Справки  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Деревья Югры и отношение к ним коренных жителей

Есть вещи, которые кажутся нам настолько обычными, что мы их не замечаем. А если и замечаем, то не задумываемся над ними. Человек дышит воздухом. Что тут особенного? Иначе ведь и быть не может. Как жить без воздуха? Чистый воздух, насыщенный кислородом – богатство, достояние всего человечества, всей планеты.

Но откуда же берётся чистый воздух? Человечество давно, казалось бы, должно было израсходовать его, отравиться углекислым газом, который выделяется в атмосферу при дыхании и гниении органических веществ. К тому же углекислый газ выбрасывают в воздух заводы, транспорт и другие источники.

Но воздух по-прежнему относительно чист, и особенно в лесу, вполне пригоден для дыхания. Почему? Да потому, что растения выделяют кислород. Большая роль в этом процессе принадлежит лесу: деревьям, кустарникам, травам и мхам. Подсчитано, что 1 га леса очищает 18 млн. кубических метров воздуха.

Мы родились и живём на земле, на которой издревле жили коренные народы Севера – ханты и манси, остяки и вогулы, как их раньше называли. Нам захотелось узнать не только о зелёном покрове земли нашего округа, но и об отношении коренных народов к тому, что их окружает. У них было своё, особенное отношение к природе. Для них природа была и есть живое существо, которому они поклонялись. «У них есть так же, как и у людей, глаза, уши и всё прочее» Ведь вся жизнь аборигенов зависела от природы, они из неё добывали пищу, одежду и топливо, делали средства передвижения, жильё и т. д.

Ханты и манси живут на территории в северо-западной части Сибири по левым притокам Оби в пределах Ханты-мансийского автономного округа Тюменской области. Основным занятием коренных жителей с глубокой древности была охота и добыча диких животных. Мужчина охотится, а женщина шьёт соболиную шубу. Позднее появляется оленеводство. Манси занимались и рыболовством, устраивали запоры, делали деревянные крючки, добывали свежую рыбу на еду и зимой и летом. В летнее время занимались сбором ягод, грибов, орехов, трав.

Деревья Югры и отношение к ним коренных жителей

На территории ХМАО – Югры встречаются хвойные деревья: сосна обыкновенная, сосна сибирская (кедр), ель сибирская, пихта, лиственница сибирская. Лиственные деревья: берёза пушистая, берёза повислая, осина, ольха серая, тополь чёрный. Сосняки занимают 60% лесопокрытой площади, на втором месте кедровники и на третьем месте берёзы.

Сосна обыкновенная

У сосны стройный красный ствол, сучья начинаются где-то высоко-высоко. Тонкие иглы не задерживают лучей, поэтому в сосновом лесу очень светло. Воздух такого леса целителен, словно насыщен животворным бальзамом. В почках и хвое содержится эфирное масло, смолистые и дубильные вещества, аскорбиновая кислота (витамин С) микроэлементы, дающие человеку долголетие. Хвоя сосны – главный корм для глухаря, семена шишек – корм для белки, клеста, бурундука, дятла.

Сосна растёт в сухом бору или «дюнном бору» - это сосняк на приречных дюнах, приземистый, суковатый, а ещё растёт в «субори» - это тоже сосновый лес, но уже с примесью ели, на более влажных и не на песчаных почвах. Очень светолюбивое растение. Сосна может прожить до 300 – 500 лет, достигать высоты 45 метров и иметь ствол в диаметре 80 – 100 сантиметров. Плодоносить начинает с 10 – 15 лет на открытом месте, и к 30 – 40 годам в лесу. В урожайные годы спелое дерево может дать до 5000 семян.

Древесина сосны прочна, стойка против гниения, хорошо поддаётся обработке. Поэтому из сосновых брёвен строят дома. Брус идёт на железнодорожные вагоны, шпалы из сосны ложатся в насыпь железной дороги, столбы поддерживают телеграфные провода.

Из этого дерева добывают драгоценную жидкость – живицу. Для этого специальным инструментом надсекают кору и подставляют небольшой сосуд. За лето дерево может дать 3- 4 кг живицы. Из неё получают скипидар и канифоль.

У народа манси сосна – дерево Отыра, всенародного главного покровителя, дерево богатырей. Коренные жители Югры из корней делают верёвки, хвоей окуривают жильё во время болезней. Ханты делают вёсла из соснового смоляного дерева, длиной до 1,5 метра для долблённой лодки – «обласа». Лыжи делаются из сосновой кремлины. На полозьях нарт устанавливают продольный кузовок из тонких сосновых дранок. Сосна является центром прикладного места (жертвенного места), где обитает дух – «лунг». Вокруг неё на ветках деревьев развешаны лоскутки, ленты, бусы, бисер и кольца, а также шкуры диких животных.

