил играть роль наставника, увлекался своим величием. Толстой угадал в своём гувернёре фальшь, театральность, неискренность, склонность к эффектным фразам. Этим и вызвалось то неприязненное отношение, в которое сразу встал Толстой к своему руководителю. Гувернёр любил ставить провинившихся на колени и заставлял просить прощение. Любил сечь розгами. Чувство ненависти к гувернёру ослабло постепенно и заменилось постоянным недоброжелательным отношением. Будучи уже юношей это отношение прошло и Толстой полюбил Сен-Тома. Сен-Тома в 1846г. Поступил преподавателем французского языка в первую московскую гимназию. Дальнейшая судьба его неизвестна.

В образе Натальи Николаевны Иртеньевой мы узнаем только некоторые черты матери Л. Н. Толстого - Марии Николаевны Волконской. Она была очень хорошо образована для своего времени. Она знала 4 языка: французский, немецкий, английский, итальянский. Хорошо знала русский язык, играла на фортепиано. Обладала такими моральными качествами как: самообладание, скромность, гуманность по отношению к людям. У неё было доброе отзывчивое сердце. Она была кроткая и необыкновенно доверчивая. Толстой создал её характер несколько неосязаемый, неуловимый, как бы оторванный от земной жизни. Это объясняется тем, что мать Толстого умерла очень рано, когда Льву Николаевичу было 1,5 года. В течение всей его жизни у Толстого сохранился культ его матери. Прототипом Володи, старшего брата Николеньки, поступил брат Л. Н. Сергей. У Льва Николаевича было к нему особое отношение. Сергей пользовался большим уважением братьев. Это был <<удивительный мальчик и потом удивительный человек>>, - говорил про него Л. Н. , по словам Толстого, он с детства отличался теми качествами, которые необходимы для писателя - художника. У него было художественное чутье, крайнее чувство меры, добродушный веселый юмор, необыкновенное, неистощимое воображение. Сергей оказал огромное влияние на своего брата в смысле первого пробуждения в нем его художественного дарования.

Прототипом бабушки в повести явилась мать отца Л. Н Толстого Пелагея Николаевна Толстая. Прототипом бабушки в повести явилась мать отца Л. Н Толстого Пелагея Николаевна Толстая. Пелагея Николаевна была дочерью Князя Николая Ивановича Горчакова, скопившего себе большое состояние, владельца богатых имений в Ярославской, Орловской и Тульской губерниях. Этим и объясняется неровный крепостнический характер бабушки. Это была капризная старуха с причудами. Т. Очень достоверно описал ее в повести, почти ничего не изменяя. Прототипом отца Николеньки Ислентьева явился Ислентьев. Он был приятелем отца Т. Был женат без церковного брака на жене графа В. Н Козловского Софье Петровне Завадоской. Брак ее с Ислентьевым считался <<незаконным>>. Оригинальная личность Ислентьева, и необычная история его семейной жизни привлекли внимание Льва Николаевича.

Он характеризует Ислентьева следующими словами: <<Он был 4-к прошлого века и имел общий для молодежи того века неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула. Две главные страсти в его жизни были карты и женщины>>.

В своей повести Т. Схватил не только общий характер Ислентьева, но и некоторые черты его внешности. Встречаются факты, взятые из жизни Ислентьева, особенно в 1 редакции (например, сказано, что он был адъютантом у Григория Федоровича Орлова. Имение отца Иртеньева называлось Красное, как называлось и имение Ислентьева).

Да и фамилии Иртеньев Ислентьев очень созвучны. Прототипом братьев Ивиных были Мусины - Пушкины. Саша и Алеша. Т. Говорил, что он очень любил обоих меньших братьев, что он любил их так, что готов был для них всем пожертвовать, любил не дружбою, а был влюблен, как бывают влюблены те, которые любят в первый раз. <<Я мечтал о них и плакал. Я любил их обоих, но никогда вместе, а днями: несколько времени одного, потом другого>> - говорил Л. Н.

(Графы Мусины - Пушкины Алексей Иванович и Александр Иванович были сыновьями княжны Марьи Александровны Урусовой, вторым браком бывшем замужем за князем Горчаковым, товарищем Пушкина по лицею, впоследствии канцлером Империи. Горчаков приходился мальчикам троюродным дядей, отсюда знакомство с его пасынками).

