Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Кто самый великий русский писатель?

Интерес к данной теме возник у нас не случайно. Она была выбрана нами из трёх тем, предложенных для мини-исследования организаторами Всероссийского Дистанционного конкурса «Nic-Snail» (г. Омск) в рамках Недели Филологии – командного конкурса, в котором мы приняли участие в декабре 2007 года.

Тема «Кто самый великий русский писатель?» показалась нам достаточно интересной и актуальной. Действительно, знакомясь на уроках литературы с творчеством того или иного писателя, мы каждый раз слышим о нём одни и те же слова: «Это великий писатель, творчество которого имеет непреходящее значение для развития русской и мировой литературы». И, безусловно, многие ученики задают себе вопрос: «Неужели каждый писатель - великий? Каковы же тогда критерии величия и как выявить самого великого из целого ряда великих?». И мы решили найти ответы на эти вопросы, а также сообщить результаты нашего исследования сверстникам.

Мы уверены, что результаты нашего исследования помогут учащимся определиться с кругом чтения, им будет проще ориентироваться в мире русской и зарубежной литературы, они смогут в полной мере оценить художественные достоинства произведений и вклад их создателей в сокровищницу мировой литературы.

Предлагаем вам ознакомиться с результатами этого опроса

Мнение большинства респондентов совпало с нашим предположением: они признали САМЫМ ВЕЛИКИМ писателем А. С. ПУШКИНА.

Вывод №1: С помощью наших респондентов мы смогли выявить несколько критериев истинного величия писателя: а) Его почитают и ставят в пример во все времена; б) Его вклад в литературу огромен; в) Его произведения читают люди всех возрастов.

3) Обнаружив, что творчество А. С. Пушкина привлекает людей всех возрастов, мы задались вопросом: почему же произведения этого писателя так популярны? Чтобы получить ответ, мы пригласили членов факультатива по русскому языку и литературе «Загадки русской словесности», углублённо занимающихся этими предметами, для участия в литературоведческом эксперименте. Они уже имеют опыт лингвостилистического и литературоведческого анализа художественных текстов, и поэтому мы решили, что именно они могут выступить в роли независимых экспертов.

Подобрав малоизвестный художественный текст А. С. Пушкина, мы предложили ребятам его проанализировать с целью выявления художественных достоинств, не сообщая респондентам имени автора отрывков. Предлагаем вашему вниманию этот фрагмент. Он взят из произведения «История села Горюхина»:

«Берёзки, которые при мне посажены были около забора, выросли и стали теперь высокими, ветвистыми деревьями. Двор, бывший некогда украшен тремя правильными цветниками, меж которых шла широкая дорога, усыпанная песком, теперь обращен был в некошеный луг, на котором паслась корова».

Мы хотим продемонстрировать вам анализ, в котором Люба Тимофеева точно выявила преимущества этого текста. Она написала следующее: «Автор, совершенно не используя слов в переносном значении: метафор, гипербол, эпитетов и других сильных изобразительно-выразительных средств, смог создать яркую точную картину. Она проста и в то же время реалистична, изображенное понятно и знакомо каждому. Так лаконично, ясно и понятно выражать свои мысли дано далеко не каждому писателю. Эти качества – несомненное достоинство писательской манеры автора, которое я смогла выявить, анализируя лишь два предложения».

Затем мы предложили экспертам тексты Гоголя, Лермонтова и Пушкина. С ними вы можете познакомиться:

Текст М. Ю. Лермонтова (из романа «Вадим»):

«Кто из вас бывал на берегах светлой ***? – кто из вас смотрелся в её волны, бедные воспоминаньями, богатые природным, собственным блеском! – читатель! не они ли были свидетелями твоего счастия или кровавой гибели твоих прадедов!»

Текст Н. В. Гоголя (из повести «Ночь перед Рождеством»):

«Зимняя, ясная ночь наступила. Глянули звёзды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа».

Текст А. С. Пушкина (из романа «Дубровский»):

«Луна сияла, июльская ночь была тиха, изредка подымался ветерок, и лёгкий шорох пробегал по всему саду».