Сосна сибирская (кедр)

Кедр относят к теневыносливым растениям. Крона его густая, плотная, поэтому в лесу темно. Кора тонкая. Живёт это красивое дерево 400 – 600 лет, может прожить и до 800 лет, вырастая до 35 метров, имея ствол в диаметре 120 – 150 сантиметров.

Сосна сибирская очень сильно отличается от сосны обыкновенной. Хвоинки его собраны в пучки не по два, а по пять, не торчат, а провисают, оттого вся крона кажется мягкой и шелковистой. Именно поэтому писатель Д. Н. Мамин-Сибиряк сравнивал кедр с боярином в дорогой шубе. Семена крупные, не имеют крылышек, похожи на орешки (их обычно называют кедровыми орешками). Зрелые шишки большие, тяжёлые. Они опадают с дерева целиком, вместе с семенами, чешуи шишек всегда плотно прижаты друг к другу. Осенью под деревом можно найти целую россыпь опавших шишек.

Вокруг кедра собирается много животных. Частыми гостями являются белки, птицы кедровки. Те шишки, что сбросили белки и кедровки, подбирают бурундуки. Они устраивают целые склады – до нескольких килограммов. Кедровыми орехами объедаются перед залеганием в берлогу медведи. А также «пасутся» глухари, рябчики, кукши, сойки, вороны и даже мелкие шустрые поползни. Орехи охотно ест даже соболь, и предпочитает жить именно в кедровой тайге.

Орехи этого прекрасного дерева содержат 60 – 70 % кедрового масла, до 2% белка, до 12% углеводов, комплекс витаминов. Орехи помогают при гипертонии, атеросклерозе. А народная медицина рекомендует использовать не только ядра орехов, но и скорлупу семян, молодые верхушки побегов, почки, хвою. Хвоя – отличное целебное средство от цинги, живица – от ран, древесина – сырьё для изготовления мебели, карандашей, кора – для изготовления коричневой краски.

Стерильный воздух хвойных лесов всегда оберегал население и его скот от повальных моровых болезней. В посуде из кедровой древесины не скисает молоко, а в сундуках не заводится моль. В старину сибиряки чистили, обихаживали примыкающие к посёлкам кедровые леса.

У кедровой смолы чудодейственные свойства. Древние жители Сибири использовали её для заживления ран. Известна царская грамота, направленная в 1638 году тобольскому воеводе, в которой предписывалось заняться заготовкой и отправкой в Москву кедровой смолы, чтобы использовать её от ран и от «убою». Современные медики хорошо знают кедровый бальзам примерно с такими же свойствами».

В представлении манси первым деревом на Земле был кедр. Он вырос на клочке земли за домиком первых Земных мужа и жены, которых носило туда – сюда от ветра на торфяном клочке по водному простору. У народа манси кедр считают женщиной Калтащ, так как он кормит всех. Они связывают это дерево с «миром нижним»- «Елы Торум». Чтобы помолиться за больного о выздоровлении, чёрную ткань подвешивают на кедровые ветки.

Из древесины кедра делали лодки, вёсла, лыжи, музакальный инструмент – «сангквылтап», из орешков – кедровое масло, кедровую муку. Мансийские приметы: стол из кедра всегда полон яств, на стуле из кедра просидишь долгую счастливую жизнь.

«Кысьве» (так называется лыко из кедрового корня) идёт на изготовление верёвок, на плетение рыболовных снастей и особых остяцких сундучков – «корневатиков». Для витья верёвок использовали очень примитивные орудия – колышек и веретено. Верёвки из ленточек кедрового корневища – «синь-тонтох» в очень большом ходу в домашнем обиходе остяка, на промыслах и особенно при рыбном промысле различными ловушками и сетями.

Чаще всего именно кедровник считался обиталищем местного духа – «лунга» у остяков. В одном из таких прикладных мест стоит очень толстый, дупляной кедр, весь покрытый зеленовато-седым мхом, который своим видом, древностью должен внушать почтение. Он и является центром приклада: вокруг него положены и поставлены стрелы, бубен, облас, деньги, а вокруг на ветках других деревьев развешаны лоскутки, ленты, бусы и кольца. В одном кедровнике у остяков висят четыре громадных халата на деревьях. Они предназначены для духов-предков.

Еловый лес сумрачный. В таком лесу всегда стоит запах сырости. Колючие лапы елей царапают лицо и руки. Вдоль опушки растут пышные ёлочки. Хороши маленькие лесные красавицы. Смолистый дух идёт от ёлки. Такие ёлочки украшают детские праздники. В густом ельнике птицы укрываются от стужи и метели.

