Какие праздники пользовались наибольшим уважением
Моя бабушка, Любовь Васильевна – частый гость в нашей школе.
В две тысячи третьем году, когда я училась в первом классе, она рассказала внукам Пете, Егору и Ксении (это мои двоюродные братья и сестра) о Чуне, главной реке нашего района.
Петя, Егор и Ксения приготовили доклад «Речка-кормилица», выступили с ним на школьной краеведческой конференции «В течении реки - течение жизни».
Я с удовольствием слушала их выступление. Мне особенно запомнилось, как они рассказывали о блюдах из речной рыбы, которые готовили на праздники в деревне Тахтамай Чунского района.
Когда я училась в четвертом классе, бабушка много рассказала мне о самих праздниках и больше всего о Пасхе. С докладом «Я гощу на Пасху!» я успешно выступала в прошлом учебном году на школьной конференции.
В журнале «Смена» мы нашли слова, которые помогли нам лучше понять смысл выбранной темы:
«Мы с восторгом подхватили сугубо западный праздник – день Святого Валентина – и понятия не имеем о том, как правильно отмечать Пасху.
Праздников, действительно, у нас стало много, а как их отмечать – знает не каждый. Свою культуру необходимо знать каждому».
Работая над этой темой, я поняла, что все праздники делятся на 3 группы:
-народные, они появились раньше всех, их история ведётся от наших предков- древних славян;
-церковные, они возникли вместе с появлением Христианства на Руси и были объявлены церковью.
и государственные, которые были введены по приказу властей. Эти праздники самые поздние по происхождению.
Цель моей статьи:
1. Выяснить, какие праздники пользовались наибольшим уважением у местного населения в прошлом столетии.
2. Определить, какой праздник был самым важным и почему.
3. Выяснить, как изменилось отношение современных людей к праздникам.
При помощи энциклопедии Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона мы поняли, что церковные праздники можно разделить на три основные группы:
- в память событий из жизни Христа;
- в честь пресвятой Богородицы;
- в честь других Святых;
Я решила ознакомиться с самым главным церковным праздником, связанным с жизнью Христа. В честь воскресения Христа существует главный церковный праздник – это Пасха.
С пятого века этот праздник стали называть Воскресением Христовым.
Чем дальше, тем торжественнее он праздновался. Светлое Воскресение получило название "царя дней", "праздников праздника". Празднование его сопровождалось красочными шествиями, фейерверками; в храме восклицали, обращаясь друг к другу: «Господь воскресе!- Воистину воскресе!». Императоры, по случаю праздника, давали свободу заключенным в тюрьме, богатые граждане отпускали рабов; бедные получали помощь от правительства.
При пасхальном целовании и приветствии (Христос воскресе!) верующие дарят друг другу красные яйца. Обычай этот, по преданию, связан со святой Марией Магдалиной. Она подарила императору Тиверию красное яйцо с приветствием: « Христос Воскресе!» и с этих слов начала свою проповедь.
Яйцо служит символом гроба и возникновения в нём жизни.
Окрашенное красной краской, оно означает возрождение кровью Иисуса Христа. К пасхальным обрядам относится также благословение пищи, которую с этого времени можно есть. До сих пор существует обычай печь куличи и относить их в день Пасхи в церковь для освящения, вместе с сыром и яйцами. Во всю неделю в празднование Пасхи раздается колокольный звон.
Праздник Пасхи продолжается 40 дней, в память сорокадневного пребывания Христа на земле до его воскрешения.
По воспоминаниям Любови Васильевны Рукосуевой , моей бабушки (она родилась в деревне Тахтамай Чунского района), в народе признавали только церковные и народные праздники, советские календарные праздники мало признавали. Не праздновали даже Новый год. Единственный государственный праздник, который отмечали - День Победы в Великой Отечественной войне - 9 мая.
Приготовление к Пасхе начиналось с четверга, который называется
«Чистый четверг». Всё мыли, стирали, убирали. К Пасхе шили новую одежду, или перешивали старую. Шли за пихтой, выстилали пихтой под койками, под столом, клали пихту за рамки с фотографиями. До Родительского дня пихта была в доме.
В пятницу и субботу можно было только стряпать.
Яйца и стряпанная пасха должны были ночевать на столе. До праздника Пасхи был пост: нельзя было есть мясную и молочную пищу.
Утром начинали говеть: начинали всё есть. Завтракать садились всей семьёй.
Ели варёные яйца, обязательно - холодец, куличи, тарки налевные, шаньги с творогом и картошкой, черёмуховый или рыбный пирог, икряники, и всё мясное.
Утром в Пасху вставали в пять часов утра, выходили на крыльцо: смотреть, как солнышко играет, так учила мою бабушка её бабушка.
По всей деревне с утра выходили смотреть на солнце – это была традиция.
Из книги Александра Николаевича Афанасьева «Живая вода и вещее слово» мы узнали, что солнце было главным божеством у наших предков, древних славян. Позднее образ солнца, которому поклонялся народ, заменил образ Христа, а образ весны – образ Богородицы.
«Мысль о воскресающей весне сочеталась в народных представлениях с мыслью о пресветлом воскресении праведного солнца-ХристаСобственно же Лада сменилась в воззрениях народа пречистой Девою Мариею»
И все-таки главными на Руси со временем сделались не языческие божества, а Святые православной церкви.
