Общество  ->  Власть  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

День памяти жертв политических репрессий 30 октября

Всем, кто клеймен был статьей полсотни восьмою, кто и во сне окружен был собаками, лютым конвоем, кто по суду, без суда, совещаньем особым был обречен на тюремную робу до гроба, кто был с судьбою обручен кандалами, колючкой, цепями, им наши слезы и скорбь, наша вечная память!

13 апреля 1932 года СНК СССР было принято постановление «О строительстве Байкало-Амурской железной дороги». Наркомату путей сообщения предписывалось «немедленно приступить к подготовке и производству работ» по постройке железной дороги, через Тынду (в планах еще называемую зимовьем) к селу Пермскому (будущий Комсомольск-на-Амуре). Длина трассы должна была составить от 1650 до 2000 км. Планировалось начать строительство в 1933-м и закончить через два года.

К сентябрю 1932г. План управления строительства БАМа наркомата путей сообщения («Дальжелдорстрой») по вербовке вольнонаемных рабочих был выполнен лишь на 50%, и тогда Политбюро ЦК ВПК(б) было принято решение передать строительство БАМа в ведение ОГПУ. В ноябре 1932 года управление «Дальжелдорстроя» расформировано и создано управление строительства БАМа ОГПУ с подчинявшимся ему Байкало-Амурским исправительно-трудовым лагерем (БАМЛаг).

Первоначально территория будущей дороги была разделена на четыре участка: Тахтамыгда - Тында, Тында - Зея, Зея - Усть-Ниман, Усть-Ниман – Комсомольск-на-Амуре. Но затем выяснится: территория, по которой должна пройти железнодорожная магистраль, еще досконально не изучена. Перед лагерем была поставлена задача – основные силы бросить на возведение вторых путей Транссиба, и лишь на участке Бам-Тында стали строить новую железнодорожную ветку.

На линии будущей дороги к началу 1933-го были сформированы структурные подразделения лагеря: управление со штабным лагпунктом в Свободном, 1-е Тахтамыгдинское отделение, лагпункты в Норске и Зее. С начала 1933г. Лагерь начинает прирастать все новыми и новыми лагерными подразделениями. БАМЛаг разрастается. В начале 1934-го имеет 8 лагерных отделений, через год – уже 12 отделений, к 1936г. – свыше 15.

В 1932г. Постановлением правительства от 13. 04. 32г. было создано Управление строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали. 10. 11. 32г. создается БАМЛаг, которому передается строительство БАМа. Основными строителями должны стать заключенные. Управление БАМЛага находилось в городе Свободном. То, что именно Свободный стал «столицей БАМЛага», предопределило не только его выгодное географическое положение в рамках области, но и то обстоятельство, что в Свободном долгое время до этого располагалось крупное управление Амурской железной дорогой. С 30-х годов Свободный был железнодорожным центром Амурской области, кроме того в городе размещалось управление строительства вторых путей Транссиба. Именно со Свободного уходили экспедиции и партии изыскателей и геологов.

В Свободном было 7-ое отделение БАМЛага. Начальником его был назначен Нафталий Аронович Френкель. Размещалось оно в здании Управления дороги (крыло, занятое сейчас железнодорожным техникумом). Костяком персонала как управленческого, так и инженерно-технического, был контингент, прибывший со строительства Беломорско-Балтийского канала. Управление БАМЛага подчинялось ГУЛагу, которое находилось в Москве. Управлению БАМЛага подчинялись отделения, которые размещались в различных местах области (в Тынде, Тахтамыгде, Магдагачи, Арге). Отделениям БАМЛага, в свою очередь подчинялись лагпункты (зоны), колонии, лагучастки.

В городе Свободном находились лагпункты: в начале улиц 40 лет Октября и Подгорной – лагпункт № 9, заключенные его работали на заводе сельхозорудий, в последствии – литейно-механический завод. Здесь же находился женский лагерь с Домом Матери и ребенка и швейной фабрикой, лагпункт размещался в поселке Ударном (территория завода «Автозапчасть»); лагпункт в районе железнодорожной больницы, заключенных этого лагеря водили на работу на перевалочную базу; лагпункты были расположены и на станции Усть-Пера, в поселке Юхта (женская, мужская и детская колонии).

