Общество  ->  Власть  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Декабристы в Сибири

Бурные двадцатые и тридцатые годы ХIХ столетия не прошли бесследно для Сибири. Годы массовой политической ссылки, они имели особое значение в жизни сибирского общества. Царизм оказал услугу сибирякам, ссылая сюда лучших представителей дворянства и буржуазии.

124 декабриста были сосланы в Сибирь на каторгу и в ссылку.

Декабристы принесли с собой в страну изгнания искреннее желание быть полезным приютившему их краю, принявшей их среде.

«Настоящее житейское поприще со вступлением нашим в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили». Это прекрасно сформулированное Луниным назначение, за редким исключением, усвоили почти все декабристы.

За любимыми в Сибирь последовали М. Н. Волконская, Е. И. Трубецкая,

А. Г. Муравьёва, Е. П. Нарышкина, Н. Д. Фонвизина, А. И. Давыдова, А. В. Ентальцева, А. В. Розен, М. К. Юшневская, невеста Анненкова – Полина Гебль, невеста – Ивашева – Камила де Лантю. Им было запрещено брать с собой детей, они не надеялись увидеть своих близких.

Отношения между крестьянами и декабристами

В 1836 г. , через 11 лет каторги, из Петровского каземата была освобождена большая партия декабристов и выдворена на поселение.

Получив земельные наделы, некоторые из декабристов, например, Трубецкой, тотчас же возвратили их крестьянам, составив акт о добровольной передаче отведённой им земли крестьянскому обществу.

Подобное внимательное отношение декабристов к хозяйственным интересам и нуждам сельского общества не могло не вызвать к ним чувства признательности крестьян; тем более, что сама сельская община испытывала недостаток в земельных наделах.

Что же сделали декабристы для пользы народа?

В 1831 г. В. Ф. Раевский открыл в селе первую школу для детей и взрослых. Ему удалось сломить сложившееся у крестьян неверие в необходимость грамоты, жители Олонок с удивительным упорством и интересом постигали письмо и счет. Умирая, этот последовательный и упорный человек в завещании своём советовал крестьянам построить школу Её построили.

Братья Бестужевы учили местных бурят сеять хлеб, открыли своеобразную ремесленную школу – передавали юным сибирякам навыки ремёсел, наладили производство маленьких, но удобных для гористых забайкальских степей двуколк- сидеек. Эти повозки существуют в Сибири и до наших дней, их называют «бестужевки».

И. Якушкин добился разрешения организовать школу в Ялуторовске, здесь преподавали по ланкастерскому методу, тому самому, с помощью которого учили декабристы солдат в своих воинских частях перед восстанием на Сенатской площади.

Впервые в Сибири стали обучаться девочки. Такую же школу открыли декабристы в Тобольске.

Замечательный врач Фердинант Богданович Вольф не только лечил людей бескорыстно, но и сражался с процветающим в Сибири знахарством. А, переехав из Урика в Тобольск, принимал участие в создании первой в этом городе школы для девочек, преподавал естествознание, пояснял природу вещей невежественным людям.

Они брали на воспитание детей, устраивали школы, в доме Волконских на окраине г, Иркутска возник театр, а в доме братьев Бестужевых в Селенгинске – первая в Восточной Сибири картинная галерея. Они изучали жизнь сибирских народов, предрекая им великое будущее

Они писали о подземных кладах Сибири, ей предопределяли декабристы высокую роль в будущем России. Они учили аборигенов сеять хлеб, они впервые в Восточной Сибири начали выращивать овощи, применять удобрения, строить механические молотки они изучали особенности климата, открыли можно сказать, первую службу погоды в Сибири.

Трудно оценить всё то, что сделали декабристы в Сибири. Но самым важным и самым сильным остаётся их политическое влияние на общество. В захудалом селеньице Урик, в трёх десятках вёрст от столицы Восточной Сибири – Иркутска, декабрист М. Лунин писал резкие антиправительственные сочинения. Он сделал убийственный анализ пятнадцатилетнего царствования Николая I (1825г. по 1841г. ), раскрыв его бездарность как в делах внутренних, так и в вопросах политики.

Вместе с Никитой Муравьёвым, тоже поселённым в Урике, Лунин пристально изучает «Донесение следственной комиссии» по делу декабристов. Их анализ этого документа доказывает не только несостоятельность»Донесения», но ложность его.

Работы Лунина и Муравьёва помогал переписывать и распространять декабрист П. Ф. Громницкий, поселённый поблизости – в Бельском; в Иркутске появляется группа людей, разделяющих эти взгляды. Лунин писал антиправительственные письма своей сестре Уваровой.

27 марта 1841г. Лунин был снова арестован. Он погиб в самой страшной тюрьме Сибири – Актуе.

Тридцать лет провели декабристы в Сибири, и каждый из дней их пребывания на каторге и на поселении был днём борьбы, днём работы; они утверждали в сознании людей идеалы «Русской правды», они предвидели их будущее.

Когда после смерти Николая I была объявлена амнистия декабристам, из дальних краёв вернулись живыми лишь немногие.

И всё же они вышли победителями

Сибирь стала им вторым домом, второй родиной. Здесь жили их друзья, здесь подросли их воспитанники.

За всё, что дали декабристы крестьянам Восточной Сибири в течение тридцати лет тосного сожительства с ними, они получили достойную награду: добрую память о себе в веках! Крестьяне завещали своим детям чтить память декабристов, этих лучших людей, каких только знала сибирская земля в первую половину прошлого века. Потомки свято сохраняли этот завет. И теперь их дело вызывает острый интерес, восторг и восхищение силой Духа. Их творчество скрупулезно исследуется в научных обществах, музеях современной творческой интеллигенцией.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)