Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Хронотоп в рассказе Натальи Ключаревой «Один год в Раю»

Рассказ Натальи Ключаревой "Один год в Раю", напечатанный в "Новом мире" №11 за 2007 год, получил премию Юрия Казакова 2007 за лучший рассказ года. Участие текста в премиальном сюжете и его несомненные художественные достоинства объясняют обращение к нему.

С самого начала рассказа автор противопоставляет время циклическое и время линейное. Первое соотнесено с героической и величественной историей, второе – с повседневной жизнью современной Москвы. Циклическое время, представленное празднованием Девятого мая, тесно соотнесено с главным героем. Из года в год он по-особенному чувствует этот день, с ним у него устанавливаются особые отношения.

Циклическое время упорядочивает время рассказчика, организует его. Военные фильмы «не дают обманываться» («Не позволяют принимать все то, чем мы обычно заняты, за настоящую жизнь. »). Для рассказчика они отделяют правду от лжи, настоящую жизнь от ненастоящей. В фильмах «все всерьез», в обычной жизни – нет. Подлинное отделяется от неподлинного и противопоставляется ему, а мерилом истинности оказываются часто весьма далекие от исторической правды фильмы о войне. Заметную роль в тексте играет такая психологическая деталь, как телевизор. С его помощью показана грустная самоирония главного героя (« телевизор мне понадобился вовсе не оттого, что я помираю с тоски»): она вызвана тем, что в поисках спасения от окружающей его фальши рассказчик прибегает к патентованному источнику фальши. Автор как бы намекает, что на самом деле память о мифологическом времени совершенно не опасна для представляющейся герою ничтожной современности. Этого, впрочем, персонаж не замечает.

Тоска по иному, настоящему времени вызвана отдельными чертами характера героя: он совестлив, честен, открыт («от военных фильмов всегда стыдно. Перед этими ребятами которые шли на смерть без веры в будущую жизнь, с одной надеждой, что их внуки будут счастливы»).

Время тесно связано с определенным местом. И Смоленск, и леса под ним тесно связаны с годами Великой Отечественной войны в целом и без вести пропавшим дедом героя в частности. Стремление побывать в тех местах, где погиб его дед, важно для героя возможностью вырваться из порочного круга его существования, хотя и описано Ключаревой как случайность («А поскольку я уже был довольно пьян, я не стал долго раздумывать»). Настоящее при этом повторяет прошлое: поступок рассказчика им самим сравнивается с поступками его деда, сбегавшего от жены в лес (от рассказчика жена сбежала сама) и погибшего в лесу на разведке («Это и моя история. Точь-в-точь. За вычетом войны. »). Так присутствующее в тексте линейное время, время современности начинает уступать времени мифологическому, в которое и предстоит окунуться герою Ключаревой.

Автор кратко описывает то место, куда попадает герой. Смоленск полностью принадлежит современности. Назывное предложение («Кремль и хрущевки. ») исчерпывающе характеризует город. Это типичный город средней полосы России, где прошлое и настоящее перемешались, застыв в сегодняшнем ничтожестве. Как писала сама Ключарева в эссе "Русский тихий": «Убогое угасание жизни. Вымирание, запустение, скука, вялость, сон, бессмысленность. Затхлое царство пивных и чебуречных. Под стенами древних кремлей».

Затем в тексте наблюдается противопоставление природы и городского пространства. Город оказывается мрачным, серым, тяжелым, в нем «нет неба». Герою в нем недостает «неба», яркости жизни. Природа же ярка и пестра, светится множеством разных цветов: зеленым, желтым (на поле одуванчики), розовым, красным, фиолетовым, черным, серым, синим (цвета баталий). С помощью олицетворения показано живое небо, его движение и беспокойство: «Облака громоздились друг на друга, наступали, лавировали». Город ассоциируется с неподвижностью, застоем; небо – с жизнью и движением. Антитеза позволяет автору ярче противопоставить не только пространственные образы друг другу, но и время циклическое времени линейному.

Деревня противопоставлена городу. Место помогает прояснить внутреннее состояние героя. Ему спокойно, комфортно. И припек, и покосившиеся дома благостно воздействуют на душу рассказчика.

