Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Чтение – вот лучшее учение (По страницам прочитанных произведений)

Компьютер – неотъемлемая часть нашей современной жизни. А какое место сейчас занимает книга? Ведь ей сложно выдержать конкуренцию с видео, компьютерными играми, интернетом, но любому подростку, который хочет быть личностью, чтение необходимо.

«Чтение – вот лучшее учение». Мы воспринимаем это высказывание как пословицу. Но недавно узнала, что это изречение было девизом А. С. Пушкина, который всю свою жизнь посвятил книгам. Да разве только он? Многие русские поэты и писатели говорили о значении книги и её роли в жизни человека. Книга, по словам М. Горького, «наиболее сложное и великое чудо из всех чудес, сотворенных человечеством». И поэт А. Блок утверждал, что «книга – великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться».

Я люблю читать и стараюсь найти время для хорошей книги, которая не только помогает познать окружающий мир, но и в первую очередь себя. Многие прочитанные книги – это программные школьные произведения. Они подобраны с учетом возрастных запросов и возможностей читателя, его общей развитости, круга и уровня притязаний, интересов и потребностей, начитанности, жизненного опыта, запаса наблюдений и многого другого. И я стараюсь читать осознанно, а не «глотать» содержание книги. “Читается трояким образом, - писал в своё время драматург XVIII века Я. Б. Княжнин, - первое – читать и не понимать; второе – читать и понимать; третье – читать и понимать даже то, что не написано”.

Мне хочется привлечь внимание своих сверстников к тем книгам, которые произвели на меня глубокое впечатление и заставили о многом задуматься. Это «Маленький принц» Антуана де Сент-Экзюпери, «Алые паруса» Александра Грина и «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха.

Антуан де Сент-Экзюпери - замечательный писатель и отважный лётчик, погибший в годы Второй мировой войны. Его печальную сказку «Маленький принц» любят читать как дети, так и взрослые. Это доброе и искреннее произведение было создано писателем незадолго до гибели, в 1942 году, и посвящено своему лучшему другу Леону Верту, “когда он был маленьким”. Самое главное в этом произведении - детская фантазия. Как часто взрослые не понимают детей! И нашего маленького героя не понимают, когда тот нарисовал удава, который съел слона. Все решили, что это шляпа, хотя ребёнок мыслил обширно. Через много лет ему с грустью пришлось признать, что “все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит”. Вот такому человеку, с развитой фантазией и неимоверным воображением, и пришлось встретиться с необычным малышом, который сразу попросил его: “Пожалуйста. нарисуй мне барашка!”. И ведь нарисованный барашек удивительно напоминает своей необычностью нарисованного когда-то удава, съевшего слона. И лётчик, потерпевший аварию, именно в пустыне нашёл себе родственную душу, мальчика, который видит в обычном что-то захватывающее и интересное.

И мы, читатели, вместе с Маленьким принцем встречаемся со многими сказочными героями, которые учат простым истинам и его, и нас. В скитаниях Маленький принц встречается не со сказочными чудовищами, а с людьми, околдованными, словно злыми чарами, эгоистическими и мелочными страстями. Мы вместе с ним познаём мир, сталкиваясь с беззащитной и капризной Розой, напыщенным Королем, мужественным Фонарщиком, безвольным Пьяницей, не видящим ничего дальше собственного носа Астрономом, озабоченным аварией Летчиком, мудрым Лисом и коварной Змеей. Все, кто обитает на Земле, и те, кто живет на небольших астероидах, на самом деле вращаются вокруг собственных проблем, важных для них. Внутренний мир каждого – замкнутое пространство, в которое нелегко пробиться другому человеку.

Щемящее чувство испытываешь, когда читаешь диалог Маленького принца и Лиса:

«И Маленький принц возвратился к Лису.

- Прощай. - сказал он.

- Прощай, - сказал Лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.

- Самого главного глазами не увидишь, - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

- Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу.

