Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

ИСТРА ЛИТЕРАТУРНАЯ. О писателях, живших, навещавших и прославивших

Живописная природа Истринского края и его историческое наследие издавна привлекало к себе внимание и служило источником вдохновения для многих знаменитых литераторов России.

Посетившие Истринскую землю Лермонтов, Чехов, Блок и многие другие русские поэты и писатели черпали здесь материал для своих будущих произведений. У нас они находили друзей, единомышленников, влюблялись, играли на любительской сцене, узнавали особенности уездной жизни и, что особенно важно, творили. В их творчестве отражены чувства и образы, навеянные нашей землей.

Современных писателей и поэтов также привлекает в Истринском крае его удивительная природа: поля, луга, реки, леса, а так же уникальные памятники русской архитектуры, которые хранят в своих стенах богатую историю земли нашей. Ведь не случайно нашу малую Родину называют «Жемчужиной Подмосковья».

Цель данной работы – проследить пребывание литераторов России на территории Истринского края и выделить из их литературного наследия произведения, обязанные своим созданием нашей малой Родине.

1. Первый литератор и его сподвижники

Первым литератором Истры бесспорно следует считать патриарха Никона (1605-1681), который часто обращался к верующим со своими поучениями, проповедями, беседами. Эти обращения, хотя и носили по содержанию религиозно – нравственный характер, но по форме были, конечно же, литературными произведениями. Все слышавшие проповеди Никона отмечали их логическую убедительность и яркую образную выразительность.

В дальнейшем литературное дело в Истре продолжали сподвижники Никона архимандриты Воскресенского монастыря - Герман, ставший настоятелем обители в 1681г. по предложению царя Федора Алексеевича, и Никанор, занявший это место в1686г. после смерти Германа.

Своеобразная поэтическая школа Нового-Иерусалима складывалась еще в первый период его существования, вероятно под влиянием Епифания Славинецкого. Этот ученый старец, симпатизировавший проводимым реформам Никона, часто посещал Новый Иерусалим, интересовался литературными опытами монахов. К концу 1670-х годов эта литературная школа уже имела признанный авторитет, с которым считались крупнейшие придворные поэты Симеон Полоцкий и КарионИстомин. Практическим выражением этого признания явился тот факт, что назначение Германа архимандритом – пожелание самого царя.

Тесная связь монастыря с украинской, белорусской и польской культурой отразилась в том, что библиотека Нового-Иерусалима стала к концу XVII века первой в России по содержанию в ней книг, изданных типографиями Киева, Вильнюса, Кракова, Острога, Львова, Кутеинского (под Оршей) и Иверского монастырей. Эти издания не только обеспечивали литературное общение разных культур; их оформление часто служило источником для создания декоративных элементов, выполняемых Воскресенскими мастерами в самой разнообразной технике – резьбе, литье, керамике.

Как и многие другие, поэты Ново-Иерусалимского монастыря обращались к форме акростиха. Их стихи довольно близки к придворной поэзии своего времени, они написаны «на случай»: смерть патриарха Никона, освящение собора и т. д.

Три памятника новоиерусалимской школы поэзии сохранились на белокаменных плитах Воскресенского собора. Один из них – стихотворная «Летопись», посвящённая истории создания Воскресенского монастыря, созданная Никанором. Белокаменная «таблица» с резной стихотворной «Летописью» находится близ южного входа в храм Воскресения Христова. Текст «Летописца» делится на основной, содержащий акростих, и вспомогательный, состоящий из трёх вставок без акростиха. Акростих читается по первым буквам строк основного текста:

«ВОСКРЕСЕНСКАГО СЕГО МОНАСТИРЯ ГРЕШНОЙ АРХИМАНДРИТ НИКАНОРИС НАПИСАЛ СИЮ СЛОЖНУЮ ТАБЛИЦУ В СЕМ ПРОЧИТАЮЩИМ ДЛЯ ВЕДЕНИЯ, КОГДА БЕ ОБИТЕЛ СИЯ И ЦЕРКОВ СТРОИТ НАЧЕТА И КТО СЕМУ СТРОИТЕЛ БЕ».

Ярким примером акростихов новоиерусалимских поэтов является акростих на стене в пределе, где похоронен патриарх Никон. Не менее ярким примером творчества монастырских поэтов можно считать молитвенное благодарение Богу за благополучное завершение строительства Воскресенского собора, написанное в 1683 году.

