Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Я слышу поэзии звуки

(тематика творчества А. В. Сержантовой)

Известный врач, поэт, прозаик, член Союза писателей, ч лен Литератур ного объединения « Надым», Алевтина Владимировна Сер жантова – заметная фигура в литературном мире нашег о го рода.

Работа « Откуда эти странные слова» отразила темы, поднятые в стихах поэ тессы. Это тема патриотизма и философские стихи, тема любви и дружбы, тема приверженности к своей профессии. Анализируя стихи, ученица умело показала, что они лиричны и эмо циональны, им присущи ясность и целеустремленность, в них явственно ощут имы приметы нашего времени.

Ценность работы заключается в том, что исследован творческий путь мест ного поэта, воспевающег о богатства Севера, дела его тружеников.

Материал, отраженный в работе может быть использован на факультативных занятиях, во вне классной и внешкольной работе по литературе.

Она «оставит для потомков крупицы индивидуальных воспоминаний и переживаний о тех нас, которые когда-то были».

В нашем городе уже на протяжении 15 лет успешно трудится литературное объединение «Надым», собравшее десятки состоявшихся и начинающих поэтов и прозаиков, людей, которые, несмотря на трудности и проблемы, развили свой талант и согревают своим творчеством сердца надымчан. А всё потому, что люди Севера любят этот край не за его богатства, их восхищает не промышленная мощь, а, прежде всего, необычайная красота природы и душевное тепло людей, которое, наверное, рождается из-за сильных морозов и ветров.

Когда я впервые прочла стихотворения поэтов, живущих в нашем городе, моё внимание привлекли произведения Сержантовой, посвященные Северу и северянам. В них я нашла отражения своих чувств, так как эти стихотворения показывают любовь к суровом у северному краю, которую испытываю я. Это подвигло меня на прочтение остальных сборников стихов и цикла рассказов Алевтины Владимировны. В её ра ботах меня привлекла не просто красота слова, а строгость и простота слога, их смысл, прежде всего сама суть, яркие и глубокие чувства, заложенные в этих поэтических строках. Её творчество наполнено внутренне й культурой, воплощенной в слове и искренностью чувства, в нем выражены индивидуальность, порой легкая ирония. В стихах видны отражения различных моментов жизни, переживаний и историй, которые Алевтина Владимировна услышала и передала читателю в стихотворной форме, и иронические « безделушки ».

А. Сержантова родилась в Уфе. В этом гор о де прошли её детство и юность. Родители – врачи-неврапотологи, которых уважали и даже чтили в гор о де. Знакомство девочки с поэзией началось с произведений Пушкина, Ершова, Барто, Маршака и Михалкова. В её семье очень любил стихи отец ( особенно Есенина и Блока), сам довольно неплохо писал. Мама зачитывалась Пушкиным и Жуковским. Многие отрывки и даже целые произведения она знала наизусть, В родительском доме Алевтины была большая библиотека. Поэтесса до сих пор помнит семейные литературные вечера, когда собравшиеся читали друг другу наиболее запомнившиеся стихотворения, декламировали наиболее полюбившиеся строки.

Писать стихи Алевтина начала рано, но это было не её собственно е желание, а одноклассницы , подруги Люды, которая была лучшей поэтессой класса. Именно она предложил Але писать на уроках друг другу шуточные стихи или небольшие поэмы. Это случилось в 6 классе. Как говорит сама писательница, в то время она серьёзно к поэзии не относилась. Поэтому стихи писала по-детски, наивно, но иногда ей казалось, что она создает настоящие «шедевры». Так Алевтина писала до 8 класса, затем стала писать значительно меньше и реже, но с тех пор тяга к слову осталась.

Алевтина Сержантова по окончании школы поступила в Башкирский медицинский институт , пошла по стопам родит елей. Закончила его , став врачом- невропатологом. Сначала работала в родном городе , затем в Читинский и Томской областях. Проза и первые «взрослые» поэтические произведения печатаются в периодической печати Уфы, Салехарда, Тюмени, Надыма, Москвы.

Самые первые публикации были ещё в Уфе , в местных газета х, более двадцати лет назад. Произведением – « пионер ом» стал рассказ « Несчастье у Сарочки » , в ко тором была описана жизнь Алевтининой бабушки. Этот рассказ был напечатан в газете « Ленинец» , а позже вошел в сборник « Орбит а» , который вышел в Башкирии.

