Культура  ->  Литература  | Автор: | Добавлено: 2015-05-28

Кто же она – Тэффи?

«Я – жизни жизнь!»

(творчество Надежды Тэффи)

Прежние писательницы приучили нас ухмыляться при виде женщины, берущейся за перо. Но Аполлон сжалился и послал нам в награду Тэффи. Не «женщину-писательницу», а писателя большого, глубокого и своеобразного.

Саша Черный

Анна Ахматова, Марина Цветаева, Александр Блок, Сергей Есенин, Владимир Маяковский, Осип Мандельштам В наше время трудно найти человека, которому были бы незнакомы эти имена Так же трудно, как и найти того, кто хотя бы раз слышал имя Тэффи или читал хотя бы один ее рассказ. Причина проста: жизнь в эмиграции и запрет советских властей на издание ее рассказов лишили несколько поколений возможности познакомиться с произведениями Тэффи. Многим современным читателям неизвестно даже ее имя! Между тем современники считали ее «самой занимательной и «смешной» писательницей и в длинную дорогу непременно брали томик ее рассказов». опулярность Тэффи была настолько велика, что существовали даже духи и конфеты «Тэффи»!

Кто же она – Тэффи? Чем так полюбилась она своим современникам? Что заставляет поклонников ее таланта раз за разом перечитывать ее рассказы, каждый раз находя в них что-то новое, ранее не замеченное и до сих пор не разгаданное? И почему, раз прочитав хотя бы один ее рассказ, уже нельзя оторваться от ее произведений, герои которых живут той же жизнью, испытывают те же чувства, что и каждый из нас, но, тем не менее, заставляют по-новому взглянуть на окружающий нас мир?

Биография Тэффи по сравнению с биографиями других писателей – минимум фактов и событий. О ее жизни известно немногое: настоящее имя – Надежда Александровна Лохвицкая, в замужестве – Бучинская, сестра поэтессы Мирры Лохвицкой, родилась 9 (21) мая 1872 года в Петербурге в семье известного адвоката, в 1918 покинула Россию, умерла 6 октября 1952 года в Париже. Кроме того, являлась постоянным сотрудником журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон», автором сборников «Юмористические рассказы», «Карусель», «Дым без огня», Неживой зверь», которые принесли ей любовь и признание читателей, закрепив за ней репутацию писателя остроумного, наблюдательного и беззлобного. Но одной биографии мало, чтобы попытаться понять ее сущность и, что не менее важно, ее произведения, получившие статус юмористических в сознании публики и критики и «серьезных» - в глазах самой Тэффи.

Первое, что замечаешь в ее рассказах – их «многоликость»; рассказы непохожи один на другой: разные темы, разные герои, разные судьбы Тем не менее, все они связаны между собой незримой, но прочной связью: самой Жизнью Жизнью во всем ее многообразии и непостоянстве. Герои Тэффи живут среди нас и в нас, их жизнь ничем не отличается от нашей, их радости и печали – наши Тэффи нисколько не преувеличивает ни их недостатки, ни их несчастья, лишь заостряя внимание читателя на самом важном: на том, что знакомо каждому и в то же время скрыто до поры до времени глубоко в душе. Скрыто до тех пор, пока об этом не напомнит в своем рассказе Тэффи, заставив смеяться или плакать и не давая более забыть В ее произведенях самые разные герои - старики и дети, мужчины и женщины, циркачи, адвокаты, гимназисты, чиновники – проживают свои жизни вместе с читателями. В рассказах Тэффи, как в жизни, все находится на грани: темное и светлое, добро и зло, смех и горе

И в этом многообразии – вся Тэффи. О ней ничего нельзя сказать наверняка. Даже история возникновения ее псевдонима была и остается загадкой. Этих историй у Тэффи не меньше, чем рассказов, и все они – правда, все – о ней, о Тэффи Так например Д. Д. Николаев в своей статье говорит: «Псевдоним был взят из сказки Р. Киплинга «Как было написано первое письмо», где так ласково звали маленькую дочку первобытного человека, чье полное имя: «Девочка-которую-нужно-хорошенько-отшлепать-за-то-что-она-такая-шалунья». И действительно, такая Тэффи часто встречается читателю. Все ее юмористические рассказы похожи на зарисовки, сделанные детской рукой: такие же искренние, в чем-то выдуманные, отличающиеся крайней наблюдательностью, объединяющие в себе реальность и фантазию. Кроме того, дети часто становятся героями ее рассказов, раскрывая читателю совсем недетские темы: политику, жестокость окружающего мира, одиночество, смерть Такое «сближение» с персонажами помогает автору понять их, проникнуть в их мир и показать читателю «мир взрослых» со всеми его недостатками.