Изучив предложенные фрагменты, все учащиеся решили, что возможный автор первого фрагмента – А. С. Пушкин. Именно ему присущи простота и ясность слога, точность изображения и реалистичность описания. В тексте же Лермонтова присутствуют другие черты: психологизм, эмоциональность, изысканная образность; у Гоголя – романтичность описания, торжественность слога, яркие олицетворения. Этот эксперимент доказал нам ещё раз, что слог Пушкина отличается своей простотой,непосредственностью и другими несомненными достоинствами, указанными выше, его легко «вычислить» из ряда других.

Обобщение результатов исследования и выводы о том, какой писатель имеет право быть назван самым великим

Но всё-таки наши респонденты ещё не профессионалы. И, безусловно, мы решили обратиться к более компетентному и опытному человеку. Всем известно, что самым популярным и авторитетным критиком является В. Г. Белинский. Для подтверждения или опровержения величия Пушкина мы решили воспользоваться его критическими статьями, а именно восьмой и девятой. Эти статьи посвящены произведению, которое по праву считается вершиной творчества поэта – роману в стихах «Евгений Онегин». Уже с первых строк критик восхищается талантом писателя, называет его «гением». Теперь мы знаем, что мнение наших современников совпадает с мнением знаменитого критика XIX века.

  • «Великий национальный поэт равно умеет заставить говорить и барина и мужика их языком».
  • «Он взял эту жизнь, как она есть, не отвлекая от неё только одних поэтических её мгновений; взял её со всем холодом, со всею ею прозою и пошлостию. И такая смелость была бы менее удивительною, если бы роман затеян был в прозе, но писать подобный роман в стихах в такое время, когда на русском языке не было ни одного порядочного романа и в прозе, - такая смелость, оправданная огромным успехом, была несомненным свидетельством гениальности поэта».
  • «Гений никогда не упреждает своего времени, но всегда только угадывает его не для всех видимое содержание и смысл».

Как мы видим, мнения ребят, анализировавших отрывок неизвестного им автора и пытавшихся определить авторство, по поводу достоинств писательской манеры Пушкина подтверждено мнением известного критика. Писательской манере А. С. Пушкина соответствует яркость, точность, простота, реалистичность и лаконичность. И хотя это явные достоинства слога великого русского писателя, наше детское представление о писательской манере А. С. Пушкина было опровергнуто. Согласитесь, мы привыкли к тому, что он – самый великий и талантливый русский писатель. А теперь выяснилось, что его слог уступает слогу М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя в эмоциональности и образности. Мы невольно задались вопросом: способен ли А. С. Пушкин писать образно и выразительно? Для того, чтобы это выяснить, мы решили проанализировать одни из самых известных его стихотворений: «Я вас любил» и VII строфу из «Осени».

«Я вас любил»

«Я вас любил: любовь ещё, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим».

Анализ:

« Они содержат в себе целую повесть о неразделенной любви. Она поражает нас благородством и полным человечностью чувств. Перед нами очень краткое произведение, но это ещё раз подтверждает, что Пушкин может компактно и точно, очень искренно и достоверно говорить даже о любви. Но какими изобразительно-выразительными средствами пользуется автор. Легко заметить, что он употребляет для передачи своего чувства такие слова, как: безмолвно, безнадежно, искренно, нежно. Из изобразительных средств он пользуется только метафорой, причем только одной, - это «любовь угасла»

«Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шуми свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы».

Анализ:

«Отрывок из стихотворения «Осень» - наглядный пример, показывающий, что А. С. Пушкин способен создавать яркие и незабываемые образы. Поэт не раз употребляет эпитеты, восхваляя свое любимое время года, метафоры и другие изобразительно-выразительные средства. Я думаю, что даже те, кто раньше не восхищался осенью, теперь, прочитав это изумительное стихотворение, будут обращать внимание на самую мелкую, как раньше им казалось, деталь этого времени года».