Долгое время после окончания школы Алевтина Владимировна не писала. И только в 1978 году после почти 10- летнего молчания было написано стихотворение , посвященное первому круглому юбилею совместной жизни с мужем. Затем поэтесса начала работу над первым сборником

« Вариации на вечные темы» , в период с 1978 по 1981 год был написан первый вариант этой книги.

Потом был долгий перерыв в писательской деятельности Алевтины Владимировны , а 1991 году вышла уже вторая версия сборника « Вариации на вечные темы « под редакцией известной надымской писательницы , члена Союза писателей Росси, Людмилы Георгиевны Ефремовой. Этот сборник я прочла недавно , и представленные в нем стихи произвели на меня огромное впечатление. Но , помимо интересных стихотворных произведений , автор включил в книгу прозу. И хотя подобное совмещение не столь часто встречается при печати разножанровых произведений авторов , поскольку довольно сложно соблюсти тематическое и идейное единство представленных творений , «Вариации» читаются на одном дыхании. Посвящен сборник памяти супруга , Валерия Сержантова.

Людмила Гладкая , человек , авторитет которого в писательском мире непререкаем , написала об этой книге : « В ней вы найдете много проникновенных строк о Севере , о северян ах , о северном городе Надыме , созданных поэтом с позиций вечных человеческих ценностей. Высокая духовная культура , профессионально воплощенная в поэтическом слове в сочетании с глубокой искренностью умного и талантливого автора , несомненно , тронет всех, кто прочтет эту книгу ».

Изучая творчество Сержантовой , мы видим цельный поэтический характер. Она остро чувствует движение времени, так сказать бренность мира сего. Алевтина Владимировна не тех , кто пришел на землю , чтобы жадно урвать свое, поскольку оно дано один раз. она щедра , бескорыстна Нет мелочной, эгоистичной озлобленности ни в чем. Ее творчество разнообразно и многогранно.

И хотя в её поэзии присутствует влияние Марины Цветаевой , во всех стихотворениях можно отметить своеобразие и яркую индивидуальность авторского стиля. В своих работах поэтесса затрагивает большое количество тем. В её стихах привлекает простота и доступность. Все в н их названо своими именами. Но за этими обыкновенными словами скрывается глубокое чувство , вложенное в них автором , которое всегда находит отражение в душах читателей.

Одной из центральных тем в творчестве поэтессы являет ся тема любви. В ее стихах это чувство является содержанием человеческой жизни :

Ну что я без тебя ?

Песчинка – в океане.

Лучина – во вселенной.

В пустыне – в о вселенной.

Я – море , материк ,

Я - центр мирозданья ,

Лишь стоит мне к твоим

Губам прильнуть

Губами.

Любовь , лежащая в ее основе, пред стает ,как необыкновенно богатая и удивительно прихотливое чувство. мир , воссоздаваемый в любовной лирике Сержантовой выглядит условно поэтическим. Он наполнен таинственным смыслом , и некоторые фразы следует вчитаться и вдуматься в эти строки , то станет очевидно , что в этих словах авторвыражает простое человеческое чувство. Но любовь не бывает серой и обыденной. Она всегда велика и прекрасна , и поэтому достойна таких возвышенных слов , сравнений и олицетворений :

По ярким , по чужим мирам

Блуждать бездомную кометой.

И времени теряя счет ,

И поклоняясь непостоянству.

Всю жизнь искать предел пространству ,

К тебе , склонившись на плечо.

В своем стихотворении « Сонеты для деловых людей Алевтина Владимировна показывает

Силу любви. Любящий человек не может думать о чем другом как о человеке , к которому относит

Свои симпатии, ему не важны ни сплетни , ни чужое мнение. Влюбленный человек готов на все , лишь бы слышать и видеть своего избранника. И мы , вместе с Алевтиной Сержантовой , начинаем размышлять об этом чувстве , ведь оно « старо как мир и вечно ново ».

И вновь любовь. Какое чудо-

Оттаять у её огня.

Пусть для других смешной я буду ,

Пусть вы не любите меня.