Ель считают деревом – неженкой. В молодости боится заморозков, более требовательна к почве, влаголюбива. Корни у неё поверхностные, поэтому она боится сильных ветров. Но при благоприятных условиях может прожить до 300 – 400 лет, достигать в высоту 45 метров, 100 см в диаметре. Хвоинки ели сохраняются по 5 – 7 лет.

Но есть у этого дерева и враги – вредные насекомые: короеды, усачи, бабочки-шелкопряды (гусеницы, объедающие хвою).

Ель, как и сосна, считается хорошим строевым лесом всех назначений. У неё великолепная, с шелковистым отливом, белая, чуть с желтизной древесина. Многое научились делать люди из древесины ели: недорогую мебель, бумагу и картон, а также музыкальные инструменты. Ель поёт в скрипке, в рояле.

У народа манси ель является деревом невидимых духов. Еловые леса сырые, притягивают молнии. Манси считают, что вместе с разбиваемыми деревьями уничтожаются спрятавшиеся в них болезни и смерти.

Недалеко от юрт Нижнее-Вартовских на Оби есть густой хвойный лес, где обитает злой дух – «Атым-лунг» - «худой дух». В этот лес остяки ходить избегают, так как случается, что «Атым-лунг» уводит человека к себе безвозвратно. Так, несколько лет тому назад «Атым-лунг», по словам остяков, увёл к себе в урман мариакскую остячку и «живёт теперь с ней». Ель является деревом хантыйских шаманов.

Коренные жители из веток строят чум, когда находятся в пути. А также делают лыжи, нарты, лодки, луки.

Лиственница

Почему так назвали? Наверно потому, что лиственница сбрасывает хвоинки осенью. Перед опадением они желтеют, одевая дерево в красивый наряд. Хвоя очень нежная, мягкая. На молодых побегах хвоинки располагаются поодиночке. На более старых они собраны в пучки, в каждом по 20 – 60 хвоинок.

Как и сосна, лиственница светолюбива, имеет толстую кору и не боится низовых пожаров. Древесина тяжёлая, смолистая, крепкая. Несколько напоминающая по своим свойствам древесину дуба. Поэтому у местных жителей она является образом богатырского духа. Брёвна долго сохраняются в воде, не загнивая, благодаря чему лиственницу используют для различных подводных сооружений (сваи мостов и т. д. ).

В «Священном сказании о происхождении Земли» упоминается лиственница с семью вершинами. Манси выделяют семислойное жизненное пространство («сат нак люлит ялпын торум»). Самый верхний – «Корс» - буквально «Высокий» - недоступный для человека. Второй слой – «Ялпын ма», буквально «Священная земля» - земля, по которой ходим. Самый нижний слой – «Елы Торум» - «Нижний мир» - или «Тёмное царство» - мир мёртвых. Народ манси считает лиственницу деревом лесных людей. Они говорят: «Это могучее дерево, как и сами лесные великаны, силачи».

Пихты с виду кажутся злючками.

Лапы их покрыты колючками,

А колючки – то не злые у пихты,

Можешь даже погладить их ты.

Высокое дерево с пирамидальной кроной, 30 метров в высоту, живёт до 150 – 200 лет. Хвоя пихты меняется раз в 10 – 12 лет. Плодоносить начинает в 60 – 70 лет. В отличие от других деревьев, размножается не только семенами, но и черенками. Концы нежных веток укореняются при соприкосновении с почвой, и рядом вырастают новые деревья. Очень чувствительна к загрязнению воздуха, поэтому в городе не может прижиться.

В пихтовом лесу темным – темно, будто ночь средь бела дня над лесом опустилась. Земля покрыта мхом, трава встречается редко. У пихты тонкая, гладкая серая кора, пушистые ветки. Хвоинки плоские, с тупыми кончиками, мягкие неколкие. Шишки всегда смотрят вверх, они запечатаны смолой.

Пихту считают холодостойкой, легко переносит суровые морозы Сибири, и в то же время страдает от холода. Совершенно не переносит весенних поздних заморозков. Такая вот капризная.

Из смолы, содержащейся в коре, люди добывают пихтовый бальзам, из хвои – целебное пихтовое масло, которое используют при бронхите, ревматизме, молодые ветки – при болях в суставах, радикулите. Хвоя содержит аскорбиновую кислоту (витамин С), поэтому её настой издавна используют как противоцинготное средство.

Мягкая, без смоляных ходов, древесина пихты служит важным сырьём для изготовления бумаги, используется в качестве строительного материала, пригодна для изготовления музыкальных инструментов.