Есть и другой вариант происхождения псевдонима Тэффи. Его она предложила сама: «Нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака – дураки всегда счастливы. Дураков я знавала в большом количестве, но если уж выбирать, то что-нибудь отменное. И тут вспомнился мне один дурак, действительно отменный, и вдобавок такой, которому везло, значит, самой судьбой за идеального дурака признанный». Этим дураком оказался слуга Степан, или Стэффи. Так и появился ее псевдоним. Что ж, дураки в произведениях Тэффи не редкость. Им она посвятила рассказ «Дураки», но и в других ее рассказах они встречаются. На самом деле большинство ее героев – дураки: грустные и веселые, гордые и униженные, «просто глупые» и «круглые» Дураки, как известно, заставляют людей смеяться над ними; дураки Тэффи заставляют читателя смеяться над собой Узнавая в героях себя, смеясь над ними и над собой, читатель должен понять свою «глупость» и попытаться искоренить ее.

Однако следует отметить, что, когда у Тэффи спросили, что же означает ее псевдоним, она не рассказала эту историю, приняв другую, предложенную ей журналистом. Он предположил, что имя это она «позаимствовала» у Киплинга. И действительно, у него есть такое стихотворение: «Taffy was a Welshman,//Taffy was a thief. ». Эту версию Тэффи с радостью приняла, согласившись носить имя хитрого вора. Сразу вспоминается тот факт, что В. Брюсов обвинил Тэффи в том, что ее сборник «Семь огней» - пародия, «подделка», вобравшая в себя стили, приемы многих известных поэтов. К сожалению, справедливо оценив этот сборник, он не заметил, что «поддельность» его – нарочитая, призванная обратить на себя внимание.

Именно такой – многоликой, вобравшей в себя лучшее от жизни и искусства – была Тэффи. Кажущиеся на первый взгляд легкими и юмористическими, ее рассказы на самом деле были глубоко философскими; их философия – философия Жизни, обычной повседневной суеты, в которой вершатся человеческие судьбы. Их глубокий смысл Тэффи смогла донести до читателя через смех и слезы: сквозь смех и слезы ее героев проступают смех и слезы человечества

«Жемчужина русского юмора»

(юмористические рассказы Надежды Тэффи)

«Изящнейшей юмористкой современности» называли Тэффи ее современники. Действительно, едва выйдя в свет, ее сборник «Юмористические рассказы» завоевал себе любовь читателей всех возрастов и профессий. Главной его особенностью можно назвать то, что рассказы были непохожи друг на друга, как будто они были написаны разными авторами. Тем не менее, их объединяла общая идея, цель: выставить напоказ все самое смешное и глупое, заставить людей смеяться над тем, что в жизни кажется им обыденным и не стоящим внимания. «У каждого человека свои слабости – и часто это самое интересное в нем», - говорил американский писатель-сатирик Генри Уиллер Шоу, и Тэффи вовсю использует этот принцип. Показывая читателю слабости своих героев, она заставляет его смеяться над ними – и над собой. Неслучайно в качестве эпиграфа она выбрала цитату из «Этики» Спинозы: «Ибо смех есть радость, а посему сам по себе – благо». Ее смех – своеобразное лекарство от глупости. Через этот смех Тэффи искореняет людские пороки и недостатки. Ведь смех, как известно, лучшее лекарство

Юмористические рассказы Тэффи – удачная попытка посмеяться над самой жизнью. В своем излюбленном жанре – миниатюре – она описывает незначительное событие, с которым каждый сталкивался не раз, и превращает его в событие поистине комическое. Свое умение не только видеть комичное в обычном, но и добиваться «минимальными средствами максимальной выразительности» Тэффи начала совершенствовать уже в юности. Любовь маленькой девочки к карикатурам и сатирическим стихотворениям переросла в мастерство сатирика, пишущего фельетоны. Многие приемы, использованные и отточенные Тэффи в это время, она использует позднее в своих юмористических рассказах.