Мой быт налажен так надежно ,

Что в нем бессмысленно мечтать.

Казалось , вовсе невозможно

Вас повстречать.

Но мир устроен нехитро –

В нем то лишь ново , что старо.

Любовь в стихах А. В. Сержантовой разнообразна не только по форме словесного отображения , она многолика и в эмоциях , в различных произведениях переданы всевозможные оттенки этого чувства. О но для поэтессы то «легкое касание судеб и душ » , то « бессонница о четырех строках», то «напрасные стремленья и мечты ». Иногда автор видит в любви возможность

Начать всё с нуля.

Многие стихотворения Сержантовой , в ходящие в любовную лирику , несут на себе отпечаток боли и страдания. В этих строках поэтесса открыла читателям душу , она излила в них горе, выпавшее на её долю,- потерю любимого человека ,мужа, Валерия Сержантова.

Друзья потянутся к прихожей ,

Не состоится Рождество

Где ты , единственный , похожий

На Него ?

Молчание. Мороз по коже. –

Никого.

Эта сокрушающая человеческая трагедия не может оставить равнодушным никого, и когда читаешь стихи, наполненные болью у траты , пережитой автором , на глаза наворачиваются слезы.

Ты ушел, не присев на дорожку.

Даже дочку не поцеловал.

И с собою, как палитру художник, краски жизни и платьев забрал.

Мир оставил единого цвета:

Нынче черное выдалось лето.

Но боль со временем притупляется, человек находит в себе силы преодолеть судьбу и продолжать жить, и мир вновь наполняется красками и содержанием.

Пусть невесомо и мгновенно,

Но счастье было нам дано,

Оно нерушимо, нетленно,

Мне памятью возвращено.

Неразделимы в нашей дочке

Мы продолжаемся с тобой.

Многие стихотворения посвящены Валерию Сержантову. О н был не просто интересным человеком и замечательным мужем и отцом. Это был человек довольно редкой и интересной профессии – военные врач. Он любил поэзию, хотя сам не писал, много читал. К творчеству Алевтины Вла димировны относился с позиции – чем бы дитя не тешилось.

В стихотворении « Ваше имя – смятенье» мы видим любовь Алевтины Владимировны к Валерию, человеку, без которого, она стала одино ка и несчастна.

Ваше имя – смятенье.

Безвозвратность потери,

Неизбежность смиренья,

Обретение в вере.

Для Алевтины Владимировны образ супруга – это и « одиночес тво скуки», и « свершение сокровенных желаний», и « сладкий плод прегреше нья». Без своей второй половины она не представляет существования. Ради него она живет и работает, находит в нем защиту от всех жизненных неуряди ц и проблем.

Ваше имя – молитва,

Колдовство, заклинанье,

Безысходная битва

Торжества и страданья.

Ваше имя – преграда,

Духам злых суеверий.

Ваше имя награда

Уст и сердца – Валерий.

Еще одно стихотворение, посвященное мужу, называется « Не ве дая дорог». Красноречиво уже само название. Поэтесса, « не ведая дорог», идет за своим любимым, она может пережить обиду и ложь, холодность и отчуж денность, осуждение окружающих её людей, следуя по неизвестной дороге за ним, единственным. Она готова преступить всё, лишь бы в конце пути оказать ся рядом с Валерием.

Все клятвы преступив,

Не преступлю одну.

И нет альтернатив –

Я у тебя в плену.

Не ведая дорог,

Иду, пронзая тьму

Сомнений тревог,

К порогу твоему.

Всю боль утраты мы видим в небольшом, но эмоционально ёмком с тихотворении « Приди. Приди. Приди». Эти строки не просто трогают, они зас тавляю сопереживать, они запоминаются надолго. Мы начинаем чувствовать то же самое, что и автор, написавший произведение. Наверное, поэ тому хочется снова и снова перечитывать эти строки:

Приди. Приди. Приди.

Приди хоть ненадолго.

Пусть лишь из чувства долга,

Пусть с холодом в груди.

Разбей в смешинки грусть

Или умножь печали,

Не заставляй ночами

Лишь плакать наизусть.

Лишь только не покинь,

Не умирай хотя бы,

Разжалуй в просто бабы

Из « неземных богинь»,

Но лишь не пропади.