В литературной среде Нового-Иерусалима было создано крупное прозаическое произведение конца XVII века – «Житие патриарха Никона». После торжественных похорон патриарха в августе 1681 года в одном из приделов Воскресенского собора пред его учениками стала задача создать свой вариант историографической легенды об основателе Нового Иерусалима. «Житие» было написано дьяком Иоанном Шушериным, в сотрудничестве с литераторами монастыря.

2. Юный Лермонтов у стен монастыря

Посещение святых мест Ново–Иерусалимского монастыря нашло отражение в творчестве великого русского поэта Михаила Юрьевича Лермонтова (1814-1841).

Жаркое лето 1830 года стало для шестнадцатилетнего Лермонтова необыкновенно насыщенным и значительным. А началось оно с трагических событий в семье. 3 июня в Севастополе был растерзан взбунтовавшимися солдатами временный военный генерал – губернатор Николай Алексеевич Столыпин – двоюродный дед Михаила Юрьевича (брат бабушки поэта).

Бабушка за четыре года теряла своего третьего брата и решила идти на богомолье по святым монастырям, отслужить панихиду по убиенному.

В первый день Успенского поста, ранним утром 14 августа 1830 года из усадьбы Столыпиных выехала большая группа людей. Ехали в Ново-Иерусалимский мужской монастырь. Из Середникова направились трактом до Юрлова, далее почти лесной дорогой – до Воскресенска (18 верст). Примерно два часа быстрой езды. В маленькой тесной церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, прямо под Голгофой, Лермонтов надолго задержался у гробницы Никона. Тяжелые кованые вериги (14 фунтов веса), которые постоянно носил на своем теле Патриарх – постник, его складная медная икона, келейная икона Богородицы – это все, что «украшало» гробницу. Об этом поэт и напишет:

Прозрачный сумрак, луч лампады,

Кивот и крест, символ святой

Все полно мира и отрады

Вокруг тебя и над тобой.

Уже под вечер, перед возвращением домой Лермонтов очутился возле скита Патриарха Никона. Завороженный перипетиями истории его жизни, он с волнением вглядывался в «пустынный столп» скита. Взволнованность вылилась в строки стихов, которые он тут же набросал, стоя у стен пустыни. А по возвращении в Середниково он в ту же ночь переписал их себе в тетрадь.

Посещение Лермонтовым Ново-Иерусалимской обители оставило глубокий след в душе поэта и отразилось в дальнейшем в созданных им литературных и графических сюжетах. Пребывание Лермонтова в нашем крае отражено в названии одной из школ города Истра.

3. Писательская юность Антона Павловича Чехова

Писательская юность великого русского литератора Антона Павловича Чехова (1860-1904) проходила в Воскресенске. Живописнейшее местоположение города, его своеобразный быт, величайший памятник русской национальной архитектуры Новый Иерусалим, бескрайние леса, студеная Истра пленили Чехова на долгие годы. В 1884 г. он писал издателю журнала «Осколки» Н. А. Лейкину: «Природа кругом великолепная. Простор и полное отсутствие дачников. Грибы, рыбная ловля и земская лечебница - тем много»

В Истре Антон Павлович создал много произведений. Так в свое пребывание в Истре, Звенигороде и Бабкине(1883 – 1887 гг. ) Чехов написал следующие произведения: «Токарь», «Беглец», «Хирургия», «Детвора», «Экзамен на чин», «Унтер Пришибеев», «Злоумышленник», «Мертвое тело», «На вскрытии», «Горе», «Сирена», «Дочь Альбиона», «Налим», «Верочка», «Иванов», «Смерть чиновника», «Володя», «Ведьма» и «Недоброе дело». Его брат пишет: «Как писателю Антону Чехову нужны были впечатления, и он стал их теперь черпать для своих сюжетов из той жизни, которая окружала его в Воскресенске: он вошел в нее целиком. Как будущему врачу ему нужна была медицинская практика, и она тоже оказалась здесь к его услугам».

В 1881-1882 гг. Антон Павлович бывал в Истре наездами, в 1883-1884 гг. он проводит здесь летние месяцы. Жил писатель у своего брата И. П. Чехова, учителя местной приходской школы, имевшего при школе казенную квартиру. Семья Чеховых жила в эти годы в Москве тесно и бедно; средств для выезда на дачу не было. Просторная, хорошо обставленная квартира И. П. Чехова в Истре являлась для их семьи «чистой находкой». Здание школы находилось в начале нынешней Первомайской улицы, на левой стороне; в 1941 г. Школа была сожжена гитлеровцами. На сохранившихся каменных столбах въездных ворот в 1944г. была установлена мемориальная доска, отмечающая пребывание здесь писателя.