Обращает на себя внимание название деревни, куда попадает герой, – Рай. Автор в тексте называет место, которого нет в Смоленской области. Деревня Рай есть в Карелии. Грязевского же района не существует вообще. Герой попадает в место, в реальной жизни не существующее. Фантомность, утопичность Рая связаны и с общей условностью сюжетных мотивировок (герой перемещается с легкостью необыкновенной, но винить в этом автора, как это делает Сергей Беляков, представляется совершенно неоправданным – это обусловлено характером решаемой художественной задачи). Рай размещается в пространстве маргинальности, если использовать термин Владимира Каганского.

Человек, которого встретил главный герой, не очень рад своему пребыванию в Раю (в отличие от рассказчика). Действительно, поселение умирает. Тот факт, что «школу прикрыли», говорит о том, что эта деревня давно забыта. Герою она нравится в том числе и этой забытостью, оторванностью от опротивевшего «большого» мира.

Конкретный локус («дом») и связанные с ним действия жителя Рая (Лехи) передают царящие здесь скуку и тоску по общению с людьми. Это дополнительно подчеркивает то, что Рай забыт всеми, а не только властями.

Краткое описание конкретного места («двухэтажный купеческий дом») указывает на весьма почтенный возраст деревни. У героя же она, в соответствии с его идефиксом, ассоциируется с годами войны, поэтому даже машину жителя Рая Лехи он называют истребителем (хотя «Запорожец», конечно, может быть назван истребителем только иронически – здесь рассказчик отделен от автора и противопоставлен ему).

Сон героя указывает на перемещение его в область мифологического времени. Движение в пространстве становится движением во времени. Сон говорит читателю о привязанности рассказчика к деревне Рай, хотя он был там еще недолго, и обреченности его на эту деревню. Сон призывает героя исполнить свое, пока еще неясное, предназначение. Когда рассказчик уезжает, он чувствует облегчение, радость. Это говорит об освобождении его от города, начале осуществления его мечты.

Деревня заброшена, там почти нет людей. Но немногочисленные жители Рая вначале живут здесь беспечно, счастливо, как и сам герой. Размеренная, спокойная деревенская жизнь, соотнесенная с циклическим временем, нравится герою, он не чувствует себя одиноким. Природа в деревне умиротворена и спокойна, она по душе герою.

Обращает на себя внимание карта России, висящая на стене дома героя. Точнее то, что от карты отваливались куски в связи с определенными событиями, чаще – грустными. За время пребывания героя в Раю от карты отслоились: Дальний Восток, Якутия, Урал, кусок Таймыра, юг Сибири, Камчатка. Осталась только Центральная часть России. И она упала тогда, когда в Раю умер последний коренной житель. Вокруг торжествует энтропия, героем же постепенно овладевает одиночество. Как будто осуществилась та катастрофическая программа, о которой писала в своих стихах Алла Горбунова, принадлежащая к тому же поколению, что и Ключарева: «Отрежьте мне мои Курилы,/ по сантиметру, не спеша,/ чтоб меня в мире не чморили,/ как плохиша. // Отрежьте мне мою Камчатку,/ там тканей явственный некроз,/ и одуряющею ваткой/ умело сделайте наркоз. // Пинок под чашечку колена,/ наставь меня на общий путь!/ Я стану вам не сувереном,/ и вы меня ударьте в грудь,// чтобы железной и соленой/ из-под бинтов текла заря/ по блекнущему небосклону,/ по изотерме января. //» ("Отрежьте мне мои Курилы"). У Горбуновой тело России совпадает с телом лирического героя, и ее распад отзывается его физическими страданиями. Подобного полного отождествления у Ключаревой нет, но в частичном варианте оно присутствует: герой физически спасает Россию (в виде карты) от окончательной гибели.

Герой нуждается в связи с Россией как целым, что и символизирует карта. Но Россия состоит из множества подобных Раю мест и с исчезновением каждого она слабеет. Малое дает жизнь великому, если же малое умирает, умирает и связанное с ним великое. Метафора осыпающейся карты носит явно аллегорический характер. Карта – эмблема страны. Как и всякая аллегория, карта России у Ключаревой двоится: одновременно она означает и Россию в целом, и конкретную деревню Рай. Как известно, страна может быть воображена и как совокупность отдельных, частных локусов, и как единое организованное пространство («полный порядок от Клина до Сахалина», если воспользоваться известной строкой Бориса Слуцкого). Последнее обычно и изображается картой. Но Ключарева использует традиционную, укорененную в общественном сознании эмблему в своих целях. Происходит сдвиг значений, и карта оказывается и знаком конкретного локуса (Рая), а тот, в свою очередь, знаком России в целом. По законам синекдохи часть замещает целое.