Приди. Приди. Приди.

Но кроме одухотворяющего и всепоглощающего чувства, любовь предстает в творчестве А. В. Сержантовой и как чувство злое и жестокое, при чиняющее немало боли людям, которым довелось его испытать. Это нераздел енная любовь. Лирика, посвященная этой теме, глубоко трогает сердца чита телей, задевают потаенные струны человеческой души и заставляют сопере живать автору. Эти стихи – крик души страдающего человека:

Ложь или быль?

Явь или сон?

Свет или тьма?

В чём, чья вина?

С высоты твоей –

Да в бездну.

Дней пустых ,

Ночей беззвездных –

С головой.

С другой к венцу с кольцом.

Меня – по лицу. Кольцом.

Поперек щеки

Ураган руки

Несмотря на пережитые несчастья, которые, волею судьбы, в жиз ни поэтессы оказались связаны с прекрасным чувством любви, сердце женщи ны не огрубело. Оно осталось добрым, нежным и не утратило способность люб ить. А ведь для поэта любовь – источник вдохновенья, она дает творческие сил, пробуждает в человеке желание выплеснуть свои чувства на бумагу, поделиться с кем– нибудь своим счастьем или горем. А практически для каждого поэта – писать – это значит жить. Алевти на Владимировна Сержантова не является исключением. Ее сердце наполнен о любовью, и поэтому ее стихи находят отклик в душах читателей:

В страдательском поиске слова

Днем мучаюсь, ночью не сплю.

Перо безыскусное снова

Бессильно выводит: « Люблю».

В мучительном поиске слова

Никак не сыскать мне иного.

К тому же, в любовной лирике поэтессы присутствуют не только стихи, наполненные огромной внутренней силой, такие, в каких автор раскр ывает перед читателем свою душу, но и легкие, передающие мимолетное наст роение, сложную композицию чувств и переживаний:

Ах, как славно, ах, как сладко –

Ненароком повстречать ,

Чуть кивнуть, вздохнуть украдкой,

Пройти мимо, промолчать,

Что-то вспомнить, оглянуться,

Резко вздрогнуть, встретив взгляд,

Отвернуться и вернуться

На круги своя.

Еще одной особенность стихотворений Алевтины Владимировн ы, посвященных теме любви является то, что наряду кратким, строгим слогом, в их строках звучит музыка. Читая стихи, мы слышим песню души влюбленного человека:

Настанет день,

Настанет час,

Настанет миг любви

Неповторимый,

Я встречу Вас,

Чтобы назвать

На миг, на век, на смерть

Своим любимым.

Любовная лирика Сержантовой, наверное, самая замечательная часть ее поэтического творчества. В нее входит большая часть стихотворе ний, и мне кажется, что именно в них – залог успеха поэтессы, ведь именно в этих работах, практически каждый сможет найти что-то дорогое и близкое д ля себя.

Популярность творчества Сержантовой в нашем городе, несомн енно, имеет и ещё серьёзную причину. Значительное место в поэзии Алевтин ы Владимировны занимает тема Севера и северян. Именно е строки отражают то, что дорого людям нашего сурово го края.

Север стал для Алевтины Сержантовой второй родиной, настоящим дом ом:

А я не верю в ностальгию,

Мне хорошо в чужом краю.

Пусть здесь цветы цветут другие,

Другие песни здесь поют

Поэтесса здесь счастлива, она по-настоящему полюбила этот край и открыла для многих людей, живущих здесь, поэзи ю в тех вещах, среди которых они жили много лет и считали их самыми обыденн ыми. Алевтина Сержантова приехала на Север, увидела его и все свое восхищ ение этим краем и людьми, живущими и работающими здесь, выразила в с воих стихах:

Какой меня бог наградил,

И что еще в мире прекрасней:

Огромнейшее из светил

Пол-лета не гаснет?

Откуда народ лихвой,

Что запросто время торопит:

Коль газ – на Европу с лихвой,

Коль город – на зависть Европе –

Увидел – глазам не поверил?

Все крайности. Крайний Север.