- Потому что я отдавал ей всю душу. - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

- Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.

- Я в ответе за мою розу. - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить».

Старый Лис научил мальчика постигать мудрость человеческих отношений. Чтобы понять человека, надо научиться вглядываться в него, прощать мелкие недостатки. «Мы в ответе за тех, кого приручили» - великое высказывание, великая истина. Это призыв быть ответственным в любви и дружбе, щадить чувства близкого человека, дорожить чужим доверием, не обманывать его.

Несмотря на то, что Маленький принц ребенок, ему открывается истинное видение мира, недоступное даже взрослому человеку. Да и люди с омертвелыми душами, которых встречает на своем пути главный герой, намного страшнее сказочных чудовищ. Взаимоотношения принца и Розы намного сложнее, чем отношения принцев и принцесс из фольклорных сказок. Ведь именно ради Розы Маленький принц выбирает телесную смерть.

Слушая звонкий голосок Маленького принца, понимаешь, что в грохоте больших городов и в повседневной суете и заботах отмерла во «взрослых» людях естественная щедрость сердца, исчезли прямота и искренность отношений, хозяйская заботливость о чистоте своей планеты. А ведь у Маленького принца было неизменное правило: «Встал, умылся, привел себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету».

Рассказывая историю Маленького принца, Антуан де Сент-Экзюпери вместе со своим героем убеждает читателя в простых и мудрых истинах. Писатель хотел, чтобы люди заботливо выкорчевывали несущие в себе зло «баобабы», грозившие разорвать планету на части. «Берегитесь баобабов!» — заклинает писатель. Он сам иллюстрировал сказку, и когда смотришь на корни этих деревьев, опутавших маленькую планету, невольно вспоминаешь знак фашистской свастики.

Люди должны сохранить и не растерять на жизненном пути все то светлое, доброе и чистое в душе, что сделает их неспособными ко злу и насилию. Только человек с богатым внутренним миром и стремящийся к духовному самосовершенствованию имеет право называться Личностью. К сожалению, обитатели маленьких планет и планеты Земли забыли об этой простой истине и уподобились бездумной и безликой толпе. Важно, чтобы эту истину запомнили мы, подростки, и не прошли мимо основного – надо быть верным в любви и дружбе, нужно прислушиваться к голосу сердца, нельзя быть равнодушным к тому, что происходит в мире, нельзя пассивно относится ко злу, каждый в ответе не только за свою судьбу, но и за судьбу другого человека.

В одном из писем к матери Сент-Экзюпери признался: “Мне ненавистны люди, пишущие ради забавы, ищущие эффектов. Надо иметь что сказать”. Ему, романтику неба, не чуравшемуся земных радостей, любившему, по свидетельству друзей, “писать, говорить, петь, играть, докапываться до сути вещей, есть, обращать на себя внимание, ухаживать за женщинами”, человеку проницательного ума со своими достоинствами и недостатками, но всегда стоявшему на защите общечеловеческих ценностей, было “что сказать”. И он это сделал: написал сказку “Маленький принц”, о самом важном в этой жизни, жизни на планете Земля, все чаще такой неласковой, но любимой и единственной.

И вот ещё одна книга, которая не оставила меня равнодушной. Это романтическая повесть-феерия А. Грина «Алые паруса». Столкнулась с новым словом «феерия». Одно из значений в словаре С. И. Ожегова – волшебное сказочное зрелище. И снова сказка, как и «Маленький принц»?

И вот книга прочитана. «Алые паруса» поражают оптимизмом, верой в мечту, внушают надежду на существование в мире людей, способных услышать и понять друг друга.