Поселившись в Истре, Чехов «нашел уже порядочный круг знакомых. Высокий, в черной крылатке, он стал принимать участие в каждой прогулке. А гуляли большими компаниями и каждый вечер, причем дети гурьбой бежали впереди, а взрослые шли далеко позади и вели либеральные беседы на злобы дня. А поговорить было о чем. Кроме сочинений Щедрина, которыми тогда зачитывались, выписывали вскладчину положительно все до одного выходившие в то время толстые журналы». Такова была та культурная среда, которую встретил в Истре молодой писатель.

В Истре он познакомился с полковником Б. И. Маевским, командиром стоящей в городе артиллерийской части. Его семья, по словам М. П. Чехова, была центром «всей Воскресенской жизни». «У них были очаровательные дети, с которыми сдружился мой брат Антон Павлович и описал их в рассказе «Детвора» Дом, в котором жил Маевский, к сожалению, не сохранился, он находился в начале Советской улицы, на левой стороне. «Здесь же брат познакомился с другими офицерами батареи и вообще с военной жизнью, что оказало ему впоследствии услугу в создании «Трех сестер». Поручик этой батареи Е. П. Егоров был близким другом братьев Чеховых, упомянут Антоном Павловичем в его рассказе «Зеленая коса».

Письма Чехова Лейкину свидетельствуют о том, как жадно изучал Антон Павлович во время своего пребывания в Истре окружающую его жизнь. «Вечером хожу на почту к Андрею Егорычу получать газеты и письма, при чем копаюсь в корреспонденции и читаю адреса с усердием любопытного бездельника. Андрей Егорыч дал мне тему для рассказа «Экзамен на чин»».

В версте от города находилась усадьба Чикино при громадном красивом пруде. Усадьба была куплена земством и обращена в больницу. Ею заведовал тогда известный среди земских врачей и в медицинской литературе врач П. А. Архангельский. Чикинская больница считалась поставленной образцово. В 1884 г. Антон Павлович оканчивает курс в университете и является в Чикинскую больницу на практику в качестве врача. В биографии Чехова Чикинская земская больница явилась не только медицинской, но и писательской школой («Хирургия», «Беглец», «Токарь»). Так в Истре перед молодым начинающим писателем А. П. Чеховым открылся широкий мир русской действительности: жизнь крестьян и земских врачей, учителей и военных, скудный быт мелкого чиновничества. Именно здесь, в маленьком тихом подмосковном городке, он воспринял неотразимую красоту природы средней полосы России, и полюбил ее на всю жизнь. За год до смерти, когда врачи неожиданно разрешили ему, тяжело больному туберкулезом, вновь поселиться под Москвой, Чехова неудержимо тянет в тихую Истру. В июне 1903г. он в последний раз посещает городок своей писательской юности.

В июле 1954 г. Истра торжественно отметила чеховские дни. Недалеко от того места, где находился дом писателя, состоялось открытие памятника – бюста А. П. Чехова работы скульптора А. Е. Елецкого. На одном из зданий бывшей Чикинской земской больницы была установлена мемориальная доска. Одна из школ Истры названа именем А. П. Чехова в его честь назван переулок.

Немалую роль в биографии Чехова сыграли Мелихово и Бабкино, которые отмечены, как целые полосы, запечатленные в творчестве Антона Павловича. В конце XIX века имение в Бабкине принадлежало Алексею Сергеевичу Киселеву, племяннику русского посла во Франции. Жена А. С. Киселева - Мария Владимировна приходилась внучкой выдающемуся русскому просветителю, писателю – гуманисту Н. И. Новикову. В имении Киселевых А. П. Чехов проводил летние месяцы 1885 – 1887 годов. Антон Павлович писал в апреле 1885 года: «Нанял я дачу с мебелью, овощами, молоком и проч. Усадьба очень красивая, стоит на крутом берегу, расстилаются луга. Внизу река, богатая рыбой, за рекой громадный лес, по сю сторону реки тоже лес. Около дачи оранжереи, клумбы. ».

Описанный в «Верочке» сад при лунном свете и переползавшим через него клочьями тумана - это сад в Бабкине. Над обрывом – площадка. Здесь по рассказам, особенно любил сидеть Антон Павлович. Здесь зародилась у него мысль о «Чайке». Над Истрой все время реют белые чайки. И кажется естественным, что вот именно здесь, на этой площадке, с которой такой волнующий вид, - глядя на этот лет нежных ласточек, думал Чехов о «девушке, живущей у озера, свободной, как чайка.