Но все-таки, большая часть работ А. В. Сержантовой, это стихи, на полненные простыми человеческими чувствами, знакомыми каждому. Такие с тихи не заставляют нас о чем-то размышлять, читая их, мы просто сочувствуе м поэтессе и переживаем вместе с ней. И, наверное, работы, посвященные родн ым и друзьям Алевтины Вл адимировны, понятны всем. Ведь в этих стихах она просит о необходимых человеку вещах, вернее, не про сит, а молится в надежде, что ее молитвы будут услышаны:

Храни меня Боже, для маленькой дочки,

Для двух моих стареньких мам,

Ведь им будет плохо без мамы и дочки,

Ты знаешь об этом и сам.

От хворей, увечья, от мыслей усталых

Хоть несколько лет сохрани

Для старых, больных, беззащитных и малых –

Живу я лишь только для них.

И, как каждый человек , Сержантова хочет домашнего тепла и уюта , любви и

Она поняла, что человеческое счастье заключается именно та ких простых и обычных , на первый взгляд , вещах , и насколько это счастье хрупко :

Все дома. Вечер. Дочка с куклою играет.

Свекровь склонилась над шитьём, а муж читает.

Все так привычно просто и обыкновенно ,

Все так уютно и тепло – и так мгновенно.

И не страшит ни понедельник , ни суббота.

Занятен отдых , увлекательная работа.

Пищу стихи и пью вино , смеюсь беспечно,

Все так прекрасно и все конечно

В любовной лирике автора практически все стихотворени я посвящены личным переживаниям автора. Но есть среди её стихотворений несколько таких , которые рассказывают нам о др угих людях, с ними автору довелось познакомиться в разное время , и истории этих людей вызвали у поэтессы желание рассказать о них в стихах. Примером таких работ могут служить стихотворения

«Рассказ человека без пальцев » , « Разговор со сторожем », Песе нка помбура Миши ». В них автор выступает , прежде всего , в роли повествователя , поэтесса не дает никаких оценок и выражает своих чувств , она просто показывает человеческие судьбы , в которых переплетаются и счастье , и горе. В стихотвор ении

«Северный вариант » мы видим трагедию другого человека.

Алевтина Владимировна рассказывает о женщине , которая с тала для любимого человека лишь «северным , временным , запасн ым вариантом ». он вернулся в семью , к любимой жене , а героиня стихотворения осталась одна , но все страдания , кото рые принесла ей пережитая «запретная любовь » не ожесточили и не озлобили её, и она просто благодарна Ямалу , который ,пусть ненадолго , повенч ал их « великим сиянием» и подарил ей прекрасные минуты рядом с любимым :

Будешь счастлив ,родной ,на далекой своей Украине –

Нежным , ласковым мужем , заботливым , добрым отцом,

Только я все равно буду ждать , потому что отныне

Круг Полярный мне стал ледяным обручальным кольцо м.

И еще одно стихотворение, тоже рассказывающее о другом челов еке, оно называется « Письмо в газету». Это письмо маленького мальчика, пр очитав его, поэтесса выразила своё впечатление в стихах, читая которые н евозможно остаться равнодушным. Эта просьба ребенка, за которой кроются переживания и страдания маленького человечка, заставляет нас задумать ся о судьбах детей, которым не хватает родительской любви и заботы. Я знаю , что не в силах изменить такое положение вещей, но хочется, чтобы в мире бы ло как можно меньше таких вот писем:

Я вас очень прошу напечатать моё объявленье.

Оплачу, как работать начну, не останусь в долгу.

Нужен папа, хороший и сильный, хотя бы на время,

Что осталось для детства – я жить без отца не могу.

Может, нужен кому-нибудь сын? Я бы очень старался,

Провожал по утру на работу и чай кипятил,

И по русскому двойку исправил, и в школе не дрался –

От насмешек обидных мой папа меня б защитил

Читая стихи Алевтины Владимировны, мы видим талантливого по эта, но у неё, помимо поэзии, есть другое предназначение в жизни, она – вра ч-неврапотолог. И мать и отец – врачи-невропотологи, и она всегда хотела б ыть похожей на них, поэтому с детства знала, что её жизнь будет связана с м едициной. Целую серию стихов поэтесса посвятила своей профессии, котору ю назвала « Врачеванья ремесло». В этих стихотворениях описываются все п ереживания, сомнения и чувства , испытываемые врачами: ри ск, острые ощущения, ответственность за жизнь других людей и, наконец, отч аяние, в тех случаях, когда больные умирают.