По мнению Люка де Клапье де Вовенарг, «великие люди бывают подчас велики даже в малом». И действительно, чтобы убедиться в талантливости А. С. Пушкина нам хватило всего 8 строк. Мы узнали, что гениальный писатель способен образно выразить свою мысль для воздействия на читателя и точно описать природу для создания словесной картины. Талантливый человек может играть словом, он «человек-художник», «человек-артист», ведь именно так В. Г. Белинский высказывался об А. С. Пушкине в пятой критической статье.

«Великий человек идёт впереди своего времени» - сказал Эдуард Бауэрнфельд. Я думаю, что высказывание в первую очередь можно применить к А. С. Пушкину, ведь он столько сделал для развития русской литературы. Сам В. Г. Белинский не раз упоминает о вкладе Пушкина в русскую литературу: по его мнению, Пушкин поднял в глазах мирового искусства русскую поэзию, и поставил её в один ряд с литературой более развитых стран:

  • «До Пушкина русская поэзия была не более, как понятливою и переимчивую ученицею европейской музы, - и потому все произведения русской поэзии до Пушкина как-то походили больше на и этюды и копии, нежели на свободные произведения самобытного вдохновения».
  • «Но с Пушкиным русская поэзия из робкой ученицы явилась даровитым и опытным мастером».
  • «Вскоре появился юноша-поэт, который в эту сантиментальную литературу внёс романтические элементы глубокого чувства, фантастической мечтательности и эксцентрического стремления в область чудесного и неведомого и который познакомил и породнил русскую музу с музою Германии и Англии».

Во время работы с литературоведческими источниками и изучения жизни и творчества А. С. Пушкина мы открыли ещё несколько важных признаков, указывающих на превосходство писателя над общим уровнем. Например, не только современные люди, но и многие знаменитые писатели и критики восхищаются талантом и произведениями А. С. Пушкина:

«Писать о Пушкине – значит писать о целой русской литературе»

В. Г. Белинский

«Никто из современных поэтов не может, не способен написать такого великолепного гимна радости, как «Вакхическая песня» Пушкина» М. Горький

Талант и величие А. С. Пушкина признаны всем миром, поэтому многие люди обращаются к его изречениям для того, чтобы узнать мнение великого человека об окружающем или внутреннем мире. Поэтому многие высказывания А. С. Пушкина стали афоризмами:

«Совесть — когтистый зверь, скребущий сердце».

«Чем меньше женщину мы любим, тем легче нравимся мы ей».

Творчество такого великого писателя не могло остаться незамеченным другими деятелями искусства. Сюжеты произведений А. С. Пушкина заинтересовали именитых музыкантов, художников и режиссёров разных эпох.

Как говорил И. В. Гёте, «величие искусства яснее всего проявляется в музыке». Не случайно музыканты на протяжении многих столетий восхищались произведениями А. С. Пушкина. Композиторы XIX и XX веков на его сюжеты свои оперы: «Моцарт и Сальери» (Н. А. Римский-Корсаков), «Сказка о золотом петушке» (Н. А. Римский-Корсаков), «Сказка о царе Салтане» (Н. А. Римский-Корсаков), «Руслан и Людмила» (М. И. Глинка), «Русалка» (А. С. Даргомыжский), «Каменный гость» (А. С. Даргомыжский), «Борис Годунов» (М. П. Мусоргский), «Евгений Онегин» (П. И. Чайковский), «Пиковая дама» (П. И. Чайковский), «Дубровский» (Э. Ф. Направник). Стихи А. С. Пушкина также стали основой для творческой деятельности композиторов: романсы «Я вас любил» (А. А. Алябьев), «Я помню чудное мгновение» (М. И. Глинка), «Ночной зефир» (А. С. Даргомыжский).

К произведениям этого великого русского писателя рисовали иллюстрации многие художники: А. Н. А. Н. Бенуа, К. И. Рудаков, Н. В. Кузьмин, В. А. Милашевский, И. Я. Билибин, В. М. Конашевич и многие другие.