Дальше купальня. Стоит только спустится по лестнице и пройти несколько шагов вдоль берега. Вот тут то и случился «Налим» с пастухом Сергеем. Это он ловил налима «под жабры», а в реке «дочь Альбиона» удила рыбу. Во дворе флигель длинный – длинный, узкий, низкий, в нем жили Чеховы. Тут и происходили судбища, о котором упоминается в письмах Антона Павловича» - писал Юрий Соболев, после просмотра Бабкина. А по дороге в Воскресенск есть Полевщинская церковь. Эта заброшенная церковка описана Чеховым в его «Ведьме» и в «Недобром деле». Сейчас она отремонтирована, в ней служат не раз в год, как при Чехове, а каждый праздник, и вообще она утратила свой таинственный и жуткий отпечаток, который оставил такое сильное впечатление на Антона Павловича.

Сами Киселевы жил небогато, но хранили традиции русской культуры, любили литературу и музыку. Мария Валентиновна писала рассказы для детей, Чехов редактировал их, помогал печататься. Дочери Киселевых Сашеньке он даже посвятил одно из немногих своих стихотворений, а их сын Сережа зимой 1888 – 1889 гг. жил в квартире Чеховых в Москве. Отец М. В. Киселевой – Владимир Петрович Бегичев, выпускник Московского университета, писал оригинальные пьесы, был драматургом - переводчиком и инспектором московских императорских театров, а одно время и управляющим ими. Знакомство с Владимиром Петровичем, талантливым рассказчиком, весь уклад бабкинской жизни явились важным источником творчестве писателя. Бегичев поведал Чехову реальную история, происшедшую с одним из зрителей в театре, ставшую основой рассказа «Смерть чиновника». Не удивительно, что брат писателя Михаил в своих воспоминаниях назвал Бабкино золотыми россыпями для писателя.

К сожалению, усадебный дом не сохранился до нашего времени. Он сгорел в 1920 году. Сгорели также обширная библиотека и семейный архив. Не сохранились и флигели, и надворные службы усадьбы. А сравнительно недавно, в 1990-е годы, изумительно красивые бабкинские места, которыми восхищался Чехов, - святые чеховские места – были обезображены карьером. От усадьбы Бабкино осталась лишь часть липового (бывшего английского) парка. Сейчас под горой, где возвышалась усадьба – глубокий овраг, ведущий к реке. Он превращен в свалку.

Памятник Чехову у шоссе демонтирован. У местных властей не было сил и средств его восстанавливать - то руку отобьют, то ногу. А потом и вовсе так изуродовали – бесполезно реставрировать. От скромного памятника Чехову остался только пьедестал и валун, который не расколешь. На нём написано: «В 1885 – 1887 годы. в д. Бабкино жили А. П. Чехов и И. И. Левитан». Становится грустно, когда смотришь на такие разоренные культурные гнезда.

4. Великие писатели о Ф. Толстом

В произведениях А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, А. И. Герцена встречаются упоминания о Фёдоре Ивановиче Толстом - известнейшем человеке своего времени, яркой и неординарной личности.

Граф Федор Толстой проживал в своём имении Глебово под Воскресенском в первой половине XIX века. Он приходился двоюродным дядей писателю Льву Толстому. Ф. Толстой вошел в историю под кличкой «Толстой – Американец» (он участвовал в кругосветной экспедиции Лисянского и Крузенштерна, и за буйный характер был высажен на Алеутских островах).

«Необыкновенный, привлекательный человек. С одной стороны, Федор Иванович был чрезвычайно добр, всегда был готов отдать последнюю копейку бедному, честен и ни за что не согласился бы обмануть либо солгать. В то же время он обыграл бы вас в карты до нитки. Множество дуэлей было у него из-за карт», - писал Толстой.

В книге «Былое и думы» А. И. Герцен отзывался о нем так: «Я лично знал Ф. И. Толстого. Один взгляд на наружность старика, на его лоб, покрытый седыми кудрями, на его сверкающие глаза и атлетическое тело показывали, сколько энергии и силы было дано ему от природы. Он развил одни буйные страсти, одни дурные наклонности. Двадцать лет он буйствовал, обыгрывал в карты, дрался на дуэлях, уродовал людей, разорял целые семейства. »

А вот отзыв поэта П. А. Вяземского: «. Ф. И. Толстой был прекрасно образован, говорил на нескольких языках, любил музыку и литературу, много читал и охотно сближался с артистами и литераторами. Умен был, как демон, и удивительно красноречив. ».