Главные принципы сатирических произведений Тэффи – гиперболизация, гротеск и мягкая ирония. Примеров этих средств в ее творчестве великое множество. Вот несчастный, ничего не понимающий Семен Рубашкин, «за распространение волнующих слухов о роспуске первой Думы» приговоренный к смертной казни, и его «модный» адвокат, «из принципа» добившийся смертного приговора вместо штрафа; вот несчастный, «бесприютный» Коленька Коньков, «маленький ребенок» лет тридцати пяти, испытывающий «страшный ужас», не находя квартиры, в которой остановился; здесь же и гимназисты первого класса, ведущие «пратакол засидания» и «переоценивающие ценности», утверждая, что «дурак – это хорошо» Перечислять можно до бесконечности, каждый персонаж рассказов Тэффи по-своему комичен. Но он также по-своему реален: приглядевшись повнимательнее, можно узнать в них друзей, знакомых и даже самого себя. Этот факт нельзя отрицать, каким бы неприятным и пугающим он ни был, но «Что поделаешь! Кошмар русской действительности!». В этом – главное «назначение» рассказов Тэффи: они заставляют читателя смеяться, прежде всего, над самим собой, а значит – задуматься и «излечиться».

При этом Тэффи ни в коем случае не насмехается над своими героями. Наоборот, сочувствует им, их комичности, глупости, ничтожности. Ее оружие – ирония, а не сатира; ее смех – добродушное подшучивание, а не злая усмешка. Каждый свой рассказ Тэффи «переживает» сама, пропускает его через себя. Ее присутствие ощущается в каждом произведении: в мягкой иронии, в ненароком брошенной фразе, заключающей в себе главную мысль К своим героям Тэффи относится нежно и бережно, как к детям; таковыми они и являются: в душе или в жизни. Столь неотступное следование за персонажами, за их действиями и мыслями, сближает с ними Тэффи. Это – смех над собой, такой же, как ее герои, такой же, как ее читатели Неслучайно первое, что отмечали современники Тэффи – ее способность посмеяться над собой, обратить в шутку самое обычное событие

Однако жизнь берет свое, тем более – жизнь в столь трудное для страны время, когда события сменяют друг друга, как цветные стеклышки в калейдоскопе, а место сострадания в сердцах занимает жестокость. Второй том «Юмористических рассказов» Тэффи – смех сквозь слезы Своеобразным вступлением к этой книге стал рассказ «Человекообразные» - скорее философский, чем комический, пожалуй, первый «серьезный» рассказ Тэффи. Предисловием к нему служат цитаты из Библии – непозволительная «роскошь» для советской России! Они противопоставлены эпиграфу к первому тому рассказов Тэффи: смех смехом, но не следует забывать о душе. Действительно, антитеза «духовность – бездуховность» является в рассказе центральной. Цель этого противопоставления – показать, насколько отвратительна жизнь без души – «дыхания Божия». «Человекообразные» - очередная, более резкая, чем раньше, попытка обличить человеческие недостатки, показать их во всей их неприглядности, пошлости. В нем – надежда на то, что узнавшие себя в образах «человекообразных» попытаются «зажечь» вновь свою «живую горящую душу». В рассказе Тэффи описывает человекообразных столь тщательно, что, встретившись с ними в реальной жизни, невозможно не узнать их: по «странному» смеху, по любви к деньгам и власти В этом описании раскрывается назначение цитат из Библии: в нем собраны основные человеческие пороки: злоба, жадность, сладострастие, зависть Единственная, казалось бы, положительная черта человекообразных – способность и любовь к труду – становится главным пороком, признаком отсутствия души. «Только трудом может оно [человекообразное] добиться существования человеческого» - такова формула существования, но не жизни. Спасение от потери души есть: в любви и творчестве, в поисках, ошибках, решениях и заблуждениях, во всем, что даровано человеку Богом, а главное – в смехе Смех – по-прежнему главное «лекарство» человечества, более того, он обожествляется: «Смех – печать Бога на лице души человеческой». Рассказ этот был написан Тэффи отчасти и потому, что многие в первом сборнике рассказов нашли только комичное – и ничего больше. Они не поняли главного: смеяться нужно над самим собой, искать недостатки, прежде всего, в себе. Тэффи словно смеется над ними, прячет свою улыбку за серьезностью или, как знать, серьезность – за улыбкой