Коренные жители из древесины пихты строили длинные лодки (носхап), с которой ловили рыбу неводом. Для них пихта – добрый дух. Ею окуривали помещения.

Стройное дерево с белым в чёрных пятнах стволом и гибкими ветвями. Весной, прежде чем распустятся почки, под корой течёт сладковатый сок, так он и называется – берёзовый. Но такое «кровопускание» для дерева вредно. Начинается истощение: берёза лишается питательных веществ, необходимых для образования молодых побегов и листвы. Через ранку попадают вредные микроорганизмы, которые вызывают болезни. Сама рана долго не заживает, покрывается розовой слизью.

Цвести начинает весной, когда только начали распускаться почки, а листья ещё совсем маленькие. С веток берёзы свисают жёлтые и зелёные серёжки. Это мужские и женские соцветия. А летом, в августе, на берёзе созревают плоды с крылышками. При хорошей жизни дерево может прожить до 150 лет

Для народа манси берёза – священное дерево, Най - дерево, Вэрт –дерево – богам угодное, духам угодное. В старину на неё вешали шкуру оленя с камусами ( часть шкуры с голени) и головой вместе, принесённого в жертву Белому Отцу Торуму. В берёзовые рощи возле хантыйских посёлков женщины приходили на моление в весеннее и осеннее полнолуние, привязывали к стволам дары природы и просили здоровья свои близким. В старинных песнях берёзу со снятой берестой благодарно и уважительно сравнивали с красивой женщиной в нарядном кафтане из красного сукна. Называли дерево женским, деревом жизни – оно кормило и исцеляло от болезней.

Из весенней и осенней бересты делали узорную утварь. Из светлой летней – покрышки для чумов и лодок, крыли ею избушки, недолговечные коробы. Для бытовых нужд бересту заготавливали женщины – недалеко от дома, вдоль реки. Из бересты изготовляются многие предметы домашнего обихода, например: черпачки для воды, вёдра, люльки и различного рода кузовки, лукошки и прочее. Люльки делали из майской бересты, она более прочная. Особого внимания заслуживают изделия из бересты в виде коробов, кузовков и лукошек. Берестяной короб, в котором обычно остяки держат продукты питания – хлеб, сушёную рыбу или мелкие вещи, имеет цилиндрическую продолговатую форму; вверху короб этот имеет берестяную вкладную крышку. По верхнему краю короба и в его основании снаружи и внутри он стягивается как бы обручами из черёмуховых дранок – «кысьве». Кузовки или лукошки бывают двух видов: одни наподобие русских туесков, «мальты»; другие же имеют квадратную форму с несколько закруглёнными углами. Из древесины бырезали блюда, ступы, корыта. Тонкие молодые берёзки шли на коврики для чума. Твёрдые наросты (капы) использовали для рукояток ножей, чашек, ложек. Чагу – «вош», берёзовый гриб, который вырастает на повреждённых стволах,- зажигали во время обрядового действия, окуривали жилище: дым изгонял злых духов. Когда разводили дымокур от комаров, использовали древесину «полт» жёлтого цвета. Из древесины берёзы делали корыта. Некоторые виды берёзы, высохнув, становятся красноватыми. Такую древесину, растёртую в порошок, клали на дно люльки. Для тепла ею присыпали изнутри дырки от игл в кисах. В старину из берёзового гриба «мощнэ тулх» делали игрушки – для деревянных трубочек пульки, далеко улетавшие при выстреле. А сухой нарост «ломэ» сохранял огонь в очаге.

Высокое стройное дерево с сероватым стволом и гибкими ветвями, с чуткими. Шелестящими на ветру листьями. Ранней весной на дереве появляются цветы – серёжки, а потом только распускаются листочки. Деревья бывают мужские и женские. На деревьях мужского пола появляются красноватые мохнатые серёжки, а на женских деревьях также есть серёжки, но только более тонкие и зеленоватые. Семена осины быстро теряют всхожесть после созревания. Всходы могут появиться в том случае, если семена попадут на влажную почву.

Осина живёт мало – меньше 100 лет. Ствол уже в раннем возрасте обычно имеет внутри гниль, взрослые деревья почти все в середине гнилые. На дрова не годится – мало даёт тепла. Древесина используется главным образом на спички.

Осенью осина одевается в разноцветное платье – от жёлтого до кумачово-красного. Листья очень подвижные. Они приходят в движение даже от слабого ветерка. Это объясняется тем, что листовые пластинки прикрепляются к концу длинного и тонкого черешка, а он плоский, сильно сплюснутый с боков.