В 1808 г. Ф. И. Толстой принял участие в военной кампании против Швеции, а в 1812 г. героически отличился во время Отечественной войны с французами.

У А. С. Грибоедова в «Горе от ума» есть такие строчки:

. Но голова у нас, какой в России нету,

Не надо называть, узнаешь по портрету:

Ночной разбойник, дуэлист.

В Камчатку сослан был, вернулся «алеутом».

И крепко на руку не чист.

Ф. И. Толстой был увековечен и еще одним классиком литературы. А. С. Пушкин написал на него эпиграмму.

В жизни мрачной и презренной

Был он долго погружен,

Долго все концы вселенной

Осквернял развратом он.

Но, исправясь понемногу,

Он загладил свой позор.

И теперь он — слава Богу, -

Только что картежный вор.

5. Александр Блок в Дедово - Талызино

В нескольких километрах от станции Снегири располагалась усадьба Дедово–Талызино, с которой в истории русской литературы прочно связаны имена трех крупных деятелей русской культуры начала XX века – А. Блока, А. Белого, С. Соловьева. Само Дедово принадлежало Александре Григорьевне Коваленской – бабушке С. Соловьева и сестре бабушки поэта А. Блока. Александра Григорьевна была детской писательницей. Ее дочь Ольга Михайловна стала Художницей – она ученица В. Д. Поленова Ольга Михайловна вышла замуж за сына историка Соловьева. Их сын Сергей – троюродный брат А. Блока. И сам - поэт.

В Дедове у Соловьевых часто гостили: советский поэт Валерий Брюсов (1873-1924), поэт – символист Константин Бальмонт (1867-1942) , писатель Андрей Белый (1880-1934) и, конечно, Александр Блок (1880-1921). Собственно, здесь А. Блока и оценили впервые как серьезного поэта. В 1902 г. при содействии Соловьевых в петербургском журнале «Новый путь» первый раз появились в печати стихи Блока. С юных лет А. Блока и С. Соловьева связывала дружба. Молодой Блок, начав в своем Шахматове издавать рукописный журнал «Вестник», пригласил публиковаться в нем С. Соловьева.

Александру Блоку - восемнадцать. Он только что закончил гимназию. Лето у него очень непоседливое. Он то в Боблове (усадьба Менделеевых), то в своем Шахматове, то в гостях у троюродного брата Сергея Соловьева в Дедове. Везде активно участвует в художественных начинаниях молодежи — играет в самодеятельных спектаклях, читает свои стихи. В Дедово он в это лето приезжал не раз. В начале июля он пишет оттуда матери: «Поговаривают насчет спектакля, моя декламация нравится». А 1 августа он — в Боблове, играет шекспировского Гамлета. Офелию исполняет Л. Д. Менделеева. Этот спектакль стал поворотным моментом в сердечных отношениях Блока и Менделеевой. Из Боблова он торопится в Дедово, где тоже обещал играть на любительской сцене. Вот как описывает встречу С. Соловьев: «. я встретил Блока в перелеске, на границах нашего Дедова. Показался тарантас. В нем - молодой человек, изящно одетый, с венчиком золотистых кудрей, с розой в петлице и — тросточкой. Он только что окончил гимназию и веселился. Театр, флирт и стихи. Уже его поэтическое призвание вполне обнаружилось».

Итак, он в Дедове. А сердце бьется еще «гамлетовскими» переживаниями, «вещими зеницами» Любочки Менделеевой. И вот рождаются стихи. О чистом поле, об Идеале, о Сириусе. 9 августа состоялся в Дедове любительский спектакль. Блок был занят в сценах из «Бориса Годунова» и «Орлеанской девы».

Ныне от усадьбы Дедово, прочно вошедшей в историю русской литературы, почти ничего не осталось. Существует лишь полузаросший пруд, да несколько берез въездной аллеи.

6. Андрей Белый в гостях у друга

В имении Дедово близ Снегирей часто бывал в гостях у друга Андрей Белый (1880-1934) - русский советский писатель, один из ведущих деятелей символизма. Летом 1905 года А. Белый начал здесь работу над романом «Серебряный голубь». В своих «Воспоминаниях» он оставил обстоятельные описания дедовской усадьбы и приметы быта ее обитателей.