Еще один юмористический рассказ Тэффи с «серьезным» подтекстом – рассказ «Дураки». Казалось бы, какая в нем философия? Это скорее «энциклопедия жизни дурака»: кто он такой, как он себя ведет, чем отличается от нас, круглый он или набитый Ясно одно: дураки – человекообразные, их чувства, слова и поступки лишены духовности. Тэффи переворачивает мир с ног на голову: «Настоящий круглый дурак распознается, прежде всего, по своей величайшей, непоколибимейшей серьезности Все поведение дурака, как и его наружность, степенно, серьезно и представительно Вся душа дурака словно облизана широким коровьим языком. Кругло, гладко. Нигде не зацепит. Большинство дураков читает мало. Но есть особая разновидность, которая всю жизнь учится. Это дураки набитые». В этом абсурдном описании – явное сравнение с человекообразными: те тоже любят учиться, держатся спокойно и с достоинством. В понимании Тэффи круглый дурак – дурак, душа которого гладкая, почти незаметная, как будто ее и нет совсем; круглый дурак ближе всех к человекообразным. «Часто люди ошибаются, принимая за дурака самого обыкновенного глупого или бестолкового человека» - вот в чем опасность. В обычном человеке, пусть даже и бестолковом, есть «дыхание Божие», дурак же почти погасил его в себе Тэффи уверяет: важно научиться распознавать дураков и, наконец «прорвать круг» - пробудить в них душу. Только так можно спасти мир, данный человеку Богом, от нашествия человекообразных.

«В этой книге много невеселого»

(«серьезные» рассказы Надежды Тэффи)

Вскоре слава «смешной» писательницы прочно закрепилась за Тэффи в сознании современников. Однако ее талант был гораздо глубже, ярче, многообразнее. Тэффи попыталась изменить сложившийся стереотип и написать совсем иную книгу («Неживой зверь», 1916), в которую включила только «серьезные» рассказы. «В этой книге много невеселого, - говорилось в предисловии. – Предупреждаю об этом, чтобы ищущие смеха, найдя здесь слезы – жемчуг моей души – обернувшись, не растерзали меня».

Предисловие это было «вынужденным»: сама Тэффи никогда прежде их не писала, предоставляя своим рассказам говорить самим за себя, а читателям – видеть в них то, что близко и понятно только им. Несмотря на то, что Тэффи дорожила своими «серьезными» произведениями, привыкший и готовый к смеху читатель не понимал и не принимал ее новые рассказы. Попытки сделать второй том «Юмористических рассказов» более философским, заставить людей задуматься над ним оказались бесплодными. Критики набрасывались на каждое ее произведение, обвиняя в бессердечии. «И это кажется автору смешным?» - говорили они о рассказе «Явдоха», одном из самых трогательных и драматичных ее рассказов. Подобные нападки вынудили Тэффи впервые написать предисловие к своей книге.

Герои этих ее рассказов нисколько не смешны, скорее даже наоборот, несчастны и беспомощны, одиноки и беззащитны. Тем не менее, цель этих рассказов та же, что и у юмористических – помочь читателям понять себя, раскрыть свою душу, искоренить в себе недостатки. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая несчастлива по-своему» - утверждал Л. Н. Толстой. То же можно сказать и о произведениях Тэффи: герои ее юмористических рассказов в чем-то похожи, одинаково смешны, в то время как несчастье героев «серьезных» рассказов у каждого свое, непохожее на другие. Персонажи этих рассказов живут в мире страданий, войн, смертей и одиночества: таков реальный мир глазами Тэффи, в который она перемещается из мира фантазий и смеха.

Одиночество – самое страшное и пугающее чувство для ее героев. Отчасти это одиночество самой Тэффи, преследовавшее ее всю жизнь и настигшее в эмиграции. От одиночества страдает маленькая Катя, забытая родителями, вынужденная «оживлять» в своем воображении «неживого зверя» – игрушку Одиночество пугает старушку Анну Александровну, весь мир которой – съемная комната и маленькая фарфоровая чашечка Одинока старая неграмотная Явдоха, даже не понимающая, что сын ее погиб и больше не вернется Именно одиночество становится главной причиной оживления предметного мира и омертвения человеческого, в котором люди уподобляются животным.