Как мог написать такое произведение человек, который прожил очень тяжелую жизнь: бывал он и в тюрьме, и в ссылке! Тяжелое для страны время, 1920 год, - год окончания повести. Попервоначальному замыслу сказочное действие должно было происходить вовремя революции вголодном ихолодном Петрограде. Нопотом явь ифантазии поменялись местами. Тогда ивозникла придуманная Каперна (чье имя созвучно сновозаветным Капернаумом), символ людской тупости ибездуховности; придуманные моря, придуманные порты. Грина называют последним романтиком. Его романтизм— это способность творить чудеса своими руками, это— вера вмечту, всвои алые паруса, это— умение любить. Всюжете «Алых парусов» нет ничего сказочного, ничего волшебного. Все здесь— быль. Все высокое, прекрасное, все, что порою кажется несбыточным, «посуществу также сбыточно ивозможно, как загородная прогулка». Выход «Алых парусов» был сочувственно встречен критикой. Новскоре издавать Грина перестали— писатель мало соответствовал наступающей эпохе, итолько всамые тяжелые военные году вдруг оказалось, что эта романтика, мечта овысшем счастье придает силы человеку, что вера вдобро ичудо способны поддержать всамых тяжелых испытаниях. В1944году книга вновь увидела свет. Впредисловии кней К. Г. Паустовский писал: «Сказка нужна нетолько детям, ноивзрослым». Она вызывает волнение— источник высоких ичеловеческих страстей. Она недает успокоиться ипоказывает всегда новые сверкающие дали, иную жизнь, она тревожит изаставляет страстно желать этой жизни. Вэтом ееценность, ивэтом ценность ясного имогучего обаяния творчества Грина.

В повести «Алые паруса» Грин рассказывает историю девочки Ассоль, которая рано лишилась матери и росла с отцом, который делал детские игрушки-корабли на продажу. Жила Ассоль одной мечтой, которую ей подарил собиратель фольклора старый Эгль. Именно он сказал девочке, что когда-нибудь за ней приплывет принц на корабле с алыми парусами. Ассоль жила этой мечтой. Ей снились эти яркие алые паруса и бешеное море, которое принесёт ей эту мечту. А где-то в богатой семье рос Артур Грэй, мальчик с живой душой, мечтающий стать капитаном. Много испытаний выпадет на его долю, но его мечта станет явью. И именно благодаря девушке Артур поймет «одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками». И приплывет «Секрет» в Каперну к Ассоль, так как «не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя - ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот; спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели; полный тех мыслей, которые опережают слова». И хочется верить, что то счастье, которое «сидело в ней пушистым котенком», не покинет Ассоль на протяжении всей её жизни. И я знаю, что все, во что вы верите, обязательно исполнится.

«Алые паруса» — трепетная поэма о любви, книга по-гриновски «странная», написанная страстно и искренне, книга, в которой сказка об алых парусах становится былью, книга, «просвеченная насквозь, как утренним солнцем», любовью к жизни, к душевной юности и верой в то, что человек в порыве к счастью способен своими руками творить чудесаИ я разделяю мнение К. Г. Паустовского, что “Грин писал почти все свои вещи в оправдание мечты. Мы должны быть благодарны ему за это. Мы знаем, что будущее, к которому мы стремимся, родилось из непобедимого человеческого свойства — умения мечтать и любить”.

«Поистине непредсказуемы судьбы книг и их творцов» - говорил один из литературоведов об известном потомке гениального композитора американском лётчике Ричарде Бахе. В 1970 году, когда повесть-притча «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» увидела свет, вокруг неё возникло много легенд и загадок. Почему произведение достаточно обычное, с их точки зрения, хочет читать много людей? Я думаю потому, что оно поучает нас нравственным качествам. Его полезно прочитать детям, потому что в нем кроется глубокий смысл настоящих человеческих черт характера.

Итак, в рассказе «Чайка Джонатан Ливингстон» Ричард Бах под видом стаи чаек описывает человеческое общество, его невежество, нелепую борьбу за пищу и за место под солнцем. «Большинство чаек не стремится узнать о полете ничего кроме самого необходимого: как долететь от берега до пищи и вернуться назад. Для большинства чаек главное – еда, а не полет». Все было бы очень безнадежно, если бы среди толпы не появлялись такие люди-чайки как Джонатан. Эта чайка особенная. Она отличается всем. Достаточно хотя бы того, что дни она проводит не в птичьей возне и борьбе за корм, а в небе, так как «больше всего на свете Джонатан Ливингстон любил летать».