Кто же были эти заключенные?

Это были крестьяне и рабочие, казаки, военнослужащие, интиллигенция и духовенство, безвинноосужденные «двойками», «тройками», комиссиями ОГПУи НКВД, осужденные без свидетелей, без заседателей. Среди заключенных было много коммунистов. В стране в 30-40 годы шла настоящая охота за врагами народа, за шпионами, диверсантами, люди обвинялись во вредительстве, в антисоветской пропаганде, в участии в контрреволюционных заговорах, в полготовке восстаний и т. д. В стране шли судебные процессы над врагами народа на предприятиях, в учреждениях, в колхозах проводились массовые митинги, митингующие требовали самых жестоких наказаний. В свободненских газетах того времени публиковались сообщения с митингов, в которых митингующие требовали «расстрелять бешеных собак», «раздавить ползучих гадов», «стереть с лица земли». И расстреливали, и давили. Большинство этих людей в настоящее время реабилитированы.

Доносительство было в моде, городам и районам давались разнарядки, сколько врагов народа арестовать, предать суду. В Свободном располагалось 2 тюрьмы, одна пересыльная (на месте нынешнего ПМК-111 за линией), сюда привозили арестованных в основном по политическим мотивам, затем увозили на суд в Хабаровск или в Благовещенск; другая тюрьма находилась на месте нынешнего горгаза, где сидели осужденные на большие сроки.

По характеру преступлений Количество осужденных

Общее число осужденных 616 731

За к/р преступления 354 568

Измена Родине (ст. 581) 137 461

Шпионаж 12 405

Терроризм 7 391

Вредительство 3 781

Диверсии 2 509

К/р саботаж 26 411

Заговоры 26 099

Контрабанда 3 722

Кол-во членов семей изменников Родины 1 012

Заключенные жили в тяжелых условиях, их постоянно избивали, за малейшую провинность помещали в карцер, политических селили вместе с блатными. В 1934г. Через БАМЛаг прошло 100 тыс. человек, в 1935 – почти 200 тыс. заключенных. Они работали на строительстве вторых путей железной дороги, на лесоповале, на строительстве различных объектов (например, в городе заключенными построена школа № 9, стадионы «Динамо», «Торпедо», многие объекты на заводах, вокзал на ст. Свободный и др. ). Заключенные были бесплатной рабочей силой. Вторые пути железной дороги были построены в кратчайшие сроки. Этому способствовала введенная Френкелем система зачетов и поощрений. За хорошую работу на слетах ударников вручались знаки «Лучшему ударнику БАМа», и тогда срок заключенному сокращался вдвое. За перевыполнение месячного задания отделению заключенных вручалось Красное знамя, передовики заносились на Красную доску, отстающие – на черную. Слеты ударников строительства использовались для того, чтобы распространить передовой опыт соревнования. Количество ударных бригад и ударников должно было нарастать в течение года. Звание лучшего ударника неразрывно связывалось также и с обязанностями быть примерным для всех остальных как на производстве, так и в быту.

Об этом приказе писали в газетах, слагали стихи. Вот отрывок из стихотворения заключенного Л. Дмитриева:

Страна труда! Ты улыбнулась нам,

Ты обещала, и сдержала слово,

И лагерь наш, наш славный БАМ

Твое доверие увидел снова.

Немного дней в запасе есть у нас,

Особенными днями будут эти:

Товарищи! По стройке есть приказ,

Приказ о льготах, 233-й.

Окончить все, окончить славный год,

Сдать Родине готовые работы –

Задача наша, на пороге льгот,

Широкой льготы. Может быть, свободы.

Заключенные-строители БАМа верили в этот приказ и стремились к его выполнению – они стремились к свободе.