Сюжеты произведений А. С. Пушкина привлекали и режиссёров. Помимо мультипликационных фильмов, которые знакомы любому человеку с самого детства, по произведениям А. С. Пушкина сняты кинофильмы: «Алеко» (по поэме «Цыганы»), «Дубровский», по повести «Станционный смотритель», «Руслан и Людмила», «Капитанская дочка», «Выстрел», «Метель», «Евгений Онегин», «Путешествие в Арзрум» и т. д.

Каждый человек знает, что А. С. Пушкин – создатель современного русского литературного языка. Всю свою жизнь, всё своё творчество он посвятил искусству. И, несомненно, он сделал для русской и мировой литературы всё, чтобы дать ей толчок для дальнейшего развития. «Великие люди сами сооружают себе пьедестал; статую воздвигает будущее» - сказал Виктор Гюго. Пьедестал А. С. Пушкин себе соорудил при жизни, а потомки и ценители его творчества воздвигли памятники и увековечили память о великом писателе.

В судьбе известного скульптора М. К. Аникушина немаловажную роль сыграл А. С. Пушкин, произведения которого произвели большое влияние на молодого художника. Его ранние произведения не выделяются на фоне средней послевоенной соцреалистической пластики, представляя собой социально-тематизированные (преимущественно в виде фигур рабочих) этюды с натурщиков. М. К. Аникушин сформировался как крупный мастер в процессе работы над образами А. С. Пушкина (это сидящая фигура поэта на станции метро «Пушкинская» в Ленинграде (1954г. ), памятник в Ташкенте (1974г. ) и др. ). Эти произведения, исполненные преимущественно в бронзе, выделяются в целом своей классической строгостью, однако М. К. Аникушину удалось умело передать и пафос внутреннего вдохновения, одухотворяющего фигуру великого поэта. Наибольшую популярность среди этих произведений по праву снискал памятник на петербургской Площади Искусств (1949-1957гг. ). В основу памятника, ставшего плодом долгой и упорной работы, положен мотив юного Пушкина-лицеиста, читающего стихи Г. Р. Державину в известной картине И. Е. Репина («Пушкин на акте в лицее», 1911г. ). Поэт представлен у М. К. Аникушина значительно старше, но сохранен и монументально развит тот же широкий жест руки, призванный красноречиво усилить эффект декламации. Этот жест композиционно объединяет памятник с его историческим окружением, где доминирует здание Русского музея, перед которым был установлен монумент. Аникушинский «Пушкин», таким образом, превращается в смысловой фокус ампирной площади, зрительно подчеркивая ее новое название.

Образ А. С. Пушкина глубоко раскрыт Е. Ф. Белашовой, которая создала несколько станковых и монументальных работ, посвящённых великому поэту и писателю:

  • «А. С. Пушкин», бронза, 1957г. , Музей А. С. Пушкина, Москва;
  • «А. С. Пушкин. 1837 год», 1964.
  • Памятник А. С. Пушкину в Пушкинских Горах (бронза, 1957г. ).

Поселок в Словакии Бродзяны близ г. Партизанска также хранит память о великом писателе. В 1979 в отреставрированном бродзянском замке, где долгие годы жила сестра Н. Н. Пушкиной-Ланской Александра Николаевна, ставшая в 1852 женой австрийского дипломата Густава Фризенгофа, был открыт мемориальный и историко-литературный музей. Основой для музейной экспозиции послужил обширный семейный архив (письма, дневники, документы, множество альбомов с изображениями всех членов семьи А. С. Пушкина). Сохранилась дверь с пометками роста жены и детей Пушкина (Александра и Натальи), подлинная мебель и личные вещи Александры Николаевны. В парке установлен (скульптор Л. Снопек, архитектор М. Кусы). До недавнего времени это был единственный в мире зарубежный музей, посвященный жизни и творчеству А. С. Пушкина.

Известен и литературно-мемориальный музей А. С. Пушкина в Одессе (1823-1824 гг. жил и сам писатель), а также памятник А. С. Пушкину на Пушкинской улице (Итальянская до 1880г. ), установленный в честь 200-летия поэта.

