Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Духовной жаждою томим

(Размышление над повестью А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

«Духовной жаждою томим» Перечитываю пушкинские строки и задумываюсь: «А что такое духовность?» Можно ходить в кино, иметь доступ к видеомагнитофону, слушать рок-музыку, знать имена кумиров брейка, «тяжёлого металла». Имеем ли мы право сказать тогда, что живем духовной жизнью. Я думаю, духовная жизнь - не пустое времяпрепровождение, а неустанная, напряжённая работа над самим собой, над своей душой, познание самого себя, расширение своего мира.

Свой кругозор я расширяю, читая книги. Предпочтение отдаю мастерам классической литературы, особенно Пушкину. Всё интересует в нём: и переписка с друзьями, и встречи с женщинами, и горячие споры о смысле жизни, и творческая работа над произведениями. Мне нравится перечитывать его исторические повести и сопоставлять понятия чести и совести пушкинских героев с образом жизни моего поколения.

Как сохранить в себе высокие нравственные качества, как не уронить своё достоинство, как оставаться верным Родине? Эти вопросы волнуют меня. Интересно познать прошлое глазами великого поэта, приоткрыть его художественную мастерскую и постичь особенности творческого процесса над произведением.

«Капитанская дочка» вызывает у меня раздумья о серьёзных проблемах морали и поведения, развивает умение видеть и оценивать смысл и значение портретных зарисовок, диалогов, художественных деталей, композиции произведения в целом.

«Капитанскую дочку» с полным правом можно назвать и романом, и повестью. Но это произведение не является ни исторической хроникой, ни мемуарами, так как оно создано творческим воображением художника. Повесть показывает судьбы людей, изображает исторические события, жизнь личностей той эпохи: Пугачёва и Екатерину II. Поэтому произведение содержит особенности всех жанров.

«Капитанская дочка»- лучшее и самое совершенное произведение Пушкина в прозе. Белинский назвал её «чудом совершенства». Замысел романа складывался долго. Первый набросок будущей «Капитанской дочки» был сделан в конце лета 1832 года. На протяжении трёх лет он менялся. В него вносились сюжеты и идейные исправления, добавления. Важным этапом эволюции замысла повести был отказ от героя дворянина - пугачёвца и замена его дворянином- свидетелем, получившим возможность наблюдать мятежников и вождя восстания Пугачёва. Материалы для своего произведения Пушкин собирал во время своей поездки в Казань и на Урал в 1833 году. Он посетил места, охваченные восстанием, беседовав со стариками, лично встречавшимися с Пугачёвым, исследовал архивные данные. Пушкин воспроизводит историческое прошлое не как бесстрашный летописец. В первую очередь он размышляет о бесправии закабалённого крестьянства, о зреющих мятежах, о настоящем и будущем России. Раздумья писателя касались и сложнейших вопросов гуманизма, свободы и независимости человеческой личности, чести, нравственности, долга, которые неизбежно возникает в единстве с темой крестьянского восстания.

Сюжет повести развивается драматично. Вырвавшись из родного гнезда, Пётр Андреевич Гринёв прибыл на службу в Белогорскую крепость, где познакомился с дочкой капитана Миронова, Машей, и влюбился в неё. Маша- простая, русская девушка «лет осьмнадцати», скромная, застенчивая, богобоязненная. Она отвечает Гринёву взаимностью. Так рождается любовь. Можно быстро догадаться, как будут развиваться события дальше. Но вдруг Пушкин обрывает известный всем любовный сюжет. Петруша Гринёв написал письмо родителям, прося благословения на брак с Марией Ивановной Мироновой. Но получает исполненное угроз письмо отца: «Собираюсь до тебя добраться да за проказы свои проучить тебя путём как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин»

В момент крушения любовного сюжета вторгается в повествование неведомая мне объективная сила, которая и определяет дальнейшее движение сюжета повести и судеб героев. «Неожиданным происшествием» явилась « пугачёвщина». Она имела решающее влияние на жизнь героев. С этого момента Пугачёв занял в романе значительное место.

Сочувственный интерес Пушкина к Пугачёву заметно возрастал в процессе создания повести. Образ Пугачёва далеко не сразу сделался центральным.

Из встреч с Пугачёвым в степи и в трактире Гринёв отметил его сметливость, загадочную силу. Для него Пугачёв пока случайный встречный, затем предводитель восстания, « злодей и самозванец». Это смертный враг Гринёва, который после взятия Белогорской крепости рассматривается с её защитниками. Я с ужасом смотрю, как на виселице оказываются добрейшие Иван Кузьмич и Иван Игнатьевич, а через некоторое время убивают ни в чём не повинную Василису Егоровну. И, казалось, нет «злодею» оправдания. Но в отношении к Гринёву он справедлив и великодушен: дарует ему жизнь за щедрую душу.

В сцене пирушки, в нравственном поединке победителями оказываются оба героя; молодой дворянин и народный вожак. Но, пожалуй, на большую высоту здесь поднялся Пугачёв, мудрый и проницательный. Именно он увидел душевную красоту Петра Андреевича, до конца, ценившего дворянскую честь превыше жизни. А история освобождения Маши Мироновой Пугачёвым говорит о том, что в его душе живёт справедливость, стремление защитить обиженных, их человеческое достоинство.