В окончательной редакции говорилось об особенной любви Николеньки к Сереже Ивину - Александру Мусину - Пушкину. Чувство, которое испытывал к нему Толстой, раскрыто здесь в самом существе его очень подробно.

<<Его оригинальная красота>>, - рассказывает Т. - поразила меня с первого взгляда. Я почувствовал к нему непреодолимое влечение. Видеть его было достаточно для моего счастья; и одно время все силы души моей были сосредоточены в этом желании. Когда мне случалось провести дня 3 или 4 не видав его, начинал скучать и мне становилось грустно до слез. Я ничего не желал, ничего не требовал и всем готов был дня него пожертвовать. Иногда влияние его казалось мне несносным, тяжелым, но выйти из-под него было не в моей власти.

Мне грустно вспоминать об этом светлом, прекрасном чувстве бескорыстной и беспредельной любви, которое так и не умерло, не излившись и не найдя сочувствия>>. Таким образом, эта привязанность закончилась разочарованием.

Прототипом Сонечки Валахиной явилась Сонечка Калошина. Она была ровесницей Т. Они находились в дальнем родстве. Мать Сонечки, Александра Салтыкова была правнучкой графа Федорова Ивановича Толстого, брата графа Андрея Ивановича Толстого. Прадеда Л. Н Толстого говорил, что самая сильная любовь была у него - это детская любовь к Сонечке. Т. ничего не требует и готов всем пожертвовать для любимого существа. Он очень дорожил этим чувством, которое навсегда осталось для него образом идеальной любви мужчины к женщине. Во времена всех своих молодых чистых увлечений Т. всегда вспоминал любовь к Сонечке. Впоследствии Сонечка вышла замуж за декабриста - Павла Ивановича Калошина.

Прототипом Нехмодова был Дмитрий Алексеевич Дьяков. Он был двоюродным племянником Загоскиной. Дьяков, <<чудесный Митя>>, как сам с собой называл его Т, был лучшим другом Т в пору его юности. По словам Т, это <<истинно нежное, благородное чувство дружбы ярким светом озарило конец его отроческих лет и положило начало новой, исполненной прелести и поэзии поре юности>>. Оба друга находились в той поре, когда жизнь в них была ключом; оба всем своим существом чувствовали, что <<отлично жить на свете>>. Дьяков был старше Т на 5 лет и оказывал на него некоторое влияние, еще усиливавшимся благодаря тому чувству обоняния, которое питал Т к человеку, которого он любил <<больше всего на свете>>. <<Все, что он говорил, - пишет Т. - казалось мне такой непреложной истиной, что глубоко неизгладимо врезывалось в памяти>>. Дружеские отношения к Дьякову Т сохранил до самой его смерти (1891), хотя пылкость чувства, разумеется не могла долго продолжаться. Он часто переписывался с ним. Дьяков был крестным отцом сына Т - Ильи. Через много лет после смерти Дьякова Т с теплым чувством вспоминал о нем, как о человеке <<энергичном, веселом, открытом>>. Особенно ценил в нем Т свойство откровенности, которое он считал <<очень драгоценной чертой>>. Прототипом гувернантки Мими и ее дочери Катеньки послужила гувернантка дочерей Ислентьевых - мадам Коппервейн и ее дочь Юзенька. Можно отметить, что в детстве Л. Н Толстой испытывал к Юзеньке нечто вроде первой любви.

Прототипом князя Иван Иванович является Алексей Иванович Горчаков. Он был троюродным братом бабушки Толстого. Всю жизнь служил в армии. Был в чине генерала. Отец Л. Н Толстого служил у него адъютантом. Итак, на основании всего сказанного можно сделать вывод, что в трилогии Толстого наравне с <<вымышленными>> героями были и герои, у которых в реальной жизни были свои прототипы. Люди, которых лично знал Толстой и которые в той или иной степени влияли на его судьбу.