Герои «серьезных рассказов Тэффи – «маленькие люди», которые, тем не менее, пытаются вырваться из западни, подстроенной им жизнью, стать лучше, сильнее. Это трогательная француженка мадмуазель Бажу, стремящаяся к постоянству – единственной гарантии спокойствия – и потому не расстающаяся с паричком, который «очень не шел к ней». Она понимает – «события мировой и индивидуальной важности – это все неважно и несерьезно», более того, они пугают мадмуазель Бажу. Она видит, как жестоки бывают перемены в жизни, поэтому ее идеал – спокойствие, уверенность в том, что завтра все будет так же, как вчера. И хотя ее «философия покоя» ограничивается учебником Марго и несуразным паричком – попыткой спрятать свою душу, свою сущность от жестокости окружающего мира и жить не изменяясь, надеясь, что покой спасет от беспокойства реальности – она не желает мириться с недостатками окружающего мира, а это уже борьба с ним. Это и бедный гимназист Коля Факелов, единственное богатство которого – гордость, которая, однако, не спасает от жестокой реальности и страданий души. Его храбрость – показная, ненастоящая: душа Коли по-прежнему беспомощна и слаба. Тем не менее, он стремится к справедливости, по-своему пытаясь противостоять реальности.

И Коля, и мадмуазель Бажу, и Явдоха, и Катя – образы обобщенные, вобравшие в себя черты тех, кто страдает от жестокости окружающей действительности, но продолжает бороться – каждый по-своему. Судьба действительно жестока к ним, она постоянно испытывает их силу духа и душу. Тем не менее, они стремятся в мир лучший – мир своих надежд, спокойствия, радости и счастья. Их мечты могут показаться неосуществимыми и хрупкими в окружающей их жестокой, душной реальности, но главное для Тэффи – их вера в торжество справедливости. Их недовольство этим миром – первый шаг на пути решения проблем.

Есть у Тэффи и другие герои: «герои-борцы». Самый яркий среди них – Ваня Щеголек, не сдающийся даже перед лицом смерти, до последнего не теряющий веры в жизнь. «Он – не человек, он гордый» - говорит Ваня Щеголек о диком лебеде. Но таков и он сам; этим и отличается от окружающих его людей «с номерами» – человекообразных «Пущай смерть всугонь бежит – утекну» - повторяет он и оказывается прав: он умирает, но память о нем, бесстрашном, жизнерадостном, верящим в лучшее, остается. Его душа настолько сильна, что заставляет окружающих верить: в себя, в жизнь

Главная цель «серьезных» рассказов Тэффи – не дать людям спрятаться, уйти в себя, погибнуть еще при жизни, не позволить им сдаться, не дать им заключить себя в выдуманном ими мире, придать им сил и мужества столкнуться лицом к лицу с реальностью – и победить.

«Кто лучше нас с тобой может оценить вечную любовь?»

(Сборник «Все о любви»)

Особое место в творчестве Тэффи занимают рассказы о любви. Сборник рассказов 1946 года получает название «Все о любви». И действительно, какими бы разными ни были рассказы, как бы далеки они ни были на первый взгляд от этой темы, все они, так или иначе, говорят об этом чувстве.

Любовь для Тэффи – особое состояние души, когда душа приобретает удивительную способность – видеть и понимать душу другого, окрашивать серые будни в самые яркие краски. Безусловно, способность эта даруется не всем: только тот, кто любит сердцем и душой способен «прозреть». В этом сборнике Тэффи вспоминает свой рассказ «Человекообразные»: «Человекообразное не знает любви». В подтверждение тому – рассказ «О вечной любви».

Этот рассказ построен по принципу антитезы: любовь духовная противопоставлена инстинкту. Абсурд же заключается в том, что именно люди, с таким воодушевлением рассуждающие о «вечной любви», оказываются не способными не только почувствовать, но и распознать и признать ее. Сюжет напоминает рассказ Куприна «Гранатовый браслет»: гости развлекают друг друга рассказами о любви. Но как непохожи они на полные подлинного чувства новеллы, рассказанные старым дядюшкой! Ассоциация с произведением Куприна усиливает главную антитезу рассказа Тэффи, герои которого принимают за вечную любовь физическое влечение, исчезающее вскоре после появления. «Попадались все исключительно вечные» - эта фраза звучит насмешливо и совершенно абсурдно. И вот на фоне этой «вечной» любви – чувство настоящее, сильное и глубокое, чувство духовной любви, чувство любви голубя к голубке, которое не вынесло расставания с любимой и закончилось смертью, но смертью от любви. Образ голубя символичен: как известно, голуби – символы верности, любви и чистоты. Однако люди бездушные не могут этого понять, называя чувство сильное и искреннее «рефлексами», а мимолетное увлечение, одно из тысячи таких же, - «вечной любовью».