О. К. Комов создавал психологически точные портреты, сочетающие лиризм образов с исторической достоверностью. Его рукам принадлежат такие творения искусства, как памятник А. С. Пушкину в Твери (1974г. ), Болдине (1979г. ), Пскове (1983г) и многое др.

Всем известен русский скульптор А. М. Опекушин, прославившийся своим памятником А. С. Пушкину. В 1870-е гг. уже в полной мере, причем именно в монументальном искусстве, развернулся его дар ваятеля-романтика, умеющего воплотить образ знаменитости торжественно и пафосно, но в то же время подкупающе-человечно. Именно эти черты ярко проявились в его шедевре, памятнике А. С. Пушкину для Москвы (1872-80гг. ). В противовес официальным монументам того времени великий поэт, несмотря на то, что его фигура стоит на высоком постаменте и соответственно резко отделена от городской суеты, предстает задумчиво погруженным в жизнь и с мягкой, созерцательной добротой наблюдающим ее повседневное течение. Памятник вызвал горячие симпатии всех слоев тогдашнего общества, по праву став самым популярным русским монументом XIXв. и наглядно воплотив в себе тот же призыв к духовному единению, что и знаменитая Пушкинская речь Ф. М. Достоевского, связанная, как и установка опекушинского памятника, с празднованием того же, 100-летнего юбилея со дня рождения поэта. Не менее известен и памятник А. С. Пушкину в Петербурге (1884г. ).

До нашего времени в с. Остафьево сохранился усадебный дом, построенный в середине XVIIIв. и перестраивавшийся в 1801г. и в конце XIXв. Дом выстроен в стиле зрелого классицизма. В числе других архитектурных памятников Остафьево регулярный парк с липовой аллеей и прудом, где находятся установленные в 1911-1913 гг. памятники Н. М. Карамзину, В. А. Жуковскому, П. А. Вяземскому и А. С. Пушкину. Памятник А. С. Пушкину работы А. М. Опекушина в 1937г. перевезли в Музей А. С. Пушкина в Москве; в настоящее время он хранится в Русском музее в Санкт-Петербурге.

Г. Пушкин, названный в память 100-летия гибели А. С. Пушкина хранит больше всего воспоминаний о писателе. Например, возведенное по проекту И. В. Неелова четырехэтажное здание Великокняжеского корпуса (1789-92гг. ), отданное для размещения Лицея, где в 1811-17гг. учился поэт. Рядом разбит Лицейский садик, в центре которого в 1900г. установлен памятник молодому Пушкину — лучшее произведение скульптора Р. Р. Баха.

Также известные памятники великому русскому поэту и писателю установлены в г. Оренбург(1982г. ), на Пушкинском бульваре в Ростове-на-Дону, на Приморском бульваре в Одессе и во многих других российских городах.

В феврале 1937г. в г. Шанхай (на востоке Китая) на Персиковой улице был установлен бронзовый бюст А. С. Пушкина (скульптор П. Горский, архитектор Гэлан) — единственный памятник иностранному поэту в Китае. Лицо скульптуры было обращено на север, к далекой России. В годы японской оккупации памятник был демонтирован японскими властями и отправлен в переплавку. В 1947 его восстановили на прежнем месте. 20 лет спустя в годы «культурной революции» памятник был разрушен хунвейбинами. В 1987г. был вновь открыт памятник А. С. Пушкину (скульптор Гао Юньлун).

Память об А. С. Пушкине хранится в каждом городе России: его именем названы улицы, проспекты, бульвары, площади, парки, библиотеки, театры, кинотеатры. Ему установлены мемориалы не только в России, но и за рубежом.

Вывод №3: а) Неподражаемая творческая манера б) Им и его произведениями восхищаются другие великие люди; в) Его вклад в литературу огромен; г) Его почитают и ставят в пример во все времена.

д) Сюжеты его произведений заинтересовали музыкантов, кинематографистов и живописцев мира.

е) его имя увековечено во всех уголках мира.

Работа в библиотеках

5)Следующим шагом нашего исследования стала работа в библиотеках г. Пензы с целью установить, насколько популярны и востребованы произведения самого великого писателя – А. С. Пушкина. Для этого мы решили провести анализ читательских формуляров, а также взять интервью у работников и посетителей библиотеки.