«В одноэтажном серявеньком флигельке проживали родители моего друга (С. Соловьева): сюда я наезживал веснами ещё гимназистом: в уют комнатушек, обставленных шкафами с энциклопедиями и томиками старых поэтов Франции. В середине несколько старых кресел, букетов и тряпок, разбросанных рядом ряд мольбертов Ольги Михайловны Соловьевой, её пейзажи - огромное ложноклассическое полотно изображающее похищение АндромедыМихаил Сергеевич Соловьев - в высоких охотничьих сапогах, в летнем белом костюме – вскапывал заступом около террасные гряды Мы, два юнца, рассуждали о Фете; из-за перил клонились кисти соцветий и ярко – цветных кустарников; по краям дорожки, бегущей с террасы, зеленили высадки белых колокольчиков»

Но к сожалению, позднее между литераторами произошла ссора.

7. Илья Эренбург и Истра

Уроженец Киева, из семьи инженера, Илья Эренбург в начале ХХ века с родителями переехал в Москву, которая стала главным городом его жизни. Но были в жизни Лохматого Ильи (как называла его Крупская) Париж, Мадрид и десятки городов мира, среди которых была и Истра.

В 60-е годы XX века из-за его мемуаров «Люди. Годы. Жизнь» у Ильи Эренбурга было немало неприятностей. Своей независимостью суждений о важнейших событиях прожитых лет он вызвал немилость властей, его перестали печатать, ругали с высоких трибун и в прессе. Возможно, поэтому последние годы он почти постоянно жил на даче под Новым Иерусалимом, в дачном поселке НИЛ «Наука. Искусство. Литература. ».

Корреспондент истринской газеты Владимир Журавлев, которому посчастливилось взять у Ильи Григорьевича одно из последних интервью в его жизни, вспоминает: «Много посетителей бывало у Эренбурга и на его даче. Вот и на мой телефонный звонок он отреагировал сразу и принял меня в этот же день, пригласив пополдничать. Честно скажу: я не ожидал такой оперативности, хотя ничего невероятного в этом не было, ведь Эренбург когда-то начинал корреспондентом небольших газет. Это уже потом были «Правда» и «Красная звезда». И вообще, прозаик и поэт, он в глубине души сохранил почти ребяческую страсть к репортажу. Утопив кнопку звонка, я вскоре увидел идущего по тропинке сторожа, который привел меня к веранде, где стоял накрытый скатертью стол, а за ним сидел Илья Эренбург. Добрый, голубоглазый, улыбчивы. После чаепития мы прошли в его кабинет, где почти в центре стоял обращенный к свету письменный стол, заставленный пирамидками книг, заваленный стопками рукописей. Половинкой луны смотрелся плафон настольной лампы, а в центре красовалась изящная пишущая машинка итальянской фирмы «Оливетти» - мечта журналистов 60-х годов. На стене висела картина с южным пейзажем. День уже клонился к вечеру, когда хозяин пригласил меня посмотреть его огород. Наряду с овощами и ягодами Эренбург, став на склоне лет заядлым садоводом, выращивал на своих грядках экзотические для нашей полосы растения. Но особой его радостью были английские розы. Они удивительно похожи на остроконечный свет далеких небесных тел. Звезд уже нет, а свет их живет.

8. «В белоснежных полях под Москвой» (А. А Сурков)

Алексей Александрович Сурков (1899-1983) - известный поэт, автор большого числа стихотворений. За долгую жизнь в литературе Суркову довелось написать несколько стихотворений, переложенных на музыку и ставших всенародными песнями, потеряв имя автора. К числу таких песен относятся «Чапаевская», «Конармейская», «То не тучи, грозовые облака», «Рано - раненько», «Сирень цветёт», «Песня смелых», «Бьётся в тесной печурке огонь» и некоторые другие. Все эти песни были адресованы сердцу человека, отстаивавшего честь и независимость своей Родины с оружием в руках. Каждая из них создавалась по-своему, но есть у них нечто общее – были они написаны как стихи для чтения, а потом стали песнями.

Всем известная фронтовая песня «Бьётся в тесной печурке огонь» («В землянке») родилась в конце ноября 1941 года после очень трудного фронтового дня под Истрой. Землянку, где была создана песня, вырыли не солдаты, она находилась на усадьбе Аграфены Осиповны Кузнецовой. Михаил Михайлович Кузнецов, строивший землянку, рассказывал: «Когда началась война, мне и 18 лет не было. Я и братишка Вовка жили вместе с матерью в деревне Кашино. С приближением фронта к Истре мы решили построить землянку, чтобы можно было спасаться от бомбёжек. Копали мы её у дома в своём огороде, а как наступили холода, поставили в землянке чугунную печурку. ».