«Вот мы - смертью смерть поправшие»

(ностальгические рассказы Надежды Тэффи)

Рассказы Тэффи периода эмиграции – самая печальная страница в ее творчестве. В них заключено одиночество, тоска по Родине, которую уже не суждено увидеть, переживания за судьбу России, сочувствие эмигрантам Жизнь вдали от родной земли заставила Тэффи многое переосмыслить: основной темой ее рассказов становится эмигрантская жизнь, а лейтмотивом – смерть, прежде всего духовная. Эмиграция для Тэффи – жизнь после смерти, лишенная смысла, пустое существование. Об эмигрантах она говорит так: «Приезжают наши беженцы, изможденные, почерневшие от голода и страха, отъедаются, успокаиваются, осматриваются, как бы наладить новую жизнь, и вдруг гаснут. Тускнеют глаза, опускаются вялые руки и вянет душа Ни во что не верим, ничего не ждем, ничего не хотим. Умерли». Страшное, тяжелое слово, ужас которого Тэффи усиливает, считая, что одних слов недостаточно, чтобы выразить его: «умерли смертью». Люди, живя вали от родной земли, полной жизни, «подпитывающей» их, «увяли душой» несмотря на внешнее благополучие их существования. Они становятся «бывшими»: бывшими офицерами, бывшими губернаторскими дочками, бывшими помещиками. Другими словами, они становятся «сырьем», теряют свою индивидуальность и интерес к жизни («Великая Печаль погасит глаза говорящим, опустит уголки рта»). Погибает и изменяется все то, что было привычным: природа, быт («наш быт умер»), даже литература Но самое страшное заключается в том, что «нового ничего нет». А как же можно жить? Вот люди и гаснут, умирают.

Основной мотив ее рассказов периода эмиграции – тоска по народной России. По ее природе, ее традициям и обычаям, ее народу В них нет ни слова о государстве, только о стране. Трагедия жизни в эмиграции – в отсутствии этих жизненных особенностей, родных и знакомых каждому с детства. «В Париже, - пишет Тэффи в рассказе «Дачный сезон», - нет природных сезонов Есть какие-то странные». «Благовесту не слышно», - возмущается старая нянька, героиня «Ностальгии». Особенности быта чужой страны становятся отвратительными, пугающими: «французы как-то беспечно к этому делу [снятию дачи на лето] относятся». Чужая природа не приносит успокоения русской душе: «если горе большое – иди в лес, обними березоньку Но как это сделать в Булонском лесу?».

Еще один мотив, повторяющийся в рассказах Тэффи – мотив безвременья. Люди живут лишь воспоминаниями о прошлом, «думают только о том, что теперь там», «интересуются только тем, что приходит оттуда» Они не верят в будущее, в окружающий их чужой мир В рассказе «Ке фер» («Что делать?») Тэффи пишет: «Все это, конечно, хорошо, господа! Очень даже хорошо. А вотке фер? Фер-то ке?». Действительно, что делать людям с погибшей душой, живущим вне времени на чужой земле?

«Серебряный век» русской поэзии, без сомнения, явил читателям множество талантливых поэтов и писателей, чье творчество было достойным восхищения и завоевало себе огромное число поклонников не только в России, но и во всем мире. Особое место среди них занимает Надежда Тэффи – писательница непредсказуемая, обладающая Даром Божьим – видеть смешное там, где другие видят лишь серость и обыденность, и передавать этот смех читателям в своих рассказах. Однако талант ее был гораздо разнообразнее. Своими произведениями она поддерживала в людях Надежду. Надежду на то, что все самое плохое в жизни можно обернуть в шутку, горе можно прогнать улыбкой. Она научила людей чаще обращаться к своей душе, находить в ней новые источники жизненной силы. Более того, она показала, как делиться этой силой с окружающими. Все ее творчество – жизнь в миниатюре, со всеми ее радостями и печалями; ее герои – такие же люди, как и мы. Она по праву считается одной из тех, чьи имена и чье творчество должно передаваться из поколения в поколение.

Действительность, которую рисует Тэффи в своих рассказах, далека от идеальной: она жестока и глупа, в ней много горя. Такой сделали ее человекообразные, превратив прекрасный и справедливый мир в мир страданий и одиночества. Однако они не властны над душами людей. Но Тэффи верит: тот, кто поймет ее, ее рассказы, сможет вырваться из фальшивого, искусственного мира в мир божественный, настоящий. Она понимает и принимает реальность такой, какая она есть, но напоминает, что только настоящий человек способен изменить его лучшему.

Комментарии


Войти или Зарегистрироваться (чтобы оставлять отзывы)