Бабушка утром молилась.
Потом управлялись с делами, брали с собой еду и все нарядные шли по гостям. Взрослые гуляли весело, брали с собой только очень маленьких детей, за день обходили по 5-6 домов. Заранее планировали, у кого гулять. Говорили: «Я гощу на Пасху!», значит, «Приглашаю к себе в гости на этот праздник»
Молодёжь ходила на поляны возле леса.
Там играли, бегали, прыгали, катались на плотах по реке. Была такая специальная игра с пасхальными яйцами. Все вставали в круг и от одного игрока к другому перекатывали яйца по земле.
Со слов Валентины Петровны,
(она родилась и выросла в Тулунском районе) мы узнали, что была ещё и такая игра с пасхальными яйцами: специально сшитые мячики детвора катала по земле, чтобы задеть ими лежащие на земле яйца. Играли парами: кто заденет яйцо, тот мог его забрать. Валентина Петровна сшила для нас такой же мячик.
Чтобы насобирать побольше яиц, дети с утра пораньше вставали, брали с собой небольшие полотняные мешочки и шли по домам. Помимо яиц детей угощали и сладостями, и стряпанным.
Моя бабушка, Любовь Васильевна, рассказала, что иногда дети пытались обмануть друг друга: вместо яиц брали похожие по форме камушки, красили их и ими бились вместо куриных яиц.
Яйца начинали копить заранее.
Холодильников не было, их хранили в древесной золе, в прохладном месте, в глиняных горшках с широким горлышком.
Красили яйца чаще всего луковой шелухой, они становились почти красными, иногда берёзовыми листьями, тогда они становились желто-зелёного цвета.
Прабабушка учила детей делать узоры: яйца обматывали нитками пряжи и потом уже красили.
Скорлупу от съеденных яиц дома в Пасху не выбрасывали, их бросали под стол, на пихту.
Мы узнали, что на Севере и Средней полосе России было принято собирать и сжигать ветви можжевельника, для окуривания жилища и хлева. Считалось, что целебный дым защищал человека и домашних животных от нечистой силы и болезней. Было также поверие, что яйца, съеденные на Пасху, предохраняли от болезней, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надёжно защищала домашний скот от сглаза и всякой напасти.
Возможно, эти традиции сродни друг другу.
В последний день праздника шли убирать могилы. На родительский день шли с угощением на нарядные могилы. На кладбище ходили до обеда. Старые люди поминали умерших едой, спиртным никто не поминал.
Принято было ходить с яйцом от одной могиле к другой катать яйца. Катали по могиле яйцо и читали молитву. Оградок не было. Потом возвращались к могилам родных и оставляли там еду.
В энциклопедии Ф. А. Брокгауза и И. А. Эфрона говорится, что в церкви праздник поминовения называется Радуница. Это один из весенних праздников древнего русского язычества, праздник света, солнца, праздник для умерших. По мнению русских язычников, в этот день души умерших людей вставали из своих могил и во время поминальной еды принимали в ней участие. Еще говорится о том, что в Белоруссии в этот день на могиле, политой медом и водой, раскладывают пасхальные кушанья и обращаются к умершим со словами: "Святые родители, ходите к нам хлеба-соли кушать". Приходя на могилы, родственники приносят с собой красные яйца, которые кладут на могилу или зарывают на ней в ямках, как бы общаясь с умершими.
Обычаи церковных и народных праздников в сознании народа соединились воедино.
Православие мирно уживалось с язычеством: Святки, Масленица, Радоница, Семик, праздник Ивана Купалы, праздник Ярила, Русальи праздники и некоторые другие.
И все-таки официальными покровителями земледельческих занятий на Руси со временем сделались не языческие божества, а святые православной церкви.
День памяти какого-либо святого угодника соотносился в народе с каким-нибудь природным явлением или определённой сельской работой.
За многие века сложился целый народный календарь, в который вошло много пословиц и поговорок, посвященных дню определенного святого.
Например:
1 августа.
Макрида или Макрина. Смотри осень по Макридам: макрида мокра - и осень мокра, суха – и осень тоже.
2 августа.
Ильин день. Илья лето кончает. Илья-пророк в поле копны считает (конец сенокоса). На Илью до обеда - лето, а после обеда - осень. Скорее всего, историческим предшественником Ильи-пророка был бог грома и молнии Перун.
И так далее
В наши дни мало соблюдаются те традиции, о которых мы прочитали в литературе, и о которых рассказала моя бабушка Любовь Васильевна.
Люди празднуют и Пасху, но редко кто из них соблюдает пост, встречает в этот праздник рассвет. Большинство ходит на могилы в родительский день со спиртным, устраивают там пир. Но зато в последнее время всё больше людей в нашем посёлке стали посещать церковь, обращать внимание на праздники, посвященные дню определенного святого. Выводы: 1. В прошлом столетии наибольшим уважением у народа пользовались народные и церковные праздники.
2. В народном сознании церковные и народные праздники слились воедино.
3. Самым важным праздником была Пасха, потому что в христианстве она означала воскресение Христа, а по народному календарю – начало нового года, оживление природы, приход весны.
4. Современные люди мало соблюдают обычаи как народных, так и церковных праздников.
Комментарии