Капитан А. Сурков в одну из своих поездок на фронт побывал в 258-м стрелковом полку под Истрой. Спустя 30 лет поэт вспоминал: «Под впечатлением тех военных лет я написал самое тёплое из моих стихотворений – «В землянке». Написал я его у себя в редакции, а в сердце мне она пришла в деревне Кашино. После того, как немцы просочились в деревню и от Дарны отрезали наш тыл, мы собрались в землянке. Немцы заняли уже все ближайшие избы и били из автоматов как раз по тому самому пятачку, где в землянке находилась наша группа. Тогда начальник штаба подполз к этим домам и забросал их гранатами. Это позволило находившимся в землянке выбраться из неё и уйти». Под впечатлением пережитого за тот день сражений под Истрой Сурков написал письмо жене, которая находилась тогда на Каме. В нём было шестнадцать «домашних» стихотворных строк, которые он не собирался публиковать, тем более передавать кому-либо для написания музыки.

Стихи «Бьётся в тесной печурке огонь» так бы и остались частью письма, если бы в феврале 1942 года не приехал бы в Москву из эвакуации, не пришёл бы во фронтовую редакцию композитор Константин Листов. Он стал просить «что-нибудь, на что можно написать песню». И тут Сурков вспомнил о стихах, написанных домой. Сурков разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи уверенным в том, что песни из этого лирического стихотворения не выйдет. Через неделю композитор вновь появился в редакции, попросил у фоторепортёра Михаила Савина гитару и спел свою новую песню, назвав её «В землянке».

Песня действительно «пошла». По всем фронтам – от Севастополя до Ленинграда и Полярного. Песня «В землянке» была первой лирической песней, рождённой из пламени великой войны, принятой и сердцем солдата, и сердцем тех, кто его ждал с войны.

9 мая 1999 года, в память о героических защитниках Москвы и к 100-летию со дня рождения поэта А. А. Суркова, Истринской молодежной общественной организацией «Клубом «ИСТОК» был изготовлении установлен в д. Кашино Памятный Знак «В землянке».

До наших дней землянка не сохранилась. На ее месте лишь небольшая впадина (теперь на этом месте Памятный Знак). Но в 1975 г. Юрий Васильевич Щеглов изготовил макет землянки, который можно увидеть в Ленинско – Снегиревском музее. Жизнь знаменитой землянки, воспетой в стихах Алексея Александровича Суркова, продолжается в нашей памяти, а песня «В землянке» летит от поколения к поколению, оставляя в благодарных наших сердцах тепло своей нежной и негасимой любви.

С 2004 года Комитет по делам молодежи Московской области и Администрация Истринского района ежегодно проводят Московский областной молодёжный конкурс фронтовой песни имени Алексея Суркова «Бьётся в тесной печурке огонь. ».

9. Наш современник – В. Вигский

В настоящее время в Истре проживает замечательный поэт, наш современник Владимир Григорьевич Вигский, в творчестве которого нашли отражения удивительная поэтичность истринской природы, его любовь к родному краю.

В. Вигский родился в 1923 г. в селении Воскресенское Горьковской области, в 1974г. переехал в Истру, где сейчас и живёт.

Стихи он начал писать в военные годы. В Истре принимал участие в издании 1993-2001 годах трёх поэтических сборников истринских поэтов: «Святой родник», «Серебряная нить», «Сиреневый букет». В них включено более 50 его произведений. В. Вигский активно участвовал в работе литературного объединения «Истринские зори и в поэтическом клубе «Пароход». Его стихотворением «Победа» открывается «Всероссийская Книга памяти», выпущенная к 50-летию Победы в Великой Отечественной войне, по Истринскому району.

За годы творческой деятельности Владимир Григорьевичем написано десять поэм, венок сонетов, несколько циклов произведений (баллады, бардовские песни, стихотворения, фельетоны), пять книг под рубрикой «Круги ада», куда вошло свыше 10 тысяч сатирических четверостиший (частушки). Жанровое разнообразие его произведений свидетельствует о большом жизненном и творческом пути.

Владимира Вигского знают многие в Истре. Не только знают, но и песни на его стихи поют. Ведь прекрасные стихи, простые, душевные, открытые, хочется петь с первых строчек. На его стихи написано немало песен как профессиональными, так и самодеятельными композиторами. Свыше 30 своих песен он исполняет под собственный аккомпанемент гитары. В. Вигский - участник хора ветеранов войны и труда г. Истра.