В тексте звучит ирония не только над рассказчиком, но и над другими персонажами, в частности, тетей Мотей. Рассказчик смеется над тем, что она отдалилась от людей и живет только в обществе козы. Это говорит о непризнании ей города, привязанности к деревне.

Желание героя найти деда (приведшее его в Рай) сильнее всего звучит в середине рассказа. Деталь портрета мертвого солдата (солдатская каска) подчеркивает это.

Конкретное место (кладбище) и конкретное место (лес) также говорят о заброшенности деревни и ее окрестностей.

Жизнь героя в Раю наполнена тайнами. Некоторые разгадываются, а некоторые – нет. Это делает жизнь рассказчика интересной. Истребитель, который упал в поле за Раем, напоминает о бывших здесь военных действиях.

В деревне царит анархия. Герой это понимает после того, как разграбили домик старушек Люси и Томы.

Постепенное вымирание жителей Рая означает постепенное углубление провала замысла главного героя. Визит студентов в Рай и встреча их с главным героем намекает на возможность (только возможность!) счастливого исхода.

Наталья Ключарева в своем тексте использует не слишком много изобразительно-выразительных средств языка. У нее очень простой, доступный, но в то же время глубокий язык. В рассказе «Один год в Раю» присутствуют метафорические эпитеты (рыхлая тетка, сухая и разреженная колыбельная), помогающие определить ощущение героем отдельных людей и природы.

В тексте есть диалоги, они достаточно просты. В диалоге между Люсей и Томой о Косте слышится ирония. Это говорит об оптимистичности старушек, о некотором пренебрежении правилами и насмешке над государственными деятелями. Простота и ирония показывает простоту, веселость старушек. А вообще диалоги рассказа «Один год в Раю» передают простоту жителей Рая – жители утопии не могут быть сложными.

Также в тексте использован синтаксический параллелизм. Он присутствует на протяжении всего текста. Он связан с картой Российской Федерации. «У России отвалился Дальний Восток» и «от карты отвалился кусок Таймыра» – синтаксический параллелизм. Он определяется словами, стоящими в одинаковом падеже («у России» – родительный падеж и «от карты» – родительный падеж), порядком слов (обратный: дополнение, сказуемое, подлежащее). Так же синтаксический параллелизм можно проследить на протяжении всего текста: «от карты тихонько отвалилась Камчатка», «от карты отслоился и медленно сполз на пол юг Сибири», «от карты отвалился уже весь Урал». Из примеров видно, что в данном случае синтаксический параллелизм неполный, то есть во всех случаях структура фраз полностью не совпадает, так как есть дополнительные слова («тихонько», «медленно», «сполз на пол», «уже весь», союз «и» в случае с Сибирью). «Отслоился» заменяет «отвалился». Также наблюдается замена «у России» – «от карты». В остальных случаях используется существительное с предлогом «от карты». Распад карты на куски тесно связан с событиями, происходящими в деревне Рай. Автор использует синтаксический параллелизм для того, чтобы показать распад карты (России). События (начало проживания героя в Раю, неосуществившийся отъезд героя из Рая, плохое настроение рассказчика после похорон неизвестного солдата, взлом домика старушек, смерть Люси, смерть тети Моти) и распад карты соположены друг другу. Это говорит о постепенном умирании не только деревни Рай, но и России.