Использование Л. Н Толстым фактов своей биографии в трилогии

В предыдущих главах уже говорилось, что Л. Н Толстой не считал свою трилогию <<Детство>>, <<Отрочество>>, <<Юность>> автобиографической. Тем не менее, мы в ней находим наряду с <<вымышленными событиями>> и факты из жизни самого Льва Николаевича. Об этом он так говорил в своих <<Воспоминаниях>>, написанных в 1903 году: <<Приступив к написанию истории детства своих приятелей, я невольно увлекся воспоминаниями собственного детства>>.

Таким образом, в его трилогии получилось смешение событий жизни Иславиных и его собственной. Какие же факты биографии Л. Толстого отразились в трилогии? Обратимся к повести <<Юность>>. Она наиболее полно доказывает использование Толстым фактов из своей жизни. Здесь почти полностью отразился казанский период жизни Толстого.

В 1841 году Толстые по желанию своей опекунши, тетушки Юшковой, переехали в Казань. Она постаралась ввести племянников в избранные дома Казанской знати и приобщить их к светским удовольствиям. Неискушенному юноше льстило то, что он принадлежал к привилегированному дворянскому кругу. Он усваивал презрительное отношение ко всем, кто не входил в это избранное меньшинство. Старался подражать тем, кто ездил в собственном экипаже, свободно говорил по-французски, модно одевался и умел держать себя в светском обществе. Толстой старался усвоить изысканные манеры и искренне огорчался, находя что-то простонародное, мужицкое в своей фигуре, лице. И в трилогии этот момент нашел свое отражение.

<<Наружность моя, я убеждался, не только была некрасива, но я не мы даже утешать себя обыкновенными утешениями в подобных случаях. Я не мог сказать, что у меня выразительное, умное или благородное лицо. Выразительного ничего не было, - самые обыкновенные, грубые и дурные черты; глаза маленькие, серые, скорее глупые, чем умные. Мужественного было еще меньше: все черты лица были мягкие, вялые, неопределенные. Даже и благородного ничего не было; напротив лицо мое было такое, как у простого мужика, и такие же большие руки и ноги; а это в то время мне казалось очень стыдно>>.

Все это с особой силой обнаруживалось в страстном желании Толстого и его брата Сергея стать людьми comme il faut. То есть принадлежать к кругу <<золотой молодежи>>. Правда позднее он с раскаянием признался, что это понятие было одним из заблуждений его жизни и что оно и было привито ему воспитанием и обществом.

И в трилогии дворянско-сословный характер воспитания Иртеньева так же обнаруживается в его желании стать человеком comme il faut! По-дворянски истолкованная <<порядочность>> включала презрение к простому народу (<<простой народ не существовал для меня.>>), преклонение перед иностранщиной (<<отличный французский язык>>) и лоск чисто внешней <<культурности>>, граничившей с самым пошлым фатовством.

В повести <<Юность>> подробно рассказывается о поступлении Николеньки Иртеньева в университет. Этот момент также взят из биографии Льва Николаевича. В 1844 году Толстой держал экзамены в Казанский университет. <<Весной, в день первого моего экзамена в университет, я, гулял по Черному озеру, молился богу о том, чтобы выдержать экзамен, и, заучивал тексты катехизиса, ясно видел, что катехизис этот ложь>>. Юный абитуриент успешно выдержал вступительные экзамены по математике, русской словесности, английскому, французскому, немецкому, арабскому, турецкому, татарскому языкам. <<Я всегда любил математику. Но ужасно в свое время плохо учился. Ведь я, действительно, выдержал университетский экзамен только по тому, что перед самым экзаменом подготовил бином Ньютона, да и то ничего не понимал.>> И в трилогии Николенька перед самым экзаменом прочел в учебнике неизвестный ему раздел о биноме Ньютона и, благодаря этому, благополучно выдержал экзамен.