В 2004 году В. Вигский выпустил сборник стихов «Священный груз». Владимиру Григорьевичу не надо придумывать свои стихи, ибо всё, чем он дорожит, что любит и ненавидит, прошло через его жизнь. Именно благодаря этому лирическая и гражданская определённость есть в каждом произведении истринского поэта.

10. Молодая истринская поэтесса – Юлия Скрылева

Достойно продолжают литературное дело Истры наши молодые поэты.

В Климовске Подольского района 23 октября состоялся Первый Московский областной открытый конкурс молодежного поэтического творчества «Алмазный голубь» 2005г. , на котором Истру представляли наши молодые поэты: Юлия Скрылева, Антон Новиков, Мария Исаева. По итогам конкурса в номинации «Поэзии волшебная строка. » II место заняла Юлия Скрылева – студентка Московского литературного института имени М. Горького.

Юлия Алексеевна Скрылева родилась и живет в Истре. Ее стихи публиковались в газетах «Советская Россия», «Курская правда», в альманахах Росси, Белоруссии и Украины «Славянские колокола», в сборнике творческой группы «Гений М. Ю. Лермонтова» «Люблю отчизну я», и конечно же, в Истринских газетах. Молодая поэтесса принимала участие в конкурсе детского творчества «Подсолнушек», она – лауреат I Московского областного открытого конкурса молодежного поэтического творчества «Алмазный голубь», участник слета молодых писателей «Дети солнца», организованного Союзом писателей России и, наконец, кандидат в члены Союза писателей России. Юля с 10 лет пишет стихи, а закончив Истринскую гимназию Юля выпустила свой первый сборник стихов «Заповедная страна», затем поступив на дневное отделение Литературного института им. А. М. Горького (специальность – поэзия) – второй «Неуловимое счастье».

Вот как о Юлиной поэзии отзывается Олег Саранский член Союза писателей России: «Стихи ее образны, умны, лиричны, веет от них нежностью и добром и даже. житейской мудростью – они могут поддержать человека в трудную минуту, подставив плечо надежде».

Не мало у Юли стихов, посвященных с детства знакомым местам. А вот отзыв Надежды Жуковой так же члена Союза российских писателей: «Я открыла для себя новый мир, мир поэзии Юли Скрылевой. Говорят не стоит делить поэзию на женскую и мужскую. Она должна быть только поэзией. Не спорю. И люблю женскую поэзию. Ладную, крепкую и хрупкую поэзию Юли».

Хочется верить, что это только первые шаги Юли в мир большой поэзии и мы еще не раз будем чувствовать гордость за Юлю, за то, что Истра – родина такой замечательной поэтессы.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие выводы:

1. Первым литератором Истры, бесспорно, следует считать патриарха Никона (1605-1681), проповеди которого хотя и носили по содержанию религиозно – нравственный характер, но по форме были, конечно же, литературными произведениями. В дальнейшем эти литературные традиции продолжали сподвижники Никона архимандриты Воскресенского монастыря - Герман и Никанор.

2. Истринская земля богата местами, связанными с историей русской литературы. Здесь бывали и творили такие выдающиеся писатели и поэты России, как А. Чехов, М. Лермонтов, А. Блок, А. Белый и др.

Посещение «подмосковной Палестины» подарило нам яркое стихотворение молодого Лермонтова. Многие места нашего края и образы его обывателей были отражены в известных произведениях А. Чехова, упоминаются в письмах, дневниках, путевых заметках. Тихая прелесть истринских лесов и полей, красота рек и лугов, воспоминания о старых усадьбах щедро одаривали великих литераторов не только чувством прекрасного, но неизменно волнующим ощущением своей близости, неразрывной связи с этой землёй.

3. В тяжелые фронтовые годы история нашего края была связана с такими широко известными именами, как А. Сурков и И. Эренбург.

4. В современной Истре продолжают жить литературные традиции прошлого, что ярко отражено в творчестве известного поэта, нашего земляка, ВладимираВигского, в поэзии которого нашла отражение удивительная поэтика Истринской природы.

Достойно продолжают литературное дело Истры молодые поэты такие, как Юлия Скрылева.

«Любовь к родному краю питает любовь к Родине. Любовь начинается с родной местности и расширяется затем до пределов всей страны. Познать свой край, изучить его – значит, полюбить еще более глубоко», - писал профессор А. С. Барков в статье « О научном краеведении». Нам, потомкам, нужно изучать свое историческое прошлое и его культурное наследие, не допускать дальнейшего разорения старинных усадеб, в которых жили и творили классики русской литературы, и памятников, установленных в их честь.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)