В лагере работал театр из заключенных, были свои поэты, художники, архитекторы, через Свободненский БАМЛаг прошли видные ученые нашей страны: ученый и философ П. Флоренский, Е. Галыгин – первый комендант г. Свободного в 1920г. , известные в стране писатели: Василий Ажаев, автор романа «Далеко от Москвы», Сергей Воронин, Юрий Домбровский, будущий крупный военачальник Рокоссовский К. К. , выпускалась газета «Строитель БАМа».

При Управлении БАМЛага работал спецлагсуд, который выносил самые жестокие приговоры, смертные приговоры следовали один за другим. Приговоры без промедления исполнялись. За городским клатбищем находилось место массовых расстрелов. Например, в Свободном в 1937г. 5 августа в 4 часа утра было расстреляно 79 человек, 7 августа в 3 часа носи – 122 человека, 9 августа с 1 до 3 часов ночи – 84 человека, 10 августа с 12 до 4 часов ночи – 127 человек, 11 августа – 128 человек, 14 августа – 145 человек, 16 августа – 152 человека. Эти страшные цифры взяты из материалов оперативного учета приведения смертных приговоров в исполнение. Это была настоящая «фабрика смерти», подобная фашистским лагерям в годы ВОВ. Как хоронили лагерников сейчас более-менее известно из многих публикаций в газетах и журналах, из архивов БАМЛага. Погребали их везде одинаково, и нигде – по-человечески. Раздетые трупы с привязанной к ноге металлической биркой вывозили на кладбище ночью и сваливали в одну большую «номерную» яму. Затем присыпали землей. Когда яма в течение нескольких дней или недель наполнялась, ее окончательно засыпали, при этом в нее глубоко вкапывали металлический штырь или прут с пометкой на нем номера «партии».

Часть освобожденных по отбытии наказания бывших строителей трассы оседала на жительство в зоне БАМа, обзаводясь хозяйством, семьями, и, не имея возможности устроиться на другую работу, продолжала работать на лагерь. Паспорта освобожденным выдавались лишь «в виде особого поощрения тем, которые за время пребывания в лагере ударным трудом на деле доказали свою готовность честно работать». Даже получившие паспорта не могли вернуться домой: в паспорт ставился штамп «Минус 39», запрещавший им проживание в 39 крупных городах страны. Освобожденным предлагалось подписать контракт с БАМЛагом на вольнонаемную работу. Так росла численность населения в Приамурье Проработавшим в лагере в течение трех лет специалистам снималась судимость, но они не были застрахованы от нового ареста.

В конце 1939 – начале 1940г. На базе Амурлага создается Главное управление лагерей железнодорожного строительства, и часть персонала во главе в Френкелем была переведена в Москву.

В 1941г. Амурлаг в Свободном прекратил свое существование, хотя лагеря с заключенными оставались в городе до 1953г. И подчинялись Свободному. А Управление было переведено в Комсомольск-на-Амуре для руководства строительством путепровода от Находки до Комсомольска (для перевозки грузов, пребывающих из США по лендлизу). Многие руководители подобных лагерей впоследствии сами были осуждены и расстреляны. Преступники заметали следы своих преступлений.

Недалеко от городского клатбища находится еще одно – клатбище БАМЛага. Оно уже давно заброшено и захоронений там не ведут с начала 50-х годов, но оно еще хранит немало следов былого. Здесь можно увидеть, например, две старые тумбочки – надгробия, железный крест над чьей-то могилой, глубоко вбитые в землю железные колья и прутья с указателями цифр и букв. Это не единственное кладбище БАМЛага в черте города. Есть свидетельства, что зимой захоронения производили из пересыльной тюрьмы в сопках за рекой Пёрой.

Сколько их, бывших лагерников, покоится на этом БАМЛаговском кладбище? Трудно сказать. Может быть, несколько тысяч. БАМЛаг просуществовал около 20 лет. Это огромный срок, и число умерших и погибших бамлаговцев за эти 20 трудных и трагических лет, думаю, тоже немалое.

З городским кладбищем на месте расстрелов установлен скромный памятный камень с надписью: «Невинным жертвам БАМЛага».

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?

Жизнь обещала, любовь обещала, Родина!

Разве для смерти рождаются дети, Родина?

Разве хотела ты нашей смерти, Родина?

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)