Всё к черту!

В дворники! В уборщицы! В вахтёры!

От всех, кто умер по моей вине.

От тех, кто корчится от боли и, который

Раз просит: « Помогите мне»

Я просто человек. Я не Спаситель.

Не видеть. Не слышать. И не знать.

Я не могу. Не дюжу. Тяжело так.

Всех скорбей человеческих – не снесть.

Любимая? – Проклятая работа!

Моя беда.

Моя судьба.

Мой крест.

И когда читаешь это стихотворение, начинаешь переживать не т олько за судьбу больного, но и за жизнь врача. Ведь каждый раз, когда в больницу поступает новый пациент, именно на ле чащего его врача ложится вся ответственность за его жизнь. До ктор понимает, что от его опыта, умения, навыков зависит не только судьба б ольного, но и его семьи, родственников и друзей. И этот груз ответственнос ти постоянно давит, не даёт покоя и становится понятно: чтобы самому выжи ть в такой работе и помочь это сделать другим, нужно быть очень сильным и о тдавать всего себя на спасение людей.

Встряхнет душу в такой болтанке.

Где приземлятся мои останки?

Вот, наконец-то, и буровая.

Больной живой. Я едва живая.

Лечу болезного, что есть силы.

Не умирай только, друг мой милый!

Коль в вертолете не полегчает,

В реанимации откачают.

Из этих строк мы видим, на какие жертвы врачи постоянно идут ради спасения больных в таких ужасных условиях, которые преобладаю т на Севере: мороз, метель, вьюга.

Алевтина Владимировна считает, что, став врачом, она сде лала правильный выбор. И, вспоминая студенческие годы, она пишет следующ ие строки:

Диплом врача. Старинной клятвы

Произнесенные слова.

Чужая жизнь отныне свята.

И бескорыстность мастерства.

Пожизненную безотказность,

Долг – одновременно закон,

И кажущуюся бесстрашность,

И ежедневную опасность.

Вмещает новенький диплом.

Алевтина Владимировна считает профессию врача неблагодарн ой, объясняя это тем, что все люди смертны. И как бы врачи не старались, каки ми бы опытными не бы л и, существуют такие случаи, в которых они п росто бессильны. Имен после таких случаев хочется бросить все, убежать, с прятаться от всего мира, от боли, которой так много вокруг. Алевтина Владимировна говорит, что с годами работать становится трудне е, так как появляется опыт, чаще всего горький, интуиция. Врач уже может с п ервого взгляда определить, выживет ли пациент или умрет. И если прогноз о кажется печальным, то врач должен сделать все, чтобы облегчить страдания больного, сделать его последние дни как можно радостнее и веселее. А это о чень трудно, и Алевтина Владимировна считает, что ее поймет тот, кто уже бы л неоднократно в подобной ситуации:

Я – врач.

Теперь меня лишь тот поймет,

Кто «каждый день вступал на эшафот».

Что пересуд толпы полуученой

И знахарей мирское хвастовство?

Есть только круг причастных, посвященных

(Иль проклятых?) – и больше никого.

В помощники и судьи мне не надо.

Наш горек труд, горьки плоды его,

И горечью полна его награда.

Но в своей профессии Алевтина Владимировна видит и другую ст орону.

Ведь не все больные умирают или остаются больными или увечными, физическ ими или психическими. Многие пациенты полностью выздоравливают, возвра щаются к нормальной, полноценной жизни, к семье, детям, работе. В такие мом енты врачи оптимистичны и счастливы. Они получают удовлетворение от сво ей работы. Они осознают, что ради этих нескольких минут счастья, ради этих улыбок и слез радости, которыми одаривают выздоровевшие люди и их родные врачей, стоит жить, страдать, лечить и просто помогать людям. Именно эта м ысль облачена в стихотворные строки, обращенные к коллегам по профессии:

Дерзнувшие умножить скорбь свою

В надежде ближнего спасти от боли,

Дай вам Господь терпения воли,

Промыв песчинок миллионы,

Найти крупицы золота – законы

Природы, что бессмертье признают

Как многие из самобытных, живущих полноценной творческой жизни авторов, Алевтина Сержантова не могла миновать и такую серьёзную тем у, как любовь к родине и чувства патриотизма. Эти темы занимают серьезное место в её гражданской лирике. Одним из лучших произведений темы можно н азвать « Новогодние колокола», где автор говорит о колоколах, как о симво ле русской веры, веры, которая выше рамок религии, это – вера в свою Родин у, в ее потенциал, в ее будущее. А еще – уважение к яркому историческому пр ошлому, которое объединяет всех нас. Колокола – живые голоса страны, кот орые издавали и» крик горестный, и клич победный», который подхватывала вся Русь.