В первую очередь мы обратились к нашей школьной библиотеке. Изучив читательские формуляры, мы выявили, каким спросом у учащихся гимназии пользуются книги А. С. Пушкина. Как оказалось, почти все ученики 1-4 классов читают сказки А. С. Пушкина, т. к. этого требует школьная программа. Но многие учащиеся не ограничиваются этим, и в качестве дополнительного чтения ещё в младшем возрасте берут его стихи. Наибольшей популярностью произведения А. С. Пушкина пользуются среди 5-8 классов, т. к. программа среднего звена предусматривает изучение широкого круга произведений этого автора. Это и лирика, и романтические поэмы, и драматические произведения, и повести, и романы. В старшем звене (9-11 классы), к сожалению, интерес к творчеству А. С. Пушкина снижается. В основном, старшеклассники читают программные произведения, например, роман в стихах «Евгений Онегин», и лишь 8% из них берут лирические стихотворения А. С. Пушкина, чтобы читать их для удовольствия и самосовершенствования. Оказывается, в старшем возрасте ученики перестают увлекаться творчеством этого великого писателя, и он теряет популярность среди молодёжи. Но, наверное, это ещё раз доказывает превосходство А. С. Пушкина над установившимися жизненными порядками, его мудрость и богатый жизненный опыт, ведь, по мнению Оскара Уальда, «каждым своим неординарным поступком мы наживаем себе врага. Чтобы завоевать популярность, надо быть посредственностью».

Задав несколько вопросов нашему библиотекарю Викторовой О. Е. , мы сделали вывод, что всё-таки произведения А. С. Пушкина читают дети всех возрастов, хотя и в разном процентном соотношении.

К аналогичному выводу мы пришли и в результате работы в областной библиотеке им. М. Ю. Лермонтова. Старший библиотекарь, Корнилова Г. Н. , сообщила нам, что книги А. С. Пушкина востребованы среди 23% всех посетителей библиотеки. Почему же люди старшего возраста интересуются творчеством А. С. Пушкина больше, чем современная молодёжь? Наверное, с возрастом приходит новое понимание жизни, возрождается интерес к истинному искусству. Многие берут книги для детей.

«Популярность – это лавровый венок, дарованный миром низкопробному искусству. Все, что популярно, - дурно» - сказал Оскар Уальд. Для истинных ценителей искусства каждое произведение А. С. Пушкина – настоящий шедевр. Это и есть подлинная популярность.

Вывод № 4: а) Его произведения читают люди всех возрастов; б) Его почитают и ставят в пример во все времена.

6)Следующим шагом нашего исследования была консультация с компетентным человеком. Нам помогла Наумова Н. И. - кандидат филологических наук, доцент кафедры современного русского языка ПГПУ им. В. Г. Белинского. Она посоветовала нам ещё раз проштудировать весь материал с целью выявления критериев оценки величия личности писателя.

7) По совету Нины Ильиничны, мы систематизировали критерии истинного величия. Результатом классификации стала схема, с которой вы можете познакомиться.

8)Теперь у нас не осталось даже сомнений в том, что А. С. Пушкин поистине самый великий русский писатель. В ходе исследования мы уже определили понятия, на которых основана аксиома о величии А. С. Пушкина, а значит, выявили критерия подлинного величия писателя: его произведения с увлечением читают люди всех возрастов, им гордится наша страна, его имя стоит в одном ряду с именами величайших писателей всего мира.

10) Вывод:

Утверждение, вынесенное в качестве рабочей гипотезы, в ходе исследования полностью подтвердилось:

1. Самый великий русский писатель, по мнению большинства опрошенных, - А. С. Пушкин;

2. Звание великого по праву может принадлежать тому, кто соответствует критериям истинного величия творческой личности.

Гипотеза подтвердилась: приняв за аксиому величие писателя, которое признаётся всеми, мы выявили подлинные критерии величия и определили, какие писатели по праву могут считаться великими

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)