Осину используют как народное средство от болезней. Отвар коры – как горечь для улучшения пищеварения, при болезнях печени, мочевого и желчного пузыря, при описторхозе. Настой почек – как мочегонное, потогонное, антимикробное, противовоспалительное средство.

По мнению коренных жителей, осина привязывает к себе недобрую энергию. Долблённую лодку – «облас» делают исключительно из осины, преимущественно свежей, срезанной весной. «Сангквылтап» - музыкальный инструмент в виде лодки делали из осины.

Раскидистое дерево с лёгкой и мягкой древесиной. Часто растёт у воды. Листочки у неё узкие и длинные. На территории Ханты-Мансийского округа растёт 10 видов ивы. Ранней весной, когда ива зацветает, на ветках появляются пушистые почки – сперва серебристые, а потом золотистые. Пчёлы так и вьются вокруг них. Растёт ива быстро. Поэтому ими обсаживают плотины, берега прудов. Их корни в короткий срок связывают почву, не дают воде её размывать. Листья и побеги любят лоси, зайцы, бобры, коровы, козы.

Из прочных и гибких ветвей ивы коренные жители плетут корзины для грибов, ягод и фруктов, рыболовные снасти – верши, делают лёгкую и удобную плетёную мебель. Вырезают из них и дудочки с чистым и нежным голосом.

Черёмуха

Растёт на опушках лесов, по берегам рек и ручьёв. Зацветает перед последними весенними заморозками. Цветки белые, собранные в букет, источают нежный запах. А когда пора настанет, разом делается вся от ягод черна.

Черёмуха имеет лекарственное значение. Выделяет наиболее сильные фитонциды, содержащие синильную кислоту.

Коренные жители используют древесные стружки черёмухи для изготовления вехотки – «чивак». Он делается из промёрзшей древесины, когда она несколько оттаивает, отходит. «Чивак» использовали вместо полотенца, им вытирали посуду, руки, и лицо. После употребления кусок «чивака» обычно выбрасывается. Из коры черёмухи получают красящее вещество, которое даёт тёмно-коричневую окраску.

Рябина

- Ох, вкусна же ягодка! – едят и нахваливают снегири. Особенно сладкой она становится после морозца. Рябина спасает от голода многих птиц. Ближе к зиме прилетают к рябине северные красавцы с хохолками – свиристели. И не только – дрозды, свиристели, рябчики, тетерева – кормятся ягодами рябины. Она любимое лакомство лесной куницы и медведя, её ветки и кору охотно поедают лоси и зайцы. Красные гроздья рябины среди покрытых снегом деревьев видны издалека. Красива не только зимой. Резные листья, белые душистые цветки весной, а осенью яркие ягоды украшают лес, делаю его праздничным, нарядным. Ягоды рябины ценятся за лечебные свойства.

Любят в нашем краю рябину. По старому поверью, достаточно постоять в тени рябины или черёмухи, чтобы отпугнуть начинающуюся болезнь. Из древесных стружек рябины делается «чивак».

Коренные жители ханты и манси бережно и свято относятся к окружающей их природе. Они не стараются её покорить, а, наоборот, живут по её законам. Для них некоторые участки Оби и таёжного леса считались неприкосновенными даже в голодные годы. В таких местах нельзя трогать землю, громко разговаривать, ловить рыбу, пить воду. Даже дрова для священного костра люди приносили с собой. Так коренные жители, остяки и вогулы, оберегали священную землю, на которой жили.

Особое отношение было к деревьям. Манси деревья распределяют на мужские и женские и по этому признаку определяют их принадлежность тому или иному духу. Так, когда в прошлом устраивали молебное место в лесу, «хара-кан» то выбирали определённые деревья. Берёза – это дерево неба, так как оно белое; кедр – это женщина Калтащ, так как оно кормит людей; ель – дерево невидимых духов, оно чёрное, как болезнь, смерть; сосна – дерево богатырей, лиственница – это дерево лесных людей, могучее дерево. Хвойные деревья манси называют деревьями мансийской породы, так как они очень медленно растут и размножаются, а лиственные, например, иву, считают деревом русской породы. Они размножаются очень быстро.

Прежде чем свалить нужное дерево, обращались к нему и местному духу – хозяину с объяснением, что это не прихоть. А жизненная необходимость. Охотник в лесу лишний раз не рубил молодые деревья. По древним преданиям, чем больше человек уничтожает живых деревьев, тем короче становится его жизнь.

Охранять лес – наш долг, но чтобы правильно охранять и не приносить вред вместо пользы, надо знать, что охраняешь.

Природа! Жила без нас ты миллионы лет. Мы без тебя не проживём и года.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)