Место (Россия) и место (деревня Рай) вызывают у читателя грустное и одновременно ироничное настроение. Ирония в тексте звучит достаточно часто («любовь втроем – это буржуазный пережиток», «она была не в пример общительнее хозяйки», «коза, встав передними копытами на лавку, смотрела в окно с напряженной и будто бы осмысленной тоской», «я завернул кота в старую скатерть, отнес на кладбищенский косогор и закопал рядом с неизвестным солдатом», «я курил, подпирая собой Родину»). Ирония здесь характеризует героев, они ничего не смогут поделать с происходящим. Поэтому они хоронят кота рядом с человеком, а потом поминают обоих, поэтому главный герой в конце рассказа подпирает собой Родину, не хватаясь за малейшие возможности сохранить Рай, поэтому он не уезжает. С помощью иронии Н. Ключарева показала животных совсем как людей, не показала разве что их переживания. Это в свою очередь подчеркивает невозможность героев совершить какие-либо действия для спасения деревни – они не более способны к деятельности, чем их животные. Герой не уезжает из Рая еще и потому, что здесь он нашел себя. Он находит себя именно в этом месте, это можно понять уже с середины рассказа, когда ему с самого начала понравилась деревня, когда он купил дом, когда вернулся в Рай, сказал сестрам, что будет жить в Раю всегда и до конца, когда он так и остался в деревне. Пусть он остался один, но тем не менее ему мил этот край, и он только здесь по-настоящему живет, по-настоящему счастлив.

Хронотоп в рассказе «Один год в Раю» тесно связан с такими элементами текста, как художественные детали. С помощью деталей хронотоп выражен очень хорошо. Психологическая деталь (телевизор) характеризует время (9 Мая) и переживания главного героя, связанные с этим праздником. Деталь портрета (солдатская каска) говорит о годах войны. Психологические детали (колышек, крест, кусок фанеры) соединяют настоящее время и время войны для героя. Также они определяют его грустное настроение, которое связано с памятью о деде. Деталь пейзажа (береза) говорит о времени, которое проводит герой в Раю (конкретно об осени).

Также хронотоп связан с диалогами персонажей. Они отсылают ко времени пребывания героя в деревне. Во время проживания героя в Раю он почти постоянно слушает или сам участвует в диалогах. Это говорит о его желании взаимодействовать с окружающими людьми, реализующемся стремлении общаться с ними.

Хронотоп также включает в себя пейзаж. В начале текста при описании рассказчиком поля одуванчиков и неба становится ясным отношение героя к пространственным образам. Это уже наталкивает на мысль о том, что герой проведет много времени в этом месте. Описание деревенской природы тоже связано с времяпрепровождением героя и его последующим проживанием в деревне Рай.

Название рассказа "Один год в Раю" дает понять, что речь в рассказе идет об одном эпизоде из жизни главного героя. Из названия видно, что герой проживет в Раю один год, а что будет потом – неизвестно. Но, если, не читая текст, опираться на одно лишь название, смысл его может поменяться. Читатель может подумать, что Рай – это место, куда попадает герой после смерти, но на самом деле герой не умирает, а наоборот – начинает жить настоящей жизнью именно в Раю.

В этом тексте место значительно преобладает над временем. Это связано с частыми перемещениями героя, сменой места пребывания. Время играет определяющую роль в его перемещениях, но место доминирует. В тексте встречаются: линейное (реальное), линейное (историческое), мифологическое, циклическое времена и конкретное место.

В рассказах Н. Ключаревой, как правило, присутствуют параллели между собой. Например, карта встречается еще в рассказе «Ульяна и Водолаз». Здесь героиня ассоциирует себя с картой, в этом рассказе присутствует образ карты России, хотя конкретно Россия не называется. Тем самым в рассказах Н. Ключаревой присутствует сквозной образ карты.

В финале последний житель Рая оказывается готовым к своей миссии. Но выйдет ли из этого что-нибудь – непонятно. Герой, подпирающий собой Родину, как атлант, – аллегория неясности будущего России, так как атлант этот не только героичен, но и жалок. Все (и будущее в том числе) как-то двоится.

Ключаревой в данном рассказе удалось сохранить равновесие между трезвым восприятием мира и ожиданием чуда, безжалостной оценкой происходящего и неистребимой надеждой на лучшее.

Хронотоп в рассказе "Один год в Раю" помогает определить характер героя, его душевное состояние в определенный момент жизни. Также с помощью хронотопа четко прослеживается жизнь героя в промежутке времени, конкретно – в течение года. Хронотоп конкретизирует место и время действия. С помощью сочетания различных форм организации времени прослежено внутреннее состояние героя.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)