Но Толстой оказался неподготовленным к экзаменам по истории, географии и статике. После переэкзаменовок Толстой поступил в университет на факультет восточных языков, намереваясь сделать дипломатическую карьеру. И в трилогии, после пересдачи экзаменов, Иртеньев поступает в университет. Но не в Казанский, а в Московский. В университете Толстой наблюдал социальное разложение студенчества: с одной стороны, тесная группа казеннокоштных студентов - разночинцев - это для него <<совсем не то>>; с другой -аристократы - князья и бароны, к ним он и примкнул. Но Толстой среди своих спесивых друзей не нашел ни сердечности отношений, ни глубоких знаний, ни серьезного отношения к науке. В нем возбуждали невольное уважение студенты из разночинцев, отличавшихся упорством, работоспособностью, хорошим знанием наук, прямотой, честностью. Они заронили в сознании Толстого семена сомнения в истинности теории дворянско-сословной исключительности. И в трилогии Николенька не находит в университете истинных друзей среди аристократов. Он сближается со студентами - разночинцами. Под их влиянием привычные взгляды Николеньки дали трещину. Но хотя он еще не дозрел до решающих перемен, не стал другим человеком, но уже смог осознать все недостатки своего воспитания и привычек. Иртеньев уже живет с сознанием глубокой неправды существующих отношений между людьми, между богатыми и бедными. Студенческая жизнь и юность Толстого были отмечены и таким важным фактом в его жизни, как дружба Льва Николаевича с Д. А Дьяковым. Дмитрий Алексеевич оказывал на Толстого большое влияние. Лев Николаевич очень его любил. Особенно он высоко ценил в нем чувство откровенности. Все свои мечты, планы Толстой сохранил до самой его смерти в 1891 году.

И в трилогии большое место отводиться дружбе Иртеньева с Дмитрием Нехмодовым. Основным прототипом этого образа является Дьяков, но также в нем проступают черты Дмитрия Толстого, брата Льва Николаевича и этот факт из жизни Толстого тоже нашел место в трилогии. <<К нашему семейству как-то пристроилась; взята была из жалости, самое странное и жалкое существо, некто Любовь Сергеевна. Вот эта-то Любовь Сергеевна сделалась другом Митеньки. Он стал ходить к ней, слушать ее, говорить с ней, читать ей. И удивительное дело - мы были так нравственно тупы, что только смеялись над этим.>> И в трилогии Дмитрий Нехмодов знакомит Николеньку с Любовь Сергеевной (изображается в трилогии под собственным именем) девушкой, которая жила в доме Нехмодовых. Дмитрию казалось, что он влюблен в нее. Она была очень нехороша собой; рыжая, худая, невелика ростом, немного кривобока. Нехмодов говорил Иртеньеву, что нужно любить человека не за внешнюю красоту, а за внутреннюю. Утверждал, что Любовь Сергеевна положительно на него влияет. Из жизни Толстого в трилогии нашел отражение и следующий факт. Брат Льва Николаевича Толстого Дмитрий был человеком религиозным. Отсюда и его необычные знакомства, привязанности. И снова, как вспоминал Толстой: <<Митенька из всех товарищей выбрал жалкого, бедного, оборванного студента Полубояринова. Но он дружил только с Полубояриновым и с ним готовился к экзаменам>>. И в трилогии у Дмитрия Нехмедова появился новый друг Безобедов. <<Безобедов был маленький рябой, худой человечек, с крошечными, покрытыми веснушками ручками и огромными нечесаными рыжими волосами, всегда оборванный, грязный, необразованный и даже плохо занимавшийся>>. Следовательно, трилогия <<Детство>>, <<Отрочество>>, <<Юность>> не является автобиографической. Но тем не менее Т постоянно использует автобиографический материал. В образе своего главного героя вносит многое от себя.

Трилогия Толстого, как и многие последующие его произведения соединило в себе объективное наблюдение над жизнью с отражением субъективного мира художника, через сознание которого преломляется все то, о чем он повествует. В трилогии встречаются персонажи, прототипами которых явились родные Толстого, его друзья, учителя, но в центре ее стоит Николенька Иртеньев, душевный мир которого в его постепенном росте и раскрытии отражает внутреннюю жизнь самого Толстого в период детства, отрочества и юности.

И поэтому от лица Николеньки ведется повествование, его впечатлениями, оценками характеризуются действующие лица трилогии. <<Мы толковали и о будущей жизни, и об искусствах, и о службе, и о женитьбе, и о воспитании детей, и никогда нам в голову не приходило, что все то, что мы говорили, был ужаснейший взор>>.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)