Рассказ полон персонажей-чаек, каждый из которых живой, говорящий элемент в структуре повествования. Их поведение мотивируется привычками, устоями и глупыми законами (стая чаек), стремлением учиться, развиваться, жить и дышать полной грудью, добиться совершенства (Джонатан Ливингстон, Салливэн, Чианг) и желанием попробовать что-то новое, любопытством, открытостью, жаждой познания (Флетчер Линд, Генри Кэлвин). Несмотря на небольшой объем рассказа, автор умещает в него огромный этап становления личностей персонажей. В общем-то, этому и посвящена книга, тому, каким может стать каждый, если у него есть воля и силы отстаивать свои убеждения.

Читая книгу, вы видим, как наш герой вначале стремится к физическому совершенству, что влечёт за собой его изгнание из «стаи». Джонатан сталкивается с выбором: жить как все, «плыть по течению», или отказаться от безопасности, самому принимать решения, нести за них ответственность. Каждый ли из нас может сейчас так поступить? Может, проще быть как все? Но только не для нашей чайки, которая стремится к совершенству духа. Хорошо, что рядом появляется Чианг, друг, единомышленник, наставник. И Джонатан начинается тренироваться, и вскоре он найдет ответы на свои вопросы. Но это пока еще физический этап его взросления. Чтобы окрепнуть духовно, нужно применить знания не только на практике, но и передать их другим. «Я знаю. – Салливан кивнул. – Мне, Джонатан, приходит в голову только один ответ. Такие птицы, как ты, – редчайшее исключение. Большинство из нас движется вперед так медленно. Мы переходим из одного мира в другой, почти такой же, и тут же забываем, откуда мы пришли; нам все равно, куда нас ведут, нам важно только то, что происходит сию минуту. Ты представляешь, сколько жизней мы должны прожить, прежде чем у нас появится смутная догадка, что жизнь не исчерпывается едой, борьбой и властью в Стае.

– Почему труднее всего на свете заставить птицу поверить в то, что она свободна, – недоумевал Джонатан, – ведь каждая птица может убедиться в этом сама, если только захочет чуть-чуть потренироваться. Почему это так трудно?»

Бах в своем рассказе говорит о жизни каждого человека. Он пытается донести до людей важность каждой прожитой минуты, важность совершенствования тела и духа, важность стремления к лучшему и призывает их не сводить свое существование к механическим действиям, никому не нужным делам, бытовым мелочам. Он учит нас летать. Замысел, несомненно, соотнесен с заголовком, ведь именно Джонатан Ливингстон и есть образцом того человека-чайки, к которому должны стремиться все и каждый. Именно он своей жизнью показывает нам, как нужно жить. Сам Бах утверждал, что новелла написана под впечатлением реальных полётов «потрясающего» пилота Джона Ливингстона. И самое главное для меня, она отвечает на вопрос "Кто мы?". Мы существа, стремящиеся к лучшему, как и Джонатан. В этом рассказе заложено много морали, много тех истин, которые так необходимы «потерявшимся», «заблудшим» людям, поэтому замысел автора, несомненно, социально значим и актуален для любого общества. Мировоззренческую позицию автора мы видим во всем. Взять, например, эпиграф к произведению: «Истинному Джонатану – Чайке, живущей в каждом из нас» Очевидно, что автор верит в каждого человека и в то, что каждый способен изменить свою жизнь и взглянуть на мир иначе.

Так заменит ли компьютер хорошую книгу? Конечно, нет. Хорошо бы всегда помнить слова Д. С. Лихачёва: «Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей — одним словом, делает вас мудрыми».

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)