На праздники и на войны,

В дни радости и в сполох –

До неба вставали звоны

Над древней рекой волхвов

Даже о гибели колоколов автор говорит, как о смерти чего-то жи вого, что является невосполнимой потерей и для России, и для россиян. Чита я « Колокола», мы в едином порыве с автором желаем видеть свою страну вели кой державой и быть ее достойными детьми.

Поэт, поднимающий в своих работах такую тему, не может обойти и тему своего назначения в жизни, и назначение своего ремесла. Ведь к кажд ому человеку рано или поздно приходят вопросы: « Зачем я живу?» , « Чег о суждено мне достичь в этой жизни?» И А. В. Сержантова, будучи признанным п оэтом, понимает, что поэзия – Это великая сила, будоражащая людские серд ца:

Не названная ремеслом,

Она быть признанною жаждет

Призванием – и входит в дом,

Где ей отказано однажды.

И презирая тихий кров

Благочестивого покоя,

Ударом яростных стихов

Взрывает небо надо мною.

А своё место в прекрасном, таинственном и чарующем царстве п оэзии автор определяет так:

Когда-нибудь не станет и меня.

Но буду жить в прозрачных струй звучанье,

В движении манящего огня

Мои – и молодость, и радость, и отчаянье.

И, конечно же, талантливая поэтесса, создавшая множество вел иколепных стихов, знает не понаслышке о том, что:

Ни ловкостью ума, ни упражненьем,

Ни многолетним каторжным трудом

Не высечь Божьей искры вдохновенья,

Овсом не заманить Пегаса в дом

Но раздумья о назначении поэтов и поэзии далеко не единственные философские размышления Алевтины Сержантовой, отраженные в ее сти хах. Автор поднимает в своих работах вопросы, которые хоть раз в жизни зад ает себе каждый человек. Сержантова напоминает нам, что « нет, чем жизнь – азартнее игры!», что все мы « на Земле проездом», « что обязательно к не счастью на свете бьются зеркала», что « тридцать лет – Благословенный в озраст». Философия поэтессы проста и доступна людям, как и все ее творчес тво. Многим из нас знакомо желание автора:

Выпить бы жизнь залпом!

Сладость и боль разом.

Чтобы не стих разум

В существовании жалком.

Чтоб не смела усталость

Смелость и гордость мысли;

Искрою прянуть ввысь бы,

Чтоб золы не осталось.

Но все стихи поэтессы, несмотря на их разнообразие, объединя ет одна деталь – это прекрасные работы талантливого автора. Читая стихи , мы восхищаемся умением так рассказывать о движении своей души, все наши чувства как бы замирают перед этим чудом. Это и есть, наверное, святое таин ство поэзии, ее завораживающее душу благородство, томительная необъясн имость ее обаяния, но одновременно это и сила, и мощь, и величие поэзии:

Перо у нее в крови,

Выхлестывающей из раны.

Поэзии – как любви

Не может быть слишком рано.