В повести не освящена военная и государственная деятельность Пугачёва. Гринёв повествует лишь о том, что сам знал, видел, передумал. А нам легко домыслить образ «разбойника» и без труда представить его в иных красках, иных ситуациях, например, внушение народу мысли о божественном предопределении своей власти. Но Гринёв не понял истинных причин восстания, он объяснял его лишь недовольством казаков строгими мерами царской администрации.

Своеобразные отношения Гринёва с Пугачёвым ускоряет нравственное становление Петра Андреевича. В результате серьёзных жизненных испытаний он проникается верой в идеалы добра и справедливости. Даже в «разбойники» и «душегубцы» Гринёв видит человека широкой души. Ему претит сама мысль о «подкупательных действиях» против Пугачёва. Да и сам Пушкин всем ходом повествования выступает против лжи, предательства и вероломства.

Писатель с любовью изображает картины старинного дворянского быта. Здесь всё исполнено доброго юмора авторского понимания. И отношения в семействе Гринёвых, и сами старики Гринёвы, и удивительный Савельич, и его завзятый враг мусье Бопре, и картины домашнего воспитания- всё это показано необычайно живо, всё это самая доподлинная русская история.

В изображении писателя эти люди прекрасны в своей непосредственности: они всегда по-своему и правильно думают, правильно живут и безропотно идут на смерть, верные тому, чему обязались служить и что считают для себя высшим долгом. Это незаменимые и тихие герои. Пушкин не просто их любит, но и с удивительной теплотой рассказывает о них. Любуюсь ими вместе с автором и я. За «старосветскими» пушкинскими героями правда высокой нравственности, которая не может не привлекать, не восхищать.

Крепостной, дворовый человек, Савельич исполнен чувства достоинства, он умён, смышлён, заботлив. Ему присуще чувство ответственности за порученное дело, за молодого господина. Но чем больше я узнаю в Савельиче подлинно русский, народный характер, тем полнее постигаю страшную правду о его смирении, тайну этой исповедуемой добродетели народа, поэтому я не могу не жалеть его, не сочувствовать горькой судьбе.

При рассмотрении образа капитана Миронова хочется подчеркнуть художественную удачу Пушкина. В самом деле, «честный и добрый», скромный и исполнительный, лишённый амбиции и честолюбия, готовый подчиниться жене, капитан Миронов был солдатом, получившим офицерское звание за храбрость. Иначе изобразил Пушкин последние минуты жизни коменданта. Поведение Миронова у виселицы не может не вызвать восхищения - он твёрд в своих ответах и решении принять свою смерть. Я горжусь, что у нас на Руси были такие люди, как Миронов, и осуждаю аристократов, похожих на Швабрина, которые способны на подлость ради личной выгоды. Оскорблённый отказом Маши выйти за него замуж, он мстит ей, затем переходит на сторону Пугачёва не по высоким идейным побуждениям, а с целью расправы над Гринёвым и овладения девушкой. Это опасный и бесчувственный проходимец. Я бы никогда не хотела встретиться с таким человеком.

Машей я восхищаюсь. «Трусиха», красневшая при неостороженно брошенном слове, в минуту тяжёлых испытаний едет в Петербург для свидания с императрицей и добивается освобождения жениха.

Я ожидала, что повествование завершится сценой освобождения Гринёва или хотя бы описанием той радости и той признательности, что испытал он к императрице. Но Пушкин обрывает мемуары Гринёва фразой об отъезде Марьи Ивановны из Петербурга. Слова благодарности Екатерине в повести так и не прозвучали. Но не мне судить, что замыслил Пушкин.

Пушкинисты долгое время не могли объяснить, зачем в повесть введён образ императрицы. Мне кажется, во-первых, она своё милосердие связывает с Марьей Ивановной как дочерью человека, погибшего за царский престол, а, во- вторых, Екатерина II простила, в сущности, невинного человека, выполнявшего свой долг и не нарушившего присяги.

Я думаю, если бы встреча с царицей состоялась в официальной обстановке, то едва ли Марья Ивановна сумела бы так убедительно рассказать о существе дела, как это произошло в царском саду.

Ещё в 1937 году Виктором Шкловским было сделано тонкое наблюдение: «Пушкин даёт Екатерину по портрету Боровиковского. Эта гравюра ко времени написания « Капитанской дочки» была у всех в памяти. Екатерина изображена в утреннем летнем платье, в ночном чепце, около её ног собака: за Екатериной деревья и памятник Румянцеву. Лицо императрицы полно и румяно».

Из этого видно, что Пушкин изображал не живую модель, а мёртвую натуру. Екатерина II в повести не образ живого человека, а «цитата», как остроумно заметил Шкловский.

Отпуская Машу, императрица сказала ей: «Знаю, что вы не богаты. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние». И своего обещания она не выполнила.

Заканчивая повесть, Пушкин уже от своего имени пишет, что внуки Гринёва и Марьи Ивановны владеют только тем селом, которое принадлежало их деду и прадеду. Екатерина II, щедро раздававшая в награду своим любимицам имения, ничего не сделала для Маши Мироновой.

Итак, подвожу итог своим размышлениям над повестью. Произведение о далёких событиях XVII века и теперь читается с неослабеваемым интересом. Пушкин-психолог пробудил раздумья у моих современников по таким вопросам, как верность данному слову, бескорыстие в любви и дружбе, благодарность человеку за добро и желание принести добро другим людям, самопожертвование в лучшем значении этого слова, чувство долга и собственного достоинства.

Перечитывая пушкинские произведения, мы обогащаемся духовно, воспитываем в себе человека.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)