От тысячных площадей

До меркнущего огарка,

Поэзии – как звезде –

Не может быть слишком ярко

Мое знакомство с творчеством Сержантовой началось со стихо в, и, поэтому, я всегда воспринимала ее в качестве поэтессы, но когда прочл а книгу « Вариации на вечные темы», я открыла для себя в А. В. Сержантовой ещ е и прозаика. Рассказы, вошедшие в этот сборник с подзаголовком «Зарево» , - это небольшие зарисовки – маленькие , но содержательные рас сказы , повествующие нам о различных чувствах из жизни. Эти неб ольшие истории написаны каким – т о особым стилем , и, читая их , мы невольно увлекаемся сюжетом и начинаем сочувст вуем главным героям , переживать и радоваться вместе с ними. Так в рассказе « Розы садовника Мукараша » , мы видим человека , для которого главным в жизни стала надежда вылечит ь руки, чтобы заниматься любимым делом - выращивать розы. Когд а у него отняли надежду , жизнь утратила свой смысл, и эта боль и горе Мукараша пробуждают в нас сочувствие и жалость к несчастному чело веку. А повествование женщины , на долю которой выпа ли ужасные трагедии : потерять любимого человека и , будучи психиатром , самой определить , что сошла с ум а в рассказе « Я люблю тебя безумно » , вызывает сильное сострад ание. Но человеческое несчастье это далеко не единственное ч увство , описанное в рассказах Сержантовой. Ко гда читаешь короткую зарисовку из студенческой жизни из студенческой ж изни « Девятки для четыреста второй » на душе становиться радостно и сол нечно. В рассказе автор доносит до нас все лучшее , ч то может быть в жизни молодых студентов : и веселье , и немного легкомыслия , и, конечно, любовь. Девочк и из четыреста второй очень беспокоится о сдаче экзамена , но у них не хватает упорства , чтобы выучить все вопросы. В конце концов , благодаря счастливой случайности , о ни сдают этот экзамен и вдруг понимают , что « сессия кончилас ь. Впереди лето , стройотряды , путешествия , и любовь ». И нам вместе с героинями рассказа становиться хор ошо и весело , ведь жизнь прекрасна.

Проза А. В. Сержантовой , так же как и поэзия своеобра зна и интересна. « Прочитал с удовольствием. В расск азах есть все – психологическая завершенность , добротный яз ык. Автора можно воспринимать и не восп ри ни мать. Она пишет как давно сложившийся прозаик. Она пишет как давно сложившийся прозаик. Не надо ей мешать » - так Валерий Мартынов сказал о прозе Алевтина Владимировны. Д ействительно , её рассказы не содержат выводов и размышлений , в ним показаны небольшие промежутки жизни разных людей , обдумывать и оценивать эти ситуации автор предоставляет читател ю. Наверное , именно эти ситуации автор привлекает в рассказах Сержантовой.

Каждая человеческая жизнь – уникальна и неповторима. Индивидуальны и потому бесценны все те события , которы е произошли в жизни каждого из нас. И, как далеко не шагнули бы т ехнические достижения цивилизации, именно творчество – литературное , изобразительное , прикладное , - любое иное оставит для потомков крупицы индивидуальных воспоминаний и переживан ий о тех нас , которые когда-то были. Это творчество , которое отражением неповторимых граней воспрои з в едет то, что никогда не войдет ни в какие учебники истории. Это то творчество, к которому можно смело отнести произведения и Алевти ны Владимировны Сержантовой.

Аннотация

Выбор темы исследования не случаен, он обусловлен следующими факторами. Литературные пособия в ш кольном курсе являются и целью, и средством обучения. Именно с помощью по собий на их основе формируются основные литературные понятия, раскрыва ются связи между этими понятиями и показывается их применение. Во вниман ие взята местная поэтесса Алевтина Владимировна Сержантова. Именно сев ерным поэтам отводится недостаточно времени на уроках литературы, поэт ому они вызывают большой интерес у учащихся.

Основной целью самостоятельной поисково-и сследовательской деятельности является изучение тематики творчества Алевтины Сержантовой.

Ученица поставила перед собой задачи исследовать тематику поэте ссы, отражающую юность и взрослую жизнь, как претворяются идеалы в ее тво рчестве.

Предметом поисково-исследовательской деятельн ости явились стихи Алевтины Владимировны, взятые из сборников, вышедших в разное время.

Гипотеза. Если изучить различные источники информаци и, изыскать самое важное, проанализировать, то можно овладеть общими дан ными, помогающими лучше понять и осмыслить тему, расширить и углубить пр едставления и знания о ней. Для выполнения работы использована обобщенн ая технология исследования, основными элементами которой являются зам ысел, планирование, достижение.

Результатом работы стало исследование творчества по этессы А. В. Сержантовой, выделение основных тем: тема Родины, тема дружбы и любви, назначение человека.

Исследованный материал можно использовать на уроках и внеурочны х занятиях.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)